Война и мир в душе наташи эссе. Духовные искания наташи ростовой,княжны марьи

Наташа (Наталья Ильинична Ростова)
Персонаж романа Льва Толстого «Война и мир» (1865–1869). На страницах романа она появляется в возрасте 13 лет - маленькая, с черными глазами, искрящимися от жизнелюбия, игривая, чувствительная и обаятельная. Ее прыжки и смех оживляют ее окружение, живой ум и лукавое выражение лица удивляют всех, кто ее встретил. Спустя годы, когда она войдет в высший свет, в ней появится что-то, что невозможно назвать только красотой - здесь и радостный искрометный взгляд, и улыбка, и удивление, и некая неловкость в жестах, и лучезарная грация молодости. Князь Андрей Болконский влюбляется в нее, и странное счастье, которое она испытывает, открывает ей новый мир, где тревога сосуществует с радостью. Она еще девочка, проявляющая интерес к новому для нее чувству, и в то же время в ней рождается кто-то другой, который спрашивает: «Возможно ли это? Правда ли это, что жизнь больше не похожа на шутку, что я уже взрослая и должна отвечать за все свои поступки и слова? » Год разлуки, который ей предлагает Андрей Болконский, дабы она повзрослела и оценила свои чувства, пугает ее. Потом удрученность проходит, и она переживает возрождение любви, становится вновь веселой и лукавой. Однако на лице ее в редкие минуты появляется скука, а нервозность и нетерпение не исчезают с приходом писем от Андрея. Именно это состояние души объясняет, почему встреча с красавцем Анатолем Курагиным оказывается для нее роковой. Вся ее затаенная чувственность проявляется при виде обаятельного, уверенного в себе мужчины, в котором она надеется найти настоящую любовь. Вдруг ее охватывает мысль, что она губит себя, и появляется ужас от собственного «падения» . Она пишет письмо Андрею о разрыве, и если бы ее намерения вовремя не обнаружили в семье, ее бы похитил Анатоль. Узнав, каков в реальности Анатоль, она видит только один выход из сложившейся ситуации: уход из жизни. Но неудавшееся самоубийство дает возможность начать жить снова и заставляет пересмотреть свое прошлое. Она испытывает угрызения совести. Мысль, что она причинила боль князю Болконскому, преследует ее. Мистический кризис помогает ей выздороветь. Дружба с Пьером Безуховым, потрясение, которое возникает из-за приближения Наполеона; влияют на ее жизнь. Когда русские спешно оставляют Москву, а французы входят в нее, Наташа встречает князя Андрея, смертельно раненного. Их примирение совершается в напряженной, тревожной атмосфере. Любовь очищается опасностью и преображается в духовную связь, когда обнажаются человеческие души. Истинное успокоение, которое исходило от умирающего Андрея, заставило ее понять внутренний мир Марьи Болконской, дружба с которой спасет ее от отчаяния. Отныне спасение Наташи в страдании и в самоотречении. Жизнь понемногу снова наполнит ее силой. Она совершенно возродится рядом с Пьером Безуховым, который, став ее мужем, сделает из нее прекрасную супругу и хранительницу домашнего очага, окруженную детьми. Именно такой видел Толстой женщину


Роман-эпопея Л. Толстого “Война и мир” создавался в 1860-е годы, когда в современном обществе шли споры не только о дальнейших путях развития России, но и о роли женщины в семейной и социальной жизни.
Важную роль в романе играют женские образы, которые, как и образы других героев, делятся на статичные и развивающиеся.
В романе Толстого “Война и мир” одной из главных героинь является Наташа Ростова. В ней автор воплотил, по его мнению, идеал женщины-матери. Автор рисует Наташу в развитии, он прослеживает ее жизнь на протяжении длительного времени. С годами меняются ощущения и мировосприятие героини.
Впервые в романе она появляется тринадцатилетней девочкой, “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая”. Подчеркивая внешнюю непривлекательность своей героини, Толстой утверждает, что гораздо важнее красота души, внутренний потенциал; одаренность, способность к пониманию, чуткость, тонкая интуиция. Простота, естественность и одухотворенность Наташи побеждают ум и хорошие манеры.
Толстой противопоставляет живую, энергичную, всегда неожиданную Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда не совершающей необдуманных поступков. Элен, в отличие от Наташи, никогда бы не позволила бы себе при Марье Дмитриевне, которую все боятся, спросить через весь стол, какое пирожное будет сегодня на ужин.
Элен - порождение общества, в котором Наташа появляется лишь однажды. Она не испорчена его условностями и предрассудками и живет лишь по тем законам, которые диктует ей сердце, сохраняя жизнерадостность, естественность и непосредственность.
С возрастом в Наташе возникает желание быть в центре внимания, вызывать всеобщее восхищение. Наташа любит себя и считает, что все также должны ее любить; хотя героине и присущ эгоизм, это эгоизм еще искренне-детский, свойственный личности несформировавшейся. Она любит думать о себе от третьего лица и сама о себе замечает: “Что за прелесть эта Наташа!” И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа одним впечатлением определяет общественное поведение, заставляет по-новому видеть вещи.
Наташа принадлежит к тем персонажам, которые живут “умом сердца”. Об уме же героини судить сложно. Пьер говорит, что Наташа “не удостаивает быть умной”. Ее предназначение состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Безухов. У самой же героини нет склонности оценивать и анализировать поступки и явления. В этом смысле она обладает собственным, прямым знанием ценностей жизни.
Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает свою неудачу. В этот же момент Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и что все остальное - мелочи, не стоящие внимания. В данный момент герой думает: “Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее”.
Героине Толстого свойственно сострадание. Наташа очень хорошо понимает и жалеет Денисова, сделавшего ей предложение. Когда плакала Соня, Наташа, не зная причины ее слез, “распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела как ребенок... и только оттого, что Соня плакала”. Толстой наделяет свою героиню редкими душевными качествами: чуткостью и интуицией.
В Наташе изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты она с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который “пел так, как поет народ”, а затем танцует “Барыню”. Все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке. “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые давно бы должны были вытеснить!”
Писатель отмечает поэтичность своей героини. Находясь в Отрадном, Наташа созерцает звездное небо, искренне восхищаясь ночным пейзажем: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало”, - говорит она. В этом проявляется близость героини к природе.
Свойственно героине и самопожертвование. Не задумываясь, она отдает все подводы под раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации.
Сущность натуры Наташи - любовь. Это чувство неотделимо от героини. Искреннее чувство впервые посещает ее при встрече с князем Андреем. Андрей Болконский становится непринужденным и естественным рядом с Наташей, а он мог оставаться собой лишь с очень немногими людьми: “Князь Андрей любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа”.
Однако Наташа Ростова и Андрей Болконский- разные люди. Он живет разумом, она - сердцем, инстинктом, и поэтому чужда интеллектуальному миру князя Андрея. В том, что Наташу влечет к Анатолю Кура-гину, который противопоставлен князю Андрею полнотой жизни, проявляется естественность Наташи, ее близость к природным началам. Ведь именно жажда жизни в Анатоле так привлекла ее. Она выполняет естественное предназначение женщины (стремление к любви) остальное, по мнению писателя, является наносным и неважным. Все ее метания, в конечном счете, имеют целью создание семьи и рождение детей.
После душевного кризиса Наташу вновь посещает радостное и новое чувство. Оно и возвращает ее к жизни. Важную роль сыграл здесь и Пьер, “детская душа” которого была столь близка Наташе. Он был единственным, кто вносил радость в дом Ростовых, когда она мучилась угрызениями совести, страдала и ненавидела себя за случившееся. Пьер боготворил Наташу, а она была благодарна ему только за то, что он есть и что он для нее единственное утешение. Пьер, как и Наташа, живет чувствами и эмоциями, поэтому эти герои так близки друг другу по своему внутреннему содержанию.
В эпилоге Наташа показана уже не той веселой, наивной девочкой. Она любящая и любимая жена, мать четверых детей. Бывшая модница, героиня не интересуется более своей внешностью, поскольку теперь это для нее не имеет значения. Она максимально приблизилась к ответу на вопрос о смысле человеческого бытия. Фальшивое светское общество чуждо Наташе; после замужества она практически перестает бывать в свете.
Только через любовь к Пьеру и семью Наташа обретает душевное спокойствие.
Создав образ Наташи Ростовой, Толстой дал понять, что она последует за Пьером Безуховым в Сибирь и повторит судьбу жен декабристов.
Итак, в образе Наташи Ростовой воплотилась идея о том, что красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Именно от нее исходит энергия обновления, освобождения от всего фальшивого, ложного, привычного. Эта героиня явилась толстовским идеалом жизни без мук и исканий холодного разума.

НАТАША РОСТОВА - героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (1863-1869). Этот образ зародился у писателя, когда возник первоначальный замысел повести о вернувшемся в Россию декабристе и его жене, переносившей с ним все тяготы изгнания. Прототипом Н.Р. считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом. Второй прототип - жена писателя, который признавался, что «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».

По данной героине характеристике, она «не удостаивает быть умной». В этом замечании проявляется основная отличительная черта образа Н.Р. - ее эмоциональность и интуитивная чуткость; недаром она необыкновенно музыкальна, обладает редким по красоте голосом, отзывчива и непосредственна. В то же время в ее характере есть внутренняя сила и несгибаемый нравственный стержень, что роднит ее с лучшими и популярнейшими героинями русской классической литературы.

Наталья Ильинична - дочь известных в Москве хлебосолов, добряков, разоряющихся богачей графов Ростовых, семейные черты которых получают от Денисова определение «ростовская порода». Н.Р. предстает в романе, пожалуй, наиболее ярким представителем этой породы, благодаря не только своей эмоциональности, но и многим другим качествам, важным для понимания философии романа. Н.Р. как бы бессознательно воплощает в себе то истинное понимание жизни, причастность к общенародному духовному началу, достижение которого дается главным героям - Пьеру Безухову и Андрею Болконскому - только в результате сложнейших нравственных исканий.

В начале романа Наташе тринадцать лет, она некрасивая, но живая и непосредственная девочка, живущая в атмосфере постоянной влюбленности. По мере развития сюжета она превращается в привлекательную своей живостью и обаянием девушку, чутко реагирующую на все происходящее. Чаще всего именно Н.Р. принадлежат в романе самые точные характеристики других героев. Она способна на самопожертвование и самозабвение, высокие душевные порывы (обжигает раскаленной линейкой руку, чтобы доказать свою любовь и дружбу Соне; фактически решает судьбу раненых, отдавая подводы, чтобы вывезти их из горящей Москвы; спасает от умопомешательства мать после смерти Пети; самозабвенно ухаживает за умирающим князем Андреем).

В то же время Н.Р. может быть очень эгоистичной, что диктуется не разумом, а скорее инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. Став невестой Андрея Болконского, она не выдерживает годичного испытания и увлекается Анатолем Курагиным, готовая в своем увлечении на самые безрассудные поступки. После случайной встречи в Мытищах с раненым князем Андреем, осознавая свою вину и получив возможность искупить ее, Н.Р. вновь возрождается к жизни; а после смерти Болконского (уже в эпилоге романа) становится женой Пьера Безухова, близкого ей по духу и по-настоящему любимого ею. В эпилоге Н.Р. представлена Толстым как жена и мать, целиком погруженная в свои семейные заботы и обязанности, разделяющая интересы мужа и понимающая его. Образ Н.Р. явно полемически заострен Толстым по отношению к новым модным идеям женской эмансипации.

Образ Наташи в романе

В романе Наташа Ростова представляет собой живую, эмоциональную девушку, естественное обаяние которой противопоставляется холодной красоте светских дам.

Внешность: Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках...

В начале романа Наташа предстаёт перед нами 13-летней девочкой. Она влюблена в Бориса Друбецкого, который живёт со своей матерью поблизости от Ростовых. Чуть позднее близким другом Наташи становится Пьер Безухов, который иногда приезжает к Ростовым. Когда Борис поступает на службу к Кутузову, Наташа охладевает к нему. Вскоре Пьер знакомит Наташу с князем Андреем Болконским, в которого Наташа влюбляется. Однако князь Болконский - отец князя Андрея - считает Наташу неподходящей парой для своего сына. Он уговаривает сына отложить брачные дела на год и отправиться на войну. Во время его отсутствия Наташа влюбляется в Анатоля Курагина. Анатоль намеревается сбежать с Наташей и тайно обвенчаться, но об этом узнаёт Соня, двоюродная сестра Наташи, и предотвращает это.

Так как Наполеон начал своё наступление на Россию, Ростовы вынуждены переместиться в своё московское поместье. Во время приближения Наполеона к Москве многие раненые солдаты размещаются в доме Ростовых. Когда Ростовы планируют эвакуироваться из Москвы, Наташа просит своих родителей использовать их повозки для транспортировки раненых, а не для домашнего скарба. Увидев среди раненых князя Андрея, Наташа заботится о нём. Однако раны столь серьёзны, что князь Андрей умирает.

После оставления Наполеоном Москвы Наташа сближается с сестрой князя Андрея, княжной Марьей, которая очень благодарна Наташе за её заботу о князе Андрее. Горе объединяет их, и они становятся подругами. Также в ту пору Наташе стал близок Пьер Безухов, уже ставший вдовцом. В конце концов Наташа и Пьер вступили в брак, впоследствии у них родилось четверо детей.

В романе «Война и мир» показано огромное количество персонажей. И будь то главные герои или эпизодические, Л. Н. Толстой всегда мастерски создает их образы. И мы видим, как живых, представителей высшего света (посетителей салонов Анны Павловны Шерер и Элен Безуховой) и старинных дворянских родов (Болконских, Ростовых), офицеров (Денисов, Кутузов) и простых крестьян (Платон Каратаев, Архип). Но есть среди них один особенно важный образ, он олицетворяет собой саму жизнь, описать которую и стремился автор. Это Наташа Ростова.

Наташа - это постоянное движение, это возрождающая деятельность, это сама жизнь. Своим пением она завораживает и затрагивает струны души. Ее брат Николай, слушая песню, забывает обо всех проблемах и решает жить. Недаром Денисов сразу же влюбляется в Наташу. Она оживляет и свою мать после смерти Пети любовью и заботой.

Наташа не может долго оставаться одна. Ей необходимо любить. Когда Андрей Болконский уезжает почти на год, она не может усидеть на месте. Ей жаль тех минут, которые она могла потратить на любовь. Естественно, что после этого она так легко начинает верить признаниям Анатоля Курагина.

Наиболее показателен эпизод, когда Наташа отдает подводы раненым. 1812-й год для многих героев становится переломным. Она узнает истинну
и т.д.................

Жизненные искания Наташи Ростовой

Грандиозное произведение Л.Н.Толстого "Война и мир" - непревзойденная классика мировой литературы, поражающая своей масштабностью и глубиной. Еще на протяжении многих веков будут обращаться к роману и находить ответы на свои вопросы читатели. Ведь и в будущем проблемы истинных и наносных ценностей, взаимоотношений мужчины и женщины будут волновать людей. Благодаря созданной череде женских образов в романе автор говорит о роли женщины и в социальной, и в семейной жизни. Причем часть характеров из них статичны, а часть – развивающиеся. Во многом противопоставлены между собой две героини романа – Элен Безухова и Наташа Ростова. Холодные и расчетливые правила высшего общества, по которым живет Элен, неспособны сломить естественность и природную живость Наташи. Даже внешне светская красавица все же проигрывает любимой героине Толстого. Образ Элен постоянен, тогда как за Наташей читатель наблюдает на протяжении многих лет, отслеживая этапы ее развития, изменения мировосприятия и жизненных приоритетов.

Впервые появляется она на страницах романа девочкой 13 лет, "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая". Именно подчеркивая ее непривлекательность, Толстой описывает удивительное обаяние, исходившее от нее. Ее внутренняя красота и способность к чуткому пониманию окружающих выделяет ее еще подростком среди других, даже старших сестер и подруг. Естественность и жизнелюбие, одухотворенность и простота в Наташе побеждают трезвость ума и подчинение прописным манерам высшего общества. Лукавое выражение и смех, прыжки и плутоватый вопрос при Марье Дмитриевне (ее все боялись) о том, какое пирожное сегодня на ужин – подобная открытость и непосредственность вызывают только улыбки у взрослых.

И взрослея, Наташа по-прежнему всегда в центре внимания и восхищения. При этом многие благодаря ей меняют взгляды на привычные вещи: она оказывает невольное влияние на нравственную жизнь других героев. Живет героиня Толстого "умом сердца": не имеет тяги оценивать и анализировать поступки, но обладает собственным, истинным знанием ценностей жизни. В разнообразных жизненных перипетиях именно Наташа помогает найти правильный выход своему горячо любимому брату Николаю Ростову: во взаимоотношениях с Соней, при огромном проигрыше в карты Долохову, в устройстве его семейной жизни с Марьей Болконской. Николай слышит пение Наташи, и тут же приходит умиротворение: "Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее". Поиском смысла в жизни и своей полезности государству заняты Андрей Болконский и Пьер Безухов. А ответами послужат поступки Наташи, которая сердцем поможет распутать клубок вопросов и сомнения для каждого из них.

Сначала ее радостный искрометный взгляд и лучезарная грация молодости привлечет князя Андрея Болконского. Она для себя откроет странное счастье и новый мир: "Возможно ли это? Правда ли это, что жизнь больше не похожа на шутку, что я уже взрослая и должна отвечать за все свои поступки и слова?". Но больше в этом зарождающемся чувстве страхов и тревог. Ведь ей предстоит год разлуки со своим женихом. Испытание посылает ей судьба и сталкивает Наташу со светским щеголем и красавцем Анатолем Курагиным. Скука и удрученность, нервозность и нетерпение целого года молодой жизни бросают ее в объятия Анатоля. Наташа уверенна, что именно к нему испытывает настоящие чувства. Она просит Болконского о разрыве, но похитить ее Анатолю не удается, к счастью. А после понимания, того что ошиблась в Курагине, и испытывая угрызения совести за боль, причиненную князю Андрею, Наташа не видит смысла в дальнейшей жизни. Но дружба с Пьером Безуховым, приближение Наполеона понемногу возрождают ее к жизни. Спасаясь от французских войск, в одной из крестьянских изб Наташа встречает уже смертельно раненного Болконского. И тут возникает та долгожданная духовная связь между ними, любовь преображает их обоих. Здесь же Наташа подружилась с сестрой Андрея. И вновь необъяснимой силой наполнится душа Наташи Ростовой, потому как увидит смысл своей жизни в страдании и в самоотречении.

А после всех испытаний встреча со старым и верным другом, "детская душа" которого близка Наташе своей естественностью и открытостью, станет новым этапом в жизни героини. Пьер Безухов на протяжении всего романа боготворит ее. Он создаст столь необходимый семейный оплот для нее, подарит душевное спокойствие. Быть верной и преданной женой, любящей матерью четверых детей, хранительницей домашнего очага – вот цель всех ее метаний, смысл человеческого бытия. Наташа и Пьер живут чувствами и эмоциями, внутренне близки друг другу. Крепкая и дружная семья – основа государства. А женщина-мать – идеальный образ, по мнению Толстого. Доброта и простота привнесут и красоту, и счастье в жизнь. Именно они помогают пройти и освободиться от всего фальшивого главной героине романа.

Помимо сочинения о жизненных исканиях Наташи Ростовой изучите также:

  • Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение
  • Образ Наполеона в романе «Война и мир»

Нравственная чуткость Толстого заставляет его

изображать героев - и положительных, и

отрицательных - в свете своего идеала. Он

не любит тех своих героев, в которых отсутствует

жизнь, неповторимая личность. В то время как

его любимые герои - люди движущиеся,

люди пути, нелюбимые - напротив, внутренне

неподвижные, безличностные, без пути.

Е. А. Маймин

В романе «Война и мир» перед нами предстают два идеала женщины в понимании Л. Н. Толстого. Эти идеалы автор воплотил в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

Наташа по происхождению дворянка. Однако в ней нет ничего сословно-дворянского. Ее духовный мир намного ближе ко всему народному. Она тянется к родной природе, к простым людям. Наташа «умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в манере матери, и во всяком русском человеке». Именно народное начало и является главным, определяющим в душе героини. Она с восторгом погружается в мир русского народного быта, испытывает нескрываемую радость при общении с ним.

Ощущение тесной связи с родиной и нравственная чистота девушки обусловили и ее патриотические стремления. Она также естественно совершает свой благородный поступок, как естественно и просто совершали свои подвиги солдаты, полководцы, простые русские люди. Она все время должна находиться в движении. Ей свойственно постоянное внутреннее развитие, она всегда в поисках, стремлениях. Хоть иногда они и приводят ее к жизненным ошибкам.

Толстой выделяет в своей героине не столько ум, сколько душевную чуткость, интуицию. Она воспринимает окружающих чувствами, порой странными, но всегда безошибочными: «Узкий, знаете, серый, светлый», - говорит она про Бориса Друбецкого, а Пьер Безухов в ее видении «...тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный». Так своеобразно, но точно определяет она безличность, неустойчивость Бориса и устойчивость, основательность, глубину Пьера.

Наташа выступает в романе олицетворением чистой, но в то же время страстной, любви. Она во всем исключительно искренна

и откровенна, проста и естественна. Все ее поступки освещены добрым и чутким отношением к людям, неистребимой любовью к жизни и неистощимыми жизненными силами. Эти ее качества способны вдохнуть такую же жажду жизни и в других людей. Ведь именно под воздействием Наташи князь Андрей открывает для себя возможность радоваться жизни, для него воскресает прелесть молодости, поэзии, природы. То же самое происходит и с Пьером. Наташу любят за ее душевное обаяние, отзывчивость и чуткость. Нетрудно понять, что именно через ее образ Толстой освещает в романе нравственные качества всех основных героев.

Наташа - олицетворение женственности и материнства - противопоставляется в романе лицемерию и фальши таких персонажей, как сентиментальная Жюли Карагина или всегда одинаковая, неподвижная, как внешне, так и внутренне, Элен. Однако во многом она отличается и от Марьи Болконской с ее религиозно-нравственным миром.

Княжна Марья также представляет собой женский идеал Толстого. Внешне это некрасивая девушка, однако она наделена подлинной духовностью. Религиозные взгляды сформировали ее добрый, кроткий нрав, наделили неисчерпаемым смирением, жалостью к людям. Обладая чистым и отзывчивым сердцем, Марья способна разглядеть положительные душевные качества и в других людях. Именно поэтому она искренне полюбила такого нравственно устойчивого человека, как Ростов. Она искренне стремится делать добро людям, помогать тем, кто в этом нуждается. К сожалению, ее душевные порывы не всегда оказываются понятыми.

Наташа и Марья во многом отличаются друг от друга. Однако многое их и объединяет. Им обоим присуща та «скрытая теплота патриотизма», которая заставила Наташу отдать подводы для раненых, а Марью с несвойственной ей злобой и гордостью решительно воспротивиться попыткам заставить ее остаться во власти французов. Обе героини словно дополняют друг друга - в каждой из них есть то, чего не хватает другой. Возникшее вначале отчуждение и непонимание между девушками постепенно рассеивается, они многому учатся друг у друга, открывая для себя неизвестные ранее стороны жизни и тем самым обогащая свой внутренний мир. Так, Марья помогает Наташе понять поэзию самоотверженности и духовности, а Наташа пробуждает в Марье жизнерадостность и любовь к жизни.

Подчеркивая глубокую связь между образами двух дорогих автору героинь, Толстой говорит в эпилоге, что семья Ростовых крепка только потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, которая стала женой Николая Ростова. Так объединяются две семейные традиции, настолько важные для автора «Войны и мира». И не случайно Н. Г. Долинина считала: «... все девушки, читающие «Войну и мир», всегда влюблены в Наташу... Никто не хочет быть, как княжна Марья, с ее некрасивостью и тяжелой поступью, с ее добротой и смирением, с ее жалостью к людям. Но в каждой девушке есть, непременно должна быть, и княжна Марья, без этого она превратится в Элен».

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» - сложное философское произведение. Автор в произведении затрагивает следующие основные темы: устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории,...

    Наташа Ростова и Андрей Болконский – главные герои романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Именно на жизненных исканиях Андрея Болконского, а так же Пьера Безухова, построена сюжетная линия этого произведения. Наташа же стала для писателя воплощением...

    В «Анне Карениной» увлекательное начинается сразу, с первых строк: «Все счастливые семьи похожи друг на друга. Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских». Мы погружаемся в чужую сложную жизнь, едва успев открыть...

В романе «Война и мир» перед нами предстают два идеала женщины в понимании Л. Н. Толстого. Эти идеалы автор воплотил в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

Наташа по происхождению дворянка. Однако в ней нет ничего сословно-дворянского. Ее духовный мир намного ближе ко всему народному. Она тянется к родной природе, к простым людям. Наташа «умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в манере матери, и во всяком русском человеке». Именно народное начало и является главным, определяющим в душе героини. Она с восторгом погружается в мир русского народного быта, испытывает нескрываемую радость при общении с ним.

Ощущение тесной связи с родиной и нравственная чистота девушки обусловили и ее патриотические стремления. Она также естественно совершает свой благородный поступок, как естественно и просто совершали свои подвиги солдаты, полководцы, простые русские люди. Она все время должна находиться в движении. Ей свойственно постоянное внутреннее развитие, она всегда в поисках, стремлениях. Хоть иногда они и приводят ее к жизненным ошибкам.

Толстой выделяет в своей героине не столько ум, сколько душевную чуткость, интуицию. Она воспринимает окружающих чувствами, порой странными, но всегда безошибочными: «Узкий, знаете, серый, светлый», - говорит она про Бориса Друбецкого, а Пьер Безухов в ее видении «…тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный». Так своеобразно, но точно определяет она безличность, неустойчивость Бориса и устойчивость, основательность, глубину Пьера.

Наташа выступает в романе олицетворением чистой, но в то же время страстной, любви. Она во всем исключительно искренна

и откровенна, проста и естественна. Все ее поступки освещены добрым и чутким отношением к людям, неистребимой любовью к жизни и неистощимыми жизненными силами. Эти ее качества способны вдохнуть такую же жажду жизни и в других людей. Ведь именно под воздействием Наташи князь Андрей открывает для себя возможность радоваться жизни, для него воскресает прелесть молодости, поэзии, природы. То же самое происходит и с Пьером. Наташу любят за ее душевное обаяние, отзывчивость и чуткость. Нетрудно понять, что именно через ее образ Толстой освещает в романе нравственные качества всех основных героев.

Наташа - олицетворение женственности и материнства - противопоставляется в романе лицемерию и фальши таких персонажей, как сентиментальная Жюли Карагина или всегда одинаковая, неподвижная, как внешне, так и внутренне, Элен. Однако во многом она отличается и от Марьи Болконской с ее религиозно-нравственным миром.

Княжна Марья также представляет собой женский идеал Толстого. Внешне это некрасивая девушка, однако она наделена подлинной духовностью. Религиозные взгляды сформировали ее добрый, кроткий нрав, наделили неисчерпаемым смирением, жалостью к людям. Обладая чистым и отзывчивым сердцем, Марья способна разглядеть положительные душевные качества и в других людях. Именно поэтому она искренне полюбила такого нравственно устойчивого человека, как Ростов. Она искренне стремится делать добро людям, помогать тем, кто в этом нуждается. К сожалению, ее душевные порывы не всегда оказываются понятыми.

Наташа и Марья во многом отличаются друг от друга. Однако многое их и объединяет. Им обоим присуща та «скрытая теплота патриотизма», которая заставила Наташу отдать подводы для раненых, а Марью с несвойственной ей злобой и гордостью решительно воспротивиться попыткам заставить ее остаться во власти французов. Обе героини словно дополняют друг друга - в каждой из них есть то, чего не хватает другой. Возникшее вначале отчуждение и непонимание между девушками постепенно рассеивается, они многому учатся друг у друга, открывая для себя неизвестные ранее стороны жизни и тем самым обогащая свой внутренний мир. Так, Марья помогает Наташе понять поэзию самоотверженности и духовности, а Наташа пробуждает в Марье жизнерадостность и любовь к жизни.

Подчеркивая глубокую связь между образами двух дорогих автору героинь, Толстой говорит в эпилоге, что семья Ростовых крепка только потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, которая стала женой Николая Ростова. Так объединяются две семейные традиции, настолько важные для автора «Войны и мира». И не случайно Н. Г. Долинина считала: «… все девушки, читающие «Войну и мир», всегда влюблены в Наташу… Никто не хочет быть, как княжна Марья, с ее некрасивостью и тяжелой поступью, с ее добротой и смирением, с ее жалостью к людям. Но в каждой девушке есть, непременно должна быть, и княжна Марья, без этого она превратится в Элен».




Top