Викторина от былины до сказки презентация. Викторина; «Русские былинные богатыри »


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Викторина по разделу: «Летописи, былины, жития».4 класс Летописи, былины, жития Машина времени 10 20 30 40 50 Богатыри 10 20 30 40 50 Живая картинка 10 20 30 40 50 Колесо истории 10 20 30 40 50 Памятники культуры 10 20 30 40 50 В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? Машина времени - 10 В XI веке Одним из первых русских летописцев был … Машина времени - 20 Монах Киева – Печерского монастыря Нестор Царьград – название, какого древнерусского города? Машина времени - 30 г. Константинополь (ныне Стамбул) Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»? Назовите ее. В лето 6415 (907) и в лето 6420 (912) Машина времени - 40 Откуда мы узнаем, что Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским? Машина времени - 50 Из летописей Прямо ехать – убитому быть!Влево ехать – женатому быть!Вправо ехать – богатому быть!Все судьбой сие предписано! Откуда эти строки? Богатыри - 10 Из былины «Ильины три поездочки» «Богатыри». Кто автор этой картины и кто на ней изображен? Богатыри - 20 Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец Объясни значение слов: витязь,облатынивать, заподваливать. Витязь – в Древней Руси: отважный воин.Облатынивать – обращать в католическую веру.Заподваливать – запирать в подвал. Богатыри - 30 Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге? Много сделал всего для образования Древнерусского государства. Богатыри - 40 Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они отличаются? Богатыри - 50 Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения. Живая картинка - 10 Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик тоже решил стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? Живая картинка - 20 Сергей Радонежский Задайте любой вопрос другой команде. Живая картинка - 30 К какому произведению относятся следующие предметы: булатная броня, палица, лук. Живая картинка - 40 «Ильины три поездочки» Какое авторское произведение написано про князя Олега. Кто автор и как называется? Живая картинка - 50 А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Объясни, что такое былина. Колесо истории - 10 Былина – один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников своей Родины. Объясни словами, что такое летопись? Откуда появилось такое название? Зачем создавались летописи? Колесо истории - 20 Ту дороженьку расчистил я Богатырь … . Вырыл клад, да без клада назад Воротился и опять небогат! А судьбу я за гриву ловлю, Норовистую объезживаю, И судьбина для меня – за коня!Чьи это слова и где были записаны? Колесо истории - 30 Илья Муромец выдолбил новую надпись на камне Что напророчил князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите. Колесо истории - 40 Они напророчили Олегу умереть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня. Почему авторы летописи и житья не названы? Колесо истории - 50 В литературе древней Руси не обязательно было указывать имя автора. Главным становился рассказ о произошедших событиях, в них участвующих. Эти произведения не фольклорные. Первая печатная книга. Памятники культуры - 10 Библия Чем выводили каждую букву в летописи? Памятники культуры - 20 Гусиным пером Объясни значение слов: знамение, черноризец, благословить. Памятники культуры - 30 Знамение – знак, предзнаменование.Черноризец – монах.Благословить - напутствовать. Он основал монастырь, посвященный Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь? Памятники культуры - 40 Сергей Радонежский основал Сергиеву лавру. Назовите автора иконы «Троица» Памятники культуры - 50 Ее создал ученик Сергея Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.

МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области Презентация по литературе в 6 классе по программе Г.И.Беленького. Презентацию подготовила: Привезенцева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

«Святогор-богатырь»

  • Для чего выезжал Святогор-богатырь «гулять во чисто поле»?
  • Что Святогор-свет грозился поднять, «похваляючись»?
  • Кто встретился ему в пути?
  • Чем поднимал сумку Святогор?
  • Что было «накладено» в сумочке прохожего, которую Святогор сумел от земли поднять только «на волос»?
  • Почему эту сумочку легко несет другой богатырь? Что мы о нем знаем?

Святогор-богатырь.

Конкурс «Богатырское вооружение»

Назовите предметы вооружения древнего воина. (выполняется письменно)

В.М.Васнецов «Богатыри».

Былина «Добрыня и змей»

К.Васильев.

«Бой Добрыни со змеем»

  • Кто такой Добрыня Никитич?
  • Где и когда происходят былинные события?
  • Чем победил Добрыня Никитич Змея двенадцатиглавого?
  • Какую «заповедь великую» заключили Добрыня и Змей?
  • Кто нарушил эту заповедь?
  • Какую службу поручил Владимир Красно Солнышко Добрыне?
  • Что дала матушка Добрыне перед дорогой?
  • Как долго бились Добрыня и Змей?
  • Кого освободил Добрыня из змеиного плена?
Конкурс былинных сказителей

Былины – один из песенных жанров фольклора. В них нет привычных для нас рифм и строк, но в то же время былины воспринимаются как стихи, имеют особый ритм. Задача конкурсантов – правильно, выразительно прочитать отрывок из понравившейся им былины, соблюдая былинный ритм и напевность.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

  • Где и в какой семье родился Илья Муромец?
  • Под каким городом Илья Муромец побил «силушку великую»?
  • Почему Илья Муромец отказался быть черниговским воеводою?
  • Отчего « прямоезжая дороженька заколодела, замуравела»?
  • Сколько верст до Киева будет «окольной» дорожкой?
  • Как ругал Илья Муромец своего коня, который испугался Соловья?
  • Каким образом одолел Илья Муромец Соловья?
  • Сколько вина выпил Соловей у князя, чтобы засвистать в полсвиста, закричать в полкрика соловьего?
  • Чем укрывался князь стольнокиевский от соловьего свиста?
  • Ученые считают, что Соловей-разбойник это олицетворение сил, стоящих на пути к единству разобщенной Руси. Какую народную мечту осуществляет Илья Муромец, победив чудовище?

Конкурс «Поэтический язык былин» (Задание выполняется письменно)

Что такое постоянные эпитеты?

Подберите к слову постоянный эпитет, часто встречающийся в былинах.

Киев-град

Богатырь

плеточка

« Вольга и Микула Селянинович»

  • Кто такой Микула Селянинович?
  • Что обозначают слова «оратай пашню
  • 3. Из какого дерева сделана сошка у

    4. Кто такой Вольга Святославович?

5. Князь Вольга получил от своего дяди, стольнокиевского князя Владимира, три города и отправился в эти города, чтобы получить дань, за получкою поехал. С ним «хоробрая дружинушка» А сколько дружинников с ним?..

6. Какой колдовской силой, и волшебными мудростями обладает Вольга Святославович?

7. Какие качества проявляет Микула Селянинович, когда знакомится с князем?

8. Как изображен этот герой былины?

Подведение итогов

Внимание! Команды, соберитесь, сосредоточьтесь.

Итак, у нас сегодня необычный урок – итоговый урок-викторина по теме “Былина”. Называется он “Мир русских былин”.

Задачи перед нами стоят очень важные.

  • во-первых, мы должны закрепить те знания, которые получили при изучении темы “Былина”;
  • во-вторых, вы должны проявить свое умение работать с былинным текстом, т.е. правильно и красиво читать былину и уметь верно находить особенности данного жанра;
  • в-третьих, вы должны показать, насколько внимательные и пытливые вы читатели и,
  • в-четвертых, как вы умеете работать в составе группы, в коллективе.

Кроме того, вам дается возможность вновь проявить свои актерские и писательские таланты.

Несколько слов перед тем, как начнется игра.

Былины прошли сквозь всю историю Руси вплоть до XX века. Они рассказывали обо всех событиях, происходивших в государстве, впитывали в себя особенности народной речи и национального быта.

Это творчество многих поколений, и мы, изучая былины, как будто разговариваем со своими дальними предками и живем их чувствами. И главное из этих чувств – любовь к Родине, патриотизм. Былинные богатыри, побеждая лютых врагов, зарившихся на наши богатства, помогали жителям Руси собирать свои силы в трудные моменты истории, ощущать себя единым великим народом.

Пусть же и вас сплотят былинные сказания в крепкие дружины, наполнят чувством патриотизма и единения ваши души.

Итак, начинаем.

Как во городе Инте да во северном,
В знаменитой школе-то во пятоей
Собирались две дружинушки хоробрыи
Силой меряться да умением.
А и силушка не в руках у них,
Не в руках у них, а в головушке,
А уменьице – не мечом владеть –
Языком владеть да теорией.
Пусть же будут вам все заданьица
Легче пуху-то лебединого,
Пусть же славу поют, выхваляют вас
По уму-то все да по разуму.

“Символ доблести богатырской”.

Перед боем богатыри называли себя, говорили, какого они роду-племени, а изображения на щите давали сопернику определенные представления о том, с кем он имеет дело.

Капитаны, представьте свои команды.

(Представление команд – название, эмблема).

Первый бой-сраженьице. “Теория да история былинная”.

Вопросы задаются попеременно обеим командам. Если не отвечает на вопрос одна команда, может ответить другая.

  1. Дайте определение жанра былины. (Былина – историческая песня, повествующая о богатырях и народных героях и сочетающая в себе историческую основу с фантастическим вымыслом).
  2. К какому роду литературы относится жанр былины? Докажите. (Эпический. Автор самоустранен. Есть четкий сюжет. Присутствуют диалоги, описания. Объективность изображения, реалистичность. Герой в эпическом произведении – обобщенный образ человеческого характера, многосторонний, но обладает определенной индивидуальностью).
  3. Каково примерное время возникновения былин и почему нельзя определить точнее? (8-9 век, существовали в устной форме, появились в дописьменную эпоху).
  4. Как строится былина, какие части в ней выделяются? (Зачин, развитие действия, кульминация, концовка).
  5. Назовите художественные приёмы, применяющиеся в былинах. (Повторы – от предлогов до типических мест; сравнения; постоянные эпитеты; гиперболизация; суффиксация).
  6. В чем особенности былинного стиха? (Одинаковое количество ударений в каждой строке; первое – на третий слог от начала, последнее – на третий слог от конца. Отсутствие рифмы, снятое ударение).
  7. В былинах упоминается Владимир-князь стольнокиевский. Кто послужил реальным прообразом для этого героя? (Владимир Святославич – до 1015 г, и Владимир Всеволодович Мономах 1053-1125 гг.).
  8. В некоторых былинах встречаются такие строки: “Обувал калоши да на босу ногу”, “на головушке да шляпа сорочинская”. Откуда в старинных былинах слова, появившиеся в русском языке в XIX веке? (Форма былины устная, каждое поколение добавляло нечто свое, а записывать их стали в 19 веке).
  9. Назовите фамилии известных сказителей и собирателей былин. (Кирша Данилов – 18 век, П. Н. Рыбников – 60-е годы 19 века, А. Ф. Гильфердинг – 70-е годы 19 века, П. В. Киреевский – 30-40-е годы 19 века, Ю. М. Соколов, В. И. Чичеров – 20 век, Рябинин Трофим, Аграфена Крюкова).
  10. Назовите имена некоторых русских писателей, создавших произведения на былинные сюжеты. (А. К. Толстой, И. А. Бунин, Н. С. Гумилев, А. С. Пушкин).

Второй бой-сраженьице. “Певцы былинные”.

Послушаем сказателей (выразительное чтение отрывков былин).

Третий бой-сраженьице. “А и в том ли во городе былинном…”.

Отвечать нужно сразу. Нет ответа – может ответить другая команда, если у неё есть версия.

Вопросы первой команде:

  1. Озеро, в котором Садко поймал рыбу Золотое перо? (Ильмень)
  2. Река в родном городе Садко? (Волхов)
  3. Дайте точный адрес Соловья-Разбойника. (У Грязи-то у Черноей, у березы у покляпыя, у речки у Смородины на сыром дубу)
  4. Какое отчество было у Соловья? (Одихмантьевич)
  5. Кто такие калики перехожие? (странники, нищие)
  6. Место обитания Змея Горыныча? (гора Сорочинская)
  7. Как называет своего коня богатырь, когда им недоволен? (“волчья сыть, травяной мешок”)
  8. Из какого города родом Алёша Попович? А Добрыня? (из Ростова, из Рязани)
  9. Как звали жену князя Владимира? (Апраксия)
  10. Сыном короля какой земли назвалась Василиса Микулична, жена Ставра Годиновича? (земли Ляховицкой)
  11. Что означает выражение “ой ты гой еси!” (будь здоров)
  12. Что произошло с дорожкой, которая заколодела, замуравела? (замерзла, стала непроходимой, заросла травой)
  13. Кто такой тать? А супостат? (вор, разбойник, недруг)
  14. Как иначе называют былину? (старина, старинка)
  15. Богатыри периодически ездили поляковать. Что это за занятие? (ездили в поле совершать подвиги богатырские)

Вопросы второй команде:

  1. Родной город Садко? (Новгород)
  2. Имя святого, помогавшего морякам и торговцам, в том числе и Садко? (Микола Можайский – Николай Угодник)
  3. Из какого села родом Илья Муромец? (Карачарово)
  4. Куда ранил Илья Соловья? (в право око со косицею)
  5. Кто такие поляницы? (богатырки)
  6. Богатырь, умевший превращаться в различных животных? (Волх Всеславьевич)
  7. Кого из отрицательных героев оскорбительно сравнивают с “собачищей старой” и с “коровищей”? (Тугарина Змеевича)
  8. Сообщите отчество Ильи Муромца и Алеши Поповича. (Илья Иванович, Алексей Федорович/ Леонтьевич)
  9. Как богатыри Дюк Степанович и Чурила Пленкович решали, кто из них достойнее? (одеждой выхвалялися да лошадьми)
  10. Что означает выражение “исполать тебе, добрый молодец”? (хвала, слава тебе)
  11. Откуда, из каких месть мурзамецкое копье? (татарское, восточное)
  12. Как звали племянницу князя Владимира? (Забава Путятична)
  13. Кто такой оратай? (пахарь)
  14. Что значит “рушить лебедя”? (резать на части)
  15. Добрыня, был случай, бил Алешу шалыгой. Чем это? (плетью, кнутом)

Четвертый бой-сраженьице. “Мы потрудимся над былиною…”

Каждой команде дается текст – отрывок из былины. Надо найти там все возможные художественные особенности и подготовить выразительное чтение с листа.

Пятый бой-сраженьице. “Угадай-ка старинку”.

Каждой команде зачитываются отрывки из былин. Надо назвать, из какой былины они взяты.

Первой команде:

“Он берет сумочку да одной рукой-
Эта сумочка да не сшевелится!
Как берет он ее обеими руками,
Принатужился он силой богатырской,
По колени ушел да в мать сыру землю…”

(“Илья и Святогор”)

Второй команде:

“А не езди-ко ты, дитятко, далече,
Да ты далеко-далече во чистое поле,
Ко тем славны горам да к сорочинским,
Да ко тем норам да ко змеиным,
Не топчи-ка ты там малых змеенышей,
Не пускай полонов оттуда русских!”

(“Добрыня и Змей”)

Шестой бой-сраженьице. “Взговорю-ка я да былинным стихом”.

Задание – написать хвалебные слова своим соперникам былинным стихом.

Учитель. Спасибо за игру. Жюри подводит итоги, учитывая рисунки к былинам, а вы выбираете лучшего игрока в команде соперников.

Итак, игра закончилась. Вы проявили свои знания и бойцовские качества, проявили свое умение внимательно, вдумчиво читать и работать в коллективе.

Надеюсь, помог вам в этом сам материал.

Еще раз хочу напомнить, что былины – часть нашей истории. А без исторической памяти о прошлом новое поколение погибнет, как дерево без корней. Поэтому не относитесь к былинам легкомысленно или пренебрежительно, мол, устарели. Ощутите выраженную в них и пронесенную через века идею единения и силы великого народа.

Разделы:
Начальная школа

Цель: обобщить знания детей о былинном творчестве народа, уточнить представления детей о русском богатыре Илье Муромце, его подвигах перед землёй русской, воспитывать любовь к родной земле, чувство гордости за её героев.

Оборудование : компьютерная презентация «Устное народное творчество», мультимедиаоборудование, выставка книг былин, картина В.Васнецова «Богатыри», призы победителям викторины.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

– Сегодня урок наш необычный, урок – викторина. К этому уроку вы готовились заранее на уроках чтения и дома, читали хрестоматию по литературному чтению, искали сведения о богатырях земли русской в библиотеке.

2. Сообщение темы урока. Актуализация опорных знаний

– Урок наш посвящён былинам об Илье Муромце. Перед тем, как начать викторину, просмотрим компьютерную презентацию о жанрах устного народного творчества.

– Какие жанры фольклора вы знаете? Назовите. Правильно, это и сказка, и загадка, и пословицы, и потешки, и колыбельные песни, и былины.

Обратите внимание на основной слайд – «Былина как жанр устного народного творчества». Что же такое «былина»? (Былина – старинная эпическая песня, воспевающая подвиги героев прошлого) Каких русских богатырей вы знаете? Назовите.

3. Викторина

Профессор словесности (ученик в костюме профессора):

– Дорогие друзья, вы читали былины об Илье Муромце и на уроках литературного чтения, дома, в библиотеке. Обратите внимание на выставку книг, которую вы приготовили к нашему уроку. (Дети называют их)

А сегодня я хотел бы провести викторину, проверить ваши знания и наградить лучших знатоков призами. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку с изображением богатыря. В конце урока мы наградим призами тех учеников, у кого будет наибольшее число фишек.

Учитель:

–Итак, ребята, викторина начинается!

Вопросы викторины будут появляться на интерактивной доске и озвучиваться.

Вопросы викторины.

  1. Где родился богатырь Илья Муромец? (Под городом Муромом, в селе Карачарове)
  2. Как звали родителей богатыря? (Иван Тимофеевич и Ефросинья Александровна)
  3. Кто был крёстным отцом Ильи? (Микула Селянинович)
  4. Кому из героев былин об Илье Муромце принадлежат слова:

    «Кем ты ни стал, что ни делал бы,

    Не пекись о корысти своей, выгоде,

    А берись, Илья, за такие дела,

    Чтобы славные были да великие,

    Чтобы всем от них было радостно…»?
    (Эти слова принадлежат Микуле Селяниновичу)

  5. Какая «беда-лихота» случилась с Ильёй в детстве? (У него отнялись руки и ноги)
  6. Кто помог богатырю исцелиться? (Ему помогли «калики перехожие». Они дали Илье выпить «питья медвяного»)
  7. О чём просили калики богатыря на прощание? (Сражаться с врагами, но не биться с русскими богатырями – Святогором, Краснояром, Микулой Селяниновичем, Вольгой Всеславьевичем)
  8. Кто выковал для Ильи доспехи богатырские? (Краснояр – кузнец)
  9. Где взял богатырь доброго коня? (Сам выкормил из жеребёночка, три месяца кормил)
  10. Кто выучил Илью военной науке? (Святогор – богатырь)
  11. За что черниговцы оставляли у себя Илью воеводою? (За то, что он разбил огромное войско татар под Черниговым)
  12. По описанию узнай героя былины об Илье Муромце:

    «Он сидит злодей на семи дубах,

    На семи дубах, на сорока суках…»
    (Соловей – разбойник)

  13. Чему позавидовал на пиру у князя Владимира Алёша Попович? (Он позавидовал, что Владимир назначил Илью атаманом над дружиною киевскою)
  14. Где прочитал Илья такие слова:

    «Прямо ехать – убитому быть!

    Влево ехать – женатому быть!

    Вправо ехать – богатому быть!

    Всё судьбой сие предписано!»
    (На белом придорожном камне были высечены эти слова)

  15. По описанию узнай врагов, которых победил богатырь Илья:

    А щиты у них крестастые,

    На них шлемы, будто ведра вверх дном,

    Кони – лошади в булатной броне…»
    (Разбойники, напавшие на Илью ночью на прямой дороге)

  16. Каким оружием поразил в бою Илья Калина – царя татарского? (Он поразил его острым копьём)
  17. За что разгневался Илья Муромец на князя Владимира? (Он разгневался за напрасную обиду, нанесённую Сухману – богатырю)
  18. Кто оклеветал Илью перед Владимиром? (Его оклеветали высокородные бояре)
  19. Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Его спасла Любава – дочь Владимира)
  20. Как Илья Муромец попал в плен, сражаясь с Батыем? (Он попал в подкоп, устроенный Батыем и не мог из него выбраться)
  21. Кто носил хлеб и питьё Илье Муромцу, когда он сидел в подкопе? (Авдотья Рязаночка)
  22. Какую хитрость придумал Мурлакан – Таракан Тараканович, чтобы ослабить пленного богатыря и заковать его? (Поставить караулы у подкопа, чтобы русские люди не могли дать еду – питьё пленнику)
  23. Как удалось Илье выйти на свободу из плена? (Он поломал оковы железные, разорвал все «опутья», побил врагов «осиновой плашицей»)
  24. Узнай героя былины по описанию:

    «А сидит-то царище, как свинище,

    На девяти столах, на десяти скамьях,

    А глазищи…

    И черным – черны, и пустым – пусты.

    Бородища-то…

    Из трёх волосин, как из трёх ветлин

    А носище-то…

    Будто палка – клин дровокольная».

    (Мамай – татарский царь)

  25. В каком бою погибли русские богатыри Добрыня Никитич и Алёша Попович? (В бою с татарским ханом Мамаем)
  26. К кому обратил Илья такие слова:

    «Ты сухая, ты ведьма стародряхлая,

    Плохо знаешь ты, видно, русский люд!»
    (К смерти, которая хотела погубить его в бою с Мамаем, да не смогла)

  27. Чем закончилась последняя битва с татарами?

    («На убег побежали короли – цари,

    Впереди других царь Кучум летит»)

  28. За что в битве с татарами прославился Ермак Тимофеевич?
    (Он прославился тем, что «выпросил дозволенья от Ильи» добить «татарские остаточки» за Уралом и разбил татар Кучума – царя)
  29. Какая из народных пословиц подходит к былине «Илья Муромец»?
    • Смелость города берёт.
    • Дарёному коню в зубы не глядят.
    • Друзья познаются в беде.
    • Жить – Родине служить.
  30. Какой великий русский художник написал картину «Богатыри»?
    (В.Васнецов)

4. Подведение итогов викторины. Награждение победителей книгами – сборниками былин о русских богатырях

(Звучит грамзапись песни «Богатырская наша сила») Динамическая пауза.

5. Рефлексия

Учитель:

– Непобедимым рачителем о своём народе и о своей Отчизне предстаёт перед нами герой былин Илья Муромец. Об Илье Муромце создан целый цикл песен, которые рассказывают о его беспримерной силе, смелости и его свободолюбивом характере, беззаветной любви к Родине и к своему народу. Во имя Родины и народа он совершал подвиги в борьбе с татарами.

Ученик:

–У Ильи бы научиться

Родину любить!

Ни за деньги, ни за славу

Подвиги вершить!

Ученица:

–Пример любви святой к Отчизне

И нам не худо перенять.

Враги пусть смотрят с укоризной –

Найдутся рыцари опять.

Учитель:

– Не перестанет Русь святая

Родить для битв богатырей.

Не будет мать – земля родная

Быть под защитой сыновей!

6. Домашнее задание (по выбору):

  • Выучить наизусть понравившийся отрывок из любой былины об Илье Муромце;
  • Нарисовать иллюстрацию к одной из былин об Илье Муромце.

Примечание: Вопросы викторины преимущественно были составлены мною по книге Старостина В.А. Илья Муромец: Богатырские былины / Худож. М.Шемаров.-М.: Сов. Россия, 1979. -160с., ил.

Былины:

  • Детство
  • Исцеленье
  • Илья Муромец и Соловей – Разбойник
  • Ильины три поездочки
  • Сухман – богатырь
  • Илья Муромец в ссоре со Владимиром
  • Илья Муромец и Батый
  • Илья Муромец выходит на свободу
  • Последнее побоище с татарами

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Викторина «по русским былинам»

ВИКТОРИНА « ПО РУССКИМ БЫЛИНАМ»

1.Что такое былина? (Былина – это песня, о событии которое когда – то произошло)

2.Кто такие богатыри? Чем они занимались?

3.Каких русских богатырей вы знаете? (Волх Всеславьевич, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Алеша Попович, Михайло Данилович, Святогор, Василий Буслаев, Финист, Микула, Садко, Дунай – сват, Василий Казимирович, Сухман, Данина Ловчанин)

4.Какой богатырь до 33 лет больной лежал на печи? (Илья Муромец)

5.Какой из трех богатырей Илья Муромец, Добрыня Никитич или Алеша Попович – самый старший, самый сильный и самый мудрый)

6.Назовите богатырей которые выросли в крестьянской семье? (Илья Муромец, Микула, Финист)

7.Какого богатыря не могла держать земля, такой он был могучий? (Святогор)

8.Кто взял в плен Соловья – разбойника?

9.Кто помог князю Владимиру справиться с Калин – царем? (Илья Муромец)

10.Кто украл у Владимира дочь Забаву Путятишну и кто ее помог вернуть? (Добрыня Никитич)

11.Какой договор заключили Змей Горынич и Добрыня Никитич? (о том что они не будут нарушать границы)

12.Кто и как помог князю Владимиру избавиться от Тугарина Змеевича?

13.Какой богатырь был отправлен в Золотую Орду собирать дань за 12 лет? (Добрыня Никитич)

14.Что наказывал Добрыня Никитич свой жене когда пошел собирать дань? (ждать его 12 лет, не ходит замуж за Алешу Поповича)

15.Какой богатырь не мог вытянуть сошку Микулы из земли? (Вольга со своей дружиной)

16.Какого богатыря из тюрьмы вытащила его жена Василиса Микулишна? (Ставра Годиновича)

17.Каким образом Василиса Микулишка обманула князя Владимира? (притворилась татарским послом)

18.Какой купец прославился своей игрой на гуслях? (Садко)

19.Какие русские богатыри жили в Новгороде? (Садко, Василий Буслаев)

20.Какие мультфильмы сняты о русских богатырях? (Алеша Попович и Тугарин Змей, Добрыня Никитич и Змей Горынич, Илья Муромец и Соловей Разбойник, Василиса Микулишна)

uch.znate.ru

Викторина по литературному чтению “Русские былинные богатыри”

2-й класс «Школа 2100…»

Учитель начальных классов Петрунина Людмила Борисовна

МБОУ «Лицей №4» г. Рузаевка, Республика Мордовия

Цели: . Расширять представления детей о былинах как жанре устного народного творчества, соотнесение былинных героев с историческими и литературными персонажами;

Способствовать глубине понимания содержания былин о подвигах русских богатырей;

Развивать умение формулировать и высказывать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;

Развивать внимание к стилю написания былин;

Воспитывать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой;

Приобщение учащихся к Древней русской истории, воспитание гордости за нее;

Расширение кругозора через знакомство с произведениями художественного и музыкального наследия.

Оборудование. Репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; грамзаписи: П. Чайковский – «4-я симфония», Э. Григ – «Утро», М. Мусоргский – «Ночь на Лысой горе» и «Богатырские ворота», Л.Бетховен – «Ода к радости».

ХОД викторины

I. Организационный момент

II. Сообщение темы

Звучит запись 4-й симфонии П. Чайковского.

Учитель. Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавною.

На доске:

боДныяр киНичти, шалеА

ПочивоП, яИль руМоцем.

Дети. Здесь зашифрованы имена русских богатырей – Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Ильи Муромца.

У. Правильно, это русские богатыри, которые совершали героические подвиги ради любви к своей Родине.

Д. Чувство торжества, гордости за свою Родину.

(входят богатыри, сказитель и гусляр)

Богатырь силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

Аи, под славным городом под Киевом,

Стояла -то застава богатырская.

На заставе атаман был Илья Муромец,

Податаманье был Добрыня Никитич,

Есаул – Алёша – поповский сын.

(Выходят три мальчика, одетых богатырями.)

Илья Муромец:

Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,

Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,

Рычал злодей-разбойник по-звериному,

От его свиста все цветочки осыпалися,

А что есть люди – все мертво лежат.

Но срубил я ему буйну голову,

Говорил притом таковы слова:

«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко стращать малых детушек!»

Звучит музыка.

Добрыня Никитич:

Поехал я к славной речке –

Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,

Аи Змеинищо да то Горынищо,

Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.

Говорит-то Змеинищо таковы слова:

«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,

Я тебя в полон возьму, захочу – сожгу,

Захочу – сожру».

Изловчился я, ударил Горынище,

Ан упал-то Змей на сыру землю,

На сыру землю, на ковыль-траву.

Запросил пощады, душегубище.

Звучит музыка.

Алеша Попович:

Рассказали мне про Тугарина Змеевича,

И что сам он трех саженей росту,

Конь под ним, как лютый зверь,

Изо рта пламень пышет,

Из ушей – дым столбом – все боятся лютого,

Как хлестнул я его по голове,

А как упал он на сыру землю,

То вскочил я ему на черну грудь,

И отрезал ему голову прочь,

И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».

Звучит гусельная музыка.

Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,

Аи седлали вы коней добрых,

Да стояли вы за веру и Отечество,

И поклон вам от Руси и во веки веков.

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Кланяются друг другу и зрителям и уходят.

Начинаем викторину «Русские былинные богатыри.»

1.Представление команд.

Каждая команда назовет свое название и девиз.

Команда «Богатырская семья»

Девиз: Здесь на сцене перед вами

Удивляют чудесами

Неразлучные друзья

«Богатырская семья»!

Команда «Богатырские ребята»

Девиз: Богатырские ребята,

За себя мы постоим!

Все мы знаем, все мы видим,

Слабых всех мы защитим!»

Команда «Богатырское братство.»

Девиз: И хлеб, и соль,

И смех, и боль,

С тобой всегда

Делить позволь!

ВСЕ исполним небольшой богатырский обряд :

Дружно встали –раз. Два. Три-

Мы теперь – богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим.

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонившись влево, вправо

Получается на славу!

2. Конкурс теоретических вопросов.

1. Как называлась наша страна в старину?

2.Что такое былина?

3.Чем былина отличается от сказки?

4.В чем сходство былины и сказки?

5.Кто является героями былин: положительными, отрицательными, помощниками?

6.Где и кем исполнялись былины?

7.Кто такие сказители?

8.Каких русских богатырей вы знаете?

Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Какие пословицы о Родине вы знаете?

3.Конкурс пословиц о родине и защитниках Отечества.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей..

Своя земля и в горсти мила.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Смелость города берет.

Тот герой, кто за Родину горой.

Храбрый побеждает, трус погибает.

За правое дело стой смело!

Один за всех, все за одного!

Сам погибай, а товарища выручай!

С родной земли - умри, не сходи!

Жить – Родине служить!

Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет!

Кто смел да стоек, тот десятка стоит.

Тяжело в ученье, легко в бою.

Где смелость - там победа.

Мужественно биться - победы добиться!

За край родной насмерть стой!

Нет земли краше, чем Родина наша!

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Одна у человека мать – одна и Родина!

Береги землю любимую, как мать родимую.

Кто за Родину горой – тот истинный герой.

Дружба и братство – дороже любого богатства.

Русский боец – всем образец

Не тот стрелок, кто стреляет, а тот кто в цель попадает

4.Конкурс «Знатоки содержания былин».

ВОПРОСЫ ОБ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ

4.Кто исцелил Илью? (калики перехожие)

7.Какой наказ получил Илья от отца с матерью?

9.Кем предлагали стать Илье мужички черниговские?

10.Где сидел Соловей-разбойник? (возле Черной грязи у реки Смородинки на 12 дубах)

11.Какие звуки издавал соловей-разбойник?

12.Что поранил Илья Муромец Соловью-разбойнику? (правый глаз и правую руку)

13.Почему князь не поверил рассказу Ильи о его пути в стольный град Киев?

14.Почему Соловей-разбойник отказал князю Владимиру в свисте?

15.Почему Илья Муромец отрубил Соловью-Разбойнику голову?

ВОПРОСЫ О ДОБРЫНЕ НИКИТИЧЕ

1.Где родился Добрыня? (Рязань)

2.Как звали его родителей?(Никита Романович и Афимья Александровна)

4.Сколько лет было Добрыне, когда умер его отец?

5.В какой реке Добрыне его мать запрещала купаться? Почему? (Почай-реке)

6.Где находилось логово Змея-Горыныча?(В Сорочинских горах)

7.Какая беда приключилась у князя Владимира? (Змей Горыныч унес его племянницу забаву Путятичну в Сорочинские горы)

8.Что дала Добрыне его мать, благославив его на бой со Змеем Горынычем? (Плетку семишелковую и платочек)

Для чего? (Утрись платочком и коня утри, всю усталь как рукой снимет и сила у тебя и у коня утроится. Над Змеем взмахни плеткой семишелковой – он приклонится ко сырой земле)

9. Чем закончилось сражение Добрыни и Змея Горыныча? (Победил и вывел Забаву Путятичну на белый свет и привез в Киев)

ВОПРОСЫ ОБ АЛЕШЕ ПОПОВИЧЕ

1.Где родился Алеша? (г.Ростов)

2. Почему получил такое прозвание? (отец соборный поп Левонтий)

3.Почему на пиру у князя Владимира в ту пору гостям было не весело?(там был Тугарин)

4.Почему Алеша сравнил Тугарина с батюшкиной коровой? (обжориста была да и лопнула)

5.Как природа помогла Алеше одолеть Тугарина? (туча пролилась частым дождиком и залила огненные крылья коня Тугарина)

6.Чем закончился поединок Алеши и Тугарина?

И пока жюри подводит итоги, давайте, встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу:

Вот таков! Корень его

Чтобы землю родную

Защищать от врага!

5. Конкурс «Знатоки архаизмов.»

Объясните, что означают эти старинные слова и выражения:

Калики перехожие – странники

Ендова- чаша для питья

Дивиться – удивляться

Стольный град

Тьма – тьмущая – очень много

Не прекословить – не спорить

Замуравела дорога прямоезжая – поросла травой

Волчья сыть –еда волков

Ратники- воины

Басурман –враг

6.Конкурс выразительного чтения отрывка из былины.

Один представитель каждой команды выразительно и правильно должен прочитать отрывок из былины, предложенный учителем.

7.Конкурс капитанов.

А теперь испытаем мы наших капитанов. Прошу капитанов подойти ко мне. Ваша задача- найти и подчеркнуть в этом списке только имена богатырей.

На листочках запись.

Илья Муромец, Тугарин Змеевич, Василий Буслаевич, Никита Романович. Мороз Иванович, Святогор, Владимир Никитич, Алёша Попович, Карабас Барабас, Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Михайло Потапович.

в отгадывание загадок . Но загадки не простые, а старинные:

1) И у тебя, и у меня,

И у попа, и у кота,

И у щуки в море

И у дуба в лесу. (имя)

2) Горшочек умён

    Не крылата, а перната, как летит,

4)Построен хлевец

Для пяти овец. (рукавица)

5)Два арапа- родные брата,

Ростом по колено,

Везде с нами гуляют

И нас защищиют. (сапоги)

6)Две головы, шесть ног, две руки, один хвост. (всадник)

3. Одежда и оружие древнерусского воина.

1)Рубящее оружие.(меч)

2) Колющее оружие (копье)

Рассказ об одежде и вооружении богатыря. На тело надета кольчуга – железная рубашка.

Зачем она нужна богатырям?

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

Беседа о знаках, оберёгах, поклонении, родовом дереве, обрядах.

Ребята, мы знаем, что рукоятка меча и ножны для меча украшались орнаментом и узором.

– Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца. Почему именно этот знак красно-солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны.

Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.

– Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?

Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов – ратников.

Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца – Даждьбогу и летнему Богу солнца – Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения – живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.

Чтобы оружие (показываю меч) в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:

«Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной – Сварогу.

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».

ВОПРОСЫ ПО КАРТИНЕ В, М, ВАСНЕЦОВА.

    кого изобразил художник на картине?

    Куда всматривается каждый из богатырей?

    Что охраняют богатыри?

    Место действия картины?

    Какое настроение у картины?

    Какие чувства она у нас вызывает?

Вот такие богатыри пришли на службу князю Владимиру, по прозванию Владимир Красно Солнышко, что сидел правил в стольном Киев-граде. Но больше всего служили богатыри народу русскому.

Век стоит Русь – не шатается!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВИКТОРИНЫ

НАГРАЖДЕНИЕ

infourok.ru

Викторина; «Русские былинные богатыри ».

Викторина по литературному чтению

2-й класс

Тема. «Русские былинные богатыри ».

Цель. Расширять представления детей о былинах как жанре устного народного творчества.

ХОД викторины.

I. Организационный момент. Сообщение темы.

Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавною.

А расскажем-то мы вам о былинах, о старинах. И всего-то их было больше ста с лишним, да пришли они к нам из времен дальних, передавались они народам нашим из уст в уста.

Былина – это песнь о русских богатырях, в которой говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. Ребята, разгадайте имена и скажите: что их объединяет?

На доске:

боДныяр киНичти, шалеАПочивоП, яИль руМоцем.

Дети: Здесь зашифрованы имена русских богатырей – Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Ильи Муромца.

У:Правильно, это русские богатыри, которые совершали героические подвиги ради любви к своей Родине.

Звучит «Утро» Э. Грига. Учитель читает стихотворение.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Д: Чувство торжества, гордости за свою Родину.

Вы меня послушали, теперь я послушаю вас. Что вы подготовили дома о богатырях.

А теперь начинаем викторину «Русские былинные богатыри.»

Мы отправляемся в путешествие по городам.

Для начала мы ВСЕ исполним небольшой богатырский обряд :

Дружно встали – раз. Два. Три-

Мы теперь – богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим.

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонившись влево, вправо

Получается на славу!

1.Город теоретических вопросов.

1. Что такое былина?

2.кто является героями былин: положительными. Отрицательными. Помощниками?

3.Где и кем исполнялись былины?

4.Кто такие сказители? (Хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа)

5.Каких русских богатырей вы знаете?

Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Какие пословицы о Родине вы знаете?

2.Город пословиц о родине и защитниках Отечества.

Как вы понимаете эти пословицы.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто в цель попадает.

3.Город «Знатоки содержания былин».

Былины заставляют нас помнить своих героических предков, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю.

ВОПРОСЫ ОБ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ

1.Где родился Илья Муромец? (село Карачарово под г. Муромом)

2.Как звали его отца и мать?(Иван Тимофеевич.Ефросинья Яковлевна)

3.Какая беда приключилась с Ильей?

4.Кто исцелил Илью?

5.Какой наказ дали странники Илье?

6.Как Илья растил своего коня?

8.Где было первое сражение Ильи? (Под г.Черниговом)

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

сделаем хороводный обряд – поклонение дубу:

У нас рос дубок(Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)

Вот таков! Корень его

Вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывая корень.)

Листья его – Вот так широки! (Развести руки в стороны.)

Ветки его – Вот так высоки! (Руки вверх.)

Ах, ты дуб-дубок, ты могуч. (Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)

На ветру ты, дубок, скрипуч. (Покачивания руками.)

Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце.)

Чтобы землю родную

Защищать от врага!

4. Город «Знатоки архаизмов.»

Объясните, что означают эти старинные слова и выражения:

Пал палить –сжигать срубленные деревья

Ендова- чаша для питья

Дивиться – удивляться

Тьма – тьмущая – очень много

Служба ратная – воинская служба

Ратники- воины

Басурман –враг

5.Город «Имена Богатырей»

Ваша задача- найти на доске и назвать в этом списке только имена богатырей.

На листочках запись.

Илья Муромец, Тугарин Змеевич, Василий Буслаевич, Никита Романович. Мороз Иванович, Святогор, Владимир Никитич, Алёша Попович, Карабас Барабас, Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Михайло Потапович.

6.Город «Загадок»

Поиграем в одно из любимых забав богатырских-

в отгадывание загадок. Но загадки не простые, а старинные:

1) И у тебя, и у меня,

И у попа, и у кота,

И у щуки в море

И у дуба в лесу. (имя)

2)Горшочек умён

Семь дырочек в нём. (голова человека)

3)Не крылата, а перната, как летит,

Так свистит, а сидит, так молчит. (стрела)

4)Построен хлевец

Для пяти овец. (рукавица)

5)Два арапа- родные брата,

Ростом по колено,

Везде с нами гуляют

И нас защищиют. (сапоги)

3. Одежда и оружие древнерусского воина.

1)Рубящее оружие.(меч)

2) Колющее оружие (копье)

3) Оружие для поражения на большом расстоянии.(Лук и стрелы)

4) Доспехи из металлических пластин (латы)

5) Богатырский головной убор (шлем)

6) Рубаха из металлических колец (кольчуга)

На тело надета кольчуга – железная рубашка.

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

2. Что надето на головы богатырей?

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

Чтобы оружие в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу.

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг.

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

Итог урока:

Что нового узнали о богатырях?

У вас есть те из семьи, которые похожи на богатырей?

Домашнее задание: Написать рассказ, какими качествами, характером обладают богатыри.

multiurok.ru

ВИКТОРИНА ПО ТЕМЕ «БЫЛИНЫ» | Doc4web.ru

ВИКТОРИНА ПО ТЕМЕ «БЫЛИНЫ»

    К какому роду литературы относятся былины?

    Дайте определение жанра «былина».

    Соотнесите названия былин с циклами.

    Какое событие соответствует кульминационному моменту былины?

    Ссора богатыря с князем

    Поединок богатыря, в котором он одерживает победу

    Пир у князя

    Дайте определение гиперболы.

    Определить из какой былины взят фрагмент:

А тут ли оратай-оратаюшко

Гужики шелковые повыстегнул,

Кобылу из сошки повывернул.

Они сели на добрых коней, поехали,

Как хвост-то у неё расстилается,

А грива-то у неё завивается.

У оратая кобыла ступью пошла…

    «Добрыня и змей»

    «Волх Всеславьевич»

    «Вольга и Микула Селянинович»

    Выбрать примеры употребления гиперболы.

    «чисто поле», «ковыль-трава», «добрый конь»

    «птицей-соколом летать ему под оболока»

    «мужичками-разбойничками, положил их до тысячи»

    Какой город не мог упоминаться в былинах?

    Чернигов

    Соотнесите существительные и прилагательные, чтобы получились постоянные эпитеты.

    Чисто (чиста) дружинушка

    Буйная (буйное) поле

    Хоробрая (хороброе) головушка

10. В какой былине нашли отражение нравственные идеалы русского народа: прославление мирного труда, мастерство, трудолюбие, физическая сила, чувство собственного достоинства, доброта и честь?

    С какой целью Вольга Святославич отправляется в путь-дорогу?

12. Какой первый подвиг совершил Илья Муромец? (разбил рать под Черниговом)

    Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось по ней проехать? (500 вёрст)

    Назовите отчество Ильи Муромца.

    У какой былины такая концовка:

А и тут Илье ему т славу поют,

А и славу поют ему век по веку!

(Илья Муромец и Соловей-разбойник»

15. Кем мужички черниговские предлагали остаться Илье Муромцу у них в городе? (воеводою)

16. Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец говорит: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-разбойник? (Одихмантия «Сидит Соловей-Разбойник, Одихмантьев сын»)

doc4web.ru

Тест: Тематический тест по литературе, 5 класс. Былина “Илья-Муромец и Соловей-разбойник”

Предназначен для проверки усвоения темы “Былина “Илья-Муромец и Соловей-разбойник”. Проводится после завершения её изучения. В тесте 10 вопросов и 4 варианта ответа, один из которых является правильным.

Литература 5 класс |

“;} else {document.getElementById(“torf1″).innerHTML=””;};
if (answ.charAt(1)==”1″) {document.getElementById(“torf2″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf2″).innerHTML=””;};
if (answ.charAt(2)==”1″) {document.getElementById(“torf3″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf3″).innerHTML=””;};
if (answ.charAt(3)==”1″) {document.getElementById(“torf4″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf4″).innerHTML=””;};
if (answ.charAt(4)==”1″) {document.getElementById(“torf5″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf5″).innerHTML=””;};
if (answ.charAt(5)==”1″) {document.getElementById(“torf6″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf6″).innerHTML=””;};
if (answ.charAt(6)==”1″) {document.getElementById(“torf7″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf7″).innerHTML=””;};
if (answ.charAt(7)==”1″) {document.getElementById(“torf8″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf8″).innerHTML=””;};
if (answ.charAt(8)==”1″) {document.getElementById(“torf9″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf9″).innerHTML=””;};
if (answ.charAt(9)==”1″) {document.getElementById(“torf10″).innerHTML=””;} else {document.getElementById(“torf10″).innerHTML=””;};
}
}

Получение сертификата
о прохождении теста

testedu.ru

Проверочный тест по былине “Илья Муромец и Соловей Разбойник” в 6 классе

1. От какого слова произошло название «былина»?

А) Быль. Б) Былинить. В) Былюшка.

2. Дайте точное определение былины:

а) произведение устного народного творчества фантастического или бытового характера;

б) произведение фольклора, в котором сочетается реальное и фантастическое;

в) произведение устной поэзии о богатырях и исторических событиях в Древней Руси.

3. Как исполнялись былины?

А) Их сказывали. Б) Их рассказывали. В) Их пели.

4.Какова главная идея былин?

А) Защита Русской земли. Б) Любовь к русской женщине.

В) Отношения богатыря и природы.

5. Где стоял «заутреню» Илья Муромец?

А) В Киеве. Б) В Муроме. В) В Чернигове.

6. Что обозначает слово «заутреня»?

А) Завтрак. Б) Заря. В) Утренняя церковная служба.

7. Какое дерево облюбовал для засады Соловей Разбойник?

А) Высокую сосну. Б) Столетний дуб. В) Чёрную ель. Г) Кривую берёзу.

8. У какой речки сидел Соловей Разбойник?

А) У Днепра. Б) У Смородины. В) У Сожа. Г) У Москвы-реки.

9. Что мешало скакать коню Ильи Муромца?

А) Трухлявые пни. Б) Иссохшие стволы. В) Поваленные деревья.

10. Сколько времени понадобилось русскому богатырю, чтобы разбить «силушку великую» и пленить Соловья Разбойника?

А) Он потратил примерно два-три часа.

Б) У него ушло столько времени, сколько длилось богослужение.

11. Кто помог Илье Муромцу одолеть «силушку великую»?

А) Конь. Б) Никто. В) Соловей Разбойник.

12. Чьим сыном был Соловей Разбойник?

А) Оразмурадов сын. Б) Одихмантьев сын. В) Рахматов сын.

13. Кто и кому говорит следующие слова: «Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей…»?

А) Соловей Разбойник Илье Муромцу. Б) Князь Илье Муромцу.

В) Илья Муромец Соловью Разбойнику.

14. Почему Илья Муромец отрубил «буйну голову» Соловью Разбойнику?

А) Илья рассердился, что пленник нарушил его приказ.

Б) Богатырь понял, что Соловей не перестанет вредить людям.

В) Илья поддался приступу гнева при виде мёртвых киевлян.

15. Подберите былинные эпитеты к следующим существительным:

А) дороженька А) стольный

Б) земля Б) широкий

В) поле В) замуравевший

Г) палата Г) добрый

Д) Киев-град Д) сырой

Е) силушка Е) белокаменный

Ё) ворон Ё) славный

Ж) дорожка Ж) богатырский

З) молодец З) прямоезжий

И) конь И) великий

Й) чёрный

16. По лексическому значению определите понятия.

Б) Обедня

В) Висок – это…

В) Лазоревый

Г) Завалить дорогу стволами засохших деревьев – это…

Г) Заутреня

Д) Утренняя церковная служба – это…

Е) Небесно-голубая расцветка, цвет ясного неба – это…

Е ) Подлыгаться

Ё) Дорога заросла травой –это…

Ё) Замуравела

Ж) Заколодить

З) Бахвалиться

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!




Top