Война и мир оценка произведения. Сочинение критика на произведение "война и мир"

Упражнение 1. Перепишите, расставляя ударения и вписывая пропущенные буквы.

Розвальни – развалиться; розыгрыш – разыграть; розыск – разыскать; роспись – расписать, расписание, расписка; россыпь – рассыпать; рассказ – россказни; распустить (на каникулы) – роспуск.

Текст заголовка

Упражнение 2. Укажите, в каких словах на месте пропуска пишется буква З, а в каких С.

1)восстановить отношения,

2) вежливо здороваться,

3) период расцвета,

4) раззадорить спорщиков,

5) неиссякаемый источник,

6) сдать в наём,

7) принять в расчёт,

8) расчётливый хозяин,

9) воссоединение народа,

10) возделывать землю,

11) жёсткий распорядок дня,

12) тратить расчётливо,

13) рассчитывать на внимание,

14) точное использование,

15) орудийный расчёт,

16) редкий разговор,

17) отдельная работа,

18) раздельная уборка,

19) зрелое рассуждение,

20)здешние цены.

Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы и определите, в какую морфему (в приставку или в корень) входят сочетания букв раз- (роз-), рас-(рос-), ис-, из-, нис-, низ-, бес-, без-, черес-.

Разносчик, истинный, разночинец, истолковать, россыпи интересных мыслей, низвести, низкотемпературный, растянуть, известняк, растение, известность, безвкусный, бессердечный, воссоздать, чересчур, восторг, раскрыть, рассадить, развинтить, беззвучный, развитие, бессмысленный, предрассветный.

Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы в приставках и разместите слова по трем столбикам:

1) с приставками, не меняющими на письме согласного;

2) с приставками на з –с;

3) с приставками на гласный.

Безвкусица, сжечь дотла (что-нибудь), безжалостный, бесформенный, бесшумный, обтекаемый, воззрение, восстановление, надсмотрщик, наслаждение, восторжествовать, подучить, отблеск, изжога, исподтишка, подписчик, подшипник, бескормица, происшествие, ниспадать, просвещать, сдельщина, предпочтение, предшественник, чересполосица, чересседельник, задвижка, зачинщик, перемирие, пер…шеек, ра…знакомиться, растворять, расщелина, доверенный, доверчивый, расчет, рассчитать, расхвораться, бескровный.

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Пре…ставлять, п…радеть, о…ходиться, о…крывать, о…гадывать, о…переться, архи(плут), о…водить, (архи)ерей, по…ходящий, (анти)вегетарианец, по…бородок, (вице)король, (контра)бас, (экс)министр, (контр)революционный, (де)классированный, (фельд)комендант, (контр)адмирал, (супер)фосфат, (суб)ординация, (архи)быстро, (до)петровская эпоха, (кон)гениальный, (контр)удар, меж…американский, о…бивка, обес…лавить, о…севки, о…грузить, о…цедить, по…данный, по…садить, пр…отцовский, пре…дипломный, пр…американский, ра…прекрасный, с…противление, (ультра)звук, пр…щур, о…тереть, о…сохнуть, по…ключить.

]

Текст заголовка

Текст заголовка

Текст заголовка

Текст заголовка

[[Файл:Файл:Example.jpg [[Файл:Файл:Example.jpg [[Файл:Файл:Example.jpg [[Файл:Example.jpgВставьте сюда текст, который не нужно форматироватьВставьте сюда текст, который не нужно форматировать--90.189.61.174 90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)--90.189.61.174 18:35, 23 апреля 2012 (VLAT)

Вставьте сюда текст, который не нужно форматировать[[Заголовок ссылки [[Заголовок ссылки [[Заголовок ссылки [[Заголовок ссылки Заголовок ссылки ]]]]]]]]]]]]]]]] ==

== == ==

Упражнение 7. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую - с при-, во вторую - с пре-.

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений. придание приткновение причуды

Упражнение 8. Проверьте себя по теме «Правописание приставок», вставляя пропущенные буквы.

Д…бежать до калитки, …бхитрить противника, пр…чувствие беды, …тдых на море, посторонним вход в…спрещён, пр…гулка на воздухе, п…бежать н…п…регонки, взять н…прокат вещи, д…заправка самолёта, п…загорать на солнце, н…дпись на камне, з…прокинуть голову, бе…заботная жизнь, пр…ветренная комната, бе…дарный артист, бе…толковый ответ, и…ношенный механизм, и…следовать причины, ра…кидывать вещи, и…порченный телефон, чре…мерные усилия, в…дремнуть немного, пр…драссветная мгла, бе…форменные очертания, н…ожиданная р…звязка, дружные в…ходы на полях, стремительный ра…бег, пр…ехать на ярмарку, в ра…цвете сил, …долеть пр…грады, удачная …делка, пр…бить к потолку, …делать зарядку, пр…вокзальная площадь, пр…даное невесты, ра…калённый металл, пр…стегнуть значок, …тдать долги, пр…восходный ра…сказчик, …дельная работа, чере…чур сильно, д…веренность, …жечь дотла (что-нибудь), з…движка, ра…творить песок, в…зраст, …бить с ног, р…списка, з…явление.

Упражнение 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Раз_скать, пред_дущий, без_дейный, из_сканный, пред_юльский, без_глый, с_знова, воз_меть, без_нвентарный, под_тожить, роз_грыш, небез_звестный, с_мпровизировать, без_скусный, под_нтегральное число, об_грать, из_мать. Меж_нститутский, сверх_ндустриализация, сверх_нтересный, меж_рригационный период, меж_здательский, сверх_мпульсивный. Суб_нспектор, контр_гра, транс_орданский, дез_нфекция, супер_нтересный, пост_мпрессионизм, пан_сламизм. Спорт_нвентарь, мед_нститут, фин_нспектор. Пред_стория, меж_нтернатский, без_нициативный, спорт_гра, об_скать, сверх_зобретательный, без_мянный, контр_ск, с_змала, сверх_зысканный, небез_нтересный, пред_нфарктный, пост_нфарктный, вз_скать, меж_гровой, дез_нформация, сверх_ндустриальный, пед_нститут, без_сходный, Глав_здат, супер_гра, под_мать, с_грать, сверх_скусный, транс_ндийский, без_мпульсный.

Упражнение 10. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую - с И, во вторую - Ы.

Безыглый, безыдейность, безынвентарный, безыскровый, безытоговый, взымать, взыскать, дезинформация, контригра, небез…звестный, об…ндеветь, об…сканный, под…тожить, пост…мпрессионистский, пред…юльский, сверх…зысканный, спорт…гра, с…здавна, с…змала, с…мпровизировать, транс…орданский, без…скрый, без…нициативный, дез…нфекция, меж…нститутский, над…ндивидуальный, небез…нтересный, об…граннный, от…менный, пан…сламист, пред…мпрессионистский, пред…стория, сверх…ндустриализация.

Упражнение 11. Вставьте, где это необходимо, разделительные Ъ и Ь.

Кон…юнктура, суб…ект, ад…юнкт, интерв…ю, двух…язычный, лос…он, фел…етон, сверх…естественный, контр…атака, фельд…егерь, волеиз…явление, прем…ера, трёх…осный (автомобиль), ад…ютант, бул…он, с…узить, в…юга, двух…этажный, всеоб…емлющий, пед…институт, об…явление, кон…юнктивит, транс…японский, контр…якобинский, дез…инфекция, вар…ирование, дет…ясли, без_упречный, об_явление, неб_ющийся, бар_ер, контр_удар, сверх_естественный, раз_яренный, пас_янс, трех_язычный, нав_ючить, необ_ятный, в_ется, пред_убеждение, обез_яна, пред_угадать, кинос_емка, бур_ян, меж_ярусный, комп_ютер, раз_яснить.

Упражнение 12. Вставьте, где это необходимо, Ь после шипящих.

Вскач_, замуж_, лиш_, настеж_, невмоч_, невтерпеж_, сплош_. Береч_ся, взвес_те, встретиш_ся, испеч_ся, назнач_те, намаж_, остан_ся, не плач_те, съеш_, сяд_те. Глуш_, грач_, дач_, крыш_, ландыш_, лещ_, много луж_, меч_, молодеж_, мыш_, ноч_, помощ_, рож_, стаж_, тиш_, выше туч_. Могуч_, похож_, хорош_. Жен_щина, мощ_ный, погон_щик, пон_чик, реч_ка, стекол_щик, точ_ка, удач_ный. Восем_сот, сем_десят, шест_сот. Веч_ный, вещ_, встан_те, готовиш_ся, девят_сот, дрож_, душ_, еж_ колюч_, живуч_, камен_щик, лож_, луч_, моеш_ся, навзнич_, наотмаш_, отреж_, плач_ ребенка, подвин_ся, проч_, пят_десят тысяч_, репортаж_, реч_, реч_ной, среди рощ_, руч_ка, спряч_те, черная туш_, увлеч_ся, удач_. Молодёж…, превосходиш…, престиж…, наотмаш…, благородство человеческих душ…, иш…, туш… для век, горяч… нравом, уж…, обеспеч… безопасность, не плач…те, мелоч…, результат встреч…, проч…, стаж…, капает с крыш…, полноч…, не пряч…тесь от людей, увелич…те, пренебреч…, роскош… не утаиш…, спряч… мяч…

Упражнение 13. Проверьте себя по теме «Правописание Ъ и Ь знаков», вставляя пропущенные буквы.

Альпинизм, июньский, клянчить, фальшь…, лентяй, отсроч…ка, селььд…б, вес…ма, усад…ба, прос…ба, мос…тик, мощ…ный, готовиш…, он готовит…ся к прыжку, кин…те мячик, состав… уравнение, назнач…те свидание, признат…ся в слабости, с…ешьте кусочек, хочу купат…ся, пришлос… добират…ся пешком, лист не колышет…ся, пора занимат…ся, придётся задумат…ся, пишеш… красиво, грамотная реч…, много красивых дач…, гореч… воспоминаний, решение задач…, двухлетний малыш…, искусная рез…ба, получите ден…ги, заботливая нян…ка, о суд…бе героя, распахнуть дверь настеж…, мощ…ный рывок, об…единение, из…явить желание, с…езд, с…экономить, с…агитировать, об…яснение, с…узить вопрос, фотос…ёмка, уст…е реки, рел…ефный, почтал…он, об…ёмный, стат…я, дет…ясли, взять интерв…ю, дез…информация, спорт…инвентарь, пойдём…те.

Русский язык является одним из довольно сложных для изучения. Огромное количество разнообразных правил и исключений из этих правил может поставить в тупик не только иностранца, но и маленьких носителей русского языка. В 6 классе изучается такое правило, как правописание букв "и", "ы" после приставок. Подробнее об этом правиле читайте ниже.

Правило правописания "и", "ы" после приставок

Правило это не так сложно. Главное, что необходимо сделать, так это определить, какого происхождения приставка - русского или иноязычного.

Вам будет интересно:

В русскоязычных приставках, которые оканчиваются на согласную, в корне слова следует писать букву Ы. Например - "игра - разыграть".

Исключение составляют русские приставки меж- и сверх-. Например - "интересный - сверхинтересный". Также к исключениям относится глагол "взимать", в котором после приставки вз- пишется буква "и" и произносится звук [и]. В сложносокращенных словах также сохраняется "и" в корне слова. Например - "институт - пединститут".

После приставок иноязычного происхождения, которые оканчиваются на согласную, (дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс- и др.), в корнях пишется буква И. Например - "игра - суперигра".

Упражнения на закрепление правила

Рассмотрим, как представлено правило на "и", "ы" после приставок в упражнениях для 6 класса. Традиционным упражнением для закрепления правил правописания является диктант. Учитель диктует учащимся слова на обозначенную орфограмму. Ученики после сами проверяют свои работы и исправляют ошибки. Задание можно усложнить, если дополнительно использовать и другие виды орфограмм в упражнении.

1. В предыдущих выпусках местной газеты была затронута очень важная тема.

2. Жюри подытожило результаты соревнований.

3. В темной комнате трудно разыскать черную кошку.

4. Пединститут является одним из старейших вузов в городе.

5. Он разыграл неплохую комедию.

6. В Интернет попала дезинформация относительно нового телешоу.

7. Школьный спортинвентарь находится под отчетностью.

8. Он привык бывать в изысканном обществе.

9. Важно знать предыдущую тему.

Выборочное списывание также является популярным упражнением на закрепление правил правописания. Примером такого упражнения может быть следующее: учитель диктует слова на изучаемое правило. Ученики первого варианта записывают слова, в которых после приставки необходимо писать букву "и"; второй вариант, соответственно, записывает слова, в которых после приставки пишется буква "ы":

  • безымянный;
  • безынтересный;
  • безысходный;
  • взимать;
  • видоизменить;
  • доиграться;
  • контригра;
  • небезызвестный;
  • подытожить;
  • разыграть;
  • разыскивать;
  • сверхинтересный;
  • суперинтересный.

И, Ы после приставок - упражнения творческие

К творческим можно отнести различного рода задания на исправление ошибок. Например, ученикам предлагаются словосочетания со словами на изучаемую орфограмму, в которых допущены ошибки. Задача их - исправить эти ошибки: межынститутский конкурс, безымянная высота, сыграть в прятки, подискивать работу, началась суперигра, сверхынтересное интервью, неизвестный исполнитель, взымать налоги (ошибки в 1, 4, 6, 8 словосочетаниях).

Выполнение такого упражнения развивает орфографическую зоркость и способствует лучшему закреплению правила.

Еще один вид творческого задания - преобразование слов. К исходному слову добавить по очереди следующие приставки.

Задача учеников - не просто подставить все предлагаемые приставки, но и понять, употребляется ли такая приставка с конкретным словом, и в некоторых случаях добавить к словам суффиксы.

Также можно предложить учащимся при изучении написания "и", "ы" после приставок упражнение следующее: представить графически изучаемое правило. То есть создать самостоятельно схему или таблицу правила с примерами.

Учитель, объясняя орфограмму "Буквы "и", "ы" после приставок", упражнения выбирает в соответствии с образовательными задачами урока и личностными особенностями каждого ученика класса. Но тем не менее все упражнения, предлагаемые классу, должны носить продуктивный характер и должны быть нацелены на активизацию мышления.

Для того чтобы безошибочно писать гласные Ы и И после приставок, необходимо запомнить, что после русских приставок, оканчивающихся на согласную, в корнях пишется не И, а Ы в соответствии с произношением. Например: ПОДЫТОЖИТЬ, ПРЕДЫДУЩИЙ.

Это правило не распространяется:

    на слова с иностранными приставками ДЕЗ-, СУБ-, КОНТР-, ТРАНС-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР- и др.(СУПЕРИГРА, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ);

    на слова с русскими приставками МЕЖ- и СВЕРХ- (МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ);

    на сложносокращенные слова (СПОРТИНВЕНТАРЬ);

    а также на слово-исключение ВЗИМАТЬ, в котором после приставки ВЗ- произносится звук [и].

Упражнение

1. Два месяца он отлично раз_ грывал роль бешеного. (Н. В. Гоголь)

2. Ну что, до_ грался?! Эх, надоела такая жизнь! (Н. В. Гоголь)

3. У черных есть определенная контр_ гра на ферзевом фланге.

4. Раздражали меня пуще всего эти без_ мянные письма. (Ф. М. Достоевский)

5. Но стоит мне на пару дней отлучиться, как тут происходит что-то сверх_ нтересное.

6. Ему, впрочем, небез_ звестно было, что я кое-что имел… (Ф. М. Достоевский)

7. Вот тот пиджак, что вы раз_ скиваете, посмотрите, он даже не помялся. (Н. В. Гоголь)

8. Посему письма сии показались мне не совсем без_ нтересными. (Ф. М. Достоевский)

9. Они как-то очень странно видо_ зменили раму и украшения… (Л. Н. Толстой)

10. А сейчас эта надежда, уже не надежда, а уверенность в чуде заполнила его до самой макушки, и он уже удивлялся, как мог раньше жить в таком беспросветном, без_ сходном мраке... (А. и Б. Стругацкие)

11. Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его без_ нициативным. (Л. Н. Толстой)

12. Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небез_ скусственной красоте. (Л. Н. Толстой)

13. Энергетикам запрещено вз_ мать штрафы за перерасход электроэнергии.

14. Однако же во что бы то ни стало он решился до_ скаться в них последней мелкой черты и оттенка, постигнуть их тайну... (Н. В. Гоголь)

15. Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются... извольте сами нарочно раз_ скать. (Н. В. Гоголь)

16. Из этого коллежский асессор мог видеть, что частному приставу были небез_ звестны изречения древних мудрецов… (Н. В. Гоголь)

17. Необходимо наладить выпуск меж_ нтернатской электронной газеты.

18. Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам без_ нтересно и купчую беру на себя. (Н. В. Гоголь)

19. На самом деле ничего супер_ нтересного внутри не обнаружилось.

20. До_ скались, что он живет в какой-то странной компании, связался с каким-то отребьем петербургского населения… (Н. В. Гоголь)

21. Харьковский завод "Спорт_ нвентарь" был основан в 1948 году.

22. Арагва, обнявшись с другой без_ менной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею. (М. Ю. Лермонтов)

23. Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я раз_ грывал жалкую роль палача или предателя… (М. Ю. Лермонтов)

24. Сборник материалов Четвертой меж_ нститутской научно-практической конференции молодых ученых.

25. Пора уж под_ тожить, Как я живу и как вооружен. (М. Светлов)

26. Транс_ орданский эмират был создан Англией весной 1921 г.

27. Он зашел в «Серую Радость», выпил стакан арканарской кислятины, потрепал хозяйку по щеке, перевернул, ловко двинув мечом, столик штатного осведомителя, пялившего на него пустые глаза, затем прошел в дальний угол и от_ скал там обтрепанного бородатого человечка с чернильницей на шее. (А. и Б. Стругацкие)

28. За годы войны пед_ нститут пострадал больше всех томских вузов, перенеся шесть переездов с места на место.

Упражнение подготовили А. Копеина и Б. А. Панов (школа № 1199 г. Москвы «Лига Школ»).

Буква Ы после приставок на согласный.

Цели. Учить воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения; находить слова с орфограммой­буквой ы , и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. Воспитывать чувства языка.

Тип урока: урок открытия новых знаний. Метод: проблемный

Ход урока:

I . Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.

II . Проверка домашнего задания.

    Фронтальный опрос по пройденным темам.

    Проверка выполнения домашнего упражнения №272. Учитель читает правильные варианты с объяснением, учащиеся проверяют свои работы.

    Выполнение работы на листочках слайдам 7, 12 «Вставь пропущенные буквы» и «Проверь себя». Учитель собирает работы.

    Словарная работа упражнение №268.

    Индивидуально: выполнение компьютерного теса «Правописание приставок на З/С.

III . Изучение нового материала.

1. Определяем проблему урока. Ученики работают в парах, выявляют особенность: разные буквы Ы и И в корне однокоренных слов, формулируют основной вопрос урока.

Прочитайте пары слов. Как они называются? (Однокоренные )

об Ы грать – И гра без Ы мянный – И мя раз Ы щет – И щет

Что необычного заметили в этих словах. Какой вопрос возникает? (Почему в корне однокоренных слов пишутся разные буквы – ы , и ? Когда нужно писать букву ы в корне?)

В чём отличие этой темы от двух предыдущих, на которых мы открывали новые знания (Новые буквы –Ы или Ы , не в приставках, а после приставок .)

2. Работа в группах.

Вы И грать – об Ы грать по И мённый – без Ы мянный

по И щет – раз Ы щет

Что общего в каждой паре слов? В чём различие?
- Сравните произношение и написание гласных после приставок.
- Выявите закономерность в написании буквы Ы после приставок.

(Выявляется общее правило написания приставок. Запись на доске и в тетрадях. Делаются необходимые обозначения: в обоих столбиках в словах выделяются приставки, после приставок разные буквы: в 1­м столбике и , во 2­м – ы ).

Сравните произношение с написанием (Устанавливается их совпадение ).

Выявляется закономерность, определить основное условие выбора. (При необходимости – подсказка : на какой согласный оканчивается приставка?)

3. Проводится наблюдение над написанием буквы после приставки сверх­

контр-; дез-. сверхИнтересный контрИгра дезИнформация

Какое противоречие вы заметили? В чём особенность этих слов (Делается вывод, что эти приставки можно назвать исключением ).

– Почему в словах поискать, наиграть буква ы на месте и не пишется? (Приставка не оканчивается на согласный)

4
. Обобщаются выводы, формулируется правило. Сверяется с материалом пособия на стр. 131.

Слайды 14, 15

Видеофизминутка

И СОГЛ . Ы

Искл.


СВЕРХ

И МЕЖ И

КОНТР

III . Закрепление изученного. Стр. 132 пособия

    Орфографическое чтение рифмованного алгоритма Слайд 16

    Упражнение №285 Объяснительное письмо с графическим обозначением орфограммы. (Выполняется в тетради)

    Упражнение №286. Работа со словарными словами. Записать, образовать слова приставочным способом.

    Упражнение № 287. Выборочно-распределительная работа (Выполняется у доски и в тетрадях)

IV . Итог урока.

– Найдите «третье лишнее»:

1) а) раз…скать , б) по…скать , в) от…скать ;

2) а) раз…грать , б) об…грать ,) про…грать .

3) а) раз…скать , б) сверх…нтересный , в) дез..нформация .

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

V . Домашнее задание .

Повторить предыдущие темы. Выучить материал стр. 131, упражнение №288 в пособии. Выучить рифмовку по желанию.

А.Е. Берсом в 1863 году пишет своему другу, графу Толстому, письмо, в котором сообщается об увлекательной беседе между молодыми людьми о событиях 1812 года. Тогда Лев Николаевич решил написать грандиозное произведение о том героическом времени. Уже в октябре 1863 года писатель в одном из писем родственнице пишет, будто никогда не чувствовал такие творческие силы в себе, новая работа, по его словам, не будет похожа ни на одну, что он делал прежде.

Изначально главным героем произведения должен стать декабрист, возвращающийся в 1856-м году из ссылки. Далее Толстой перенес начало романа на день восстания в 1825, но потом художественное время переместилось на 1812 год. Видимо, граф боялся, что роман не пропустят по политическим соображениям, ведь еще Николай Первый ужесточил цензуру, боясь повторения бунта. Поскольку Отечественная война напрямую зависит от событий 1805 года – именно этот период в окончательном варианте стало фундаментом для начала книги.

«Три поры» — так назвал Лев Николаевич Толстой свое произведение. Планировалось, что в первой части или поре будет рассказываться о молодых декабристах, участниках войны; во второй – непосредственно описание восстания декабристов; в третьей – вторая половина 19 века, внезапная гибель Николая 1, поражение русской армии в Крымской войне, амнистия участников оппозиционного движения, которые, возвращаясь из ссылки, ожидают перемен.

Следует заметить, писатель отверг все труды историков, положив в основу многих эпизодов «Войны и мира» мемуары участников и свидетелей войны. Материалы газет и журналов так же служили отличными информаторами. В Румянцевском музее автор прочел неопубликованные документы, письма фрейлин и генералов. Несколько дней Толстой провел в Бородино, а в письмах супруге воодушевленно писал, что если бог даст здоровья, то он опишет Бородинское сражение так, как никто до него не описывал.

Автор положил 7 лет жизни на создание «Войны и мира». Существует 15 вариаций начала романа, писатель неоднократно бросал и вновь начинал свою книгу. Толстой предугадывал глобальный размах своих описаний, хотел создать нечто инновационное и создал роман-эпопею, достойную представлять литературу нашей страны на мировой арене.

Темы «Войны и мира»

  1. Тема семьи. Именно семья определяет воспитание, психологию, взгляды и моральные устои человека, поэтому закономерно занимает одно из центральных мест в романе. Кузница нравов формирует характеры героев, влияет на диалектику их души в течение всего повествования. В описании семьи Болконских, Безуховых, Ростовых и Курагиных раскрываются мысли автора о домострое и то значение, которое он придает семейным ценностям.
  2. Тема народа. Слава за выигранную войну всегда принадлежит полководцу или императору, а народ, без которого не появилась бы эта слава, – остается в тени. Именно эту проблему и поднимает автор, показывая суетность тщеславия военных чиновников и возвышая рядовых солдат. стала темой одного из наших сочинений.
  3. Тема войны. Описания военных действий существуют относительно отдельно от романа, самостоятельно. Именно здесь раскрывается феноменальный русский патриотизм, ставший залогом победы, безграничная храбрость и сила духа солдата, идущего на все ради спасения родины. Автор вводит нас в военные сцены глазами того или иного героя, погружая читателя в глубину происходящего кровопролития. Масштабные баталии перекликаются с душевными терзаниями героев. Нахождение на перекрестке жизни и гибели открывает им истину.
  4. Тема жизни и смерти. Персонажи Толстого делятся на «живых» и «мертвых». К первым относятся Пьер, Андрей, Наташа, Марья, Николай, а ко вторым старый Безухов, Элен, князь Василий Курагин и его сын Анатоль. «Живые» находятся постоянно в движении, причем не столько физическом, сколько внутреннем, диалектичном (их души приходят к гармонии через череду испытаний), а «мертвые» прячутся за масками и приходят к трагедии и внутреннему расколу. Смерть же в «Войне и мире» представлена в 3 ипостасях: смерть телесная или физическая, нравственная и пробуждение через смерть. Жизнь сравнима с горением свечи, чей-то огонек маленький, с вспышками яркого света (Пьер), у кого-то он неустанно горит (Наташа Ростова), колеблемый свет Маши. Так же 2 ипостаси: жизнь физическая, как у «мертвых» персонажей, чья безнравственность лишает мир внутри необходимой гармонии, и жизнь «души», это о героях первого типа, о них будут помнить и после смерти.
  5. Главные герои

  • Андрей Болконский – дворянин, разочарованный в свете и ищущий славы. Герой красив, обладает сухими чертами лица, невысокого роста, но атлетического сложения. Андрей мечтает славиться, как Наполеон, за тем и едет на войну. Ему наскучило высшее общество, даже беременная жена не дает отрады. Болконский меняет мировоззрение, когда он, раненный на сражении в Аустерлице, столкнулся с Наполеоном, который показался ему мухой, вместе со всей его славой. Далее любовь, вспыхнувшая к Наташе Ростовой, так же меняет взгляды Андрея, который находит в себе силы вновь зажить полноценной и счастливой жизнью, после гибели жены. Смерть он встречает на Бородинском поле, так как не находит в своем сердце силы прощать людей и не воевать с ними. Автор показывает борьбу в его душе, намекая, что князь – человек войны, ему не ужиться в атмосфере мира. Так, он прощает Наташу за измену лишь на смертном одре, и умирает в гармонии с собой. Но обретение этой гармонии было возможно лишь таким образом – в последний раз. Подробнее о его характере мы написали в сочинении «».
  • Наташа Ростова – веселая, искренняя, эксцентричная девушка. Умеет любить. Обладает чудесным голосом, пленит им самых придирчивых критиков музыки. В произведении мы впервые видим ее 12 летней девочкой, в ее именины. На протяжении всего произведения мы наблюдаем взросление юной девушки: первая любовь, первый бал, предательство Анатоля, вина перед князем Андреем, поиски своего «я», в том числе в религии, смерть возлюбленного (Андрея Болконского). Мы проанализировали ее характер в сочинении «». В эпилоге из задиристой любительницы «русских танцев» перед нами появляется жена Пьера Безухова, его тень.
  • Пьер Безухов – полный молодой человек, которому неожиданно завещали титул и крупное состояние. Пьер открывает себя через происходящее вокруг, из каждого события он выносит мораль и жизненный урок. Уверенности ему придает свадьба с Элен, после разочарования в ней он находит интерес в масонстве, а в финале обретает теплые чувства к Наташе Ростовой. Бородинское сражение и пленение у французов научили его не мудрствовать луково и находить счастье в помощи другим. Эти выводы обусловило знакомство с Платоном Каратаевым, бедняком, который в ожидании смерти в камере без нормальной пищи и одежды опекал «барчонка» Безухова и находил в себе силы его поддерживать. мы тоже уже рассматривали.
  • Граф Илья Андреевич Ростов – любящий семьянин, роскошь была его слабостью, что привело к финансовым проблемам в семье. Мягкость и слабость нрава, неприспособленность к жизни делают его беспомощным и жалким.
  • Графиня Наталья Ростова – жена Графа, обладает восточным колоритом, умеет себя правильно подать в обществе, чрезмерно любит собственных детей. Расчетливая женщина: стремиться расстроить свадьбу Николая и Сони, так как та была не богата. Такой сильной и твердой ее сделало сожительство со слабым мужем.
  • Ник олай Ростов – старший сын – добрый, открытый, с кудрявыми волосами. Расточителен и слаб духом, как отец. Проматывает состояние семьи в карты. Жаждал славы, но после участия в ряде сражений понимает, как бесполезна и жестока война. Семейное благополучие и душевную гармонию обретает в браке с Марьей Болконской.
  • Соня Ростова – племянница графа – маленькая, худенькая, с черной косой. Имела рассудительный характер и добрый нрав. Она всю жизнь была предана одному мужчине, но отпускает возлюбленного Николая, узнав о его влюбленности в Марью. Ее смирение Толстой возвышает и ценит.
  • Николай Андреевич Болконский – князь, обладает аналитическим складом ума, но тяжелым, категоричным и неприветливым характером. Слишком строг, поэтому не умеет показывать любви, хоть и испытывает теплые чувства к детям. Умирает от второго удара в Богучарово.
  • Марья Болконская – скромная, любящая родных, готова пожертвовать собой ради любимых. Л.Н. Толстой особенно подчеркивает красоту ее глаз и некрасоту лица. В ее образе автор показывает, что прелесть форм не заменит душевного богатства. подробно описаны в эссе.
  • Элен Курагина – бывшая жена Пьера — красивая женщина, светская львица. Любит мужское общество и умеет получать то, что захочет, хотя порочна и глупа.
  • Анатоль Курагин – брат Элен – хорош собой и вхож в высшее общество. Безнравственный, отсутствуют моральные принципы, хотел тайно обвенчаться с Наташей Ростовой, хотя уже имел жену. Жизнь наказывает его мученической смертью на поле боя.
  • Федор Долохов – офицер и лидер партизанов, не высокий, имеет светлые глаза. Удачно сочетает в себе эгоизм и заботу о близких. Порочен, азартен, но привязан к семье.
  • Любимый герой Толстого

    В романе явственно чувствуется авторская симпатия и антипатия автора к героям. Что касается женских образов, свою любовь писатель отдает Наташе Ростовой и Марье Болконской. Толстой ценил в девушках настоящее женское начало — преданность возлюбленному, умение оставаться всегда цветущей в глазах мужа, познание счастливого материнства и заботливость. Его героини готовы к самоотречению ради блага других.

    Писатель очарован Наташей, героиня находит в себе силы жить даже после смерти Андрея, она направляет любовь на мать после гибели своего брата Пети, видя, как ей тяжело. Героиня перерождается, поняв, что жизнь не закончена, пока в ней есть светлое чувство к ближнему. Ростова проявляет патриотизм, без сомнений помогая раненым.

    Марья тоже находит счастье в помощи другим, в ощущении себя нужной кому-то. Болконская становится мамой для племянника Николушки, забирая его под свое «крылышко». Она беспокоится за обычных мужиков, которым нечего кушать, пропуская проблему через себя, не понимает, как могут богатые не помочь бедным. В финальных главах книги Толстой заворожен своими героинями, которые повзрослели и обрели женское счастье.

    Любимыми мужскими образами писателя стали Пьер и Андрея Болконский. Безухов впервые представляется перед читателем неуклюжим, полным, невысокого роста юношей, который появляется в гостиной Анны Шерер. Несмотря на смешную нелепую внешность, Пьер умен, но единственный человек, который его принимает таким, какой он есть – Болконский. Князь смел и суров, его отвага и честь пригождаются на поле боя. Оба мужчины рискуют жизнью, чтобы спасти родину. Оба мечутся в поиске себя.

    Конечно, Л.Н. Толстой сводит своих любимых героев, только в случае Андрея и Наташи счастье недолговечно, Болконский погибает молодым, а Наташа с Пьером обретают семейное счастье. Марья и Николай тоже нашли гармонию в обществе друг друга.

    Жанр произведения

    «Война и мир» открывает жанр романа-эпопеи в России. Здесь удачно сочетаются черты любых романов: от семейно-бытовых до мемуаров. Приставка «эпопея» означает то, что события, описанные в романе, охватывают значительное историческое явление и раскрывают его сущность во всем многообразии. Обычно в произведении этого жанра очень много сюжетных линий и героев, так как масштаб работы очень велик.

    Эпичность работы Толстого в том, что он не просто выдумал сюжет об известном историческом свершении, но и обогатил его деталями, выуженными из воспоминаний очевидцев. Автор много сделал для того, чтобы книга опиралась на документальные источники.

    Взаимоотношения Болконских и Ростовых тоже не выдуманы автором: живописал историю своей семьи, слияние родов Волконских и Толстых.

    Основные проблемы

  1. Проблема поиска настоящей жизни . Возьмем в пример Андрея Болконского. Он мечтал о признании и славе, а самый верный способ заработать авторитет и обожание – военные подвиги. Андрей строил планы о собственноручном спасении армии. Картины баталий и побед виделись Болконскому постоянно, но он получает ранение и едет домой. Тут на глазах Андрея умирает жена, полностью пошатнув внутренний мир князя, тогда он осознает — е нет никакой радости в убийствах и страданиях народа. Не стоит этого карьера. Поиски себя продолжаются, ведь изначальный смысл жизни утрачен. Проблема в том, что сложно его обрести.
  2. Проблема счастья. Возьмем Пьера, которого отрывают от пустого общества Элен и война. В порочной женщине он вскоре разочаровывается, иллюзорное счастье обмануло его. Безухов, как и его друг, Болконский, старается найти призвание в борьбе и подобно Андрею оставляет эти поиски. Пьер не был рожден для поля брани. Как видно, любые попытки найти блаженство и гармонию оборачиваются крахом надежд. В итоге, герой возвращается к прежней жизни и находит себя в тихой семейной гавани, но, лишь пробираясь через тернии, он обрел свою звезду.
  3. Проблема народа и великого человека . В романе-эпопее явственно выражается мысль о главнокомандующих, неразрывных с народом. Великий человек должен разделять мнение своих солдат, жить такими же принципами и идеалами. Ни один генерал или царь не получил бы своей славы, если бы ему эту славу на «блюдечке» не преподнесли солдаты, в которых и заключается главная сила. Но многие правители ее не берегут, а презирают, и такого быть не должно, ведь несправедливость больно ранит людей, даже больнее, чем пули. Народная война в событиях 1812 года показана на стороне русских. Кутузов бережет солдат, ради них жертвует Москвой. Они чувствуют это, мобилизуют крестьян и разворачивают партизанскую борьбу, которая доканывает врага и окончательно его изгоняет.
  4. Проблема истинного и ложного патриотизма. Конечно, патриотизм раскрывается через образы русских солдат, описание героизма народа в главных сражениях. Ложный же патриотизм в романе представлен в лице графа Растопчина. Он распространяет по Москве нелепые бумажки, а после спасается от гнева людей тем, что отправляет на верную гибель сына Верещагина. На эту тему у нас написана статья, называется «».

В чем смысл книги?

Об истинном смысле романа-эпопеи говорит сам писатель в строках о величии. Толстой считает, что величия нет там, где отсутствует простота души, добрые намерения и чувство справедливости.

Л.Н. Толстой выразил величие через народ. В изображениях картин-сражений обычный солдат проявляет небывалую храбрость, что вызывает гордость. Даже самые боязливые пробудили в себе чувство патриотизма, которое, как неведомая и неистовая сила, принесла победу русской армии. Писатель объявляет протест ложному величию. Когда на весы ставятся (здесь вы можете найти их сравнительную характеристику), последний остается взлетает вверх: его слава легковесна, так как имеет очень хлипкие основания. Образ Кутузова — «народный», никто еще из полководцев не был так приближен к простому люду. Наполеон же лишь пожинает плоды известности, недаром, когда Болконский раненный лежит на поле Аустерлица, автор его глазами показывает Бонапарта, как муху в этом огромном мире. Лев Николаевич задает новую тенденцию героического характера. Им становится «народный избранник».

Открытая душа, патриотизм и чувство справедливости победили не только в войне 1812 года, но и в жизни: герои, которые руководствовались моральными постулатами и голосом своего сердца, стали счастливыми.

Мысль Семейная

Л.Н. Толстой очень трепетно относился к теме семьи. Так, в своем романе «Война и мир» писатель показывает, что государство, как род — передает из поколения в поколение ценности и традиции, а хорошие человеческие качества так же являются ростками от корней, уходящих к праотцам.

Краткая характеристика семей в романе «Война и мир»:

  1. Безусловно, любимой семьей Л.Н. Толстого были Ростовы. Их род славился радушием и гостеприимством. Именно в этой семье отражаются авторские ценности настоящего домашнего уюта и счастья. Писатель считал предназначением женщины – материнство, сохранение комфорта в доме, преданность и способность к самопожертвованию. Такими и изображены все женщины семейства Ростовых. Всего в семье 6 человек: Наташа, Соня, Вера, Николай и родители.
  2. Другая семья – Болконские. Здесь царит сдержанность чувств, суровость отца Николая Андреевича, каноничность. Женщины тут больше похоже на «тени» мужей. Андрей Болконский унаследует лучшие качества, став достойным сыном своего отца, а Марья научится терпению и смирению.
  3. Семейство Курагиных – лучшее олицетворение пословицы «от осины не родятся апельсины». Элен, Анатоль, Ипполит циничны, ищут выгоду в людях, глупы и ни капли не искренны в том, что делают и говорят. «Шоу из масок» — их стиль жизни, и этим они полностью пошли в отца – Князя Василия. В семействе нет дружественных и теплых отношений, что и отражается на всех ее членах. Л.Н. Толстой особенно недолюбливает Элен, которая была невероятно красива снаружи, но совершенно пуста внутри.

Мысль народная

Она является центральной линией романа. Как мы помним из выше написанного, Л.Н. Толстой отказался от общепринятых исторических источников, положив в основу «Войны и мира» мемуары, записки, письма фрейлин и генералов. Писателя не интересовал ход войны в целом. Отдельно взятые личности, фрагменты – вот, что нужно было автору. Каждый человек имел свое место и значение в этой книге, как детали пазла, которые, собравшись правильно, откроют прекрасную картину – силу народного единства.

Отечественная война изменила что-то внутри каждого из персонажей романа, каждый сделал свой маленький вклад в победу. Князь Андрей верит в русскую армию и достойно сражается, Пьер хочет разрушить французские ряды из самого их сердца – убийством Наполеона, Наташа Ростова без промедлений отдает подводы покалеченным солдатам, Петя отважно бьется в партизанских отрядах.

Народная воля к победе явственно чувствуется в сценах Бородинского сражения, битвы за Смоленск, партизанской схватки с французами. Последняя особенно памятна для романа, потому что в партизанских движениях бились добровольцы, выходцы из обычного крестьянского сословия – отряды Денисова и Долохова олицетворяют движение всей нации, когда «и стар и млад» встал на защиту своей родины. Позднее их назовут «дубиной народной войны».

Война 1812 года в романе Толстого

О войне 1812 года, как о переломном моменте жизней всех героев романа «Войны и мира», была сказано неоднократно выше. О том, что выиграна она народом, тоже было сказано. Давайте рассмотрим вопрос с точки зрения истории. Л.Н. Толстой рисует 2 образа: Кутузов и Наполеон. Конечно, оба образа рисуются глазами выходца из народа. Известно, что характер Бонапарта был досконально описан в романе только после того, как писатель удостоверился в справедливой победе русской армии. Автор не понимал красоты войны, он был ее противником, и устами своих героев Андрея Болконского и Пьера Безухова он говорит о бессмысленности самой ее идеи.

Отечественная война была национально-освободительной. Особое место она заняла на страницах 3 и 4 томов.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Top