Волчек и яковлева конфликт. «Было немало случаев оскорбительного отношения Елены Яковлевой и ко мне, и к театру

Яковлева планирует появиться в спектакле Римаса Туминаса "Играем... Шиллера!". Возобновить работу в театре она решила после просьб Галины Борисовны Волчек и Марины Мстиславовны Нееловой. Артистка уверена – дамы договорились: "Возможно, они вступили в сговор, чтобы заманить меня на этот корабль под названием "Современник".

ПО ТЕМЕ

Звезда долго размышляла прежде чем вернуться. Прошлое расставание оставило негативный отпечаток в памяти артистки. Но любовь к роли Марии Стюарт перетянула чашу весов в пользу Галины Борисовны. "Ради любого другого спектакля я бы хорошо подумала – возвращаться или нет. Уходя из театра, я больше всего жалела о том, что не буду играть королеву Шотландии", – цитируют Яковлеву журналисты "Вечерней Москвы".

Елена дважды уходила из "Современника". В 1986 году она перешла в театр имени Ермоловой, но через три года вернулась обратно. Во второй раз она уволилась в 2011 году. По словам актрисы за последние 10 лет работы у Волчек она получила только одну новую роль, сообщает 7days.ru. "Получается, что девять лет я играла только старые, привычные роли: Варю в "Вишневом саде", Элизу Дулиттл в "Пигмалионе", а ведь они обе – совсем девочки! В моем возрасте уже как-то стыдно выбегать на сцену девочкой", – сетовала тогда звезда.

Добавим, Елена Яковлева -народная артистка России. Окончила ГИТИС. Снималась в фильмах "Интердевочка", "Черный квадрат" и "Елки новые".

Две королевы на одной сцене. Да, это возможно! Елена Яковлева и Марина Неелова вновь играют Шиллера. Легендарный спектакль в самом ярком составе в афише театра «Современник». И блистательные актрисы опровергают и популярные поговорки, и устоявшиеся стереотипы. А публика с замиранием сердца следит за противостоянием двух характеров, двух сердец, двух великих женщин.

«Дважды в одну воду не входят. Такая ситуация в жизни, когда нужно войти и со свежими ощущениями сегодняшнего дня», - говорит Елена Яковлева.

«Римас настолько ртутный режиссер, его никогда не устроит то, что было вчера, сегодня и завтра», - сказала Марина Неелова.

«Эти женщины меня поразили, и я так доверился, был в них уверен», - говорит Римас Туминас.

Две актрисы и одна судьба. Стать королевой: сердец, Англии, сцены.

«Играем... Шиллера!» не исчезает из репертуара театра «Современник» вот уже 18 лет. Артисты шутят: у спектакля совершеннолетие, а они снова репетируют. Все потому, что режиссеру Римасу Туминасу неинтересно просто повторять или вспоминать то, что он когда-то придумал. Да, та постановка произвела фурор в театральном мире тогда, но слова немецкого классика должны резать по живому и обжигать сейчас.

«Когда мы репетировали, Римас придумывал какую-то сцену и ты ее уже присваивал, ты уже мог ее сделать и сыграть, он говорил: да, хорошо. А на следующий день он приходил и говорил: сейчас переделаем. Я говорю: вчера же вы сказали, что все хорошо, он говорит: так это вчера было. Самая страшная режиссерская задача была, что не надо играть Елизавету или Марию - портретируйте только. Как хотите, так и портретируйте», - рассказывает народная артистка РСФСР Марина Неелова.

Елизавета Марины Нееловой и жестокая королева, и женщина, мечтающая быть счастливой, и марионетка в руках невидимого кукловода. А вот какой мы увидим ее соперницу? В образе Марии Стюарт после долгого перерыва снова первая исполнительница этой роли Елена Яковлева.

«Вернуться туда уже не получится. Ну, наверное, и не надо. Потому что тот опыт, который есть - и ошибок, и чего-то хорошего, его я не хочу терять, поэтому, наверное, она уже будет другая», - говорит народная артистка РФ Елена Яковлева.

«Как ее встретили, как ее приняли! Не было человека, кто не кинулся к ней с поцелуями. Я счастлива, что она снова у нас на сцене, что она играет свою роль, которую она родила вместе с Римасом», - сказала художественный руководитель театра «Современник», народная артистка СССР Галина Волчек.

Они играют страстно и самоотверженно, не боясь казаться некрасивыми, будто бы принося себя в жертву режиссерскому замыслу. Зал то взрывается аплодисментами (а как еще, когда на сцене народные любимицы!), то буквально замирает, будто бы боясь прервать откровенный монолог. И в этой пронзительной тишине то, что всегда отличало «Современник» от других театров - умение дышать одним воздухом с сегодняшним зрителем.

Уйти по-английски из "Современника" не удалось - всюду муссировали всевозможные версии неожиданного поступка Елены Яковлевой. Пожалуй, единственной, кто хранил молчание и отказывался от комментариев, была сама Елена. Правду она пообещала рассказать позже - "когда придет время".

Сейчас актрису почти невозможно застать в Москве. Проще, например, в США, Канаде, Израиле. Или набираешь номер: "Я в Якутии, буду такого-то". Звонишь точно в назначенный день и час: "Поменяла график, срочно лечу в Красноярск". И так несколько месяцев. Вашингтон, Филадельфия, Торонто, Минск, Киев... Год-то прошел, но как ее, неуловимую, поймать? Повезло: в Москве Елена играет в антрепризном спектакле "Бумажный брак", и наша встреча состоялась.

Елена, буквально на следующий день после вашего ухода чего только не писали: "между вами и худруком Галиной Волчек пробежала черная кошка", "вас наконец-таки съели конкурентки, чтобы играть ваши роли в "Пяти вечерах", "Играем.... Шиллера", "Пигмалионе", "Мурлин Мурло"...

- (Перебивает.) Знаете, мне и сейчас не хочется эту тему ворошить по одной простой причине: наконец все затихло, и - слава Богу! Ну, сказали они что хотели, и сказали. Может, от отчаянья, может, испугались, что я расскажу, почему произошло то, что произошло... Конечно, когда врут - неприятно, но это на их совести. Люди, которые меня знают, кто в курсе дела, прекрасно знают истину.

Вы впервые в своей карьере год - вне стационарного театра. Можете перечислить все плюсы и минусы новой жизни?

Елена Яковлева: "Минусов" пока не вижу. Конечно, скучаю по "дому", которого теперь нет, по людям, которые мне по-прежнему дороги. Зато, во-первых, теперь нет такого безумного гнета ежемесячного репертуара, а во-вторых, мне кажется, за этот год я так прилично подлечила свои нервы. (Смеется.) Теперь у меня есть свобода выбора, я могу менять свой график как хочу. И что главное - у меня все время прекрасное настроение. Например, недавно сбылась моля давнишняя мечта - я побывала на Камчатке. Летала на вертолете над действующими вулканами, мне устроили экскурсию по долине гейзеров - я получила та-а-акое удовольствие.... Я живого медведя видела! Гигантских размеров бурый мишка вышел прямо на меня...

Наверное, увидел: ба, Елена Яковлева собственной персоной пожаловала...

А я ему: "Привет, старик!" (Смеется.)

И тут он как грохнется в обморок...

Примерно так и было... Там места заповедные: рыба просто сама в руки прыгает, вокруг термальные источники, сопки, какая-то такая невероятно чистая, нетронутая цивилизацией дикая природа... А комары какие, господи?! Во-о-от такие! (Показывает - с метр!) Когда я оттуда улетала, ей-Богу, чуть не расплакалась. Честно - не хотелось уезжать.

Вы как-то рассказывали, что шансов стать актрисой у вас не было изначально. Папа был военный, и все ваше детство и юность прошли в военных гарнизонах, где никаких театров, естественно, не было... И даже до поступления в театральный вуз вы ни одной роли не сыграли.

Елена Яковлева: Да, это так. Зато по телевизору я пересмотрела все спектакли, которые тогда, кстати, довольно часто показывали. Смотрела я их, можно сказать, запоем. Наверное, оттуда все пошло. Еще стихи я читала на всех праздничных вечерах. Учителя хвалили, называли "артисткой". Словом, на сцену я хотела безумно. Но в Москву ехать боялась, к тому же лишних денег в семье не было. Поэтому пошла работать в библиотеку, параллельно училась на техника-картографа. А внутри-то все равно сидит что-то такое непонятное, зудит - просто сил нет терпеть. Думаю: надо-таки ехать в театральный...

В вашей коллекции наград и званий - за "Лучшую женскую роль в картине "Сердце не камень" на фестивале в Шанхае, "Лучшая актриса" Римского фестиваля за роль в ленте "Лестница"... Я уж не говорю про "Интердевочку", получившую множество призов, включая Приз Токийского кинофорума. Какие чувства испытывали, когда стали популярной?

Елена Яковлева: Хотите расскажу свои первые ощущения? Году в девяностом нас с "Интердевочкой" послали на кинорынок в Канны. В эту поездку меня наряжали всем театром. Вячеслав Зайцев самые свои крутые костюмы достал из запасов, сказал: "В этом ты можешь на коктейль сходить. В этом - на светский раут..." Галина Борисовна Волчек сняла с себя драгоценности, отдала мне. И вот как лежали они у меня в мешочке, так и остались - ни разу никуда не сходила. Помню, когда вернулась оттуда, знаете, что сделала? Разрыдалась! От унижения. От очень неприятного чувства, что чиновники Госкино тебя бросили как последнюю... Сначала поселили в каком-то "змеевидном" общежитии для студентов на набережной. Потом кто-то из них перевез меня в какой-то "хилтон-шмилтон", дал жесткие инструкции, чтобы я не высовывалась. И забыли меня там. Ни суточных, в кармане - ни цента. При этом сами жили в шикарных отелях, наслаждались жизнью по полной.

Вот мы заговорили про поездки, и я вспомнила другую историю. На фестиваль в Токио мы поехали с Петром Ефимовичем Тодоровским. Принимали нас там здорово! Когда все мероприятия прошли и нам нужно было улетать, японцы попросили нас сдать билеты, чтобы участвовать в закрытии фестиваля. А я остаться никак не могла - у меня спектакль в Москве. "Не волнуйтесь, мы вас доставим вовремя". И вместо самолета Аэрофлота, с местами около туалета, когда люди идут, грубо говоря, помочиться и автограф попросить (мы так в Японию летели), обратно меня отправили рейсом "Токио-Москва-Лондон". Конечно, этот полет я запомню на всю жизнь! На борту - душ, в меню - на выбор чуть ли не все кухни мира. Открываешь ящик, а там маленькая такая красивая японская зубная щеточка, зубная пасточка. Все-все: и тапочки, и кимоно... Я летела как королева на втором этаже этого даже не самолета, а, скорее, "аэрозамка", с призом в руках, счастливая-счастливая, и успела точно к началу спектакля. Фантастика! Вот эти две поездки в моей жизни - как небо и земля.

Всегда считал, что Япония пуританская страна, а они посмели предложить вам сняться в их версии "Плейбоя"!

Елена Яковлева: Такое предложение я действительно получала во время Токийского кинофестиваля. И хочу заметить, что японцы публикуют снимки с элементами эротики, но без обнажения. Там максимум что может быть откровенным - декольте, например.

Почему же отказались?

Елена Яковлева: Петр Ефимович Тодоровский тогда сказал: "Лен, это "Плейбой". Не надо..." А еще, если честно, я сама испугалась немножко. Поскольку тогда в СССР и секса-то не было, а тут... "журнал для мужчин". Насколько я знаю, в результате Наталья Негода снялась.

По советским временам сценарий "Интердевочки" был крайне фривольным, фильм получился смелым. Тем не менее, и "секс-символом", и прочими эротическими ярлыками вас "обошли", хотя был повод великолепный.

Елена Яковлева: Думаю, я не обладаю этим даром. А по поводу ярлыков... У нас ведь знаете как? Вот мне все говорят, что я - русская Мерил Стрип. Ну просто Мерил Стрип, и все тут! Допустим, вы берете интервью, а я без всякой задней мысли, с иронией, об этом рассказываю. Три-четыре раза это скажу, а пятый возьмет и напишет: "Я спросил у русской Мерил Стрип..." Ярлык! И ты сам на себя его напяливаешь.

Недавно показывали документальный фильм, снятый к вашему юбилею. Ваши партнеры и партнерши такие теплые слова о вас говорили...

Елена Яковлева: По большому счету я - счастливая артистка! Потому что вообще такого "ой, не хотела бы я с ней (или с ним) встречаться" у меня нет по поводу ни одного актера, с которыми я когда-либо работала. А уж на мужчин мне везло прямо с глубокой молодости. Например, одна из моих первых картин - "Полет птицы". Там - Автандил Махарадзе ("Покаяние"), Ефремов-старший... Красавец - в самом-самом соку, с этими его бархатными завораживающими женщин глазами, с каким-то таким безумным умением смотреть так на женщин, что действительно все внутри переворачивается.

Значит, это не легенда? Он действительно магически действовал на женщин?

Елена Яковлева: Еще как! Казалось бы, возьми любую его фотографию: ну чего - мужик и мужик, корявый даже немножко. Уж точно не плейбой. (Смеется.) А - невероятное море обаяния! Потом у меня был партнер - Юра Богатырев, которого я вообще обожаю. Или Родион Нахапетов, да еще до отъезда в Америку - еще один красавец. Иннокентий Михайлович Смоктуновский, с которым мы не только много снимались, но и много общались в быту. А сейчас какие у меня партнеры...

Вы столько лет пропагандируете светлый образ российского сыщика. Наверняка дома храните наградной именной пистолет, корочку "Почетный работник МВД", майорские погоны...

Елена Яковлева: Не-не-не, ничего этого нет. Странно. Я сама удивлена. Но обычные люди с днем милиции меня поздравляют. Идешь по улице 10 ноября, и практически каждый второй говорит: "С праздником, товарищ майор!"

Ясно, что "Интердевочка" и "Каменская" - первое, что приходит на ум при упоминании Елены Яковлевой. Какую картину вы сами считаете своей визиткой?

Елена Яковлева: Если бы я не ездила на творческие встречи, то, наверное, я бы согласилась, что эти две. Но, оказывается, зрители помнят и любят многие другие фильмы. Например, "Анкор, еще анкор!". Очень часто вспоминают "Воспитание жестокости у женщин и собак", "Полет птицы"... Получается, в памяти людей они оставили какой-то свой отпечаток. Помню, одна женщина так меня благодарила за фильм "Ретро втроем": мол, моя героиня ей помогла избежать серьезной жизненной ошибки. То есть... Вот! Поэтому, как такая "матерая актриса", очень банально отвечу: моя "визитная карточка" еще впереди! (Смеется.)

Ваш супруг Валерий Шальных, с которым вы бок о бок живете более полувека, почти вслед за вами тоже ушел из "Современника". Из солидарности?

Елена Яковлева: Думаю, там другая причина. Ему тяжело. Вообще тяжело уходить из театра, в котором проработал 38 лет... Но уйти из "Современника" в никуда - его решение. Пока он в поиске.

Ваш сын Денис с детства бредил палеонтологией, потом занимался каратэ, верховой ездой, писал романы, снимался в кино... Чем он занимается сейчас?

Елена Яковлева: Сейчас Денис закончил третий курс Института телевидения и радио, режиссерский факультет. Закончить-то закончил, но недавно поставил нас с Валерой перед фактом, что хочет взять тайм-аут и на год уйти из института. Объяснил это тем, что хочет этот год поработать на съемочной площадке - кем угодно. Главное для него - решить, каким он в итоге видит свое будущее..

Однажды на вопрос, чего хочет как женщина Елена Яковлева, вы сказали "То, чего я хочу, состоит из миллиона мельчайших "хочу". Что хочет сегодняшняя "птица вольная"?

Елена Яковлева: В первую очередь мне хочется, чтобы Денис за этот год, который он решил провести по-взрослому, наконец, определился, чем он будет заниматься. Тогда сразу много моих "хочу" маленьких отпадет. Хочется, чтобы у Валеры закончился не самый удачный период в жизни. Верю: все наладится. Если уж совсем ничего интересного не будет, то мы - два не самых плохих артиста - найдем третьего, четвертого, сделаем какой-нибудь хороший спектакль и будем с ним ездить.

А для себя, любимой, чего хочет Елена Яковлева?

Елена Яковлева: А чтобы ничего не менялось. Вот как этот год прошел, пусть так и идет дальше. Правда, если будет еще лучше - не откажусь!

Актриса Елена Яковлева написала заявление об уходе из театра «Современник». Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на заявление помощника художественного руководителя театра по литературной части Евгении Кузнецовой.

По словам Кузнецовой, артистка решила уйти из театра, потому что «Современник» «недостаточно хорошо заботился о ее профессиональном развитии». Помощник худрука подтвердила, что последней премьерой с Яковлевой стал спектакль «Пять вечеров», который был поставлен в 2006 году.

Однако Кузнецова отметила, что три роли Яковлевой предлагались, но она от них отказывалась. Заявление актриса написала еще 20 мая и подтвердила свое намерение расстаться с «Современником» в беседе с худруком Галиной Волчек 20 июня. Актриса обязалась отыграть все спектакли до конца сезона и принять участие в гастролях в Екатеринбурге. Однако поехать на гастроли актрисе помешала болезнь. Заявление об уходе руководство театра не подпишет до выздоровления актрисы.

- Поскольку актриса больна, руководство театра не считает для себя возможным принимать какие бы то ни было административные шаги, в том числе, подписывать неотозванные заявления, пока Елена Яковлева не выздоровеет, - добавили в «Современнике».

Тем временем, представители театральной тусовки считают, что главная причина ухода Яковлевой в том, что она не поделила с Аленой Бабенко долгожданную роль и написала заявление об уходе на имя главного режиссера театра Галины Волчек.

С другой стороны актриса Мария Селянская, которая работает в «Современнике» уже более 20 лет и хорошо знает обо всем, что происходит в театре. По словам актрисы, Елена ушла из театра после того, как узнала о том, что к постановке готовится много новых спектаклей, но для нее не нашлось места ни в одном из них. Яковлеву это очень обидело, и она решила уволиться. Кстати, Волчек не раз говорила о том, что на сцене нужна смена поколений. Видимо, реформу решили начать именно с Яковлевой.

Елена Яковлева отпраздновала в марте 50-летний юбилей. Она пришла в «Современник» в 1984 году и играла в нем всю жизнь, за исключением нескольких лет в труппе театра Ермоловой. Ее роли Тамары в «Пяти вечерах», Элизы Дуллитл в «Пигмалионе», Наташи в «Трех сестрах» и многие другие сделали ее одной из ведущих актрис «Современника».

Яковлева - лауреат государственной премии России в области театрального искусства (2001), награждена орденом Почета (2006). Член Совета по культуре и искусству при президенте РФ.

Елена Яковлева. Карьера.

Елена Алексеевна Яковлева родилась 5 марта 1961 года в Житомирской области, в городе Новоград-Волынском. Мать — Валерия Павловна, сотрудница НИИ, отец — Алексей Николаевич, военнослужащий: семье приходилось очень часто переезжать с места на место. Как следствие, Елена Яковлева сменила много школ.

Школу окончила в 1978 году в Харькове. После школы успела поработать и библиотекарем в ХГУ, и картографом, но в 1980 году всё-таки решила осуществить свою мечту — и, приехав в Москву, с первой же попытки поступила в ГИТИС.

В ГИТИСе училась в мастерской Владимира Андреева (1980—1984) . Окончив ГИТИС, стала актрисой театра «Современник» — за включение её в труппу театра члены художественного совета проголосовали единогласно — это редчайший случай.

Дебютировала в роли Гитель в возобновлённом спектакле Г. Волчек «Двое на качелях» (1984), по пьесе У. Гибсона, — первым партнёром Яковлевой был Николай Попков.

В 1986 году Валерий Фокин предложил Яковлевой перейти в театр им. Ермоловой, — там она прослужила три года. Затем вернулась в «Современник», и — редкий случай — была принята обратно.

Дебютом в кино стала картина Г.Юнгвальд-Хилькевича «Двое под одним зонтом» (1983).

В 1980-е много снималась (Мария в «Плюмбуме, или Опасной игре» В. Абдрашитова, Мила во «Времени летать» А. Сахарова и др.) — однако всесоюзная слава пришла после роли Тани Зайцевой в «Интердевочке» (1989) П. Тодоровского, по скандальной повести В. Кунина.

В 1990-е Тодоровский-старший снял Яковлеву ещё в трёх своих фильмах: «Анкор, ещё анкор» (1992), «Какая чудная игра» (1995) и «Ретро втроём» (1998). На новый пик популярности актрису вознесла роль Насти Каменской в сериале «Каменская».




Top