Вкус Ежевики. Зачем финно-уграм дагестанские песни? С чем связан такой уход инструментов

Фронтвумен и основательница группы OYME о мордовском фолке, народной музыке, сотрудничестве с Deep Forest, татарском языке и спонсорской водке

Недавно вышедший клип мордовской группы OYME за первые четыре дня сразу же собрал 200 тысяч просмотров на YouTube. Хотя участники этой группы поют на языках народов эрзя и мокши, населяющих Мордовию, и клип, и песня «Vaya» завоевали рунет своей энергетикой. На презентацию видео приехала легендарная группа Deep Forest. Фронтвумен и основательница OYME Ежевика Спиркина рассказала «Реальному времени» о «шаманском зелье», об особенностях народной музыки, об этнографических экспедициях по Мордовии и о том, чему эрзя можно поучиться у татар.

«В лучших традициях шамана меня накачали волшебным зельем»

- За первые четыре дня ваш клип «Vaya» на YouTube посмотрело более 200 тыс. человек. Вас это не удивило?

Никогда ничего не бывает просто так. У нас крутая песня - традиционная народная эрзянская композиция.

«Vaya» - это сокращенное от возгласа, который был присущ свадебным песням. Этот трек с такой женской энергетикой, что даже когда мы поем а капелла, всех прошибает. Прекрасная аранжировка саундпродюсера Владимира Осинского, который чувствует народную песню, не искажает, усиливает мощь песни.

- Как проходили съемки?

Клип снял Максим Быканов - он говорит, что влюбился в эту песню. Первый съемочный день проходил на каком-то заброшенном заводе в Москве в сентябре 2016 года, было +10 градусов. Руки-ноги порезала о площадку, плохо расчистили. Чтобы показать воздух, на меня сыпали цемент, мне и нашей барабанщице стало плохо от этого. Второй съемочный день - 3 градуса тепла. Часа два снимали на ветру, а потом я полезла в воду. Меня отговаривали, но это ключевой момент в клипе. В лучших традициях шамана меня накачали волшебным зельем - 400 граммов водки плюс чай горячий.

«С племянниом Эрика Клептона мы сняли второй клип на его песню «Tear of butterfly»

На презентацию клипа 15 апреля приехала группа Deep Forest, номинанты Grammy, с которой OYME сотрудничает. Один из ее основателей Эрик Муке сказал, что сделает концертный вариант и поддержит эту песню. У нас есть общая композиция с Deep Forest «Oyme Song», в основе которой мокшанская песня об устройстве мира. У OYME есть два направления - этнография и world music, когда мы уже народную песню миксуем с современными стилями.

- Опишите процесс создания композиции.

В основе всегда лежит народная песня, потом мы добавляем что-то авторское. Сейчас у нас появилась новая композиция «Карелия». Она на русском и на эрзянском языках. Песня будет чисто авторская, но этнический стиль сохранится. Мы делаем различные коллаборации. Например, с Виллом Джонсоном - это племянник Эрика Клептона. Мы сняли второй клип вместе с ним на его песню «Tear of butterfly». Пока готов черновой монтаж. Песня на английском языке, его музыка в стиле Rhythm & Blues, а с нашей стороны этника. Мы добавили национального колорита, но ему все очень понравилось, его слушатели в Великобритании тоже поддержали. В будущем мы хотим затронуть белорусский фольклор.

«Со мной работали над произношением - эрзянский легче, чем мокшанский, ближе к русскому, но все же»

Как появилась группа? Расскажите о музыкантах коллектива, на каких инструментах играют? Все участники живут в Мордовии?

Днем рождения OYME можно считать наше первое выступление на фестивале «Дикая мята» в 2011 году. У нас традиционное женское эрзянско-мокшанское многоголосье, поэтому четыре вокалистки, а также есть девочки, которые раньше выступали в составе, а сейчас в какие-то моменты приходят на замену. Основной состав это Ксения Зобанова, Лариса Зыбкина, Анастасия Косова (пришла из наших фанов петь в группу), скрипач Владислав Осколков, Елена Барскова (играет на барабанах).

«Когда думали, как назвать, понимали, что название должно быть на эрзянском и емко звучать на русском. Я услышала это слово и поняла, что это именно то, что нужно». Фото Александра Федорова

Почти весь состав - это этномузыкологи. У вокального состава корни из Мордовии, три из четырех вокалисток живут в Москве. Жизнь сложилась так, что мы познакомились. Я ранее закончила эстрадно-джазовый факультет Гнесинки, а мою дипломную работу в Петрозаводской консерватории мы отправились защищать обновленным составом OYME.

- OYME, в переводе с эрзянского означает «душа». Были ли какие-то другие варианты?

Когда думали, как назвать, понимали, что название должно быть на эрзянском и емко звучать на русском. Я услышала это слово и поняла, что это именно то, что нужно.

- Как вы пришли к этнической музыке?

В 11 лет, когда жила в Саранске, я начала сочинять свои песни, а в 13 познакомилась с фольклористом Владимиром Ивановичем Ромашкиным. Однажды он предложил мне попробовать петь на своем языке. Да ну, говорила, мой родной язык русский! Через какое-то время мы стали делать аранжировки для моих попсовых песен, и Владимир Иванович предложил перевести мои песни на эрзянский язык. И тут я согласилась. Со мной работали над произношением - эрзянский легче, чем мокшанский, ближе к русскому, но все же. Так я стала петь свои песни на эрзянском - через какую-то мне приемлемую форму приходить к родной культуре и языку.

Попав на студию Осинского (я работала звукорежиссером), я показала там музыку прекрасного коллектива Toorama, основателем которого является Владимир Ромашкин. Когда я начала учиться в Петрозаводской консерватории, мне надоело петь попсу. Володя Осинский предложил мне петь народные песни, я и решила, что нам нужно сделать этнический проект, где в основе будут эрзянские и мокшанские песни плюс электроника.

«Мы очень редко бываем в Мордовии с концертами, но часто выезжаем туда с экспедициями»

Как в Мордовии обстоит дело с развитием национальной культуры? Интерес к ней чувствуется? Люди не забывают язык?

Я не живу в Мордовии, поэтому не имею объективной точки зрения и права давать оценку. Кстати, мы очень редко там бываем с концертами, но часто выезжаем в Мордовию с экспедициями. Это светлый момент, когда ты общаешься с бабушками, местными жительницами! Мы собираем фольклор и эрзя, и мокши, а потом на нашем сайте рассказываем про деревенские музыкальные коллективы. Там огромный раздел «Экспедиция» - медленно, но заполняется.

Инструментальная народная музыка в Мордовии в деревнях не сохранилась, не сохранились и мастера тоже. Инструментальная музыка есть только во вторичных коллективах - молодые люди в городе образуют свои ансамбли, реконструируют инструменты и создают музыку. Вот мы приезжаем, многоканально записываем песни, музыку в деревнях в ходе экспедиций. Сейчас у нас в составе я как водитель и как звукорежиссер, фотограф, видеооператор (либо берем с собой, либо ищем на месте), еще журналисты иногда едут. Эти экспедиции не коммерческие

- Современные мокши смогут понять эрзя?

Не всегда. Там язык, грубо говоря, на 70 процентов похож, на 30 процентов - нет. У мокши своя фонетика, звуки прибавляются, разное количество падежей. В Мордовии пытались сделать один общий язык, но настолько велика разница, что невозможно искусственно сложить их в один. Если мокши больше сосредоточены на территории Мордовии, то эрзя живут в Саратовской, Самарской, Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Оренбургской областях. Вы знаете, что в Татарстане живет этническая группа, говорят, что корни у них мокшанские - каратаевская мордва. Их музыка напоминает что-то из татарской народной культуры.

Меня интересуют не только музыкальные вопросы, но и языковые тоже. В Татарстане есть такая традиция до трех лет учить ребенка татарскому языку, это очень правильно. Именно в этом возрасте закладываются языковые способности. Если ребенок знает родной язык, он выучит русский, а потом с удовольствием английский, ведь у него развиты способности. Я слышала эрзянскую речь, корни из чисто эрзянского села, но родилась она уже в городе. Позднее начала изучать эрзянский язык, но это происходило намного сложнее. Кстати мордва - это экзоэтноним, эрзя и мокши так раньше себя не называли. То есть так другие прозвали эрзя и мокши.

«Это светлый момент, когда ты общаешься с бабушками, местными жительницами! Мы собираем фольклор и эрзя, и мокши, а потом на нашем сайте рассказываем про деревенские музыкальные коллективы». Фото oyme.ru

«Народную этническую музыку у нас в основном воспринимают как советский лубок, но в ней совершенно другая гармония»

Нет мыслей развивать не только музыку своего народа, но помогать в становлении этно-музыки финно-угорских народов, организуя, например, фестиваль?

Есть идея фестиваля. У нас расписан проект, сделана презентация. Я показывала этот проект в финском посольстве. Они заинтересовались, но этим нужно заниматься, все лежит на мне одной (у группы нет менеджера), а для этого нет времени. Могу сказать, что народную этническую музыку у нас в основном воспринимают как советский лубок, когда все поют одним звуком, одни и те же песни. В народной музыке совершенно другая гармония, другие лады, к ней должен быть другой подход, другое мышление, там все в культурных кодах.

Для того, чтобы представить финно-угорскую музыку на мировом рынке, нужно сделать очень крутой продукт, без претензий к технической составляющей - хорошие клипы, треки, а не видео с телефона и демо-записи. Развитие будет происходить, если фино-угорским музыкантам будут прививать вкус к крутому продукту, для этого нужно учиться, организовывать мастер-классы.

Как коротко можно охарактеризовать мордовскую музыку? Каких исполнителей национальной мордовской музыки вы выделяете? Что-то из российской этники нравится?

Мордовской музыке присуще многоголосье, как правило, это женский вокал, хотя раньше и мужчины пели, а также мощь. Я уже называла Toorama - это более традиционная музыка, «Морденс» - уходят в рок с элементами джаза. Это группы совершенно непохожие друг на друга, которые могут петь народные песни. Из российской - Инна Желанная, группа «Волга» из Москвы, в Марий Эл хорошо развивается национальная поп-музыка. Из артистов мирового уровня это Deep Forest, Мари Бойне, мой любимый исполнитель Sting тоже использует этнические элементы.

Если бы Евровидение переформатировали, и каждая страна выставляла участника, представляющего свою культуру, поющего на своем языке, конкурс стал бы популярнее?

Стал бы. В этот формат нужно влить живую кровь, его обновить. Мировые настроения даже располагают к этому.

«У нас нет государственной поддержки, у нас не поп-музыка. Опять скажу: у нас нет менеджера - очень людей отпугивает слово фольклор. Кроме того, у нас нет достаточного обеспечения, а доверить коллектив кому угодно я не могу». Фото Валерия Лартыпова

«Когда мне задают вопрос: «Почему вас Мордовия не обеспечивает?», я не понимаю, с какой стати она должна нас обеспечивать?»

- Как часто даете живые концерты?

Наш концерт - это не так, что зрители отдельно, а мы отдельно. Мы как на нормальной свадьбе, где не два рода, а целая деревня участвует. Зрители делают концерт вместе с нами.

Прошлый год был годом выездов за рубеж. О нас узнали в Финляндии, Эстонии, Венгрии. 24 мая мы выступаем в Санкт-Петербурге на фестивале «Этно-фьюжн». Мы сейчас делаем один трек с народным оркестром. Раньше у нас были летние фестивали, но теперь больше весна-осень. Я этим занимаюсь и не успеваю рассылать заявки и общаться с организаторами. У нас нет государственной поддержки, у нас не поп-музыка. Опять скажу: у нас нет менеджера - очень людей отпугивает слово фольклор. Кроме того, у нас нет достаточного обеспечения, а доверить коллектив кому угодно я не могу.

Когда мне задают вопрос: «Почему вас Мордовия не обеспечивает?», я не понимаю, с какой стати она должна нас обеспечивать? Мы независимая группа, государственным коллективом и ничьими протеже не являемся. На закрытой презентации у нас было шесть бутылок мордовской водки и все. У спонсоров какая логика: мы сегодня немного вложим деньги, а завтра должны получить пусть на одну копейку, но больше. К такому проекту, как у нас, рассчитанному не только на Россию, нужен перспективный подход.

Александр Шакиров

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Девушка не создавала про себя легенд и мифов, как это принято у молодых исполнителей. А просто обратилась к своим народным корням. Создала музыкальную группу «ОЙМЕ». Это финно-угорский проект! И программа у них оригинальная, которая состоит из древнейших народных эрзянских и мокшанских песен. Андрей Макаревич был на презентации проекта, и является поклонником творчества Ежевики. Слушатели полюбили ее песни «Не покидай меня!», «Наглая»

сайт: Ежевика - вкусная ягодка! Это ваш псевдоним?

Это мое официальное паспортное имя. Близкие называют меня ласково Ежик.

сайт: Когда же Ежик решил стать певицей?

Я пою столько, сколько себя помню, как и многие артисты. Мама мне рассказывала, что я была спокойным ребенком. Но в роддоме так сильно кричала, что врачи сказали: «Девочка будет певицей!» Выбор профессии не случаен - у меня очень музыкальные родители. Отец - музыкант, мама - медик, она училась в музыкальной школе, у нее хороший слух. С детства я была окружена музыкой, окончила школу по классу фортепиано.

«ОЙМЕ». Фото предоставлено пресс-службой группы

сайт: Ежевика, кто помог вам делать музыкальную карьеру?

Мне очень везет на порядочных творческих людей, с которыми я обмениваюсь энергией и настроением. Происходит хороший взаимообмен! Для меня не интересен человек, даже если он гениальный, если он может предать и кинуть.

сайт: Какой стиль жизни ведет молодая певица?

Засыпаю я обычно под утро, потому что много работаю на студии. А она освобождается только ночью, когда я с музыкантами могу записывать свои песни. Стараюсь делать что-то фееричное и интересное! Утром я первым делом кормлю своих кошек - семейную пару кота Василия и кошку Масяню. Они уже дали два потомства! Я раздала котят родственникам и друзьям в Мордовии и Подмосковье.

сайт: Ежевика, для твоего музыкального творчества очень важны творческие корни?

Конечно! Я родом из Мордовии, а по национальности эрзя. Это один из мордовских субэтносов. Моя музыка пронизана зовом предков! Кстати, «Бурановские бабушки» из Удмуртии, почти одной с нами крови. У них тоненькие голоса, а у мордвы другая звуковая подача - более зычная, мощная, и в традции - многоголосье.

сайт: Ежевика, как переводится название вашей группы?

Наша группа «ОЙМЕ» (OYME) в переводе с эрзянского означает «Душа». Я, как руководитель этой группы, горжусь и восхищаюсь этим проектом и ребятами, с которыми я работаю. От поп-музыки я пришла к необычному фольклору. И мы делаем этот фольклор интересным людям. Экспериментируем с синтезом различных музыкальных стилей и традиционной музыкальной культуры.

Ежевика

сайт: Я слышала, что фольклорную музыку у нас в стране затирают. Это так?

Я считаю, что фольклор это очень благодатная тема! Когда ты представляешь группу и понимаешь, что у нее есть корни, то понимаешь, что это не просто поп-музыка со своим «эго». Когда я сочиняла поп-музыку, это было выражением себя. А аутентичная музыка - это многовековая база! В процессе создания той или иной традиционной культуры участвовало много людей. Когда об этом думаешь, по телу идут мурашки!

сайт: В группе работать легче, чем сольно?

Практика показывает, что мне больше нравится работать в коллективе. Так себя я чувствую более комфортно! «ОЙМЕ» записывается на великолепной студии звукозаписи Владимира Осинского. Именно Осинский подал мне идею создать группу такого направления. И он же делает аранжировки для «ОЙМЕ».

Ежевика. Фото предоставлено пресс-службой артистки

сайт: Как надо развивать молодежи свой музыкальный вкус?

Учась консерватории, поняла, что не надо ставить себе границ. Потому, крайне полезно и эффективно слушать разнообразную музы. Я принадлежу к категории людей, которые ценят индивидуальность. Мой подход: через общее к частному - через многообразие к собственному стилю.

сайт: У нас в стране проходит много конкурсов детских талантов. Продвинутые молодые люди заканчивают многочисленные музыкальные учреждения. А смогут ли они раскрутиться без спонсоров?

Если человек не будет двигаться, а просто сидеть на своей попе, то ничего не произойдет - это банальная истина! Каждый талант ищет пути выхода на сцену. Откровенно говоря, кто-то может переспать с нужным человеком, установить определенные связи. А можно пойти по другому пути. Сплотиться в союз с творческими единомышленниками. И это нормально! Можно и в конкурсе поучаствовать и подписать выгодный договор с кем-то. В этом случае ты сам уже не сможешь руководить своей судьбой, это будет кто-то делать за тебя. Но никогда не надо идти против себя! Не каждый может стать лидером и сам себя продвигать. Можно согласиться по договору на 10% выручки и быть «под крышей». Ну и замечательно! Но если тебя выбирают по каким-то параметрам, а ты идешь против себя, то ничего хорошего из этого не выйдет! До какого-то момента можно продержаться, а что дальше?

Депрессия, мысли о самоубийстве… Певец может зарабатывать хорошие деньги, но петь не то, что ему соответствует. В какой-то момент он понимает, что отсутствует самовыражение, понимаете? У него есть деньги, известность… А в душе пустота! Для творческого человека это кризис. Надо идти только по своему пути - делать то, для чего не надо переступать через себя! В какой-то тусовке люди фальшиво целуются, а потом морщатся. Мне больше нравится прийти на судию и воскликнуть: «О, ребята!» И показать им свои искренние чувства, а не играть какую-то роль. Я выбираю такой путь!

- Ваша творческая жизнь разнообразна?

сайт: Мы участвуем в фестивалях, в корпоративах… У нас напряженный ритм жизни, творчески насыщенный. Я поняла, что не стоит на чем-то одном зацикливаться и всю себя этому отдавать. Не следует узко направленно делать только то, что тебе нравится. Долбишь-долбишь, есть результат… А потом, если проект не пойдет, то останешься у разбитого корыта, и у тебя не будет сил что-то делать заново. Поэтому мы дружим с другими командами, делаем разную музыку. Для музыканта важно экспериментировать, а не останавливаться на одном. Тем более, что в этом году мне исполнится 33 года!

Ежевика

сайт: Ежевика, кто вам нравится из молодых российских певцов?

Когда я услышала первую песню Нюши, она еще не была известной. Я сказала, что она спела хит, и у нее все будет супер. А некоторые усомнились в этом. Мне Нюша нравится! Еще мне нравится Стас Пьеха и его голос. Мне доводилось редактировать вокал многих ребят - это нормальная студийная работа, когда делаешь песню для альбома. Меня поразило, как Стас делал номер с группой «Непоседы». Он хорошо спел, а потом попросил прислать материал, чтобы послушать и внести свои пожелания. Он очень профессионально подходит к работе! А некоторые исполнители говорят, что я, мол, напел, а вы там работайте дальше! Стас Пьеха относится к каждой своей песне, как к главной в жизни. И это здорово! В таких случаях я очень уважаю человека, он располагает к себе. А звездные закидоны у начинающих мне кажутся, мягко выражаясь, странными. Они находятся в средней, начинающей тусовочке, где поп-музыка на низком уровне, и при этом считают себя гламурными! Смешно...

сайт: Как вы относитесь к тому, что наши певцы пытаются сделать карьеру на Западе?

Я не могу сказать, что это утопия. Смотря какая музыка… Если наш шансон, то он охватывает только русскоязычное население, которое живет за границей. Если говорить о мировой славе, то петь надо только на английском. Иностранцы любят и «экзотику» - исполнителей, представляющих малозакомые за пределами России народные культуры.

сайт: А русский шансон вам нравится? Ваши музыкальные пристрастия так разнообразны…

Я обожаю Любовь Успенскую! А вот джаз не очень люблю, хотя закончила джазовое училище. Мне нравится классическая музыка. Мои любимые композиторы - Сибелиус, Мусоргский, Бетховен… Еще со школьной музыкальной скамьи. Если говорить об этнической музыке, то не могу не назвать имя Мари Бойне - норвежской саамской певицы. А вообще в мире много интересных музыкантов, которые работают в направлении world-music. И многонациональная Россия далеко здесь не исключение: незаметно для скептиков в нашей стране выросли команды, организующие отличные международные open-air фестивали, и здесь всё больше и больше исполнителей и музыкальных групп, которые опираются на традиции своей Родины.

Фото с личной страницы Вконтакте (кроме отмеченных особо)

Финно-угорская группа ОЙМЕ создает world music, исполняя народные песни в современном ключе с использованием электроники, стилистических элементов рока, блюза и поп-фолка. Недавно группа открыла для себя культуру дагестанских народов. Руководитель и солистка Ежевика Спиркина уже не раз ездила в регион, группа выпустила песню на русском и на эрзянском языках под электронно-языческие и лезгиночные ритмы. Идею оценили не все: финно-угорские националисты назвали группу предателями рода. “Национальный Акцент” побеседовал с Ежевикой о фольклоре, стереотипах и национализме.

- Страшно было первый раз в Дагестан ехать? Стереотипы о регионе сложены не самые приятные.

У меня в голове никаких стереотипов не было. Мне и после третьей дагестанской поездки в Москве говорили “Да как же ты поехала, это такой страшный регион, тебя там могли увезти, изнасиловать!”. А я говорю, что это совершенно не соответствует действительности, а свои стереотипы засуньте в одно место. Жёстко, зато конкретно. Хотя расспросы затихли окончательно после того как я сказала, что да, мечтаю там выйти замуж далеко в горах.

- Какие первые впечатления были о Дагестане?

Я приехала, открыла книгу на ресепшене и увидела, сколько в Дагестане народов. И была очень удивлена: я всегда считала, что среди финно-угров много народов, а в Дагестане их оказалось еще больше. С этого изумления я начала открывать для себя Дагестан.

- Что уже сейчас можете сказать о дагестанцах?

У них куча энергии, они в хорошем смысле любопытные. Я еще сама не понимала, зачем мне дагестанский фольклор, а они уже начали меня с кем-то знакомить. Это отличный опыт, когда ты за короткое время узнаешь культуры других народов с нуля. Проявляется любопытство, появляются идеи - и вдруг ты в городе уже записываешь закличку дождя. Я принципиально при знакомстве с новыми для меня народными культурами не читаю книг об этом - есть живые респонденты, носители традиций. Сначала - только живые люди, никаких книг и музеев.

И я сразу автоматически сравниваю изучаемые народы с эрзянами. Сравнительное музыкознание, сравнительная этнография - это отличное дело. Изучаешь чужую культуру - и сразу же глубже познаешь свою.

- Какие выводы вы сделали после сравнения дагестанских и мордовских народов?

Что по темпераменту эрзя и мокша среди финно-угров наиболее похожи на дагестанские народы. Недаром же я случайно очутилась в Дагестане, и меня так затянуло. Мы даже создали песню на русском и на эрзянском языках под электронно-языческие и лезгиночные ритмы "Рассея" (Russia). Аранжировку к ней делал наш саундпродюсер, композитор и владелец студии звукозаписи Keepers Владимир Осинский, он же создал второй трек на дагестанскую тему с аварской народной песней в основе.

Так вот аварцам, даргинцам, лакцам и другим дагестанским народам я задавала такие же вопросы, какие задавала родным мокша и эрзя. И я видела много общего.

- Например?

Например, у нас тоже закликали дождь и закликали солнце, как и в Дагестане. При этом нужно понимать, что ислам в Дагестан пришел намного раньше, чем православие пришло к эрзя и мокша. Понятно, что наши люди заклички дождя помнят лучше, помнят колядки, масленичные и другие календарные песни. То, что относится к нашей национальной религии. Но несмотря на это, в Дагестане я и сейчас записала закличку дождя, и продолжаю знакомиться с пластом доисламских верований.

Вот к примеру, аварцы в Гумбетовском районе рассказали, что у них грозились дереву, что его сейчас срежут, если дерево не приносило плоды. Причём подходили к дереву с ножом. И дерево начинало плодоносить. А у нас скотину ругали, чтобы она молока больше давала. Объекты разные, но смысл, который заложен и там и там - один и тот же.

Я с удивлением обнаружила, что моя родная эрзянская деревня Старые Турдаки Кочкуровского района и аварское село Тлярата Гумбетовского района родственны еще и тем, что начинка национальных мучных изделий одна и та же - картофель с творогом. У нас панжакай и открытые ватрушки большие, а у них чуду - закрытые. Везде я встречала либо творог, либо картофель, а тут и то, и другое. Я всегда с гордостью говорила, что это особенность старотурдаковского панжакая такая, а вот не только, оказывается.

А еще, когда я показала знакомым, как поет лачка и как поют аварки, они хором ахнули - это ж мокша поет! Мне лично позиционная подача звука очень напоминает тембрально причитания. Если не считать, что это другой язык, то очень похоже.

- А если говорить об отношении к фольклору?

В Дагестане очень развит свой музыкальный бизнес, и все это очень закручено на свадьбе. Они поют на своих языках, но к традиции это особенного отношения не имеет, там подача эстрадно-восточная. А в Мордовии наоборот: много коллективов, которые изучают традиции, и эстрада развита не в такой степени.

У нас есть четкое различие между традиционным и православным. В Дагестане все больше смешано, контаминировано. А еще у нас в деревнях уже почти нет национальных инструментов. Кайга (скрипка по-эрзянски, гарзе по-мокшански), гайдяма (струнно-смычковый инструмент бурдонного типа), барабан морамо парь, волынка пувама - этого нет, если только единицы где-то играют, и то в городе. При этом у нас сохранилось многоголосье.

- С чем связан такой уход инструментов?

Возможно, я не права, но я скажу свою точку зрения: у нас все-таки большой компонент женской традиции. А на инструментах в основном мужчины играли. А представляете сколько было войн, сколько мужчин не вернулось домой? Женщины взяли все на себя и компенсировали дисбаланс песнями.

Второй момент - в советское время пришли пришла гармошка, балалайка, и они заменили наши инструменты.

В Дагестане же поют и женщины, и мужчины. Конечно, дагестанцы тоже принимали участие в войнах, и к ним тоже пришли какие-то инструменты со стороны. Но, возможно, горы сыграли роль ественной защиты, а инструментарий сохранился благодаря тому, что не все люди ушли в город, кто-то остался в родных горских аулах и сберег традиции.

- Как люди отнеслись к тому, что вы соединяете разные культуры в своем творчестве?

В целом люди восприняли на ура. Но когда я начала рассказывать про Дагестан в нашем паблике “ВКонтакте”, у нас под постами вдруг начали писать со страницы “Свободная Финно-Угрия”. Там был пост, где мы решили показывать людям, как за короткий момент с чистого листа изучаем культуры, как делается world music, как мы изучаем произношение, знакомимся с новыми ритмами, по каким ступенькам познаем культуры.

Сперва они были недовольны, что мы пишем про дагестанцев, при этом представляя мордовские народы. Потом этот паблик на своей странице написал целую статью, где ложь на лжи: они писали, что мы пытаемся “нажиться на идее смешения культурных стилей”, называли нас, мягко говоря, кремлевскими подхалимами, приводя в доказательство фотографию с Медведевым.

В 2011 году мы действительно пересекались на одном фестивале. Тогда я попросила его позвонить главе республики, чтобы помочь мне с оцифровкой музыкально-этнографического архива в Мордовии, - и это все, что тогда было.

При этом они сослались на слова какого-то человека о том, что я якобы приехала в Дагестан, чтобы освоить дагестанский бюджет, сесть на дагестанские плечи. То есть с одной стороны они называют меня предательницей финно-угров, а с другой обвиняют в том, что я хотела сесть на шею Дагестану.

- Вы знаете, кто ведет эту группу?

Я вообще не знаю, что это за националисты такие, там пишут всегда от имени группы. Люди в этом сообществе даже не знают историю нашей группы ОЙМЕ, путают русских и дагестанцев. Они объявили нас предателями рода, призвали финно-угров отвернуться от группы-предательницы, не слушать, не ходить на концерты, не лайкать, не репостить. Отречься.

Это связано конкретно с Дагестаном? Если бы вы писали о других народах - такая же реакция была бы, как вы думаете?

Вот это и удивительно. Раньше у нас никаких проблем с этим пабликом не было. Мы уже работали с англичанами, с французами - и не было такой реакции. Стоило начать работать с Дагестаном - и понеслась.

- Почему именно Дагестан больная точка?

К этому региону сколько помню, было пристальное внимание и общественности, и СМИ. И это понятно: Дагестан граничит аж с двумя странами, Грузией и Азербайджаном. Если мы говорим про моих знакомых и друзей - это стереотипы. Но сперва надо приехать в регион, взглянуть на него, и уже потом составить свое мнение. Я не понимаю, почему люди сразу же нахлобучивают на тебя свой стереотип? Так себя могут вести только безумные.

Я поняла для себя, что очень негативно отношусь к проявлению радикального национализма. Я - человек из творческой среды, да, я за свободу слова и мысли. Для меня открытые границы - это жизненная необходимость, новые впечатления и идеи. Однако я убирала бы из соцсетей именно такие паблики с крайней националистической направленностью, авторы которых часто не являются представителями тех национальностей, от лица которых пишут.

Во-первых, ОНИ бросают тень на мирных и адекватных финно-угров. А поверьте, я наших только такими и знаю. Это влечёт пристальное и даже мнительное внимание к обществам и организациям, которые занимаются межгосударственным сотрудничеством исключительно в области культуры и языка. Во-вторых, это враньё. Я даже готова рассмотреть вопрос с тем, чтобы подать в суд за клевету. Я семь лет езжу в экспедиции, семь лет я отдаю свои деньги на изучение традиций, куча людей принимала участие в них и в том, как мы представляем культуру России.

Я не понимаю, почему я, как этномузыколог и как психически здоровый человек, должна зацикливаться только на одной культуре? Я вышла из этого возраста, когда есть эгоцентризм. У нас люди лояльно воспринимают и английскую, и индийскую, и другие культуры, но почему такая ненависть к Северному Кавказу?

- Может, им не понравились сравнения между дагестанскими народами и мордовскими?

Это их проблемы. Мне тоже что-то не нравится, но я же не призываю кого-то уничтожить. Если что-то не понравилось - есть диалог. Но эти националисты, выступая от имени финно-угров, поступили ещё и подло - я только через других людей узнала об их посте, потому что они не упомянули мое имя, хотя я была в друзьях. Они поступили подло, за спиной, чтобы мы, группа ОЙМЕ, поменьше знали.

Я считаю, что с такого радикального национализма начинается фашизм. Потому что мы так начинаем любить и возносить себя и свою идею, что переходим черту. Ещё раз повторю, я знаю финно-угров как очень умных и адекватных. И я никогда не слышала от них эту идею о создании великой Финно-угрии, о чём озвучено в упомянутом паблике при подробном изучении тематики группы. Излишне, наверное, отметить, что с этого времени я стала намного внимательнее и осторожнее относиться к запросам в друзья. Вот так заканчиваются подростковые игры.

По моему мнению, если ты уважаешь другие народы, то и другие народы начинают интересоваться твоей культурой. Это удивительно. Ну вот не интересовалась бы я дагестанской культурой и не рассказывала бы, откуда я родом - так и расстались бы. А начала рассказывать, что я эрзя, и дагестанцы заинтересовались. Это они меня научили, точнее показали, как через уважение к другой культуре знакомить её представителей со своей культурой. Они проявили ко мне интерес - я заинтересовалась ими.

- Не собираются ли теперь сами дагестанцы посетить Мордовию?

Кто-то из них захотел. И вот тут уже больно стало мне, когда они спросили - а к нам будут нормально относиться в Мордовии? Стереотип же о Дагестане. О Мордовии тоже был стереотип, что этот регион - это зоны. Ещё буквально в 2000-х. Но он ушел. Надеюсь, что и с Дагестаном тоже будет так. Как говорится, степ бай степ.

Фотография на превью: Али Гаджиев.



3829




Top