Владимирские пейзажисты. Изобразительное искусство во владимирской области

Владимирское отделение Союза художников СССР открылось в 1945 году сразу после образования Владимирской области. Победоносный год, в котором свершилось это знаковое событие, возможно, и определил тот «победный марш» с которым идут владимирские картины по России и миру.

Начало

Сложно давались живописные победы, много приходилось преодолеть и перетерпеть особенно на первых этапах развития. Художникам первых лет сложно было пробиться на выставки, так как были они идеологическими и проходили под строгим контролем партийных органов. Соцреализм с его холодной парадностью и идейной выдержанностью делал живопись однотонной, строго лимитировался арсенал художественных средств. Давление партии на искусство давало себя знать и во Владимирской области, хотя творческая жизнь здесь постоянно развивалась и владимирские картины уже тогда отличались от других..

Увы, но к концу сороковых годов ушли самые крупные мастера первого поколения владимирских художников. Ушли те самые живописцы и графики, благодаря которым и возникла идея о создании владимирского союза художников. Уже не было И. С. Куликова в Муроме, А. И. Врягина, Н. П. Клыкова, А. Ф. Котягина, К. И. Мазина во Мстере, Д. И. Рохлина во Владимире. Но в организацию вливались новые силы. Подлинно творческая атмосфера в уже сложившихся художественных центрах области, накопленный там большой практический опыт, хорошо поставленное еще до войны художественное образование дали к началу пятидесятых годов поразительные результаты.

Творческое содружество

Художественный прорыв совершают бывшие фронтовики. Именно этим авторам суждено было создать уникальное направление в искусстве - Владимирская школа живописи. В конце сороковых годов появляются первые творческие работы Н. И. Шишакова (Мстера). На Четвертой областной художественной выставке в 1948 году впервые показывают свои работы И. К. Балакин, который учился у И. А. Серебрякова и К. Н. Бритов - ученик ковровского художника С. М. Чеснокова.. После этой выставки К. Н. Бритова принимают кандидатом в члены Союза художников. В следующем году впервые свои картины показал В. Я. Юкин из Мстеры. Его произведения сразу обратили на себя внимание зрителя и художественной критики.

С 1950 года В. Я. Юкин, а с 1952 — К.Бритов становятся постоянными участниками республиканских выставок в Москве, где они активно экспонируют свои Владимирские картины. Это — большой успех для владимирской организации художников.

В своих ландшафтных работах владимирские пейзажисты анализируют и перерабатывают опыт живописи великих предшественников — Левитана, Юона, Рылова, Грабаря. Поиск новых выразительных средств и эксперименты с цветом, начатые индивидуально, к концу пятидесятых годов объединили Бритова и Юкина, к ним присоединяется владимирец Валерий Кокурин. Именно эти художники и составили основу творческого союза, союза единомышленников. Затем к ним присоединился Николай Мокров. В 1959 году

В. Я. Юкин переезжает во Владимир из Мстеры. Теперь во Владимире окончательно складывается творческое содружество владимирских живописцев, давшее жизнь замечательному явлению в русском пейзаже - владимирская школа живописи. К этому времени у художников уже четко определились со своими художественными пристрастиями. Им, прошедшим войну, хотелось отразить чувство жизни и радости, переполняющее их сердца. Вот почему их владимирские картины так резко стали отличаться от произведений других художников.

Разумеется, несразу в их картинах появилась такая экспрессия и сила. Лучшим картинам предшествовал долгий путь. В эти годы они увлеченно изучают пейзажи Л. В. Туржанского, П. И. Петровичева, И. Э. Грабаря, К. Ф. Юона, А. А. Рылова, А. И. Куинджи. Именно эти художники стали "ориентирами" в искусстве для владимирских художников. При этом каждый художник искал свой индивидуальный путь в живописи.

Бритов страстно занимается цветом и смело набирает большие цветовые отношения. Юкина волнует состояние природы, непосредственность чувств, которое художник нередко усиливает пастозностью живописи. Кокурин, прирожденный колорист, пытается понять и передать красочное состояние природы и ее свето-воздушной среды.

Владимирские картины отражают самое характерное - вечную красоту русской провинции. Мы видим и милые сердцу деревеньки, небольшие районные городки, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески —

Говорят критики...

О том, что во Владимире появилась своя самостоятельная школа живописи, специалисты заговорили в 1960 году, когда три владимирских художника показали свои работы на Первой республиканской выставке «Советская Россия».

Критики сразу отметили общность их эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода, при всей индивидуальности манер каждого их них, позвонили говорить об устойчивой целостности молодого направления в пейзаже. С тех пор владимирская школа живописи постоянно развивается и обогащается новыми достижениями. На ее основе выросла целая плеяда мастеров, своим творчеством подтвердивших жизненность и серьезность данного направления в искусстве.
Это В.Егоров, В.Калинин, А Кувин, В.Кувин, МЛевин, Н.Модоров, Н.Мокров, В.Телегин, Е.Телегин, В.Титов и другие.

Много искусствоведов посвятили свои труды владимирским художникам. Искусствовед Платон Павлов писал: «Поиски цветовой яркости потребовали от художников решения некоторых специфических живописно-декоративных задач. Работа „открытыми“ тонами прежде всего отражается на живописной передаче пространства. В этих случаях простое ослабление цветовой насыщенности путем размывки или разбеленности тонов на дальних планах может нарушить необходимое единство цветового решения.

Поэтому в картинах владимирцев нередко задние планы не менее интенсивны по цвету, чем передние, однако качественна цветовой фон, которым они написаны, таков, что у зрителя не исчезает впечатление пространства. Художники достигают этого путем особенно точного подбора и сочетания цветовых тонов. Такая живописная система влечет за собой необходимость особым образом строить композицию.

Не случайно у владимирских художников главный узел, центр композиции — какое-либо здание или дерево — часто являются и наиболее интенсивными по цвету. Но особенно важную роль в их полотнах играет цветовой ритм. Художники не боятся повторять пятна одного и того же тона, развертывая их на полотне. Характернейшим приемом владимирских пейзажистов является использование высокого горизонта и высокой точки зрения.

Этот прием усиливает декоративность. Небо в полотнах обычно занимает самое скромное место: оно либо проглядывает где-то между домами, либо изображается в виде узкой полоски под верхней планкой рам. Порой его вообще нет. Зато земля напоминает цветистый ковер. Деревья, дома, улицы иногда расположены как бы ярусами. Что касается техники, та живопись, чаще пастозная, отличается у владимирских художников энергичным, широким мазком».

Успех

Успех и творческий рост владимирских пейзажистов закреплялись с каждым новым показом картин.

В 1970 году они выступили в Москве с отдельной групповой выставкой, в которой участвовали В. Я. Юкин, К. Н. Бритов, В. Г. Кокурин, Н. В. Мокров, Н. Н. Модоров и В С.Егоров. Владимирские картины впервые были показаны публике в полном объеме. Художественный критик Ю.Нехорошев писал: «полотна обращают на себя внимание подчеркнутой яркостью красок, взятых, что называется, «в полную силу"„… Подобное понимание принципа декоративности, свойственное народному творчеству, присуще и лучшим произведениям владимирских живописцев… Подчеркнута грубая фактура холстов, специальный „шершавый“ грунт, используемый владимирцами, создают дополнительный декоративный эффект. Локальные цветовые пятна как бы дробятся на холсте, что способствует оптическому смешению цветов, заставляет их „вибрировать“.

Подобные „импрессионистические“ приемы наложения красок можно встретить у К.Коровина, И Грабаря и других русских живописцев. Следует отметить, что владимирцы форсируют этот прием, что… для их пейзажей стало достаточно органичным“».

Высокую оценку владимирской живописи давали так же Е.Костина (1962), О.Воронова (1968), И.Порто (197О), Е.Можуховская (1970).

Ложка дегтя

Разумеется, было и непонимание, и неприятие. Еще в 1964 году на страницах журнала «Художник» в статье «Во власти штампа» искусствовед Т.Нордштейн упрекнула владимирских художников в «отходе от многообразия мира», в «стандартности» и «трафаретности» подхода к изображению природы, а в целом — к «сужению творческого горизонта».

Официальную точку зрения высказал в то время председатель правления Союза художников РСФСР Г. М. Коржев на творческой конференции, посвященной обсуждению итогов зональной и республиканской выставок 1970 года: «Вот уже в течение нескольких лет, — заявил он, — с легкой руки некоторых искусствоведов сначала полушутливо, а последнее время совсем серьезно и без кавычек утвердилось такое название, как „владимирская школа“ в живописи… Повышенный интерес к их живописной манере, слишком скорая популярность, которую им помогли приобрести некоторые наши печатные органы, привели владимирских художников, к сожалению, не к новым открытиям, а к топтанию на месте, к бесконечному пережевыванию одних и тех же мотивов. Из истории искусства мы знаем, что художественные школы всегда возникали на прочном основании серьезной художественной программы, что они обогащали традиции, утверждали новые принципы во имя все большего приближения к правде жизни. В так называемой владимирской „школе“, на наш взгляд, происходит нечто противоположное».

Вот почему нашим землякам пришлось отстаивать принципы нового искусства в долгих дискуссиях и упорным творчеством — созданием все более совершенных и грандиозных полотенполотен.

Признание

Семидесятые годы стали временем, когда владимирская школа живописи была полностью реабилитирована. В Москве выходит монография О.Вороновой «Владимирские пейзажисты» (1973, второе издание — 1987), которая подытожила многолетний художественный опыт живописцев. Эта монография показала значительность владимирской школы живописи. Вот почему многим злопыхателям пришлось признать владимирские картины и их авторов.

В 1980 году издательство «Художник РСФСР» выпускает альбом репродукций произведений В. Я. Юкина со вступительной статьей Н.Шамардиной и В.Арофикина, в 1985 году в том же издательстве выходит монография В.Десятникова о К. Н. Бритове, а в 1988 журнал «Искусство» публикует творческий портрет В. Г. Кокурина, написанный В.Басмановым.

Сегодня лучшие произведения родоначальников и ведущих мастеров владимирской школы пейзажа хранятся в центральных художественных собраниях России — в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге, а также в целом ряде зарубежных и отечественных музеев. Их слава давно перешагнула границы России. Все это является свидетельством признания их таланта и мастерства, которым они щедро делятся со своими учениками.

Кокурин Валерий Григорьевич (род. 1930, Владимир).

Валерий Кокурин - один из создателей уникальной владимирской школы живописи. Она возникла на рубеже 1950-х - 60-х годов и противостояла официальному искусству тех лет. Полотна художников отличались яркой декоративностью, звучным цветом, густым, насыщенным мазком. В заказных статьях Кокурина называли "абстракционистом", "космополитом", "импрессионистом". Были случаи, когда кураторы снимали его работы накануне выставки. Но, невзирая ни на какие жизненные перипетии, художник не изменил своей палитре, сохранив свою самобытность. Его холсты притягивали к себе неожиданной, не принятой в те годы манерой письма, глубокой поэтичностью, открытой полифонией красок. Темы его произведений - неповторимая природа Владимирского края, деревеньки и небольшие города с их старинными улочками и пестрыми базарами, памятники древнерусской архитектуры - все то, чем наполнена тихая жизнь провинции с ее мощным пластом народной культуры.

Работы художника излучают радость бытия, они предельно искренни и непосредственны. В.Кокурин - врожденный колорист, краски на его холстах подчеркнуто яркие, праздничная цветовая гамма строится на сочетаниях контрастных, чистых, звучных красок. В старинных соборах и церквах, постоянно возникающих в его пейзажах, Кокурин видит непреходящую красоту, которая естественно и гармонично вписалась в природный ландшафт.

Картины художника находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в Муромском историко-художественном музее, во Владимирском историко-художественном музее-заповеднике, а также в частных собраниях многих стран мира.


Прикрепленное изображение (вес файла 152.4 Кб)



Прикрепленное изображение (вес файла 120.5 Кб)



Прикрепленное изображение (вес файла 161.6 Кб)


Владимир Юкин — известный владимирский художник

Славится Владимирщина и художниками. Картины их можно увидеть не только на зональных, республиканских и всесоюзных выставках, но и на многих зарубежных. Особенно популярны пейзажи наших мастеров. И это, наверное, не случайно. Древняя земля Владимирская богата художественными традициями. Здесь расцветало чудесное искусство Андрея Рублева и замечательное мастерство суздальских иконописцев. Здесь возник необыкновенный художественный промысел Мстеры, заиграл гранями гусевский хрусталь. Славные традиции переняли и приумножают владимирские художники.

В 1972 году в рядах Владимирской организации Союза художников РСФСР насчитывалось 54 человека. Это и живописцы, и графики, и скульпторы, и прикладники. Одним из ведущих владимирских художников по праву считается известный мастер пейзажа Владимир Яковлевич Юкин. Он родился и провел детство в сказочной Мстере. Одним из первых его учителей был талантливый советский художник Модоров. Тоже выходец из Мстеры, он часто приезжал в родные места, посещал молодых художников. Он заметил талант Володи Юкина, помог ему с первых шагов творчества. А потом Юкин учился во Львовском художественном институте. Закончить это учебное заведение ему помешала война. Только после войны вернулся Владимир Яковлевич во Мстеру. Стал преподавать в местной художественной школе, создал вечернюю студию живописи. Весь свой досуг посвящал искусству. На выставках появились его первые работы: «Разлив Мстерки», «Последний снег». «Березы», «Деревня Татарово». В 1949 году на областной выставке экспонировалось шесть работ Юкина: «Партизан», «Весенний день», «Осень», «Разлив на Клязьме» и другие.

Вскоре Юкин переезжает во Владимир. Здесь крепнет и совершенствуется его мастерство. Вместе с другим владимирским художником К. Н. Бритовым они ищут новые средства художественной выразительности, стремятся к яркой образности, к предельному лаконизму письма. Впоследствии к их творческим исканиям присоединяется молодой художник В. Г. Кокурин.

Владимирский пейзаж, декоративный в своей основе, идет, пожалуй, от народного искусства, от иконописного мастерства древних владимирских умельцев. Живописцы стремятся художественно заострить бесконечное цветовое богатство мира. Причем цвета не просто копируются с натуры Художник выбирает такую гамму, которая позволяет не только донести какое-либо мгновенное состояние природы, но и наиболее ярко передать мироощущение художника, его восприятие действительности.

Мажорные тона пейзажей делают их жизнеутверждающими, оптимистичными, Художники как бы приглашают зрителей на яркий солнечный праздник. Присмотритесь к яркой голубизне небес, к нежной зелени леса, к перламутровой белизне снега, к солнечным пятнам на домах и автобусах… Присмотритесь. Вы еще никогда не видели их такими красивыми.

Вот, например, работы В. Юкина, представленные на последних выставках. На всесоюзной выставке, посвященной столетию со дня рождения В. И. Ленина, демонстрировались работы «Старый город» и «Ждут автобуса». «Осенняя песня» - таково название одной из картин, представленных на областной выставке 1971 года. Особенно поэтично в творчестве В. Юкина звучат зимние мотивы. Вот «Зимний день». Зима окрасила небольшой поселок в холодноватые, но вовсе не мертвые оттенки. Бодрящий русский мороз так и чувствуется в прозрачных, светлых тонах. А вот «Везут сено». Мягкий пейзаж, с нежной зеленью сена на санях, с кружевом фиолетовых прожилок на снегу. Да, снег у Юкина приобретает самые неожиданные оттенки. Это тот снег, про который один из владимирских поэтов писал:

Снег бывает и красный, и желтый, и синий.
В нем все тона и оттенки России.

Во многом сходен с Юкиным по своему творческому почерку и К. Н. Бритов. Та же мажорность красок, та же броскость мазка. Правда, позднее в полотнах Бритова стали появляться и свои особенности. От светлого лиризма ярких, контрастных пейзажей, от любования родными просторами он как бы переходит к раздумьям. Его последние пейзажи, особенно с архитектурными мотивами, приобретают эпическое звучание. Таковы картины «Зима в Загорске», «Ростов Великий», «Древний Владимир».

…Полотно «Зима в Загорске». На фоне снега, чуть отливающего золотом зари, высятся алые башни, древние храмы. Глаза многочисленных окон отражают голубизну неба. Зимнее солнце играет на кузовах автобусов… Гамма светлых красок не бросается в глаза, не раздражает взгляд излишней яркостью. Выполненное сдержанно, с большим чувством меры, это полотно создает просветленное, спокойно-радостное, возвышенное настроение. Художник как бы говорит о величии России, ее скромной простоте, ее бескрайних просторах и могуществе. Все это делает пейзаж не просто этюдом, не просто зарисовкой состояния природы, а подлинной картиной.

Много интересных, красочных пейзажей, воспевающих красоту родных мест, создали художники В. Кокурин, В. Егоров, Н. Модоров и другие.

Менее развита в творчестве владимирских художников жанровая тема. Над жанровыми полотнами работают только отдельные художники. На протяжении многих лет воплощает на полотнах ленинскую тему художник Н. Шерышев. Его творческие поиски принесли определенный успех. На одной из последних выставок внимание зрителей привлекла работа «Ленин. Май». Картина выполнена в единой розоватой гамме, в пастельных тонах… Ленин на фоне Красной площади во время первомайских торжеств. Фигура его отражает царящую вокруг праздничность.

Интересна работа «Ленин в ссылке» М. Семенова. Ленин изображен в полутемной избе около топящейся печи. Отблески огня падают на его лицо, фигуру, придавая ей торжественно-тревожное выражение. Ленин показан в преддверии борьбы, грядущих битв.

Из других жанристов можно назвать И. Маркова, А. Кувина, Ю. Ло-бачева.

Много в области и графиков. Читателям «Правды» хорошо известно имя В. Волкова, острые, злободневные политические карикатуры которого часто появляются на страницах газеты. Много графических произведений создали художники В. Скворцов, Н. Баранов и другие.

Скульптура на выставках работ владимирских художников обычно бывает представлена произведениями В. Саврасова. Для его творчества характерно то, что он создает скульптурные портреты знатных людей области, стремится выразить многогранный характер советского человека.

Богато бывает представлено на выставках прикладное искусство. Здесь, как правило, преобладают произведения умельцев Мстеры и Гусь-Хрустального.

Значительный отряд владимирской организации художников составляют прославленные умельцы Мстеры, мастера лаковой миниатюры. Их замечательные изделия, переливающиеся всеми цветами радуги, экспонируются на многих международных выставках. Они украшают музеи, квартиры советских людей. Это преимущественно самые разнообразные живописные шкатулки, покрытые лаком. На них изображаются различные сюжеты, отражающие нашу советскую жизнь, историю нашей великой Родины. Многие произведения мстерских миниатюристов являются своеобразными иллюстрациями к русским народным сказкам.

Искусство Мстеры уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в начале XVIII века здесь развивается иконописный промысел. В своем творчестве иконописцы продолжали славные традиции Андрея Рублева, суздальской школы живописи. Они создавали иконы, где изображались не постные лики святых, а живые люди с их горестями, страданиями, радостями. Красочной, праздничной, жизнеутверждающей была живописная палитра многих иконописцев.

Однако настоящее признание пришло к мстерским умельцам лишь в годы Советской власти. Здесь возник художественный промысел, который вскоре стал известен всему миру. Основателями лаковой миниатюры по праву считаются такие видные мастера-миниатюристы, как Клыков, Котягин, Брягин, Морозов. Они взяли все лучшее у иконописи, у живописного народного фольклора, обогатили славные традиции собственным видением мира. Постепенно возникла мстерская школа, отличающаяся глубиной содержания, яркостью формы, некоторой условностью живописи, сказочной гиперболичностью, склонностью к плоскостному изображению.

Во Мстере проживало много талантливых художников. Среди них заслуженный деятель искусств РСФСР Е. В. Юрин, лауреаты Государственной премии им. И. Е. Репина Н. А. Шишаков и Л. А. Фомичев, художники Е. А. Крылов, Н. И. Ваванов и многие другие.

Владимирская пейзажная школа живописи начала образовываться в середине 50-х годов прошлого столетия и вошло в сокровищницу подлинных достижений российской художественной школы. Основоположниками этой школы считаются Ким Бритов, Владимир Юкин, Валерий Кокурин, Николай Мокров и др.
Характерными особенностями этой самобытной школы являются звучностью цвета, мажорность пейзажа, праздничный колорит. Использование ярких чистых красок, цветовая насыщенность и ритмичность, иногда плоскостность изображения и фактурность широких мазков, придают полотнам повышенную декоративность. Пространство пейзажа, как правило, сведено к плоскости, планы сближены, композиция предельно проста, линия горизонта сознательно завышена. Этот набор приемов дает основания говорить о близости их эстетики со стилевыми принципами ростово-суздальской иконописи. Совершенно уникальной находкой владимирцев является применение экспериментальных объемных грунтов, усиливающих декоративный эффект фактурного письма.
В нашей галерее представлена авторская живопись профессиональных художников из Владимира, ярких представителей Владимирской школы пейзажной живописи.

Институт русского реалистического искусства верен собственной стратегии. Накануне новогодних праздников 22 декабря в музее открывается выставка, вошедшая в наш (кураторы Татьяна Иванова , Елена Коваленко , Анна Волкова ), посвященная локальной школе пейзажной живописи, сформировавшейся во Владимире в середине 1950-х годов. Для владимирской школы, нередко сравниваемой со знаменитой школой Барбизона, характерны звучность цвета, чистые краски, фактурность широких мазков, жизнерадостность и праздничный колорит. Это художественное направление в некотором смысле представляет собой синтез опыта передвижников, искусства русских импрессионистов и народного творчества.

Работы основоположников школы, художников Кима Бритова, Владимира Юкина, Валерия Кокурина, Николая Мокрова, черпавших вдохновение в природных красотах Владимирского края, звучности лаковой миниатюры Мстеры, прихотливой народной вышивке, гороховецкой игрушке, художественном стекле Гусь-Хрустального (на открывающейся выставке произведения декоративного искусства будут «обрамлять» живописные полотна), нередко сопоставляют с творениями фовистов, членов группы Наби, и Игоря Грабаря. Молодые владимирские живописцы начали свои артистические поиски, ощутив свежий ветер перемен еще до оттепели. «Это в воздухе было, проявлялось не только в живописи, но в литературе и в музыке. Отмирал прежний стиль, сдержанный колорит, лакировка действительности , - прощался со сталинским официозом Владимир Юкин. - Война закончилась, люди почувствовали вкус новой жизни. Нельзя было повторять пройденный путь ».

К. Н. Бритов
«Сумерки»
2005

К. Н. Бритов
«Старый Владимир. Рынок»
1999

К. Н. Бритов
«Март. Гости приехали»
1996

В. Я. Юкин
«Вечер на Волге»
1991

В. Я. Юкин
«Автопортрет»
1958

Н. Н. Модоров
«Промышленный пейзаж»
1986

В. Г. Кокурин
«Строят компресcорную станцию»
1983

В. П. Дынников
«Выгуливаемся»
2000




Top