Вопросы для дискуссии по творчеству толстого. «Человек, любящий детей»

  1. Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?
  2. Лев Толстой прожил большую и слож-ную жизнь, в которой было много пово-ротных событий, изменивших мировоз-зрение писателя, его эстетические по-зиции. Главное, что было в характере Толстого, — это постоянный поиск исти-ны, смысла человеческого бытия. Это есть и в ранних повестях «Детство», «Отро-чество», «Юность», и в самых поздних произведениях философского, характера, в которых он утверждает идею самосовер-шенствования и непротивления злу наси-лием. Борьба добра и зла постоянно вол-новала Толстого как человека и писателя.

  3. Существует огромная коллекция портретов Льва Толстого: его рисовали, лепили, ваяли, фото-графировали. Какой из знакомых вам портретов, по вашему мнению, наиболее точно воспроизводит не только его внешность, но и духовные качества этого необычного человека?
  4. Запоминается потрет Л. Н. Толстого ра-боты И. Н. Крамского 1873 года. Писателю 45 лет. Он уже прославленный автор «Севастопольских рассказов», автобио-графической трилогии, романа «Война и мир», постоянный житель Ясной Поля-ны. Художник прекрасно передает напря-женность мысли Толстого, острый взгляд, внутреннюю энергию. Лев Николаевич изображен в свободной рубахе, получив-шей название «толстовка».

  5. В последние годы жизни писателя его много раз рисовал Илья Репин. Он создавал портреты и сюжетные картины, которые показывали старого Толстого в действии, в движении. Среди них осо-бенно популярна картина «Толстой на пашне». Чем, на ваш взгляд, вызвана такая популярность?
  6. В то время, когда был написан портрет, Толстой проповедовал идею опрощения, приближения к крестьянскому труду, сельскому быту. Толстой стремился учиться у народа его мудрости, постигать его философию. Кроме того, мастерство Репина позволило передать не только одежду писателя и его занятие несвойст-венным дворянину трудом, но и движение его мысли, состояние духовности в мо-мент приобщения к крестьянскому труду.

  7. Как вы оцениваете Льва Толстого как читате-ля, поскольку вам знакомы списки прочитанных и высоко оцененных им произведений? Как вам ка-жется, стал бы Толстой вносить в эти списки те про-изведения, которые ему совсем не нравились, или он их не называл просто потому, что книги, которые не понравились, не остались в памяти? Материал с сайта

    Возвращаясь к словам Яна Амоса Коменского, Толстой проявил здесь такое важное умение читателя, как умение вы-бирать книгу. Именно по нравственному влиянию на формирование юного челове-ка были включены в этот список книги. Здесь Нагорная проповедь (Евангелие), произведения русской и мировой класси-ки, особенно А. С. Пушкина, Н. В. Гого-ля, И. С. Тургенева. Он не ставил перед собой задачи вносить в этот список все прочитанные книги, которые ему нрави-лись или не нравились, он вносил в него произведения, которые его потрясли ду-ховно и оказали влияние на его нравст-венные убеждения.

На нашем сайте вы можете пройти тест по биографии Толстого с ответами. Предлагаемое задание поможет вам лучше подготовиться к уроку литературы, проверить знания о писателе. Тест включает вопросы разного уровня сложности, поэтому будет полезен не только школьникам, но и выпускникам, которые планируют сдавать единый государственный экзамен.

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель, представитель «золотого века» русской литературы. Его творчество оказало огромное влияние на современную мировую и русскую культуру, многие произведения были переведены на другие языки и экранизированы. В школе творчество Л. Н. Толстого начинают изучать с 3 класса.

Чтобы получить все плюсы от пользования нашим сайтом, рекомендуем выполнить ряд несложных правил:

  • Зарегистрироваться. Результаты зарегистрированных пользователей автоматически сохраняются, поэтому через время вы сможете перепройти тест и сравнить, улучшились ли ваши знания.
  • Прочесть биографию Толстого, по которой был составлен предлагаемый тест в соответствующем разделе нашего сайта.
  • Пройти тест онлайн. После ответа на каждый вопрос вам будет показан правильный ответ. В конце задания система вычислит вашу оценку.
  • Поделиться результатами с друзьями через любую из соцсетей, подтвердить размещение своей оценки на сайте на «доске почета».

Тема: "Л.Н. Толстой - гражданин. Мировозрение писателя. Филосовские взгляды."

1. В какой войне участвовал отец писателя Н.И.Толстой?

2. К какому старинному роду принадлежал Толстой по материнской линии?

3. Когда произошел перелом в мировоззрении Л.Н.Толстого?

4. Когда произошло отлучение писателя от православной церкви?

5. На какой станции умер Л.Н.Толстой?

Тема: "Романы Л.Н. Толстого"

1.Что называет Толстой «дубиной народной войны»?

2.Сколько в романе действующих лиц?

3. У кого было «самое золотое сердце» по словам А.Болконского?

4.Чьими глазами показано Бородинское сражение?

5.Какова основная мысль романа?

6.Какой фразой начиналось писание бессмертного романа Толстого первоначально?

7.Кто был « самым нужным и полезным» человеком в отряде Денисова?

8.Кого из представителей старшего поколения в обществе прозвали «прусским королём»?

9.Прообразом княжны Марьи стала мать Толстого, что общего было между героиней романа и её прототипом?

10. «Что такое «Война и Мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника?» Назвать жанр.

11.Какой реальный эпизод включён в текст романа из жизни Танечки Берс?

12. «Противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие совершилось». О чём речь?

13.Что, по словам старого князя Болконского, является источником людских пороков и добродетелью?

14.Какая сила управляет всем?

15.Кому принадлежат слова: «Надо жить, надо любить, надо верить?»

16. «Он ничего не придумает, ничего не предпримет…но он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит». Кто этот человек?

17.Кто из героев называл себя «круглый солдатик Апшеронского полка»?

18. «Она всегда хорошела, когда плакала. Лучистые глаза её приобретали неотразимую прелесть» Чьи глаза?

19.Какая героиня «в того, на кого она смотрела в ту минуту, в того она и была влюблена»?

20.Каков был итог Бородинского сражения по Толстому?

21. «Сущность её жизни – любовь - ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Какая любовь

вернула Наташу к жизни после смерти князя Андрея?

22. Кто из героев романа «…с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить»?

23. «Люди, как реки» - говорил Толстой, изображая внутреннюю жизнь героев. Как называется этот процесс?

24.Почему вначале роман назывался «Три поры»? О чём идёт речь?

Вставить пропущенные слова в реплики героев романа:

-«Я ничего не люблю, как только … и любовь людскую» - А. Болконский

- «Ничем не может владеть человек, пока он боится…»- Пьер

-«Нет величия там, где нет …»

-«Французы разорили мой дом и идут разорять Москву. Они враги мои, они преступники все. Надо их…»

-«Пока Россия была …, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр»

- «Спасена Россия. Благодарю тебя, господи!» - и он …

- «Он направлял все силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы…»

Пословицы Платона Каратаева.

РОМАН «АННА КАРЕНИНА»

1. «Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нём главную, основную мысль», - утверждал Толстой, какую основную мысль он любил в этом романе?

2.Эпиграф к роману: «Мне отмщение и Аз воздам». Объясните его смысл.

3.Кто такая Мария Александровна Гартунг, внешность которой послужила для создания образа Анны?

4.Назовите раннее название романа и объясните его.

5. Как начинается роман «Анна Каренина?»

6. «Это не человек, а машина, и злая машина, когда рассердится». Кто этот человек?

8. Почему лошади А.Вронского Толстой дал кличку Фру-Фру?

9.О каком романе Толстого критик В.Стасов отозвался так: «Толстой поднялся до такой высоты, какой ещё никогда не брала русская литература»? Этот шедевр «остаётся светлой громадной звездой талантливости на веки веков»?

10.Приведите примеры варваризмов (найдите в отрывке).

11.Найдите в отрывке историзм и объясните его. «Я понимаю, что завтрак с лафитом очень приятен, но неужели тебе не противна именно эта роскошь?»

12.Кто из классиков советской литературы сказал, что «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком»?

РОМАН «ВОСКРЕСЕНИЕ»

1. Сколько редакций и рукописей романа оставил Толстой?

2. Как был встречен роман в правящих кругах?

3. В основу романа был положен действительный случай, рассказанный прокурором. Назовите его имя?

4. Какой роман Толстого есть « Срыванье всех и всяческих масок»?

5. В начале какого романа Толстого есть такие строки: «Люди считали, что священно… и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом?»

6. Герой какого романа Толстого приходит к страшному выводу: «Да, единственно приличествующее место честного человека в России в теперешнее время есть тюрьма!»?

Вопросы на тему «Л.Н. Толстой на Кавказе. Севастопольские рассказы».

1. Какие произведения вы бы отнесли к кавказскому циклу творчества Л.Н. Толстого?

2. Как звали главных и второстепенных героев рассказа «Кавказский пленник»?

3. Рассказ «Булька» о ком?

4. Почему даже во время Чеченской войны не пострадали объекты, связанные с именем Л.Н. Толстого?

5. Кто такие Шамиль и Хаджи-Мурат?

6. Какое казачье войско (название) охраняло русские границы по Тереку?

7. Кто осаждал Севастополь в 1854-1855гг?

8. Назовите реальных героев обороны Севастополя.

9. Что более всего запомнилось и поразило Л.Н. Толстого в этой обороне?

10. Что вы знаете еще об этой героической и трагической странице истории?

Вопросы к брейн-рингу по творчеству Л.Н. Толстого по теме: "Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. Издание "Азбуки"".

1. В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Какие задачи ставил писатель перед ним?

2. На какие классы делились учащиеся яснополянской школы?

3. Какой принцип обучения занимает Особое место в дидактических взглядах Толстого?

4. Каковы недостатки Яснополянской школы?

1.В каком году состоялось первое заграничное путешествие Л.Толстого?

2.Какие страны он посетил?

3.Как называется рассказ, который явился свидетельством отрицания Толстым европейской цивилизации?

4.Какие культурные центры посетил Толстой в Париже?

5.Чем занимался Толстой в Сорбонне?

6.С кем познакомился Толстой, посетив Лондон?

7.Чью лекцию прослушал Толстой на литературном вечере, находясь в Лондоне?

8.В каком году состоялось второе заграничное путешествие Л.Толстого?

9.С какой целью в 1860-1861 годах Л.Толстой совершает вторую поездку в Европу?

Вопросы к игре по творчеству Л.Н Толстого по теме «Детство, отрочество, юность»

2. Ведущая тема трилогии.

3. Повесть должна была состоять из 4 частей. Но 4 часть осталась ненаписанная. Как называлась 4 часть?

4. Кто послужил прообразом Сонечки Валахиной?

5. Что особенного в этой автобиографической повести?

6. В каком городе происходят все действия?

7. С чего начинается повесть «Отрочество»?

8. Самое памятное место в интерьере классной комнаты?

9. Какой язык маман Николеньки знала в совершенстве?

10. Любимая борзая собака отца?

11. Любимое выражение Карла Ивановича?

12. Сколько лет жил в доме Карл Иванович?

13. Две главные страсти отца?

14. Две пьесы, которые играла маман?

15. День ангела бабушки. Каковы традиции в семье?

16. Что и кто преподнес?

18. Как изменилось отношение к бабушке?

19. Из-за чего произошла ссора между братьями?

20. Кого и за что Николенька ненавидит?

21. Назовите поступки Николеньки, о которых он не может забыть.

22. Как называли друзья Володи Николеньку?

23. Кого можно назвать другом отрочества и юности?

24. Какое слово дали Николай и Дмитрий друг другу?

25. Куда ездил Николенька рано утром после исповеди?

26. Кто и как помог Николеньке на экзамене по математике?

27. Как поздравил Николеньку отец с поступлением в университет?

28. Чем занимались Володя с Дубковым?

29. “Живи по-своему и не пляши ни по чьей дудке, это лучше всего”. Кто кому советует?

30. На ком в мечтах собирался жениться Николай?

31. Назовите два любимых занятия Николая в деревне.

32. Закончите фразу: “Отцу было 48 лет, когда он во второй раз…

33. Что за обет лежал в основе дружбы Николая и Нехлюдова?

Узнай героя”.

1. “Самые обыкновенные, грубые и дурные черты: глаза маленькие, серые…”

2. “В пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красном вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах”.

3. “Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука”.

4. “Лицо его всегда было спокойно - выражало сознание своего достоинства и вместе с тем подвластности. Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы”.

5. “Она была очень нехороша собой: рыжа, худа, невелика ростом, немного кривобока”.

6. Кто “знал математику превосходно и не хвастался, говоря, что собьет профессора”?

7. “Это был человек лет семидесяти, высокого роста, в военном мундире с большими эполетами, из-под воротника которого виден был большой белый крест, и с спокойным открытым выражением лица. Свобода и простота его движений поразили меня”.

8. “И как он хорош в этом мундире! Как идет голубой воротник к его чуть пробивающимся черным усикам! Какая у него тонкая длинная талия и благородная походка!”

9. “Невысока ростом и, вследствие английской болезни, у нее ноги до сих пор еще гусем и прегадкая талия. Хорошего во всей ее фигуре только глаза; и глаза эти действительно прекрасны - большие, черные, с выражением важности и наивности»

10. “Светло-голубые глаза и улыбающийся взгляд, прямой носик с крепкими ноздрями и ротик со светлой улыбкой, крошечные ямочки на розовых прозрачных щечках, беленькие ручки, к ней по-прежнему идет название чистенькой девочки”.

Цель: воспитывать любовь и интерес к русской литературе, родному языку, к Отечеству, природе.

Задачи:

  • пробуждать в детях чувство милосердия, сострадания к другим людям, любовь к семье.
  • дать детям представление о добре и зле
  • учить понимать смысл рассказов, басен, находить главную мысль, делать выводы
  • закреплять знания детей о жизни и деятельности Л.Н.Толстого
  • развивать речевую активность, диалоговую речь, выражать свои мысли, используя простые и сложные предложения, мимику и жесты
  • развивать у детей познавательный интерес к природе, память, логическое мышление

Материал: эмблемы команд «Филиппок», «Липунюшка»; карточки с вопросами; картинки по сказкам и рассказам; картинки с изображением животных; предметы к игре «Кто потерял»; черный ящик»; шляпа, игрушка коровы, белки, собака; фишки для оценки ответов команд

Предварительная работа: беседы о жизни Л.Н.Толстого, чтение произведений Л.Н.Толстого, рассматривание иллюстраций к произведениям, разгадывание кроссвордов.

Ход викторины:

Дети под вальс Шопена входят в музыкальный зал.

Воспитатель Сегодня у нас необычная встреча. Мы с вами проведем литературную викторину. Вам предстоит отвечать на вопросы, выполнять сложные задания. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать фишку.

А оценивать ваши ответы будет жюри:

(воспитатель представляет членов жюри и предлагает жюри занять свои места)

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Каждый из вас получил приглашение на сегодняшнюю викторину. Пригласительный билет был с заданием-кроссвордом. Это задание вы выполняли дома с родителями. А как вы с этим справились, оценит наше жюри.

(воспитатель передает жюри пригласительные детей с выполненным домашним заданием)

А теперь обратите внимание на нашу фотовыставку. О ком рассказывают нам эти фотографии?

Дети о Л.Н.Толстом

Воспитатель Правильно. Наша фотовыставка посвящена русскому писателю Л.Н.Толстому (воспитатель знакомит детей с фотографиями)

В нашей викторине примут участие две команды – «Филиппок» и «Липунюшка»

(команды подходят к своим столам, на которых стоят эмблемы команд, большего размера, чем у детей)

Воспитатель Мы много читали произведений Л.Н.Толстого. Чему учат нас его рассказы?

Дети добру, справедливости, честности.

Воспитатель Я предлагаю вам сделать эти слова девизом нашей викторины.

А теперь послушаем приветствия наших команд:

Приветствие команды «Филиппок»

Как бы жизнь не летела,

Дней своих не жалела,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Приветствие команды «Липунюшка»

Не стой в стороне равнодушно

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

Воспитатель

Ну, а мы начинаем первый конкурс.

О дедушке Льве Николаевиче

Много уже вы узнали

О жизни его расскажите

Ответами нас удивите.

(члены команд (капитаны), выбирают по одному билету, воспитатель зачитывает вопросы, жюри оценивает ответы детей)

Вопросы о жизни и деятельности Л.Н.Толстого

1. Кем был Л.Н.Толстой?

(Л.Н.Толстой – великий русский писатель, первый учитель крестьянских детей)

2. Где он провел свое детство?

(в Ясной поляне)

3. Чем занимался отец Л.Н.Толстого?

(служил в армии, занимался хозяйством, воспитывал детей, любил читать, собирал книги для своей библиотеки)

4. О чем вам говорят эти имена: Сергей, Николай, Дмитрий, Мария?

(это имена братьев и сестры Л.Н.Толстого)

5. Кого из братьев больше всех любил Лев Николаевич?

(Николая)

6. Кто был любимым поэтом Толстого?

(А.С.Пушкин)

7. Какую музыку любил Л.Н.Толстой?

(русскую народную музыку, особенно игру на балалайке, любил слушать музыку Ф Шопена, сам написал в молодости вальс)

8. Как относился Толстой к крестьянским детям?

(он любил играть и гулять с ними, открыл бесплатную школу, сам учил детей)

9. Какие учебники написал Толстой для детей?

(он написал «Азбуку», «Арифметику», «Книгу для чтения»)

10. Чем кроме написания книг еще занимался Л.Н.Толстой?

(он воевал в Крыму и на Кавказе, за что был награжден орденом и медалью; был хорошим наездником; умел пахать землю, косить, разводить пчел, сажал яблони в саду; хорошо играл в шахматы, в теннис, подолгу катался на велосипеде, был хорошим пловцом, упражнялся с гирями)

Воспитатель А пока жюри оценивает наши ответы мы выполним задание второго конкурса «Подбери пару»

Каждая команда получает 4 картинки в конвертах к двум произведениям, в названиях которых фигурируют два героя. Детям нужно правильно подобрать 2 пары картинок и назвать произведения, в которых есть такие герои: «Девочка и грибы», «Обезьяна и горох», «Лев и собачка», «Белка и волк»

(после обсуждения, дети выставляют картинки на мольберт(полку) и называют произведение)

Воспитатель А теперь предоставляем слово нашему жюри.

Жюри подводит результат трех конкурсов:

Домашнее задание (кроссворд)

Разминка (вопросы о жизни Л.Н.Толстого)

Дид.игра «Подбери пару»

Воспитатель А нас ждет еще один конкурс «Назови произведение»

«Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла в зубах, то все расхохотались: она несла большую куклу»

(«Пожарные собаки»)

«Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал. Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку»

(«Пожар»)

Воспитатель Вы справились с этим заданием и правильно назвали произведения, из которых я зачитала отрывки.

А теперь я предлагаю поиграть в игру. В такие игры любил играть Л.Н.Толстой, когда был таким маленьким как вы

ФИЗМИНУТКА - подвижная игра «Гори, гори ясно!»

Воспитатель Ну а теперь нам пора выполнить задание следующего конкурса «Что лишнее?»

Необходимо выбрать из предложенных картинок те, на которых изображены животные, не являющиеся героями произведений Л.Н.Толстого

(команды получают конверты с фотографиями животных – 4-5 штук. Дети выбирают лишнюю фотографию - жираф)

Воспитатель Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Но нас ждет еще один сложный конкурс - «Кто потерял?»

Вы должны определить герои каких произведений Л.Н.Толстого могли потерять эти предметы (все предметы выложены на стол)

(участники команд, по одному, подходят к столу, выбирают один предмет, называют героя произведения. При затруднении, команда помогает своему участнику)

Предметы:

Горох («Обезьяна и горох»)

Блины в узелке («Липунюшка»)

Грабли («Ученый сын»)

Шапка («Филиппок»)

Кукла («пожарные собаки»)

Грибы («Девочка и грибы»)

Рыба («орел»)

Сливы («Косточка»)

Ружье («Прыжок»)

Цепь («Волк и собака»)

Топор («Мужики водяной»)

Кость («Жучка»)

Кувшин и камни («Галка и кувшин»)

Яйцо («Крыса и яйцо»)

(выбрать те предметы, о которых читали детям)

Воспитатель И с эти заданием вы справились!

Но нас ждет самый сложный и загадочный конкурс. Этот конкурс для вас приготовил наш гость и член нашего жюри – Ф.И.О.библиотекаря

Библиотекарь Работники библиотеки дворца «Химик» приготовили для вас, ребята, «Черный ящик» В нем спрятаны предметы, которые имеют отношение к произведениям Л.Н.Толстого. Я вам буду загадывать загадки про эти предметы, а вы должны назвать этот предмет и то произведение к которому он относится.

(загадки-модели «Какая картинка (предмет) спрятался?»)

  • Это дикое животное – герой сказки Л.Н.Толстого; объясняет волку, почему они всегда веселы; питается орехами и грибами. (белка, басня «Белка и волк»)
  • Это домашнее животное; ест траву; дает молоко; так называется рассказ Толстого.

С ним приключилась беда. («Корова»)

  • Это головной убор, который поссорил мальчика и обезьяну в рассказе Л.Н.Толстого. (шляпа, рассказ «Прыжок»)
  • Это домашнее животное. Его бережно охраняет лев в клетке. (собачка, рассказ «Собачка и лев»)

Воспитатель Вот и выполнили мы все задания, ответили на все вопросы. Как мы с эти справились, нам расскажет наше жюри, которое внимательно наблюдало за нами, и слушали все наши ответы.

Жюри оценивает ответы и объявляет результаты викторины.

Библиотекарь По итогам всех конкурсов команды получили следующие баллы:

команда «Филиппок»____баллов, команда «Липунюшка» ____баллов.

Так правильно и точно выполнить все задания вам удалось благодаря тому, что вы много читали книг, рассматривали альбомы, иллюстрации. Мы надеемся, что эту любовь к книгам вы сохраните на всю жизнь! Разрешите вручить вам пригласительные билеты в нашу библиотеку. Мы будем рады видеть вас у нас в гостях!

Воспитатель Поздравляю вас, ребята! Теперь вы стали почетными читателями библиотеки дворца «Химик».

А наша литературная викторина окончена. Давайте попрощаемся с гостями и пойдем в группу.

(пригласительный билет на литературную викторину по произведениям Л.Н.Толстого с кроссвордом)




Top