Вишневый сад читать онлайн. Вишнёвый сад


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.





Назад Вперёд

Цели:

  • Познакомить детей со звуком и буквой Э.
  • Учить соотнесению звука с буквой и символом, познакомить с нормой артикуляции звука Э.
  • Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
  • Обогащать словарный запас слов со звуком Э.
  • Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, чтения слогов.
  • Воспитание любви и уважения к близким людям.

Оборудование: Зеркало для каждого ребёнка, картинки: ЭСКИМО, ЭКРАН, КАРАТЭ, ПОЭТ, карточка (вклеивается в тетрадь каждого ученика) (Приложение 2), карточки-вкладыши для звукобуквенного анализа для каждого ребёнка с цветными кружками, “Волшебный мешочек” с пластмассовыми буквами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Куда вы сейчас пришли, на какое занятие? (К логопеду). Зачем ходите к логопеду? (Чтобы правильно произносить звуки, правильно говорить.) Откуда приходите в школу? (Из дома). Кто живёт у вас дома? (Мама, папа, и т.д.) Кто ждёт вас со школы дома? (Семья.) Расскажите мне о ваших семьях.

2. Знакомство с темой занятия через звуковой анализ . (Презентация 1)

1. Введение в тему. (Слайд 1).

– Сегодня на занятии мы будем учиться правильно, чётко и красиво говорить. Сегодня мы отправимся в гости к одной интересной семье. А чем она интересна вы мне сами расскажите. (Слайд 2).
– Посмотрите и расскажите, как зовут маму? (Эмма.) Папу? (Эрик.) Братика? (Эдик.) Сестру? (Эля.)
– Кто заметил что-то интересное? (Есть собачка –Эльф) . Давайте хором прочитаем фамилию этой интересной семьи. (Семья Эпиковых). Какой звук слышим в начале каждого имени? ([Э])
– Правильно, сегодня мы учимся правильно произносить звук Э и обозначать его на письме буквой Э. А семья Эпиковых нам в этом поможет.

3. Артикуляция звука э.

1. Знакомство с нормой артикуляции. (Зеркала.)

Правильная артикуляция звука [э] – рассматриваем профиль. (Слайд 3).

Логопед: Давайте посмотрим на наш профиль, и вы расскажите мне, что видите.

– Что происходит с губами? (Губы растянуты в улыбке.)

– Где находится язык? (Язык чуть впереди, он приподнят.)

Логопед: Язык немного продвинут вперед и приподнят. Кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость. Голосовые связки напряжены и сдвинуты, они работают, горло дрожит (есть голос). Пробуем произносить с детьми звук э.

– Есть ли преграда при произнесении звука? Дрожит ли горлышко? (Да.)

– Значит звук Э какой? (Он поётся, тянется). Пробуем пропеть, протянуть.

Если звуки поются и тянутся мы называем их..? (Гласными.)

1-й ребёнок читает стихотворение:

Воздух свободно идёт через рот,
Нет преград разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук называется – ГЛАСНЫЙ.

– Как мы будем обозначать звук Э, каким цветом? (Красным, потому, что он гласный.)

(Слайд 4).

2. Логоритмика. Покажи звук Э.

Логопед: Давайте встанем, покажем звук э.

(Слайд 5).

(И.П.– Руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локти не выпрямляем до конца. Движения – при произнесении (Э) руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного опускаются вниз. Подбородок вначале приподнимается, а в конце – опускается.(Э) произносится с нарастанием в начале, а затем – в диапазоне затухания.
Динамика – в начале незначительное мышечное напряжение, затем в напряжение, затем – полное расслабление.)

Логопед показывает движения и просит повторить детей, выполняя упражнения вместе с детьми 5–6 раз.

4. Знакомство с буквой э.

Логопед: Звуки мы слышим и произносим, а на письме мы их обозначаем буквами, которые видим и пишем. Давайте просмотрим на букву э.

1. Рассматривание стилизованной буквы Э. (Слайд 6).

Логопед:

– Буква Э с огромным ртом
И огромным языком.
Эге – гей! – крикун кричит.
Изо рта язык торчит!

– Посмотрите и расскажите из каких элементов состоит буква Э?

(Правый полуовал и палочка посередине.) (Слайд 7).

Вправо смотрит полукруг,
В середине язычок, мой друг.

– Выбери элементы, которые необходимы для буквы Э. (Слайд 8).

1–2 ребенка выходят к доске, объясняют какие элементы нужны и почему.

Логопед: Мы произносили звук э, давайте теперь покажем букву э с помощью пальцев. (Слайд 9).

– Построим из пальцев букву э.

Правую руку направим влево.
3 пальца прямо направим умело:
Указательный с большим
В полукруг объединим.
Поглядим на построенье –
Буква Э наше творенье.

2. Игра “ Найди букву Э”.

– Давайте посмотрим, кто из нас самый внимательный и найдёт букву э в разных алфавитах. По очереди ученики выходят к доске и показывают букву.

(4 разных изображения алфавита.) (Слайд 10, 11, 12, 13).

3. Прописываем букву Э. (Слайд 14).

(Логопед объясняет, как пишется буква Э.)

Ученики в тетрадях прописывают заглавную и строчную букву э.

4. Игра “Волшебный мешочек” (с буквами).

Логопед: Ребята, у меня есть для вас интересная игра– “Волшебный мешочек”.

В этом мешочке лежат буквы, которые мы изучили, опускаете руку в мешочек, не смотрите, нащупываете букву и говорите:

–Это буква…

Подойти с мешочком к каждому ребёнку.

5. Фонетическая зарядка. (Слайд 15).

Логопед: В нашей дружной семье все любят весело проводить время и петь. -Так как э– гласный поётся и долго тянется, давайте попробуем его пропеть вместе с членами нашей семьи.

– Каждый член семьи поёт свою песенку, помогите по очереди спеть маме, папе и детям, но будьте внимательны, не запутайтесь – найдите и пропойте свой звук, в зависимости от того, кому принадлежат эти предметы. (Например, выходит 1-й ученик, он поет с мамой Эммой – Э – М)
– Что вы пропели? (Слоги.) (Слайд 16).

Затем каждый ребёнок называет прямой и обратный слог. Ёще раз читаем хором слоги.

  • ЭМ МЭ
  • ЭН НЭ
  • ЭК КЭ
  • ЭС СЭ

6. Физкультминутка.

– В нашей семье Эпиковых все дети любят не только петь, но и заниматься спортом. Мальчик Эдик предлагает нам что-то изобразить, а что это, вы мне скажите потом.

– Эдик любит физкультуру,
Нам покажет он фигуру.
Ногу левую вперёд,
А потом её назад,
А потом опять вперёд
И немножко постоим.
Ногу правую, смотри,
В сторону ты отведи,
Поставь на пятку, вверх носок
И тяни её дружок.
Руку правую согну, поперёк её держу.
Ну, а левую, друзья вверх, повыше,
Как и я.
Наша ладонь словно флажок,
Помаши-ка мне дружок.
Это кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
Мы позвоним влево, вправо,
Вот такая вот забава.

Логопед: Что хотел показать нам Эдик? (Букву Э.)

7. Закрепление.

1. Место звука в слове.

Раздать каждому ученику 1 картинку, дети называют предметы, изображённые на картинках. Ученик, получивший картинку, делает звукобуквенный анализ в виде схемы в тетраде. Устно делим на слоги, определяем место звука в слове: в начале, в середине, в конце, затем каждую схему проверяем индивидуально.

(ЭСКИМО, ЭКРАН, КАРАТЭ, ПОЭТ).

2. Работа в тетраде – задание “Найди букву э в словах”.

Логопед: У вас следующее задание: помогите маленькому Эдику найти все буквы Э, обведите э в кружок красным карандашом. Раскрась понравившуюся картинку.

8. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Мы много работали и устали, поможем нашим пальчикам отдохнуть.

“Семья”.

Вот и встретилась семья.
Рад тебя увидеть я.
Всех мы в гости пригласили.
Всех здороваться учили.
В знак приветствия кивать
Может пальчик номер 5.
Безымянный может ниже.
Средний – силой не обижен,
Этот – знает всё на свете.
А вот этот любят дети!

(Поочерёдно сгибаем пальцы на двух руках навстречу, начиная с мизинца, и заканчивая большими пальцами).

9. Закрепление.

1. Развитие речи.

Логопед: Девочка из нашей семьи – Эля Эпикова любит загадки, она и вам одну приготовила. Внимательно слушаем, стараемся отгадать.

Оно в горах встречается,
С тобой, со мной, общается,
Не спорит в разговоре –
Что скажешь, то и вторит. (Эхо.)

Составляем схему слова на карточках – вкладышах, устно делаем звуковой анализ слова. (Приложение 1 )

Работаем над грамматическим строем речи. Каждый ребёнок составляет словосочетания и предложения.

– Каким бывает эхо? (Громким, тихим, смешным и т.д.)
– Составьте своё предложение про эхо. (Я и Эдик слушали эхо. В лесу я услышал громкое эхо. И т. д.)

2. Развитие фонетического восприятия.

В семье Эпиковых все ведут активный и правильный образ жизни, Эпиковы любят путешествовать, сегодня они отправились в горы. Но там произошла такая ситуация.

(Слайд 17).

Логопед читает стихотворение:

– ЭРИК С ЭДИКОМ ОТСТАЛИ,
ЭДЕЛЬВЕЙС ОНИ ИСКАЛИ.
ЭЛЯ – ЗВАТЬ, В ОТВЕТ – ЛИШЬ
ЭХО,
ЭЛЕ ВОВСЕ НЕ ДО СМЕХА.

– Что произошло в лесу? Кто заблудился? Что такое эдельвейс? Кому совсем не смешно? Почему? Кто может помочь?
– В семье важно жить дружно, помогать в беде, слушаться старших.

Назовите в этом стихотворении все слова, которые начинаются со звука Э. Сколько таких слов? (Эрик, Эдик, Эля, эдельвейс, эхо– 5 слов).

10. Развитие пространственной ориентации

Игра “Что изменилось?” (Презентация 2.) (4 слайда, 4-й– проверка.)

– Расскажите, что изменилось? (Вспомните, как зовут членов семьи Эпиковых и расскажите, кто находится слева, справа, по середине и т.д.)

11. Итог урока. (Слайд 18).

– С какой буквой познакомились? (Э) Что делали на занятии? (Учились правильно и красиво говорить, произносили звук Э.)

Кто нам помогал? (Семья Эпиковых.)

Литература:

  1. Кожевникова Д.В., Кожевников П.В. Домашний логопед. Практическое пособие.– СПб: Наука и Техника, 2009.
  2. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Изд-во: ГНОМ и Д., 2008.
  3. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М., АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ: 2009.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков (пособие для логопедов) – Гуманит. Изд-во ВЛАДОС, – М., 1999.

В русском языке звук [э] (графически - е ) в положении между мягким согласным или шипящим и твёрдым согласным под ударением обычно чередуется со звуком [о] (графически ё или о - в некоторых формах после шипящих).

Се стра - сё стры, же на - жё ны, справиться с задаче й - идти со свечо й.

Этот процесс идёт очень последовательно.

Белё сый, жё рнов, ведё рко, жё лоб, шё рстка.

Однако в целой группе слов такого чередования не наблюдается.

1. Обычно нет чередования в словах старо-славянского происхождения. Ср. параллель-ные старославянские и исконно русские формы:

бытие - бытьё , львиный зе в - позё вывать.

Старославянизм можно узнать по характерным признакам:

а) По сочетанию согласных -жд-, -щ- на месте русских -ж-, -ч- .

Надежд а - безнадёж ный, одежд а - в просторечии одёж а.

б) По сочетаниям -ра-, -ла-, -ре-, -ле- на месте русских -оро-, -оло-, -ело-, -ере- .

Боло гое - бла женный.

в) По характерным финалям: старославянское -ие и исконно русское -ьё.

Житие - житьё .

г) По характерным начальным гласным слова:

    старославянскому начальному е- соответствует русское о- ;

    Е дин - о дин.

    старославянскому начальному а- - русское я- ;

    А з - я .

    старославянскому начальному ю- - русское у- .

    Ю лия - У льяна.

д) По характерным приставкам:

    старославянским приставкам пре-, пред- соответствуют русские приставки пере-, перед- ;

    Пре сечь - пере сечь.

    старославянской приставке низ-/нис- соответствует русская с- ;

    Нис ходить - с ходить.

    старославянской приставке из-/ис- - русская приставка вы- в значении движения наружу;

    Ис течь - вы течь.

    старославянской приставке воз-/вос- - русская вз-/вс- ;

    Вос ход - вс ходы.

    старославянской приставке со- - русская приставка с- .

    Со бор - с бор.

    Как отмечалось, в старославянизмах обычно не наблюдается перехода [э] в [о] (графически е - в ё или о ).

    Единоплеме нный, исте кший, восприе мник, сопе рник, согбе нный.

    Вместе с тем произношение [о] сейчас активно распространяется и на целый ряд старославянизмов, прежде всего - на отглагольные прилагательные и причастия.

    Так, в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина формы упоенный, коленопреклоненный произносятся (в соответствии с орфоэпическими нормами того времени) со звуком [э] под ударением: «Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный , Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля».

    Сейчас эти старославянские формы, как и многие другие, произносятся со звуком [о] (графически - ё ):

    Запечатлё нный, измождё нный, истощё нный, коленопреклонё нный, осведомлё нный и др.

    Иногда произношение слова зависит от его значения.

    Ср.: истё кший кровью - исте кший срок, оглашё нные результаты - кричит как оглаше нный, падё ж скота - именительный паде ж; совершё нное преступление - сове ршенное творение.

2. Как правило, нет чередования на месте этимологического «». Наличие в прошлом этого звука можно выявить путем сопоставления русских и украинских форм (в русском - е , в украинском - i : хле б - хлi б ).

Бе лый, ре зать, головоре з, сле д, те ло.

    Но и в этой группе слов есть исключения

    Ср.: звё зды, звё здный, но: зве здчатый.

3. Нет чередования в большинстве заимствованных слов.

Апте ка, афе ра (!), бле ф, ке нар, мане рный.

Обратите внимание

Следует учитывать, что, во-первых, в настоящее время переход [э] в [о] начинает активно захватывать и иноязычные слова (ср.: манё вр - основной вариант, мане вр - допустимый; манё вренный и мане вренный - равноправные варианты), во-вторых, произношение гласного под ударением во многом зависит от источника заимствования. Так, в русском языке сохраняется произношение [о] в наименовании польского священника - ксё ндз. .

    Особенно много колебаний в произношении слов на -ер .

    Ср.: гренадер , дромадер , инженер , интерьер - гримёр , киоскёр , ретушёр .

    Варианты стартер и стартёр , комбайнер и комбайнёр являются равноправными.

    В некоторых случаях надо также учитывать значение слова.

4. Нет чередования в положении гласного е между двумя мягкими согласными.

Ср.: гололё д - гололе дица, многожё нство - многоже нец, двоежё нство - двоеже нец.

Обратите внимание

В произношении некоторых слов возможны колебания: весе́ льный (допустимо - вё сельный ), околё сица и околе́ сица (но: нести околё сную ).




Top