Влияние мирового экономического кризиса на развитие малого предпринимательства в рф. Стратегии предприятий малого бизнеса в условиях кризисных явлений

Мировой кризис 2014 года привел к ухудшению ситуации в экономике России. Санкции в отношении страны и понижение цен на энергетические товары, привели к тому, что произошло снижение доходов в бюджете России. Начавшийся мировой кризис приводит к утечке капитала из страны, к повышению инфляции, к ухудшению положения в экономике. В настоящее время руководство страны встало перед необходимостью повысить конкурентоспособность российской продукции и осуществить замещение импортных товаров. Важная роль в этом процессе отводится малому бизнесу. Ключевые слова: малый бизнес, мировой кризис, антикризисные меры.

Мировой кризис 2014 года способствовал ухудшению экономической ситуации в России. Введение санкций привело к снижению доходов в бюджет России. Начавшийся кризис приводит к увеличению инфляции, к ухудшению ситуации в экономике и к уменьшению доходов населения страны. В связи с осложнением к доступу к финансовым ресурсам, сокращаются инвестиционные проекты множества российских организаций. Проблема для российских предприятий усиливается осложнением внешнеэкономической конъюнктуры.

По этой причине спрос на продукцию организаций ведущих внешнеэкономическую деятельность сокращается, уменьшается спрос на продукцию других отраслей народного хозяйства страны. Вместе с этим потребительское кредитование уменьшается, что ограничивает спрос на российские товары. Система и механизм управления в условиях кризиса должны создавать необходимые условия, которые дают малым предприятиям возможность адаптации к изменяющимся условиям, и делают малое предпринимательство высокоэффективной сферой страны.

В связи с кризисным состоянием усиливаются риски прекращения работы ряда организаций сферы малого бизнеса. Государство в такой ситуации должно предпринимать меры по поддержке малых предприятий. До начала кризисного периода в экономике страны наблюдался рост показателей развития малого бизнеса, постоянно росли объемы инвестиций в малые предприятия, увеличивались капиталовложения в основные фонды. Правительством Российской Федерации, регионов, муниципальных органов управления принимались законодательные акты, нормативные документы, которые обеспечивали условия для развития малых предприятий. На данный момент эти достижения утеряны. Уменьшились инвестиции, предприятия испытывают трудности в реализации продукции, растут убытки.

Малое предпринимательство столкнулось с проблемой получения кредитов, но с другой стороны сами малые предприятия не хотят пользоваться кредитом, поскольку процентные ставки по банковским кредитам высоки. Кредиты малые предприятия используют в основном для пополнения оборотных активов. Для сферы малого предпринимательства огромное значение имеет получение кредитов на короткий срок. А их финансовые учреждения не выдают либо выдают под большие проценты. Следует учесть и то положение, что в регионах работают небольшие банковские организации, которые сами находятся в сложном положении и не в состоянии в полной мере кредитовать малый бизнес, из-за ограниченности ресурсов и опасения получения серьезных финансовых потерь. Важная проблема для малого предпринимательства его зависимость от потребительского спроса. За пределами регионов и за рубежом продукция малого бизнеса слабо востребована.

Спрос внутри регионов низкий, а в связи с кризисной ситуацией в стране еще уменьшился, что приводит к уменьшению пополнения оборотных средств в имуществе малых предприятий. Поэтому возникает такая экономическая ситуация, которая толкает предпринимателей малого бизнеса к сокращению деловых операций. В связи с таким положением растет риск приостановки деятельности многих предприятий малого бизнеса и это может повлечь сокращение организаций инфраструктуры малого предпринимательства. В целом в условиях кризиса ситуация формируется не в пользу малого бизнеса. Наблюдается проблема со сбытом товара, дорогой товар становится невостребованным в связи с уменьшением покупательской способности населения, высоки ставки по получению кредитов, сокращены сроки предоставления кредитов, увеличены арендные ставки и т. д. Все это и многое другое затрудняет развитие малого бизнеса. В такой ситуации возможен уход малого бизнеса в теневую экономику. При отсутствии заемных средств, возможно сокращение деятельности малых предприятий. В целях получения денежных средств бизнесмены не станут показывать в отчетности прибыль, платить официальную заработную плату.

Это приведет к снижению выплаты налогов и платежей во внебюджетные фонды. Если методы налогового прессинга не изменить, то возникнет чрезмерное давление на малые предприятия, что ухудшит положение малого предпринимательства. Не все предприятия малого бизнеса оказались в сложной ситуации. Организации, которые производят дешевую и качественную продукцию и оказывают услуги, предприятия которые не пользуются кредитами или имеют поддержку банков, выполняют государственные заказы, имеют шанс выжить в кризисных условиях. В целях преодоления влияния экономического кризиса необходимо принять меры по финансовой обеспеченности предприятий малого бизнеса. Финансовая поддержка имеет большое значение в обеспечении стабильной работы малых предприятий.

В целях поддержки малого бизнеса целесообразно разместить государственные денежные средства в коммерческих банках, которые будут на определенных условиях кредитовать малый бизнес. Большое значение имеет формирование фондов поддержки малого бизнеса. В функции которых будут вменены обязанности по обеспечению поручительства малым предпринимательским организациям, не имеющим достаточного залога при получении коммерческих кредитов. Опыт формирования фондов поддержки малого бизнеса в стране имеется. Такие фонды благополучно работают в Москве, Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде, в Казани и других городах. Важным направлением поддержки малого предпринимательства в период кризиса является содействие в имущественной поддержке.

Передача во владение или в пользование имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, транспортных средств, инвентаря, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях будет способствовать стабильной работе . Важнейшим направлением поддержки является стимулирование спроса на российские товары, вытеснение с рынка продукции зарубежного производства. Поэтому следует обеспечить необходимый уровень федеральных, региональных и муниципальных заказов для малого бизнеса.

В кризисных условиях у организаций малого бизнеса появятся средства для ведения предпринимательской деятельности. В целях стимулирования потребительского спроса, необходимо принять меры по регулированию ввоза товаров из-за рубежа, установить квотирование, разумные таможенные пошлины. В целях стимулирования создания новых предприятий в сфере малого бизнеса, можно установить для вновь созданных организаций «налоговые каникулы». Такая налоговая мера будет стимулировать создание новых предприятий и открытию новых производств. В целях преодоления административного давления необходимо принять ряд нормативноправовых актов, снижающих давление на малое предпринимательство. С помощью новых правовых актов необходимо регламентировать процедуру проверки малых предприятий и сократить их число в отношении малого предпринимательства.

В условиях кризиса в нашей экономике возрастают риски остановки деятельности не только крупных, но и малых предприятий. Государство просто обязано в таких условиях предпринимать шаги на увеличение финансовой поддержки малого бизнеса.

По данным государственной статистики до кризисных 2009 - 2015 годов наблюдался рост малых предприятий, индивидуальных предпринимателей. Неуклонно рос и объем инвестиций в малые предприятия.

Принимались нормативные акты, которые создавали условия для финансовой поддержки малого бизнеса.

На сегодняшний день эти достижения утрачены. Упали инвестиции, снижена ликвидность, растут неплатежи.

Читателю на заметку: компания «Таблбург» предлагает услуги по комплексному оформлению различных интерьеров, будь-то торговые центры, банки, офисные здания, супермаркеты и многое другое. Достаточно чтобы убедиться в высоком качестве продукции и квалификации мастеров компании. Это давно по праву оценили многие владельцам офисов, магазинов, нотариальных контор или предприятий, которые воспользовались услугами «Таблбург».

Малый бизнес не так активно использует кредиты, как крупные и средние предприятия. Кредиты используются, как правило, для увеличения оборотных средств, в то время как крупные предприятия используют кредиты еще и для создания новых производств.

Таким образом, для малых предприятий большое значение имеют краткосрочные кредиты. А их-то банки и не выдают, или выдают под огромные проценты. Важно учесть и тот факт, что в регионах работают небольшие банки, которые сами попали в сложную ситуацию и не могут полноценно кредитовать малое предпринимательство.

Следующая беда малого бизнеса это его зависимость от спроса в России. За границей продукция и услуги малого бизнеса почти не востребованы.

Спрос внутри страны очень низкий, что приводит к снижению оборотных средств. Возникает необходимость в снижении издержек производства, сокращении объемов производства.

Растет риск приостановки производственной деятельности и может исчезнуть вся инфраструктура поддержки малого бизнеса.

В таких условиях не исключен уход малого бизнеса в тень. При отсутствии средств, неизбежно сокращение деятельности. Для высвобождения средств предприниматели перестанут показывать прибыль, платить «белую» зарплату. Это приведет к снижению налоговых выплат. Укрытие доходов неизбежно. Если методы действующего налогового администрирования не изменить, возникнет излишнее давление, направленное на поддержание достигнутого уровня, что только усугубит бедственное положение малого бизнеса.

Справедливости ради, отметим, не все малые предприятия оказались в таком сложном положении. Если предприятие производит дешевую продукцию и услуги массового спроса, не использует кредиты или гарантированно пользуются поддержкой банков, выполняют муниципальные или государственные заказы, то такие малые предприятия сегодня имеют высокий шанс успешно работать.

Для преодоления влияния кризиса на малый бизнес необходимо принять срочные меры по созданию финансовой базы. Значение финансовой поддержки через банки играет решающую роль. Можно разместить государственные средства в частных банках, которые начнут кредитовать малые предприятия.

Большое значение может иметь создание гарантийных фондов, которые будут давать поручительства и залоги малым предприятиям, не имеющим необходимого имущества для обязательств при получении банковских кредитов.

Положительный опыт создания таких гарантийных фондов уже имеется. Они успешно работают в Москве, Ленинградской области, Санкт-Петербурге, в Свердловской и Воронежской областях, в Ханты-Мансийске и Удмуртии. Суммарная капитализация этих фондов составляет 3,5 миллиардов рублей. Выдано гарантийных кредитов более 5 миллиардов рублей. Важно не останавливаться на достигнутом и увеличивать количество таких гарантийных фондов и продолжать развивать уже существующие.

Следующей действенной мерой по поддержке малого бизнеса является имущественная поддержка. Поскольку, арендные ставки и цены на недвижимость оказывают сильное влияние на издержки предприятий, необходимо добиться снижения стоимости аренды нежилых помещений, земельных участков, которые находятся в собственности РФ, а так же региональной и муниципальной собственности.

Важнейшим направлением является, так же, стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий отечественного производства, вытеснение с рынка импортных товаров. Нельзя допустить снижения федеральных, региональных и муниципальных заказов для малых предприятий. Существует даже норма, обязывающая федеральные и региональные власти размещать не менее 10% госзаказа на торгах, проводимых для предприятий малого бизнеса. Номенклатура таких товаров и услуг утверждена специальным постановлением Правительства РФ.

Установлен предел: 2 миллиона руб. на товары и 3 миллиона руб. на услуги. Для привлечения малого бизнеса желательно увеличить эти пределы.

В этих условиях у малых предприятий появятся дополнительные средства для развития своей деятельности.

Можно привлечь электронные средства для объединения и размещения заказов для малых предприятий.

Говоря о стимулировании спроса, можно добавить, что желательно принять меры по регулированию импорта товаров, установить квотирование, дополнительные таможенные пошлины.

Для развития малого бизнеса в кризис необходимо работать одновременно в трех секторах: 1. разумное налоговое регулирование; 2. уменьшение административных препятствий; 3. поддержка малых предприятий кадровыми ресурсами;

В налоговой сфере для новых малых предприятий можно установить налоговые льготы («налоговые каникулы»).

Такое налоговое послабление будет стимулировать малый бизнес к росту производства и сокращению использования «теневых» схем.

В сфере преодоления административных препятствий необходимо как можно скорее принять пакет законов, уменьшающих давление на малый бизнес, сокращение лицензирования и замена его страхованием ответственности, замена сертификации декларациями соответствия. Уменьшение издержек на лицензирование и сертификацию приведет к увеличению свободных средств, которые можно направить на дальнейшее развитие.

С помощью новых законов регламентировать проверки малых предприятий и сократить их количество в отношении малого бизнеса.

Что касается кадрового сектора, то необходимо привлечь уволенных с крупных и средних предприятий работников и повысить производительность труда на малых предприятиях. Важную роль могут сыграть муниципальные службы занятости.

Иванова Е.А.

Кандидат экономических наук, Донской государственный технический университет

СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ

Аннотация

Кризисные явления в экономике диктуют новые требования к стратегиям и стандартам управления предприятий малого бизнеса, что позволяет им «остаться на плаву» и повысить свою конкурентоспособность и устойчивость. Малый бизнес является тем «локомотивом» экономики, который позволит подняться на новый виток развития и обеспечить экономический рост страны. Предприниматели должны использовать качественно новые стратегии развития, менять свои ориентиры и бизнес-установки в деятельности предприятия.

Ключевые слова : малый бизнес, стратегия, принципы управления, конкурентоспособность.

Ivanova E.A.

PhD in Economics, Don State Technical University

THE STRATEGY OF THE ENTERPRISES OF SMALL BUSINESS IN CONDITIONS OF CRISIS

Abstract

The crisis in the economy dictate new requirements to policies and standards of management of small businesses, allowing them to “stay afloat” and to increase their competitiveness and sustainability. Small business is the “engine” of the economy, which will rise to a new stage of development and economic growth of the country. Entrepreneurs should use qualitatively new strategy for the development, improvement, change their orientation, and business installations in the enterprise.

Keywords: small business, strategy, principles of management, competitiveness.

Сложные системные преобразования, которые сейчас происходят в отечественной экономике, заставляют по-новому взглянуть на те отрасли и сферы, которые позволяют поднимать экономику страны в условиях санкций и ограничений. И важная роль в экономическом росте и импортозамещении принадлежит малому бизнесу.

С марта 2014 г. действует пакет санкций (финансово-экономических, научно-технологических, торговых и др.), введенных правительствами ряда стран в отношении России. А в результате сокращается объем внешней торговли Российской Федерации и уменьшается приток в страну иностранных инвестиций, что влечет за собой ряд негативных последствий.

Современная «война санкций» ограничивает переоснащение производственных предприятий с помощью средств и новых технологий зарубежных партнеров и инвестиций. Большинство европейских и американских компании полностью приостановили поставки технологий и оборудования в Россию . Непосредственно, это отражается и на малом бизнесе.

Малое предпринимательство является важным составным элементом рыночной экономической системы. Оно проникает во все системы экономической и социальной жизни общества: в производство, коммерцию, сферу финансов, теневую экономику, мир искусства и духовных ценностей.

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, обеспечивает специализацию и кооперацию, позволяет повысить гибкость и эффективность любого бизнеса .

Малый бизнес выполняет серьезные экономические и социальные задачи .

Общеизвестно, что дифференциация малого бизнеса в России объясняется несопоставимостью условий развития малых предприятий в Москве и Санкт-Петербурге и в остальных регионах страны .

Поддержка малого и среднего бизнеса в зарубежных странах имеет большое значение, так как является базой для стабильного развития экономики в этих странах. Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России .

К настоящему времени система поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) достигла невиданных ранее в нашей стране масштабов. В 2008 – 2013 гг. в российском малом, а в 2009 – 2010 гг. и в среднем бизнесе наблюдался бурный рост числа предприятий, характерный для периодов грюндерства.

Бурный рост, который можно условно назвать второй волной современного российского грюндерства в сфере МСП, начался в период кризиса 2008 – 2009 гг. За два года число малых предприятий (включая микро) выросло на 17%, а к концу 2013 г. – на 53% (табл. 1). Количество микропредприятий за этот период выросло на 65,2%. Отметим, что именно на малые предприятия (включая микро) приходятся наибольшие количество занятых и доля оборота российских субъектов МСП.

Таблица 1 – Характеристика малых предприятий России в 2008- 2013 гг.

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Число предприятий, тыс. 1348 1578 1644 1837 2003 2062
% 100 117,1 122,0 136,3 148,6 153,0

В 2008 – 2014 гг. федеральные власти реализовали почти все предложения общественной организации “ОПОРА России”, предложения других российских союзов предпринимателей по ликвидации избыточных административных барьеров. В стране активизировалась работа по созданию специальных антикоррупционных механизмов в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции. Создан институт защиты прав предпринимателей – федеральный и региональные омбудсмены по предпринимательству .

В то же время субъекты малого предпринимательства испытывают ряд проблем и трудностей, к которым можно отнести:

– более высокий уровень риска, вызывающий неустойчивое положение на рынке;

– зависимость от крупных компаний;

– слабая компетентность руководителей;

– повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

– трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

– неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) .

Анализ статистики говорит о том, что в 2013 году в РФ прекратили деятельность 932,8 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП), из них 98% по собственному решению. Такие решения обусловлены простотой процедуры ликвидации ИП, а также личной ответственностью ИП за несоблюдение требований законодательства.

Целесообразно при более детальном исследовании эффективности государственной помощи малому бизнесу в конкретном регионе рассматривать и другие мероприятия по поддержке предпринимателей, такие как: наличие бизнес-инкубаторов и технопарков, эффективность мероприятий по популяризации предпринимательства, количество микрозаймов, выданных на развитие, и другие .

Можно выделить четыре основных принципа совершенствования действующего механизма государственной поддержки малого бизнеса.

  1. Квоты субсидирования бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ развитиямалого бизнеса определяются исходя из темпов роста сектора, а не его абсолютной величины (таким образом поощряются происходящие сегодня позитивные изменения, а не давно достигнутые результаты).
  2. Отказ от множественности видов субсидирования, распределяемых разными ведомствами по непрозрачным для регионов критериям, в пользу 4 – 5 широкоцелевых субсидий, которые субъект РФ может использовать с большей самостоятельностью.
  3. Центр ответственности за сокращение пространственной асимметрии переносится на региональный уровень.
  4. Для повышения экономической эффективности государственного финансирования на региональном уровне определяются перспективные направления развития малого бизнеса внутри каждого из муниципальных образований, и дальнейшая финансовая поддержка местных бизнес-проектов осуществляется только в указанных направлениях.

Таким образом, вместо существующей политики “консервации” достигнутого в стране уровня развития малого и среднего бизнеса и его ускоренного “восстановительного роста” в узком кругу и без того “развитых” субъектов РФ федеральным и региональным властям предлагается развивать способность прогнозировать будущие запросы городских округов и сельских муниципальных районов в соответствии с имеющимися приоритетами и природным, человеческим, материально-техническим и иным потенциалом .

Одним из направлений повышения конкурентоспособности малых предприятий в особенности, можно назвать использование развитых конкурентных преимуществ, основанных на конкурентных стратегиях.

Стратегическое планирование в малых фирмах либо отсутствует совсем, либо носит фрагментарный характер .

Итак, в основе предпринимательского взгляда на процесс построения стратегии лежат следующие предпосылки:

1) стратегия должна существовать у руководителя в форме перспектив развития;

2) формировать стратегию руководитель может на уровне сознания и основана она на интуиции руководителя.

3) контроль осуществления стратегии остается за руководством;

4) необходимо иметь гибкое и продуманное стратегическое мышление;

5) предприятие малого бизнеса отличается гибкостью, реагирующей на все указания руководства;

6) для предпринимателей характерен поиск стратегий и отсутствие влияний прямых конкурентов в рыночных нишах .

Стратегическое планирование и управление отечественных предприятий характеризуется тем, что руководители предприятий проводят собственные исследования и прогнозы влияний внешней среды, определение ассортиментного перечня товаров и услуг, порядок расчета себестоимости и затрат, формируют ценовую политику, самостоятельно должны выбирать поставщиков, разработать собственную сбытовую политику и влиять на потребительское поведение. Все вышеприведенные задачи требуют единую сформированную и эффективную стратегию функционирования и развития предприятий.

Важное значение в стратегическом планировании малого бизнеса играют долгосрочные цели, направленные на достижение ключевых результатов и формирование конкурентных преимуществ. При этом важно выделить ключевые области, определяющие долгосрочные цели: место на рынке, инновации и технологии, маркетинг, производственный процесс, управление финансами и персоналом, менеджмент предприятия .

Ежегодно можно наблюдать разорение предприятий малого бизнеса, поскольку риски достаточно велики, а успех деятельности зависит от правильных стратегий.

Основными причинами разорений предприятий можно отнести:

1) недостаточный уровень компетентности учредителя и работников,

2) нехватка или отсутствие управленческого опыта руководителя;

3) нет перспектив и планов развития не среднюю и долгосрочную перспективу;

4) отсутствует стратегическое планирование;

5) расширяется деятельность без знаний реальных объемов ресурсов;

6) нехватка информаций о потребителях и поставщиках;

7) несоответствующие системы учета и документооборотов;

8) неактуальные данные маркетинговых исследований;

9) семейственность бизнеса;

10) правовые проблемы с законом;

11) неоптимальное делегирование обязанностей;

12) отсутствует сбалансированное управление финансами .

В кризис лучшая стратегия для реального сектора – представить, что выручка или прибыль компании сократилась вдвое. Каждому предприятию, как и государству, нужны три сценария развития событий и три набора действий в зависимости от каждого из них:

Оптимистичные – для персонала и внешних аудиторий;

Пессимистичные – для внутренних нужд;

Реалистичные .

Краткий список обязанностей руководителя, как считает Александр Высоцкий, основатель Школы Владельцев Бизнеса и «Высоцкий Консалтинг»:

Добиваться производства продуктов

Отдавать распоряжения,

Повышать ответственность подчиненных,

Разрабатывать инструкции и политику,

Организовывать

Планировать

Координировать деятельность

Инспектировать

Обучаться и обучать подчиненных .

Кризисные явления в экономике заставляют предприятия малого бизнеса по-новому взглянуть на цели, задачи и стратегию развития. Важной целью является сохранение лидерских позиций, повышение конкурентоспособности, высокие финансовые показатели. Самое важное, сохранять гибкость и мобильность, адаптация к реалиям, учитывать влияние явлений в экономике, политике, внешней среды, что характерно для современных отечественных предпринимателей.

Литература

  1. Казанцев, С.В. Оценка влияния экономического спада и антироссийских санкций на регионы РФ// ЭКО. Всероссийский экономический журнал. – 2016. – №5.-С.55.
  2. Федорова, Е., Федотова, М., Николаев, А. Оценка влияния санкций на результаты деятельности российских компаний // Вопросы экономики. – 2016. – №3-С.34
  3. Смирнов, Д.В.Особенности институциональной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в региональной экономической системе: монография/ Д.В. Смирнов, В.В. Салий. – Ростов:Издательство «Азов-печать», 2015.- С.4-5
  4. Князькина, Е.В. Адаптация как фактор конкурентоспособности малых строительных предприятий региона в условиях нестабильной экономической ситуации: монография.– Самара, Самарск. гос. арх.-строит. ун-т., – 98 c.
  5. Подшивалова, М. Качество социально-экономических институтов, формирующих среду развития малого бизнеса//Вопросы экономики. -2014.-№6.-С.97-111
  6. Багова, А. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции) // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». – 2013. -№ 1. -С. 7 – 12
  7. Росстат (www.gks.ru).
  8. Виленский, А.Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на второй волне грюндерства//Вопросы экономики.-2014.-№11. – С.95-106
  9. Низова, Л.М., Малинкина, И. В. Предпринимательство на региональном уровне: приоритеты и проблемы // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. – 2016.- № 1.- C. 70-76
  10. Александров, П. Некоторые институциональные изменения в развитии малого предпринимательства //Общество и экономика. – 2015.- № 10.-C. 92-97
  11. Алещенко, В.В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики// ЭКО. Всероссийский экономический журнал.- 2014.- № 11.-C. 132
  12. Князькина Е.В. Адаптация как фактор конкурентоспособности малых строительных предприятий региона в условиях нестабильной экономической ситуации: монография. – Самара. Самарск. гос. арх.-строит. ун-т, – 98 c.
  13. Минцберг, Г.Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель; Пер. с англ. - 2-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2016. - 365 с.
  14. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А. Н. Фомичев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 468 с.
  15. Лозик, Н.Ф. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Н.Ф. Лозик, М.Н. Кузина, Д.В. Царегородцев; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А.А. Семеновой. - М. : Издательство «Русайнс», 2015. - 152 с.
  16. Воронин, А.Д. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / А.Д. Воронин, А.В. Королев. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 175 с.: ил
  17. Цветков, В. Выручка компании упала в два раза: выжить помогут девять экспресс-советов//Генеральный директор.- 2016.-№6. – С.33
  18. Высоцкий, А. Краткий список обязанностей руководителя//Стандарты управления бизнесом.-2016.-№12.-С.88-90

References

  1. Kazantsev, SV Assessing the impact of the recession and anti-Russian sanctions on the regions of the Russian Federation // ECO. Russian Economic Journal. – 2016. – №5.-P.55.
  2. Fedorov, EA, Fedotov, Moscow Nikolaev, A. Assessment of the impact of sanctions on the results of Russian companies // Questions of economy. – 2016. – №3-P.34
  3. Smirnov, D.V.Osobennosti institutional infrastructure of small and medium-sized enterprises in the regional economic system: Monograph / DV Smirnov VV Saly. – Rostov: “Azov-print” Publisher, 2015.- S.4-5
  4. Knyazkina, EV Adaptation as a factor in the competitiveness of small construction companies in the region in an unstable economic environment: Monograph Samara, Samara. state. arh.-building. University Press, 2011. -. 98 c.
  5. Podshivalova, M. Quality of social and economic institutions that form the environment of small business // Problems of Economics. -2014.-№6.-S.97-111
  6. bugs A. Experience of supporting small and medium-sized businesses in foreign countries (for example, Germany and France) // Business Law. The app “Business and Law in Russia and abroad.” – 2013. -№ 1. C. 7 – 12
  7. Rosstat (www.gks.ru).
  8. Vilna, A.Gosudarstvennaya support for small and medium-sized businesses in Russia today for the second wave of Gründerzeit // Questions ekonomiki.-2014.-№11. – S.95-106
  9. Nizova, LM, Malinkin, IV Entrepreneurship regional priorities and problems // ECO. Russian Economic Journal. – 2016.- № 1.- C. 70-76
  10. Aleksandrov, P. Some institutional changes in the development of small business // the Society and economy. – 2015.- № 10.-C. 92-97
  11. Aleshchenko, VV Small business: spatial development and public policy priorities // ECO. National Economic zhurnal.- 2014.- № 11.-C. 132
  12. Knyazkina EV Adaptation as a factor in the competitiveness of small construction companies in the region in an unstable economic environment: a monograph. – Samara. SAMARA. state. arh.-building. University Press, 2011. – 98 c.
  13. Mintzberg, G.Strategicheskoe safari tour of the wilds of strategic management / Henry Mintzberg, Bruce Ahlstrand, Joseph Lampela; Trans. from English. – 2nd ed. – Moscow: Alpina Publisher, 2016. – 365 p.
  14. Fomichev, AN Strategic Management: A Textbook for universities / AN Fomichev. – M .: Publishing and Trading Corporation “Dashkov and K °», 2014. – 468 p.
  15. Lozik, NF Strategic Management: textbook / NF Lozik, MN Cousin, DV Tsaregorodcev; under the total. Ed. Dr. ehkon. Sciences, prof. AA Semenova. – M.: “Rusayns” Publishing House, 2015. – 152 p.
  16. Voronin, AD Strategic Management: Textbook. Benefit / AD Voronin, AV Korolev. – Minsk Higher School, 2014. – 175 p .: silt
  17. Tsvetkov, V. The company’s revenue fell two-fold: to help survive nine express tips // General direktor.- 2016.-№6. – P.33
  18. Vysotsky, A. A short list of duties of head // Management Standards biznesom.-2016.-№12.-S.88-90

Ю.А. Игонина (студентка)

Россия, Челябинская обл., г. Магнитогорск

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет».

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ число малых предприятий (без микропредприятий) в I полугодии 2009 года составило 227,7 тыс. единиц, а в Челябинской области их насчитывается 4,2 тыс. единиц.

Положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризиснымиявлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, а также низкую инвестиционную активность.

Можно выделить ряд специфических факторов, которые также ухудшают финансовое состояние предприятий малого бизнеса и в конечном итоге приводят к их банкротству.

1. Резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

2. Высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, это, в свою очередь, заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов и расширения деятельности.

3. Для малого бизнеса становится нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию - отгрузка продукции». Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

4. Увеличивается риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий.

5. Кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. Основные существующие или возможные проблемыу субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер.

В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:

    замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение (приостанавливается покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);

    прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;

    пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию);

    будут наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.

Перечислим основные меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях "кризиса":

Меры в области налогового регулирования;

Меры в области сокращения административных барьеров;

Меры в области кадровой поддержки малых предприятий.

Так, в Челябинской области, с целью сокращения административных барьеров в феврале 2009 г. губернатором П. Суминым было подписано распоряжение о приостановлении плановых проверок, а проведение внеплановых только по согласованию с прокуратурой. С целью повышения доступности кредитов начал действовать гарантийный фонд, для взаимодействия с которым привлечено 7 банков-партнеров. Кроме того, в области принимаются меры по снижению налогообложения для малого бизнеса. Утверждены перечни областного и муниципального имущества для предоставления в аренду предпринимателям на долгосрочной основе и на льготных условиях, а это более 1800 объектов площадью около 744 тыс. кв. м.

Приняты 259 решений о выкупе предпринимателями арендуемого имущества. В мае 2009 г. состоялось открытие бизнес-инкубатора для субъектов малого предпринимательства из числа социально незащищенных слоев населения, где уже работают 30 предприятий, а это 142 новых рабочих места. За счет принятых мер в I полугодии текущего года было создано более 8 тыс. новых рабочих мест.

Таким образом, политика в поддержку малого бизнеса в Челябинской области является залогом сохранности и успешного функционирования тех структур малого бизнеса, которые есть на данный момент времени и способствует развитию новых.

  1. Финансовые проблемы развития малого бизнеса в России

    Курсовая работа >> Экономика

    Его развития за последние годы. Рассмотреть влияние кризиса на развитие малого бизнеса . Показать... на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса , можно разделить на три группы: меры в области налогового регулирования; меры в области ...

  2. Экономические проблемы развития малого бизнеса

    Дипломная работа >> Экономика

    ... : экономические проблемы малого бизнеса . Цель работы – изучить сущность, проблемы и закономерности становления малого бизнеса , его влияние на развитие экономики... финансовый или материальный кризис прежде всего отражается на всей области Просвещения. Люди не...

  3. Развитие малого бизнеса в России (3)

    Курсовая работа >> Экономика

    ... малом и среднем бизнесе . По развитию малого предпринимательства Свердловская область занимает 5-е место в Российской Федерации. В малом бизнесе занято 23% экономически ... финансовый кризис 1998 ... их влиянии на рынке... Саратове, Челябинске , Перми, Ростове-на -Дону и...

Успешный и постоянно развивающийся бизнес – основа благополучия экономики страны. Однако в условиях господствующего в России кризиса в сфере бизнеса возникло множество проблем, затрагивающих различные отрасли и порождающих неопределенность и неуверенность в завтрашнем дне. Что принесет российскому бизнесу кризис в текущем году?

Ни у кого уже не осталось иллюзий на счет того, что кризисные явления пройдут незаметно для бизнеса. Даже крупные российские компании испытывают финансовые трудности, а будущее некоторых средних и мелких компаний и вовсе находится под большим вопросом.

2008 год не ушел бесследно: проблемы в банковском секторе и на фондовом рынке привели к снижению курсов акций компаний. Добавим сюда отток иностранного капитала из страны, сокращение или местами полное свертывание инвестиционных проектов, снижение объемов экспорта.… В результате таких изменений компании должны были в сжатые сроки сократить все возможные издержки, что, к сожалению, в первую очередь сказалось на стремительном сокращении рабочих мест.



Кризис - последствия для бизнеса


В начале 2009 года кризис повлиял на бизнес, как малый, так и крупный, очень сильно, что привело к следующим последствиям:

- снижение доходов населения отражается и на снижении покупательского спроса на товары и услуги, что в свою очередь приводит к сокращению объемов их реализации и к убыткам компаний;

- ужесточенные требования банков к потенциальным заемщикам , увеличенные процентные ставки по ссудам, а также отказ самого населения от оформления новых займов в связи с потерей рабочих мест или снижением доходов, приводят к сокращению размеров выдаваемых авто- и ипотечных кредитов;

- вследствие низкого спроса на автомобили и жилье возникают проблемы у автопроизводителей, автодилеров, строительных организаций и кооперативов ;

- жилищное строительство замораживается , а на складах торговых организаций происходит затоваривание;

- снижение объемов выдаваемых кредитов отражается на финансовых показателях деятельности банков и страховых компаний, призванных сопровождать большинство кредитных операций, что снова влечет за собой повышение процентных ставок и страховых тарифов.

Описание подобных взаимосвязей, вызванных , можно, наверное, продолжать бесконечно, поэтому от того, как будет развиваться бизнес в 2009 году, зависит судьба компаний и организаций различных сфер деятельности, а также рядовых граждан, вовлеченных в этот замкнутый круг.

Разговоры сегодня ведутся в основном об оздоровлении экономики страны и бизнеса в текущем году. Подразумевается здесь то, что выживут наиболее конкурентоспособные компании, которые сумеют быстро приспособиться к новым экономическим условиям и грамотно выстроить систему менеджмента. Остальным же фирмам придется покинуть рынок навсегда.

Т.е., во-первых, ожидается сокращение числа предприятий бизнес-сферы.

Во-вторых, в связи с охлаждением международных связей ожидается снижение импорта иностранной продукции в 2009 году и выход на первые позиции на рынке отечественных производителей.

В-третьих, «сдутие» искусственно завышенных цен на некоторых рынках, например, в сфере недвижимости. Это можно наблюдать уже сегодня.

И, наконец, волна поглощений и слияний, когда представители крупного и среднего бизнеса будут объединяться и поглощать друг друга, чтобы пережить кризис.


Пережить кризис...


Удержаться на плаву компании смогут, придерживаясь, так называемой, стратегии выживания, когда нужно будет отказаться от всех рисковых проектов и инвестиций, а уделить внимание может быть и менее прибыльным, но более надежным направлениям деятельности. В любом случае, кризис – явление временное. Рано или поздно он закончится, и представителям бизнеса можно будет воплощать в жизнь самые различные идеи. Но смогут сделать это только те, кто сумел отказаться от высокого риска во время кризиса.

Бизнесу в кризис необходимо также принимать во внимание, что справляться по большей степени придется собственными силами, поскольку размеры банковских кредитов, особенно международных, резко сократятся. Поэтому еще одно конкурентное преимущество окажется у тех компаний, которые имеют наименьшую долю участия заемного капитала, особенно иностранного.

В выигрыше также окажутся торговые сети, принадлежащие какой-либо российской финансово-промышленной группе, т.к. у них будет возможность дополнительного финансирования. «Одиночкам» же придется труднее, т.к. основным источником ресурсов для них является только кредитование.

В наименьшей степени кризис затронет крупный бизнес с государственным участием, поскольку помогать Правительство сможет только избранным.

То, как сложится судьба бизнеса в 2009 году, также во многом зависит и от курсов рубля и мировых валют, от цен на нефть, влияющих на ВВП в целом, от взаимоотношений России с Западом и США и от




Top