Виды переборов на гитаре, или как сыграть красивый аккомпанемент? Аккорды, бой и переборы для гитары.

Сайтов с гитарными минусовками много. Мы же представляем то, чего нет у других - гитарные минусовки русских песен.

«Минусовка», говоря на простом языке - это музыкальный трек, в котором отсутствует один из инструментов или вокал. Отсюда и название: минус один инструмент/партия. Чаще всего мы привыкли использовать этот термин именно по отношению музыки, в которой отсутствует вокальная партия исполнителя вовсе, либо остается только сопровождающий его бэк-вокал. Но существуют также и минусовки инструментальные, в том числе и гитарные. Это значит, что в треке при помощи специальных программ убирается партия гитары.

Поиск минусовок так же доступен через песенник . Страница с минусовкой содержит, по мере возможности, табы и ноты для удобства исполнения.

Гитарные минусовки создаются не только с целью обучения или тренировки, но и для реальных выступлений и даже концертов. Полностью живое выступление, например, в ресторане часто достаточно сложно в плане подключения, настройки, расположения инструментов. Это влияет на конечную стоимость для ресторана и публики. А вот исполнения под фонограмму где "живьем" звучит не только вокал, но и гитара - намного проще и дешевле. При этом сохраняется та "магия" живого выступления.

Но всё же основной ролью минусовок backing tracks являются тренировки. К примеру, если нужно отрепетировать одну и ту же часть произведения в домашних условиях, либо у гитариста просто нет аккомпанирующих ему музыкантов. Зачастую «минус» используется музыкантами для игры под композиции любимых исполнителей. В таком случае можно сыграть как оригинальную гитарную партию, так и потренироваться в искусстве импровизации.

Минусовки одной и той же песни могут отличаться друг от друга, как по качеству звучания, так и по длине звуковой дорожки. В последнем случае зачастую это происходит из-за того, что в оригинале присутствует слишком сложная для исполнения обычным гитаристом техника или соло-партия, либо большое количество повторов, которое понадобилось сократить.

На сегодняшний день в интернете можно найти огромное количество минусовок для гитары на любой вкус. К сожалению, качество многих из них оставляет желать лучшего. Почему же так происходит? Все потому что для создания минусовки используются разные методы. Условно их можно разделить на такие категории:

  • Оригинальная. Создается такая минусовка на звукозаписывающей студии и, зачастую, самими авторами композии. Дальнейшее использование такого трека: концерт, репетиция, реже дальнейшая продажа.
  • Аранжировка. Такой вид минусовки может отличаться от оригинального звучания, так как записывается на студии профессиональными музыкантами, которые просто переигрывают песню, максимально приблизившись к оригиналу.

Найти в интернете оригинал или аранжировку не всегда является возможным, поэтому существуют и упрощенные виды минусовок.

  • Нарезка. Если качество и структура исходного трека позволяют, то можно нарезать и заново «склеить» композицию. При этом куски, в которых присутствует гитарная партия, вырезаются совсем, либо заменяются специально написанными и похожими по звучанию.
  • Забивка. При нехватке нарезанных материалов, недостающие части дописываются в секвенсоре.
  • Задавка - такой тип обработки, в котором партия гитары или любого другого инструмента заглушается при помощи специальных программ. Качество продукта при этом может значительно пострадать. В таком случае комбинируют несколько типов создания минусовки, просто дописывая треки сверху.

Приветствую вас дорогие друзья:=) Продолжаем осваивать блюз игру на гитаре. Сегодня я не буду грузить вас теорией, её и так было дохренище в предыдущих выпусках. Сегодня будем заниматься исключительно практикой. В сегодняшней статье вы начнете осваивать , и будете уже потихоньку начинать, играть блюз на гитаре:=)

Это уже четвертый выпуск, надеюсь предыдущие выпуски были для вас полезны:

В предыдущей статье вы изучили основные блюз аккорды, сегодня будем применять их на практике. Начинать будем с простого блюзового аккомпанемента и постепенно будем его усложнять.

Итак, давайте знакомиться с первым вариантом аккомпанемента. Как вы помните, основными аккордами блюзового аккомпанемента являются: Т – тоника, S – субдоминанта, D – доминанта. Рассмотрим все на примере тональности A7.

Тоникой будет являться аккорд A7 группы Е(ми); субдоминантой, аккорд D7 группы А(ля); доминантой, аккорд Е7 группы А(ля).

Такой аккомпанемент чаще всего применяется гитаристами для создания так называемой ритмической подкладки, на фоне которой исполняются мощные риффы и соло партии.

Второй вариант аккомпанемента, который мы рассмотрим, будет уже немного сложнее. Для того чтобы расширить позиции, мы будем применять смежные аккорды других групп.

Так например для аккордов группы Е(ми) смежная будет группа G(соль):

Для аккордов группы А(ля) смежная будет группа С(до):

Как мы видим все аккорды групп укладываются на грифе гитары со 2-го по 9-й лад. Давайте назовем этот участок первой игровой зоной. Ниже на рисунке, точками я показал расположение тоник основных аккордов в этой игровой зоне:

В нашем случае тональность А и этими тониками будут ноты: А – тонический аккорд, D –субдоминантовый аккорд, Е – доминантовый аккорд. При изменении тональности, тоники аккордов смещаются вправо или влево по грифу, и вместе с ними смещается вся игровая зона.

Чтобы разнообразить звучание, вместо простых септаккордов можно использовать те самые аккорды с надстройками и альтерациями.

Данные аккорды можно комбинировать между собой в различных вариантах.

Вот табулатурная схема аккордов, которые я проигрывал в видеоуроке:

Для создания более сложного и разнообразного аккомпанемента вы можете участить смены аккордов. У вас получиться вот такой вариант аккомпанемента:

Вот табулатурная схема аккордов:

Обратите внимание, что в качестве доминантового аккорда здесь встречается аккорд E7#9 . Это так называемый «Хендриксовский» аккорд. Не знаете кто такой Джими Хендрикс, гугл вам в помощь, дорогие друзья:=)

Теперь давайте добавим к известным нам аккордом аккорды, которые располагаются на пол тона ниже. Это так называемые полутоновые «подъезды»:=) Помимо этого еще немного изменим саму ритмику проигрывания, и мы получим вот такой вариант аккомпанемента:

Вот табулатурная схема проигрывания аккордов:

Как видно из схемы, в 5-м такте аккорд D9 проигрывался выше по грифу, таким образом мы попали во вторую игровую зону.

Вот такой вариант аккомпанемента можно сыграть во второй игровой зоне:

Вот табулатурная схема:

Ну и напоследок давайте совместим первую и вторую игровую зоны и мы получим вот такой вот вариант аккомпанемента:

Вот так вот это играется:

Ребята, на сегодня всё. Я показал вам основные варианты блюзового аккомпанемента, однако это не означает, что больше никаких вариантов не существует. Пробуйте комбинировать между собой различные блюз аккорды, делайте смены аккордов более частыми, одним словом не бойтесь экспериментировать и находить что-то новое.

Нажимайте на кнопки соц. сетей, ставьте лайки, делайте репосты и реттвиты. Оставляете свои комментарии, задавайте вопросы.

Дорогие друзья, до встречи в следующих статьях и выпусках рассылки:=)

Часто под выражением "гитарный аккомпанемент " подразумевается нечто очень простое. Глупая шутка, ставшая притчей во языцех – "а мурку могёшь?", – настолько избита, что напоминает один из сальных анекдотов про промывание желудка и извлечение аккорда ля-минор… когда обычного резерва организма не хватает.

Что такое на самом деле ? Три-четыре аккорда, которые получили в простонародье названия: Am (первый "блатной" аккорд), Dm (второй "блатной" аккорд), E7 (третий "блатной" аккорд) и конечно же C (он же "лесенка")? – Сейчас такой подход уже не актуален.

Годы идут, эпохи сменяются, исполнительство развивается. Большую роль в данном контексте играет исполняемый репертуар. Если 20-30 лет назад популярные мелодии легко укладывались в примитивные четырех- или пятиаккордовые схемы, сейчас палитра музыкальных средств значительно расширилась.

Проявилось влияние джазовой и популярной зарубежной музыки. А вместе с этим усложнение гармонических средств, т.е. – аккомпанемента. Так что же такое этот самый аккомпанемент с точки зрения гитарного исполнительства ?

Рассмотрим музыку с архитектурной точки зрения. Вся палитра делится на: бас, мелодию, гармоническое заполнение, контрапункт (вторая мелодия) и ритм, которые в свою очередь дробятся на более мелкие элементы. Если убрать из этой архитектуры мелодию – мы получим тот самый аккомпанемент для мелодии, которая будет исполнятся другим инструментом. Другими словами, музыкальная ткань аккомпанемента может быть достаточно сложна и изыскана.

Профессиональный включает в себя владение различными ритмическими рисунками, умение одновременно сочетать басовую линию с аккордами. Часто используемый приём – вплетение в музыкальную ткань самостоятельных мелодических подголосков. Романсы Малинина и Рахманинова немного отличаются по фактуре... Хотя, если убрать партию вокала, и то и другое будет аккомпанементом .

В процессе , аккомпанемент рассматривается как начальная ступень развития . Постепенно добавляются новые аккордовые связки, вводится понятие тональности и организации гармонических средств внутри тональности. Сложные термины скрывают за собой очень логичную и легко применимую на практике систему.

Если исполнитель разбирается в теории, не обязательно до уровня высшей математики, – его игра становится более яркой, более непредсказуемой, а следовательно, интересной.

Но вернемся к "блатным аккордам" – и здесь ничего не стоит на месте. Давно запущен процесс синтеза. В шансоне начинают использовать средства народной и рок-музыки, в популярной музыке широко пользуются принципами классической гармонии и джаза и т.д.

Главное, что продолжает отделять хорошую музыку от плохой – это наличие вкуса и навыков у того, кто эту музыку создает.

Важно в процессе изучения аккомпанемента на гитаре добиться физического удобства при исполнении тех или иных аккордов и их сочетаний. А это напрямую зависит от технической стороны исполнительства и также подчиняется простым физическим законам (строение мышц, углы соприкосновения пальцев и струн, рациональные результативные движения, концентрация на нужных вещах).

АККОМПАНЕМЕНТ

Если вы попали на эту страницу по запросу, связанному с гитарным аккомпанементом, то советовал бы, для начала, ознакомиться с текстом на главной странице. Не исключено, после прочтения вам захочется овладеть всем миром под названием "Гитара", вместо того, чтобы довольствоваться его крохами, представленными на этой странице.

Мысли по поводу…

Тот материал, с которым вы могли ознакомиться на данной странице, безусловно, принесёт большую пользу гитаристам, заинтересованным в повышении качества аккомпанемента. Но он не предназначен для обучения игре на гитаре в высоком смысле этого слова. Не предназначен потому, что в нём не содержится сведений о правильном приложении рук к инструменту; нет упражнений, развивающих силу пальцев рук, их выносливость и скоростные характеристики. В общем, нет азов.

Поэтому, если вы намерены с помощью этого материала (или любого другого, связанного с аккомпанементом "боем" или "перебором") учиться гитаре играя песни, советую одуматься. Знаю-знаю, сами умные и так далее… Но вдумайтесь, вы ещё ничего не знаете о гитаре. Не знаете как обустроить её для комфортных занятий; как избежать болевых ощущений на начальном этапе; как заставить слушаться собственные пальцы, упорно не желающие занимать нужное место на струнах; как освоить гитарные приёмы "баррэ" и "арпеджио" – сколь основные, столь и по своему трудные, – без которых не обходится ни одна мало-мальски продвинутая песня. Значит, если вам и удастся начать занятия, то на освоение каждой песни будете тратить гигантское время, и за годы труда наберёте весьма скудный репертуар сомнительного качества. И главное, привычка располагать руки не так, как нужно, а так, как хочется, не позволит совершенствовать свою игру. Совершенствовать не в плане развития аккордовой техники или действий правой руки, отвечающей, при условии стандартного расположения гитары, за извлечение звука, а в развитии навыков сольной игры. Спросите, зачем нужен этот навык? Во-первых, затем, что, если вы человек молодой, не ясно ещё, что вам захочется в дальнейшем больше: петь под гитару или просто играть на ней. Во-вторых, у вас может попросту не оказаться голоса, а расстаться с гитарой будете не в силах. В-третьих, чтобы суметь сыграть вступление, проигрыш или окончание к любимой песне, присутствующей, не исключено, в оригинале.

Теперь рассмотрим другую сторону медали. Пройдя обучение в моей гитарной Школе, или любом другом квалифицированном месте, вы научитесь играть на гитаре музыку разных жанров и направлений, в том числе по нотам. Причём, играть соло, выдавая качественную музыку без поддержки других музыкальных инструментов или голоса (качественной музыкой, применительно к сольной игре на гитаре, я называю одновременное воспроизведение не менее трёх звуковых потоков). Освоите все известные гитарные приёмы (у меня они все). Приобретёте навыки, способствующие будущему прогрессу и творческому росту. А уже песни-то будут покоряться с потрясающей лёгкостью. И всё это, заметьте, за то время, которое вы потратили бы на освоение пары десятков песен при самодеятельном их разучивании. Есть разница?
Как поступить, решать, безусловно, вам. Но, если надумаете – милости прошу в раздел "Уроки". 5 первых уроков даны для бесплатного ознакомления, а стоимость каждого последующего равна 40 рублям, что, как вы понимаете, не может служить препятствием к их покупке.

Ну, а чтобы подогреть ваш интерес к гитаре, предлагаю посетить раздел "Библиотека гитариста" и послушать, что можно сделать на гитаре (рубрики "Ноты + Табы", "Песни и романсы", "Гитарные ансамбли" состоят исключительно из моих аранжировок).

Буквенно-цифровые обозначения – это способ записи отдельных звуков, аккордов и тональностей музыкальных произведений с помощью букв латинского алфавита, математических и нотных знаков, а также прочих специальных символов (подробности здесь: "Гитарная Школа А.Носова"/"В помощь гитаристу"/"Аккомпанемент"/"Буквенно-цифровые обозначения аккордов").

Данная система записи имеет ряд преимуществ и недостатков.

ПЛЮСЫ. Во-первых, это простой способ разучивания новых произведений для музыкантов, играющих аккордами и не владеющих нотной грамотой.

Во-вторых, удобство считывания при игре аккордами (по сравнению с нотами). Причём, если музыкант хорошо знаком с обозначениями (точнее, умеет связывать их с реальными аккордами), то может играть с листа, без предварительной подготовки. Если же не знаком, то всегда может воспользоваться каталогом аккордов (большой каталог аккордов для 6-ти струнной гитары доступен для просмотра и скачивания здесь: "Гитарная Школа А.Носова"/"В помощь гитаристу"/"Аккомпанемент"/"Каталог аккордов для гитары").

В-третьих, буквенно-цифровые обозначения оказывают помощь музыкантам, играющим в импровизационном стиле (независимо от того, какому инструменту эта роль отводится). Достигается это тем, что данные символы несут в себе точную информацию о текущей гармонии, что позволяет избежать фальши в сочетании с другими инструментами и не "заблудиться" в партитуре. Правда, для реализации данной возможности необходимо знание нотации и основ теории музыки. Поэтому, если вы ещё не в теме, можете изучить всё это здесь: "Гитарная Школа А.Носова"/"Уроки игры на гитаре".

В-четвёртых, буквенно-цифровые обозначения, как и ноты, имеют единый стандарт для всего цивилизованного мира, а потому понятны любому музыканту, независимо от того, носителем какого языка он является. Данное качество представляется особенно ценным с наступлением эпохи Интернета и, как следствие, активного слияния культур. Причём не только с точки зрения аккордов, но и всех музыкальных дисциплин, в которых буквенно-цифровые символы находят весьма широкое применение.

МИНУСЫ. Во-первых, данные обозначения не дают представления ни о взаиморасположении звуков аккордов, ни об их высоте. Поэтому исполнитель вынужден сам решать, как расставить звуки аккорда и в каком месте грифа или клавиатуры их извлечь, что может не совпасть с задумкой автора, как правило предполагающего определённый нижний звук (для гитары басовый, основополагающий) и определённую высоту звучания аккорда.

Во-вторых, данные обозначения не сообщают о моменте вступления аккорда и о его протяжённости без дополнительных инструментов, в виде элементов нотации (нотные станы, тактовые размеры) или текстов песен (подробности в документе "Буквенно-цифровые обозначения аккордов"/"Применение буквенно-цифровых обозначений аккордов").

В-третьих, буквенно-цифровые обозначения не раскрывают каким образом извлекать звуки аккорда – одновременно (бой на гитаре) или попеременно (перебор на гитаре), и с какой ритмикой.

ВЫВОДЫ. Буквенно-цифровые обозначения, несмотря на некоторые недостатки, будут полезны всем, чья деятельность, так или иначе, связана с музыкой.

Аккорды в моём (Андрея Носова) каталоге записаны нотами, содержат подробную аппликатуру левой руки, отвечающую за прижатие струн к грифу, и сопровождены табулатурой, позволяющей разобраться в аккордах гитаристам, не искушённым в нотации. Аккорды имеют все возможные обозначения, используемые в разных странах мира и в разных музыкальных жанрах. Поэтому вы не будете иметь проблем с расшифровкой аккордовых символов, принятых за рубежом или, скажем, в джазе.

Аккордов в каталоге много, и их, без сомнения, хватит для всех игровых ситуаций, связанных с аккомпанементом, независимо от стиля его ведения – переборы или бой (кстати, именно удобство ведения боя и явилось решающим фактором для подбора аккордов: все они исполняются исключительно на соседних струнах). Но... это лишь малая часть аккордов, которые можно взять на гитаре. Сюда не вошли аккорды, смежные звуки в которых располагаются через струну или несколько струн друг от друга. Равно, как не вошли и аккорды, содержащие открытые струны в середине структуры (за малым исключением). Количество таких аккордов несметно, поэтому ни записать их, ни выучить не реально. Впрочем, квалифицированные гитаристы аккорды и не учат, как не пользуются и шпаргалками типа сборника аккордов. Они используют теоретические и практические схемы построения, дающие возможность составить и воспроизвести нужный аккорд любой сложности. Пополнить ряды квалифицированных гитаристов, выделяющихся не только отменной аккордовой техникой, но и блестящей сольной игрой, я вас и приглашаю, пройдя обучение в моей гитарной школе. Подробности на веб-сайте Гитарная Школа А.Носова, в разделе "Уроки игры на гитаре".

Желаю успешного освоения материала, коллеги!

Пособие предназначено для тех, кто хотел бы самостоятельно овладеть основами искусства аккомпанемента. Материалы уроков будут полезны не только для начинающих — тех, кто впервые взял в руки гитару. Много интересного для себя найдут в пособии и те, кто уже знает аккорды, пытается сочинять или подбирать песни на слух.

Устройство гитары. Посадка гитариста
Настройка гитары. Строй гитары. Обозначение пальцев
"Аккордовая гимнастика для левой руки"
Постановка правой руки
Разучивание песни "Домбайский вальс" Ю. Визбора
Сочинение песен с использованием типовых "квадратов"
Разучивание мелодии"Домбайского вальса" Ю. Визбора с использованием табулятуры
Подбор аккомпанемента к песне Ю. Визбора "Шхельда"
Подбор аккомпанемента методом проб и ошибок
Игра "перебором"
"Шхельда" Ю. Визбор. Нотное приложение
Баррэ
Транспонирование.
Разучивание песни "Домбайский вальс" Ю. Визбора в тональности ре-минор
Как быстро выучить ноты и находить их на нотоносце?
Нахождение нот на грифе гитары
Гриф гитары
Утренняя гимнастика. В. Высоцкий. Нотное приложение
Общие понятия о ритме. Тактовая черта. Такт. Затакт. Размер такта
Сравнительная таблица стихотворных размеров и размеров такта в музыке
Как высчитать длительность нот и пауз?
Разучивание по нотам песни Г. Шангин-Березовского "Царевна-несмеяна"
Царевна-несмеяна. Г. Шангин-Березовский. Нотное приложение
Игра в позициях. Нога-дирижер
Алгоритм разучивания песни
Разучивание песни Б. Гребенщикова "Город"
Город. Б. Гребенщиков. Нотное приложение
Игра "боем"
Разучивание песни Ю. Шевчука "Осень"
Осень. Ю. Шевчук. Нотное приложение
Как научиться самому придумывать различные виды "боя"
Размер 2/4
Размер 3/4
Размер 4/4
Размер 6/8
Использование танцевальных ритмов в музыкальной практике
Основные схемы некоторых танцевальных ритмов.
Особые виды ритмического деления
Алгоритм высчитывания ритмического рисунка, включающего в себя триоль, дуоль, квартоль, квинтоль, септоль
Примеры из песен: "Сон в руку" А. Розенбаум. Нотное приложение.

Аккордовый словарь для шестиструнной гитары. 3000 аккордов.
Правила пользования.
Буквенно-цифровые обозначения аккордов
Таблица простейших аккордов для шестиструнной гитары.
Сводная таблица аккордов в пяти позициях

  • Песенное приложение .
    • Домбайский вальс. Ю. Визбор
    • Шхельда. Ю. Визбор
    • Утренняя гимнастика . В. Высоцкий
    • Царевна-Несмеяна. Г. Шангин-Березовский
    • Город. Б. Гребенщиков, А. Волохонский, А. Хвостенко.
    • Осень. Ю. Шевчук. Из репертуара группы «ДДТ»
    • Сон в руку. А. Розенбаум
    • Очарована, околдована. А. Лобановский. Из репертуара М. Звездинского
    • Ты у меня одна. Ю. Визбор
    • Звезда по имени Солнце . В. Цой
    • Букет. Слова Н. Рубцова. Музыка А. Барыкина
    • Yesterday. Д. Леннон, П. Маккартни
    • В горнице . Слова Н. Рубцова. Музыка А. Морозова
    • Hotel California. Из репертуара группы «Eagls»
    • Все теперь против нас. Из репертуара Ж. Бичевской
    • Музыкант. А. Никольский. Из репертуара группы «Воскресение»
    • Баллада о свечах. А. Лобановский. Из репертуара М. Звездинского.
    • Маэстро. Из репертуара группы «Голубые береты»
    • I ч яка мкячна. Украинская народная песня
    • Эта рота. Из репертуара М. Гулько

Приложение.
Рекомендации по выбору и эксплуатации гитар гитарного мастера С. Щеголева
Простейшие типы аккомпанемента. Дополнение к уроку № 12
Упражнения для развития чувства ритма. Дополнение к уроку №12
Сокращение нотного письма
Краткий перечень наиболее употребительных музыкальных терминов




Top