Викторина сказка сказке открывает свою тайну. Викторина по сказкам (начальная школа), конкурсы, эстафеты по сказкам

Классный час «Наши страхи»

Цели и задачи

Познакомить детей с некоторыми причинами возникновения страха, формировать умение находить выход из критической ситуации;

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

Развивать внимание, мышление, смысловую память.

Оборудование

У учащихся - тетрадь, ручка.

Ход классного часа

Расшифровка учащимися темы

Учитель . Ребята, расшифруйте тему беседы. Для этого из каждой строки таблицы выпишите только те буквы, которые не повторяются. (Запись на доске.)

Дети выписывают буквы в тетрадь.

Ответ. Наши страхи.

Слово учителя. «Что такое страх? Когда надо, а когда не надо бояться?»

Учитель. Все живые существа могут иногда чего- нибудь или кого-нибудь бояться. Мышь боится кошки, кошка боится собаки, собака боится своего хозяина, а хозяин боится, к примеру, грозы.

А чего боитесь вы? (Ответы детей.)

Боятся все, даже герои, но они умеют преодолевать свой страх.

Что такое страх? Если заглянуть в словарь, то можно найти его определение: «СТРАХ - отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности».

Существуют страхи, основанные на собственном опыте (кто-то в детстве чуть не утонул, поэтому боится воды). Бывают страхи, вызванные незнанием (не знаете, как обратиться к взрослому человеку, поэтому боитесь спросить его о чем-либо). Есть страхи, внушенные кем-либо (выйдешь в сумерки на улицу - на тебя нападет маньяк). Также существуют страхи нафантазированные (привидения, оживающие куклы).

Чувство страха совершенно естественно и иногда даже полезно, потому что может помочь избежать опасности, спасти жизнь людям и животным, заставляя их прятаться или защищаться. Страх принуждает действовать. Было бы просто глупо не испугаться, услышав оглушительный взрыв или увидев разбушевавшийся пожар. Страх спасает нас, заставляя убежать подальше от взрыва или пожара, а не стоять на месте, сложа руки.

Страх вреден только тогда, когда он ничем не оправдан, то есть когда бояться, в сущности, нечего. Например, не нужно пугаться громкого лая собаки. Лай может означать, что собака голодна, ей хочется пить или гулять. Некоторые дети боятся темноты и не могут спать без света. Но темнота сама по себе никому не причиняет вреда - напротив, она несет покой и отдых. Если бы круглые сутки светило солнце, то по вечерам нам было бы трудно заснуть и полноценно отдохнуть после трудового дня. Кое-кто из детей боится животных. Таких хищников, как тигр или крокодил, можно и нужно бояться. Но если ребенок пугается при виде обычной кошки, то с этим страхом нужно бороться.

Обо всех своих страхах дети обязательно должны говорить взрослым, а те постараются найти способ помочь ребенку. Так, например, избавиться от страха перед кошкой поможет подаренный крошечный котенок. Научившись играть с ним, заботиться о нем, ребенок поймет, что это замечательное существо, оно ничем не опасно, а наоборот, доставляет много радости.

Игра «Правда ли?»

Учитель. А теперь ответьте, правда ли, что не нужно бояться...

♦ играть в футбол на дороге?

♦ переходить улицу на красный свет светофора?

♦ впускать в квартиру незнакомого человека?

♦ если заблудился в центре города?

♦ заглянуть в оставленный кем-то на остановке сверток?

♦ посещать стоматолога?

♦ гулять на улице одному поздним вечером?

♦ ходить по крыше дома?

♦ защищаться, когда на вас нападает какой-нибудь задиристый ровесник?

♦ купаться одному в незнакомом месте?

♦ драться, если ваш противник в приступе бешенства взял в руку камень?

♦ если вы почувствовали запах газа в квартире?

♦ если незнакомец приглашает вас прокатиться с ним в машине?

♦ безлюдных мест: пустырей, оврагов, заброшенных домов, чердаков?

♦ пауков и гусениц?

♦ отправляться одному в дальнюю поездку?

♦ кричать, звать на помощь, если к вам пристают и пытаются удержать силой?

Примечание. Дети поясняют свои ответы.

Тренинг «Как поступить в данной ситуации?»

Учитель. Помните: неприятность можно предсказать! Надо только заглянуть на несколько шагов вперед и подумать, чем может закончиться ситуация.

Как вы поступите в следующих ситуациях?

Группа хулиганов пристает к твоей однокласснице:

а) пройдешь мимо;

б) вмешаешься;

в) позовешь на помощь.

Ты заметил, как в магазине вор вытащил кошелек у одного из покупателей:

а) громко закричишь: «Держите вора!»

б) сообщишь охраннику о случившемся;

в) никому ничего не скажешь.

Ты видишь, что у соседей по площадке приоткрыта дверь, хотя знаешь, что они в это время всегда на работе:

а) войдешь в эту дверь;

б) обратишься за помощью к другим соседям;

в) позвонишь в милицию.

Ты один дома. Слышишь, что входную дверь пытаются взломать:

а) откроешь дверь сам;

б) спрячешься под кровать;

в) откроешь окно и будешь просить о помощи прохожих.

Ты катаешься на велосипеде. Тебя останавливают незнакомые подростки и отнимают велосипед:

а) побежишь следом за ними;

б) пойдешь домой и расскажешь родителям;

в) будешь безутешно рыдать.

Развивающие игры

Учитель . Поиграем в игру, которая называется «Пары слов». Я читаю пары слов, вы связываете их между собой по смыслу. Затем я читаю первое слово из пары, вы записываете второе. Спички - пожар. Газ - взрыв. Ливень - наводнение.

Драка - травма.

Воры - кража.

Милиция - сирена.

Крик - помощь.

Телефон - служба спасения.

Скорая помощь - больница.

Страх - действие.

Проверка.

Учитель . А теперь - игра со словом СТРАХ. Она называется «Пятерки слов». Запишите буквы этого слова по вертикали. Ваша задача: придумать на каждую букву этого слова по 5 существительных. Кто выполнит первым - тот победитель.

Теплоход

Художник

Подведение итогов

Учитель задает итоговые вопросы:

Вредно или полезно испытывать страх?

Какие страхи помогают?

Как можно бороться со страхом?

Учитель . Дома нарисуйте на листе бумаги свои страхи яркими красками, затем порвите этот лист на мелкие клочки и выбросьте в урну со словами: «Я больше не боюсь!»

Страх - коренная эмоция, одна из самых главных и сильных, присущих человеку. «У страха глаза велики» - это известная поговорка о том, что самим не надо раздувать ужас перед чем бы то ни было. Откуда берутся страхи, порой непонятные взрослым, которые кажутся иногда капризами, ерундой. А может быть, взрослые сами провоцируют их?

Когда ребёнок чего-то боится - это серьёзно. Страхи сопровождают человека в течение всей жизни. Причём, даже не тогда, когда мы начинаем осознавать и понимать чего мы боимся. Страхи возникают даже у грудных детей, как физиологическое состояние. Не страх темноты или одиночества, а страх как физиологическая реакция, как испуг (резкий звук, яркий свет, резкое движение). Малыш вздрагивает, зажимается, начинает кричать. В старину говорили, что если ребёнок находится в крике, надо его покрестить, испуг пройдёт.

Если классифицировать по возрастам, то в 1 -3 года страхи связаны с чем-то реальным (страх грозы, высоты, горячего). Они связаны с неопытностью ребёнка: что-то гремит, а что - непонятно. В 3-7 лет возникают сказочные страхи (страхи чего-то мистического). У ребёнка сильно развито воображение. Ему может что-то померещиться: в темноте кто-то пристально смотрит, корни деревьев превращаются в монстров, в море живёт страшное чудище… Страхи не имеют реальной основы. Ребёнок может нафантазировать образы того, чего он никогда не видел и не слышал.

  • В 7-11 лет появляются социальные страхи (страх оценки, страх неудачи, страх наказания, страх людей из «большого мира»: например, директора школы, завуча).
  • В 11-15 лет дети активно строят межличностные отношения (общение в группе, с друзьями, с противоположным полом). Страхи касаются сферы общения: не примут в коллективе, окажешься не таким как все. Вспомним фильм «Чучело» - страх быть не принятым группой сверстников.
  • В 15-18 лет - экзистенциальный страх: страх взросления, смерти, одиночества, старения, страх потери, страх принятия важного жизненного решения.

Страхи бывают и полезными (защитными). Защищают ребёнка от какой-то опасности: что было бы, если бы ребёнок не боялся засунуть пальцы в розетку, спрыгнуть с балкона, броситься с палкой на собаку? Ребёнок знает, что это больно, может причинить ему травму. То есть, такие страхи помогают ребёнку, ограждают от опасности. Например, вспомним эксперимент американского психолога Джеймса Гибсона. Обычный стол имел стеклянное продолжение. У стеклянного края сидела мама ребёнка. Внизу пол был выложен плиткой. Когда ребёнок подползал к краю стола, там, где начиналось стекло, он через стекло видел плитку и воспринимал это как конец стола. А с другой стороны стола стояла мама и нежно звала его: «Ползи сюда, мой маленький!». Ребёнок останавливался у этой грани, затем начинал движение туда-сюда. Видно было, что он боится. В конце концов, он сел, начал плакать. Видно было, что он испугался высоты. Этот эксперимент показывает, что у ребёнка есть природная защитная реакция.

Ребёнок, испытывающий страх, не способен самостоятельно справиться с ним. Взрослые должны помогать отыскивать страхи и справляться с ними. Но прежде, чем помочь ребёнку надо знать причину появления страха. Давайте рассмотрим возможные причины возникновения страхов. На первое место я бы поставила страхи, появляющиеся под влиянием дефектов семейного воспитания:

  • Неадекватные позиции в воспитании. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье. Такой ребёнок находится в более тесном контакте с родителями и легче перенимает их беспокойство. Родители, нередко охваченные тревогой не успеть, что-то сделать для развития ребёнка, стремятся по максимуму интенсифицировать воспитание. Опасаясь, что их ребёнок не будет соответствовать социальным стандартам, предьявляют детям высокие притязания, высоко поднимают «планку», не соизмеряя с возможностями ребёнка. В результате, у детей возникают необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанными кем-либо. Нередко они не могут справиться со своими переживаниями и ощущают себя несчастными. К тому же, излишне опекаемые дети, не могут проявлять достаточную самостоятельность в конструктивной организации своего свободного времени. Не имея определённого занятия, которое бы интересовало ребёнка, он начинает прислушиваться к различным звукам в доме, придумывает «ужасных» чудовищ.
  • Недостаток внимания по отношению к ребёнку. В этом случае, ребёнок, зачастую, манипулирует своим страхом. За страхом оставаться одному стоит желание побыть вместе с мамой, папой, бабушкой, старшими братьями, сёстрами. То есть ребёнку не хватает внимания со стороны близких людей. Способствует закреплению страхов ограничение двигательной и игровой активности детей. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных, подвижных игр, вследствие того, что родители боятся, что ребёнок может получить травму, испугаться, обедняет эмоциональную сферу ребёнка. А игра является самым естественным способом изживания страхов, так как в ней воспроизводятся ситуации, вызывающие страх.
  • Внутрисемейные конфликты. Дети очень чувствительны к конфликтам родителей. Число их страхов выше, если родители часто ссорятся. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. В игре «Семья» они отказываются выбирать роль мамы, предпочитая оставаться сами собой. В таких семьях у девочек наиболее частыми страхами становятся страхи перед животными, а у мальчиков - перед стихией, болезнью, смертью.
  • Нарушение эмоционального контакта с родителями в результате неадекватного поведения родителей по отношению к ребёнку, вследствие развода родителей, изоляции ребёнка от семейного окружения, постоянно испытываемых матерью ребёнка нервно-психических перегрузок, особенно, вследствие вынужденной или преднамеренной подмены роли отца. Дети боятся чаще. Если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать, часто бывает беспокойной и раздражительной в отношениях с ребёнком. Если мальчики 5-7 лет в игре в семью выбирают роль матери, а не отца, то страхов у них бывает гораздо больше.

И конечно же страхи, появляющиеся в результате травмирующих ситуаций: напугала собака, выскочила из-за угла, увидел драку…

С разными страхами можно работать по-разному. Если это страхи, связанные с воображением ребёнка (дошкольный и младший школьный возраст), то можно применять рисование, лепку с приёмами фантазирования, игры с применением пальчиковых и перчаточных кукол, теневой театр. Если это социальные страхи (младший школьный возраст, подростки), можно применять активные игры, соревнования, в которых ребёнок может проявить себя, повысить свою самооценку.

Как не допустить возникновение страхов? Следует говорить о внутренней причине страха, что именно толкает ребёнка к этому. Может возникнуть страх Бабы-Яги, образ которой носит постоянно опекающая, ругающая ребёнка мама. Страх Бармалея, где Бармалей - папа, который часто ругает, никогда не хвалит. Вспоминая своё детство, иногда, родители забывают о том, как они преодолевали свои страхи. Некоторые из них укрепились и остались во взрослом возрасте, например: травмирующие ситуации (укусила собака, кого-то ударили…). Иногда это эмоционально отражается на ребёнке. Почему же на некоторые ситуации ребёнок не обращает внимания, а на другие остро реагирует? Очень много зависит от возраста. Страх громкого звука нормален до года. Если он укоренился, значит он не был переработан на первоначальном этапе. Если ребёнок боится громких звуков, значит ему не дали базового доверия, не была создана доверительная обстановка, когда мама была рядом, где могла успокоить голосом, рукой, тактильным контактом.

Если этого не произошло, страх может зафиксироваться и в дальнейшем. Идёт наслоение одного страха на другой. Если мы говорим, что ребёнок испугался собаки, неизвестно чего же он всё-таки испугался в данный момент: собаки, укуса, боли, крови, своей беспомощности. Это всё ситуативно. Нужно работать непосредственно с данной ситуацией. Родители могут внести свою посильную лепту, поговорив с ребёнком, понаблюдав за ним. Очень хорошо, если в семье есть доверительные отношения, когда ребёнок может рассказать о своей проблеме, не носить в себе. Ну а если ребёнок не рассказывает, а родители не оказались свидетелями травмирующей ситуации. Что должно насторожить? Ребёнок может стать тревожным. Переживания часто отражаются на характере сна: бессонница или мучают кошмары. Все ночные кошмары - показатель того, что в дневной жизни ребёнка что-то напугало, привело в стрессовое состояние. Какие-то страхи могут повторяться (ребёнок повторяет одно и то же). Появляются проблемы социальной жизни ребёнка: он не может устанавливать контакты, становится замкнутым, отказывается от общения. В этой ситуации с ребёнком надо говорить.

Чем можно помочь ребёнку, если он рассказал родителям о пугающей ситуации? Поговорить с ребёнком в доверительной обстановке. Если он сразу не идёт на контакт, не стоит на него давить. Можно порисовать (включить воображение). Если родители знают о причине травмы, стоит создать похожую игру и проинсценировать ситуацию, чтобы у ребёнка появилась возможность отреагировать этот пугающий момент. Если же он расстроен тем, что не оказал кому-то помощь, то в игре он сможет это сделать, позовёт на помощь взрослых. Если ребёнок боится боли, показать ему, что боль проходит (кровь можно остановить, перевязав руку бинтом). То есть, взрослые, зная, что испугало ребёнка, могут дать ему возможность отреагировать в игре. Что касается травматических ситуаций, здесь больше помогает игра. Всё, что связано с воображением - рисование, лепка, фантазирование.

Иногда страхи ребёнка кажутся родителям незначительными и они стараются отмести их. Это может привести к тому, что страх может укорениться. Родители должны наблюдать за ребёнком. Если это возрастной страх и если он потихоньку проходит и не повторяется, поведение ребёнка не меняется, возможно, со временем он пройдёт сам, либо можно применить коррекционные игры. Поиграли - всё прошло, не стоит на это обращать лишнее внимание. Если страх повторяется вновь и вновь, требуется помощь специалистов, иначе могут возникнуть проблемы со здоровьем: психосоматические заболевания (бронхиальная астма, аллергические заболевания и др.).

Когда ребёнок манипулирует своими страхами, он говорит, что ему страшно, он боится темноты. Тогда мама не уйдёт, будет сидеть с ним. Ребёнок хорошо всё проанализировал, понял, как можно влиять на родителей. Как не обидев ребёнка можно разрушить данную ситуацию? Взрослым надо понять, что это за страх: истинный или страх «маленького манипулятора». Посмотреть, как ведёт себя ребёнок, например в игре «Бобры». Стол закрывается большим тёмным покрывалом. Ребёнок, играющий бобра, залезает под стол. Родители играют роль охотников. Бобёр сидит под столом в темноте, пока охотники где-то ходят. Как только охотники ушли, бобёр должен тихонько вылезти из-под стола. Если ребёнок спокойно проходит это испытание, то скорее всего он своими страхами манипулирует родителями, ему просто очень хочется внимания мамы и папы.

Какие же наиболее частые страхи испытывают дети? Страх темноты. Когда мама с папой укладывают ребёнка спать, выключают свет и уходят из комнаты. Ребёнку становится страшно. И иногда родители начинают стыдить его за это. Страх - это не то, за что ребёнка надо стыдить, ругать или давить на него. Надо показывать опыт, как с этим бороться. Вспомним, «Историю про баобабы» Экзюпери. Берегитесь, баобабы! Каждый день надо выкорчёвывать баобабы. Страх то же самое. Если вы сегодня дали ему прорасти, то завтра баобаб окрепнет и выкорчёвывать его будет трудно. С самого начала ребёнку надо давать образ, как бороться со страхами. Ребёнку страшно спать в тёмной комнате. Не ругать его, спросить: «А что страшно, почему страшно в темноте?».

Потому что под кроватью чудовище. А в шкафу - скелет.

Для ребёнка здесь присутствует мистика. Мы то знаем, что ничего этого нет. И надо облегчить для ребёнка вариант выхода из страха. Согласиться, что это страшно: «Я, когда был маленьким, то тоже очень боялся…». Оставить лёгкий ночник, чтобы было менее страшно, того, кто бы мог ребёнка защитить (мягкий медвежонок, оловянный солдатик), которые будут спать с ним. Если дети православные, то крестик, икона святого, ангела-хранителя. Необходимо ребёнку дать какую-то защиту, средство, с помощью которого ребёнок научиться справляться со своим страхом.

Страх смерти - один из самых ключевых (от 7 лет до смерти). Сказать ребёнку: «Да, мы все умрём». Но это же катострофа для него, зачем же тогда жить? Все мы смертны, и в какой-то мере боимся смерти. Психологи считают, что большую часть того, что человек делает, он делает, для того, чтобы побороться с идеями смерти. Тема смерти рано входит в круг тех вопросов, о которых рассуждает ребёнок: он видит всё кончается - день проходит, наступает ночь; лето заканчивается, наступает осень, затем зима, и природа засыпает, умирает. Ребёнок сталкивается с мёртвыми насекомыми, животными. Некоторые дети испытывают печальный собственный опыт, когда умирают бабушка, дедушка, родители. Основная проблема, связанная с этой темой, состоит в том, что мы взрослые не можем откликнуться на неё адекватно, то есть для нас самих этот страх настолько силён и актуален, что мы не можем посмотреть ему в глаза. Мы сами находимся в таком ужасе от того, что мы все в этом мире тленны, и когда ребёнок задаёт нам вопросы о смерти или когда начинает размышлять, мы пугаемся и бываем не готовы об этом разговаривать.

Очень интересный пример приводил из своей практики Э.Эриксон. он работал с ребёнком, которому было 3,5 лет. У него была бабушка, которая приехала, чтобы с ним сидеть. Мама предупредила мальчика, что у бабушки больное сердце, и не в коем случае её нельзя огорчать. Но мальчик был резвый, подвижный и доставлял очень много забот бабушке. Но вот бабушка умирает, так совпало. От ребёнка скрыли факт смерти (разве можно об этом говорить, ведь он же ещё маленький). Ему сказали, что бабушка уехала и всё нормально. Но почему-то все в чёрном и все плачут., и из дома выносят большой чёрный ящик. Мальчику сказали, что это бабушкины книги, которые будут отправлены ей в Сиэтл. И все думали, что эта тема исчерпана. Но у мальчика начались странные приступы: однажды он играл в саду и поймал в ладони бабочку, и когда развёл руки, оказалось, что она раздавилась и умерла. С мальчиком случился эпилептический припадок.

Потом, он играя, нашёл дохлого крота - припадок повторился. И каждый раз, когда всплывала тема смерти - у него начинались припадки. Его пытались лечить, но не могли найти причину. Мальчик начал «по-чёрному» шутить: когда что-то пропадало, исчезало, он говорил: «А оно уехало в Сиэтл». На самом деле мальчик понял, что-за книжки увозили из дома. И когда с ним начал работать Эриксон, то обнаружил интерес к теме смерти. Играя с малышом в кубики, он увидел, что ребёнок строит фигуры, похожие на тот самый ящик бабушки. Когда он играл с костяшками домино, то строил из них точно такой же ящик, располагая косточки картинками вовнутрь. Из чего Эриксон сделал вывод: «Мальчик представляет себя внутри этой фигуры и пытается понять, а как это быть внутри». Эриксон напрямую спросил: «Ты строишь фигуры, похожие на гроб? Тебе интересно было бы оказаться в этом ящике, посмотреть, а как там?». Он начал мягко говорить о смерти. И после того, как эта тема всплыла в их терапевтических отношениях, они поиграли, пофантазировали, мальчик получил возможность высказывать свои страхи, свои опасения, свой интерес к этой теме. Приступы прекратились. Этот пример показывает насколько важно обсуждать с ребёнком эти вопросы. Если табуировать тему смерти, то ребёнок один на один остаётся с этим стахом. А это самый мощный страх. Поэтому психологи говорят, как бы ни было тяжело ребёнку, который теряет близких, пережить это надо. Когда взрослые скрывают смерть, ребёнок делает выводы: это настолько ужасно, что даже думать об этом нельзя.

Страхи могут возникать при просмотре современных фильмов и мультфильмов, содержащих сцены насилия, кровожадные преступления, при чтении книг, где кого-то варят, что-то отрубают. Если у ребёнка ярко развито воображение, он начинает что-то додумывать, ассоциировать с собой, будет бояться. Но не стоит совсем отказываться от страшных сказок. Ребёнок, с одной стороны учиться сопереживать: Иванушка попал к Бабе-Яге и она хочет съесть его, с другой стороны Иван придумал хороший способ убежать, то есть ребёнок получает опыт, как можно избежать опасности. С помощью страшной сказки дети проигрывают свои страхи. Они, живя жизнью героя сказки, самостоятельно справляются со своими страхами. Дети постарше проигрывают свои страхи, когда рассказывают друг другу страшилки про Чёрную Руку, которая душит, про гроб на колёсиках.

Зачастую страхи у детей формируют сами взрослые: «Вот придёт милиционер и покажет тебе». Социальные страхи часто возникают у тех детей, у которых слишком требовательные родители, которые чрезмерно оценивают ребёнка, когда ребёнок боится не оправдать их ожидания, боится наткнуться на негативную оценку. Как правило, социальные страхи не так уж легко формируются. Это удел тех детей, которые с самого начала чем-то не устраивают своих родителей (недостаточно хороши, недостаточно умны, смелы…).

Одним из действенных способов коррекции страхов является рисование. Как помочь выразить страх? Правы ли взрослые, когда просят ребёнка нарисовать, чего они боятся? Всякий ли ребёнок схватиться за карандаш, чтобы выразить своё состояние? Зачастую, ребёнок может отказаться по разным причинам: не готов об этом говорить, боится афишировать свой страх, потому что не знает, как отреагируют на это взрослые. Не стоит заставлять ребёнка это делать! Можно попросить нарисовать то, чего он боялся, когда был младше или чего боятся дети? Возможно ребёнок согласится нарисовать. А может быть, родителям стоит самим взяться за карандаш и нарисовать свои страхи. Очень часто страхи в семье передаются, особенно от мамы к ребёнку. Если взрослые самостоятельно могут работать над своими страхами, они дают хороший пример ребёнку, показывая: «Вот смотри, это мой страх, я этого боялся и вот так справился с ним… Давай сейчас поговорим о твоём…».

Не готов ребёнок разговаривать со взрослыми, не надо на него давить, чтобы не закрепились негативные эмоции, или он не ушёл в свою «ракушку», чтобы не получился «ребёнок в футляре» со своими страхами. Если ребёнок согласился нарисовать свой страх. Что с этим делать? Пока он рисует, надо просто наблюдать, что и как он это делает, о чём он говорит, какие чувства проявляет. Можно задавать ему наводящие вопросы. Главное, чтобы не было прессинга. Когда ребёнок нарисовал рисунок, можно рассказать ему, как справиться с страхом. Дети любят секреты. Открыть ему секрет, как побороть страх. Страхи больше всего боятся осмеяния. Можно сказать ребёнку: «Давай придумаем кару этому преступнику и приведём в исполнение: нарисуем ему ушки, косички, шляпку, юбочку, чтобы страх стал смешным». И пусть это делает ребёнок сам. Пусть он предложит, как это можно сделать. Родители идут шаг за шагом за своим ребёнком. Ребёнок предлагает, родитель соглашается, хвалит. От похвалы у него «вырастают маленькие крылышки», он видит поддержку мамы и папы в эту минуту.

Если ребёнок рисует какую-то ситуацию, то можно обыграть её. Рядом с рисунком монстра нарисовать рисунок, когда монстр садится или падает в лужу, или у него что-то заболевает, и он выглядит жалким и несчастным. Самое главное, нельзя смеяться над самим страхом ребёнка, а только над тем персонажем, которого он нарисовал.

Необходимо серьёзно относиться к тому, что чувствует ребёнок в тот момент, когда он говорит, что ему страшно. Нельзя смеяться над страхами. Наоборот, дать понять, что бояться - это нормально. Что даже взрослые чего-либо боятся, но умеют справляться со своими страхами.. То есть, любой страх можно вывести на свет.

Технологическая карта кружка ОБЖ

Тема: "Страх. Исследования, тайны, загадки"

Дата: 17.09.2015 г.

Место: МБОУ гимназия им. А.С. Пушкина, класс 3 "А"

Цель: .

Планируемые результаты:

    формировать у детей представления о понятии страх

    развививать у учащихся способы преодоления страхов

    ознакомление учащихся с поучительными произведениями о страхе и его преодолении;

    личностные:

    • формировать умение управлять своими страхами;

      формировать умение оценивать различные жизненные ситуации и справляться с ними;

      формировать толерантное отношение к страхам других людей;

    метапредметные:

    предметные:

    • формировать умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих ;

      формировать основы самоконтроля;

      овладение некоторыми умениями и навыками, которые могут быть полезны в дальнейшей жизни учащихся;

Форма проведения:

Форма воспитания:

Методы воспитания:

Средства воспитания:

Образовательные ресурсы:

    кружок

    по времени воздействия: внеурочная

    по методам: словесная, наглядная

    п о организации учащихся : коллективная

    методы формирования сознания личности: рассказ, беседа, иллюстрации, практический опыт

    методы организации деятельности и формирование опыта социального поведения личности: упражнение, работа с учебником.

    методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности: создание ситуации эмоционально-эстетических переживаний, поощрение успехов

    учебники,

    мультимедиа

    иллюстрации

Страх. Исследования, тайны, загадки.

Здравствуйте! Садитесь. Я рада вас видеть. И сегодня кружок ОБЖ проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Александровна.

Ребята, сегодня нас ждет опасное, но очень увлекательное путешествие. Для того, чтобы понять, чему оно будет посвящено, послушайте маленькую историю.

Когда приходит темнота,

Бывает страшно иногда.

Всё, что вижу в свете дня,

Вдруг ускользает от меня.

С тревогой я смотрю на дом,

Как будто он мне незнаком.

Но мама рядом. Вот она

Включает лампу у окна

И открывает шире дверь.

Уже не так темно теперь.

И снова в комнате моей

Я вижу всех своих друзей:

Игрушки у двери в углу,

И оба тапка на полу,

Одежда, полки, шкаф, ночник,

Кровать, подушка, стопка книг.

Тогда проходит мой испуг.

Ведь всё знакомо мне вокруг.

Есть у меня секрет простой:

Мы подружились с темнотой.

Кто же скажет мне, о чем это стихотворение?

Конечно же, оно о страхе темноты. Кто-нибудь из вас боится ее тоже?

Тогда я вам советую поступить также, как герой этого стихотворения. Что он сделал?

Правильно, он подружился с темнотой. Увидел, что ночью всё также, как и днем. И совсем-совсем не страшно. Но сегодня, мы поговорим не только о том, какие бывают страхи, но и как с ними подружиться. Не зря наша тема называется «Исследования, тайны, загадки». Эта тема очень занимательная и даже мистическая. Ведь не каждый из нас боится собаки или пауков, многие испытывают страх, когда говорят о призраках и инопланетянах.

Вы готовы вместе преодолеть свои страхи? Тогда начнем.

Посмотрите на слайд. Вы узнаете этого мальчика? Из какого он фильма?

Конечно же, это Кевин из фильма «Один дома». Вы помните, как Кевин боялся оставаться дома один? Но он преодолел свой страх и поможет в этом нам.

И первый пункт нашего путешествия «Исследования» .

Каждому ряду предлагается один из самых популярных страхов:

Первый ряд - страх высоты

Второй ряд - страх насекомых, змей

Третий ряд - страх машин и дорог

Четвертый ряд - страх собак и других животных

Пятый ряд - страх оказаться наказанным

Каждый из вас должен подумать, как можно преодолеть страх, доставшийся вам. Подумайте несколько минут. (Дети высказывают свои мнения, делятся своими взглядами).

Я вижу, что каждый из вас искренне хочет бороться со своими страхами. Давайте посмотрим, что предложит нам Кевин.

Первым у нас был страх высоты . Кевин говорит: «Боязнь высоты - это нормально. Свои страхи не стоит избегать. Согласитесь съехать с высокой горки зимой или прокатиться на чертовом колесе. Я уверен, что впечатления, которые вы получите от этого поступка, будут сильнее, чем боязнь высоты». Ну что же, верны были ваши предположения?

Далее страх насекомых и змей . «А знаете ли вы, что вероятность того, что вам на голову упадет кирпич, намного больше, чем того, что вас укусит паук? А ведь многие боятся этого, не так ли? Предлагаю вам представить, что паук плетет свою паутину не для того, чтобы вы ее боялись, а как дядя Шнюк из мультика «Лунтик» - чтобы прыгать на ней, как на батуте или пускать сквозь нее мыльные пузыри». Какие веселые методы у Кевина, правда, ребята?

Следующий страх - машин и дорог . В этот раз Кевин думал дольше, но и здесь он может предложить свой метод. «Этот страх сложно преодолеть, ведь каждый из нас может увидеть разные ситуации на улице города. Главное - самому соблюдать правила. Если вы будете осторожными и внимательными, то скоро это страх исчезнет сам. У меня было также»

- Страх собак и других животных . «Этот страх не возникает просто так, видимо ранее вас обидело то или иное животное, которое сейчас вызывает страх. Как только вы начнете верить в то, что собаки - лучшие друзья человека, этот страх уйдет сам. Если дело касается другого животного - поверьте, что они не нападают без причины. Возможно, тогда были виноваты вы. Чем более уважительно вы относитесь к ним, тем менее злобно воспринимают они вас». Поучительный совет, не правда ли?

Самый распространенный страх - оказаться наказанным . «Каждый из нас совершается проступки перед родителями или учителя, перед бабушками или перед старшими братьями. Мой главный совет - умейте сознаваться в них. Если вы расскажете сами о вашем поступке - вас не будут ругать. Ну, или совсем немножко» - смеется Кевин.

Ну что, ребята, помог вам Кевин? Вы попробуете прислушаться к его советам?

Отлично, теперь следующий пункт, на котором мы остановимся - «Тайны» . А что может раскрыть тайны лучше, чем книга? Для этого обратимся к нашему учебнику. Открываем страницу 146-ую и видим заголовок «Умение преодолеть страх». (Дети читают страницы учебника и обсуждают с учителем. Преподаватель задает вопросы после прочтения).

Данные страхи возникают в следствии каких-либо чрезвычайных ситуаций. На 148-ой странице показаны люди четырех профессий, которые помогают нам бороться не только с чрезвычайными ситуациями, но и с нашими страхами. Давайте назовем эти профессии: врач, полицейский, спасатель и пожарник.

Что нового вы узнали после прочтения?

Вы наверное устали, давайте с вами отдохнем.

Открываю я окно,

И вдыхаю глубоко.

Солнцу ручкой помашу,

И в лесочек поскачу.

Покружусь я на полянке,

Дотянусь рукой до травки.

Просто я уверен стал,

Что бояться перестал.

Вы не забыли про Кевина? Он очень любит Россию, у него здесь много друзей. Но одному из них нужна ваша помощь. Это третий пункт нашего путешествия - «Загадки». Мне пришло такое письмо:

«Дорогие мальчики и девочки, моему другу Пети нужна ваша помощь. Я слышал, что вы научились бороться со своими страхами. Помогите ему, пожалуйста. А дело вот в чем. Петя живет в деревне и очень боится….»

Ребята, посмотрите, какой-то вирус испортил письмо Кевина, и мы не можем прочитать, чего же боится мальчик. Давайте предположим, чего может бояться Петя. Как вы думаете? Учтите, что он живет в деревне.

Посмотрите, послание приходит очень короткими отрывками «змей и пауков». Ну что же, правы вы были?

Хорошо, а откуда мог у него появиться этот страх?

И снова пришла часть письма «однажды он шел по темноте домой и наступил на что-то скользкое. Приглядевшись, он увидел змею, которая шипела на него. Испугавшись, он так быстро побежал, что спустя несколько минут оказался дома. Пожалуйста, помогите ему преодолеть свой страх, ведь он боится теперь выходить гулять».

Ну что, ребята, помогли мы Пети, как думаете?

В оставшееся время я хочу, чтобы вы быстро нарисовали свой страх. Вам дается несколько минут.

Теперь, когда у вас есть картинка вашего страха, вы можете сделать с ним всё что хотите: можете смять, можете порвать, а если еще не готовы расстаться со своим страхом, то можете оставить его себе и сделать это, когда будете готовы.

(В оставшееся время детям предлагается заполнить кроссворд, ключевым словом которого является «страх»)

Для того, чтобы преодолеть этот страх, нужно съехать с горки или же прокатиться на чертовом колесе (высота)

Ее особенно боятся маленькие дети, поэтому спят с мягкими игрушками (темнота)

Даже взрослые люди боятся того, что движется по дороге с высокой скоростью (транспорт)

Детей особенно пугает их жужжание и способность быстро передвигаться (насекомые)

Ученики особенно боятся этого от родителей или учителей (наказание)

На этом наше занятие подошло к концу. Кевин прощается с вами, и напоминает, что бояться - нормально.

Цель: осознание своих эмоциональных состояний и отношений: предупреждение и коррекция страхов; развитие связи чувств с волей.

Задачи:

1. Образовательные:

  • учить анализировать прочитанный текст (отвечать на вопросы, составлять краткий рассказ);
  • закрепить умение употреблять пословицы;
  • учить умению делать выводы в различных ситуациях.

2. Воспитательные:

  • способствовать осознанию детьми возможности самоуправления внутренним состоянием;
  • учиться бороться с отрицательными чертами характера;
  • развивать произвольность.

3. Коррекционные:

  • развивать творческое воображение и фантазию;
  • учить ориентироваться в большом и малом пространстве;
  • развивать осязание и моторику рук.

Наглядность: плакаты с пословицами о страхе.

Предварительная работа:

  1. Изготовление плакатов, аппликаций.
  2. Заучивание стихов, пословиц о страхе.
  3. Подготовка сценки.

Ход занятия

Способность чувствовать дана только человеку. Нет ни одного «плохого», «глупого» или «не нужного» чувства. Таковыми бывают только поступки. Мир чувств – это очень яркий, интересный, загадочный мир. И он у каждого из нас свой – неповторимый, удивительный, индивидуальный. Мы всегда, в любой жизненной ситуации, испытываем разные чувства. А если сказать точнее, когда мы чувствуем, мы переживаем.

Сегодня мы с вами поговорим об одном из чувств – о страхе.

(Звучит песенка из мультфильма о приведениях.)

Кому из вас приходилось сталкиваться с этим чувством? (Ответы ребят.)

Что вы при этом испытывали? (Беспомощность, неуверенность, растерянность.)

Как себя вели? (Мобилизовались или, наоборот, теряли способность к движению.)

Что чаще всего вызывает у вас страх? (Темнота, собака, злой человек, неизвестность.)

Молодцы ребята, ваши ответы очень помогут вам. Мы уже знаем, что эмоции могут выражаться с помощью мимики лица, поз, речи. Давайте составим портрет человека, который боится.

(На ватман ребята наклеивают контур лица и различные варианты бровей, глаз, рта. Правильный вариант – приподнятые брови, расширенные глаза и приоткрытый рот.)

Давайте назовём похожие чувства, когда мы видим такое лицо.

(Каждый по очереди даёт свой ответ, кто назовёт последний вариант, тот победит. Боязнь, трепет, жуть, тревога, беспокойство, опасение, испуг, ужас.)

Как вы думаете. Одинаково ли сильны эти чувства? Давайте расположим слова: беспокойство, ужас, испуг, так, чтобы сила этих эмоций возрастала. (Беспокойство, испуг, ужас.)

Очень хороший и известный писатель Н. Носов написал смешной рассказ о страхе «Живая шляпа». Мы с вами его читали раньше. И сейчас я вам задам по содержанию этого рассказа несколько вопросов.

  1. Понравился ли вам рассказ, и почему? (Да, он смешной, необычный.)
  2. Почему мальчики боялись? (Было страшно, что шляпа сама двигалась.)
  3. Почему же они не убежали, а, наоборот, стали исследовать, наблюдать за шляпой? (Было им интересно, почему так происходит.)

Мы можем сделать вывод: страх рождается вследствие интереса к чему-либо необычному. Если бы Вовка был один, стал бы он наблюдать за шляпой? Если бы вы оказались в такой ситуации вместе с кем-то или в одиночестве, различались бы ваши чувства? Вывод такой: страх – эмоция социальная, окружающие могут заражать страхом или прибавлять храбрость и уверенность.

А можно ли побороть страх? И как его побороть? Я вам сейчас прочитаю небольшой рассказ С. Афонькина «Как побороть страх?»

На свете много страшных вещей – темные длинные коридоры и подозрительные собаки с большими зубами. Волки, прячущиеся в густом лесу, и пауки с длинными мохнатыми лапами. Ядовитые и очень кусачие змеи, грохочущий над головой гром и сверкающая молния. А Баба Яга из сказок? Того и гляди проберется в дом или влетит в окно раскрытое, когда никого из взрослых нет дома. Но на самом деле страшным это только кажется. В темных углах ничего нет интересного, кроме пыли. Подумай – откуда там чему-то взяться, если дом закрыт на плотные замки? Собаки никогда не нападут на детей. А если собака сидит и сторожит что-нибудь, не подходи к ней. Она на работе. Волки давно сами прячутся от людей в дальних лесах. Их даже берут под охрану. Подумай – откуда волк появится в городе или поселке? Пауки никого, кроме мух, не обижают. Змеи при виде человека стараются убраться восвояси. Подумай – если ты не будешь хватать змею за хвост или грозить ей палкой, зачем ей вступать в борьбу с человеком. Гром – это просто звук. Разве звук может причинить вред? Если ты как следует подумаешь, то не будешь бояться и победишь страхи, все до одного!

А как вы думаете, как можно назвать человека, который боится? (Трус.)

(На основании ранее прочитанной истории, которую описал в своём рассказе «Честное слово» Л. Пантелеев, ведётся обсуждение.)

Как вы думаете, мальчик боялся? Можно ли его назвать трусом, почему? (Мальчик боялся, но не ушёл, он переборол свой страх, значит он не трус.)

Кого же тогда можно назвать трусом? (Того, кто не может перебороть свой страх или не хочет пытаться это сделать.)

А как мы назовём людей, которые умеют побороть свой страх? (Смелые, отважные, мужественные, самоотверженные.)

Назовите таких героев: сказочных, существующих или ваших знакомых и родных, почему вы считаете их смелыми. Можно ли научиться быть смелым?

Вспомним ситуации, в которых вы испытывали страх или проявили смелость, храбрость, бесстрашие и заполним таблицу.

Теперь разберём такую ситуацию: мама и маленький ребёнок поехали в метро, где было много народа, и на станции мальчик потерялся. Как поступили в такой ситуации мама, мальчик и окружающие их люди? Что делали они? (Мальчик остался на месте, привлекал к себе внимание взрослых; другие – задавали вопросы, вызывали милицию.)

На сколько эффективны были их действия? (Обратиться к дежурному по станции, успокоить ребенка, мама – обратилась также к дежурному по станции.)

Что чувствовали мальчик и окружающие? (Мальчик – испуг, страх; окружающие – испуг, страх за ребёнка, чувства участия и сопереживания.)

Подумайте, страх мешает или помогает? И как это проявляется? (И мешает, так как испытываешь неприятные ощущения, мысли становятся беспорядочными, и помогает, когда пытаешься себя изменить в лучшую сторону.)

Есть немало пословиц о страхе, назовите некоторые из них. (Страшно дело до зачина. Страх на тараканьих ножках ходит. Глаза бояться, руки делают. Бояться волков – быть без грибков. Бояться смерти – на свете не жить.)

Вы заранее описали на листочке бумаги свой страх, теперь возьмите эти листочки и разорвите на мелкие кусочки. Соберите кусочки в пакет и выбросим его. Так вы попытаетесь от них избавиться. А сейчас, давайте мы с вами изобразим поведение людей, которые бояться чего-либо. Встали в кружок и повторяйте за мной: сжались в комочек, застыли, брови подняли вверх, глаза широко раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелиться, рот приоткрыли, голову втянули в плечи, руками вцепились в стул, будто боимся упасть, задрожали, зубами застучали, слова сказать не можем, брр, как страшно. Все!!!

Немного отдохните и попробуем изобразить поведение людей, которые не боятся, испытывают удовлетворение, довольство. Встали в кружок и повторяйте за мной: выпрямились, расслабились, потрясли свободно каждой рукой по очереди, вместе двумя руками; улыбаемся, весело подмигиваем друг другу, гладим себя по груди, по голове. Вот мы, какие ловкие и смелые, мы ничего не боимся!

И в завершении нашего занятия ребята расскажут стихи, которые они подготовили.

Г. Семенов «Счастливая ошибка».

Меня напугал так сильно страх
В потёмках у ворот,
Что я в испуге крикнул «ах!»
Совсем наоборот.
Я крикнул «ха!», и мигом страх
Забился под забор...
Он струсил сам! И слово «ах!»
Я позабыл с тех пор.

В. Кудрявцев «Страх».

У страха глаза велики.
У страха не зубы – клыки.
У страха, как бочка, живот,
У страха желание
Есть – схватить,
Укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает: «ах!»
А я ничего не боюсь,
Придумаю страх – и смеюсь.




Top