Виктор васнецов биография для детей слайд шоу. Презентация на тему "васнецов виктор михайлович"

Васнецов Виктор Михайлович


Васнецов Виктор Михайлович () Художник Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 года 3 мая в селе Лопьял Вятской губернии Сын священника Образование получил в Вятской духовной семинарии Художественное образование получил в Петербургской Академии художеств, где пробыл с 1868 года по 1875 год За границей был два раза на свой счет: 1-й раз в 1876 году был в Париже, где пробыл год, 2-й раз перед началом работ в Киевском Владимирском соборе. Ездил в Италию, был в Венеции, Равенне, Флоренции, Риме и Неаполе В первые годы пребывания в Петербурге исключительно занимался рисунками карандашом и пером и вообще иллюстрациями


Картины масляными красками в Петербурге начал приблизительно с 1872 года, хотя 2 небольшие масляные картинки были еще написаны в Вятке до поездки в Академию. Первые картины были главным образом жанровые: самая первая картина «Рабочие с тачками» была куплена Третьяковым, но где теперь находится, неизвестно. Затем написаны «Нищие, поющие Лазаря», затем и многие другие жанровые картины, находящиеся в Третьяковской галерее, в Румянцевском музее («Преферанс»), в Музее, бывшем Александра III, и в частных собраниях. В Историческом музее Москвы помещена большая композиция «Каменный век».




На работы во Владимирском соборе в Киеве приглашен профессором Праховым в 1885 году и проработал в стенах собора 10 лет. Картины как жанровые, так и былинные и сказочные выставлялись первоначально на Передвижных выставках и отчасти на выставках «Союза русских художников» Главным же образом произведения и религиозные и другие выставлялись на х личных выставках – в целом 6 выставок. Участвовал также и на иностранных выставках: в Лондоне, Париже (1900 г.), в Риме, в Мальмё (Швеция). За работы во Владимирском соборе получил звание профессора живописи. Васнецов Виктор Михайлович ()


По чертежам В.М.Васнецова исполнены некоторые архитектурные работы: церковь в Абрамцеве, фасады Третьяковской галереи, Музея Цветкова и другие работы Васнецов Виктор Михайлович () фасад Третьяковской галереи


Несколько картин объединяет одна тема, посвящённая «Слову о полку Игореве» Васнецов Виктор Михайлович () После побоища Игоря Святославича с половцами


Васнецов Виктор Михайлович () "Баян" - одно из последних значительных произведений художника, завершающих былинную тему в его творчестве. Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник писал в это время "Богатырей". Баян - имя певца из "Слова о полку Игореве", однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически. В.М. Васнецов. Баян. 1910Баян.






Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнецова был священником, также как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.

Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище в 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.

Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница». До отъезда он так и не получил за них денег. 60 рублей за эти две картины он получил спустя несколько месяцев уже в Петербурге. Прибыв в столицу, у молодого художника было всего 10 рублей.

Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – .

К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с , и даже одно время они жили на одной квартире.

Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в в 1876 году, где прожил больше года. В это время там же находился и Репин в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.

После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы.

Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после окончания этой работы, Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.

1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике .

После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, что его серьезно угнетало. Люди уничтожали его картины, относились неуважительно к художнику. Но до конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.

Хотите лучше владеть компьютером?

Многие пользователи компьютера сталкиваются с ситуацией потери нужных файлов с флешки или жесткого диска: кто-то по ошибке удалил файл, у кого-то перестала работать флешка (например, некорректно вынута из USB) и т.д. Но не все знают, что даже удаленные файлы можно хотя бы частично восстановить. Возможность восстановления зависит от множества факторов, но, не залезая в дебри восстановления, давайте рассмотрим одну из самых простых программ восстановления файлов.

Читайте новые статьи

Урок может пройти плодотворно и радостно, на одном дыхании, а может вяло и скучно тянуться, изнуряя детей и учителя и не принося никому удовлетворения. И причина этого — не только методические ошибки, особенности материала и класса. Может быть, даже в большей степени причину надо искать в эмоциональном фоне урока, оказавшемся неблагоприятным. Создание эмоционального фона — это задача, которая неизбежно встает перед любым учителем и требует его внимания и усилий. Как создать положительный фон урока?

Как завладеть вниманием ученикав век цифровых технологий, когда поток информации полностью поглощает человека? Наверное, многим знакома ситуация, когда идет урок, а ученики смотрят на экран телефона и ничего не хотят больше делать. Как захватить внимание учащихся и сделать урок интересным? Рассмотрим несколько приемов создания заинтересованности на уроке.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Васнецов родился в семье сельского священника, детские годы его прошли в небольшом селе Рябово Вятской губернии. Художественное образование получил в лучшем учебном заведении России -Петербургской Академии художеств. В.М. Васнецов обладал разносторонними дарованиями. Он писал сказочные картины и был блестящим мастером монументального искусства.

«Богатыри» (1898, Государственная Третьяковская галерея) Центральным произведением стал большой холст «Богатыри», изображающий трех былинных героев- величественного Илью Муромца, порывистого, гневного Добрыню Никитича и простоватого Алёшу Поповича- на заставе, высматривающих врага.

«Витязь на распутье»

«Спящая царевна» (фрагмент)

«Ковёр-самолёт» (1830, Нижегородский художественный музей)

«Баба-Яга»

Одно из самых привлекательных произведений Васнецова – «Алёнушка» (1881) на мотив народной сказки. Этой картине мастер положил начало лирическо-сказочным мотивам.

«Иван-царевич на Сером Волке»

«Три царевны подземного царства» (1879 ГТГ, 1884 Киевский музей русского искусства)

Картины В.М. Васнецова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное занятие способствует развитию эстетического восприятие через наблюдение, развитие способности видеть и объяснять детали картины, учит обращать внимание на мельчайшие подробн...

В презентации предложен материал по творчеству В.М. Васнецова, подробно рассмотрены женские образы, созданные художником: Богоматерь, сказочные царевны, Алёнушка, Снегурочка и портреты жены, дочери, племянницы, близких Васнецову «по духу» женщин, которые показывают нам многогранность того, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Женские образы в творчестве В. М. Васнецова Коренева Ольга Валерьевна МОУ «СОШ № 72» Г. Саратов

Виктор Михайлович Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кто взялся за самые разнообразные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию. Он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.

« Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности», -писал Васнецов. Многие портреты художника характеризуются поисками типа национальной красоты. Кстати сказать, он никогда не писал их на заказ – изображал только тех, кто был ему интересен и по – настоящему дорог. Автопортрет. 1873.

В одной из первых своих живописных работ "Жница" (1867, Тверь) художник выразил поэтичность и внутреннюю силу своей героини, те черты, которые станут неотъемлемыми качествами его женских образов. Васнецов почувствовал особую стать русской женщины и передал ее в форме, близкой к эпической.

Одним из первых произведений в отечественном искусстве, где неразрывно слиты поэзия народных сказаний с поэтичностью и задушевностью родной русской природы, стала картина «Алёнушка». Летом 1880 года Виктор Михайлович жил в деревне Ахтырка, в нескольких верстах от Абрамцева. Он начинает писать пейзажные этюды, передающие грустное состояние природы. Вскоре появляется эскиз, сделанный маслом, - босоногая крестьянская девочка, сжавшись комочком, сидит на камне у воды. За спиной ее - темное пятно леса. Так постепенно рождалась великая картина Васнецова. Эскиз будущей картины "Алёнушка" (1880, ГГТ) «Пруд в Ахтырке»(Аленушкин пруд) (1880, музей Абрамцево).

«Так глубоко выразить душу, так поэтично представить тип - для этого нужен талант художника», - писала критика о картине. « Алёнушка » как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее…» Застывшая поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд -- все говорит о тоске и горе Аленушки. Природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с девочкой.

Картина "Три царевны подземного царства" должна была олицетворять богатство недр пробужденного края. Васнецов за основу взял старинную сказку о том, как крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел там царства золота, драгоценных камней и железа (так в сказке, в картине - каменного угля) и вывел на землю трех царевен этих царств. Поражает искусная проработка их одежды, недаром Васнецов знаменит как великолепный знаток и мастер орнаментов. Никаких событий в картине не происходит, но царевны, их наряды написаны с таким живописным мастерством, что рассматривать их можно бесконечно. Совершенно очевидно, что художник искал идеал женской красоты.

Васнецов дважды писал картину "Три царевны подземного царства". На фрагменте второй картины царевна каменного угля изображена с руками, лежащими вдоль тела, что придает фигуре спокойствие и величавость. Она очень хороша в своем иссиня-черном платье с драгоценными украшениями Художник изобразил царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатства земли. Можно долго любоваться блеском парчи, жемчужными кокошниками, россыпью драгоценных камней, величавостью поз. Художник как будто искал образ вечной женственности, крепости земли, отсюда и некоторая статичность, монументальность композиции. Один из характеров - третьей, младшей царевны - получит дальнейшее развитие в женских образах. Затаенная душевная печаль этой смиренно-гордой девушки будет встречаться и в его портретах, и в вымышленных образах.

Царевна - лягушка. Бодрыми, чистыми звуками и красками проникнуто полотно, славящее русскую красавицу, премудрую Царевну-лягушку. Ее древнерусский наряд изумрудного цвета здесь торжествен и царственно прекрасен, как и сама царевна.

Спящая красавица. Самый символический смысл имеют, пожалуй, картины « Несмеяна-царевна » и «Спящая царевна», - в каждой из них читается мысль об истории Руси, на одной - замученной завоевателями, на другой - спящей, забытой потомками. Но и здесь художник сохраняет особую трепетность в написании женских образов. Несмеяна-царевна ", 1916-26

Новым словом художника стали и его декорации и костюмы к весенней сказке А.Н. Островского "Снегурочка", вначале поставленной на домашней сцене у Мамонтовых в 1882 году, а затем, в 1885 году, в частной опере Саввы Ивановича на музыку Римского-Корсакова. Впервые на русской сцене появились декорации, неотделимые от общего замысла спектакля и оказавшие влияние на его сценографию в целом. Это был образ сказочной Древней Руси, царства доброго царя Берендея. Снегурочка выделяется задумчивым, печальным настроением, загадочностью. Ее облик родился из мягкого сочетания цветов - голубого и охристого. Фигурка чуть тронута белилами, будто припорошена снегом. Снегурочка - это мечта о прекрасном, женственность родной природы (1885, ПТ) Купава

Спустя годы Васнецов вновь возвращается к образу Снегурочки. На картине изображена девочка, одиноко бредущая по заснеженному лесу. Вот что по этому поводу пишет исследователь творчества Васнецова Н.А. Ярославцева: "В светлом лице Снегурочки затаилась тревога... Страх девочки глубинного характера, это скорее предчувствие скорой гибели от любви - любви к людям... Женский образ возвышается у Васнецова до божественного звучания, в нем переплетаются небесное и земное..." Исследователь видит в лице Снегурочки сходство с Верой Мамонто-вой, олицетворяющей для Васнецова образ "чистой заснеженной России". Снегурочка в интерпретации Васнецова - это не просто идеальный женский образ. Это выражение мечты о прекрасном, это природа, ставшая на какое-то время одушевленной. «Снегурочка». 1899 год ГТГ

К этому образу хочется присоединить и Елену Прекрасную С робко опущенным взором, кроткая и пленительная, склонила царевна голову на грудь своего суженого. Метод работы Васнецова над образами был прежним. Прототип он искал в реальной действительности. Писал для Елены Прекрасной этюд с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Для Васнецова было важно не внешнее сходство, а настроение, внутреннее душевное состояние модели. Истинно прекрасна русская царевна в своем великолепном царственном убранстве. Васнецов выступает как блестящий колорист и тонкий психолог. Изящество, благородство, некая душевная сосредоточенность, очарование сквозит в этом чудесном образе Иван Царевич на сером волке. 1889 год.

«Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой», единственной дочери Виктора Михайловича, сделан в 1897 году, когда ей исполнилось 18 лет. Она была художницей, свою жизнь посвятила отцу, хранению его наследия. При ней Дом стал музеем, благодаря Татьяне Викторовне удалось сберечь в целости и сохранности все рисунки и картины Васнецова, мастерскую, весь дом. В портрете выражена глубина личности этой незаурядной девушки Васнецов искал в модели такое чувство, которое можно выразить через позу и общее настроение.

Всегда художник будет искать обобщенные черты сказочной красавицы, русской "лебедушки", той, которой посвящено в народе столько песен и сказок и черты которой так ему близки. У Васнецова женские образы вообще пленительны. Он писал только близких "по духу", как он сам говорил. Это и Елизавета Ивановна Мамонтова, и ее дочь Веруша, и киевлянка Елена, Леля Прахова. Не было для Васнецова более близкого ему по духу человека, чем Елизавета Григорьевна Мамонтова. Именно она сказала, что работа во Владимирском соборе - это «путь к свету», и он с ней согласился. Портрет 1885 года приоткрывает тайники ее души (Музей "Абрамцево "). Деталь портрета большого друга Васнецова - обаятельной Верушки Мамонтовой (1896, Музей "Абрамцево").

Елена Прахова (1871-1948) была дочерью Адриана Викторовича Прахова, историка искусств, председателя комиссии по постройке Владимирского собора, того самого, что заказал его росписи Виктору Михайловичу. Семья Праховых стала на долгие годы духовным прибежищем Васнецова в Киеве. В их доме он находил отдых, признание и поклонение. Особое понимание было между ним и юной Лелей Праховой, которая разучивала для него любимого им Баха - Леля, как и ее мать, была прекрасной пианисткой, изумительно вышивала шелком по рисункам Васнецова на религиозные сюжеты. Несмотря на разницу в возрасте, Васнецова связывала с Еленой Праховой большая дружба. Ее портрет (1894, ГТТ) говорит об изысканности вкуса и духовной красоте этой девушки. Ее пальцы нежно прикасаются к клавишам, как бы извлекая "серебристый звук", то было характерно для исполнения Праховой Баха и Бетховена.

Вера Саввишна Мамонтова неоднократно позировала В.М. Васнецову. И в каждом образе чистота, свет и поэзия, строгость и сдержанность. Художник любуется своей моделью Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой) 1884г, холст, масло,

Какая плавность, текучесть линий светлых рук, шеи, темной головки с вдетой в прическу ромашкой. И белое платье со скромным рисунком, и виноградная ветка –райский символ - в почти детских руках, и полуоткрытый рот, и чудесный глубокий взгляд карих глаз - все содержательно, полно поэзии, понимания всей глубины этой чарующей натуры. Вера в полном расцвете молодости и красоты, ей двадцать один год. Но, вероятно, для Васнецова она была выражением чего-то более высшего, может быть, своей России, столь глубоко им любимой. Во всяком случае через какое-то время он посылает ей в Италию, где она путешествует, стихи как «дополнение к портрету посвященные родине: «Только одна мне родная... Руси я только одной... сердце любовью сгорая, Руси отдам я святой». В самой Вере выражен тот тип женской красоты, в котором для Васнецова заключен духовный идеал. "Портрет Веры Мамонтовой" - это гармония небесного и земного, что было окончательно завершено в образе Богоматери во Владимирском соборе. Портрет В.С. Мамонтовой", холст, масло, 146х87, 1896, Музей "Абрамцево"

Как родился в художнике образ Богоматери? Детские ли впечатления тому способствовали, рафаэлевская ли Сикстинская мадонна, широко воспроизводимая в иллюстрированных журналах, собственная ли юношеская тяга к выражению идеального («Красота для нас не была сама по себе, а служила отражением и выражением высшей духовной красоты, то есть внутренней, а не внешней только», - объяснял Васнецов В.В. Стасову), но еще в 1871 году, двадцатитрехлетним студентом Академии художеств, он делает эскиз, в котором уже найден в общих чертах будущий образ Богоматери. А через десять лет напишет для иконостаса чудесной абрамцевской церковки Богоматерь в фиолетово-пурпурном мафории, держащую на руках сына со вскинутыми ручками. Но пока это лишь образ прекрасной молодой женщины, воплотившей в себе идеал святого материнства. Фрагмент Богоматери во Владимирском соборе

Поднявшись по высоким ступеням Владимирского собора, уже с паперти видишь Ее в открытые двери. Она идет из небесной глубины навстречу, чуть задержав шаг. В густом золотом сиянии Ее темная фигура величественна, строга. Большие глаза, иконописное лицо полны неземного скорбного чувства. Сильным и нежным движением прижимает Она к груди Сына. Глубокий синий цвет рукава Ее платья будто согревает ребенка, защищает. Она над тобой и с тобой. В ее душе покой и прощение. Фрагмент Владимирского собора с иконостасом, алтарем и заалтарной апсидой (1885 - 96)

Богородица Васнецова встала в один ряд с мадоннами лучших живописцев мира Образ Богоматери писали русские иконописцы, прославляли в картинах великие и безымянные живописцы Италии, Франции, Германии, всех христианских стран. Виктор Михайлович Васнецов не повторил никого. Мозаика - Богоматерь на престоле с Сыном на коленях (1899 - 1901, ГРМ) Богоматерь с младенцем Владимирского собора. Эскиз. 1893-1895

Сказочные царевны, Алёнушка, Снегурочка - вымышленные образы и портреты жены, дочери, племянницы, близких Васнецову «по духу» женщин показывают нам многогранность того, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России. Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему с необыкновенной простотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение.





Top