Вкус Ежевики. Зачем финно-уграм дагестанские песни? «Этот трек с такой женской энергетикой, что даже когда мы поем а капелла, всех прошибает Ваша творческая жизнь разнообразна

– Ежевика – это настоящее имя?

– Если это первый вопрос, я на него отвечать не буду. Потому что не интересно.

– О’кей…

Эрзи, они такие. Прямые. Говорят, что думают. В эрзянском языке, как и в наших горских, даже уважительного «Вы» нет. «Делами надо уважение доказывать, а не выкать», – говорит Ежевика. А еще упрямые настолько, что, сколько ни убеждай, сделают назло наоборот. «Мы тебе желаем не возвратиться в Москву. Оставайся в Дагестане», – говорили Ежевике перед отъездом московские журналисты.

– Как это?

– Мы же тебя знаем, ты обязательно сделаешь наоборот. А если скажем «возвращайся», будешь торчать в Дагестане.

Вот она и возвращается сюда уже в третий раз. «Ты там себе кого-то нашла, что ли?» – с подозрением спрашивают москвичи. «Ага, – отвечает, – бабушек и фольклор!»

– Первое, что бросилось в глаза, это когда я еще не села в самолет в Москве. Мы стояли у трапа, и один мужчина, явно дагестанец, сказал: «Стоп, сначала проходят женщины с детьми, потом женщины, потом мы». Я подумала тогда: «Отличное начало». Когда прилетела в Махачкалу, в аэропорту пытались надурить таксисты. Хорошо, меня заранее предупредили. Поэтому с первым таксистом, заломившим цену, я отказалась ехать. Сразу нашелся второй – голубоглазый аварец, который повез за нормальные деньги. И дал свой номер телефона. Дагестанцы вообще очень свободно знакомятся. Ты будешь молчать, они все равно будут с тобой разговаривать. Каждый дагестанец, когда видит более-менее симпатичное лицо и светлые волосы, считает своим долгом спросить номер телефона, дать свой номер и обязательно проследит, чтобы записала. И еще спросит, хочу ли я покушать. У дагестанцев первый вопрос, который я не слышала ни в одном регионе, – «А зачем ты сюда приехала?». Да какое тебе дело? А?

– Второй женой стать не предлагали?

– Мне сразу сказали: ты, наверное, мужа ищешь? Один претендент вообще уверял, что у него уже 23 жены. Да ладно, говорю, как же ты успеваешь? Я сразу сравниваю такие моменты с эрзянскими обычаями. У нас ведь тоже было многоженство. Там, правда, четкие правила существовали, чтобы мужчина мог прокормить всех жен. А еще из того, что бросилось в глаза, – это отношение к человеку в Дагестане. Мне кажется, здесь голодным не оставят.

– То есть менталитет совершенно разный?

– Оказалось, по темпераменту эрзи-мокши очень близки Дагестану. Не скажу, что я робкого десятка, но атмосфера здесь поднимает боевой дух. Мой друг, боец MMA (Fight Nights Global) Владимир Минеев, тоже с эрзянскими корнями, тренируется в Дагестане. Он очень любит республику, говорит, что здесь такая энергия, что можно сосредоточиться на чем-то одном – и вся мишура из головы уходит. Когда я приехала в гостиницу в Махачкале, я вообще ничего не знала про Дагестан. Открыла какую-то книгу о республике, увидела, сколько здесь народов, и ахнула: «Неужели финно-угров с их богатой культурой по количеству народов обошли?»

– Получается, ты ехала не для того, чтобы выведать секреты наших народных песен?

– Нет, я хотела спокойно посмотреть республику. Верховой ездой позаниматься, например. Я вообще люблю менять местоположение. Когда чувствую, что мне нужна энергия или дела стоят на месте, куда-нибудь уезжаю.

После этого обычно появляются новые идеи и, как правило, такие поездки в будущем оправдывают себя. А тут меня познакомили с местными музыкантами, стали возить туда-сюда. Столько новых людей вокруг, ничего не понимала, всюду кормят. Узнав, что занимаюсь фольклором, стали знакомить с разными народами. Удивило, что здесь даже в городе можно найти людей, знающих народные песни. Сейчас меня учат аварскому произношению. Оно довольно сильно отличается как от русского, так и от эрзянского. Гортанные звуки нужно произносить не так, как я привыкла, как это делают вокалисты или бабушки в наших деревнях – идти не от дыхания, а, как ни странно, сосредоточиться дикционно на горле и нёбе. У вас также проблемы передачи родного языка похожи на мордовские: в городе практически не говорят на родном. Себя называют аварцем, но не знают языка – «могу понять на слух, а говорить уже не могу». То же самое у нас – язык сохраняется в сельской местности.

– Какие музыкальные впечатления от Дагестана?

– У нас больше сохранились календарные песни с так называемым языческим влиянием. До сих пор видна связь православия и национальной религии в многочисленных легендах, сказках и датах проведения традиционных праздников. Как правило, даты подвинуты к православному календарю. Православие к нам пришло только в 18 веке. А в Дагестане же меня поразило обилие любовных песен. Сейчас разучиваю одну из них – нашла запись в «Ютубе», как бабушка в Гунибском районе, под селением Цада, поет ее. Интересно, что, в отличие от нашего многоголосого пения (минимум 4 голоса), у вас, например, две женщины могут петь в унисон. Одна начинает, другая подхватывает, и вместе идут к припеву.

А еще в наших селах практически уже не играют на национальных инструментах. А в дагестанских это есть, и всё живо – пандур, доол, зурна, национальная свирель. Своеобразные музыкальные штрихи при игре на гармошке. И слава Богу, и нужно это беречь.

– Записала что-то в горах?

– Успела побывать пока только в Гумбетовском и Гунибском районах. В один из первых приездов записала даргинскую «закличку» дождя. Периодически высылаю моим девочкам что-то новое. Но то, что записываешь в селе, сложно использовать при создании композиции в студии. Несмотря на то, что world music направление более свободное, чем поп-музыка, есть ритм. Он может замедляться, но не меняться постоянно. Поэтому пение для аранжировки нужно записывать под клик (темп, выбиваемый метрономом. – Д. С.). Для партии лезгинки в треке «Рассея» мы нашли дагестанских музыкантов, живущих в Москве. А восточно-дагестанскую вокальную партию я попросила записать здесь, на одной из местных студий. Её исполнил певец Ислам Алиханов.

– Когда слушал «Рассею», никак не мог разобрать, о чем поют, кроме слова «Россия».

– Смысл в том, что Россия очень широкая страна и о ней известно во всем мире. В один из приездов кто-то из дагестанцев предложил сделать что-нибудь с лезгинкой. Но мы ведь не знаем языков, культуры. Решили взять в основу русскую песню, которую распели на свой многоголосный лад эрзяне, и штрихами добавили языческий тембр мордовского барабана, финно-угорское звучание, лезгиночный ритм и восточный вокал. Такое вот непривычное сочетание.

С Дагестаном мы впервые вышли за рамки финно-угорского фольклора. Но удивляться нечему. У меня немного западный взгляд на музыку и творчество с его открытостью и тягой к коллаборациям, поискам. Музыканты в России выбирают одно направление и идут по нему всю жизнь, а зарубежные мыслят проектами. Например, Дэвид Боуи прошелся по многим стилям, порой, казалось, и рядом не стоящим. А «Deep Forest» в разных альбомах обращались и обращаются к совершенно различным культурам.

– Кстати, вы записали с ними только два трека?

– В концертной программе мы поем с «Deep Forest» 4 песни. Одна из них – знаменитая «Sweet Lullаby» – это колыбельная с Соломоновых островов. Эрик Муке предложил ее спеть, и у него даже не было сомнений в том, что мы справимся. Нашли более-менее адекватный текст в Интернете и немного поработали над произношением. Кроме «Oyme’s song» и «Simply Done», я предложила взять свадебную «Vaya», на которую у нас есть клип. Эрик Муке переделал акценты, добавил живых инструментов. И это уже небольшая традиция, которую ввел Эрик, заканчивать «Вайей» совместные концерты. В Лондоне песня, утяжеленная в сторону Питера Гэбриэла, подняла зрителей на уши. Скоро можно будет увидеть и услышать дипфорестовский концертный вариант «Vaya» в «YouTube» и на страницах «Oyme» в соцсетях. Пока смотрите официальный клип песни на нашем канале.

– Как это случилось, вы его нашли или он вас?

– «Дип форесты» – мои подростковые кумиры. Мы выступали на одном фестивале, где они были хедлайнерами. И я воспользовалась правом артиста зайти в гримерку. Так и произошло знакомство. Мне хотелось сделать что-то совместное именно с ними. Это абсолютно искренний восторг и радость. Почти детская мечта. К тому же у таких музыкантов можно чему-то поучиться – вертикально, горизонтально или даже трехмерно вырасти. Продолжаем работать с Уиллом Джонсом, племянником Эрика Клэптона. С зарубежными музыкантами проще. Вообще, я заметила, что сотрудничать с музыкантами из регионов у меня не очень получается. Да, тебя выслушают, восхитятся и… попытаются сами у себя в регионе повторить нечто подобное. Не понимая, что для этого нужен опыт, который уже есть у человека со стороны.

– Я не собираюсь начинать что-то без интереса самого региона. Странно было бы нам без движения со стороны самих дагестанцев продвигать где-то в Москве дагестанскую традиционную культуру. Я несколько раз здесь была – ни одной публикации в местных СМИ. О моей поездке в Гумбетовский район написала только мордовская газета.

Надо учитывать, что «Oyme» – это команда. Атмосферу задает каждый участник. А за звук, вот такой тяжеловесный и четкий саунд, отвечает наш саунд-продюсер, необыкновенный человек и композитор Владимир Осинский. Он – человек самодостаточный, с огромным жизненным опытом и многолетним музыкальным анализом. Поэтому удивить его, вдохновить и убедить только новыми ритмами, новой мелизматикой и горами явно недостаточно. Он – это не я. И его мудрость и взвешенность не дают мне раствориться в терпко-захватывающей атмосфере вашего региона, не стать этаким бессребреником-донором. Так что в Дагестане я научилась быстро переходить в энергосберегающий режим. Если что-то делаешь, а потом не получаешь ничего взамен, чувствуешь пустоту. И непонятно, зачем это продолжать. Нет, в затухающий костер я свои поленья кидать не буду. С другой стороны, Дагестан ближе к востоку, и, возможно, это станет источником вдохновения для группы «Ойме» в ее международных планах. Например, познакомившись со мной, дагестанский художник Мурад Халилов нарисовал в своем стиле рисунок, написав эрзянское слово «Сюкпря» («Спасибо»). Я отдала рисунок моему дизайнеру, и мы точно будем делать мерч для группы «Ойме» – возможно, это будут эрзяно-дагестанские костюмы. У финно-угров, конечно, и свои принты хорошие, в основе рисунка – геометрия. Но, видимо, этой геометрии надо было встретиться со стилем Мурада, чтобы мы начали делать новое и двигаться еще в одном направлении.

«Ойме» Oyme »; в переводе с эрзянского «ойме» душа) – музыкальный коллектив, представляющий культуру финно-угорских народов HYPERLINK o России . Образован за пределами Мордовии в 2011 году . Группа работает по двум направлениям: традиционная программа и world music , сочетая традиционные инструменты и современные аранжировки. Участник многих международных музыкальных фестивалей. Выезжает в этнографические экспедиции, собирая музыкальный фольклор народов России.

Эрзя и мокша – народы финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Проживают в России, этническая территория – Республика Мордовия. Мокшане сосредоточены в основном на территории современных границ республики. Эрзяне в большем количестве проживают за ее пределами: в Самарской, Пензенской, Оренбургской, Ульяновской, Нижегородской и других областях.

« Deep Forest » – французская музыкальная группа, соединяющая в своем творчестве элементы этнической и электронной музыки. В составе альбома « Evo devo » группы « Deep Forest » два совместных с «Ойме» трека: « Oyme s song » и « Simply Done ».

Ежевика Спиркина – руководитель группы «Ойме» и экспедиционного направления OYMEexpeditions . Автор нескольких культурных проектов. Родилась в Саранске, эрзянка. Окончила Государственное эстрадно-джазовое училище им. Гнесиных. Получила высшее образование в Петрозаводской консерватории, по профессии этномузыколог.

В январе 2018 года в эфире радио «Прибой» состоялась премьера трека «Ойме» – «Рассея» (Russia ), сочетающего финно-угорские песнопения и дагестанскую лезгинку.

Дамир Саидгазин

Финно-угорская группа ОЙМЕ создает world music, исполняя народные песни в современном ключе с использованием электроники, стилистических элементов рока, блюза и поп-фолка. Недавно группа открыла для себя культуру дагестанских народов. Руководитель и солистка Ежевика Спиркина уже не раз ездила в регион, группа выпустила песню на русском и на эрзянском языках под электронно-языческие и лезгиночные ритмы. Идею оценили не все: финно-угорские националисты назвали группу предателями рода. “Национальный Акцент” побеседовал с Ежевикой о фольклоре, стереотипах и национализме.

- Страшно было первый раз в Дагестан ехать? Стереотипы о регионе сложены не самые приятные.

У меня в голове никаких стереотипов не было. Мне и после третьей дагестанской поездки в Москве говорили “Да как же ты поехала, это такой страшный регион, тебя там могли увезти, изнасиловать!”. А я говорю, что это совершенно не соответствует действительности, а свои стереотипы засуньте в одно место. Жёстко, зато конкретно. Хотя расспросы затихли окончательно после того как я сказала, что да, мечтаю там выйти замуж далеко в горах.

- Какие первые впечатления были о Дагестане?

Я приехала, открыла книгу на ресепшене и увидела, сколько в Дагестане народов. И была очень удивлена: я всегда считала, что среди финно-угров много народов, а в Дагестане их оказалось еще больше. С этого изумления я начала открывать для себя Дагестан.

- Что уже сейчас можете сказать о дагестанцах?

У них куча энергии, они в хорошем смысле любопытные. Я еще сама не понимала, зачем мне дагестанский фольклор, а они уже начали меня с кем-то знакомить. Это отличный опыт, когда ты за короткое время узнаешь культуры других народов с нуля. Проявляется любопытство, появляются идеи - и вдруг ты в городе уже записываешь закличку дождя. Я принципиально при знакомстве с новыми для меня народными культурами не читаю книг об этом - есть живые респонденты, носители традиций. Сначала - только живые люди, никаких книг и музеев.

И я сразу автоматически сравниваю изучаемые народы с эрзянами. Сравнительное музыкознание, сравнительная этнография - это отличное дело. Изучаешь чужую культуру - и сразу же глубже познаешь свою.

- Какие выводы вы сделали после сравнения дагестанских и мордовских народов?

Что по темпераменту эрзя и мокша среди финно-угров наиболее похожи на дагестанские народы. Недаром же я случайно очутилась в Дагестане, и меня так затянуло. Мы даже создали песню на русском и на эрзянском языках под электронно-языческие и лезгиночные ритмы "Рассея" (Russia). Аранжировку к ней делал наш саундпродюсер, композитор и владелец студии звукозаписи Keepers Владимир Осинский, он же создал второй трек на дагестанскую тему с аварской народной песней в основе.

Так вот аварцам, даргинцам, лакцам и другим дагестанским народам я задавала такие же вопросы, какие задавала родным мокша и эрзя. И я видела много общего.

- Например?

Например, у нас тоже закликали дождь и закликали солнце, как и в Дагестане. При этом нужно понимать, что ислам в Дагестан пришел намного раньше, чем православие пришло к эрзя и мокша. Понятно, что наши люди заклички дождя помнят лучше, помнят колядки, масленичные и другие календарные песни. То, что относится к нашей национальной религии. Но несмотря на это, в Дагестане я и сейчас записала закличку дождя, и продолжаю знакомиться с пластом доисламских верований.

Вот к примеру, аварцы в Гумбетовском районе рассказали, что у них грозились дереву, что его сейчас срежут, если дерево не приносило плоды. Причём подходили к дереву с ножом. И дерево начинало плодоносить. А у нас скотину ругали, чтобы она молока больше давала. Объекты разные, но смысл, который заложен и там и там - один и тот же.

Я с удивлением обнаружила, что моя родная эрзянская деревня Старые Турдаки Кочкуровского района и аварское село Тлярата Гумбетовского района родственны еще и тем, что начинка национальных мучных изделий одна и та же - картофель с творогом. У нас панжакай и открытые ватрушки большие, а у них чуду - закрытые. Везде я встречала либо творог, либо картофель, а тут и то, и другое. Я всегда с гордостью говорила, что это особенность старотурдаковского панжакая такая, а вот не только, оказывается.

А еще, когда я показала знакомым, как поет лачка и как поют аварки, они хором ахнули - это ж мокша поет! Мне лично позиционная подача звука очень напоминает тембрально причитания. Если не считать, что это другой язык, то очень похоже.

- А если говорить об отношении к фольклору?

В Дагестане очень развит свой музыкальный бизнес, и все это очень закручено на свадьбе. Они поют на своих языках, но к традиции это особенного отношения не имеет, там подача эстрадно-восточная. А в Мордовии наоборот: много коллективов, которые изучают традиции, и эстрада развита не в такой степени.

У нас есть четкое различие между традиционным и православным. В Дагестане все больше смешано, контаминировано. А еще у нас в деревнях уже почти нет национальных инструментов. Кайга (скрипка по-эрзянски, гарзе по-мокшански), гайдяма (струнно-смычковый инструмент бурдонного типа), барабан морамо парь, волынка пувама - этого нет, если только единицы где-то играют, и то в городе. При этом у нас сохранилось многоголосье.

- С чем связан такой уход инструментов?

Возможно, я не права, но я скажу свою точку зрения: у нас все-таки большой компонент женской традиции. А на инструментах в основном мужчины играли. А представляете сколько было войн, сколько мужчин не вернулось домой? Женщины взяли все на себя и компенсировали дисбаланс песнями.

Второй момент - в советское время пришли пришла гармошка, балалайка, и они заменили наши инструменты.

В Дагестане же поют и женщины, и мужчины. Конечно, дагестанцы тоже принимали участие в войнах, и к ним тоже пришли какие-то инструменты со стороны. Но, возможно, горы сыграли роль ественной защиты, а инструментарий сохранился благодаря тому, что не все люди ушли в город, кто-то остался в родных горских аулах и сберег традиции.

- Как люди отнеслись к тому, что вы соединяете разные культуры в своем творчестве?

В целом люди восприняли на ура. Но когда я начала рассказывать про Дагестан в нашем паблике “ВКонтакте”, у нас под постами вдруг начали писать со страницы “Свободная Финно-Угрия”. Там был пост, где мы решили показывать людям, как за короткий момент с чистого листа изучаем культуры, как делается world music, как мы изучаем произношение, знакомимся с новыми ритмами, по каким ступенькам познаем культуры.

Сперва они были недовольны, что мы пишем про дагестанцев, при этом представляя мордовские народы. Потом этот паблик на своей странице написал целую статью, где ложь на лжи: они писали, что мы пытаемся “нажиться на идее смешения культурных стилей”, называли нас, мягко говоря, кремлевскими подхалимами, приводя в доказательство фотографию с Медведевым.

В 2011 году мы действительно пересекались на одном фестивале. Тогда я попросила его позвонить главе республики, чтобы помочь мне с оцифровкой музыкально-этнографического архива в Мордовии, - и это все, что тогда было.

При этом они сослались на слова какого-то человека о том, что я якобы приехала в Дагестан, чтобы освоить дагестанский бюджет, сесть на дагестанские плечи. То есть с одной стороны они называют меня предательницей финно-угров, а с другой обвиняют в том, что я хотела сесть на шею Дагестану.

- Вы знаете, кто ведет эту группу?

Я вообще не знаю, что это за националисты такие, там пишут всегда от имени группы. Люди в этом сообществе даже не знают историю нашей группы ОЙМЕ, путают русских и дагестанцев. Они объявили нас предателями рода, призвали финно-угров отвернуться от группы-предательницы, не слушать, не ходить на концерты, не лайкать, не репостить. Отречься.

Это связано конкретно с Дагестаном? Если бы вы писали о других народах - такая же реакция была бы, как вы думаете?

Вот это и удивительно. Раньше у нас никаких проблем с этим пабликом не было. Мы уже работали с англичанами, с французами - и не было такой реакции. Стоило начать работать с Дагестаном - и понеслась.

- Почему именно Дагестан больная точка?

К этому региону сколько помню, было пристальное внимание и общественности, и СМИ. И это понятно: Дагестан граничит аж с двумя странами, Грузией и Азербайджаном. Если мы говорим про моих знакомых и друзей - это стереотипы. Но сперва надо приехать в регион, взглянуть на него, и уже потом составить свое мнение. Я не понимаю, почему люди сразу же нахлобучивают на тебя свой стереотип? Так себя могут вести только безумные.

Я поняла для себя, что очень негативно отношусь к проявлению радикального национализма. Я - человек из творческой среды, да, я за свободу слова и мысли. Для меня открытые границы - это жизненная необходимость, новые впечатления и идеи. Однако я убирала бы из соцсетей именно такие паблики с крайней националистической направленностью, авторы которых часто не являются представителями тех национальностей, от лица которых пишут.

Во-первых, ОНИ бросают тень на мирных и адекватных финно-угров. А поверьте, я наших только такими и знаю. Это влечёт пристальное и даже мнительное внимание к обществам и организациям, которые занимаются межгосударственным сотрудничеством исключительно в области культуры и языка. Во-вторых, это враньё. Я даже готова рассмотреть вопрос с тем, чтобы подать в суд за клевету. Я семь лет езжу в экспедиции, семь лет я отдаю свои деньги на изучение традиций, куча людей принимала участие в них и в том, как мы представляем культуру России.

Я не понимаю, почему я, как этномузыколог и как психически здоровый человек, должна зацикливаться только на одной культуре? Я вышла из этого возраста, когда есть эгоцентризм. У нас люди лояльно воспринимают и английскую, и индийскую, и другие культуры, но почему такая ненависть к Северному Кавказу?

- Может, им не понравились сравнения между дагестанскими народами и мордовскими?

Это их проблемы. Мне тоже что-то не нравится, но я же не призываю кого-то уничтожить. Если что-то не понравилось - есть диалог. Но эти националисты, выступая от имени финно-угров, поступили ещё и подло - я только через других людей узнала об их посте, потому что они не упомянули мое имя, хотя я была в друзьях. Они поступили подло, за спиной, чтобы мы, группа ОЙМЕ, поменьше знали.

Я считаю, что с такого радикального национализма начинается фашизм. Потому что мы так начинаем любить и возносить себя и свою идею, что переходим черту. Ещё раз повторю, я знаю финно-угров как очень умных и адекватных. И я никогда не слышала от них эту идею о создании великой Финно-угрии, о чём озвучено в упомянутом паблике при подробном изучении тематики группы. Излишне, наверное, отметить, что с этого времени я стала намного внимательнее и осторожнее относиться к запросам в друзья. Вот так заканчиваются подростковые игры.

По моему мнению, если ты уважаешь другие народы, то и другие народы начинают интересоваться твоей культурой. Это удивительно. Ну вот не интересовалась бы я дагестанской культурой и не рассказывала бы, откуда я родом - так и расстались бы. А начала рассказывать, что я эрзя, и дагестанцы заинтересовались. Это они меня научили, точнее показали, как через уважение к другой культуре знакомить её представителей со своей культурой. Они проявили ко мне интерес - я заинтересовалась ими.

- Не собираются ли теперь сами дагестанцы посетить Мордовию?

Кто-то из них захотел. И вот тут уже больно стало мне, когда они спросили - а к нам будут нормально относиться в Мордовии? Стереотип же о Дагестане. О Мордовии тоже был стереотип, что этот регион - это зоны. Ещё буквально в 2000-х. Но он ушел. Надеюсь, что и с Дагестаном тоже будет так. Как говорится, степ бай степ.

Фотография на превью: Али Гаджиев.



3829

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Девушка не создавала про себя легенд и мифов, как это принято у молодых исполнителей. А просто обратилась к своим народным корням. Создала музыкальную группу «ОЙМЕ». Это финно-угорский проект! И программа у них оригинальная, которая состоит из древнейших народных эрзянских и мокшанских песен. Андрей Макаревич был на презентации проекта, и является поклонником творчества Ежевики. Слушатели полюбили ее песни «Не покидай меня!», «Наглая»

сайт: Ежевика - вкусная ягодка! Это ваш псевдоним?

Это мое официальное паспортное имя. Близкие называют меня ласково Ежик.

сайт: Когда же Ежик решил стать певицей?

Я пою столько, сколько себя помню, как и многие артисты. Мама мне рассказывала, что я была спокойным ребенком. Но в роддоме так сильно кричала, что врачи сказали: «Девочка будет певицей!» Выбор профессии не случаен - у меня очень музыкальные родители. Отец - музыкант, мама - медик, она училась в музыкальной школе, у нее хороший слух. С детства я была окружена музыкой, окончила школу по классу фортепиано.

«ОЙМЕ». Фото предоставлено пресс-службой группы

сайт: Ежевика, кто помог вам делать музыкальную карьеру?

Мне очень везет на порядочных творческих людей, с которыми я обмениваюсь энергией и настроением. Происходит хороший взаимообмен! Для меня не интересен человек, даже если он гениальный, если он может предать и кинуть.

сайт: Какой стиль жизни ведет молодая певица?

Засыпаю я обычно под утро, потому что много работаю на студии. А она освобождается только ночью, когда я с музыкантами могу записывать свои песни. Стараюсь делать что-то фееричное и интересное! Утром я первым делом кормлю своих кошек - семейную пару кота Василия и кошку Масяню. Они уже дали два потомства! Я раздала котят родственникам и друзьям в Мордовии и Подмосковье.

сайт: Ежевика, для твоего музыкального творчества очень важны творческие корни?

Конечно! Я родом из Мордовии, а по национальности эрзя. Это один из мордовских субэтносов. Моя музыка пронизана зовом предков! Кстати, «Бурановские бабушки» из Удмуртии, почти одной с нами крови. У них тоненькие голоса, а у мордвы другая звуковая подача - более зычная, мощная, и в традции - многоголосье.

сайт: Ежевика, как переводится название вашей группы?

Наша группа «ОЙМЕ» (OYME) в переводе с эрзянского означает «Душа». Я, как руководитель этой группы, горжусь и восхищаюсь этим проектом и ребятами, с которыми я работаю. От поп-музыки я пришла к необычному фольклору. И мы делаем этот фольклор интересным людям. Экспериментируем с синтезом различных музыкальных стилей и традиционной музыкальной культуры.

Ежевика

сайт: Я слышала, что фольклорную музыку у нас в стране затирают. Это так?

Я считаю, что фольклор это очень благодатная тема! Когда ты представляешь группу и понимаешь, что у нее есть корни, то понимаешь, что это не просто поп-музыка со своим «эго». Когда я сочиняла поп-музыку, это было выражением себя. А аутентичная музыка - это многовековая база! В процессе создания той или иной традиционной культуры участвовало много людей. Когда об этом думаешь, по телу идут мурашки!

сайт: В группе работать легче, чем сольно?

Практика показывает, что мне больше нравится работать в коллективе. Так себя я чувствую более комфортно! «ОЙМЕ» записывается на великолепной студии звукозаписи Владимира Осинского. Именно Осинский подал мне идею создать группу такого направления. И он же делает аранжировки для «ОЙМЕ».

Ежевика. Фото предоставлено пресс-службой артистки

сайт: Как надо развивать молодежи свой музыкальный вкус?

Учась консерватории, поняла, что не надо ставить себе границ. Потому, крайне полезно и эффективно слушать разнообразную музы. Я принадлежу к категории людей, которые ценят индивидуальность. Мой подход: через общее к частному - через многообразие к собственному стилю.

сайт: У нас в стране проходит много конкурсов детских талантов. Продвинутые молодые люди заканчивают многочисленные музыкальные учреждения. А смогут ли они раскрутиться без спонсоров?

Если человек не будет двигаться, а просто сидеть на своей попе, то ничего не произойдет - это банальная истина! Каждый талант ищет пути выхода на сцену. Откровенно говоря, кто-то может переспать с нужным человеком, установить определенные связи. А можно пойти по другому пути. Сплотиться в союз с творческими единомышленниками. И это нормально! Можно и в конкурсе поучаствовать и подписать выгодный договор с кем-то. В этом случае ты сам уже не сможешь руководить своей судьбой, это будет кто-то делать за тебя. Но никогда не надо идти против себя! Не каждый может стать лидером и сам себя продвигать. Можно согласиться по договору на 10% выручки и быть «под крышей». Ну и замечательно! Но если тебя выбирают по каким-то параметрам, а ты идешь против себя, то ничего хорошего из этого не выйдет! До какого-то момента можно продержаться, а что дальше?

Депрессия, мысли о самоубийстве… Певец может зарабатывать хорошие деньги, но петь не то, что ему соответствует. В какой-то момент он понимает, что отсутствует самовыражение, понимаете? У него есть деньги, известность… А в душе пустота! Для творческого человека это кризис. Надо идти только по своему пути - делать то, для чего не надо переступать через себя! В какой-то тусовке люди фальшиво целуются, а потом морщатся. Мне больше нравится прийти на судию и воскликнуть: «О, ребята!» И показать им свои искренние чувства, а не играть какую-то роль. Я выбираю такой путь!

- Ваша творческая жизнь разнообразна?

сайт: Мы участвуем в фестивалях, в корпоративах… У нас напряженный ритм жизни, творчески насыщенный. Я поняла, что не стоит на чем-то одном зацикливаться и всю себя этому отдавать. Не следует узко направленно делать только то, что тебе нравится. Долбишь-долбишь, есть результат… А потом, если проект не пойдет, то останешься у разбитого корыта, и у тебя не будет сил что-то делать заново. Поэтому мы дружим с другими командами, делаем разную музыку. Для музыканта важно экспериментировать, а не останавливаться на одном. Тем более, что в этом году мне исполнится 33 года!

Ежевика

сайт: Ежевика, кто вам нравится из молодых российских певцов?

Когда я услышала первую песню Нюши, она еще не была известной. Я сказала, что она спела хит, и у нее все будет супер. А некоторые усомнились в этом. Мне Нюша нравится! Еще мне нравится Стас Пьеха и его голос. Мне доводилось редактировать вокал многих ребят - это нормальная студийная работа, когда делаешь песню для альбома. Меня поразило, как Стас делал номер с группой «Непоседы». Он хорошо спел, а потом попросил прислать материал, чтобы послушать и внести свои пожелания. Он очень профессионально подходит к работе! А некоторые исполнители говорят, что я, мол, напел, а вы там работайте дальше! Стас Пьеха относится к каждой своей песне, как к главной в жизни. И это здорово! В таких случаях я очень уважаю человека, он располагает к себе. А звездные закидоны у начинающих мне кажутся, мягко выражаясь, странными. Они находятся в средней, начинающей тусовочке, где поп-музыка на низком уровне, и при этом считают себя гламурными! Смешно...

сайт: Как вы относитесь к тому, что наши певцы пытаются сделать карьеру на Западе?

Я не могу сказать, что это утопия. Смотря какая музыка… Если наш шансон, то он охватывает только русскоязычное население, которое живет за границей. Если говорить о мировой славе, то петь надо только на английском. Иностранцы любят и «экзотику» - исполнителей, представляющих малозакомые за пределами России народные культуры.

сайт: А русский шансон вам нравится? Ваши музыкальные пристрастия так разнообразны…

Я обожаю Любовь Успенскую! А вот джаз не очень люблю, хотя закончила джазовое училище. Мне нравится классическая музыка. Мои любимые композиторы - Сибелиус, Мусоргский, Бетховен… Еще со школьной музыкальной скамьи. Если говорить об этнической музыке, то не могу не назвать имя Мари Бойне - норвежской саамской певицы. А вообще в мире много интересных музыкантов, которые работают в направлении world-music. И многонациональная Россия далеко здесь не исключение: незаметно для скептиков в нашей стране выросли команды, организующие отличные международные open-air фестивали, и здесь всё больше и больше исполнителей и музыкальных групп, которые опираются на традиции своей Родины.

Фото с личной страницы Вконтакте (кроме отмеченных особо)




Top