Вивальди в венеции места. Композиторы в венеции

Цитирую:

1. ДО ВИВАЛЬДИ

В то время как в Риме, во времена расцвета Возрождения, полифоническая школа углубляет разработку жанров духовной музыки и быстро обновляется благодаря таланту Пьерлуиджи да Палестрина, в Венеции разрабатываются жанры светской музыки.

Андреа Габриэли (ок.1510-1586) был органистом в соборе Св.Марка, композитором и значительной преподавательской фигурой венецианской школы. Его полифонический (многоголосый) стиль был новшеством, он основывался на контрастах и диссонансах и предполагал участие в исполнении нескольких хоров. Крупным был его вклад в развитие духовной (мотеты от четырех до двенадцати голосов, шестиголосные мессы, “Псалмы Давидовы” для шести голосов) и светской музыки (мадригалы от 3 до 12 голосов).


Джованни Габриэли (ок.1557-1612), унаследовавший от Андреа место органиста в соборе Св.Марка, умножает известность венецианской школы за границей (Ганс Лео Гасслер и Генрих Шютц были в числе ее учеников). Среди его произведений, относящихся к духовной, светской и инструментальной музыке, значительное место принадлежит “Духовным симфониям” (Sacrae symphoniae) и многоголосым мотетам. Являясь одним из передовых композиторов своей эпохи, он опередил время своими сонатами для скрипки, которые были одними из первых в этом жанре. Скрипка действительно оказалась инструментом, наиболее созвучным монодическим вкусам, все шире распространявшимся в то время, когда появился “непрерывный бас” (basso continuo), заключавшийся в том, что длинные ноты, поддерживая основные звуки музыкального аккорда, выступают в качестве основания для развития мелодии. Джованни вносит вклад в распространение “сонаты на троих”, для двух инструментов (обычно скрипок) и basso continuo виолончели либо клавесина.

Распространяется мелодрама, навеянная историческими либо мифологическими сюжетами, действие которой разворачивается на фоне пышных декораций. Франческо Кавалли (1602-1676), кантор капеллы Св.Марка, Марк Антонио Чести (1623-1669) и Джованни Легренци (1626-1690), маэстро капеллы Св.Марка, принадлежат к венецианской оперной школе. В 1637 г. здесь открылся первый платный оперный театр (С.Кассиано).

В середине 18 века Венеция достигает вершин и в типично неаполитанском жанре комической оперы (opera buffa) в творчестве Бальдассаре Галуппи (в главе Бурано), который вместе с Джованни Платти (1700-1763) одним из первых внес значительный вклад в создание сонатной формы (на основе классической сонаты, которая пришла на смену барочной), введя две музыкальные темы в первую из трех частей сонаты.

В большой моде клавесин, - заменив в нем один тип молоточков (salterelli) на другой (martelletti), Бартоломео Кристофори (1655-1732) получает из него фортепиано. В числе композиторов, писавших музыку для клавесина, кроме Галуппи и Платти, Бенедетто Марчелло (1686-1739) был автором произведений духовной музыки и концертов для пяти инструментов. Его брат Алессандро (1684-1750) создал сонаты для скрипки и basso continuo, концерты для гобоя и струнных инструментов, которые одно время приписывались Бенедетто.

В то же время в Венеции создавал свои музыкальные произведения (Tomaso Albinoni, 1671-1750), инструментальные композиции которого напоминают музыку Вивальди.


Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi, 1678-1741) во всем мире является самым ярким представителем венецианской музыки. Из композиций “рыжего священника” в полную силу проявляется музыка Баха, его сочинения были буквально открыты заново, после многих лет забвения, в середине 20 века. Будучи очень плодотворным композитором, он написал многочисленные концерты, построенные на трехчастной композиции allegro-adagio-allegro и выступают как “программная музыка”, представлявшая собой описательные отрывки, части произведения, - к ним относятся, к примеру, знаменитые “Времена года”, “О щегле” (Del cardellino), “Ночь”. Вивальди создал концерты для скрипки, виолы д"аморе, виолончели, мандолины, флейты, гобоя, фагота, трубы, рожка, струнного оркестра. Особенно значительными в его творчестве являются концерты цикла “Гармоническое вдохновение” (Estro armonico) и произведения “Кредо”, “Глория” и “Магнификат”.

2. ВИВАЛЬДИ В ВЕНЕЦИИ

Родители. - Джованни Баттиста, отец композитора, был брадобреем и, как это ни покажется странным, музыкантом, - как и многие венецианцы того времени, занимавшиеся парикмахерским искусством. Джованни Баттиста, прозванным “рыжим” за свои волосы, передававшиеся “по наследству” в семье, был скрипачом-виртуозом в Венеции 17 века, а если быть более точными, в квартале церкви Св.Мартина, при которой была “Школа”, “Утешение Св.Цецилии”, ставшая местом собраний музыкантов города. Конечно же, “покровительницей” места была Св.Цецилия. Камилла Каликкьо, мать Антонио, жила около церкви Сан Джованни ин Брагора, и как раз Антонио крестили во второй раз, после того как первое крещение было совершено 4 марта 1678 г.в доме, где он родился, в спешке, поскольку все опасались, как бы ребенок не умер.

Где жил “рыжий священник”.- Антонио был назначен священником ц.Сан Джованни Ново, хотя почти все время посвящал себя музыке. Поэтому он остался аббатом. Жил он затем в квартале, называвшемся “fondamenta del Dose”, у Райского моста, а затем оставил окончательно “сестьер” (квартал) Замка и перебрался в зону Св.Марка, где обосновался на riva del Carbon (Угольной набережной). А отсюда он окончательно уехал в Вену в 1740 г., где умер в нищете год спустя.

Где играл Вивальди. - Музыкальная деятельность Вивалди связана прежде всего с ц. Пьета и с театром Сант-Анджело. Пьета была одна из больших больниц, которые для Венеции 17-18 вв. были тем, чем впоследствии стали консерватории. У каждого из таких мест была своя церковь, где проходили концерты. Такие “больницы” служили учреждениями милосердия и женскими сиротскими приютами. Девочки и девушки (le ospedaliere) получали в них ыоспитание и, если имели склонности к музыке, то и музыкальную, с тем чтобы затем петь в хоре либо играть в оркестре, - такие хоры и оркестры были гордостью заведений подобного рода.

Пьета, поскольку с ней связано творчество Вивальди, является самой известной церковью при приютах. Находясь на рива дельи Скьявони, она пользуется большим вниманием, однако следует уточнить, что сегодняшнее здание церкви - это уже перестроенный ее вариант. Вивальди был учителем игры на скрипке, английской виоле и композитором в приюте, находившемся несколько правее современного здания церкви, где сейчас находится гостиница “Метрополь”.

В театре Сант-Анджело, который находился невдалеке от Угольной набережной, Вивальди был музыкальным директором, импресарио, композитором и выступал с концертами как скрипач-виртуоз.

3. ПОСЛЕ ВИВАЛЬДИ

Великолепие венецианской музыки, на протяжении трех веков блиставшее в церквях и концертных залах города, иссякло на самом своем значительном авторе. В более близкую к нам эпоху интересным композитором, сумевшим соединить воедино венецианскую и немецкую музыкальные традиции, был Эрманно Вольф-Феррари (1876-1948). Испытывая особый интерес к произведениям Моцарта, он находился и под влиянием театра Карло Гольдони, как показывают это его произведения “Любопытные женщины”, “Четыре крестьянина”, “Площадь”. В совсем недавние времена город снова стал живым художественным центром, в котором большое место занял эксперимент. Из числа музыкантов, которые углубили это направление, следует назвать Бруно Мадерну (1920-1973) и Луиджи Ноно (1924-1990).

“Приемные” дети Венеции. - Может показаться странным, но многие “заезжие” композиторы приезжали не столько жить в Венеции, сколько умирать. Клаудио Монтеверди (1567-1643), маэстро капеллы Св.Марка, похоронен в ц.Фрари. Доменико Чимароза (1749-1801) умер на площади Сант-Анджело. Игорь Стравинский покоится на кладбище Сан-Микеле.

Но, наверное, самую большую привязанность к городу на лагуне испытывал Рихард Вагнер (1813-1883), который, как казалось, хотел умереть именно здесь. Великий композитор и умер здесь 13 февраля 1883 г., во дворце Вендрамин Калерджи, в окружении жены, Козимы Лист, дочери Ференца Листа и бывшей жены Бюлова, самого крупного исполнителя произведений Вагнера своего времени, и гондольера Джиджо Тревизана, прозванного Ганассетте. В спокойной жизни Вагнера в Венеции предусматривалось ежедневное посещение площади Св.Марка, где, когда он сидел в кафе “Квадри” или “У Флориана”, то местный дирижер муниципального оркестра узнавал его и просил дирижировать. Вагнер соглашался и, на радость венецианцев, дирижировал исполнением своих произведений. Во время пребывания в городе Вагнер сочинил второй акт “Тристана и Изольды” (ночные песни гондольеров подсказали ему партию английского рожка); здесь, под впечатлением “Вознесения” Тициана, он решил приложить руку к “Мейстрезингерам”, - он часто ходил любоваться этой картиной в ц.Фрари, - и написал часть оперы “Парсифаль”.

Сколько прекрасных симфоний было сочинено в Венеции, сколько чудесных мелодий пришло в голову композиторам, вдохновившимся живописными пейзажами этого города. Музыка витает в воздухе и течет по каналам вместе с водой, её присутствие ощущается всеми фибрами души! Где ещё можно полностью проникнуться музыкальным наследием Венеции, как не в Музее музыки?

Что ждет посетителей:

Экспозиции музея музыкальных инструментов отдана старинная церковь Сан-Маурицио в историческом центре города, неподалеку от моста Академии. Сам музей был открыт сравнительно недавно, в 2001 году. Но в коллекцию сего заведения включено множество раритетных музыкальных инструментов, многие из которых относятся к XV и XVI столетиям.

3.
Экспонаты музея

Во всех залах негромко звучат известные классические произведения, расслабляющие посетителей и погружающие их в легкий транс. Прохаживаясь по залам красивой церкви, Вы сможете осмотреть несколько десятков старых, необычных и уникальных скрипок, альтов, мандолин, виолончелей и других традиционных итальянских музыкальных инструментов. Установлено множество информационных стендов, которые поведают вам о жизни и достижениях выдающихся музыкантов, композиторов и изобретателей, проживавших в Венеции и сделавших неоценимый вклад в развитие мировой музыки.

5.
Фасад здания музея, церкви Сан-Маурицио

Вам говорят о чем-нибудь такие фамилии, как Амати, Страдивари и Гварньери? Посетители смогут не только осмотреть их лучшие работы, но и вживую услышать звучание лучших инструментов, какие только были созданы руками человека! В основном, экспозиция предлагает ознакомиться со струнными инструментами, но есть несколько духовых и клавишных.

Под сводами Сан-Маурицио витает атмосфера загадочности и недосказанности. Например, с Антонио Страдивари связано немало легенд и мифов, многие из которых будут раскрыты в музее музыки. Но взамен вы получите ещё больше захватывающей информации!

Информация для путешественников:

Музей музыкальных инструментов в Венеции открыт ежедневно с 10 утра до 7 вечера. Вход свободный!

Возле выхода вы сможете найти книжную лавку и магазин CD дисков, в которых можно купить отличные сувениры. По вечерам часто устраиваются концерты живой музыки.

Как добраться:

Адрес: Campo San Maurizio 276, Венеция, Италия. GPS-координаты: 45.433055, 12.331511.

Добираться нужно на оранжевой линии до станции S. Maria del Giglio.

Консерваториями в те времена назывались детские приюты при церквях, иначе оспедале. В маленькой Венеции было четыре оспедале, в них подбрасывали по четыре ребенка в неделю. Неудивительно, если вспомнить, что на 20 жителей, включая стариков, женщин и детей приходилась одна куртизанка. Поскольку в городе был музыкальный бум, способных девочек учили петь и играть на музыкальных инструментах.
Вивальди преподавал в Оспедале-делла-Пиета (Ospedale della Pieta) скрипку и пение, а также был руководителем оркестра и композитором. Почти 40 лет он сочинял музыку для девочек. Выступали воспитанницы Вивальди в церкви Санта-Мария-делла-Пьета, она сохранилась до наших дней, и сегодня большинство людей называет ее просто церковью Вивальди. При ней есть небольшой музей, где можно посмотреть старинные музыкальные инструменты. Сегодня в церкви проходят концерты. Для тех, кто почитает Вивальди, большая честь выступить в стенах, которые помнят великого маэстро. Часто музыканты переодеваются в костюмы эпохи Вивальди, и тогда впечатление от его прекрасной музыки становится еще сильнее.
Итак, кто же он, Маэстро Скрипки?
XVII–XVIII века – эпоха барокко, стиля избыточной до вычурности красоты. Собственно, барокко и значит «вычурный». Величие рядом с нищетой, пышные зрелища и суды инквизиции, изысканность и невежество… В 1770 году, спустя всего 30 лет после смерти Вивальди, его имя даже не упоминается в списке итальянских композиторов. В XIX веке о нем говорили лишь как о композиторе, чьи ноты переписывал великий Бах. А в начале XX века произошло чудо: с 1912 по 1926 годы была найдена большая часть его произведений, и за короткое время его музыка облетела весь мир, тронула души многих и многих. Она словно ждала подходящего момента, чтобы зазвучать вновь.
После почти 200-летнего забвения Антонио Вивальди вернулся в мир! Сейчас редкий скрипичный оркестр не имеет в своем репертуаре знаменитых «Времен года». Любой музыковед скажет вам, что это картины природы, понятные каждому: пение весенних птиц, летняя гроза… Но в руках гения все приобретает иной смысл: знакомые образы вызывают ассоциации с чем-то более тонким и глубоким – не просто с картинами природы, но с ее законами. Понять Вивальди, значит понять Венецию, понять саму жизнь…
В 1678 году в Венеции в семье парикмахера и музыканта Джованни Батиста Вивальди родился первенец Антонио. Город в то время был наполнен музыкой – песни гондольеров, оперные арии. Именно здесь в 1637 году был открыт первый в Италии общедоступный оперный театр. Опера была всенародно любима: театры буквально ломились от жаждущих новых зрелищ. Конечно, за пышными фасадами скрывалась нищета, за внешним богатством – огромные долги, дворцы соседствовали с грязными лачугами, не собиралась сдаваться инквизиция, наводнив город шпионами… Но жизнь не переставала бурлить, рождая новые таланты.
Бурный характер города передался юному Антонио, но от рождения у него был серьезный недуг – всю жизнь его мучила астма, он задыхался при ходьбе. Зато от отца вместе с огненным цветом волос унаследовал музыкальные способности. В доме Вивальди часто звучала музыка: отец играл на скрипке, дети учились играть на музыкальных инструментах (в то время это было обычным делом). Антонио с удовольствием предался бы мальчишеским развлечениям, но из-за болезни всю свою энергию, все свои мечты он передал музыке.
Отца пригласили в капеллу собора Сан-Марко, это был крупнейший оркестр тогдашней Италии. Четыре органа, большой хор, оркестр – величественное звучание музыки поражало воображение семилетнего Антонио, который стал заниматься музыкой у лучших педагогов. В 13 лет он уже писал собственные произведения.
Однако неожиданно отец Антонио решает сделать его священником, чтобы обеспечить ему положение в обществе. Вивальди начал подниматься по церковной лестнице: уже в 15 лет его посвятили в сан аббата, к 25 годам он закончил духовное обучение – получил сан священника и право служить мессы. Но Вивальди мечтал только о музыке. Ссылаясь на приступы астмы, он перестал служить мессы. Как духовное лицо он стал преподавателем одной из женских консерваторий Венеции – этой самой Оспедале-делла-Пиета. Вивальди сначала официально числился руководителем хора (Maestro de Coro), потом стал еще и руководителем оркестра (Maestro de Concerti), дирижером. Консерватория «Пиета» под руководством Вивальди стала лучшей в Венеции, даже богатые горожане стали отдавать в этот сиротский приют своих дочерей.
В «Пиете» Вивальди проработал всю жизнь и все свои духовные произведения: кантаты, оратории, мессы, гимны, мотеты – написал для «Пиеты». Всего этого уже вполне хватало, чтобы считаться выдающимся музыкантом и композитором. Но наш герой не хотел останавливаться – его влекло к феерическому и непредсказуемому миру оперы. В этот водоворот – как истинный венецианец – бросился Антонио Вивальди. В свои 35 лет он работал в театре «за троих»: писал оперы (по три-четыре в год), сам их ставил, да еще и все финансовые вопросы решал сам – он стал совладельцем театра «Сант-Анджело».
Кроме того, он продолжал преподавать и писать музыку для «Пиеты», беря там отпуска для постановок своих опер в других городах. Немногим здоровым людям под силу такой ритм жизни, а ведь Вивальди с трудом преодолевал даже расстояние от двери до кареты без посторонней помощи, настолько его мучила отдышка. Но он как будто не замечал этого, ведь его замыслы не могли ждать. Он делал себе единственную поблажку, выбрав театр «Сант-Анджело» просто как ближайший к его дому.
Вообще говоря, участие в подобных увеселениях – странное занятие для святого отца, но он считал оперу своим призванием, главным делом жизни, отдавал ей максимум сил. Из-за этой своей страсти он испортил отношения и с руководством «Пиеты», и с церковным начальством. В 1720 году в самый разгар сезона появился анонимный памфлет, высмеивавший тогдашнюю оперу вообще и оперы Вивальди в частности. Памфлет был едкий, остроумный, автор очень метко подметил все театральные штампы, коих было множество. Для Вивальди это был сильный удар – и моральный, и финансовый (публика открыто смеялась на представлениях, узнавая очередной штамп). Четыре года Вивальди не ставил опер, но написанная в 1734 году «Олимпиада» на либретто выдающегося драматурга Пьетро Метастазио – ставится и в наше время.
Антонио Вивальди не стал святым, но он был истинным священнослужителем – служителем священной гармонии, небесной красоты. Вся его жизнь может уместиться в одной фразе, с которой начинается его «Глория»: «Слава Тебе, Показавшему нам свет»!

Купить экскурсию за 199.5 р.

"Рыжий священник"

Во все времена люди искусства стремились наполнить мир красотой и гармонией, искали в них утешение и смысл бытия. Эпоха принимала все, но, обладая переменчивым нравом, то возвеличивала творца, то ниспровергала.

Не сделала она исключение и для Антонио Вивальди. В 1770 году, спустя всего 30 лет после его смерти, имя Вивальди даже не упоминается в списке итальянских композиторов. В XIX веке о нем говорили лишь как о композиторе, чьи ноты переписывал великий Бах. А в начале XX века произошло чудо: с 1912 по 1926 годы была найдена большая часть его произведений, и за короткое время его музыка облетела весь мир, тронула души многих и многих. Она словно ждала подходящего момента, чтобы зазвучать вновь. Может, наше время чем-то сродни той непростой эпохе?

После почти 200-летнего забвения Антонио Вивальди вернулся в мир! Сейчас редкий оркестр не имеет в своем репертуаре знаменитых «Времен года». Любой музыковед скажет вам, что это картины природы, понятные каждому: пение весенних птиц, летняя гроза… Но в руках гения все приобретает иной смысл: знакомые образы вызывают ассоциации с чем-то более тонким и глубоким — не просто с картинами природы, но с ее законами. Владимир Спиваков как-то назвал это произведение «фреской человеческой жизни», ведь человек проходит тот же путь, что и природа — от рождения до смерти.

Какая же она — фреска жизни самого Антонио Вивальди?

Ф. М. Ла Каве. Портрет венецианского музыканта (предположительно Вивальди). 1723

Начало пути

4 марта в 1678 году в Венеции в семье парикмахера и музыканта Джованни Батиста Вивальди родился первенец Антонио.

«Мы создаем наши города, а они создают нас», — говорил Аристотель. Венеция — бесчисленные острова, соединенные каналами, пышные дворцы и соборы, четкий ритм колоннад, гармоничность пропорций... Венеция — свободная республика, устоявшая и перед завоевателями, и перед Ватиканом. На отвоеванном у моря пространстве жизнь била ключом. «Вместо улиц там каналы, Вместо будней — карнавалы», — пелось в народной песенке. Если во Флоренции карнавал проходил раз в год, то в Венеции прерывался лишь на время Великого поста, в театрах почти не играли трагедий, город был наполнен музыкой — песни гондольеров, оперные арии…

Именно здесь в 1637 году был открыт первый в Италии общедоступный оперный театр. Опера была всенародной любимицей: театры ломились от жаждущих новых зрелищ. Конечно, за пышными фасадами скрывалось и другое: огромные долги, дворцы соседствовали с грязными лачугами, не собиралась сдаваться инквизиция, наводнив город шпионами… Но жизнь не переставала бурлить, рождая новые таланты.


Джованни Антонио Канале (Каналетто). Вид на герцогский дворец в Венеции. 1755 г.

Бурный характер города передался юному Антонио, вот только проявлять его не получалось: от рождения у него был серьезный недуг — сдавленная грудь, всю жизнь его мучила астма, и он задыхался при ходьбе. Но зато от отца вместе с огненным цветом волос и столь же огненным темпераментом мальчик унаследовал музыкальные способности. В доме Вивальди часто звучала музыка: отец играл на скрипке, дети учились играть на музыкальных инструментах (в то время это было обычным делом), а еще они затевали веселые игры, порой драки.

Антонио с удовольствием разделил бы с братьями их жизнь, полную приключений, но не мог, и всю свою энергию, все свои мечты он передал музыке. Скрипка сделала его свободным. Физический недостаток не мог повлиять на внутренний мир мальчика: его воображение поистине не знало преград, его жизнь была ничуть не менее яркой и красочной, чем у других, просто жил он в музыке.

Новая жизнь для Антонио началась, когда его отца пригласили в капеллу собора Сан-Марко, крупнейший оркестр тогдашней Италии. Четыре органа, большой хор, оркестр — величественное звучание музыки поражало воображение. Семилетний Антонио не пропускал ни одной репетиции, жадно впитывал музыку мастеров, в том числе Монтеверди, «отца итальянской оперы».

Вскоре Джованни Легренци — знаменитый скрипач, композитор и педагог — заинтересовался талантливым мальчиком. Кроме музыкальных знаний Легренци привил ему желание экспериментировать, искать новые формы, чтобы ярче и точнее выражать свои замыслы. Антонио начал писать музыку (сохранились произведения, которые он написал в 13 лет)… Но жизнь сделала резкий поворот.

Священник-виртуоз
Джованни Батиста Вивальди, возможно, из-за слабого здоровья сына решил сделать его священником, ведь сан всегда обеспечит положение в обществе. И вот Антонио начал подниматься по церковной лестнице: уже в 15 лет его посвятили в сан аббата, к 25 годам он закончил духовное обучение — получил сан священника и право служить мессы. Все эти годы молодой человек исправно постигал церковные науки, но его сердце тянулось к творчеству, и вот наконец он мог сам решать, что ему делать. Служить мессы он вскоре перестал, ссылаясь на сильные приступы астмы. Правда, поговаривали, что в разгар службы «рыжий священник» часто удалялся за алтарь, чтобы записать пришедшую на ум мелодию… Но, как бы то ни было, патриарх Венеции в конце концов освободил его от этой обязанности.

François Morellon de la Cave. Antonio Vivaldi
Музыка вновь стала главным его занятием! 25-летний Антонио Вивальди был довольно привлекателен: с большими выразительными глазами, длинными рыжими волосами, остроумный, доброжелательный и потому всегда желанный собеседник, он виртуозно играл на скрипке и других инструментах. А духовный сан открыл ему путь в одну из женских консерваторий Венеции, где он стал преподавателем. Будущее представлялось весьма радужным. Не беспокоили Антонио даже нелады с духовенством, ведь они никак не влияли на его творчество. Так будет не всегда. Впрочем, пока либеральная Венеция все прощала своему любимцу, и Антонио с головой погрузился в мир музыки — с энергией и восторгом человека, вышедшего наконец из темной узкой улочки на карнавальную площадь.

Он с увлечением работал в консерватории «Ospedale della Pietà». Консерватории — приюты при монастырях — давали хорошее образование, в том числе и музыкальное. Вивальди сначала официально числился Maestro de Coro, руководителем хора, потом стал еще и Maestro de Concerti, руководителем оркестра — дирижером. Кроме того, преподавал игру на разных инструментах и вокал и, конечно, писал музыку. «Пиета» уже была у венецианских меломанов на хорошем счету, но под руководством Вивальди стала лучшей в Венеции, так что даже богатые горожане стали отдавать туда своих дочерей.

С небольшими перерывами Вивальди проработал там всю жизнь и все свои духовные произведения: кантаты, оратории, мессы, гимны, мотеты — написал для «Пиеты». Духовная музыка Вивальди обычно остается в тени его же концертов, а очень жаль. Вспомним хотя бы знаменитую кантату «Глория»: когда ее слушаешь, душу охватывает восторг — это поистине хвала небесам за неизменное торжество Жизни, а пронзительная музыка второй части «Et in terra pax hominibus bonae voluntatis» («И на земле мир людям доброй воли») — настоящая молитва о нашем земном пути, идущая из самой глубины сердца. Духовная музыка Вивальди — свидетельство искренней любви к Богу, независимо от отношений с церковью.

В консерватории Антонио прекрасно сочетал занятия духовной и светской музыкой. У него был превосходный оркестр, и он мог сразу же слышать исполнение своих новых произведений, а все новое в «Пиете» всегда приветствовалось. Вивальди написал для ее оркестра больше 450 концертов и часто сам солировал на скрипке. Мало кто в это время мог соперничать с ним в виртуозности: в путеводителе для гостей Венеции за 1713 год Джованни Вивальди и его сын-священник упоминаются как лучшие скрипачи города. А немного раньше, в 1706 году, вышел первый сборник концертов «L’estro armonico» («Гармоническое вдохновение»). В нем Вивальди развил новую форму концерта — трехчастную, предложенную его предшественником Арканджелло Корелли из Болоньи. Для огненного темперамента Вивальди обычные в то время четыре части длились, вероятно, слишком долго — его переживания и яркие образы требовали немедленного воплощения в музыке. Такой скрипки — поющей человеческим голосом, человеческим сердцем — не было ни у кого, лишь о другом великом итальянце Никколо Паганини говорили так же.

Всего этого уже вполне хватало, чтобы считаться выдающимся музыкантом и композитором. Но наш герой не хотел останавливаться — его влекло к феерическому и непредсказуемому миру оперы.
В 1723-1724 годах Вивальди в течение трех карнавальных сезонов имел большой успех в Риме, выступление в котором считалось серьезным испытанием для любого композитора.

Театрализованный концерт в Риме в XVIII веке.

Оперная одиссея Вивальди
«Чтобы понять историю оперы, используя современные понятия, мы должны приравнять итальянскую оперу восемнадцатого столетия к сегодняшней опере и прибавить к ней кино, телевидение и… футбол», — писал Р. Штром. Публика требовала все время новых впечатлений, поэтому новые оперы писались чрезвычайно быстро и после двух-трех репетиций игрались на сцене, а после нескольких представлений благополучно забывались. Сюжеты — чем захватывающе, тем лучше, о художественном уровне либретто никто не задумывался. Эффектные номера приводили публику в экстаз, а слава модных оперных композиторов была огромной, правда, непостоянной. Композиторы работали не покладая рук. Так, с 1700 по 1740 годы Франческо Гаспарини и Вивальди написали по 50 опер, а Алессандро Скарлатти — 115!


Представление в итальянском оперном театре

Все в опере существовало ради удовольствия публики. Карло Гольдони писал, что опера подчинена «особым правилам и обычаям, которые, правда, лишены здравого смысла, но которым приходится следовать беспрекословно». Например, сначала на сцену выводились второстепенные персонажи, чтобы публика успела рассесться…

А вот впечатления, записанные очевидцем Иоахимом Немейцем в 1721 году: «Есть множество оперных театров в Венеции… Оперы идут каждый день, начинаются в семь вечера и продолжаются до одиннадцати ночи, после чего большинство людей идет на маскарад, одеваясь в причудливые одежды. Иностранцы не должны стыдиться брать места возле оркестра в опере... Но не сделайте чего-либо не так, потому что люди в ложах, особенно верхние, иногда бывают настолько дерзкими, что могут сделать что-нибудь — даже плюнуть, — особенно когда они видят, что кто-то использует маленькую свечу, чтобы читать либретто. Наиболее наглые из всех — barcaruoli (гондольеры), кого пускают бесплатно, и другой простой люд, кто стоит ниже лож… Они хлопают, свистят и вопят настолько громко, что заглушают певцов. Они не обращают никакого внимания ни на кого, и они называют это венецианской свободой».

В этот водоворот — как истинный венецианец — бросился Антонио Вивальди. В свои 35 лет он работал в театре «за троих»: писал оперы (по три-четыре в год), сам их ставил, да еще и все финансовые вопросы решал сам — он стал совладельцем театра «Сант-Анджело». Кроме того, он продолжал преподавать и писать музыку для «Пиеты», беря там отпуска для постановок своих опер в других городах. Немногим здоровым людям под силу такой ритм жизни, а ведь Вивальди с трудом преодолевал даже расстояние от двери до кареты без посторонней помощи, настолько его мучила отдышка. Но он как будто не замечал этого, ведь его замыслы не могли ждать, он делал себе единственную поблажку: театр «Сант-Анджело» — ближайший к его дому.

Вообще говоря, участие в подобных увеселениях — странное занятие для святого отца, но он считал оперу своим призванием, главным делом жизни, отдавал ей максимум сил. Из-за этой своей страсти он испортил отношения и с руководством «Пиеты», и с церковным начальством. И главное — стал уделять меньше внимания инструментальной музыке. Можно вспомнить про «двух зайцев», но в праве ли мы судить гения? Возможно, театр давал ему то ощущение полноты и красочности жизни, которого он был лишен в юности из-за болезни и долгого пребывания в семинарии. Но время расставило все по местам: именно концерты обессмертили имя композитора, может быть потому, что в них он был настоящим, искренним, не скованным никакими условностями, опера же принесла ему кратковременную славу и большие проблемы.

Неприятности начались в 1720 году. В самый разгар сезона появился анонимный памфлет, высмеивавший тогдашнюю оперу вообще и оперы Вивальди в частности. Памфлет был едкий, остроумный, автор очень метко подметил все театральные штампы, коих было множество. Много позже выяснилось, что его автором был Бенедетто Марчелло — успешный композитор и публицист, потерпевший неудачу в оперном жанре.

Для Вивальди это был сильный удар — и моральный, и финансовый (публика открыто смеялась на представлениях, узнавая очередной штамп). Но вышел он из этой ситуации с достоинством: не стал устраивать склоки, почти четыре года не ставил новых опер, многое пересмотрел в своем оперном творчестве (например, уровень либретто). Новые оперы имели большой успех, самая известная из них — написанная в 1734 году «Олимпиада» на либретто выдающегося драматурга Пьетро Метастазио — ставится и в наше время.

Радости и печали
Опера принесла Вивальди и неожиданный подарок. На главную роль в его новой опере была приглашена воспитанница «Пиеты» Анна Жиро. Вивальди проводил с ней непозволительно много для святого отца времени, и, конечно, сразу поползли слухи. Антонио всячески отстаивал честь Анны, утверждая, что ему нужна помощь и Анна со своей сестрой лишь ухаживают за ним, но мало кто ему верил, а отношения с духовенством испортились вконец.

Эти перипетии сейчас имеют мало значения, гораздо важнее другое: это непростое, но красивое время, когда его жизнь осветилась любовью, подарило нам прекраснейшую музыку. Именно тогда родились цикл «Времена года», концерт «Ночь», множество замечательных концертов и духовных произведений («Глория», «Магнификат»).

Последний период жизни Антонио Вивальди похож на его концерты: радость и грусть сменяют друг друга. На пороге своего 50-летия наш герой был полон энергии и замыслов. Оперы сыпались как из рога изобилия (для карнавального сезона 1727 года он сочинил аж восемь опер), многие роли в них были написаны специально для Анны Жиро. В 1728 году австрийский король Карл VI, большой ценитель музыки, пригласил Вивальди в Вену. Два года он путешествовал и приобрел европейскую известность (благодаря европейским почитателям сохранилась большая часть его наследия).

Беда пришла неожиданно. В 1737 году Вивальди собрался ставить новые оперы в Ферраре, все складывалось удачно, как вдруг епископ Феррары, принадлежавшей в отличие от Венеции к папской области, запретил композитору въезд в город. Через много лет церковь припомнила Вивальди все: отказ вести мессу, его личную жизнь, успехи на музыкальном поприще. Когда постановку опер все же разрешили, они провалились: город был настроен против неудавшегося священника. Вивальди был в отчаянии, он винил в провале только себя и свои оперы. Венеция тоже не испытывала уже к ним прежнего восторга — то ли мода на него прошла, то ли его нововведения оказались сложны для публики. Лишь в инструментальной музыке Вивальди по-прежнему не было равных. 21 марта 1740 года в «Пиете» он дал свой прощальный концерт, на котором игрались его только что созданные произведения, последние… Среди них концерт «Эхо» — музыка, наполненная светом, жизнью, рассказывающая об идеальной гармонии природы и человека.

В конце 1740 года Вивальди навсегда расстался с "Пиетой", на протяжении стольких лет обязанной ему своей музыкальной славой. Последнее упоминание его имени в документах "консерватории" связано с распродажей им 29 августа 1740 года множества концертов по одному дукату за штуку. Такая низкая стоимость, несомненно, объясняется материальными затруднениями Вивальди, вынужденного готовиться к длительному путешествию. На 62 году он принял мужественное решение навсегда покинуть неблагодарную родину и искать признания на чужбине.
Он уехал в Вену к Карлу VI, но и здесь его ждала неудача: король умер, началась война, музыка стала никому не нужна. Вскоре оборвалась и жизнь самого Вивальди.
Всеми забытый и покинутый, Антонио Вивальди скончался в Вене 28 июля 1741 года "от внутреннего воспарения", как было записано в погребальном протоколе.

"Опыт гармонии и изобретения"

Allegro non molto

Largo

Allegro

Largo

Делая акцент на музыке, мы с вами не только не обойдем вниманием основные достопримечательности прекрасной Венеции на нашем пути — мы откроем их с новой, не известной другим туристам стороны! Говоря при случае дома, как все:”Когда я был в Венеции…”, вы расскажете то, чего прочие не смогут, потому что узнаете неизвестное об известном. Вы получите комплекс знаний и впечатлений для настоящих знатоков.

1. По местам Антонио Вивальди – 3 часа

Место начала экскурсии совпадает с местом начала жизни и творчества великого виртуоза скрипки, композитора Антонио Вивальди. Мы заходим в церковь Сан Джованни ин Брагора, в которой 6 мая 1678 года был окрещен «красный священник» (я вам открою, почему у него было такое необыкновенное, «советское» прозвище!), и в которой спустя 334 года – 6 мая 2012 года, благодаря инициативе француженки Бригит Тильак, поклонницы и ценительницы нетленного искусства Вивальди, был установлен бюст композитора.
Далее — церковь Пьета, место 40-летней деятельности Антонио при сиротском приюте Пьета: Пьета отличалась от 3 других приютов, я расскажу вам, в чем была эта разница….Небольшой музей даст возможность увидеть исторические документы, уникальные музыкальные инструменты и предметы неприхотливого быта « девиц хора». А церковь, перестроенная в середине XVIII века, редкостью своего внутреннего решения и формления, даст нам возможность обсудить любопытные особенности морали, нравственности; развлечений и традиций Венеции того времени.
Продолжая нашу беседу, направляемся, под мелодии сладкозвучного клавесина, легко всплывающие в нашей с вами памяти, к кампо Санта Мария Формоза, где обитала семья Вивальди, и завершаем нашу прогулку возле моста Риальто и бывшего театра Сан Анджело, рядом с которым жила Анна Жирò, любимая воспитанница Вивальди.

2. Вагнер и Венеция – 2 часа (с осмотром квартиры Рихарда Вагнера в Ка Вендрамин)

Начало маршрута — дворец Вендрамин-Калерджи, где жил и умер великий Вагнер. Эпиграф на главном фасаде дворца, автора Габриэля д’Aннунцио: «в этом дворце последний вздох Вагнера стал каплей в море, вечно омывающем мраморные плиты», ностальгически тонко подчеркивает минорное настроение музыкального мира, покинутого крупнейшим реформатором мировой оперы в 1883 году.
После осмотра квартиры-музея Вагнера во дворце мы направляемся к дворцу Контарини делле Фигуры, потом ко дворцу Джустиниан Брандолин, отелю Европа, к театру Фениче, на площадь Сан Марко кафе Лавэна и отелю Даниэли — все эти места связаны с неоднократными пребываниями Вагнера в Венеции. Я расскажу вам о том, чем они отмечены в его деятельности, как связаны с ним и между собой.

3. Прогулка по музыкальной Венеции– 3 часа

Находимся в квартале Дорсодуро, рядом с церковью Санта Мария делла Салютэ. Этот, залитый щедрым солнечным светом, район Венеции был всегда особо любим писателями, артистами и богатыми иностранцами, среди которых такие известнейшие имена, как меценатка Виннаретта Зингер, в браке — княгиня Полиньяк; Эдмон де Полиньяк — композитор; великая актриса Элеонора Дузе; знаменитый писатель и политик Габриэле д’Аннунцио; скрипачка Ольга; Эзра Паунд — поэт и писатель и пр. Я расскажу вам, какие их следы сохранила Венеция, как они проводили здесь свое время, с кем встречались. Окунемся в эту атмосферу творческих поисков, артистических и музыкальных салонов, интеллектуальных дискуссий, порочных связей, ночных соблазнов. На нашем пути – дворцы д Барбаро Манцони, Контарини даль Цаффо, Ка Дарио, Веньер дей Леони; фондамента Дзаттере, фондамента дель Скуэро, дворец Пизани, в котором ныне находится консерватория имени Бенедетто Марчелло, церковь Санто Стефано, кампо Сан Фантин, отели Европа, Вауэр, Луна Бальони и, как достойное завершение нашей венецианской симфонии — площадь Сан Марко.
Вам остается только довериться моему таланту рассказчика, внимательного собеседника и унестись в воображаемом вихре авангардной музыки Дебюсси, Игоря Стравинского по венецианским калле, набережным и кампо (Вы уже знаете, что означают эти названия!) навстречу новому и пока еще неизвестному!




Top