Война и мир пьер после бородинского сражения. Пьер Безухов в Бородинском сражении (роман «Война и мир»)

На вопрос Какие открытия делает Пьер на Бородинском поле? заданный автором Иван Шопин лучший ответ это Толстой испытывает своих героев войной.
Проходит испытание войной и кровью Пьер Безухов.
В начале Отечественной войны он
растерян, не предпринимает определённых шагов,
когда он видит "большое количество москвичей,
надевших мундиры и проповедующих патриотизм",
ему "почему-то совестно". (т. 3. ч. 1. гл. 19).
Но в первые же дни войны его сознание подчиняется
событиям, постигшим страну, и он, хотя и не умеет
в них хорошо разобраться, знает, что происходящее
в нём должно "созреть и привести его к великому
подвигу и великому счастью".
Он патриот, но он не военный человек,
ему хочется увидеть настоящее сражение.
И так уж вышло, неожиданно для него самого,
себя он стал его участником.
Он ждёт минуты, когда ему станет ясно,
что он должен делать: "Поступить в военную службу
и дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот
вопрос". (т. 3, ч. 2, гл. 18).
Перед Бородинским сражением, по-прежнему не зная,
что именно он должен делать, выехал навстречу
отступающим войскам. И "чем глубже погружался он в
море войск, тем больше овладевало им новое
радостное чувство".
Всё мелкое, всё личное оставалось позади, всё,
"даже сама жизнь казалась вздором, который принято
откинуть в сравнении с чем-то". (т. 3, ч. 2, гл. 18).
Великое народное дело совершалось перед ним.
На него были обращены недовольные взгляды солдат,
не понимавших, почему этот толстый человек
находится здесь.
Он казался им чужаком, желающим просто поглазеть
на зрелище, непривычное для него.
Толкавшие лошадь Безухова солдаты, которым странный
всадник мешал, уже участвовали в войне, им было известно,
сколько стоит жизнь, и им было страшно потерять её.
Люди открыто шли навстречу своей смерти, сами убивали,
желая спасти то, что было общим и самым ценным для
всех – своё отечество.
Пьер почувствовал настроение солдат, и перестал
ощущать себя частью целого. Ему стало казаться,
что он лишний на этом поле.
Безухов взошел на курган, и стал наблюдать за тем,
что происходило вокруг.
Невоенный человек и здесь неприятно поразил солдат,
но только поначалу. Очень скоро они изменили свое
отношение к чужаку.
Это случилось в тот момент, когда они увидели,
что Пьер прогуливается под пулями, словно по
бульвару.
После этого солдаты приняли Безухова в свой круг и
прозвали его “нашим барином”.
Он видит, как с поля сражения ежеминутно выносят
раненых и убитых и не видно им конца.
Страшное впечатление произвела на Безухова гибель
молодого офицера, произошедшая на его глазах.
Еще больше его испугал страшный толчок, поваливший
самого Пьера на землю.
Безухов увидел настоящую войну.
Встреча с французским офицером окончательно дала
Пьеру понять, что надо делать на войне.
Он инстинктивно начинает душить офицера.
Оба они испуганы, они недоумевают по поводу того,
что происходит с ними.
Они понимают одно: два врага схватились и победит
тот, кто окажется сильнее.
Пьер уже не мог воспринимать происходившего:
"Нет, теперь они остановят это, теперь они ужаснутся
того, что они сделали".
Эти два часа, проведённые Пьером на месте сражения,
многое изменили в его душе.
Он видел, как умирают люди, и сам чуть не был убит.
После всего увиденного им в первой в его жизни
настоящей войне Пьер понял всю никчемность и
ничтожность его прошлой жизни.
Случившиеся события на батарее Раевского стали
одними из важных для его душевных исканий.
С этого момента в сознании Пьера как бы присутствуют
два момента – потребность разделить с народом те
несчастья, которые обрушились на русскую землю,
и огромное желание порвать с условностями жизни
своего круга.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какие открытия делает Пьер на Бородинском поле?

Ответ от Никита Оченков [новичек]
Перед тем, как приступить к вопросу о том, как Пьер провел время в плену, мы должны разобраться, как он туда попал.
У Пьера, как и у Болконского, была мечта походить на Наполеона, всячески ему подрожать и быть, как он. Но каждый из них понял свою ошибку. Так, Болконский увидел Наполеона, когда был ранен при Аустерлицком сражении. Наполеон показался ему «ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Пьер же возненавидел Наполеона, когда он ушёл из своего дома, переодевшись и вооружившись пистолетом, чтобы принять участие в народной защите Москвы. Пьер вспоминает каббалистическое значение своего имени (число 666 и проч.) в связи с именем Бонапарта и о том, что ему предначертано положить предел власти «зверя». Пьер собирается убить Наполеона, даже если придётся пожертвовать собственной жизнью. По обстоятельствам, он не смог убить Наполеона, он был схвачен французами и посажен в плен на 1 месяц.
Если рассматривать психологические побуждения, которые происходили в душе Пьера, то можно сказать, что События Отечественной войны позволяют Безухову выйти из той замкнутой, ничтожной сферы установившихся привычек, житейских отношений, которые сковывали, подавляли его. Поездка на поле Бородинского сражения открывает Безухову новый, дотоле незнакомый ему мир, открывает реальный облик простых людей. В день Бородина, на батарее Раевского, Безухов становится свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, их умения просто и естественно совершать подвиг самоотвержения. На Бородинском поле Пьеру не удалось избежать чувства острого страха. “О, как ужасен страх, и как позорно я отдался ему! А они.. .они все время до конца были тверды, спокойны”... -подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону.. ."Они не говорят, но делают”. Безуховым овладевает желание сблизиться с ними, войти “в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.
Оставаясь в Москве во время пленения ее французскими войсками, Безухов сталкивается со множеством неожиданных для него явлений, с противоречивыми фактами и процессами.
Арестованный французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “... в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось... ”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.
Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.
«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие» , если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.
В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели


Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это - центр романа, его кульминация, решающий момент в жизни всей страны и многих героев произведения. Здесь перекрещиваются пути главных действующих лиц: Пьер встречает Долохова, князь Андрей - Анатоля, здесь каждый характер раскрывается по-новому, и здесь впервые проявляет себя громадная сила, выигравшая войну, - народ, мужики в белых рубахах.

Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее. Чувства, овладевшие Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом. «Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее…» Он впервые ощутил себя не одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, а частью единого множества людей. Решив ехать из Москвы к месту сражения, Пьер испытал «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобство жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…»

Это чувство естественно рождается у честного человека, когда над ним нависает общая беда его народа. Пьер не знает, что такое же чувство испытают Наташа, князь Андрей в горящем Смоленске и в Лысых Горах, а также многие тысячи людей. Не одно только любопытство побудило Пьера отправиться на Бородино, он стремился быть среди народа, там, где решается судьба России.

Утром 25 августа Пьер выехал из Можайска и приближался к расположению русских войск. По пути ему встречались многочисленные телеги с ранеными, и один старый солдат спросил: «Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы?» В этом вопросе не только безнадежность, в нем ощущается то самое чувство, владеющее Пьером. И еще один солдат, встретившийся Пьеру, сказал с грустной улыбкой: «Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят... Нынче не разбирают... Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Если бы Толстой показал день накануне Бородинской битвы глазами князя Андрея или Николая Ростова, мы не могли бы увидеть этих раненых, услышать их голоса. Ни князь Андрей, ни Николай не заметили бы этого всего, потому что они - профессиональные военные, привыкшие к ужасам войны. Но для Пьера все это необычно, как неискушенный зритель он замечает все мельчайшие подробности. И глядя вместе с ним, читатель начинает понимать и его, и тех, с кем он встречался под Можайском: «удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то...»

И вместе с тем все эти люди, каждый из которых завтра может быть убит или искалечен, - все они сегодня живут, не задумываясь о том, что их ждет завтра, с удивлением смотрят на белую шляпу и зеленый фрак Пьера, смеются и подмигивают раненым. Название поля и деревни рядом с ним еще не вошло в историю: офицер, к которому обратился Пьер, еще путает его: «Бурдино или как?» Но на лицах всех встреченных Пьером людей заметно «выражение сознания торжественности наступающей минуты», и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимание: «ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться».

«В длинном сюртуке на огромном толщине теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице», - таким видим мы Кутузова перед Бородинским сражением. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости». Это подчеркнутая автором старческая тяжесть и слабость, физическая немощность, усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него. Он преклоняет колени перед иконой, как и все люди, как солдаты, которых он пошлет завтра в бой. И так же, как они, он чувствует, торжественность настоящей минуты.

Но Толстой напоминает, что есть и другие люди, думающие об ином: «За завтрашний день должны... быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди». Первый среди этих «ловцов наград и выдвижений» - Борис Друбецкой, в длинном сюртуке и с плетью через плечо, как у Кутузова. С легкой, свободной улыбкой он сначала, доверительно понизив голос, ругает Пьеру левый фланг и осуждает Кутузова, а затем, заметив приближающегося Михаила Илларионовича, хвалит и его левый фланг, и самого главнокомандующего. Благодаря таланту всем нравиться он «сумел удержаться при главной квартире», когда Кутузов выгнал многих ему подобных. Вот и в этот момент он сумел найти слова, которые могут быть приятны Кутузову, и говорит их Пьеру, рассчитывая, что главнокомандующий их услышит: «Ополченцы - те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!» Борис рассчитал правильно: Кутузов услышал эти слова, запомнил их - и вместе с ними Друбецкого.

Не случайна и встреча Пьера с Долоховым. Невозможно поверить, что Долохов, кутила и бретер, может извиниться перед кем бы то ни было, но он делает это: «Очень рад встретить вас здесь, граф, - сказал он ему громко и не стесняясь присутствия посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. - Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня».

Пьер и сам не мог объяснить, зачем он поехал на Бородинское поле. Он знал только, что в Москве оставаться невозможно. Он хотел своими глазами видеть то непонятное ему и величественное, что должно было произойти в его судьбе и судьбе России, а также увидеть князя Андрея, который смог объяснить ему все происходящее. Только ему мог поверить Пьер, только от него ждал в этот решающий момент своей жизни важных слов. И они встретились. Князь Андрей ведет себя по отношению к Пьеру холодно, почти враждебно. Безухов одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, а главное - о Наташе, а князь Андрей хочет поскорее забыть о ней. Но, разговорившись, князь Андрей совершил то, чего ждал от него Пьер, - со знанием дела объяснил положение дел в армии. Как и все солдаты и большинство офицеров, он считает величайшим благом отстранение от дел Барклая и назначение на пост главнокомандующего Кутузова: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».

Кутузов для князя Андрея, как и для всех солдат, - человек, который понимает, что успех войны зависит от «того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате». Этот разговор был важен не только для Пьера, но и для князя Андрея. Высказывая свои мысли, он сам ясно понял и в полной мере осознал, как ему было жалко свою жизнь и своей дружбы с Пьером. Но князь Андрей - сын своего отца, и его чувства никак не проявятся. Он почти насильно выставил Пьера от себя, но, прощаясь, «быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал...»

26 августа - день Бородинского сражения - глазами Пьера мы видим красивое зрелище: пробивающееся сквозь туман яркое солнце, вспышки выстрелов, «молнии утреннего света» на штыках войск... Пьеру, как ребенку, захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки». Он долго еще ничего не понимал: приехав на батарею Раевского, «никак не думал, что это... было самое важное место в сражении», не замечал раненых и убитых. В представлении Пьера война должна быть торжественным событием, а для Толстого это - тяжелая и кровавая работа. Вместе с Пьером читатель убеждается в правоте писателя, с ужасом наблюдая за ходом сражения.

Каждый в сражении занимал свою нишу, выполнял честно или не очень свой долг. Кутузов это прекрасно понимает, почти не вмешивается в ход сражения, доверяя русским людям, для которых это сражение - не тщеславная игра, а решающая веха в их жизни и смерти. Пьер волей судьбы оказался на «батарее Раевского», где происходили решающие события, как потом напишут историки. Но Безухову и без них «казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых значительных мест сражения». Подслеповатым глазам штатского не видно всего масштаба событий, а видно только то, что происходит вокруг. И здесь, как в капле воды, отразился весь драматизм битвы, ее неимоверный накал, ритм, напряжение от происходящего. Батарея несколько раз переходит из рук в руки сражающихся. Пьеру не удается остаться созерцателем, он активно участвует в защите батареи, но делает все по наитию, из чувства самосохранения. Безухову страшно от происходящего, он наивно думает, что «...теперь они (французы) оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали! Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил».

Толстой стремился показать войну глазами ее участников, современников, но иногда смотрел на нее с точки зрения историка. Так, он обращал внимание на плохую организацию, удачные и неудачные планы, которые рушились из-за ошибок военачальников. Показывая военные действия с этой стороны, Толстой преследовал еще одну цель. В начале третьего тома он говорит, что война - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Прошлой войне вообще не было оправданий, потому что вели ее императоры. В этой же войне была правда: когда враг приходит на твою землю, ты обязан защищаться, что и делала русская армия. Но как бы то ни было, война по-прежнему оставалась грязным, кровавым делом, что и понял Пьер на батарее Раевского.

Эпизод, когда ранили князя Андрея, не может оставить читателя равнодушным. Но самое обидное, что его гибель бессмысленна. Он не бросился вперед со знаменем, как при Аустерлице, он не был на батарее, как под Шенграбеном, - он лишь ходил по полю, считая шаги и прислушиваясь к шуму снарядов. И в этот момент его настигло вражеское ядро. Стоявший рядом с князем Андреем адъютант лег и ему крикнул: «Ложись!» Болконский стоял и думал о том, что не хочет умирать, и «вместе с тем помнил о том, что на него смотрят». Князь Андрей не мог поступить иначе. Он, с его чувством чести, с его благородной доблестью, не мог лечь. В любой ситуации находятся люди, которые не могут бежать, не могут молчать и прятаться от опасности. Такие люди обычно гибнут, но в памяти других остаются героями.

Князь был смертельно ранен; истекал кровью, русские войска стояли на занятых рубежах. Наполеон был в ужасе, он еще не видел подобного: «двести орудий направлены на русских, но... русские все так же стоят...» Он смел писать, что поле битвы было «великолепно», но его устилали тела тысяч, сотен тысяч убитых и раненых, но это уже не интересовало Наполеона. Главное, что не удовлетворено его тщеславие: он не одержал сокрушительной и яркой победы. Наполеон в это время «желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом... сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы... Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого считал себя причиной, но которого не мог остановить».

Здесь Толстой впервые показывает его естественным. Накануне битвы он долго и с удовольствием занимался своим туалетом, затем принял приехавшего из Парижа придворного и разыграл небольшой спектакль перед портретом своего сына. Для Толстого Наполеон - воплощение суетности, той самой, которую он ненавидит в князе Василии и Анне Павловне. Настоящий человек, по мнению писателя, не должен заботиться о впечатлении, которое он производит, а должен спокойно отдаваться воле событий. Таким он изображает русского полководца. «Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Он не суетится, доверяя людям проявлять инициативу, где это нужно. Он понимает бессмысленность своих распоряжений: все будет так, как будет, он не мешает людям мелочной опекой, а верит в высокий дух русской армии.

Великий гуманист Л.Н. Толстой правдиво, документально точно отразил события 26 августа 1812 года, дав свою трактовку важнейшему историческому событию. Автор отрицает решающую роль личности в истории. Не Наполеон и Кутузов руководили сражением, оно шло, как должно было идти, как смогли «повернуть» его тысячи участвующих в нем с обеих сторон людей. Прекрасный баталист, Толстой сумел показать трагедию войны для всех участников, независимо от национальности. Правда была на стороне русских, но они убивали людей, гибли сами ради тщеславия одного «маленького человечка». Говоря об этом, Толстой как бы «предостерегает» человечество от войн, от бессмысленной вражды и от кровопролитий.

Пьер Безухов на Бородинском поле в романе «Война и мир»

Пьер и сам не мог бы объяснить, зачем он поехал на Бородинское поле. Он знал только, что невозможно оставаться в Москве, что нужно ехать. Он хотел видеть своими глазами то непонятное ему и величественное, что должно было решить его судьбу и судьбу России. Но в его решении была еще одна причина: он должен был увидеть князя Андрея, который мог объяснить ему происходящее. Только ему мог поверить Пьер, только от него ждал в этот переломный момент своей жизни каких-то важных, решающих слов. И вот они встречаются. Князь Андрей холоден, почти враждебен - Пьер невольно, одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, о Наташе, а князь Андрей не хочет сейчас помнить об этом. Все, что он говорит, звучит злобно, как звучали в последнее время почти все слова его отца. Но, разговорившись, князь Андрей невольно совершает то, чего ждал от него Пьер, - объясняет положение дел в армии. Как и все солдаты, как большинство офицеров, он считает величайшим благом отстранение Барклая и назначение Кутузова: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».

Через двадцать три года Пушкин напишет о Барклае де Толли стихотворение «Полководец»; читая его, мы поймем трагедию полководца, непонятого и нелюбимого армией, отстраненного от командования:

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Смеялся над твоей священной сединою.

и не его вина, если армия и народ верят Кутузову, а не ему. После Аустерлица князь Андрей уже не может верить распоряжениям штабов, он говорит Пьеру: «Поверь мне... ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, я вместо того я имею честь служить здесь, в полку, вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них...»

Кутузов для князя Андрея - человек, который понимает, что успех войкы зависит «от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».

«тот вопрос, который с Можайской горы и во весь! этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным... Он понял ту скрытую... теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

Но и для Андрея разговор с Пьером был важен. Как это часто бывает, высказывая свои мысли другу, он сам яснее понял то, о чем в одиночестве думал сбивчиво - и, может быть, ему стало жаль своей жизни, своей дружбы с этим громадным нелепым Пьером, чья судьба тоже должна решится завтра, как судьбы всех. Но князь Андрей - сын своего отца, и ни в чем не проявятся эти его чувства; только взвизгнет несколько раз его голос, и опять «тонким, пискливым голосом», как у старого князя, он признается Пьеру: «Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла... Ну, да не надолго! - прибавил он». Он почти насильно выставил Пьера от себя, но, прощаясь, «быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал.

Эта сцена до боли напоминает его собственное прощанье с отцом перед отъездом иа войну 1805 года, когда старый князь сердитым, пронзительным голосом кричал сыну: «Простились... ступай!» И как старый князь тогда, оставшись один, вспомнил, может быть, своего сына ребенком, так сейчас князь Андрей вспомнил Наташу и все светлое, что было в его любви к ней, - и, «как будто кто-нибудь обжег его», он вспомнил Анатоля, который до сих пор «жив и весел».

Что формируется в семье, по мнению Л.Н.Толстого. Жизненные принципы семьи Болконских. Что нужно для счастья. Семь - я. Жизненные принципы семьи Ростовых. Тема урока. Ростовы. Индуктор. Разрыв. Война и мир. Болконские. Семья Ростовых. Болконские. Д. Шмаринов. Курагины. Жизненные принципы семьи Курагиных. Социоконструкция. Дементий Шмаринов. Курагины. Что такое семья. Мысль семейная. Семья. « Война и мир» глазами художников.

«История создания «Войны и мира»» - Хронология романа. Принцип семейственности. Принцип сопоставления и противопоставления. Произведение. Исторический факт. Эпопея. Вселенная. Своеобразие художественных приемов. Художественные особенности романа. Три поры. Работа над романом. Современность глазами декабриста. Картины истории. Диалектика души. Повесть. История создания романа «Война и мир». Отсутствие войны. Сцены семейные и исторические.

«Шенграбенское сражение» - Важная в стратегическом отношении победа. Русские победили при Шенграбене. Сложное, мучительное чувство раздвоенности. Создан ли Ростов для сражений. Война. Итог анализа эпизода. Первая картина войны. Участники. О ком подумал Николай, испугавшись смерти, к кому обратился за помощью. Шенграбенское сражение. Что думают о войне 1805 герои романа. Итоги смотра. Жерков. Причины победы при Шенграбене. Какую роль в сражении сыграл капитан Тимохин.

«Семья Болконских» - Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Третье поколение Болконских – Николенька, сын Андрея. Николай Андреевич. В армии князя Андрея настигает разочарование. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Андрей Болконский. Болконские - истинные патриоты. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный.

««Война и мир» книга» - «Москва… была пуста, как пуст бывает домирающий улей». Андрей Болконский. Русский человек. Сражение за Смоленск. Сила и величие Кутузова проявляются в умении жалеть и спасать людей. Партизанская война. Патриотизм Ростовых. «Мысль народная» в романе. Как же руководил Кутузов «духом войска». Какую цель преследуют Кутузов и Наполеон, вступая в войну. Болконский накануне сражения. Единство. Оставление Москвы.

«Книга Толстого «Война и мир»» - Направление журнала «Ясная поляна». Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских. 26 августа. Великое историческое событие. Пьер. Войско одержало победу. Какая сила управляет всем. Нравственная сила. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Тягостные впечатления. Историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Школа для крестьянских детей. Сон на постоялом дворе. Штурм батареи Раевского.

Вступление. Кто такой Пьер Безухов?

Пьер Безухов - это один из многочисленных героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», незаконнорожденный сын богатого и знатного вельможи, которого в высшем обществе признали наследником лишь после смерти отца. Своё детство и юность он провёл за границей, а появившись в свете, обращал на себя внимание нелепостью поведения.

Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной Анны Шерер. Писатель обращает наше внимание на облик вошедшего: массивный, толстый молодой человек с умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, что отличало его от всех в этой гостиной. Даже улыбка у Пьера не такая, как у других... Когда приходила улыбка, у него вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое - детское, доброе.

В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов, истоки которых восходят к эпохе Просвещения и французской революции. Пьер - поклонник Руссо, Монтескье, увлекших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека. С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется разгульно-барское начало.

Бородинское сражение Толстой передал глазами Пьера.

Бородинское сражение в романе описывается таким, каким его увидел Пьер. До этого он слышал о роли военного плана, о значимости правильно выбранной позиции, но понимал в военном деле герой мало.

Бородинское поле перед началом битвы "яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дым выстрелов" соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты и величия происходящего.

Пьер знал, что невозможно оставаться в Москве, нужно ехать. Он хотел видеть своими глазами то, что должно было решить его судьбу и судьбу всей России. А также он должен был увидеть князя Андрея, который мог объяснить ему происходящее.

При встрече князь Андрей холоден: Пьер напоминает ему о прежней жизни, о его жене и о Наташе Ростовой. Но, разговорившись, князь Андрей объясняет собеседнику положение дел в армии. Он считает благом отстранение Барклая и последующее назначение Кутузова: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».

Толстой показывает, что думали и чувствовали люди в разгар войны, когда войска Наполеона неотвратимо приближались к Москве. Князь Андрей понимает, что Барклай не изменник, он честный военный человек, и не его вина, если армия и народ верят Кутузову, а не ему. После Аустерлица князь Андрей уже не может верить распоряжениям штабов, он говорит Пьеру: «Поверь мне... ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, я вместо того я имею честь служить здесь, в полку, вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них...»

Пьер убеждает Болконского в том, что русские непременно победят. "Завтра, что бы там ни было, - говорит он, - мы обязательно выиграем сражение!”. И с ним совершенно согласен Тимохин, который знает, что солдаты даже отказались пить перед боем водку, потому что это "не такой день”.

Кутузов для князя Андрея - человек, который понимает, что успех войкы зависит «от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».

После этого разговора «тот вопрос, который с Можайской горы и во весь! этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным... Он понял ту скрытую... теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

Пьер пытается быть полезным:

"Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. -

Беги к резервам, приводи ящики! -- крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера

и обращаясь к своему солдату.

Я пойду, - сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами

пошел в другую сторону."

Но у него постоянно что-то не получается: "Куда я?" -- вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист."

«генерал, за которым скакал Пьер, спустившись под гору, круто повернул влево, и Пьер, потеряв его из вида, вскакал в ряды пехотных солдат... Чего ездит посеред батальона! - крикнул на него один... Он никак не думал, что тут и было поле сражения. Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него... Что ездит этот перед линией? - опять крикнул на него кто-то...»

Неуклюжий, огромного роста, в белой шляпе вначале он неприятно поразил солдат, но затем своим спокойствием он расположил их себе. «Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище «Наш барин».

Пьер волей судьбы оказался на «батарее Раевского» и ему "казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых значительных мест сражения".

Батарея постоянно переходила то одной армии, то другой. Пьеру не остается в стороне и пытается по мере сил помогать своим. Ему очень страшно от происходящего: "Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его."

Много часов армии сражались, перевес постоянно был то у русских, то у французов.

Дважды Пьер осматривает картину поля: перед боем и во время боя. Перед сражением Толстой показывает нам красивый пейзаж и оживление среди солдат. Пьеру эта картина показалась во всей красе: он сразу же захотел оказаться внизу и быть там, среди своих - русских. И когда он оказывается там, то ощущает всю силу силу народного единства перед лицом врага.

Подготовила: Сизенко Валерия

ученица 10 "А" класса

Луховицкой средней школы №1

Преподаватель: Бурмистрова

Людмила Михайловна




Top