Внеклассное занятие в начальной школе "моя родина - россия". Литературный вечер «Я горжусь своей Родиной

Тема: «16 декабря – день Независимости Республики Казахстан».
Родина моя. Н. Полякова

Что значит «Родина моя»? –

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных.

Всё это – Родина твоя, земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей доверчиво раскроет.

Как вы понимаете пословицу: «Тот герой, кто за Родину горой»?

Казахстан – наше Отечество, наша Родина. Что значит Отечество? А почему мы его называем Родиной?

В каждом государстве есть такие праздники, которые называются государственными. Какие государственные праздники отмечают граждане Казахстана?

а) – Что значит независимое государство?

16 декабря 1991 года является Днём Независимости РК. Давайте проследим, какие события происходили со дня приобретения статуса независимости.

^ В конце 1991 года впервые в истории прошли всенародные выборы первого президента республики. При абсолютном большинстве голосов им стал Н.А. Назарбаев.

^ 2 октября 1991 года впервые в космос устремился сын казахского народа Т. Аубакиров. Своим полётом он возвестил на всю планету, обретённую Казахстаном свободу и независимость.

^ В конце сентября и начале октября 1992 года казахи всего мира собрались в Алматы на свой Курултай, где были обсуждены жизненно важные вопросы объединения всемирной казахской диаспоры.

^ В конце июня1992 года в Вене прошла Всемирная конференция ООН по правам человека, в которой приняли участие официальные делегации из 180 стран мира, в том числе и Казахстан.

В 1993 году была выпущена национальная валюта тенге.

б) Государственные символы РК.

Как и все государства, Республика Казахстан имеет свои государственные символы. День рождения государственной символики – 4 июня 1992 года.

Символом независимости стал голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре. Ныне он воспринимается всеми, как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Автором его является Шакен Ниязбеков. Автор доказал, что одноцветие флага является символом единства Казахстана.

^ Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре - символ свободы, независимости и суверенитета Республики Казахстан . Одноцветие фона - символ единства Казахстана.

^ Голубой цвет является традиционным для тюркских народов. На флаге он означает бесконечность неба над всей землёй и людьми, а также является символом общего благополучия, спокойствия, мира и единства.

Солнце - источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Время определяется для кочевника движением солнца. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно все 32 луча солнца в флаге имеют форму зерна - основы изобилия и благополучия.

^ Орёл или беркут в миропонимании кочевников занимает особое место. Его изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан, имеет давнюю традицию. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полёт в будущее. Вместе с тем, орёл, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.

^ С левой стороны, вдоль древка, идёт типичный национальный орнамент , олицетворяющий культуру и традиции Казахстана.

- Авторами государственного герба являются архитекторы Жандарбек Малибеков и Шота Уалиханов. Государство, не имеющее хотя бы одного из этих символов, не может считаться независимой страной. Наш герб – это символ целостности мира и первоосновы государства – семьи, это олицетворение крылатой мечты и полета творческой фантазии, это – путеводная звезда государства.

Я – казах, в степи рожден –

Знойным солнцем опален.

Встречая новую зарю,

Как беркут гордый я парю.

Под щедрым солнцем золотым,

Под ясным небом голубым…

Мой герб и флаг в себя вобрали

Весь мир степной, родные дали,

Свободы дух и взор прямой.

Герб имеет форму круга, центральный элемент – шанырак, символ семейного благополучия, спокойствия, мира.

Следующая составная часть – золотокрылые, с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны – тулпары. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна золотых колосьев – символ труда, изобилия, материального благополучия. Красивые и крепкие рога скакунов состоят из семи звеньев. Единство этих семи звеньев, их тесная нерушимая связь, напоминает нам о том, что забвение или незнание семи предков – признак безродства.

В центре герба пятиконечная звезда – наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.

Наш гимн – это торжественная песнь, отразившая всю жизнь казахского народа. В нем поется о трудностях, которые он пережил за всю свою историю, его героической борьбе за независимость. В нем звучит величие народа, провозгласившего мир и дружбу, вера в счастливое будущее.

Гимн призывает к единению, ибо сила, мощь – в народе; сила, мощь народа – в сплочённости. Он подобен музыкальному посланию, вобравшему в себя всю глубину народного богатства: его историю, мечты, чаяния и стремления.

Цель: воспитание любви к Родине.
Задачи:
- воспитывать у обучающихся чувство патриотизма;
- познакомить обучающихся с новым понятием «геральдика»;
- закрепить знания обучающихся о государственных символах России.
Форма проведения: историко-поэтический час.
Назначение. Занятие составлено для учащихся 6-7 классов. Может использоваться воспитателями ГПД на занятиях, классными руководителями на классных часах, а также может быть приурочено к Дню защитника Отечества, Дню Конституции.

Ход занятия

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашей встрече, посвящённой любви к Родине. Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле.
Ученик: Распростёрлись в дымке синей величавые края –
Если ж вороги посмеют к нам прийти из-за морей,
Только брови потемнеют у твоих богатырей.
Равной нет тебе по силе, у тебя везде друзья, -
Это ты, моя Россия, свет мой, Родина моя!
(А. Прокофьев «Цвети, наша Родина»)
Воспитатель: Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечества до границ всего государства. Но ведь даже у больших рек есть исток – маленький ключик, из которого река берёт своё начало.
(Песня «С чего начинается Родина», музыка В. Баснера)
Ученик: -Что значит «Родина моя»? – ты спросишь, я отвечу:
-Сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля от края и до края,
Всё это – Родина твоя, земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней, тем больше пред тобою
Она заманчивых путей доверчиво раскроет.
(Н. Полякова «Родина моя»)
Воспитатель: Родина, Отечество… Как мы понимаем эти слова? Известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы её зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». С этими словами трудно не согласиться, ровно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. Знаете ли вы, что является символами государственности России?
Ученик: Символами России являются герб, флаг, гимн.
Воспитатель: Правильно. Без них никак нельзя. Изображение герба и флага помещают на государственных учреждениях, на военной форме, морских кораблях, воздушных лайнерах, космических ракетах. Гербовой печатью скрепляются все самые важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно событие государственной важности – будь то Международный форум, спортивные состязания или военный парад.
Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем уважение к своей Родине. Сегодня мы поближе познакомимся с символами России, а поможет нам в этом архивариус Журавлёв Никита.
Начнём с герба. Это главный символ любого государства. Что такое герб? Это слово было заимствовано из польского языка, а корень встречается во многих славянских наречиях в значении «наследник» или «наследство». Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города, сословия, рода. Гербы обязательно отражают исторические традиции владельца. Составляются они по особым правилам, принятым в данной стране в конкретный исторический период, и утверждаются специальным законодательным актом. Есть отдельная наука, которая изучает гербы. Называется она – геральдика. Назовите герб России.
Ученик: Герб России – двуглавый орёл.
Воспитатель: Да, герб России – двуглавый орёл. Более пяти столетий олицетворяет он нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов! Не так ли, уважаемый архивариус?
(Выходит ученик в костюме архивариуса и рассказывает о гербе, а воспитатель попутно показывает все детали)
Архивариус: Герб России – самый древний государственный символ. Впервые двуглавый орёл появился на нашем гербе при Иване III, во второй половине XIVвека. Двуглавого орла Иван IIIпозаимствовал у Священной Римской Империи. На лицевой стороне своей печати он велел изобразить всадника, поражающего копьём дракона.
В период правления Ивана Грозного щит с всадником переместился на грудь двуглавого орла. Важные изменения в государственном гербе происходят во времена правления Романовых. Так, при царе Михаиле Фёдоровиче появляются три короны, которые являются символом трёх княжеств: Казанского, Астраханского и Сибирского.
При ПетреI в гербе появляется изображение не с простыми, а с императорскими коронами, изменяется и цвет герба: золотой цвет заменяется на чёрный. Изображение орла при АлександреI очень разнообразно: он мог иметь одну и три короны, держать в лапах не только скипетр и державу, но и венок, факел, молнии.
При императоре НиколаеI крылья были украшены гербами земель: Казани, Астрахани, Сибири, Польши, Финляндии. При Александре II в середине XIXвека была проведена геральдическая реформа. Количество гербов на крыльях орла увеличивается. Реформа также изменила направление движения всадника на щите, теперь он стал смотреть влево от зрителя.
После февральской революции 1917 года на печати Временного правительства использовался двуглавый орёл. Летом 1918 года в государственном гербе РСФСР утверждаются новые политические символы: красный щит, на котором изображены пересечённые серп и молот, и восходящее солнце – как символ перемен. Эти символы потом вошли в герб СССР, который обрамляли колосья, перевязанные ленточками с названиями
союзных республик. Вот так выглядел советский герб:

Ученик: Имеет свой особый герб советская держава,
Есть молот на гербе и серп, колосья слева, справа.
Вот серп и молот - добрый знак! - вы, верно, догадались:
Крестьянин и рабочий так навеки побратались.
Снопы пшеницы золотой обвиты лентой красной.
Достаток у страны большой, а Родина прекрасна!
Сияет солнце на гербе и звёздочка лучиста,
Чтобы счастливо жить тебе под небом синим, чистым.
(М.Познанская «Советский герб»)
Архивариус: С распадом Советского Союза в 1993 году указом Президента Российской Федерации был официально закреплён исторический герб России. Так двуглавый орёл вернулся на своё место.


Воспитатель: На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, а три короны над его головами – союз народов, из которых состоит Россия.
Правой лапой орёл сжимает скипетр. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В левой лапе орла – держава, которая представляет собой золотой шар с крестом наверху.
В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств.
Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.
На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ. В правой руке у него серебряное копьё, которым он победил змея. Чёрный змей – символ зла. Всадник, поражающий копьём змея, не только эмблема Москвы, но и символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.
С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. Он изображён на паспорте граждан Российской Федерации, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Где ещё можно увидеть герб России?
Ученик: Герб России можно ещё увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.
Воспитатель: Величие нашей Родины и её символов выразил в своём стихотворении заслуженный работник культуры Российской Федерации Виктор Крючков.
Ученик: Россия, я твоя росинка, песчинка малая твоя,
Когда метель- то я снежинка, в ручье- я капелька ручья.
Из этих капелек-росинок большие реки потекли,
И если б не было песчинок, тогда бы не было земли.
Мы возвратили герб старинный,
Россия, в нём твои черты:
И красный – сколько красоты!
В нём белизна твоих буранов и синева твоих озёр,
Твои надежды, муки, раны и вечно огневой задор.
Россия – тройка, песня, птица, страна с особенной судьбой,
Должна Россия возродиться, и возродимся мы с тобой.
Воспитатель: Кто назовёт герб Нижнего Новгорода?
Ученик: Герб Нижнего Новгорода – олень.
Воспитатель: Что символизирует олень?
Ученик: Олень – это символ благородства, чистоты, мудрости, справедливости.
Воспитатель: На что указывает корона?
Ученик: Корона указывает на то, что Нижний Новгород является административным центром Нижегородской области.
Воспитатель: Что символизируют цвета Нижегородского герба?
Ученик: Серебряный цвет – это символ совершенства, благородства, мира; червлёный цвет – символ храбрости, мужества, жизнеспособности; чёрный цвет – символ благоразумия, мудрости, честности.
Вот так выглядит герб Нижнего Новгорода:


Воспитатель: Ещё одним символом государственного и национального суверенитета является флаг. Слово «флаг» греческого происхождения. В греческом языке оно означало «сжигать, озарять, гореть». Государственные флаги, как и гербы, являются символами государства. Они поднимаются над правительственными зданиями и дипломатическими представительствами, их помещают на автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают почести и чтят его как святыню. Указом Президента Бориса Николаевича Ельцина от 11 декабря 1993 года утверждено Положение о Флаге Российской Федерации. Согласно этому Положению, государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхнее – белого, среднее – синего, нижнее – красного цветов. Цвет полос нашего государственного флага несёт в себе глубокий смысл. Белый цвет всегда символизировал свободу, синий – Богородицу, под покровом которой находится Россия, красный – державность. Есть и другое толкование символики цветов, которое говорит, что белый – символ правды, мира, благородства и чистой совести; синий – неба, целомудрия, духовности и веры; красный – красоты, мужества, отваги, любви, защиты веры и людей, героизма и великодушия.
Государственный флаг России поднят постоянно на зданиях Администрации Российского Президента, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, судов, Генеральной прокуратуры, Центрального банка. Бело-сине-красный флаг насчитывает трёхсотлетнюю историю, и за свою жизнь претерпевал, как и герб, некоторые изменения. Какие? Об этом нам расскажет наш архивариус.
Архивариус: В конце 60-х годов XVII века по указу царя Алексея Михайловича началось строительство Каспийской флотилии. Царь приказал отпустить на флаги «червчатую, белую и лазоревую» материи. Как тогда располагались эти цвета относительно друг друга – неизвестно. Долгое время флаги в России использовались только на флоте. Впервые знакомое нам расположение бело-сине-красных цветов ввёл Пётр I. Александр II в 1858 году утверждает в качестве государственного флага чёрно-жёлто-белое полотнище. Эти цвета были традиционны для Германии. Но так как Александр III недолюбливал Германию, то он вновь вернул России флан бело-сине-красного цветов. В 1914 году в верхний левый угол этого полотнища помещают императорский штандарт. В 1917 году символом революционной борьбы становится красный флаг. В 1922 году, когда был образован Советский Союз, на красном флаге в верхнем левом углу было помещено изображение серпа и молота. Спустя 74 года к нам снова вернулся бело-сине-красный флаг. Его ещё коротко называют «бесик».
Воспитатель: В особенно торжественных случаях – при вступлении в должность Президента и других государственных руководителей, при подъёме флага и других официальных церемониях – исполняется государственный гимн. Кто скажет, что такое гимн?
Ученик: Гимн – это торжественная песня.
Воспитатель: Гимн – торжественная песня. Это слово образовано от греческого слова «гимнос», что означает «восхваление», «торжественная песнь». Особая торжественность и праздничность гимнов пробуждает и усиливает национальное и государственное самосознание. Россия длительное время не имела официально установленного гимна. Вплоть до конца XVIII века во время церковных праздников, государственных церемоний и всевозможных торжеств общегосударственного значения хор «государевых певчих дьяков» исполнял православные церковные песнопения гимнического характера. Лишь в 1815 году появился первый официальный государственный гимн России. Подробнее рассказать о нём я попрошу нашего архивариуса.
Архивариус: Одержав победу над французами в Отечественной войне 1812 года, Россия как никогда нуждалась в собственном государственном гимне. Почти вся Европа пользовалась тогда мелодией британского «Боже, храни короля». В 1816 году Александр I утвердил первый официальный гимн России на мелодию британского гимна, со словами В.А.Жуковского. Гимн получил название «Молитва русских».
Второй гимн России связан с именем композитора Львова. Своё название гимн получил по первой строке «Боже, царя храни»:
Боже, царя храни.
Сильный, державный,
Царствуй на славу,
На славу нам,
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже, царя храни.
Приобретя мировую популярность, русский гимн исполнялся за границей в качестве самостоятельного произведения. В марте 1917 года появился новый гимн – «Русская марсельеза»:
О, дети Родины, вперёд!
Настал день нашей славы.
На нас тиранов рать идёт,
Поднявши стяг кровавый.
К оружию, граждане!
Одновременно появляется идея об использовании в качестве гимна «Интернационала». Началась борьба двух гимнов. 10 января 1918 года гимном РСФСР стал «Интернационал».
Новый гимн Советского Союза создан на музыку Александрова, слова сочинили Сергей Михалков и Эль-Регистан. Впервые гимн Советского Союза прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года. После распада Советского Союза недолгое время гимном была «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки. «Обзавестись» словами этот гимн не успел: в XXI век Россия вступила с обновлённым советским гимном.
Воспитатель: Гимн исполняется на государственных праздниках и военных парадах, каждый день начинается гимном. А как слушают и поют гимн?
Ученик: Гимн поют стоя, а если только слушают, то – молча.
Воспитатель: Гимн слушают и поют стоя, мужчины при этом снимают головные уборы, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Давайте послушаем гимн по всем правилам.
(Звучит гимн, все встают)
Воспитатель: А теперь ещё раз вспомним то, о чём мы с вами сегодня говорили, и ответим на вопросы викторины.
1.Что такое геральдика? (Наука о гербах)
2.В каком веке на гербе появился двуглавый орёл? (Во второй половине XIVвека)
3.Когда появился трёхцветный флаг? (При Петре I, в 1697 году)
4.Что обозначают цвета на флаге? (Белый – символ правды, мира, благородства и чистой совести; синий – символ неба, верности, целомудрия, духовности и веры; красный – символ красоты, мужества, отваги, любви, героизма)
5.Что такое гимн? (Гимн – торжественная песня)
6.Кто автор слов современного гимна России? (Сергей Михалков)
(Награждение победителя)
Воспитатель: Ребята, мне бы хотелось, чтобы всё, о чём вы сегодня услышали, осталось в вашей памяти надолго. А ещё хотелось бы, чтобы в ваших сердцах была любовь и к природе, и к окружающим людям, и к месту, где вы родились, - ко всему тому, что включает в себя простое слово – Родина.
Ученик: В сердце ты у каждого, Родина – Россия,
Белые берёзки, колос золотой…
Нет тебя привольней, нет тебя красивей,
Нет другой на свете Родины такой!
(И.Черницкая «Наша Родина»)
Воспитатель: Вот и подошёл к концу наш разговор о государственных символах России. Любите свою Родину, растите достойными гражданами своей страны.
(Песня «Уголок России», музыка Владимира Шаинского)

Тема: «Русь, Россия, Родина моя.

Цель: гражданско-патриотическое воспитание.

Задачи:

1.Воспитание патриотических чувств через:

Любовь к родному краю.

Любовь к родине – России.

2.Уважение к государственной символике.

3.Развитие творческого воображения, речи, памяти.

Оборудование: пословицы, государственные символы: герб, флаг, гимн, презентация.

Ход классного часа.

Звучит запись песни «С чего начинается Родина»

Учитель:

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе на встречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(Н.Полякова. Родина моя)

Учитель: Как вы думаете, о чем это стихотворение?

А что для вас означает слово Родина? (дом, речка, семья)

Вывод: Родина это место где человек родился.

Учитель: как называется наша страна? (Россия)

Какие ассоциации возникают у вас со словом Россия?

Давайте их назовем на каждую букву этого слова.

Р – Родина, родная, русская, решительная.

О – особенная, одна, огромная.

С – смелая, славная.

С – сильная, свободная.

И – историческая, искусная.

Я – ясная, яркая, я.

У меня ассоциация с буквой Я – Я как часть Родины.

Вывод: как вы думаете, ребята, о чем сегодня будем говорить?

И так тема сегодняшнего мероприятия: «Русь, Россия, Родина моя»

Свою любовь к Родине русский народ выражает в стихах и песнях.

Стихи детей.

1 уч-ся.

«Что такое Родина?»

Маму я спросила.

Улыбнулась мама, повела рукой:

«Это наша Родина, милая Россия,

Нет другой на свете

Родины такой!»

2 уч-ся.

Что такое Родина,

Все ребята знают:

Это мир прекрасный,

Добрый и большой

Самая любимая

Ты, страна родная,

Нет другой на свете

Родины такой!

3 уч-ся.

В сердце ты у каждого,

Родина – Россия!

Белые березки,

Колос налитой.

Нет тебя привольней,

Нет тебя красивей,

Нет другой на свете

Родины такой!

Песня «Россия – родина моя!»

Вывод: Россия это наша Родина.

Граждане России любят и гордятся своей родиной. Любовь свою выражают не только стихами, но и пословицами, поговорками, загадками.

Какие пословицы о Родине вы знаете?

Прочитайте начало пословицы и найдите ее продолжение. Объясните ее смысл.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Человек без родины, что соловей без песни.

На чужой стороне и весна не красна.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родина краше солнца, дороже золота.

Жить – Родине служить.

Вывод: Великая Родина – это наша страна, наша земля, наша Россия, в которой мы родились и живем. Это ее поля и леса, горы и реки, ее города, деревни, поселки. Это люди, населяющие уголки родной земли.

А сейчас попробуйте отгадать, как называется город, о котором я начну вам рассказывать: «Есть в нашей стране город, который каждый человек может назвать своим городом. Все дороги сходятся в этом городе. По земле, по воздуху, по воде. Стремятся в этот город люди, чтобы побывать в его музеях, театрах, Кремле. Это самый главный город России. (Москва)

Каким другим словом можно заменить слова «главный город» (столица)

Вывод: столица – это главный город государства. Москва – столица России.

В народе говорят: «Где родился, там и пригодился».

О чем идет речь?

(О привязанности к своей работе, к людям с обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, к родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, любовь к малой Родине.)

Что мы называем нашей Малой Родиной? (наше село)

Стихотворение.

Краснофлотское! Не спорю,

Я люблю тебя за то,

Что в тебе такие зори,

Что при них любое горе

Вмиг становится ничто.

Здесь тихи, спокойны ночи,

Дни полны труда, забот.

В Краснофлотском, между прочим,-

Это верно, это точно,-

Славен чуткостью народ.

Вывод:

И так наша малая Родина это, то место где мы родились. Это наша речка, пруд, поля, луга с душистыми травами, это наш родной дом.

В каждой стране есть свои отличительные знаки. Давайте о них поговорим.

Отгадайте о чем речь?

Это полотно из белой, синей, красной полос. Белая полоса – символ веры в чистоту. Синяя – благородство, верность. Красная – героизм, отвага, смелость. (флаг)

У вас на столе лежат полоски флага. Кто аккуратно, дружно и правильно соберет флаг?

Где можно увидеть флаг? (на форме защитника, на российском корабле, на зданиях)

Вывод: флаг это отличительный символ государства.

А какие еще есть символы нашего государства? (герб)

Ученик.

Герб нашего государства очень красивый. На нем изображен двуглавый орел. Рождение гербов связано с рыцарскими традициями. Первые гербы были простыми. На них рисовали кресты и полосы различных цветов – вертикальные, горизонтальные, косые. Постепенно герб становился родовым знаком и передается по наследству. Само слово герб означает наследство. Постепенно родовые гербы стали гербами государств. В России впервые слово «герб» упоминается более 300 лет назад.

Все города и государства имеют свой герб. Герб России мы видим часто. Он изображен на важных документах, на монетах.

Двуглавый орел держит скипетр и державу – знаки власти. Две головы напоминают о необходимости обороны России от Запада до Востока. Грудь Орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, который побеждает дракона. Георгий Победоносец, покровитель князя Юрия Долгорукого (образовал Москву), поражающий копьём змия-это олицетворяет победу добра над злом.

У вас на столе лежат элементы герба. Соберите его.

Вывод: Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

А сейчас послушайте особенное произведение, но слушать его мы будем по – особенному: для этого мы встанем.

Кому это произведение известно? (гимн)

Вывод: это песня граждан России, верных и любящих ее.

(на доске открывается: герб, флаг, гимн)

Назовите одним словом написанное на доске. (Государственные символы)

Вывод: гимн, герб, флаг – отличительные символы государства России.

Закрепление.

Командам раздаются кроссворды.

Правильно ответив на все вопросы, по вертикали вы получите должность главы государства.

КРОССВОРД

По горизонтали:

  1. Жезл, один из знаков власти.
  2. Форма государственного устройства.
  3. Официальная эмблема государства.
  4. Установленное государством общеобязательное правило.
  5. Главный город, административно-политический центр страны.
  6. Один из символов президентской власти.
  7. Вводная часть официального документа, правового акта.
  8. Торжественная песня, один из символов государства.
  9. Основной закон государства.

«Знаешь ли ты государственные праздники?»

Соотнесите названия государственных праздников с их датами.

Итог. Молодцы ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее богатства. Будьте достойны нашей великой страны. Россияне очень дружный народ. Давайте посмотрим, достойные ли вы граждане России, дружные ли вы?

Хором дополните предложения.

Наше село …

Наша большая Родина …

Наша столица …

Жителей России называют …

Стихотворение. (Читает мальчик)

Танец девочек.

Стихотворение. (Читает девочка)

Узнала я, что у меня

Есть огромная семья

И тропинка, и лесок

В поле каждый колосок.

Речка, небо голубое

Это все мое, родное.

Это Родина моя

Всех люблю на свете я.


Тема урока: Внеклассное чтение. Н.Поляков. Родина моя. М. Алимбаев. Иртыш.

Цели:

    познакомить учащихся со стихами о Родине, научить читать их выразительно

    развивать творческие способности учащихся

    развивать навыки работы в группе,

    умение находить главную мысль в тексте, концентрировать внимание и умение восстанавливать деформированный текст

    воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину

Оборудование:

    библиографические данные поэтов

    карточка с вопросами для анализа произведения

    конверты с названием стихов

    конверты с разрезанными пословицами

    таблица для анализа произведения

    визитки «Сотрудник литературно-аналитического центра»

    В.И. Даль «Толковый словарь русского языка»

Ход урока

Организационный момент

Сегодня мы находимся в литературно-аналитическом центре и у нас есть возможность познакомиться с его работой.

Музыкальный эпиграф

(звучит песня Д. Кабалевского «Наш край» в исполнении учащихся)

О чем вы спели?

Тема Родины действительно будет является главной в работе нашего литературно-аналитического центра.

Постановка целей и задач урока

Нашим сотрудникам, работающих в группах, предстоит сегодня познакомиться и проанализировать стихи поэтов о Родине.

Наша задача:- сравнить эти стихотворения и выяснить, как авторы в стихах передают свое отношение к Родине.

Все необходимое для работы находится у вас на столе, поэтому можно приступать к работе.

(Дети делятся на 2 группы и занимают свои места за круглыми столами)

Проверка домашнего задания

    А начнем мы ее с проверки домашнего задания, где надо было составить рассказ о своей родной местности, исполь­зуя слова и выражения из текста.

(дети читают по цепочке)

Спасибо за ваше чтение.

Как вы понимаете значение слова Родина? (ответы детей)

Мысли о Родине интересно сформулированы в народных пословицах, с которыми вы сейчас будете работать, потому что в пословицах хранится народная мудрость.

Работа с деформированным текстом

(каждая группа получает конверт со словами, из которых нужно сложить пословицу)

Сторона родная чужая мать а мачеха

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Не за родину – мать умирать страшно

За родину – мать не страшно умирать.

Изучение нового материала

Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. А теперь найдите в хрестоматии фамилии авторов, с которыми мы сегодня познакомимся.

Сотрудники из каждой группы выступят с биографическими сообщениями (Приложение1)

(выступают дети)

Что интересного узнали? (ответы детей)

Примите позу слушатели и послушайте стихи Н.Поляков. Родина моя. М. Алимбаев. Иртыш. (стихи звучат в исполнении учителя)

Выберите стихотворение, с которым вы будете работать

(задания в конвертах)

Прочитайте ваши стихи еще раз и найдите в них слова, значение которых вы не знаете.

Словарная работа

Какие это слова?

Сизый туман, клубясь, целина.

Где можно узнать значение этих слов?

Словари есть у вас на столах, поэтому вы можете найти их значение.

(дети работают со словарями)

Назовите значение этих слов

Молодцы, прежде чем приступить к выполнению следующего задания, давайте отдохнем.

Физминутка

Руки за спину, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим – на парту гляди.
И снова наверх – где там муха летит!
Глазами повертим, поищем ее.
И снова читаем. Немного еще.

Вам необходимо будет проанализировать стихи с помощью вопросов и рассказать о своем стихотворении от 3 лица.

(вопросы даны на карточках)

Для выполнения задания даётся 5-7 минут

Сотрудники центра выступают со своим анализом

Данные анализов заносятся в таблицу

А теперь, используя эти данные, прочитайте стихи выразительно.

(дети читают стихи)

Мне очень понравилось, как вы читали стихи.

Дифференцированное д/з

Сотрудники литературно-аналитического центра могут выбрать себе д/з:

    Выучить его наизусть

    Написать рассказ о своей малой Родине (8-10 предложений) на тему:

Почему я люблю свою родину?

Итог урока

Чем они отличаются?

Что общего заметили в этих стихах?

Какое стихотворение понравилось больше?

Я надеюсь, что вам понравилось работать в нашем аналитическом центре, поэтому будем рады видеть вас у нас. Урок окончен

*НВ: Текст стихотворения «Родина моя» в разных источниках найдено с авторами: Н. Полякова (НЕ Поляков), М. Агашина –это более правдоподобно….

Музафар Алимбаев

Музафар Алимбаев (род. 19 октября 1923) - казахский поэт, детский писатель, переводчик. Народный писатель Казахстана. Имя «Музафар» арабского происхождения, оно означает «победитель». Быть может, отец желал видеть сына сардаром-полководцем, но сын стал поэтом.

Мать будущего поэта знала множество песен и поэм, она впервые познакомила Музафара с поэзией великого Абая. Ещё ребёнком он знал наизусть народные поэмы - "Еңлік-кебек" и "Қалқаман-батыр", Она же просила аульчан, выезжающих в город, привозить небольшие книжечки, набранные арабским шрифтом. Были среди них сказки Толстого, стихи Пушкина, Лермонтова. Мать Музафара Алимбаева знала много колыбельных и героических песен, мудрых сказок и легенд. Со слов матери он записал «Сказку об одном хане-бездельнике».

Музафаром Алимбаевым переведены на казахский язык многие произведения Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Назыма Хикмета и многих других.

Много книг написал Музафар Алимбаев. Они переведены на русский, украинский, польский, английский - всех языков не перечислить!

Музафар Алимбаев (род. 19 октября 1923) - казахский поэт, детский писатель, переводчик. Народный писатель Казахстана. Имя «Музафар» арабского происхождения, оно означает «победитель». Быть может, отец желал видеть сына сардаром-полководцем, но сын стал поэтом.

Мать будущего поэта знала множество песен и поэм, она впервые познакомила Музафара с поэзией великого Абая. Ещё ребёнком он знал наизусть народные поэмы - "Еңлік-кебек" и "Қалқаман-батыр", Она же просила аульчан, выезжающих в город, привозить небольшие книжечки, набранные арабским шрифтом. Были среди них сказки Толстого, стихи Пушкина, Лермонтова. Мать Музафара Алимбаева знала много колыбельных и героических песен, мудрых сказок и легенд. Со слов матери он записал «Сказку об одном хане-бездельнике».

Музафаром Алимбаевым переведены на казахский язык многие произведения Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Назыма Хикмета и многих других.

Много книг написал Музафар Алимбаев. Они переведены на русский, украинский, польский, английский - всех языков не перечислить!

228.94kb.

  • Классный час Классный час можно провести 1 апреля или в любой другой день , 50.44kb.
  • , 89.96kb.
  • Ломаева Ольга Николаевна учитель истории моу «Бродовская средняя общеобразовательная , 92.43kb.
  • План мероприятий военно-патриотического воспитания обучающихся моу оош п. Пудожгорский , 56.28kb.
  • И. К. учитель русского языка и литературы моу сош №36 Путилин С. С. студент исторического , 138.66kb.
  • Классный час "Алкоголь это порождение варварства" Цель , 190.5kb.
  • , 48.59kb.
  • Классный час «Откуда ты родом».

    Цель: формирование личности учащихся, ее духовности и нравственности на примере изучения родного края, его природы, лучших традиций и нравов русского народа.

    Задачи: воспитать в учащихся чувство любви к родному краю, чувство гордости за своих земляков, за их ратные подвиги; привить учащимся любовь к природе родного края, бережное отношение к родной земле, ее растительному и животно­му миру; развить у учащихся индивидуальные задатки и способности к творческой деятельности, приобщить их к ценностям русской культуры.

    Ход классного часа

    I. Слово о Родине. Выступления учащихся.

    Сегодня на классном часе мы продолжим знакомство со своим родным краем. Мы послушаем сочинения ребят, стихи, легенды и песни о родном крае.

    Звучит песня «Родина» на слова Савинова (муз. народная):

    Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля. Это русское раздолье, Это русская земля...

    Вижу горы и долины, Вижу степи и луга - Это русские картины, Это Родина моя.

    Слышу пенье жаворонка, Слышу трели соловья... Это русская сторонка, Это - Родина моя!

    Родина! Слово-то какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Дорогое, как Мама!

    Что значит: Родина моя? -
    Ты спросишь. Я отвечу:

    Сначала тропочкой земля
    Бежит тебе навстречу.

    Потом тебя поманит сад

    Душистой веткой каждой.

    Потом увидишь стройный ряд

    Домов многоэтажных.

    Потом пшеничные поля

    От края и до края.

    Все это - Родина твоя,

    Земля твоя родная.

    Чем старше станешь и сильней,

    Тем больше пред тобою

    Она заманчивых путей

    Доверчиво раскроет. ( Н. Полякова)

    Из сочинения учащейся:

    У каждого человека должен быть свой родной уголок на этой Земле - местечко, которое нужно любить и защищать. Для меня - это широкая, богатая, сильная, великолепная страна Россия.

    Я родилась в России и постараюсь прожить здесь всю свою жизнь, несмотря на все трудности и неприятности, которые переживает сейчас моя страна. Я постараюсь сделать все возможное, чтобы все россияне полюбили ее так же горячо, как я.

    «Я из России»- это звучит гордо в любом уголке Земли! Россия широка и необъятна, но есть в ней одно местечко, кусочек природы, который мне очень дорог - это деревня Кузнечная. Природа здесь зимой - «серебро», осенью - «золото», весной и летом - «изумруд». Около деревни протекает небольшая, неглубокая речка Хоршевашка. Речка перегорожена плотиной, и когда подходишь к ней, создается ощущение, что ты стоишь у подножия водопада. Эта картина очень красивая: шум воды, и брызги, которые отражаются в солнечных лучах, становятся похожими на сверкающие бриллианты.

    Когда живешь в деревне, где родился и надолго никуда далеко не ездил, трудно рассуждать о том, что значит для тебя Родина.

    Родина - это все, что дорого каждому человеку: его родная деревня, отчий дом, его друзья и родные, родной язык.

    Все это с детства окружает нас, мы к этому привыкли и - по рассказам других людей, которые потеряли кого-то или поменяли место жительства, уехали за границу - понимаешь, как это трудно. Там все чужое: обычаи, язык, люди, быт, - и как трудно к этому привыкнуть!

    Говорят, что за границей жить лучше, но ведь не все люди приживаются к этой «хорошей жизни». Что-то притягивает их обратно, какая-то невидимая сила. Я думаю, что это Родина - в ее большом смысле.

    Родина - это все, что дорого и любимо каждым человеком, и куда бы ни забросила его судьба, он всегда будет помнить свою Родину и любить ее.

    Классный руководитель: О нашем удивительном городе, о великой Волге и ее притоках сложено много легенд и сказаний, но это отдельная большая тема. А сейчас мне хочется рассказать о боярышнике, растущем в нашем крае.

    Когда и где это конкретно было, трудно сказать, но вот что донесла до нас легенда. Смотрите!..

    ЛЕГЕНДА О БОЯРЫШНИКЕ

    Жила-была молодая красивая девушка, и все ею любовались. А потом встретила она голубоглазого русича, полюбили они друг друга и обручились.

    Но однажды увидел девушку хан, удивился ее красоте и приказал забрать девушку в свой дворец. Бился с ханом русич и погиб, защищая любимую.

    Взяли девушку в полон и стали готовить к встрече с ханом. Несчастная попросила помочь одну девушку, наряжавшую ее, - та отказалась. Попросила другую, третью... - все отказались помочь, страшась хана. И когда ее все же привели к нему, девушка убила себя ножом.

    А на небесах встретились верные души девушки и русича, и в момент их встречи на месте, где они впервые увидели друг друга, вырос прекрасный боярышник.

    Из сочинения учащейся:

    Говорят, человек - это маленькая Вселенная. Значит, как и у любой Вселенной, у него должен быть свой центр. Тот самый, единственный уголок в мире, который является самым дорогим и важным местом для «малой Вселенной».

    Моя Родина - Россия, огромная страна со своими радостями и проблемами. Изначально стоящая на стыке двух великих культур - авангардной западной и традиционной восточной, оказавших на нее свое влияние. Поэтому и история нашей Великой Руси покрыта «выбоинами» и «ухабами»...

    Помимо понятия «большая Родина», у меня есть еще и своя «малая Родина». Малой Родиной для меня стало место моего рождения, старинный город Ядрин. Ядрин-небольшой город, расположенный на берегу реки Сура. Город очень красивый, особенно летом. В нем много старинных зданий, исторических мест, много зелени, цветов. В окружении города очень много красивых озер, перелесков. И в любое время года, гуляя по этим местам, получаешь неописуемое наслаждение.

    И если судьба одарит меня славой и известностью, то я никогда не буду скрывать, откуда я родом, и стыдиться того, что родилась не в столице. А если волею судьбы занесет меня далеко от родного дома, я точно знаю, что буду ужасно скучать по родине и тосковать по родному городу, по своим милым полям, перелескам, по широкой величавой Волге и ее притоку Суре, по друзьям и родным, по своему жаркому солнцу, которое здесь особенное, потому что оно греет мою душу и заставляет ее цвести.

    Все это бесценно, и, даже имея огромные богатства, я не буду счастлива вдалеке от моего родного края. Я не могу представить себя вне его, за его пределами - на чужбине. Ядрин для меня - моя история, моя судьба, моя жизнь.

    Каждый человек на Земле должен помнить и любить - несмотря ни на что - свой родной край, свою родину, будь она большая или маленькая, уважать ее и, если понадобится, защищать. Непременно знать и помнить свои корни, своих предков, культуру родного края, его историю. И, конечно же, безгранично любить - до замирания сердца, до последнего вздоха!

    II. Просмотр презентации «Путешествие по Ядрину» с комментариями учащегося Рябинина Сергея, создавшего эту презентацию.

    III. Конкурс знатоков стихотворений о Родине

    О Родине воспевали, ей посвящали стихи лучшие поэты России. Кому принадлежат следующие строки:

    Россия, нищая Россия, Если крикнет рать святая:

    Мне избы серые твои, «Кинь ты Русь, живи в раю!» -

    Твои мне песни ветровые - Я скажу: «Не надо рая,

    Как слезы первые любви! (А. Блок) Дайте родину мою». (С. Есенин)

    Умом Россию не понять, Спасибо, Родина, за счастье

    Аршином общим не измерить: С тобою быть в пути твоем.

    У ней особенная стать - (А. Т. Твардовский)

    В Россию можно только верить. (Ф. Тютчев)

    Гой ты, родина моя!

    Гой ты, бор дремучий!

    Свист полночный соловья,

    Ветер, степь да тучи! (А.К. Толстой)

    Люблю отчизну я, но странною любовью!

    Не победит её рассудок мой.

    Ни слова, купленная кровью,

    Ни полный гордого доверия покой,

    Ни темной старины заветные преданья

    Не шевелят во мне отрадного мечтанья. (М.Ю. Лермонтов)

    Товарищ, верь: взойдет она,

    Звезда пленительного счастья,

    Россия вспрянет ото сна,

    И на обломках самовластья

    Напишут наши имена! (А.С. Пушкин)

    О, Россия!

    С нелегкой судьбою страна…

    У меня ты, Россия,

    Как сердце, одна. (Ю. Друнина)

    IV. Конкурс знатоков песен о Родине:

    Назовите песни, в которых поется о Родине. Например:

    «Широка страна моя родная»,

    «С чего начинается Родина?»,

    «Отчий дом»,

    «Под крышей дома твоего» и т.д.

    V. Заключение.

    Классный руководитель:

    Я видел Русь в иконах у Рублева:

    Глаза, как окна, свет их нестерпим,

    Я узнавал черты лица родного,

    Как матери родной, был предан им.

    Ни на каких дорогах и дорожках

    Я, сын Руси, забыть её не мог!

    Она в меня легла, как гриб в лукошко,

    Как дерево в пазы и мягкий мох. (В. Боков)

    Этими словами мне хочется закончить нашу встречу с родным краем

    Пройдут и нынешние лихие времена, и люди поймут, что вся наша планета Земля - великая Родина всех народов, а ее природное богатство - основа нашего благополучия, неиссякаемый источник радости.

    VI. Подведение итогов.



    
    Top