Викторина угадай героя и автора произведения. Викторина.docx - литературная викторина "по следам детских рассказов" (6 класс)

Литературная викторина “По страницам любимых книг”
среди учащихся 6 классов
Цели: способствовать повышению интереса учащихся к литературе и
литературному творчеству.
Задачи:
1. определить уровень литературных знаний и умений учащихся;
2. способствовать формированию навыков творческого чтения;
3. развивать воображение и творческие способности учащихся.
Участники: ученики 6 классов
Число команд: 2 команды по 5 человек во главе с капитаном.
Каждая из команд заранее выбирает название, девиз и готовит эмблему
Жюри: приглашаются члены жюри в количестве 3 человек
Ведущий (Звучит музыка1)
Добрый день, уважаемые участники и гости нашей викторины! Добрый
день дорогие болельщики! Мы начинаем литературную викторину «По
дорогам детских произведений». Сегодня участники викторины покажут нам
не только свои знания по литературе, но и сценические и актерские
способности! А у болельщиков и просто зрителей будет возможность
поучаствовать в увлекательном литературном путешествии, помочь своим
товарищам и вспомнить знаменитых писателей и их творчество.
Наша программа включает
1 РАЗОГРЕВ
2 конкурс: “Юморина»
3 конкурс: “В стране стихосложения”
4 конкурс: “Собери пословицу”
5 конкурс: Домашнее задание
6 “Узнай произведение и его автора”
7 конкурс: “Найди слова”
8 конкурс: “Буриме”
9 Узнай писателя

10 конкурс (конкурс капитанов): “Cкороговорки”
Давайте же познакомимся с почетным жюри, в состав которого вошли:
………………………………………………..
Итак, представление команд!
(Музыка 2)
Ведущий.
Известный филолог, ученый – лингвист Владимир Даль сказал: «Как из копеек
составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание».
Эти слова будут сегодня девизом нашей литературной викторины.
1.Разогрев. (За 1 минуту команда должна правильно ответить на как можно
большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то
говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.)
Жюри учитывает количество правильных ответов. Начинают тикать
часы (3)
Вопросы для первой команды.
1.Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)
2 Автор «Приключений Робинзона Крузо»? (Дефо)
3 Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)
4 Выдающийся русский ученый­энциклопедист, именем которого назван
Московский университет? (М.В.Ломоносов)
5Автор произведения «Приключения Тома Сойера»? (Марк Твен)
6 Автор сказки «Синюшкин колодец»? (Бажов)

Ночевала тучка золотая
На груди утеса­великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя… ? (М. Ю. Лермонтов. «Утес»)
8 Как называется разговор двух лиц в художественном произведении?
(Диалог)
9 Автор рассказа «Тихое утро»? (Казаков)
10 Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления
с целью наиболее наглядно показать его существенные черты)
11 Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще
всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным
сюжетом (Баллада)

12 Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или
нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)
13 Автор произведения «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Пушкин)
14 Из какого произведения эти строки:
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. (Крылов. «Квартет»)
15 Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и
Черномор? («Руслан и Людмила»)
16 В каком произведении детективного жанра жук сыграл главную роль?
(Золотой жук. Э.По)
17 Из какого произведения эти строки:
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем. (Лермонтов. Три пальмы.)
Вопросы для второй команды.
1 Имя няни Пушкина? (Арина Родионовна)
2 Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)
3 Как звали друга Тома Сойера? (Гекльберри Финн)
4 Автор произведения «Васюткино озеро»? (Астафьев)
5 Автор строк:
Сижу за решеткой в темнице сырой
Вскормленный неволей орел молодой…
(А.Пушкин)
6 Автор баллады «Кубок»? (В. А. Жуковский)
7 Из какого произведения эти строки:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой! (М. Ю. Лермонтов. «Парус»)
8 Автор произведения «Песнь о вещем Олеге»? (А.С.Пушкин)
9 Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого
предмета)
10 Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма)
11 Речь одного человека в произведении? (Монолог)
12 Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения?
(Псевдоним)
13 Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)
14 Автор сказки «Снегурочка»? (Островский)
15 Из какого произведения эти строки:

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. (И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и
Рак»)
16 У героини какого произведения появился двойник, с которым она
побывала в стране зеркал? (Губарев. «Королевство кривых зеркал»)
17 Кто написал произведение про Алые паруса? (Грин)
Кто весел, тот всегда молод! Звучит смех (4)
2 КОНКУРС. “Юморина”
Карточка № 1
Карточка №2
1. Кто из героев русской народной
сказки женился на земноводной
особи?
1. Назовите героиню русской
народной сказки, которая была
лягушкой.
2. Кто из сказочных героев наелся
сам и хозяйку накормил
благодаря смекалке?
3. Назовите героиню сказки
Андерсена, которая подарила
речке свои башмачки.
4. Назовите сказку русского
писателя, где герой вступает в
схватку с Головой.
5. В какой русской народной сказке
брат не послушался сестру, один
раз нарушил санитарно­
гигиенические правила и жестоко
за это поплатился?
2. В какой русской народной
сказке решаются проблемы
жилья или, говоря умным
языком, проблемы жилищно­
коммунального хозяйства?
3. Назовите героиню сказки
Андерсена, которая могла
заморозить своим поцелуем.
4. В какой сказке русского
классика у героя сила заключена
в его бороде?
5. Какой сказочный герой посеял
деньги, думая, что вырастет
денежное дерево и останется
только снимать урожай?
3 КОНКУРС. “В стране стихосложения”

(каждая команда получает стихотворения) Ребята, у меня в руках
стихотворения, но в них произошла какая­то путаница. Слушайте!
(читаем стих). Давайте попробуем правильно расставить знаки
препинания! Загадки зрителям.
Задание № 1
...Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.
Задание № 2
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
4 конкурс. “Собери пословицу”
Звучит музыка (5)
Соотнесите части пословиц из 1 и 2 столбца.
Пока команды работают над пословицами, можно готовиться к домашнему
заданию!
Задание
1 Кто другому яму копает,
2 Любишь кататься,
3 Муж возом не навозит,
1 тот о том и говорит.
2 надо свой разум наточить.
4 Кто ест скоро,
5 На охоту ехать ­
6 Кто рано встаёт,
7 Любовь не картошка ­
оказаться.
4 от того и наберешься.
5 по­волчьи выть.
6 тому глаз вон.
7 враг мой.

8 У кого что болит,
9 На то она и щука,
10Не говори о себе худо,
11Чтобы других учить,
12Кто старое помянет,
13Не спеши языком,
находиться,
15По одежке встречают,
16Слово – серебро,
17С кем поведешься,
18Язык мой ­
19С волками жить ­
20Не давай повадки,
8 тот сам в нее попадает.
9 чтобы не было оглядки.
10по уму провожают.
11люби и саночки возить.
12тому Бог даёт.
13молчание золото.
14что жена горшком наносит.
15другие об этом позаботятся.
16спеши делом.
17тот и работает споро.
18не выбросишь в окошко.
19собак кормить.
20чтоб карась не дремал.
1 Кто другому яму копает,
2 Любишь кататься,
3 Муж возом не навозит,
4 Кто ест скоро,
5 На охоту ехать ­
6 Кто рано встаёт,
7 Любовь не картошка ­
8 У кого что болит,
9 На то она и щука,
10Не говори о себе худо,
11Чтобы других учить,
12Кто старое помянет,
13Не спеши языком,
Ответы
8 тот сам в нее попадает.
11люби и саночки возить.
14что жена горшком наносит.
17тот и работает споро.
19собак кормить.
12тому Бог даёт.
18не выбросишь в окошко.
1 тот о том и говорит.
20чтоб карась не дремал.
15другие об этом позаботятся.
2 надо свой разум наточить.
6 тому глаз вон.
16спеши делом.

14С пчелкой водиться ­ в медку
3 а с жуком связаться – в навозе
находиться,
15По одежке встречают,
16Слово – серебро,
17С кем поведешься,
18Язык мой ­
19С волками жить ­
20Не давай повадки,
оказаться.
10по уму провожают.
13молчание золото.
4 от того и наберешься.
7 враг мой.
5 по­волчьи выть.
9 чтобы не было оглядки.
5 конкурс. Домашнее задание.
6 конкурс. “Узнай произведение и его автора”
Перед вами 6 карточек, на которых отрывок из произведения.
Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите
автора этого произведения. Расскажите, что произойдёт дальше.
Отрывок № 1
Отрывок № 2
И начал так: “Друзья! К чему
весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам,
совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим
общий лад!”
(И. А. Крылов “Волк на
псарне)
“Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной”.
(В. А. Жуковский “Кубок”)
Отрывок № 4
“ Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал.
Увидел Петя Зубов, что превратился он в
высокого, худого, бледного старика. Выросла у
него седая окладистая борода, усы. Морщины
покрыли сеткою лицо»
(Шварц “Сказка о потерянном времени”)
Отрывок №3
Запомни же ныне ты слово
моё:
Воителю слава ­ отрада;
Победой прославлено имя
твоё;
Твой щит на вратах
Цареграда;
И волны и суша покорны
тебе;
Завидует недруг столь

дивной судьбе. (А. С.
Пушкин “Песнь о вещем
Олеге”)
Отрывок № 5
“Дело было к вечеру. Он шёл
тихо и глядел на воду. Вдруг
ему показалось, что что­то
барахтается в тине у самого
берега. Он нагнулся и
увидел...”
(И. С. Тургенев “Муму”)
Отрывок № 6
“Сначала никто этого не заметил. Мальчик
глядел тем тусклым и неопределенным
взглядом, каким глядят до известного возраста
все новорожденные дети. Дни уходили за днями,
жизнь нового человека считалась уже неделями.
Его глаза прояснились, с них сошла мутная
поволока, зрачок определился. Но дитя не
поворачивало головы за светлым лучом,
проникавшим в комнату вместе с веселым
щебетаньем птиц» (В. Г. Короленко « Слепой
музыкант”)
7 конкурс. “Найди слова”
В этом рассказике спрятаны названия пяти копытных животных. Одни –
в окончании одного слова и начале следующего. Другие – между словами
с предлогом. Третьи ­ еще где­нибудь.
А чтобы зрители не скучали, я подготовила и для них вопросы из
произведений! Выявим самого эрудированного в литературной области.
На лыжах
Однажды мы отправились кататься на лыжах. Вначале шли быстро и легко.
Затем начались трудности. Когда спускались с горки, Колька Банников упал
и сломал новую лыжу. И мы все, чтобы Кольке не было обидно, решили
вернуться. Назад он шел на одной лыже.
Домой мы добрались к вечеру, потому что Колька то и дело проваливался в
сугроб. А раньше мы успевали к обеду. Такое уж невеселое приключение
случилось с нами в тот день.
8 конкурс. “Буриме”

БУРИМЕ – стихотворение на заранее заданные, необычные рифмы. Форма
буриме возникла в первой половине 17 века во Франции, поводом послужил
следующий случай. Некий поэт Дюло заявил, что он потерял рукопись с 300
сонетами. Такое количество произведений вызвало у публики сомнение. Тогда
Дюло признался, что написал не 300 сонетов, а лишь заготовил для них
рифмы, и его друзья решили написать сонеты на готовые рифмы. Так возникла
форма буриме как стихотворной игры. Попробуйте и вы поиграть в буриме!
Музыка 6.
Задание:
Пели – смотрели
Кружок – пирожок
Капустный – вкусный
Другой – курагой
В прятки – лошадки
Ушли – легли.
Без огня – у меня
Днем ­ в нем
Вечерком – огоньком
С травой – живой.
Пример:
Мы сегодня песни пели,
Много мультиков смотрели.
Потом сели в кружок,
Чтоб готовить пирожок.
Пирожок капустный,
Очень­очень вкусный.
Решили сделать другой.
Правда, с курагой.
Затем играли в прятки,
Скакали как лошадки.
Затемно домой пришли,
очень быстро спать легли.
9 КОНКУРС. “Узнай писателя по фото”
Подумайте, чье фото перед вами на экране. Назовите фамилию писателя
и его произведения.
10 конкурс (конкурс капитанов). “Cкороговорки”
1.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
2. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при
Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.
Ведущий (Музыка 1)
Как прекрасен мир книги! Как удивителен литературный мир! Сколько
открытий мы делаем, читая строки талантливых писателей! Так хочется

пожелать всем нашим участникам, зрителям и гостям, быть ближе к
миру литературы!
Итак, подведем итоги нашей викторины! Слово Жюри!
До свидания, дорогие друзья, до новых встреч!
Для Зрителей!
Отрывок № 1
“Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо
пестренькое, черепаховое, по небу ходит золотое солнышко; поманишь его,
оно с неба сойдет, вкруг руки обойдет и опять поднимается”.
(В. Ф. Одоевский “Городок в табакерке”)
Отрывок № 2
“Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые;
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады;
На серебряных там ветках,
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут,
Песни царские поют.
А ведь терем с теремами
Будто город с деревнями;
А на тереме из звемзд –
Православный русский крест”
(П. П. Ершов “Конёк­горбунок”)
Отрывок № 3
“В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит –
полна изба народу, больших и маленьких. У печки девчонка сидит, а рядом с
ней кошка бурая. Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да
ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а
она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно”.
(П. Бажов “Серебряное копытце”)
Отрывок № 4

“Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. – Вся столица
Содрогнулась...”
(А. С. Пушкин “Сказка о Золотом петушке”)
Отрывок № 5
“Живет в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да сам и облупит”.
(А. С. Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”)
Загадки
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в
дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
Покупала самовар,
А спасал ее комар.
Была она артисткой
Прекрасной, как
звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.
Прокатился по
деревне
И женился на царевне.
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех
досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как
днём.
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть
замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
Он разбойник, он
злодей,
Свистом он пугал людей.
И зайчонок, и волчица ­
Все бегут к нему
лечиться.
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней
следил,
Обманул и проглотил.
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик­лук,

Он надёжный, верный
друг.
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
Мой вопрос совсем не трудный,
Он ­ про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный?
Наряд мой
пестрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
Всех важней она в
загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Вот совсем
нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос?
Красна девица
грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький

крючком,
Вместо туфелек -
копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три
кружки,
Три кроватки, три
подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит
Водяной.
Толстяк живет на
крыше,
Летает он всех выше.
Скорей бы приблизился
вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал
Она была подружкой
гномов
И вам, конечно же,
знакома.
С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее…

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться
охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
Гармошка в руках,
На макушке
фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Редчайший зверь и прячется в засаде,
Его поймать никто не может.
Он с головами впереди и сзади,
Лишь Айболит нам угадать его
поможет.
А ну­ка думай и смекай,
Ведь этот зверь – …
ОТВЕТ
Приходит он ко всем глубокой ночью,
И зонтик свой волшебный открывает:
Зонт разноцветный – сон ласкает очи,
Зонт чёрный – снов в помине не бывает.
Послушным детям – зонтик разноцветный,
А непослушным – чёрный полагается.
Он гном­волшебник, многим он известный,
А ну скажи, как гном тот называется.
ОТВЕТ
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь

карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
ОТВЕТ
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь
ведь?
Кто же это был? …
ОТВЕТ
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
ОТВЕТ
Кто любил играть и
петь?
Два мышонка ­ Круть и...
ОТВЕТ
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в
пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
ОТВЕТ
Что за сказка: кошка,
внучка,
Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
ОТВЕТ
Они везде вдвоём всегда,
Зверята - «неразлейвода»:
Он и его пушистый друг,
Шутник, медведик Винни­
Пух.
И если это не секрет,
Скорее дайте мне ответ:
Кто этот милый толстячок?
Сын мамы­хрюшки - ...
ОТВЕТ
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка­кукла с большими
глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице - аккуратненький
нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
ОТВЕТ
Сказку быстро вспоминай:
Персонаж в ней - мальчик
Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу?
ОТВЕТ

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко­красных
сапогах.
ОТВЕТ
У этого героя
Дружок есть -
Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, - ...
ОТВЕТ
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как
моряк.
Звать кота, скажите, как?
ОТВЕТ
В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Почта­дом стоит у речки.
Почтальон в ней -
дядя...
ОТВЕТ
Его отца схватил Лимон,
В темницу бросил папу он...
Редиска - мальчика подруга,
Не бросила в беде той друга

И помогла освободиться
Отцу героя из темницы.
И знает каждый без
сомнений,
Героя этих приключений.
ОТВЕТ
На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальца,
невзначай.
Холодным, недобрым стал …
ОТВЕТ

Цель : развивать внимание, память, мышление, умение работать в коллективе.

Оборудование: рисунки лошадей (См. приложения)

В игре участвуют три команды с любым количеством игроков. Первой команде предлагается угадать литературного героя: сначала — по трем словам, относящимся к произведению (и получить за это 3 балла); если герой не угадан, то — по отрывку из этого произведения (и получить 2 балла); если и после этого герой командой не назван, то его называет учитель, а команда получает возможность заработать 1 балл, выполнив задание по карточке, связанное с темой данного произведения. Если же герой был угадан командой, то учитель предлагает выполнить задание в качестве развлекательного момента.

Следующего литературного героя угадывает вторая команда, затем третья. После этого в игру снова вступает первая команда, и т. д.

В конце игры подводится подсчет баллов, выявляется команда-победитель.

Игра развивает внимание, память, мышление, воображение.

ЗАДАНИЯ

1. Небольшой герой из мира домашних животных. (Конек-горбунок.)

Слова: поле, дозор, кобылица.

Отрывок. «На земле и под землей

Он помощник будет твой». (П. Ершов)

Задание. В сказке П. Ершова конек-горбунок не имеет клички, скорее — обидное прозвище. А ведь можно было ему за его заслуги дать красивую кличку, например, одну из тех, что у этих лошадей. (Ведущий показывает рисунки лошадей и просит угадать их клички. Угадавший получает рисунок.)

➢ Так называют первого человека в государстве. (Президент)

➢ Кличка этого жеребца связана с названием мощного явления природы. (Вихрь)

➢ Этот конь отзывается на кличку, происходящую от названия драгоценного камня. (Алмаз. См. приложения)

2. Герой — представитель самой гуманной профессии. (Айболит)

Слова: крест, саквояж, животное.

Отрывок.

«Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!» (К. И. Чуковский)

Задание: изобразить с помощью жестов и мимики животных, которых лечил доктор Айболит из сказки К- Чуковского: обезьяну, корову, медведя, зайца, попугая.

3. Очаровательная юная героиня. (Дюймовочка)

Слова: цветок, девочка, крылья.

Отрывок. «Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое, не такое, какие растут на крестьянских полях и которыми кормят кур. Посади это зернышко в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет». (Х.-К Андерсен)

Задание. Рост Дюймовочки из сказки Андерсена — один дюйм, а это в два раза меньше мизинца. Вспомните названия и имена других маленьких героев из различных произведений.

➢ В их стране гостил Гулливер. (Лилипуты)

➢ Незнайка и его друзья — все как один... (коротышки).

➢ Старший брат Дюймовочки из сказки Ш. Перро. (Мальчик-с-пальчик)

➢ Друзья Белоснежки. (Гномы)

➢ Мужчина в полном расцвете сил, живущий на крыше. (Карлсон)

➢ Он «ростом только в три вершка». (Конек-горбунок)

➢ Сказочные существа с крылышками; женой одного из них стала Дюймовочка. (Эльфы)

➢ Волшебная страна Гудвина населена удивительными народцами, которые все время ЖУЮТ и поэтому называются... (жевунами), МИГАЮТ и поэтому называются... (мигунами), ПРЫГАЮТ и поэтому называются... (прыгунами), БОЛТАЮТ и поэтому называются... (болтунами).

➢ Мужественный герой из сказки Андерсена. (Оловянный солдатик.)

4. Влюбленный герой. (Королевич Елисей)

Слова: солнце, месяц, ветер.

Отрывок.

«Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста». (А. С. Пушкин)

Задание. Королевич Елисей долгое время был занят поисками невесты. Провести игру «Холодно — горячо». Условия игры: в помещении спрятан предмет; его должен найти игрок, ориентируясь на слова ведущего «холодно» и «горячо».

5. Печально известная героиня. (Снегурочка)

Слова: холод, костер, облако.

Отрывок. «Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли девушку». (Русская народная сказка.)

Задание. Исполнить отрывки из песен на зимнюю тему, например, «Три белых коня», «Кабы не было зимы», «В лесу родилась елочка» и т. д.

6. Герой, прославившийся необычайной хитростью. (Кот в сапогах.)

Слова: сапоги, маркиз, принцесса.

Отрывок . «Не успел он спрятаться, как ему сразу повезло: молоденький, доверчивый кролик забрался в мешок». (Ш. Перро)

Задание. Коту в сапогах приходится решать сложнейшие задачи, чтобы добиться цели. Решите задачи про котов.

➢ Пять котов устроили грандиозную драку. Сколько лап было в ней повреждено, если каждый кот ухромал с поля боя на двух лапах? (10 лап.)

➢ Под окном самой красивой кошки города коты устроили концерт. Участвовали 3 черных кота, 10 полосатых, 5 рыжих и 6 белых. Сколько котов орало под окном? (24)

7. Герой из мира птиц. (Гадкий утенок.)

Слова: двор, одиночество, лебеди.

Отрывок . «— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме одного... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!» (Х.-К. Андерсен.)

Задание . Гадкий утенок из сказки Андерсена на самом деле оказался лебедем, дикой птицей. Отгадайте загадки о диких птицах.

➢ Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Журавли)

➢ И петь не поет, и летать не летает,

За что же тогда его птицей считают? (Страус)

➢ У нее глаза большие, хищный клюв —

всегда крючком,

По ночам она летает, спит на дереве лишь днем. (Сова)

➢ Проживает в странах жарких, а в нежарких —

в зоопарках,

И спесив он, и хвастлив, потому что хвост красив,

Им любуется он сам и показывает нам. (Павлин)

➢ Это старый наш знакомый,

он живет на крыше дома —

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)

8. Единственный в своем роде сказочный герой. (Карлсон)

Слова: мужчина, малыш, крыша.

Отрывок. «— Странно... Домик? Не может быть! На крыше стоит маленький домик?.. Как он мог здесь оказаться?» (А. Линдгрен)

Задание. Карлсон. Герой произведения А. Линдгрен, как известно, обожает пошутить над людьми, причем, ни одна его шутка не повторяется дважды. Игра-игралка — приз-хватал- ка.

Условия игры : разыгрывается приз — игрушка из «киндер-сюрприза». Участвуют 2 или более человек.

Ведущий.

Вот этот приз достанется тому,

Кто всех внимательнее будет,

Тому, кто ловок и умен

И приз забрать свой не забудет.

Когда услышите «И раз!!!» —

Тогда наступит звездный час.

Начинаем мы игру:

«И три, и два, и...»

Рассмеялся бегемот

И схватился за живот.

Вдруг взорвется он сейчас?!

Быстро прячьтесь все и...

Разве вы не знаете,

Что в игру играете?

Я читаю текст для вас,

Слушайте еще и...

Разлетелся на клочки

Мой дневник с оценкой «три»

Не позорю я свой класс.

Рву его. Вот так — и...

Разъяренный военрук

Не любил зеленый лук,

Надевал противогаз

Быстрее всех ребят и...

Разгулялись наши гости:

Чай и кофе уже просят.

Пошла мама включать газ,

Спичку чиркнула и...

Разговаривать не надо,

Лучше съешьте шоколада.

И РАЗ и навсегда запомни:

Укрепляй зубные корни!

9. Прозвище этого героя в переводе с датского означает «Закрой глазки». (Оле-Лукойе)

Слова: дети, зонтик, сновидения.

Отрывок . «Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем простой, гладкий, который развертывается над нехорошими детьми; ну, они и спят всю ночь как чурбаны, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне». (Х.-К Андерсен)

Задание . Оле-Лукойе, которого придумал Х.-К. Андерсен, раскрывал над послушными детьми цветной зонтик, и тогда им снились чудесные сны. А вот мамы и бабушки знают другой способ создания благоприятных сновидений — они поют колыбельные песни. Нужно спеть колыбельную «Спят усталые игрушки» (Слова 3. Петровой, музыка А. Островского.)

Спят усталые игрушки, книжки спят,

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы ночью нам приспиться.

Ты ей пожелай баю-бай.

Обязательно по дому в этот час

Тихо-тихо ходит дрема возле нас.

За окошком все темнее,

Утро ночи мудренее,

Глазки закрывай, баю-бай.

Баю-бай, должны все люди ночью спать

Баю-баю, завтра будет день опять.

За день мы устали очень.

Скажем всем — спокойной ночи,

Глазки закрывай, баю-бай...

Литературная игра-викторина «Угадай сказку»

Цели:
- активизировать детское чтение;
- вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
- организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка» . В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для первой команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»

Конкурс «Интеллектуальный».
Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы первой команде:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:
1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?
(Проводится аукцион талантов)

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

Библиотечный урок

на тему: «Игра-викторина по литературным произведениям»

Возраст: 1-4 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида

Цели: закрепить знания детьми литературных произведений; активизировать внимание, развивать речь детей;

воспитывать любовь и интерес к чтению.

Оборудование: карточки с заданиями, сундучок, портреты литературных героев.

Оформление: иллюстрации и детские рисунки к литературным произведениям, плакаты о необходимости чтения.

    Организация начала мероприятия .

    Постановка проблемы. Формулирование темы и целей урока.

На свете есть чудесная страна,

Где книги добрые живут.

Известна всем читателям она,

И там всегда нас в гости ждут.

В любой стране ты сможешь побывать,

Не выходя из комнаты своей,

Лишь стоит книгу в руки взять,

Наедине оставшись с ней.

Ребята, а какое значение имеет книга для вас? (из книг можно узнать много интересного и полезного, с ней интересно коротать время, поездки становятся увлекательней с книгой, по-настоящему грамотным можно стать только благодаря книге)

Сегодня на уроке мы будем говорить о книгах, о литературных произведениях, их авторах и героях, вспомним произведения, с которыми знакомились на уроках, на библиотечных часах, при самостоятельном чтении.

    Проведение игры

Игровое упражнение «Узнай сказку».

Я зачитаю вам отрывки из разных произведений, а вы попробуйте узнать и назвать их.

1. А дорога далека,

А корзинка не легка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

(«Маша и медведь».)

2. «Лети-лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг...»

(В. Катаев «Цветик-семицветик».)

3. «...У старшего сына стрела упала на боярский двор...» («Царевна-лягушка».)

4. «...Жил старик со своею старухой у самого синего моря...» (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)

5. «- Яблонька, матушка, спрячь меня.

Поешь моего лесного яблочка, спрячу» («Гуси-лебеди».)

6. «...Вырой ямку, положи золотой, полей хорошенько из лужи, да не забудь сказать: «Рекс, пекс, фекс...» (А. Толстой «Золотой ключик».)

7. «...Идут вёдра по деревне, а народ дивится...» («По щучьему велению».)

8. «...Тут конёк ему заржал.

Не тужи, Иван, - сказал, -

Велика беда, не спорю,

Но помочь могу я горю...» (Ершов «Конёк-Горбунок».)

9. «Кто ложился в мою постель и смял её?» («Три медведя».)

10. «Чем тебе крот не муж? У самой королевы нет такой чёрной бархатной шубы, как у него» (Г. X. Андерсен «Дюймовочка».)

Игровое упражнение «Кто этот герой?»

    Появился я на птичьем дворе, и до того был безобразный, с большой головой, длинной шеей, что птицы не приняли меня в свою семью. (Андерсен «Гадкий утенок»)

    Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял.

(Перро «Золушка»)

    Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок. (Кай из сказки Андерсена «Снежная королева»)

Игровое упражнение «Узнай по картинке» (узнать литературного героя на картинке)

Игровое упражнение «Угадай произведение по отрывку»

    Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

(И. Суриков «Детство»)

2. Жил человек рассеянный

На улице Бассейной,

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки,

Оказалось – это брюки.

(С. Маршак «Человек рассеянный»)

    Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

(А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

4. Лихо меряли шаги

Две огромные ноги,

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

(С. Михалков «Дядя Степа»)

5. Мишка очень любит мед,

Почему? Кто поймет?

В самом деле – почему

Мед так нравится ему?

(А. Милн «Вини-Пух и все, все, все»)

6. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «пять» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке.

(С. Маршак «Почта»)

Игровое упражнение «Сказочные фразы».
В сундучке лежат волшебные цветочки, на их лепестках написаны фразы из сказок, но половина каждой фразы исчезла. Нам нужно закончить фразу. Желающий выходит, берёт цветок, читает начало фразы, а все хором продолжают.

В некотором царстве…(в некотором государстве). . По щучьему велению…(по моему хотению). . Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается). . Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы). . И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало). . Стали они жить - поживать…(и добра наживать).

Игровое упражнение «Дедушка-путаник»

Я расскажу вам сказку, как только вы услышите ошибку, хлопайте в ладоши.

Жила-была одна девочка, и звали ее Желтая Шапочка.

Нет, Красная.

Ах, да, Красная Шапочка. Однажды мама позвала ее и говорит: «Зеленая Шапочка…»

Да нет же, Красная!

Ах, да. Красная. «Сходи, пожалуйста, к тете и отнеси ей эту картофельную шелуху...»

Нет! «Пойди к бабушке и отнеси ей пирожки».

Ну ладно. Вошла девочка в лес, а навстречу ей жираф.

Нет, не жираф, а волк.

Да. Волк и говорит:»Сколько будет пятью пять?»

Нет. Он спросил:»Куда идешь, Красная Шапочка?»

Твоя правда. А Черная Шапочка отвечает…

Она Красная!

А она отвечает: «Я иду на рынок за томатным соусом»

Нет. «Я иду навестить больную бабушку, только вот заблудилась и не найду дороги».

Правильно. А лошадь и говорит…

Какая лошадь? Там ведь был волк!

Конечно, волк. Волк и говорит: «Сядь на 75 трамвай, выходи на площади, поверни направо, пройди по лестнице, купи жевательную резинку». Или не так?

О какой сказке идет речь?

    Подведение итогов

Что мы сегодня вспомнили и повторили?

Считаете ли вы наше занятие нужным и полезным? Почему?

Какой вывод можно сделать?

Литературная викторина «По страницам детских произведений».

Нечаева Елена Николаевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 село Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан.
Литературная викторина по детским произведениям предназначена для детей 9-10 лет. Данный материал можно использовать для внеклассной работы по предметам, в проведении классных часов. Ребята очень любят сказки, всегда знают их много, с удовольствием их читают. И поэтому данная викторина будет им интересна.
Цель: Расширение знаний по произведениям для детей.
Задачи: обобщить знания по детским произведениям; развивать смекалку, находчивость, эрудицию, память; воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: сказочные герои, кроссворд, можно презентацию.

Ход мероприятия.
В викторине участвуют три команды.
Ребята, вы любите сказки? А много ли вы их знаете? А вот сейчас мы это и проверим. Сегодня мы проведём викторину «По страницам детских произведений», по страницам ваших любимых сказок. В конце нашей викторины мы сможем узнать, кто же лучший знаток сказок. Для игры нам надо разделиться на три команды. У меня в мешочке картинки с изображением предметов, которые принадлежали сказочным героям (ключик, тыква, цветок). Дети достают картинки и группируются в команды. Ребята, кому принадлежит ключик? Те, у кого ключик вы команда «Буратино». Кому принадлежит тыква? Вы команда – «Золушка», ну а кому принадлежит цветок? Вы команда - «Дюймовочка». И так мы начинаем нашу викторину.
Конкурс «Волшебные слова».
Итак, наш первый конкурс «Волшебные слова». Вам надо вспомнить какие герои говорили те или иные волшебные слова и в каком произведении.
1. «По щучьему велению, по моему хотению». (Емеля в русской народной сказке «По щучьему велению»)
2. Сивка-Бурка, вещий каурка! Встань передо мной, как лист перед травой. (Иван-дурак в русской народной сказке «Сивка - Бурка»)
3. «Сим – сим откройся!» (Али-баба, в восточной сказке «Али-баба и 40 разбойников»)
4. Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг! Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели! (Женя, в сказке «Цветик- семицветик» В.Катаева)
5. «Раз, два, три. Горшочек вари!» (Девочка, в сказке Братьев Гримм «Горшочек каши»)
6. «Крекс, фекс, пекс» (Лиса Алиса, Кот Базилио, Буратино, в сказке А.Н.Толстого « ключик или Приключения Буратино».
7. «Мутабор» (Калиф, в сказке В.Гауфа «Калиф - аист»)
8. «Кара – барас». (Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)
9. «Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять.» (Федора из произведения К.Чуковского «Федорино горе»)
Конкурс «Удивительные превращения».
Второй конкурс называется «Удивительные превращения». Вам надо вспомнить в кого превращались или в кого были заколдованы герои различных произведений для детей.
1. В кого превращался князь Гвидон в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? (комара, шмеля, муху)
2. В кого превращался великан-людоед в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»? (льва, мышь)
3. В кого превратила старуха-колдунья красивого мальчика Якоба в сказке В.Гауфа? (в карлика)
4. В кого превращались каждое утро 11 братьев-принцев в сказке Х.К.Андерсена? (в сказке «Дикие лебеди» в прекрасных 11 лебедей)
5. В кого превратился гадкий утёнок в сказке Х.К.Андерсена? (в прекрасного лебедя)
6. В нанайской сказке в кого превратилась красивая девочка Айога? (в гусыню)
7. Во что превратилась девочка Снегурочка в русской народной сказке? (в облачко)
8. В кого превращался Иванушка-дурачок в русской народной сказке «Сивка-бурка» влезая в правое ухо, а вылезая в левое? (в доброго молодца, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать)
9. Во что превратилась Русалочка в сказке Х.К.Андерсена? (в пену морскую)
Конкурс «Кто автор».
Наш третий конкурс называется «Кто автор». Каждой команде будет прочитан отрывок из произведения, вам надо угадать автора этого произведения, ну и само произведение.
1. Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду доложи.
Яль на свете всех милее,
Всех румяней и белее… (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
2. Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой. (Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)
3. У меня зазвонил телефон.
Кто говорит? – слон!
Откуда? – от верблюда.
Что вам надо? – шоколада.
Для кого?
Для сына моего?... (К.Чуковский «Телефон»)
4. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели. (В.Катаев «Цветик-семицветик»)
6. – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе красная?
- Тепло, Морозушка, тепло, батюшка. (Русская народная сказка «Морозко»)
Конкурс «Отгадай загадку».
1. Эта девочка очень мала,
И в цветочке она спала.
Жук танцевал с ней,
Мышка полёвка в норке держала,
Она в страну цветов попала. (Дюймовочка)
2. Этот мальчик очень странный.
Из полена сделан Карло.
И с лисой связался зря
Стать счастливым, так нельзя! (Буратино)
3. Этот малый очень хитр.
Он с хвостом, но знаменит.
В сапогах всегда ходил,
Великана победил. (Кот в сапогах)
4. Девочка эта очень прекрасна,
Но Буратино учила напрасно. (Мальвина)
5. Эта собака Мальвине служила,
А Буратино в чулане закрыла. (Артемон)
Конкурс «В необычной стране»
Следующий конкурс называется «В необычной стране». Вам надо угадать, кто из героев побывал в той или иной необычной, ну или волшебной стране.
1. Кто побывал в королевстве Кривых зеркал? (Оля и Яло в сказке «Королевство кривых зеркал» В.Г.Губарева)
2. Кто из героев отправился в страну Лимпопо? (Доктор Айболит в произведении К.Чуковского)
3. Кто из героев попал в страну дураков? (Буратино в сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик»)
4. Кто побывал в стране Лилипутии? (Гулливер в сказке Г.Свифта «Гулливер в стране Лилипутов»)
5. Кто из героев полетел на Луну? (Незнайка из произведения Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей»)
6. Кто из героев отправился с друзьями в Изумрудный город к Великому Гудвину? (Элли в произведении А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
Конкурс «Друзья».
В конкурсе «Друзья», вы уже наверное догадались, что надо назвать друзей сказочных героев.
1. Крокодил Гена (Чебурашка)
2. Девочка Герда (мальчик Кай)
3. Карлсон (Малыш)
4. Буратино (Артемон, Мальвина, Пьеро)
5. Дядя Фёдор (кот Матроскин, пёс Шарик)
6. Девочка Элли (Тотошка, Железный Дровосек, Лев, соломенное чучело)
Конкурс «Сказочный кроссворд».


В этом конкурсе вам надо отгадать кроссворд и ответить на вопрос: Кто пишет сказки?(сказочники)
1. Как в русской народной сказке звали девочку, которая превратилась в облачко? (Снегурочка)
2. Кем работал Гена в произведении Э.Успенского в произведении «Крокодил Гена и его друзья»? (крокодилом)
3. Что являлось лучшим лекарством для Карлсона? (варение)
4. Кто из героев сказки отправился на бал в карете из тыквы? (Золушка)
5. Кто в русской народной сказке снёс золотое яичко для деда и бабы? (курочка)
6. При встрече с каким сказочным героем приходиться лить слёзы? (Чиполлино)
7. Назовите главного героя сказок «Лягушка-царевна», «Сивка-бурка»? (Иванушка)
8. Что положили под двадцать тюфеков и двадцать перин для принцессы в сказке Х.К.Андерсена? (горошина)
9. Какой овощ вырастил дед в русской народной сказке? (репка)
10. Какие цветы собирала падчерица в лесу в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)


Молодцы, ребята! Сказки сочиняют сказочники. Всем нам очень нравятся сказки, пусть их будет больше. На этом наша викторина закончилась. Послушаем наше жюри. Награждение победителей.


Top