Византийские мозаики равенны. Техника византийской мозаики Византийская мозаика на золотом фоне

Византийская мозаика - это прежде всего мозаика из смальты . Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи. Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. И все же основным мозаичным элементом стали кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.

Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Если римская мозаика решала наряду с эстетическими задачами чисто функциональные проблемы, византийская стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик и визуальные задачи вышли на первый план. Римские мифологические образы, зачастую игривые и жанровые, одинаково хорошо смотрящиеся и в частных атриумах, и в общественных термах, сменились грандиозными по замыслу и реализации монументальными полотнами на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона . Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины.

Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.


У этих мозаик разные цели, разные технологии и вызывают они совершенно разные чувства. В первом случае мы переноимся в мир божественный, во втором остаемся любоваться мозаиками в земном мире.

Мозаика. Равенна. Римская мозаика.


Византийская мозаика. Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).
Отличительные особенности :
1. Цель: переместить смотрящего из земного мира в божественный (за счет технологии, сияющего цвета, марева, золота).
2. Сюжеты: грандиозные по замыслу и реализации монументальные полотна на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

3. Материал - это прежде всего мозаика из смальты (в сырьевую стекломассу добавляли различные металлы (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях и научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты). Цвета смальты получались яркие, чистые, прозрачные, сияющие, божественные. Это намек на не земной, божественный мир. Солнечный свет, попадая на смальту, оживает и окрашивается ее цветом.

Именно византийцы разработали технологию производства смальты.
4. Технология: элементы укладывались по разным углом к стене и имели не ровную поверхность, это позволяло свету (дневному и свечей) отражаться в цветной смальте и давать ощутимое телом марево над мозаикой. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины,человек переносился в божественный мир.
5. Форма мозаичных элементов- преимущественно кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.

6. Функции: визуальные задачи вышли на первый план (главный элемент художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик).
7. Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Золото - это божественный свет.

8. Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.


XII в. Византийская мозаика в конхе апсиды собора в Чефалу, Сицилия. Христос Пантократор
Мозаики Равенны.
Мавзолей Галлы Плацидии.


«Райский сад» — мозаика на потолке


Крест и звёздное небо — мозаика в куполе. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.


Мозаика «Христос — Добрый Пастырь». Изображение Иисуса совсем не каноничное.


Олень, пьющий из источника. Сюжет мозаики навеян стихами 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» .

Мозаики в церкви Сан-Витале
Колорит божественный, цвета воистину светящиеся.

Император Юстиниан.

Императрица Феодора со свитой. 6 в. в церкви Сан-Витале в Равенне. 526-547


Церковь Сан-Аполинаре.

А это процессия мучеников с одной из стен в Церкови Сан-Аполинаре в Равенне.

Равенна. Мозаика в апсиде Сан Аполлинаре

Равенна. Мозаика в церкви Сант-Аполлинаре-Нуово святого Аполлинария Равеннского

Мозаика с изображением города и порта в Классе

Варварски одетые волхвы, подносящие дары Христу, фрагмент

Стихотворение Византийские мозаики

В мерцаньи смальт восточный мозаик,

Без радостей земного бытия

Пришел суровый век. И Божий лик

Каноном стал, из конх* абсид глядя.

Регламент держит жизненный устой,

Но роскошь красок превосходит Рим.

Художник — червь пред росписью стенной,

Без имени, хоть храм был создан им.

Под пышный свод взмывает благовЕст,

Святые в ризах блещущих стоят,

Как веры стражники у царских мест** -

Шеренгой строгой гвардии солдат.

В Европе духа жизнь была вольней

В цветеньи фресок сумрачных церквей.

20.05.2011г.Владимир Гоголицин

*Конха — полукупольное перекрытие апсиды внутри церкви.

** В ранних романских византийских храмах в главном зале

обычно у колонны располагалось место для главы государства.

РИМСКАЯ мозаика

Старейшие мозаичные образцы римской укладки, найденные при археологических раскопках, относятся к IV веку до н.э. А в период расцвета Римской империи мозаика стала самым распространенным способом декора интерьера, причем как дворцов, так и общественных терм, и частных атриумов.

Отличительные особенности:
1. Цель: развлекать смотрящего (красота) и функциональность, долговечность.

2. Мозаики трехмерные с объемными формами.
3. Материал: преимущество отдается мрамору и природным камням. Цвет камней матовый, приглушенный, не ясный, он не дает свечения, присущего Византийским мозаикам.
4. Сюжеты- бытовые, земные, реальные (рыбы, звери, люди, птицы,венки из виноградных листьев и сцены охоты с подробными изображениями животных, мифологические персонажи и героические походы, любовные истории и жанровые сцены из обыденной жизни, морские путешествия и военные сражения, театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной мозаики определялся или заказчиком (иногда мозаика запечатлевала даже портрет хозяина дома, например), или назначением здания).
5. Технология: элементы укладывались параллельно стене друг за другом прямой кладкой. Поверхность элементов была гладкая. Чувства земные.

6. Форма: фоновые элементы римских мозаик как правило светлые и достаточно крупные, зачастую фон формируется однотонными камнями с хаотичной укладкой без определенного порядка. Элементы рисунков и фигур - более мелкие, но часто все же крупные для выбранного рисунка. Разнообразие цвета часто зависит от возможностей мастера в каком-то конкретном поселении или, по всей видимости, финансовых возможностей заказчиков. Если мозаики больших дворцов подчас поражают изысканностью цветовой гаммы, то небольшие композиции кажутся ограниченными в выборе цветов.

7. Римской мозаике присуща легкость восприятия и вместе с тем впечатление роскоши, богатства. В отличие от проникновенных и монументальных образов византийских мозаик, которые будут сложены позже, римская мозаика более обыденна и вместе с тем нарядно-декоративна, празднична.


Кулачные бойцы. Древнеримская мозайка

На берегах Нила. Древнеримская мозаика

Бой Гладиаторов.


Древне-римская мозаика на стене в музее Бардо


Музей древнеримских мозаик в Тунисе

Источники
фото http://medieviste.livejournal.com/623641.html?view=4125721#t4125721
http://humus.livejournal.com/1616137.html?view=24140297#t24140297
http://mirandalina.livejournal.com/264857.html
Интернет
Текст лекции Л. М. Попова, просторы интернета

В провинциальном городке, расположенном на берегу Адриатического моря, часто менялись правители, и каждый из них старался украсить Равенну новыми дворцами и храмами, в результате чего итальянская жемчужина становится главным центром архитектурного искусства страны. Расположенная между Востоком и Западом, она является настоящей сокровищницей уникальных исторических памятников, восемь из которых находятся под защитой ЮНЕСКО.

Однако главной достопримечательностью благословенной Равенны считается ценнейшая мозаика, которую наблюдаешь буквально повсюду. Качество ее исполнения удивляет и очаровывает каждого, кто прикасается к культурному наследию города с богатым прошлым.

Искусство Византийской империи

В Византийской империи производство мозаики было поставлено на поток, и все храмы и царские дворцы украшались полотнами из цветного стекла. Конечно, это не вполне корректное название, поскольку такое искусство - не живопись. Создатели величайших произведений писали их не красками, а набирали из кусочков смальты.

Расцвет мозаичного искусства приходится на V-VI столетия, названные золотым веком. Самыми известными в мире шедеврами признаны мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Исторический храм в Стамбуле и по сей день сохранил всю мощь и величие, которыми он был наделен своими создателями - творцами Древней Византии. Красивейшие произведения, имеющие огромную ценность для мировой культуры, сохранились в хорошем состоянии.

Храмы и мозаики Равенны: невыразительность и роскошь

Раннехристианские культовые сооружения, датирующиеся V-VII веками, когда Равенна являлась столицей Западной Римской империи, никого не удивят архитектурными решениями и особой красотой. Гости древнего города признаются, что внешне он не производит никакого впечатления: невыразительные улицы, неприметные площади, отсутствие сказочной атмосферы и особого колорита. Однако за серыми фасадами храмов и толстыми кирпичными стенами скрывается мозаичное наследие города. Подлинные произведения искусства спрятаны от чужих глаз и, чтобы их найти, придется раздобыть карту населенного пункта, находящегося на северо-востоке Италии.

Мозаики Равенны настолько известны во всем мире, что другие культурные объекты остаются незамеченными туристами. Бесценные сокровища, равных которым нет ни в одном городе мира, спрятаны за безликими фасадами исторических зданий. Прежде чем рассказать о главной гордости Равенны, необходимо обратить внимание на особенности подобных полотен.

Мозаики из смальты

Мозаика - это любимый вид украшения христианских храмов, в котором наиболее полно воплотились эстетические идеалы религиозного мировоззрения. Такая живопись была разработана византийцами, создавшими особую технологию производства смальты. В простое в обращении стекло они добавляли самые различные металлы (золото, ртуть, медь и другие) и получали оттенки разных цветов. Основным элементом мозаичного полотна являлись одинаковые по размеру и аккуратно выложенные кубики.

Византийская мозаика в Равенне стала главной составляющей в отделке усыпальниц, храмов, базилик, где на первый план выходят визуальные задачи. Основной темой монументальных полотен стали христианские истории и библейские сюжеты. Техника укладки смальты с каждым годом совершенствовалась, а авторы чудесных композиций разрабатывали новые составы и цвета.

Особенности техники

Чем отличается византийская мозаика от римской? Главной особенностью становится использование золотистого фона, на который выкладывались кубики с неотшлифованной поверхностью, отличающиеся своим положением относительно других элементов. Кроме того, мастера использовали ровные контуры границ при изображении тел или предметов, которые придавали композиции на сияющем фоне четкость. Так создавалось единое полотно, красиво мерцающее в отблесках свечей и при естественном освещении. Восхитительная игра цвета и отражений создавала эффект движения картины, живущей своей жизнью.

Художники равеннской школы творившие в период с V по VII век, работали с палитрой, состоявшей из смальты основных тонов и не отличающейся разнообразием оттенков. Чаще всего кубики имели прямоугольную, квадратную форму, хотя на некоторых картинах можно увидеть круглые и овальные элементы больших размеров - от 7 до 15 мм.

Наследие и современность

Мозаики Равенны, ставшей западной столицей Римской империи, ничуть не уступали изумительным произведениям Константинополя. Город, носивший звание кладезя искусства и культуры, хранит богатейшее наследие, ставшее источником вдохновения для известных писателей и художников. Современный город не забыл древнее мастерство: в одной из академий есть отделение мозаики, которое посещают как итальянские, так и иностранные слушатели. Здесь проводятся симпозиумы и семинары, собирающие специалистов со всего мира.

Востребованные равеннские таланты выполняют реставрационные работы, создают потрясающие копии с самых известных произведений, которые можно приобрести в художественных галереях города. Власти столицы мозаики осознают, что главная задача - это не только сберечь национальные сокровища, но и сделать их достоянием общественности.

Мавзолей Галлы Плацидии

Самым старым архитектурным памятником является в Равенне. Мозаики, выполненные в V веке, создавались византийскими мастерами, которых привезла из Константинополя дочь императора Феодосия Великого. На самом деле, как установили ученые, это не настоящая усыпальница, поскольку Галла похоронена в Риме, а это сооружение, выглядящее достаточно невзрачно, являлось небольшой часовней, посвященной святому Лаврентию - покровителю семейной династии.

Во вросшем за несколько веков в землю кирпичном строении скрывается настоящее сокровище, от вида которого захватывает дух у каждого посетителя. Сквозь узкие окошки, заложенные пластинами яшмы, проникают лучи солнца, и в скудном свете переливаются кубики мозаики Равенны, словно драгоценные камни. Этому чуду есть объяснение - так играет смальта, передающая различные оттенки цвета. Призрачный свет, падающий на шероховатую поверхность, отражается под разными углами, а своды и стены мавзолея словно растворяются на глазах восхищенных посетителей.

Божественная красота

Мозаики Равенны, фото которых вызывают восторг даже у людей, далеких от искусства, сразу бросаются в глаза. Купол находящегося под защитой ЮНЕСКО мавзолея представляет собой синее звездное небо, в его центре сияет золотистый крест, направленный на восток, а четыре свода византийцы украсили символами евангелистов - быком, львом, орлом и ангелом. Здесь можно увидеть уходящий мир античности, и мастера отобразили на полотнах совершенно иную красоту - божественную.

Символизм

Юный Иисус Христос здесь изображен как Добрый Пастырь, окруженный стадом овечек. Это распространенный для раннего христианства образ нашего Спасителя, лишь пурпурно-золотые одежды которого говорят о том, кто же перед нами на самом деле. Фигуры святых проступают на синем фоне, напоминая античных персонажей в римских тогах, а виноградные гроздья - о языческих вакханалиях.

Однако художники, выполнявшие мозаики, наделяли символическим значением каждый образ: слушающие Христа овечки - это паства, пьющие из прозрачного ручья голуби и олени - христиане, впитывающие новое учение, а кисти винограда - райский сад, в который попадают верующие.

Мозаики базилики Сан-Витале

Рядом с мавзолеем находится знаменитая церковь Сан-Витале в Равенне. Мозаики базилики, выполненные византийскими мастерами, являются главным богатством аскетично выглядящего архитектурного памятника, где покоятся мощи покровителя благословенного города - святого Виталия. Христиане, которые задумывались о красоте духовной, а не внешней, не украшали свои храмы, приберегая роскошь для внутреннего убранства. Выполненная в VI веке византийская мозаика Сан-Витале в Равенне, которая считалась самой красивой за пределами Константинополя, украшает алтарную часть, апсиду и возвышение у алтаря. Сцены из Ветхого Завета, изображения Иисуса со святыми, императора Юстиниана со своей супругой сильно отличаются от полотен в мавзолее.

Главным фоном на картинах выступает а фигуры выглядят так, словно лишились материального. Они превратились в плоские силуэты и кажутся бесплотными. Даже несмотря на тяжелые драпировки одежд под их складками не чувствуется физических тел. Завораживает пристальный взгляд огромных глаз на отрешенных лицах.

Духовная сущность

На полотнах гениальные мастера отобразили не сиюминутное, а обратились к вечному, показав не материальную оболочку, а божественную сущность, и на смену движению приходят застывшие образы и четкий контур вместо объема. Здесь нет плавных переходов оттенков, и мозаика Сан-Витале в Равенне представляет собой крупные цветовые пятна.

Византийские безымянные авторы никогда не видели супругу императора и постарались передать не портретное сходство, а духовную сущность, воплотив свои представления о красоте. Ее муж, великий монарх, изображен в тот момент, когда передает церкви золотой сосуд в дар. Голова Юстиниана, не принимавшего ни одного важного решения без жены, украшена нимбом. Здесь невозможно увидеть намека на личные качества: все плотское и сиюминутное осталось за пределами храма, и император со второй половиной изображены как идеальные правители.

Основные цвета панно, которое подчеркивает торжественную атмосферу базилики, - белый, синий, золотой и зеленый. Кусочки смальты уложены под разными углами, и излучаемый ими свет создает впечатление чудесной атмосферы, пронизанной теплыми солнечными лучами. Неизвестно, что поражает больше всего: продуманная композиция, тонко проработанные детали или идеальный подбор цветов.

Полотна баптистерия православных

В V веке появился архитектурный объект, признанный одним из самых значительных в мире памятников, - городской баптистерий. Мозаика Равенны, дополненная мраморными инкрустациями и лепниной, словно вписана в купол строения, предназначенного для совершения крещения и являющегося ровесником мавзолея Галлы Плацидии.

Мастера использовали уникальный прием: все фигуры и разделяющие их элементы - это своеобразный радиус, и от центрального диска струятся золотые лучи. На купольном панно можно увидеть сцены крещения Христа Иоанном Крестителем, голубя, символизирующего Святого Духа, 12 апостолов, несущих мученические венцы. Фигуры посланников Бога, изображенные на темно-синем фоне, показаны в движении, и поверхность, на которую они ступают, выглядит более светлой. В хитонах учеников Иисуса главенствуют два цвета - золотой и белый, олицетворяющие духовность. Лики апостолов, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, торжественны.

Тематика Небесного Иерусалима

Ученики Христа показаны как носители света христианского просвещения. Спаситель принимает крещение, и исходящая благодать через апостолов передается земной церкви, которую символизируют изображенные алтари. А плодоносящие деревья на куполе баптистерия ассоциируются с христианской душой, приносящей добрые плоды. Столь богатое убранство религиозного сооружения подчеркивало для верующих особую значимость обряда крещения, и вся общая композиция связана с тематикой Нового Иерусалима - города, посланного Иисусом-победителем на Землю.

Можно только восхищаться особым даром безымянных талантов, которыми гордится современная Равенна. Мозаики и фрески баптистерия, выложенные из мелких камешков с богатой цветовой палитрой, с ювелирной точностью были выполнены местными, а не византийскими мастерами. Они создали восхитительные композиции, ослепляющие сочными красками.

Бесценные произведения

Древняя Равенна, превратившаяся из великой столицы в провинциальный город, пользуется невероятной популярностью у туристов. Минуло немало лет, она изменилась, но вечными остались ее бесценные шедевры, пережившие своих создателей и прекрасно сохранившиеся. Изумительные мозаики Равенны, от которых сложно оторвать взгляды, представляют интерес для всех туристов, ценящих прекрасное.

В случае с Византией можно точно назвать год, который стал точкой отсчета византийской империи, культуры, цивилизации. Император Константин I Великий перенес свою столицу в город Византии (c I века н.

э. входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь в 330 году.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Оно являлось синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования ее в создании философских концепций. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин, закладывают фундамент византийской философии, который уходит корнями в историю эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия как совершенства. Рождается новая эстетика, новая система духовных и нравственных ценностей, меняется и сам человек той эпохи, его видение мира и отношение к вселенной, природе, обществу.

Периоды истории византийского искусства

Раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века)
ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)
иконоборческий период (VII-начало IX века). Он получил название темное время - во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.
период Македонского Возрождения (867-1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства.
период консервантизма при императорах династии Комнинов (1081-1185)
период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261-1453).

Искусство Византийской империи - во многом предмет споров историков, философов и культурологов. Но если многие философские трактаты и живописные произведения оказались утраченными за несколько веков, то прекрасные византийские мозаики из камня и смальты стали символом эпохи и целой цивилизации. В Византийской империи производство мозаики и смальты было поставлено на поток, в исторические записи вошли рассказы о проводимых мастерами-смальтистами экспериментах по получению разных оттенков смальты и попытках придания смальтовому стеклу различных свойств. Мозаики из смальты были непременным атрибутом не только культовых сооружений и царских дворцов, а и являлись украшением интерьера домов обычных горожан.

По сравнению с античной мозаикой из кусочков камня смальтовые композиции отличались бoльшим разнообразием цвета, яркостью, игрой света на поверхности и, что немаловажно, были значительно доступнее по стоимости. Это и определило быстрое рапространение технологии смальты как в самой Византийской империи, так и за ее пределами (в частности, в Древней Руси)

Византийские мозаики из смальты. Ранневизантийский период

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V в.

Мавзолей Галлы Плацидии , по преданию, был построен как место погребения дочери императора Феодосия. Однако на самом деле Галла похоронена в Риме, а ее так называемый мавзолей был молельней-капеллой, посвященной св. Лаврентию - особо чтимому в роду Феодосия мученику и покровителю императорской семьи. Как многие другие равеннские постройки, этот мартирий сооружен в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешне он весьма походит на крепостное строение: замкнутый, намеренно отгораживающийся от внешнего мира объем подчеркнут толстыми стенами, узкими, как амбразуры, окнами. В плане мавзолей представляет собой греческий крест, в пересечении рукавов креста поставлен куб, внутри которого размещается купол на парусах. Тяжелый, нависающий, не имеющий четких границ свод лишен оконных проемов. Лишь через узкие окна в стенах в церковь проникает тусклый, мерцающий свет.

Нижняя часть стен капеллы (до уровня высоты человеческого роста) облицована прозрачным струйчатым мрамором чуть желтоватого оттенка. Поверхности купола и арок, а также закругленные участки стен под арками (люнеты) украшены мозаиками из смальты. Кусочки смальты, имеющие неправильную форму, образуют неровную поверхность. В силу этого свет от нее отражается под разными углами, создавая не равномерный холодный блеск, а волшебное сияющее мерцание, словно трепещущее в полутьме храма.

Тематика росписи мавзолея связана с погребальным обрядом. Мозаики расположены только в верхних частях храма. В центре свода - крест (символ победы над смертью) со звездами на синем небе. Своды украшены плотными растительными орнаментами, связанными с символикой райского сада. В южном нижнем люнете изображен св. Лаврентий, идущий с крестом на смерть. Раскрытый шкафчик демонстрирует книги четырех Евангелий, вдохновляющих мученика на подвиг во имя Спасителя.

Святой Лаврентий. Мозаика южного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 440.

В верхних, больших люнетах по сторонам окон изображены апостолы в рост попарно. Они воздевают руки к куполу с крестом, в немом жесте воплощая евангельский призыв, олицетворением которого служит образ св. Лаврентия: «Возьми свой крест и следуй за Мной». Апостолы изображены таким образом, что их поворотами и жестами организуется переходящее от люнета к люнету круговое движение. Лишь верховные первоапостолы Петр и Павел в восточном люнете (там, где находится алтарь) изображены симметрично: движение здесь завершается.

В северном нижнем люнете - Христос в образе Доброго пастыря взирает на посетителя со стены над входом. Овцы гуляют вокруг Него по зеленой траве, и Он ласково прикасается к подошедшей овечке. Одет Божественный пастух в золотые одежды и восседает на пригорке, как император на троне, твердо опираясь на крест. Крест здесь выступает атрибутом власти, наподобие императорского посоха; Христос утверждает его над миром в знак триумфального шествия христианства. Фигура Сына Божьего показана в сложном контрапостном развороте: его ноги скрещены, рука тянется к овце, но голова обращена в другую сторону, и взгляд устремлен вдаль.


Христос Добрый пастырь. Мозаика северного люнета мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 440.

Характерной особенностью мозаик мавзолея Галлы является контраст двух люнетов.
Сцена с Добрым пастырем исполнена в духе античной пасторали с намеренной умилительностью образов. Розовато-зеленая гамма, тонкие переходы цвета, использование полутонов в передаче плоти демонстрируют неблекнущее очарование античности, подчеркнутое заключением композиции в тяжелую и пышную раму окружающего коробового свода.
Сцена с образом св. Лаврентия демонстрирует рождение нового художественного языка. Композиция ясна, отличается простой симметрией крупных форм. Изображение намеренно выведено на передний план. Начатки обратной перспективы (изображение решетки под сильно сокращающимся окном) создают иллюзию «опрокидывающегося» на зрителя пространства. Композиция строится не центрично и пирамидально (по примеру «Доброго пастыря»), а перекрестно, по диагоналям. Фигура св. Лаврентия запечатлена в движении. Ломкие контуры складок его одежды не падают, а взлетают и перекрещиваются в прихотливом ритме. В лице святого нет и следа мягкой красоты и психологической нейтральности пасторали. В нем остро и властно проявляется духовное начало, экстатическая озаренность мученика за веру.

Баптистерий Православных в Равенне, V в. Мозаика купола

Баптистерий (крещальня) Православных в Равенне - пример постройки центрического типа. В плане представляет собой восьмиугольник. Баптистерий декорирован при епископе Неоне (451-73 гг.). Его роскошное убранство позволяет ощутить особую пышность обряда крещения. Декорация весьма продумана с точки зрения архитектурной, причем архитектурное (обогащенный ионический ордер) и скульптурное убранство (горельефы с образами пророков) органично сочетается с мозаической росписью и входит в нее как составная часть.

Главной особенностью декорации является проведение единого мотива на всех ее уровнях - арки на колоннах либо портика с фронтоном на колоннах. Этот мотив оформляет самый нижний ярус восьмигранного баптистерия, где глубокие аркасолии чередуются с ложными нишами. Во втором ярусе он умножается: арки, обрамляя скульптуры пророков, окружают оконные проемы. В более сложном и богатом виде тот же мотив встречается в третьем, мозаическом ярусе декорации. Здесь этот мотив воплощен иллюзионистически: он воспроизводит пространство базилики, где портики с епископскими креслами и фруктовые деревья располагаются по сторонам апсид, в которых представлены троны с крестами или алтари с раскрытыми Евангелиями на престолах. Выше, в самом последнем ярусе, окружающем центральный медальон, мотив арки на колоннах выступает в скрытом виде: колонны становятся здесь роскошными золотыми канделябрами, разделяющими фигуры апостолов, а арки или фронтоны - изгибами драпировки, провисающей фестонами с рамы центрального медальона.

Декорация баптистерия тесно связана с темой Небесного Иерусалима, открывающегося взору христианина в сцене Крещения Спасителя (Богоявления), расположенной в куполе, непосредственно над крестильной купелью. Декорация кажется «вписанной» в сферу купола, это достигается особым приемом: фигуры и разделяющие их элементы трактованы как своего рода радиусы - золотые лучи, исходящие от центрального диска. Тема Горнего Иерусалима объясняет наличие венцов в руках апостолов: это они сядут на двенадцать престолов, чтобы судить двенадцать колен Израилевых. Так Крещение сразу поставлено в контекст поиска доброго ответа на суде Христовом, и пышно плодоносящие деревья в разрезах символических базилик третьего яруса - образ христианской души, приносящей добрый плод. Суд же состоит в том, что «Свет пришел в мир», и мотив света, истекающего от центрального медальона с Христом, обозначенный белыми и золотыми потоками (в уровне апостольского круга), обретает в композиции особое значение.


Баптистерий Православных в Равенне. V в. Мозаика купола.
Центральный медальон, содержащий сцену крещения Христа (Богоявление).
Вокруг Центрального медальона - апостольский круг.

Тема Горнего Иерусалима выступает в тесном сплетении с темой земной церкви. Наряду с перспективой видения Небесного Града в сцене Богоявления, не менее существенна здесь тема передачи власти и благодати. От принимающего Крещение Спасителя (центральный медальон) благодатная энергия через апостолов (радиальные лучи) передается земной церкви (ее символизируют алтари и епископские седалища третьего уровня декорации). Это истечение благодатной энергии мыслится непрерывным, постоянным.

Идея неиссякаемости, бесконечности этого потока подчеркивается особенностью композиции апостольского круга: в нем нет ни начала, ни конца, нет центра, к которому бы двигались ученики Христовы. Точнее, этот центр расположен за пределами самого круга, это образ Спасителя на центральном медальоне. Живопись в целом весьма эффектна. Фигуры апостолов показаны в движении. Крупность их шага подчеркивается широко расставленными ногами и изгибом бедер. Иллюзия пространства еще присутствует: поверхность, по которой ступают апостолы, выглядит более светлой, чем таинственный и бездонный синий фон основного изображения. Тяжелые и пышные одежды напоминают великолепие римских патрицианских одеяний. В апостольских хитонах варьируются только два цвета - белый, олицетворяющий свет, и золото - свет небесный. Лишь разноцветные тени (серые, голубые, сизые) оттеняют эти светоносные ризы. Золотые одежды уподоблены тонкой воздушной ткани - она ложится пышными, словно вздувающимися складками. Белая ткань, напротив, застывает неестественно ломкими складками.

Тема Богоявления - это в первую очередь тема истечения света, дарования света. Апостолы показаны как носители этого предвечного света, поскольку они несут свет христианского просвещения - просвещения истиной. Лики апостолов внушительны, каждый из них обладает ярко выраженной индивидуальностью. Они предстают как реальные личности, чему способствует неотработанная пока еще типология и иконография христианских образов. Крупные носы, резко очерченные носо-губные складки, рельефные морщины, мощно выступающие затылки, пухлые губы, выразительные взгляды. В этих образах, уподобленных римским патрициям, угадывается невероятная внутренняя энергия, что символизирует могущество христианской церкви V века, ставшей практически единственным духовным и политическим авторитетом в западном мире.

Большой императорский дворец в Константинополе. V в.

В отличие от культовых сооружений эпохи пол Большого императорского дворца в Константинополе содержит большое число изображений бытовых сцен с участием людей и животных. Обращает на себя внимание фоновая мозаичная выкладка - сотни тысяч кусочков однотонной белой мозаики образуют причудливый узор, в котором поражают масштабы работ и аккуратность древних мастеров.


Орел и змея. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Олень и змея. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Заяц и собаки. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Мальчик с корзиной. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Пасторальная сцена. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. V в.


Церковь Сан-Витале в Равенне, VI век
В композициях господствует идеальная уравновешенность. Архитектурные формы, растительные мотивы, человеческие тела, уподобленные простейшим геометрическим фигурам, словно вычерчены по линейке. Драпировки не имеют ни объема, ни живой мягкости. Ни в чем нет живого ощущения вещества, хотя бы отдаленного намека на природное дыхание. Пространство окончательно утрачивает какое-либо сходство с реальностью.


Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI век
В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия - все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше подчеркивают ирреальность изображенного.


Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI век
Стиль мозаик обнаруживает явственные признаки западного вкуса. Формы абстрактны и нарочито упрощены, в композиции господствует линейный ритм. Широкие и бесплотные пятна силуэтов окрашены ровным цветом, только он, собственно, и сохраняет выразительность. Внешняя нарядность, цветовая звучность компенсируют анемичность и аморфность стиля.

Византийские мозаики из смальты. Эпоха династии Комнинов

Мозаики из смальты в церкви Успения Богоматери, Дафни

Наиболее ярким и завершенным проявлением византийского стиля конца XI столетия и эпохи Комнинов являются мозаики церкви Успения Богоматери в Дафни, близ Афин, представляющие уникальное явление в истории византийского искусства. Храм декорирован отчасти по классической схеме: в куполе - Пантократор с шестнадцатью пророками в простенках барабана, в апсиде - Богоматерь с поклоняющимися пророками. Однако большое количество праздничных сцен расположено на плоских поверхностях стен, а не только на переходных элементах архитектуры между прямоугольными и круглыми частями или арочных проходах.


Христос - Пантократор. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. Около 1100

Мозаики Дафни создают ощущение праздничности, незамутненного спокойствия и вселенской гармонии. Из живописи полностью исчезают какие бы то ни было мрачные тона, а евангельские образы исполняются поэтической красоты. Даже в сценах страстей нет и намека на страсти и пафос страдания и жертвы. В этот мир благородной и нейтральной красоты не вмещаются кровь, боль и терновый венец Распятия.

В мозаиках Дафни нарастают повествовательные тенденции: сцен становится больше, в них появляются пейзаж, элементы архитектуры, большее внимание уделено сюжету. Однако главным побуждением мастера отнюдь не является тяга к выраженному развитию рассказа. Тщательно отобранные детали, идеальный характер действия, отсутствие каких бы то ни было эмоций и, тем более, экспрессии и духовного напряжения фиксируют мир не как процесс, а как состояние. Художника скорее интересует не что происходит, а как происходит.


Крещение Христа. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. Около 1100

В Дафни получили развитие композиционные принципы византийской живописи. Композиции мозаик очень свободны, исполнены широкого дыхания не занятого формами пространства. Характерна не просто статуарность, но идеальная завершенная округлость объемов, уподобляющая фигуры росписи прекрасной круглой скульптуре. Изменилось соотношение фигур между собою и с пространством: персонажи изображены в самых разных ракурсах и разворотах, обилие трехчетвертных и профильных абрисов создает постоянное движение объемов из глубины наружу. Объемные, но легкие ткани демонстрируют пластику тел и одновременно отстают от поверхности, как бы слегка отдуваемые ветром.


Явление ангела Иоакиму. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. Около 1100

В ликах поразительны особая холодноватая красота, безмятежность, бесконечное удаление от мира страстей и эмоций. Даже миловидные нежные типы (Богоматерь, ангелы) полностью отвлечены от душевной умилительности. Ощущение идеального бесстрастия уподобляет образ человека и Богочеловека бесстрастию идеально устроенного и упорядоченного космоса. Цветовая палитра смальты приобретает особую воздушность и внутреннее сияние. Необыкновенное богатство цветовых переливов, мгновенно преображающих основной тон, вызывает ощущение колеблющейся поверхности тканей. Все цвета взяты в едином, холодновато-серебристом ключе с преобладанием пепельных, серебристых, голубых, холодных розовых и сияющих сапфировых оттенков. Золотая смальта фонов выглядит неплотной и прозрачной благодаря светлому, чуть зеленоватому оттенку золота.

Мозаики из собора в Чефалу

Мозаики базилики в Чефалу (Сицилия) относятся к классическому направлению искусства комниновской эпохи, продолжавшему жить на протяжении всего XII столетия. Создание мозаик в Чефалу совпало с царствованием Мануила Комнина, временем широкой экспансии византийского искусства, блистательной работы константинопольских художников по всему миру, реанимирующих славу великой Римской империи, о возрождении величия которой грезил император.

Ансамбль был исполнен константинопольскими мастерами по заказу норманнского короля Роджера II. Композиции сочетают византийское совершенство художественного исполнения и глубину духовного смысла с необыкновенной, чуть варварского толка, праздничной роскошью. Важнейший элемент мозаичной декорации собора - монументальное изображение Христа Пантократора в конхе апсиды. Этот типично византийский образ традиционно занимал в греческих храмах центральный купол. В руке Христа Евангелие, на развороте которого читается строка: «Я есмь Свет Мира». Отражая двойственный характер сицилийской культуры того времени, надпись воспроизведена на двух языках, на одной странице - на латыни, на другой - по-гречески, хотя при этом само изображение явно принадлежит византийскому мастеру.


Христос Пантократор. Мозаика конхи апсиды собора в Чефалу. XII в.

Лик Христа исполнен величия, однако в нем нет той суровой отчужденности и духовного накала, которые характерны для восточнохристианских представлений о Христе как о «грозном Судии». Композиция отличается ясностью, строгостью, прозрачностью художественного языка и внутреннего смысла. Фигура Христа полна изящества и особого благородства форм.

Основным видом изобразительного искусства в Восточно-Римской или ромейской империи, впоследствии Византии стала живопись (при почти полном отказе от ваяния/скульптуры).
Главные формы ромейско-византийской православной живописи: монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконопись (в том числе выполненная из эмали и золотого шитья) и книжные миниатюры. Самыми замечательными художественными произведениями этой эпохи являются, по признанию большинства искусствоведов, являются мозаики.

Мелкие разноцветные кубики смальты (сплав стекла с минеральными красками), из которых выкладывается изображение, мерцают, вспыхивают, переливаются, отражая свет. Мастера-мозаичисты умели создавать великолепные живописные эффекты из особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая поверхность мозаики не совсем гладкой, а несколько шероховатой. Иногда поверхность кубиков смальты делалась граненной, как например, на мозаиках в католиконе (главная церковь) монастыря Хосиос Лукас в Греции, созданных в начале XI в.

Сретение, мозаика, кафоликон монастыря Осиос/Хосиос Лукас, в Фокиде, Греция


Сила воздействия в зрителя и сохранность мозаики значительно выше, чем у фрески, хотя время создания примерно одинаково.

Вход Господень в Иерусалим, фреска, монастырь Осиос/Хосиос Лукас, Греция, XI v.


Мозаичисты учитывали оптическое слияние цветов в глазу зрителя, смотрящего на мозаику с большого расстояния. Даже в наше время, расчищенная от вековой пыли и копоти, она остается такой же сияющей и звучной по цвету.

Мозаика и фрески как изысканное декоративное средство было известно с глубокой древности. Например, в Британском музее, Лондон, Великобритания хранится знаменитый «штандарт из Ура», Ассирия, около 2600 г. до н.э.


Мозаики «штандарта» рассказывают о результатах УР (а) - военного похода, победах над врагом, трофеях и особенностях придворной жизни царя и его приближенных - таковы основные темы мозаик Древней Месопотами, включая сцены из жизни древних шумер.

В Археологическом музее, Ираклион, Крит, Греция хранятся фрески из Кносского дворца, например, культовая мистерия «Игра с быком, Минотавром. Тавромахия», возраст ее
около 1500 г. до н.э. - слева;
Священные рога у южных границ территории дворца, по преданиям - трон царя Миноса - справа.

Игры - состязания с животными.

Игры с дельфинами, мозаика Тавромахия - игры с быком, мозаика


Живописное искусство античности (Древней Греции и Древнего Рима) также представлено великолепными фресками и мозаиками.

На вилле Мистерий в пригороде Помпей сохранились знаменитые фрески. На красном фоне стен в естественный рост человека представлены участники праздника, посвященного богу Вакху/Дионису.

Помпеи. Вилла Мистерий. 100-15 гг.


На фреске «Весна» из города Стабий, близ Помпей, Италия девушка, символизирующая весну (богиня Флора?), удаляется от зрителя в глубину пространства цветущего луга. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается цветка. Ее каштановые волосы, золотисто-желтая накидка и розовый тон обнаженных плеч гармонируют с ярким зеленым фоном, а легкость движений девушки, как будто плывущей по воздуху, создают основу живописной композиции фрески.

Весна, Стабий, Помпеи, фреска


На фресковых росписях часто встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, гавани, извилистые берега рек. Хороших фресок набралось на небольшой альбом, поэтому прошу вас, друзья, я его обязательно выложу, но немного позже.

Мозаикой греки называли изображения посвященные музам. Музы вечны - вечны должны быть и эти картины, поэтому их набирали сначала из кусочков цветного камня, а затем в эллинистический и римский периоды из кусочков специально сваренного стекла - смальты.

Именно мозаики были основой декоративного убранства дворцов и вилл знати Древнего Рима. Особенно хорошо сохранились мозаики в Риме, Помпеях, Стабии и Геркулануме. Кстати, существует легенда, что знаменитая золотая смальта была создана греческими мозаичистами в языческом Риме и использована для украшения знаменитого Золотого дворца Нерона, затем на долгие столетия способ ее изготовления был забыт или утерян и возобновлен только в христианскую эпоху.
Так или иначе, но живописное античное искусство и сегодня поражает великолепием декоративных композиций, богатством сюжетов, разнообразием художественных приемов, знанием и использованием прямой воздушной перспективы, т. е. многим из того, что было «изобретено» художниками ренессанса.

В Национальном археологическом музее Неаполя сохранилась копия мозаичной картины «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием III».

битва против персов при Иссе

Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей.

Мозаика II века до н.э.


Мозаики и фрески стали принадлежностью христианского храма в первые века н.э., когда верующие, вынужденные скрываться, стали использовать живописные античные сюжеты и образы подземных лабиринтов - катакомб, которые служили для погребения умерших. Христиане наделяли эти образы новым символическим содержанием: пальмовая ветвь - непременный атрибут императорских триумфов - символ райского блаженства, виноградная лоза - таинство евхаристии, хлеба и вино - пресуществление в плоть и кровь Христа, Орфей - Христос, а Психея - символ христианской души.

Для новых варварских государств, возникших на обломках Западно-Римской империи, и преклонявшихся перед культурой великого Рима, было очень важно, что мозаика оставалась господствующим способом изображения в храмах, это свидетельствовало о преемственности традиций и сохранении статуса наследников за Восточно-Римской империей. Кроме того, ромеи в тот период времени могли себе это позволить (мозаика очень дорогое удовольствие) - покрыть большую часть стен, внутренних поверхностей куполов и сводов, столбов и колонн великолепной мозаикой и это производило огромное впечатление на другие народы.

Крупным культурным центром Империи ромеев, где в храмах и усыпальницах сохранилось большое количество христианских мозаик, является Равенна - обитель великих теней.

Все, что минутно, все, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Из цикла итальянских стихов А. Блока.

Равенна - древняя и прекрасная.


В Равенне находится уникальный комплекс памятников V-VII вв., переломного времени, когда встретились Рим и Византия, античность и средневековье.
Знамение их встречи и кратковременного союза - мавзолей Галлы Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, Равенна, Италия, первая половина V в.

мавзолей Галы Плацидии: общий вид снаружи, общий вид интерьера


Тесный, слабо освещенный, он украшен внутри удивительными мозаиками, о которых трудно сказать относятся они к римско-эллинистическому прошлому или византийско-средневековому будущему.

Согласно христианскому учению, оформление храма и мавзолея должно соединять два мира: реальный и потусторонний, горний и дольний. Изобразительное искусство играло тут первую роль, создавая божественные образы, поучая и открывая путь к спасению, уводя верующего из реального мира в сверхчувственный. Этим определено, продиктовано художественное оформление интерьера мавзолея Галлы Плацидии.

И мастера-мозаичисты выполнили задачу на «пять с плюсом» - интерьер в мавзолее воспринимается как преображенный мир, противостоящий реальности. Нижняя часть стен была облицована мрамором, а своды, паруса и купол выложены мозаикой глубокого синего тона.
У мозаик мавзолея не золотой, а синий фон: из густо мерцающей синевы выступают по-античному задрапированные в белое фигуры христианских мучеников и святых, вспыхивают золотые звезды, расстилаются сказочные ландшафты рая с алыми маками, золотыми оленями и птицами, где арки увиты золотыми виноградными лозами, а в куполе крест и звездное небо. Эта мозаика символизирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.

рай в мавзолее Галы Плацидии, мозаика, Крест и звёздное небо — мозаика в куполе.


Призрачность и таинственность усиливает естественный свет из окон, расположенных в люнетах и своде.
Люнет - часть стены в форме полумесяца, ограниченная сверху архивольтом, а снизу - горизонтальным карнизом. Близкие по смыслу понятия: десюдепорт, закомара, кокошник, фронтон.

световое окно в люнете мавзолея Галы Плацидии


И только в люнете над входом, изнутри, место отсутствующего окна занято мозаикой Доброго Пастыря, сверкающей подобно освещенному окну.
Изображение Христа - рафинированный эллинистический вариант «Добрый пастырь в райском саду». На фоне вполне земного пейзажа, под сверкающим голубым небом Христос, юный, безбородый пастух, напоминающий кроткого Орфея античных мифов, но в золотых одеждах, реально сидит на пригорке, его скрещенные ноги касаются земли и хорошо видна тень от его ступней, обутых в сандалии.
Вокруг него по зеленой траве гуляют овцы (белые овцы - символы душ праведников), к одной из них он простирает руку. Над головой Христа нимб, но античная прическа, явно парик, обобщенные, довольно мелкие черты лица - все элементы явно унаследованы из античности.
Важна живость сложной позы - Христос изображен не анфас, а вполоборота, часть его внимания обращена не к зрителям, а к «овцам» - духовной пастве. Опирается Христос не на пастушеский посох, а на крест - знак триумфального распространения христианства в мире (кстати, тень от креста тоже хорошо видна на земле).

Добрый пастырь, мозаика


И еще одно, четко видна (обозначена пунктиром) граница мира дольнего/земного - светло-голубое небо и горнего, темно-синего в верхней части мозаики. «Язык» горнего неба, опустившись, «укутывает» только голову и плечи Христа - только он принадлежит обоим мирам.

Тип молодого Христа («Христос Еммануил») - редкий в иконографии: так изображали его в первые века христианства, когда античные представления о вечной юности, как атрибуте божества, еще не были вытеснены суровым культом «старчества».

Другой замечательный комплекс мозаик в церкви Сан-Аполлинаре Нуово, построенной королем Теодорихом, в VI в. в Равенне.

Сан-Аполлинаре Нуово, вид снаружи и интерьер.


Иной образ Доброго Пастыря в церкви Сан-Аполлинаре Нуово: Христа окружают белые овцы, но его руки подняты в благословляющем жесте, а взгляд устремлен вдаль.

Добрый пастырь, мозаика


Другая мозаика «Чудо с хлебами и рыбами» из той же церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне, созданная в 504 г., не менее интересна. На ней тоже изображен молодой Иисус Христос, безбородый, еще человек (до распятия), что подтверждает цвет нимба вокруг его головы - нимб зеленого с золотым цвета.
Зеленый цвет - символ незавершенности развития и преобразования, золотой - передает носителю образы и информацию иного духовного мира. Но Христос в фиолетовых с золотыми полосами одеждах. Фиолетовый цвет - символ трансцендентного мира, глубокого погружения в потустороннее пространство.

В полном соответствии с каноном, симметрично по обе стороны от Христа изображены две пары братьев, которых Он призвал на озере: Иаков с Иоанном и Петр с Андреем (поэтому иногда эту мозаику называют «Чудесный улов»). Призванные в белых с голубым одеждах - цвета символизирующие духовную чистоту, святость, отрешенность от мирского; хлеба и рыбы они принимают покровенными руками, как Святые дары, которыми Христос причащает и благословляет апостолов.

Чудо с хлебами и рыбами или Чудесный улов


Христос изображен анфас, его руки раскинуты, в одной хлебы, в другой - рыбы, дары он передает своим последователям; их фигуры изображены в четверть и пол-оборота, но лица обращены к зрителям. Глаза всех изображенных увеличены и устремлены прямо на зрителей. Все образы представлены в рамках схематизированного, но земного пейзажа - они реально стоят на цветущей зеленой поверхности земли, правее и левее этой группы холмы и зеленые деревья и кустарники. Фон мозаики мягкий, смешанный, неяркий зеленовато-коричневатый с золотыми вкраплениями.

И еще одна мозаика, точнее ее часть, но не включить ее я не могла, надеюсь, она понравится и вам, друзья, особенно тем, кто любит и ценит эксцентрику.

Поклонение волхвов - это волхвы, друзья, хотя мне тоже не верится


Самое большое количество мозаик сохранилось в церкви Сан-Витале, Равенна, Италия, построенной императором Юстинианом в VI в. Это была придворная императорская церковь, этим объясняется многообразие тем сюжетов и фонов, на которых они изображены. Причем, есть некоторая интересная особенность: сюжеты на зеленых, сине-голубых и редких белых фонах - чисто христианские, а цвета фонов - относятся к поздней античности. В целом зеленый фон преобладает, а золотой фон связан в основном с мозаиками алтаря.

базилика Сан-Витале, общий вид, фасад, интерьер центрального нефа и апсиды


базилика Сан-Витале, интерьер трансепта и свода, ленточная мозаика на столбах и арках


Две мозаики на боковых стенах алтаря - две процессии. Одну возглавляет император Юстиниан, другую - императрица Феодора. Все фигуры одинаковы по росту, императоров выделяют пурпурные одежды, короны и нимбы. В изображении лиц императорской четы и епископа Максимилиана угадывается стремление художника передать портретное сходство, но застывшие позы, отрешенное выражение лиц, очертания фигур скрытые складками мантий лишают образы индивидуальности - это идеальные образы идеальных правителей, а не реальные люди. Но мозаика точно передает дух ромейского церемониала, официальную парадность, возведенную в ранг сверхземного.

император Юстиниан со свитой, мозаика, императрица Феодора, со свитой, мозаика


У всех изображенных слишком большие, неподвижные глаза, а нимбы вокруг голов Юстиниана и Феодоры возводят этих живых людей, хотя и наделенных сакральной властью, в ранг святых. Именно эта традиция стала одной из причин возникновения иконоборчества. По мнению их современников, далеко не все императоры, императрицы и патриархи церкви были достойны столь высокого ранга, особенно при жизни.

В нижнем ярусе Юстиниан и Феодора в сопровождении свиты, преподносящие дары храму. Эта мозаика интересна тем, что указывает на явные различия в отношении православной ромейской церкви императору и императрице. Хотя их головы покрыты нимбами, но над головами Феодоры и стоящего между ней и Юстинианом патриарха - зеленая сень, а зеленый цвет - символ незавершенности духовного развития, большей «человечности».

Юстиниан и Феодора


На уровне второго яруса, в люнете, расположенном на трех арках находится очень интересная мозаика - комбинаторная или комбинированная. Ее содержание включает два основных сюжета, которые тесно связанны между собой. Между собой их связывает Троица. Последовательное их «прочтение» напоминает верующим о важных библейских событиях Ветхого Завета.

Гостеприимство и Жертвоприношение Авраама, мозаика


В VII веке византийская живопись поднимается на одну из самых высоких ступеней. От церкви Успения в Никее, Турция, построенной в этом же веке и разрушенной во время греко-турецкой войны 1917-22 гг., сохранились только фотографии и фрагменты мозаик. Один из сохранившихся фрагментов - крылатые фигуры со знаменами и державами в руках, в роскошных одеждах придворных телохранителей.

Удивительны лица этих воинственных ангелов - они напоминают об античном идеале красоты - нежные овалы, классические пропорции и черты, чувственный рот мал, нос тонкий, а взгляд пристальный гипнотизирующий. Они исполнены в мягко-живописной манере, напоминающей импрессионистическую. Оливковые, розовые, бледно-сиреневые и белые кубики смальты расположены «в беспорядке», который на деле является идеально точным расчетом выдающихся мастеров-мозаичистов: на расстоянии они сливаются и создают иллюзию нежного живого лика.

ангел Дюнамис., фрагмент мозаики с алтарного свода церкви Успения в Нике, Турция


Это совершенный пример «одухотворенной чувственности», но они не выражают ничего определенного, связанного с реальным человеческим чувством или переживанием. Их одухотворенность бесстрастна, а чувственность бесплотна.

Покрывая мозаикой сферические криволинейные поверхности, мастера-мозаичисты обнаружили, что светлые орнаменты и фигуры оказывались зрительно выдвинутыми вперед, в реальное пространство интерьера. Эффект усиливался золотым фоном, который не имел глубины и не допускал ее. В сочетании с вогнутой поверхностью золото фона как бы «выносило» изображение святого в одну пространственную среду с молящимися.
В тоже время образы святых, неподвижно стоящие перед молящимися, и пристально на них смотрящие огромными глазами, представлялись людям значительными и неземными.

У пришедших в храм возникало ощущение пребывания внутри самой святости, что составляло основную идею всякого христианского центрического храма.
Достижению этих целей способствовали такие приемы как принцип симметрии (расположение фигур должно быть симметрично относительно Христа), плоскостность композиции, разномасштабность фигур, их фронтальная постановка, позаимствованные у древнеегипетских образцов.

Мозаика - «мерцающая драгоценная живопись», дающая особые оптические эффекты очень подходила для создания отвлеченных образов, возвышенных и ирреальных.

Следущий раздел будет посвящен ромейской/византийской иконе, без нее не было бы и русской иконы, а значит душа нашего народа была бы иной.




Top