Владимир Мулявин — биография. Мулявина-младшего похоронят рядом с матерью Создание ансамбля «Песняры»

Светлана Пенкина — популярная советская актриса, получившая известность, после роли в кинофильме «Хождение по мукам».

Рождение звезды

Будущая актриса родилась 6.06.1951 года в столице Белорусской ССР. Отец – А. П. Пенкин (полковник) и мать – В. Е. Пенкина (преподаватель) не имели никакого отношения к миру искусства.

Однако это вовсе не помешало им развить в своих детях тягу к кинематографу и театру.

Первая высота

С ранних лет, обладающая незаурядной внешностью Света, лелеет мечты о большой сцене. Тем более, что у глазастенькой девчушки оказался природный актерский талант.

Родители не стали препятствовать счастью своего темпераментного ребенка и сразу же после окончания школы, Светлана пошла учиться в академию искусств, расположенную в ее родном городе.

Одаренная девушка попала в группу бывшего руководителя вуза, Александра Бутакова.

Дебют

В 1971 году был творческий дебют в биографии Светланы Пенкиной. Она сыграла роль в кинокартине С. Третьякова «День моих сыновей», являясь студенткой театрального вуза. И практически сразу, юная актриса снялась к киноленте «Могила льва». И после этого, в течение четырех лет Светлана не снималась в кино.

Снова в строю

После длительного перерыва, актриса с головой уходит в работу и поражает режиссеров своей трудоспособностью.

В 1975 году Светлана снялась в кинокартине Х. Какабаева «Цвет золота» (Зоя).

И почти сразу же актриса получила роль в короткометражном фильме В. Станкевича «У синей бухты».

Роль, подарившая славу

Когда Светлане исполнилось 26 лет, В. Ордынский пригласил ее в свой тринадцатисерийный проект «Хождение по мукам». Кинолента является экранизацией одноименного романа А. Толстого. (это была ее дипломная работа).

Девушка блестяще сыграла роль Кати Булавиной и, как говорится, проснулась знаменитой. Хрупкая, утонченная и невероятно грациозная Светлана перевоплотилась в свою героиню и сразу же завоевала любовь советского зрителя.


Фото: Светлана Пенкина в фильме «Хождение по мукам»

Сериал завоевал большую популярность, во многом, благодаря прекрасному актерскому составу: , А. Лазарев и мн. др.

После выхода киноленты на экраны, Светлана стала очень востребованной актрисой. Известнейшие режиссеры предлагали ей роли в своих фильмах, однако новоиспеченная звезда очень часто отказывалась.

После «Хождений по мукам» Пенкина снялась в фильмах «Пыль под солнцем», «Приказ номер один».

Новые высоты

Музыкальная кинокомедия «Берегите женщин» сразу пришлась по душе советскому зрителю и стала хитом проката. Актриса сыграла одну из главных ролей (Ольга) и ряды ее поклонников пополнились. Не лишним будет добавить, что эта кинолента пользуется популярностью до сих пор.

В 1982 году известная артистка снялась в киноленте «Солнечный ветер», где рассказывается о девушке-ученом Лидии. После выхода киноленты, Светлана уходит в декретный отпуск, чтобы воспитывать своего маленького сына. На протяжении трех лет актриса не снялась ни в одном фильме.

Когда Светлане исполнилось 34 года, она сыграла в телевизионном сериале «Грядущему веку»(Вика).

Больше актриса не снялась ни в одном фильме. Однако актрису можно было увидеть в роликах новостей или документальных проектах.

Личная жизнь

Светлана не обнародовала свою личную жизнь, находясь в активном поиске. Все дело в том, что актриса мечтала о надежном муже и детях, а многочисленные поклонники не подходили для создания семьи.

Она была очень красивой девушкой, но до 30 лет оставалась свободной.


Фото: Светлана Пенкина с мужем и ребенком

Когда проходила переозвучка реплик в киноленте «Хождение по мукам», С. Пенкина познакомилась с мужским коллективом «Песняры». Ребята записывали новый хит в соседней студии звукозаписи и случайно столкнулись с очаровательной актрисой.

Именно тогда судьба свела Свету с будущим супругом, руководителем «Песняров», музыкантом Владимиром Мулявиным.

Светлана была моложе дважды разведеного Мулявина на 10 лет, но ее это ничуть не смущало. Когда на экраны вышел фильм «Берегите женщин» (1981), мужчина сделал предложение своей избраннице. Светлана ответила согласием и вскоре молодые люди сочетались законным браком.

Уже во время бракосочетания, девушка не захотела менять фамилию. Но чтобы не обидеть любимого, Светлана взяла двойную фамилию (Пенкина-Мулявина).

Как рассказывают очевидцы, при знакомстве Светлана всегда представлялась, как Светлана, жена Владимира Мулявина.

Фото: Светлана Пенкина с мужем Владимиром Мулявиным

В 1982 году у пары родился сын Валерий. Ради него Светлана оставила кинематограф на три года и самозабвенно меняла пеленки, готовила кашки.

Семейная жизнь приносила супругам много радости, ведь их брак был построен на взаимной любви. Светлана практически не ссорилась с мужем и даже в самых спорных ситуациях готова была искать компромиссы.

Совместная работа над проектами сближала, а поездки на отдых, выступления и воспитание сына приносили ни с чем несравнимую радость.

В 1987 году Владимир и Светлана работали над спектаклем «Во весь голос», который был поставлен по мотивам произведений .

Весной 2002 года горячо любимый супруг Светланы попал в чудовищную автокатастрофу. На протяжении семи месяцев врачи боролись за жизнь мужчины.

После смерти Владимира, был основан музей ансамбля «Песняры».

Причина смерти

Светлана Пенкина-Мулявина прожила интересную жизнь и скончалась в 65 лет, пережив своего супруга на четырнадцать лет.

В течение нескольких дней женщина не звонила своему сыну и не отвечала на его звонки. В конце концов, обеспокоенный Валерий приехал в квартиру матери и нашел ее бездыханное тело.

Фото: памятник светлане пенкиной

После вскрытия стала известна причина смерти – остановка сердца. Однако, почему-то уголовное дело все же завели.

Официальная дата смерти актрисы – 20.10.2016 года. Похоронили Светлану Пенкину в столице Белоруссии, на Восточном кладбище.

Ее фотография помещена на стенд лучших выпускников БГАИ.

Избранная фильмография

  • 1971 - Могила льва
  • 1974 - Хождение по мукам
  • 1977 - А у нас была тишина…
  • 1981 - Берегите женщин
  • 1982 - Солнечный ветер
  • 1985 - Грядущему веку

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Наверняка многие в свое время слушали ансамбль "Песняры". А что вам известно о его создателе? Биография Владимира Мулявина, семья, интересные факты - все это будет представлено вашему вниманию в статье.

Детство

Свердловск, 12 января 1941 года. В семье Мулявиных, Георгия и Акулины, радость - родился сын Володя. Это второй ребенок, есть еще сын Валерий (1938 г. р.).

Отец Володи трудился на крупнейшем заводе Зауралья - «Уралмаше» - рабочим. Работа была не из легких, но она не мешала Георгию увлеченно заниматься гитарой. Он обладал хорошим музыкальным слухом, так что музыка в жизни Володи была с самого детства. Мать работала швеей. Особого достатка в семье не было, жили, как все: от зарплаты до зарплаты. Предки родителей были образованными людьми, имели свое дело, но с приходом к власти Советов их, как и многих купцов, раскулачили.

Несмотря на то что у Георгия и Акулины было уже трое детей (Валерий, Володя, Наташа), отец ушел из семьи. Матери пришлось содержать семью, работая и днем, и ночью. Дети рано привыкли к самостоятельности, хоть так облегчая жизнь маме.

Владимир Мулявин, фото которого вы имеете возможность увидеть в статье, любил слушать музыку, понимал ее, поэтому смог освоить игру на балалайке самостоятельно. Потом освоил гитару и другие инструменты.

Возможности посещать музыкальные спектакли у семьи не было, поэтому концерты на гитаре и балалайке устраивались дома, во дворе. Когда Володе удалось посмотреть оперу «Травиата», он был настолько впечатлен увиденным, что это, пожалуй, стало одним из самых ярких впечатлений детства.

Юношеские годы

Можно считать большим везением встречу с Навроцким Александром Ивановичем, окончившим Институт культуры Это был замечательный музыкант, разглядевший в юноше талант и давший толчок к развитию этого таланта. Заниматься музыкой им так нравилось, что они, иногда не замечая времени, трудились по несколько часов день. Музыкальное образование он продолжил в музыкальном училище в Свердловске, поступив туда в 1956 году. Музыка, новые музыкальные увлечения, игра на гитаре и пианино - все это захватило и увлекло Владимира. Ему нужен выход для идей, хотелось творить, и вместе с друзьями он создает джазовую группу. Но джаз в те годы в нашей стране не признан, такой музыки в СССР не должно быть! Его и всю джазовую группу исключают, но все же позднее он был восстановлен в училище.

Творческий путь

Учеба закончена, желаний и устремлений море, душа требует полета! И без гроша в кармане, в грузовом отсеке под вагоном он уезжает из Свердловска. Видно, судьбе было угодно, чтобы он оказался в Калининграде. Там Мулявин собрал коллектив, в котором выступал как эстрадный артист - играл на гитаре. К тому времени он уже женился на артистке Лизе Кармальской. В концертах принимали участие оба: Володя аккомпанировал на гитаре, Лиза выступала в художественного свиста. В 1961 году в молодой семье рождается первенец - дочь Марина.

В начале 60-х годов Володя как музыкант много выступал, работал в Петрозаводске, на Кузбассе, в Оренбурге. В 1963 году переезжает в Минск, получив приглашение Белорусской филармонии. Музыку он играл разную, но интересы его все больше склонялись к народной. Ему интересен был фольклор народов Украины, России, Болгарии, Белоруссии. Это находило отражение в музыке, которую он играл.

Живя в Белоруссии, музыканту невозможно не знать музыки этого края, поэтому Мулявин собирал фольклор по стране, слушал исполнения местных жителей, занимался аранжировкой народной музыки, знакомился с произведениями белорусских классиков.

В 1965 году его призвали в армию. Служил недалеко, под Минском. Годы службы оказались в его творчестве, можно сказать, решающими, потому что он продолжил заниматься музыкой: была создана вокальная группа в части, а при его участии организован ансамбль Белорусского военного округа. В это же время (так вот счастливо все совпало) проходили службу в этой части, только в других ротах, Леонид Тышко, Владислав Мисевич, Александр Демешко, Валерий Яшкин, которые потом вошли в первоначальный состав «Песняров». Во время службы они выступали в Доме офицеров на концертах, на дискотеках, репетировали при любой возможности.

После армии у ребят не было возможности выступать вместе, работали все в разных коллективах, но не теряли связи друг с другом. Мулявин тоже работал в коллективе как гитарист, музыкант и о певческой карьере даже не помышлял. Но однажды их коллектив работал на концерте Нелли Богуславской, народной артистки Белоруссии, и она, услышав его голос на репетиции, сказала, что ему обязательно надо петь, имея такие данные. Возможно, это дало ему повод подумать о себе как о певце.

Создание ансамбля «Песняры»

В 1968 году участники армейского коллектива создают ВИА «Лявоны». Сначала они выступали как аккомпаниаторы к танцевальному ансамблю «Лявошха», но, выступив в 1969 году со своим концертом и получив заслуженный успех, поняли, что могут выступать по своей программе и быть самостоятельным коллективом. В то время к ним присоединился брат Владимира - Валерий (труба, гитара). Ансамбль с этим именем просуществовал до октября 1970 года и сменил название на «Песняры», потому что название «Лявоны» не нравилось ни руководству, ни им самим. Слово «песняры» (перевод с белорусского - "певцы", "поэты", "сказители") они нашли в белорусской литературе, и оно казалось ребятам более созвучным с их творчеством.

Ансамбль много гастролировал по городам, по отдаленным деревням и селам, где еще сохранилась истинно белорусская музыка, народные песни, местный фольклор. Ими было собрано около 150 песен. Мулявину не нравилась эстрада того времени, его многое не устраивало, хотелось чего-то другого, настоящего. А вот народная тематика была интересна, нравились напевные белорусские песни, звучание белорусского языка. Он занялся его изучением, чтобы понимать народные песни, понимать то, о чем они пели.

Выступление в Москве

В 1970 году «Песняры» добились разрешения выступить в Москве на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Разрешение получили не сразу, потому что руководство считало, что их внешний вид не соответствует стандартам того времени: строгие костюмы, короткие прически. А у них длинные волосы, усы, бороды, яркие костюмы - все не как у всех. Мулявину пришлось доказывать, что для ансамбля, поющего народные песни, это часть образа.

На конкурсе «Песняры» выступали с забытой белорусской народной песней «Ты мне весною приснилась». К ней была сделана оригинальная аранжировка, голоса у солистов звучные, красивые, и песня полилась над залом, захватывая слушателей. «Песняры» просто произвели фурор.

После конкурса о них узнала вся страна. Белорусские песни стали популярными: их пели, их учили наизусть, их стали печатать в песенных сборниках, они звучали по радио, а истинные ценители даже знакомились с белорусским языком, чтобы быть ближе к творчеству любимых исполнителей.

Черная полоса

В 1973 году группа была на гастролях в Ялте, и там незадолго до начала концерта с братом Володи, Валерием, произошло несчастье, можно сказать, нелепая случайность: упал и ударился о камни. Узнав о смерти брата, Володя концерт не отменил, хотя всем было неимоверно тяжело. Зал был полон, зрители ждали, и группа вышла, отыграла концерт. Володя петь не смог, он только играл на гитаре.

Вскоре еще одно горе постигло Мулявина: умерла сестра Наташа.

Популярность на всех просторах СССР

В 1970-х ансамбль приобретает в СССР все большую популярность, его стали сравнивать с «Битлз», начали транслировать по Центральному телевидению, приглашали на гастроли по всей стране. Народная песня «Касив Ясь канюшину» в необычной рок-обработке стала неимоверно известной.

Видя такую популярность ансамбля, партийное руководство решило использовать его для пропаганды патриотизма, патриотических чувств и заказывало песни идейного содержания. Песни эти исполнялись искренне, с душою, не лукавя, поэтому слушали их с удовольствием, их перепевали, хотя находились люди, которые довольно скептически относились к заказным песням. Многие даже считали, что «Березовый сок» и «Молодость моя - Белоруссия» - это переработки народных песен, хотя написаны они были по заказу.

Владимир Мулявин, интересные факты о котором вы можете прочесть в статье, использовал «потребность в них» и в своих целях: помогал улаживать солистам бытовые вопросы, требовал для них хороших условий в гостиницах, хорошей аппаратуры, но в творчестве от своих принципов не отступал: никогда не пел в ресторанах, не платил за то, чтобы ансамбль отправили на гастроли за границу. Он так и говорил: «Я за творчество не плачу!» Их и так ждали везде, приглашали на туры за границу. Попасть на гастроли за рубеж в то время было очень сложно, практически невозможно, но они поехали. Из советских групп «Песняры» были первыми, кто выступил в Америке. Публика аплодировала им стоя, в газетах писали о группе из Советского Союза.

Поскольку ансамбль белорусский, то руководство хотело, чтобы пели они только на белорусском языке, но Мулявин пойти на это не мог. Он не любил и не хотел, чтобы вмешивались в творческий процесс, не шел на компромиссы из-за текста песен. Были случаи, когда он не захотел менять слова в песне, а ансамбль из-за этого долгое время не выпускали на гастроли. Но несмотря ни на что, «Песняры» были самой гастролирующей группой в СССР.

Мулявин Владимир (биография и фото - в статье) был замечательным аранжировщиком, хорошо играл на разных инструментах, но у него еще и голос был уникальный: чистый и высокий тенор. Вокального образования он не получил, но музыку он не только слышал, он ее чувствовал, ощущал, обращал внимание на любые неточности. К себе был очень требователен, не допускал недоработок в исполнении, показывая своим отношением к делу пример всему коллективу. На репетициях от солистов требовал такой же точности, не терпел фальши, заставлял работать до нужного результата, до нужной ноты. На концертах он не терпел неуважительного отношения к зрителям, требовал отдачи от артистов, а зрители платили за это любовью. И когда зал вставал, аплодируя, это было заслуженно.

Талантливых солистов для группы искал везде, где только можно. Услышав нужный ему голос, приглашал обязательно на репетицию, чтобы соискатель понял, каким требованиям он должен удовлетворять. Без таланта там делать было нечего. Так в группе появились и Анатолий Кашепаров. В группе за все годы сменилось около пятидесяти музыкантов, постоянного состава, конечно, не могло быть. Кто-то приходил, кто-то уходил.

Через десять лет деятельности ансамбля Борткевич ушел из группы, женился на гимнастке Ольге Корбут и уехал в Америку. Следом ушел Кашепаров и тоже уехал в Америку, создал там свой бизнес. Позже он встречался во Флориде с Мулявиным, они строили совместные планы, но разговоры так и остались разговорами. Постепенно ушли и основатели ансамбля: Леонид Тышко и Александр Демешко.

Трудный период

Это был трудный период для них, для всей страны. Концертов было мало, материально очень тяжело. Ансамбль гастролировал со старым репертуаром, пел песни, которые полюбились народу, хотя Мулявин за годы деятельности «Песняров» написал более десяти оригинальных программ, несколько рок-опер, много песен за период с 1985 года. Но диск он смог записать только лишь в Голландии в 1994 году, а в России и Белоруссии эти произведения тогда так и не были услышаны.

Репетировать музыкантам приходилось даже в школах для глухонемых, на любых площадках, которые смогли найти, со старыми инструментами. Владимир Мулявин ("Песняры") не бездействовал, писал руководству и довольно резко, за что его отстранили от управления группой, оставив на должности художественного руководителя. В этой ситуации сыграло немаловажную роль и его увлечение спиртным. Назначили вместо него Владислава Мисевича (солист группы). Когда дело дошло до президента Лукашенко, Мулявина вернули на прежнюю должность. Мисевич ушел из группы, ушли и все музыканты. Спасти ансамбль не удалось, хотя Владимир Георгиевич прилагал все усилия.

Постепенно он набрал новый состав группы, и юбилей в тридцать лет был отмечен в «Олимпийском» большим концертом, а на "Аллее славы" заложена звезда Мулявина. В 2001 году он награжден орденом Франциска Скорины (самая высокая награда Белоруссии).

Биография Владимира Мулявина: личная жизнь

Кармальская гастролировала вместе с мужем, хотя с ребенком это было совсем не просто. Музыканты зарабатывали не так уж и много, а она, исполняя сложные классические произведения (художественный свист), хорошо. Для группы Лиза была спасением во время поездок: решала какие-то бытовые вопросы, готовила на всех. Володю она с любовью называла «Летя». Их любовь нашла отражение во многих песнях, которые исполнялись на концертах.

Есть ли дети у Владимира Мулявина? Да. Дочь Марина Мулявина в память об отце вместе с Ольгой Брилан написала книгу «Недосказанное…». В книге она поделилась своими воспоминаниями, рассказала, какой он был на самом деле, как тяжело она пережила развод родителей, как простила отца и о многом другом, о чем могла знать только она.

В 1975 году родился второй ребенок в семье Володи и Лизы - сын Володя, но брак это не спасло. Узнав об изменах мужа, Лиза подала на развод.

Второй женой музыканта стала Светлана Слизская. В браке родилась дочь Ольга в 1976 году. Светлана вела свободный образ жизни, на гастроли с мужем не ездила. Как свидетельствует биография Владимира Мулявина, семья распалась в 1981 г. Как дальше сложилась личная жизнь Владимира?

На съемках фильма «Хождение по мукам» знакомится будущая пара - Владимир Мулявин и Они поженились в 1981 году. Через год родился второй сын Владимира Мулявина. Назвали его в честь брата Валерием. Ради семьи Света оставила театр, занялась воспитанием сына. Валерий получил музыкальное образование, но не захотел связать свою жизнь с музыкой, занялся компьютерами.

Кое-кто считал, что Светлана сыграла определенную роль в том, что группа распалась. Все знали, что Володя советовался с ней, что она вмешивалась в его дела, в дела ансамбля, но, тем не менее, Владимир Мулявин и Светлана Пенкина любили друг друга и прожили вместе 20 лет.

Последние годы жизни артиста

В 2002 году, 14 мая, Мулявин, управляя автомобилем, попал в серьезную аварию на крутом повороте под Минском, хотя был хорошим водителем (более четверти века за рулем), и получил очень тяжелые травмы (повреждение спинного мозга, перелом позвонков, ушибы и др.). Какое-то время он находился в Минске, потом его перевезли в Москву, в больницу имени Бурденко, на реабилитацию. У него были парализованы руки, ноги, но, как писали в газетах, он работал над собой. Рядом с ним была жена - Светлана Пенкина.

Восемь месяцев боролись врачи за его жизнь, боролся он сам, но чуда не произошло. 26 января 2006 года Владимира Георгиевича Мулявина не стало. Прощание с ним в Москве состоялось 27 января, а в Минске - 28 января. Похоронили белорусского песняра русского происхождения на Восточном кладбище в Минске.

В память о Мулявине назван бульвар в центре Минска, открыта скульптурная композиция на Московском мемориальном кладбище Минска, в Екатеринбурге на его доме установлена мемориальная доска, в Белоруссии выпущена марка, посвященная ему.

Текущая страница: 54 (всего у книги 55 страниц) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]

Шрифт:

100% +

МУЛЯВИН Валерий

МУЛЯВИН Валерий (музыкант, один из создателей и участников (гитара, вокал) ВИА «Песняры»; трагически погиб в июне 1973 года в Ялте; похоронен в Минске).

Вместе со своим младшим братом Владимиром Мулявин был одним из создателей в 1969 году ансамбля «Песняры» (сначала – «Лявоны»). Однако он лишь застал начало славы своего детища, после чего погиб при весьма загадочных обстоятельствах. Отметим, что слухи о разного рода ЧП с «Песнярами» (в том числе и с трагическим исходом) периодически будоражили широкую общественность, но все они в итоге оказывались обычными «утками». Но в случае с Валерием Мулявиным все оказалось правдой. Трагедия произошла в Ялте, где ансамбль находился с очередными гастролями. Отметим, что сами участники ансамбля описывают разные версии происшедшего. Например, в устах Александра Демешко (ударные инструменты) это выглядело следующим образом:

«Как-то вечером мы справляли день рождения. Выпили тогда, кстати, немного. Валерий вышел на набережную и сел на парапет покурить. А мимо ехала поливальная машина. Он поднял ноги и перекувырнулся. Парапет высокий был, внизу камни, вот и разбился насмерть. Сколько потом слухов ходило, что его убили!..»

А вот как описал случившееся солист ансамбля Леонид Борткевич:

«Мы были на гастролях в Ялте, где проходил фестиваль «Крымские зори». В гостинице нам должны были предоставить два номера «люкс», один Володе Мулявину, второй – его старшему брату Валерию. Но свободным к нашему приезду оказался только один номер «люкс». Устроители гастролей пообещали решить этот вопрос.

Вечером в ресторане гостиницы мы устроили небольшой банкет по случаю дня рождения нашего звукорежиссера – Коли Пучинского. Все было чинно-благородно, почти никто не пил. Банкет уже подходил к концу, когда представители администрации сообщили Валере, что ему предоставлен номер «люкс», но в другой гостинице. Чтобы попасть туда, нужно было пройти всю ялтинскую набережную. Валера взял чемоданчик с личными вещами и пошел.

Меня поселили с Толей Кашепаровым. В четыре часа утра в дверь нашего номера постучали. Я открыл дверь – на пороге стоял милиционер:

– Там убили парня, кого-то из ваших. Некоего Мулявина. Вам нужно пойти на опознание.

Мы с Толей быстро оделись и спустились вниз, все еще не веря. Нас повели к месту происшествия.

Валера лежал ничком на парапете, лицо – в ссадинах, а под головой – кровь. Эта ужасная картина до сих пор стоит у меня перед глазами. Но осознание происшедшего и весь ужас от того, что случилось, пришли позднее.

Нам в этот день нужно было работать два концерта. Из Москвы позвонила Фурцева, министр культуры, и сказала, чтоб обязательно хоть один концерт отработали, потому что по городу идет молва, будто мы напились и чуть ли не поножовщину устроили. Мне до сих пор непонятно, почему многие детали этого дела замалчивались и почему оно стало обрастать нелепыми слухами. Хотя были свидетели. Последним видел сидящего на скамейке Валеру живым водитель поливочной машины, которая проезжала по набережной. Рядом стоял чемоданчик, а недалеко от скамейки кучковалась группа молодых людей. Когда поливальщик ехал обратно, их уже не было. Чемоданчик стоял там же, а Валера лежал рядом мертвый.

Потом мы узнали – какие-то подонки проиграли одного из «Песняров» в карты, и на месте Валеры могли оказаться хоть я, хоть Толя Кашепаров… Так что получилось, что Валера прикрыл собой кого-то из нас. И почему-то все это пытались замять – может, боялись сорвать фестиваль…

Но весь город знал, что убили одного из «Песняров». А концерт-то надо работать. И я помню этот битком набитый зал. Обычно мы завершали концерт песней «Березовый сок», предпоследней была «Хатынь». И в ней я выходил вместе с Валерой, чтоб сыграть проигрыш на трубе. Он с одной стороны, я с другой. Когда работаешь концерт, как-то забываешь про все. А тут машинально выхожу и смотрю – нет Валерки. Он же должен выходить… И потом вдруг понимаю, что его уже никогда не будет. Все.

С большим трудом я тогда доиграл этот проигрыш на трубе. Песню «Березовый сок» я пел, глотая слезы. Весь зал нам хлопал стоя, но мы этого не слышали. Выдержав весь концерт, мы сразу уехали.

Потом были похороны в филармонии и цинковый гроб. У Валеры остались двое маленьких детей.

Володя Мулявин был в шоке. Он замкнулся и долгое время просто не мог говорить…»

МУЛЯВИН Владимир

МУЛЯВИН Владимир (музыкант, создатель и бессменный руководитель ВИА «Песняры» (1969–2003); скончался 26 января 2003 года).

В первый раз Мулявин едва не умер осенью 1998 года. 23 октября его в тяжелом состоянии привезли во 2-ю клиническую больницу Минска, где врачи констатировали у него черепно-мозговую травму и повреждение мочевого пузыря. Операция длилась несколько часов. И был момент, когда врачи всерьез опасались за его жизнь. Но судьба оказалась благосклонна к Мулявину. О причинах попадания знаменитого музыканта в больницу официальной информации не было, ходили только слухи. Говорили, в частности, что он тяжело переживал развал родного коллектива и, будучи подшофе, выпал из окна собственного дома.

Спустя полгода случилась новая трагедия. 14 мая 2002 года, когда в Белоруссии отмечали Радоницу – день поминовения усопших, Мулявин возвращался со своей дачи, что в деревне Лапоровичи на «Минском море» (10 км от Минска). Музыкант ехал по трассе Заславль – Колодищи. На закруглении дороги, обозначенном знаком «Опасный поворот», его «Мерседес-420» на большой скорости вылетел на встречную полосу и попал в кювет. Машина врезалась в деревья и опрокинулась. К несчастью, трасса в это время суток была безлюдна, и потерпевшего аварию Мулявина обнаружили только спустя примерно полчаса.

Женщина, которая подъехала к месту аварии третьей, рассказывала: «Мы ехали из Заславля на Северное кладбище. За рулем был сын. Когда заметили, что произошла авария, он притормозил и сказал: «Сидите, я сам посмотрю». Однако мы тоже вышли из машины. Пострадавшего узнали сразу же. К тому же, когда подъехала милиция (вызов в дежурную часть ГАИ УВД Миноблисполкома поступил в 12.30, экипаж ДПС ГАИ приехал спустя несколько минут. – Ф.Р. ), один из стражей порядка попросил меня посмотреть, что в бардачке. Я посмотрела, там лежал контракт «Песняров».

К счастью, у сына оказался с собой мобильный телефон, поэтому тут же вызвали «Скорую». Сначала хотели достать Мулявина из разбитого автомобиля, но потом заметили, что вокруг шеи бордовый отек типа синяка, и решили дожидаться врачей. Он нормально, внятно разговаривал. Во всяком случае, говорил, что отказывают руки, попросил их помассировать. Подруга Таиса села на переднее сиденье и сделала массаж…»

В 13.45 музыканта доставили в НИИ травматологии и ортопедии в Минске. Как констатировали врачи, у Мулявина было тяжелейшее повреждение позвоночника (тетрапарез – паралич всех конечностей). Консилиум врачей принял решение проводить операцию. Руководил операционной бригадой хирург с европейским именем Иосиф Воронович. Длившаяся несколько часов операция завершилась успешно.

Между тем, несмотря на успешную операцию, здоровье Мулявина восстанавливалось медленно. Тогда друг музыканта Иосиф Кобзон сделал так, чтобы больного привезли для лечения в Москву. Сначала Мулявина положили в клиническую больницу № 19, затем перевели в НИИ имени Бурденко. Как писала в «Московском комсомольце» У. Калашникова (11 января 2003 года): «За время реабилитации были достигнуты неплохие результаты, учитывая, что у артиста тяжелейшая спинномозговая травма и он поступил в больницу полностью парализованным. В процессе восстановления Владимир Мулявин прошел процедуры: физиотерапевтические, водные, различные виды нетрадиционной терапии, массажа. Это положительно сказалось на двигательной способности кистей рук пациента. Ведь даже то, что Владимир Георгиевич самостоятельно взял в руки ложку, врачи посчитали чудом. Пребывание в госпитале имени Бурденко также улучшило его самочувствие: появилась еще большая подвижность рук, кистей, самостоятельность работы других важных функций организма. Слава богу, у Мулявина не поврежден головной мозг. Музыкант живет вполне адекватной жизнью: разговаривает, смеется, когда смешно, ведет серьезные переговоры по телефону. Правда, как отмечают врачи, в настроении Владимира Георгиевича все же чувствуются пессимистические нотки. Но это вполне понятно: еще каких-то 7 месяцев назад он вел весьма активный образ жизни, теперь же прикован к больничной койке…

В скором времени Владимира Георгиевича планируют выписать. Родные Мулявина ищут средства для дальнейшего лечебного курса. Будем надеяться, что достигнутые главным «песняром» Советского Союза успехи – лишь начало полного и по возможности скорого излечения».

К сожалению, эти оптимистические прогнозы не сбылись. Спустя ровно неделю после выхода в свет этой статьи Мулявину внезапно стало плохо. Его срочно перевели в реанимационное отделение, где врачи стали предпринимать титанические усилия по спасению музыканта. Казалось, им это удалось. Однако ночью 25 января Мулявину опять стало плохо. Три раза у него останавливалось сердце, и два раза медикам удалось вытащить Мулявина с того света. В третий раз, несмотря на все старания, сделать это не удалось. В воскресенье, 26 января 2003 года, легендарный «песняр» скончался.

27 января в Москве, в ГЦКЗ «Россия», где В. Мулявин неоднократно выступал со своими «Песнярами», состоялась гражданская панихида. Проститься с Владимиром Георгиевичем пришли многие его друзья и коллеги: Оскар Фельцман, Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Лев Лещенко, Юрий Антонов, Надежда Бабкина и др. Вот как описывала происходящее журналистка «Жизни» Е. Рожаева:

«Прощание было назначено на три часа дня, но поклонники и почитатели таланта Владимира Георгиевича стали собираться задолго до начала церемонии.

Первым появился давний товарищ, руководитель ансамбля «Самоцветы» Юрий Маликов. Положив к подножию гроба букет белых лилий, Юрий Федорович отошел в сторону.

Самыми последними пришли вдова Светлана (С. Пенкина – актриса, известная по роли Кати в сериале 70-х «Хождение по мукам». – Ф.Р. ) и сын Валерий. Присев на стул рядом с гробом, Светлана Александровна словно окаменела. 19-летний Валера был буквально убит внезапно свалившимся на него горем. Он не скрывал своих слез.

Попрощаться с коллегой и другом пришли Юрий Антонов, Александр Буйнов, Борис Моисеев, Алексей Глызин, Александра Пахмутова и Николай Добронравов, специально из Болгарии приехал Бисер Киров.

Иосиф Кобзон был в отъезде, поэтому на панихиду прийти не смог, но прислал букет роз.

Надежда Бабкина пришла на траурную церемонию вместе со своим коллективом «Русская песня». Она поклонилась и попросила у покойного прощения «за все». Потом вместе с ансамблем исполнила псалом «Благослови душе моя, Господи»…

Ожидали приезда ветеранов «Песняров», но никто из них в Москве не появился. Дочь Мулявина от первого брака тоже не смогла приехать. Она решила попрощаться с отцом в Минске…»

На следующий день, 28 января, с Мулявиным прощались в Минске. Тело Мулявина привезли в пять утра. Отпевание прошло в Свято-Духовом кафедральном соборе. С 12 часов дня в центр города к залу Дома офицеров, где проходила панихида, бесконечным потоком шли люди – более пяти тысяч человек пришли проститься с «песняром». Телеграмму соболезнования родным и близким музыканта прислал Президент России В. Путин. Президент Белоруссии А. Лукашенко отложил свой визит в Киев и пришел проститься с В. Мулявиным. В своей речи он сказал, что сегодня белорусы прощаются «с самым великим сыном Белоруссии – русским человеком, который своими песнями и талантом заставил говорить нас на белорусском языке».

Похоронили В. Мулявина на Восточном кладбище Минска.

МУРАТОВ Раднэр

МУРАТОВ Раднэр (актер кино: «Композитор Глинка» (1952; негр-паж), «Застава в горах» (1953; Ахмет), «Ляна» (1955; Гриша), «Максим Перепелица» (1956; однополчанин Максима Таксиров), «Поединок» (1957; Гайнан), «Звероловы» (1958; Дудин), «Баллада о солдате» (1959; попутчик Алеши – солдат), «Хлеб и розы» (1960; Алешка из кулацкой банды), «Чертова дюжина» (1961; Михаил), «Закон Антарктиды» (1963; Иван Васильев), «Время, вперед!» (1966; рабочий Загиров), «Маленький беглец» (1967), «Щит и меч», «Золотой теленок» (оба – 1968), «По Руси» (Мустафа), «Далеко на Западе», «Возмездие» (старшина в медсанбате) (все – 1969), «Тройная проверка» (1970; советский разведчик Хабибуллин), «Миссия в Кабуле» (водитель Сорокина Юсуф), «12 стульев» (шахматист-любитель), «Джентльмены удачи» (главная роль – Василий Али-Бабаевич) (оба – 1971), «Будни уголовного розыска» (1973; Муратов), «Не может быть!» (милиционер), «Афоня» (сантехник) (оба – 1975), «Золотая речка» (1977; Ахметка), т/ф «Маленькие трагедии», «Похищение «Савойи» (индеец Ганс) (оба – 1980), «Семь криков в океане» (1986; стюард), «Крейцерова соната» (1987; кондуктор) и др.; скончался 10 декабря 2004 года на 77-м году жизни).

В последний раз Муратов снялся в кино в 1986 году – сыграл небольшую роль в фильме Владимира Басова «Семь криков в океане». После этого как отрезало – то ли достойных ролей не было, то ли про Муратова просто забыли. А сам он навязываться никогда не любил. Поэтому последние почти двадцать лет жизни актер зарабатывал на жизнь тем, что мотался по стране со сборными концертами (в них участвовали бывшие звезды советского кино). Жил Муратов в своей холостяцкой квартире на Нагатинской набережной (со своей единственной женой Еленой он развелся почти 40 лет назад). Друзей у него было не много: Георгий Вицин да Владимир Протасенко (это он играл в «Джентльменах удачи» детдомовского друга детства Косого).

В 2000 году Муратов перенес инсульт, после чего врачи признали у него болезнь Альцгеймера. Муратов часто терял ориентацию, плутал по столице. Были случаи, когда его вдруг находили в центре Москвы на Арбате, а он не мог сориентироваться и найти, где метро. Сын актера от первого брака Леонид попытался устроить отца в Матвеевский дом ветеранов кинематографа, но Муратов воспринял это как предательство – мол, хочешь от меня избавиться. И прекратил с сыном общаться. Поэтому продукты отцу Леонид вынужден был передавать через соседей. Но и тем с каждым разом было труднее это сделать. Однажды Муратов увидел на ручке своей двери сумку с продуктами и со злости… бросил ее об стену. При этом крикнул: «Вы меня нищим считаете?..» Но он действительно был нищим. Актер, снявшийся в пяти десятках картин, в последние годы вынужден был спать на полу, подложив под себя… снятую с петель дверь. У него не было не только мебели, но и телевизора, холодильника. В общем, типичная судьба некогда популярного актера советского кинематографа, которому за фильмы, в которых он снялся, не шло ни копейки (хотя эти фильмы чуть ли не еженедельно крутили по российскому ТВ).

В октябре 2004 года Муратов пропал в очередной раз. Незнакомые люди нашли его на улице и дали знать в милицию. Все тот же Владимир Протасенко определил друга в 68-ю горбольницу. Однако вскоре после поступления туда Муратов впал в кому и 10 декабря скончался, так и не приходя в сознание.

Похоронили актера на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

МУХИНА Вера

МУХИНА Вера (скульптор: «Рабочий и колхозница» и др.; скончалась 6 октября 1953 года на 65-м году жизни).

За год до смерти у Мухиной начались серьезные проблемы с сердцем. Летом она с коллегами сдавала комиссии свою очередную работу – памятник М. Горькому, но комиссия скульптуру не приняла, найдя в ней множество огрехов. И Мухиной пришлось срочно переделывать свое детище. Поскольку открытие памятника было приурочено к 25-летию со дня смерти Горького, скульпторы торопились. Работали по 12–15 часов в сутки, в ветер и дождь, по сорок раз в день влезая на леса и слезая с них – как иначе проверишь, правильно ли смотрится скульптура снизу? В итоге памятник был сделан вовремя, но сразу после этого Мухина свалилась с болезнью. Только за одну ночь у нее случилось сразу два припадка. 24 августа врачи, обнаружив у нее декомпенсацию сердца, отправили ее в Барвиху, обязав соблюдать строгий постельный режим. В один из тех дней Мухина писала родным следующее: «У меня нет спокойствия, я жадная к жизни. Я люблю жизнь, люблю воздух, солнце, землю, люблю людей, люблю дело. Вот оно-то меня и тревожит. Очевидно, вынужденное мое безделье меня вырвало из обычного равновесия, и я лезу на стену. Понимаю и в то же время не могу не лезть. Сегодня опять сказали лежать еще, до слез это взволновало, даже не взволновало, а как-то глупо обидело. Неужели я уже инвалид, как мне вскользь сказал профессор Коган! Протестую всем своим существом, зачем этот обух по голове, как это жестоко… Не хочу!»

Видимо, именно это настойчивое желание работать помогло Мухиной тогда преодолеть болезнь и прожить еще один год. Однако прожила она его столь насыщенно, что ее и без того надорванное сердце не справилось с непомерными нагрузками. Только за одно лето 53-го она дважды лежала в больнице, затем лечилась в санатории. Как пишет О. Воронова: «Она еще надеялась, но надежды уже не было. Трехдневный сердечный приступ, когда она буквально находилась между жизнью и смертью и думали, что уже начинается агония, подорвал ее силы окончательно. В состоянии временного облегчения ее выписали, и Вера Игнатьевна испытала ослепительное чувство «воскресения из мертвых», но оно было обманчиво и кратковременно. Дни ее были сочтены, главный кардиолог Боткинской больницы Б.Е. Вотчел предупредил Всеволода Алексеевича (сына Мухиной), чтобы он никуда не уезжал даже ненадолго, что конец близок.

Последние полтора месяца пролежала в Кремлевской больнице.

«Состояние страшное, кошмарное… – почти каракулями выводит она Ивановой и Зеленской. – Я не думала, что вообще можно так болеть. При всем желании не могу написать ни одной буквы кругло. Я беспокоюсь, виновата перед ребятами… Волик (сын Мухиной. – Ф.Р. ) – святой мальчик.

Сейчас ночь, спать не могу…

Я совсем разбита. Сегодня был какой-то ужасный приступ. Пережила. Но как перенесу его, еще не знаю…»

Когда еще верила в выздоровление, подписывалась: «Ваша нерадивая третья часть». Теперь надежд не осталось, и она завершает письмо именем и фамилией: «Ваша Вера Мухина». Подпись-прощание. Но и в этом письме, рядом с прощанием, рядом со стоном боли и последним упоминанием о сыне, бессменно сидевшем у ее постели, беспокойство о тех, кто завершает за нее скульптуру. Постоянные, неизбывные мысли о работе…

МУХИНА Елена

МУХИНА Елена (гимнастка, чемпионка СССР, чемпионка Европы (1977, 1979) и мира (1978); скончалась 23 декабря 2006 года на 47-м году жизни).

Судьба этой знаменитой спортсменки поистине трагична. Придя в гимнастику в юном возрасте, она многократно рисковала своим здоровьем, получая серьезные травмы. Так, в 15 лет, выступая на Спартакиаде народов СССР, Елена неудачно приземлилась, из-за чего у нее произошел отрыв остистых отростков шейных позвонков. При такой травме невозможно даже поворачивать голову. Однако чуть ли не каждый день к Мухиной в больницу приезжал ее тренер и увозил… на тренировки. Причем Лена работала без ортопедического «ошейника». Самое удивительное – после этого гимнастка добилась выдающихся результатов, став в 1977–1978 годах чемпионкой мира и Европы. Следующим этапом ее триумфа должны были стать Олимпийские игры в Москве в июле 80-го, однако судьба уготовила юной спортсменке иное испытание.

Еще за год до Олимпиады на одной из тренировок Мухина сломала ногу. Но вновь с больничной койки пошла прямиком в гимнастический зал. Однако, когда до Игр оставались считаные дни, произошла трагедия. Это случилось на тренировочной базе гимнастической сборной СССР в «Стайках» (Минск, Белоруссия). Вспоми-нает очевидец – гимнастка Лидия Иванова:

«Я, как сейчас, помню эту жуткую историю. Это случилось в Минске при подготовке к Олимпиаде. В шикарном белорусском дворце спорта были созданы условия, полностью приближенные к «боевым», гимнасты работали по полной программе. В тот день Лена неважно себя чувствовала, но тренер (Михаил Клименко. – Ф.Р .) настоял, чтобы она сделала «прогон», показала всю программу с максимальной сложностью в вольных упражнениях. (Отметим, что, дав такое задание, тренер на один день уехал в Москву, чтобы утвердить свою воспитанницу в составе сборной СССР. – Ф.Р .). В одном из сложных прыжков, когда Лена уже «пошла» в воздух, начала закручиваться, она то ли расслабилась, то ли подвел травмированный голеностоп… Но Мухина недокрутилась и со всего размаху ударилась о ковер.

К Лене подбежали, она была без сознания, померили давление – по нулям. Когда проверили ноги – они не откликались. Перелом позвоночника! Ее сразу перевезли на самолете в Москву, оперировать взялся доктор из клиники на Красной Пресне. Операция была очень сложная, жизнь Лене спасли, но вернуть здоровье уже не смогли. Она так и осталась навсегда парализованной. (Потом многие будут утверждать, что эти трое суток до операции все и решили: если бы она была проведена раньше, то Мухина не стала бы инвалидом. – Ф.Р .).

Хотя поняла она, что не сможет двигаться, далеко не сразу. Когда я приходила к ней в палату, она мне жаловалась: «Представляешь, я лежала на вытяжке и подросла на семь сантиметров! Теперь ведь все мои брючки мне малы будут!»

Я думала: «Милая моя, когда ты еще эти брючки наденешь!» Но она не сдавалась, и даже когда окончательно стало понятно, что подвижности уже не вернуть, не отчаялась. Хотя ситуация была хуже не придумаешь: еще вчера ты здоровый человек, готовишься к Олимпиаде, а сегодня лежишь пластом и не можешь пошевелить ни рукой, ни ногой! Ее шнуровали в специальный корсет с ног до головы, но и это не очень помогало. Если ее сажали в инвалидном кресле чуть-чуть криво, подвинуться она уже не могла. Как мне казалось, она потом обижалась на того врача, который ее оперировал.

Могу сказать, что это была самая тяжелая травма с самыми тяжелыми последствиями в нашей гимнастике за все годы . Лена сама говорила: «Странно, с такой травмой, как у меня, долго не живут. Три-четыре года – и все, а я вон сколько живу». Она двадцать лет двигалась, а потом двадцать шесть лет лежала. Наш спорткомитет не оставил ее в беде, ей дали квартиру, назначили пенсию. У нее было все самое лучшее, что можно было придумать для связи с миром: телевизор, радиоприемник. Потом ей поставили тарелку спутникового телевидения. Сделали специальный пандус к балкону, чтобы можно было вывозить ее дышать свежим воздухом…

В последние годы с ней жила наша гимнастка Елена Гурова (до этого за Мухиной приглядывала ее бабушка Анна Ивановна, которая заменила ей мать, умершую, когда Елене было всего два года. – Ф.Р. ), но всегда был кто-то приходящий. Помогали, например, студенты мединститута. Много раз предпринимались попытки вылечить ее, но безуспешно. Хотя приходили и специалисты по китайской медицине и другие специалисты. Попадались и аферисты, конечно, от этого никто не застрахован…

Умерла она рано утром на руках у Лены Гуровой. Та пыталась делать ей, как полагается в случаях сердечной недостаточности, массаж рук, но было уже поздно.

По-моему, основной подвиг Лены Мухиной был не на гимнастическом помосте, а уже после него. Пролежать 26 лет без движения и не утратить желания жить, остаться человеком, дай Бог каждому такое мужество».

Прощание с Е. Мухиной состоялось 27 декабря в офицерском клубе ЦСКА в Москве. Как писала «Комсомольская правда»: «Не было ни пафоса, ни именитых гостей. Родственники, гимнастический мир, немногочисленные поклонники ее таланта… Приехал председатель Росспорта Вячеслав Фетисов.

И все-таки страшную судьбу выдающейся спортсменки в эти дни обсуждает вся страна. И читатели, и журналисты «КП». Нам звонят люди из отдаленных городов, пишут те, кто помнит выступления Елены. Кто переживал за нее.

Елена Мухина была похоронена на Троекуровском кладбище. Земля пухом, сильный человек».

Как сообщали некоторые СМИ, тренера Мухиной Михаила Клименко на похоронах не было – он давно живет в Италии. И с момента трагедии в 1980-м он вообще не заходил к своей воспитаннице.

26 января исполняется 15 лет со дня смерти основателя ВИА «Песняры» народного артиста СССР Владимира Мулявина. Он в 2003-м, но по-прежнему интересен публике. О нем пишут книги, снимают фильмы, ему посвящают спектакли, поклонники и знатоки спорят на форумах.

Воспоминаниями о своем отце с Naviny . by поделится сын «песняра» Валерий Мулявин .

Валерий Мулявин

- Можете рассказать, с какого момента детства помните своего отца?

Давно готовился к этому вопросу, многое вспоминал, но вот такой яркой вспышки, когда я вдруг впервые осознал, что вот он, мой папа, наверное, не было. У меня ощущение, что родители рядом, видимо, с момента рождения. Как и ощущение, что я окружен их безусловной любовью.

А вообще отец подарил мне весь мир, мы много путешествовали. Только три раза он не взял меня на гастроли: в Африку, Монголию и Северную Корею. Из-за гастролей приходилось сдавать что-то вроде зачетов. Я учился в школе с углубленным изучением иностранных языков и еще в музыкальную школу ходил по классу фортепиано. Правда, на гастролях всегда просил у Володи Беляева разрешения поиграть на барабанах. Он уходил на антракт, отдавал мне палочки, я садился за барабанную установку. Публика недоумевала: барабанщик ушел, а звук есть. Меня тогда совсем маленького за барабанами не было видно.

- Но музыку своей профессией не выбрали…

Признаюсь, что меня даже заставляли родители ходить в музыкальную школу. Мне хотелось к мальчишкам во двор и поиграть в футбол. Папа говорил, что даже если не стану музыкантом, то потом буду ему благодарен за то, что научился. И он оказался прав, я действительно благодарен отцу за то, что он научил не только слушать музыку, но и самому музицировать. Я также благодарен родителям, что они не навязывали мне выбор профессии, предоставив свободу.

- Думаю, нашим читателям будет интересно узнать, кем вы работаете.

Работаю арт-директором, занимаюсь организацией шоу.

Но вернемся в детство. Летом «Песняры» выступали в курортных городах СССР, брали с собой семьи, и так получалось совмещать работу и отдых. Вы дружили с детьми других музыкантов?

Конечно, дети иногда вместе собирались, играли. Но все же артисты больше времени старались проводить именно со своими семьями. Удивительным образом сохранилась дружба со взрослыми, и сейчас я общаюсь с папиными коллегами: Анатолием Кашепаровым, Леонидом Борткевичем, Олегом Молчаном, Вадимом Косенко, Валерием Скороженком, Вячеславом Шараповым.

Владимир Мулявин (в центре), Анатолий Кашепаров (справа) в Америке в гостях у Леонида Борткевича (слева)

Немало читая о вашем отце, общаясь с музыкантами из «Песняров» и другими артистами, я так и не могу составить некий целостный портрет.

И вряд ли получится, потому что отец был разный. Мягкий, добрый, щедрый - в кругу семьи и с друзьями. Жесткий, требовательный - на работе. Со стороны иногда казалось, что «Песняры» - это хорошо дисциплинированная семья. В творчестве он был чрезвычайно требователен и к себе, и к коллегам. Не было такого, чтобы он сказал, мол, доволен на сто процентов. И даже его отношение к собственным песням: если публика не принимает на двух-трех концертах, они безжалостно исключались из репертуара. Хотя, возможно, с ними чуть поработать - и было бы отлично. Он знал, что напишет другие, лучшие…

- Практически на всех фотографиях Владимир Георгиевич с сигаретой. Как мне кажется, это не навредило голосу…

Открою секрет: папа не курил в затяжку. Небольшой период времени он увлекся трубкой - помню очень приятный запах табака с разными вкусовыми добавками. Но ему быстро надоело чистить и набивать трубку. У отца были удивительные данные от природы. Все певцы боятся простудиться, у папы был утренний ритуал: большая чашка молока из холодильника. Вокалистам нельзя семечки, но мы очень часто по вечерам щелкали их дома.

- Еще один непростой вопрос: 1998 год, кризис в «Песнярах». Каким вы запомнили отца в то время?

Момент был тяжелый, что касается коллектива и человеческих отношений с бывшими коллегами. Папа перенес все это очень достойно и мудро. Я им горжусь.

В разных интервью не раз обсуждался вопрос, кто после аварии приходил в больницу к вашему отцу, кто не приходил. Есть такая устойчивая версия, что посетителей фильтровала ваша мама.

На самом деле все решали врачи: можно или нельзя посещать пациента. Конечно, и сам пациент решает: кого он хочет видеть, кого нет. Мама во всех больницах была рядом с папой, после переезда в Москву на реабилитацию оставалась ночевать с ним в одной палате. Я тоже много времени проводил рядом, помогал отцу. И в Минске, и в Москве двери были открыты для всех, и навещали папу известные артисты, чиновники, спортсмены, друзья, священники.

В Минске, когда из НИИ травматологии его перевели в лечкомиссию, мы всегда выезжали на прогулки во дворик, где мы могли спокойно поговорить по душам.

Знаете, в таком состоянии, когда человек вынужден перемещаться в инвалидной коляске, многие впадают в уныние. Папа был оптимистом, он верил, что в худшем случае будет ходить с тростью, но вообще надеялся полностью восстановиться. Операция у него была сложная и многочасовая, тяжело выходил из наркоза. Самое трудное - это период реабилитации.

Владимир Мулявин с сыном Валерием и супругой Светланой Пенкиной в Музее кока-колы в Атланте

Операцию папе делали белорусские врачи и сделали ее очень грамотно. Но и травма очень серьезная. Мама и врачи искали лучшие варианты реабилитации, так мы оказались в Москве, сперва в обычной больнице, потом благодаря Иосифу Давыдовичу Кобзону - в центре нейрохирургии имени Бурденко. В то время там были самые лучшие условия для реабилитации после такой травмы.

Помню такой неприятный момент, когда перевозили папу из больницы. Его везли на носилках, а в это время подбегает папарацци и прямо в лицо тычет камерой. Так ему хотелось сделать эту подлую фотографию. Любого человека, в том числе известно, фотографировать на больничной койке - подло и бессердечно.

- Были ли какие-то тревожные звоночки или смерть оказалась внезапной?

Да, были предвестники, папа лежал в реанимации из-за проблем с сердцем. А проблемы появились, потому что он давал себе очень большую нагрузку, он хотел быстрее встать на ноги. Поэтому можно сказать, что он истязал себя занятиями. В свой последний день рождения чувствовал себя хорошо.

Вечером 25 января у меня было предчувствие беды: я не находил себе места, очень плохо спал. С мамой договорились, что приду в больницу к 10 утра. Она позвонила рано утром и сказала: «Валера, приходи пораньше, папе плохо». Жаловаться - это не в традициях нашей семьи, и я понимал, что если это прозвучало, значит, очень плохо. Я шел и думал: только бы он был жив. Но когда я пришел, врачи подвели меня к маме, то понял, что папа умер.

Отец и сын Мулявины, по центру - Ричард Борткевич, сын Леонида Борткевича и Ольги Корбут

- Как прошли для вас эти 15 лет без отца?

Долго не мог смириться с его смертью. Я ведь и не прощался с ним ни в тот момент, когда сообщили, что он умер, ни во время отпевания и погребения. То есть физически я везде присутствовал, но сердце отказывалось верить в происходящее. Очень долго верил: он вернется. И только через несколько лет научился жить с этой потерей. Теперь мне кажется, что он где-то сверху, с других миров наблюдает за мной.

Мама пыталась пережить потерю, направив все силы на создание музея, организацию концертов в день рождения папы. Мама хлопотала и об открытии памятников папе. Тот, который на бульваре Мулявина, ведь тоже инициировала мама, она просто не успела довести дело до конца. Очень благодарен другу нашей семьи скульптору Александру Кострюкову, что на церемонии открытия памятника он вспомнил и маму.

Несколько лет подряд концерты в день рождения папы проводит Национальный академический народный оркестр Беларуси имени Иосифа Жиновича, и я хочу сказать спасибо всем музыкантам и руководителю коллектива народному артисту Беларуси Михаилу Антоновичу Козинцу.

Владимир Мулявин и Светлана Пенкина с Валерием Янкловичем - администратором Владимира Высоцкого

- Валерий, а у вас есть любимая песня из репертуара «Песняров», даже, думаю, правильно спросить, самая любимая.

Любимых очень много. Особо отмечу «Слуцкие ткачихи», благодаря этой песне я получил пятерку по белорусской литературе, и как-то запала она мне в душу.

Отец был таким локомотивом, который вел за собой публику, развивая ее музыкальный вкус, воспитывая на лучших образцах поэзии. К этому и мама приложила руку. Она тихонечко так, деликатно подкладывала папе книги. Хотя у него не было за плечами даже оконченного музыкального училища, он всегда тянулся к знаниям, всю жизнь занимался самообразованием.

Валерий, как вы относитесь к тому, что в том или ином виде существует несколько групп, использующих название «Песняры».

Кто и насколько правомерно использует название «Песняры»… Я не юрист и не эксперт в этой ситуации. Мое личное отношение такое: если исполняют песни отца, то чтобы не порочили его имя. И хочется, чтобы работали на достойном Мулявина уровне. В адрес БГА «Песняры» иногда высказывают претензию, что музыканты не то, что на одной сцене не стояли, что даже не видели живым моего отца. У меня иное отношение. Рад, что молодые ребята поют песни отца, а значит, они продолжают жить.

Я реалист и понимаю, что не все тинейджеры будут искать в интернете записи «Песняров» 1970-80-х годов. А придут на концерт нынешних «Песняров», таких же молодых ребят, и услышат папины песни. Папа оставил им большое музыкальное наследие, это песни и программы, которые стоит восстанавливать, но ребята создают и свою музыку в современной стилистике. Будь жив отец, он бы тоже создавал что-то новое.

Фото из личного архива Валерия Мулявина

Наверняка многие из вас в свое время слушали ансамбль «Песняры». А что вам известно о его основателе? Биография Владимира Мулявина, семья, интересные факты — обо всем этом вы узнаете в статье.

Свердловск, 12 января 1941 года. В семье Мулявиных, Георгия и Акулины, радость – появился на свет сын Володя. Это 2-й ребенок, есть еще сын Валерий (1938 г. р.).

Отец Володи работал на крупнейшем заводе Зауралья – «Уралмаше» — рабочим. Работа была трудной, но она не мешала Георгию увлеченно заниматься гитарой. Он обладал хорошим музыкальным слухом, так что музыка в жизни Володи была с самых ранних лет. Мать была швеей. Большого достатка в семье не было, жили, как все: от зарплаты до зарплаты. Предки родителей были образованными людьми, имели свое дело, однако с приходом к власти Советов их, как и большинство купцов, раскулачили.

Невзирая на то что у Георгия и Акулины было уже 3-е детей (Валерий, Володя, Наташа), отец ушел из семьи. Матери пришлось содержать семью, работая круглосуточно. Дети рано привыкли к самостоятельности, хоть таким способом облегчая жизнь маме.

Владимир Мулявин любил слушать музыку, понимал ее, поэтому ему удалось освоить игру на балалайке самостоятельно. Потом освоил гитару и остальные инструменты.

Возможности посещать музыкальные спектакли у семьи не было, соответственно концерты на гитаре и балалайке проводились дома, во дворе. Когда Володя смог посмотреть оперу «Травиата», он был до такой степени впечатлен увиденным, что это, наверное, стало одним из самых ярких впечатлений детства.

Можно считать огромным везением встречу с Навроцким Александром Ивановичем, закончившим Институт культуры в Харькове. Это был прекрасный музыкант, разглядевший в юноше талант и давший толчок к развитию этого таланта. Заниматься музыкой им так нравилось, что они, порой не замечая времени, работали по несколько часов день.

Музыкальное образование он продолжил в музыкальном училище в Свердловске, став его студентом в 1956 году. Музыка, новые музыкальные увлечения, игра музыкальных инструментах – все это захватило и увлекло Владимира. Ему нужен выход для идей, хотелось творить, и вместе с друзьями он создает джазовый коллектив. Но джаз в те годы в нашей стране не признан, такой музыки в Советском Союзе не должно быть! Его и всю джазовую группу исключают, однако все же со временем он был восстановлен в училище.

Учеба закончена, желаний и устремлений куча, душа требует полета! И без копейки в кармане, в грузовом отсеке под вагоном он уезжает из Свердловска. Наверное, судьбе было угодно, чтобы он оказался в Калининграде. Там Мулявин собрал группу, в которой выступал как эстрадный артист – играл на гитаре. К тому моменту он уже женился на артистке Лизе Кармальской. В концертах были задействованы оба: Володя аккомпанировал на гитаре, Лиза выступала в оригинальном жанре художественного свиста. В 1961 году в молодой семье появляется на свет первенец – дочь Марина.

В начале шестидесятых годов Володя как музыкант много выступал, работал в Петрозаводске, на Кузбассе, в Оренбурге. В 1963 году перебирается в Минск, получив приглашение Белорусской филармонии. Музыку он играл разнообразную, однако интересы его все больше склонялись к народной. Его привлекал фольклор народов Украины, России, Болгарии, Белоруссии. Это находило отражение в музыке, которую он играл.

Проживая в Белоруссии, музыканту невозможно не знать музыки этого края, соответственно Мулявин собирал фольклор по стране, слушал исполнения местных жителей, занимался аранжировкой народной музыки, знакомился с произведениями белорусских классиков.

В 1965 году его забрали в армию. Службу проходил недалеко, под Минском. Годы службы оказались в его творчестве, можно сказать, решающими, так как он продолжил заниматься музыкой: была создана вокальная группа в части, а при его участии сформирован ансамбль Белорусского военного округа. В это же время (так вот счастливо все сложилось) проходили службу в этой части, только в других ротах, Леонид Тышко, Владислав Мисевич, Александр Демешко, Валерий Яшкин, которые позднее вошли в первоначальный состав «Песняров». Во время службы они давали концерты в Доме офицеров, выступали на дискотеках, репетировали при любой возможности.

После армии у парней не было возможности выступать вместе, работали все в разных коллективах, однако не теряли связи друг с другом. Мулявин тоже работал в коллективе как гитарист, музыкант и о певческой карьере даже не мыслей не было. Однако как-то раз их коллектив работал на концерте Нелли Богуславской, народной артистки Белоруссии, и она, услышав его голос на репетиции, сказала, что ему обязательно нужно петь, имея такие данные. Может быть, это дало ему повод подумать о себе как о певце.

В 1968 году участники армейского коллектива создают ВИА «Лявоны». Поначалу они выступали как аккомпаниаторы к танцевальному ансамблю «Лявошха», но, выступив в 1969 году со своим концертом и получив заслуженный успех, поняли, что могут выступать по своей программе и быть отдельным коллективом. В то время их ряды пополнил брат Владимира – Валерий (труба, гитара). Ансамбль с этим именем просуществовал до октября семидесятого года и сменил название на «Песняры», так как название «Лявоны» не нравилось ни руководству, ни им самим. Слово «песняры» (перевод с белорусского языка — «певцы», «поэты», «сказители») они нашли в белорусской литературе, и оно казалось ребятам более созвучным с их деятельностью.

Ансамбль много ездил с гастролями по городам, по отдаленным деревням и селам, где еще сохранилась истинно белорусская музыка, народные песни, местный фольклор. Ими было собрано примерно 150 песен. Мулявину была не по душе эстрада того времени, его многое не устраивало, хотелось чего-то другого, настоящего. А вот народная тематика привлекала, нравились напевные белорусские песни, звучание белорусского языка. Он занялся его изучением, чтобы понимать народные песни, иметь представление о том, что они пели.

В семидесятом году «Песняры» добились разрешения выступить в Москве на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Разрешение получили не сразу, так как руководство заявляло, что их внешний вид не соответствует стандартам того времени: строгие костюмы, короткие прически. А у них длинные волосы, усы, бороды, броские костюмы – все не как у всех. Мулявин вынужден был доказывать, что для ансамбля, поющего народные песни, это часть образа.

На конкурсе «Песняры» исполнили забытую белорусскую народную песню «Ты мне весною приснилась». К ней была сделана оригинальная аранжировка, голоса у солистов звучные, красивые, и песня полилась над залом, захватывая публику. Группа просто произвела фурор.

После конкурса они стали известными на всю страну. Белорусские песни стали популярными: их пели, их учили наизусть, их начали печатать в песенных сборниках, они звучали по радио, а истинные почитатели даже знакомились с белорусским языком, чтобы быть ближе к творчеству любимых исполнителей.

В 1973 году коллектив был на гастролях в Ялте, и там незадолго до начала выступления с братом Володи, Валерием, произошло несчастье, можно сказать, нелепая случайность: упал и ударился о камни. Узнав о гибели брата, Володя концерт не отменил, хотя всем было очень тяжело. Зал был полон, публика ждала, и группа вышла, отыграла концерт. Володя петь не смог, он лишь играл на гитаре. В скором времени еще одно горе постигло Мулявина: скончалась сестра Наташа.

В 1970-х ансамбль приобретает в Советском Союзе все большую популярность, его начали сравнивать с «Битлз», стали транслировать по Центральному телевидению, приглашали на гастроли по всей стране. Народная песня «Касив Ясь канюшину» в необычной рок-обработке стала очень известной.

Глядя на такую популярность ансамбля, партийное руководство решило использовать его для пропаганды патриотизма, патриотических чувств и заказывало песни идейного содержания. Песни эти исполнялись искренне, с душою, не лукавя, поэтому слушали их с удовольствием, их перепевали, хотя были люди, которые очень скептически относились к заказным песням. Многие даже думали, что «Березовый сок» и «Молодость моя – Белоруссия» — это переработки народных песен, хотя придуманы они были по заказу.

Владимир Мулявин использовал «потребность в них» и в своих целях: помогал улаживать солистам бытовые вопросы, просил для них хороших условий в гостиницах, хорошей аппаратуры, однако в творчестве был верен своим принципам: никогда не пел в ресторанах, не платил за то, чтобы ансамбль отправили на гастроли за границу. Он так и заявлял: «Я за творчество не плачу!» Их и так ждали везде, приглашали на туры за рубеж. Попасть на гастроли за границу в то время было довольно сложно, почти невозможно, но они поехали. Из советских групп «Песняры» были первыми, кто выступил в США. Публика аплодировала им стоя, в газетах писали о группе из СССР.

Так как ансамбль белорусский, то руководство хотело, чтобы пели они лишь на белорусском языке, однако Мулявин пойти на это не мог. Он не любил и не хотел, чтобы вмешивались в творческий процесс, не шел на компромиссы из-за текста песен. Были случаи, когда он не захотел менять слова в песне, а ансамбль из-за этого продолжительное время не выпускали на гастроли. Но несмотря ни на что, «Песняры» были наиболее гастролирующей группой в Советском Союзе.

Мулявин Владимир был прекрасным аранжировщиком, хорошо играл на разных инструментах, но у него еще и голос был уникальный: чистый и высокий тенор. Вокального образования он не получил, однако музыку он не только слышал, он ее чувствовал, ощущал, замечал любые неточности. К себе был довольно требователен, не допускал недоработок в исполнении, показывая своим отношением к делу пример всему коллективу. На репетициях от солистов требовал такой же точности, не любил фальши, заставлял работать до нужного результата, до нужной ноты. На концертах он не терпел неуважительного отношения к публике, требовал отдачи от артистов, а публика платила за это любовью. И когда слушатели вставали, аплодируя, это было заслуженно.

Талантливых солистов для коллектива искал везде, где только можно. Услышав нужный ему голос, звал обязательно на репетицию, чтобы соискатель понял, каким требованиям он должен удовлетворять. Без таланта там делать было нечего. Так в коллективе появились Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров. В группе за все годы сменилось примерно 50 музыкантов, постоянного состава, конечно, не могло быть. Кто-то приходил, кто-то уходил.

Спустя 10 лет деятельности ансамбля Борткевич ушел из группы, женился на гимнастке Ольге Корбут и уехал в США. Следом ушел Кашепаров и тоже уехал в США, начал там свой бизнес. Позже он виделся во Флориде с Мулявиным, они строили совместные планы, однако разговоры так и остались разговорами. Постепенно ушли и создатели ансамбля: Леонид Тышко и Александр Демешко.

Это был сложный период для них, для всей страны. Концертов было мало, материально довольно тяжело. Ансамбль гастролировал со старым репертуаром, пел песни, которые полюбились народу, хотя Мулявин за годы деятельности «Песняров» написал свыше 10-ти оригинальных программ, несколько рок-опер, много песен за период с 1985 года. Но диск ему удалось записать только лишь в Голландии в 1994 году, а в РФ и Белоруссии эти произведения тогда так и не были услышаны.

Репетировать музыканты вынуждены были даже в школах для глухонемых, на любых площадках, которые смогли найти, со старыми инструментами. Владимир Мулявин («Песняры») не бездействовал, писал руководству и очень резко, за что его отстранили от управления коллективом, оставив на должности художественного руководителя. В этой ситуации сыграло немаловажную роль и его увлечение алкоголем. Назначили вместо него Владислава Мисевича (солист коллектива). Когда дело дошло до главы государства Лукашенко, Мулявина вернули на прежнюю должность. Мисевич ушел из коллектива, ушли и все музыканты. Спасти ансамбль не получилось, хотя Владимир Георгиевич прилагал все усилия.

Со временем он набрал новый состав группы, и юбилей в 30 лет был отмечен в «Олимпийском» большим концертом, а на «Аллее славы» заложена звезда Мулявина. В 2001 году он был удостоен ордена Франциска Скорины (самая высокая награда Белоруссии).

Кармальская гастролировала вместе с супругом, хотя с ребенком это было совсем не легко. Музыканты получали не так уж и много денег, а она, исполняя сложные классические произведения (художественный свист), хорошо. Для коллектива Лиза была спасением во время поездок: решала какие-то бытовые вопросы, корила всех. Володю она с нежностью называла «Летя». Их любовь нашла отражение во многих песнях, которые исполнялись на выступлениях.

Есть ли дети у Владимира Мулявина? Да. Дочь Марина Мулявина в память об отце совместно с Ольгой Брилан написала книгу «Недосказанное…». В книге она поделилась своими воспоминаниями, рассказала, какой он был в действительности, как тяжело она пережила развод родителей, как простила отца и о многом другом, о чем могла знать лишь она.

В 1975 году появился на свет второй ребенок в семье Володи и Лизы – сын Володя, но брак это не спасло. Узнав об изменах супруга, Лиза подала на развод.

Второй супругой музыканта была Светлана Слизская. В браке появилась на свет дочь Ольга в 1976 году. Светлана вела свободный образ жизни, на гастроли с супругом не ездила. Как свидетельствует биография Владимира Мулявина, супруги разошлись в 1981 году. Как дальше сложилась личная жизнь Владимира?

На съемках картины «Хождение по мукам» знакомится будущая пара — Владимир Мулявин и Светлана Пенкина. Они узаконили свои отношения в 1981 году. Спустя год появился на свет второй сын Владимира Мулявина. Назвали его в честь брата Валерием. Ради семьи Света оставила театр, занялась воспитанием ребенка. Валерий получил музыкальное образование, однако не захотел связать свою жизнь с музыкой, начал работать с компьютерами.

Кое-кто считал, что Светлана сыграла определенную роль в том, что коллектив распался. Все знали, что Володя советовался с ней, что она вмешивалась в его дела, в дела ансамбля, но, несмотря на жто, Владимир Мулявин и Светлана Пенкина любили друг друга и прожили вместе двадцать лет.

В 2002 году, 14 мая, Мулявин, управляя машиной, попал в серьезное ДТП на крутом повороте под Минском, хотя был хорошим водителем (более четверти века за рулем), и получил довольно тяжелые травмы (повреждение спинного мозга, перелом позвонков, ушибы и др.). Какое-то время он был в Минске, затем его перевезли в Москву, в больницу имени Бурденко, на реабилитацию. У него были парализованы руки, ноги, но, как отмечали в газетах, он работал над собой. Рядом с ним была супруга – Светлана Пенкина.

8 месяцев боролись медики за его жизнь, боролся он сам, но чуда не произошло. 26 января 2006 года Владимир Георгиевич Мулявин ушел из жизни. Прощание с ним в Москве прошло 27 января, а в Минске – 28 января. Похоронили белорусского песняра русского происхождения на Восточном кладбище в городе Минске.

В память о Мулявине назван бульвар в центре Минска, открыта скульптурная композиция на Московском мемориальном кладбище Минска, в Екатеринбурге на его доме установлена мемориальная доска, а в Белоруссии выпущена марка в его честь.




Top