Вопросы для викторины по музыке. Музыкальная викторина «Музыкальный турнир Аудио вопросы для викторины

елена бородина
Музыкальная викторина «Музыкальный турнир»

Музыкальная викторина «Музыкальный турнир»

Ребята, сегодня мы с вами проведем музыкальную викторину, которая называется «Музыкальный турнир». В ней мы поговорим обо всем, что связано с музыкой. Хочется надеяться, что вы блеснете своими знаниями. Попрошу участников разделиться на две команды и выбрать себе название команды и капитана. Названия должны быть связаны с музыкой. Итак, познакомимся с первой командой.

Для того чтобы узнать кто сегодня у нас будет самый-самый, нужны строгие судьи. В жюри у нас входит:…

Конкурс 1. «Угадай мелодию»

Ведущий. Сейчас прозвучат отрывки мелодий из детских песен. Ваша задача узнать песню и сказать ее название.

1. «Волшебная шапочка» (муз. В. Дашкевич).

2. «Три белых коня» (муз. Е. Крылатов).

3. «Лесной олень» (муз. Е. Крылатов).

4. «Крылатые качели» (муз. Е. Крылатова).

Конкурс 2. «Найди «лишнее» слово»

Ведущий. На листе записаны слова, найдите лишнее.

1. Скрипка, труба, гитара, балалайка.

2. Фортепиано, рояль, гармонь, барабан.

Музыкальная пауза (звучит песня)

Конкурс 3. «Загадки»

Ведущий. Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать. Кто это сделает быстрее, тот выиграет. Для ответа не забудьте поднимать руку.

1. У какого инструмента

Есть и струны, и педаль?

Что же это? Несомненно,

Это звонкий наш… (Рояль)

2. Он по виду брат баяна,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком… (Аккордеон)

3. Громче флейты,

Громче скрипок,

Громче труб наш великан:

Он ритмичен, он отличен-

Наш веселый… (Барабан)

4. Приложил к губам я трубку,

Полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется… (Свирель)

Конкурс 4. Музыкальная викторина «Найди ответ в песне»

Ведущий. При выполнении викторины нужно вспомнить строки из песни.

Например:- Что можно делать в сказке?

(В сказке можно покачаться на луне и по радуге промчаться на коне)

1.- Кто пасется на лугу далеко-далеко? (Правильно, коровы)

2.- Что делали гуси в луже у канавки? (Мыли гуси лапки в луже у канавки)

3.- Что случилось с медведем, когда он шел к своей берлоге по проселочной дороге? (Наступил лисе на хвост)

4.- С кем дружил кузнечик? (Не трогал и козявку и с мухами дружил)

5.- Что в голове у Вини-Пуха? (В голове моей опилки, да, да, да)

6.- С чего начинается дружба? (Ну, а дружба начинается с улыбки)

7.- Папа может все, что угодно! Плавать брассом, спорить басом, даже дрова рубить. А чего папа не может? (Только мамой не может быть)

8.- Бременские музыканты считают, что ничего на свете лучше нету, чем?

(Чем бродить друзьям по белу свету)

9.- Раз иголка, два иголка- что будет? (Будет елочка)

10.- Если долго долго топать, ехать и бежать по дорожке, то куда можно прийти?

(А-а, можно в Африку прийти)

Конкурс 5. «Слова из нот»

Ведущий. А теперь ребята придумайте слова, в которых встречаются ноты: кто больше. Например: дом, ремонт, мираж.

.(фасоль, дорога,долото, река, революция, резюме, помидор, доска, мимоза, мир, мимика, фара, фартук, фамилия, лязг, лягушка, сирота, сироп, синица, сирень).

Конкурс 6. «Мульти-пульти»

Ведущий. Сейчас вы услышите фонограммы песен, которые звучали в мультфильмах. Угадайте, как песни называются и из каких они мультфильмов.

1. «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка».

2. «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот».

3. «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».

4. «Песня Водяного» из мультфильма «Летучий корабль».

5. «Песенка Винни-Пуха» из мультфильма «Винни Пух и все-все-все»

6. «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино»

Конкурс 7. «Блиц-опрос».

Я буду задавать вам по очереди вопросы, а команда должна вслух отвечать. Каждой команде задается по 9 вопросов. Сначала будет отвечать команда «…».

1. Что мы слышим ухом? (Звук).

2. Как называют человека, который сочиняет музыку? (композитор)

3. Музыкальный инструмент в форме стола на трёх ножках (рояль).

4. Как называются графические знаки для записи музыкальных звуков? (Ноты).

5. Как называют человека, исполняющего музыку на церковных колоколах (Звонарь)

6. Какую ноту кладут в суп (соль)

7. Торжественная песня – символ государства (гимн).

8. Палочка с натянутым вдоль неё волосом для игры на скрипке (смычок).

============================================

1. Какой танец раньше принято танцевать с кинжалами? (Лезгинку).

2. Струнный инструмент, который называют «душой оркестра»? (скрипка).

3. Как называется музыкальное сопровождение песен? (Аккомпанемент).

4. Какой музыкальный термин в переводе означает «круг»? (Рондо).

5. Какой из инструментов является самым большим в мире? (орган).

6. Каким ключом не откроешь дверь? (скрипичный ключ);

7. Семь ребят на лесенке заиграли песенки (ноты);

8. Музыкальный инструмент с грифом и шестью (может быть, с семью) струнами (гитара).

Конкурс 8. «Угадай инструмент»

Прозвучат разные инструменты. Ваша задача – угадать что за инструмент звучит.

(Звучат музыкальные фрагменты в исполнении следующими инструментами: фортепиано, органа, гармони, гитары, скрипки, флейты).

Ведущий. Пока жюри подводит итоги нашей викторины, для вас и зрителей прозвучит песня.

Жюри подводит итоги, объявляет результаты конкурсов, награждает победителей.

Публикации по теме:

Сценарий мероприятия «Шашечный турнир» Традиционно каждый год в нашем детском саду проходит мероприятие "Шашечный турнир" с детьми подготовительных к школе групп. Целью данного.

«В стране скрипичного ключа» (Музыкальная викторина для детей пришкольного лагеря) «В стране скрипичного ключа» (Музыкальная викторина) Музыкальное мероприятие для детей пришкольного лагеря Цель: закрепление.

В нашей группе сегодня был очень серьезный день, серьезный потому,что проходил очень серьезный турнир, турнир по шашкам. Игрой простою зачарован,.

П/С: Формировать познавательный интерес к истории родного края, его достопримечательностям и культуре. -Последнее время мы часто говорим.

Музыкальная игра «Что? Где? Когда?» на тему:

«В мире музыкальных инструментов»

Цель: выявить уровень знаний по теме «Музыкальные инструменты. Оркестр»

Задачи:

Образовательные задачи:

    выяснить пробелы в знаниях по семействам музыкальных инструментов;

    формирование практических умений и навыков;

    расширить представления о музыкальных инструментах;

    побудить учащихся к самостоятельному приобретению знаний в области музыки.

Воспитательные задачи:

    пробуждение интереса к истории и бытованию, к красоте звучания русских народных инструментов, инструментов симфонического и духового оркестров;

    воспитание любви к родной земле, к истории своего народа;

    способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности.

Развивающие задачи:

    формирование и развитие творчески активной личности,

    развитие исследовательских и аналитических способностей, исполнительско-творческих навыков и умений;

    активизация творческого воображения, фантазии;

    формирование социально-активной личности, навыков интеллектуальной деятельности;

    помочь проявить собственную эрудицию и сообразительность, а так же творческие способности.

Тип урока: урок-игра

Методы: беседа, исполнение, игра, наглядно-иллюстративные методы, частично-поисковый, исследовательский.

Продолжительность: 45 мин.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, набор музыкальных инструментов, проектор, портреты исполнителей, магниты, учебники, тетради, письменные принадлежности, конверты с вопросами, игровое поле, волчок, изображения музыкальных инструментов, бумага, фломастеры, таблица со счётом, «черный ящик».

Ход игры

Учитель: Дорогие ребята! Сегодняшний контрольный урок по теме «В мире музыкальных инструментов» будет необычным. Мы проведем музыкальную игру, которая называется «Что? Где? Когда?»

Как-то один из выдающихся гитаристов прошлого века сравнил музыкальные инструменты с островами в океане музыки. Он считал своим островом гитару. Я буду счастлива, если наша сегодняшняя встреча поможет вам не только хорошо ориентироваться в этом море и островах, но и найти свой остров в океане звуков.

А теперь я попрошу разделиться на две команды: команду «знатоков №1» и «команду знатоков №2» и занять свои места за игровыми столами.

(Музыкальная заставка: “Что наша жизнь?.. Игра!”)

Учитель: Уважаемые команды, на игровом поле разложены конверты с вопросами. Нам нужно с вами ответить на все. За правильный ответ команда получает 1 балл. Вопросы будут задаваться по очереди командам. Если одна команда, не ответила на вопрос, право ответа на тот же самый вопрос предоставляется другой команде. Играем до 6 баллов . В конце игры мы посмотрим, у кого больше баллов, и выясним, какая команда Знатоков знает больше.

Итак, начинаем игру!

(Раздаётся гонг, который в дальнейшем будет звучать перед каждым раундом. Капитан команды вращает волчок и выбирает один из конвертов).

Раунд 1.

Учитель: Итак, 1 раунд.

Перед вами даны зашифрованные музыкальные инструменты, ваша задача в течение минуты отгадать и написать инструмент, определить к какому семейству он относится, рассказать его строение.

БОЙГО – гобой

АКПИРКС - скрипка

ГАНОР – орган

НЕБУБ - бубен

ЯЛЬРО – рояль

ЯНАБ - баян

ФАРА – арфа

МОНБОРТ - тромбон

АКЕВСИЛН - клавесин

НЕТКЛАР - кларнет

НИНОПИА – пианино

ЛИРЫТАВ – литавры

ТОРВАЛНА – валторна

Раунд 2.

Учитель: Перед вами на карточках даны названия инструментов.

Вопрос: к какому семейству относится каждая строка с инструментами и необходимо добавить недостающие инструменты.

ФЛЕЙТА, КЛАРНЕТ, ФАГОТ….(гобой)

БУБЕН, ТАРЕЛКИ, КАСТАНЬЕТЫ… (барабан)

ТРУБА, ВАЛТОРНА, ТУБА… (тромбон)

СКРИПКА, КОНТРАБАС, ВИОЛОНЧЕЛЬ…(альт)

ЛИТАВРЫ, КОЛОКОЛЬЧИКИ, КОЛОКОЛА…(ксилофон)

Раунд 3.

Учитель : Различные виды искусства имеют свои символы, эмблемы и пр. Вы видите некоторые из них.

Учитель : Уважаемые знатоки, знаете ли вы, какова эмблема музыкального искусства? За 1 минуту изобразите её на бумаге.

Ответ: Это изображение лиры.

Раунд 4. Викторина.

Учитель: Вас выпал блиц-опрос, который состоит из 3 заданий. Команде необходимо ответить на все три вопроса. Если команда затрудняется, право ответа переходит другой команде.

1 задание: Этот термин в Древней Греции переводился как «площадка, перед сценой, на которой, совершая движения, пел хор». Что это за термин? И что он обозначает сейчас?

Ответ: Оркестр – это группа людей, играющих на инструментах, которые передают общий замысел произведения.

2 задание :

Сейчас человека, управляющего оркестром, называют дирижером. Как такого человека называли в средние века? Какую функцию он выполнял? Что было их символом?

Ответ: называли магистрами, проценторами, канторами.

3 задание: Какназывается заблаговременная команда, которую дает дирижер? Зачем она нужна?

Ответ: ауфтакт.

Учитель : Итак, победителями 4 раунда становятся…

Раунд 5.

Учитель : Верны ли утверждения, если нет - исправьте:

    В симфоническом оркестре четыре группы инструментов.

    В группу струнных смычковых инструментов входят: скрипка, виолончель, арфа, альт.

    В семействе деревянных духовых инструментов самый низкий по звучанию – контрафагот.

    К медным духовым относятся: труба, валторна, туба, тромбон.

    Барабан – ударный инструмент, обладающий определённой высотой звука.

    К деревянным духовым относятся: флейта, гобой, валторна, кларнет.

Раунд 6.

Учитель : Найдите ошибки в расположении инструментов. (Раздаются карточки)

Раунд 7.

Учитель : Уважаемые знатоки, взгляните на экран. Перед вами изображение охотничьего рога. В него трубили, подавая сигнал во время охоты, сбора войска, или какого-либо торжественного события. Для того, чтобы звук был слышен на далёком расстоянии, охотничий рог имел огромную длину, иногда 6-8 метров. Трубить в него было крайне неудобно.

Внимание, вопрос: Какой выход нашли музыканты, и как стал называться новый музыкальный инструмент?

Ответ: Длинный охотничий рог «скрутили», получилась валторна. (Появляется изображение валторны)

Раунд 8.

Учитель : За одну минуту вам нужно разгадать музыкальные инструменты по названным признакам:

    Шипково-струнные, былинные, народные, звончатые... (гусли)

    Трехструнная, треугольная, русская, плясовая, Осипов… (балалайка)

    Трехструнная, грушевидная, скоморохи, Андреев… (домра)

    деревянные, игровые, русские… (ложки)

К какому семейству можно определить все указанные инструменты?

Раунд 9.

Учитель : Внимание на экран. Уважаемые знатоки, через 1 минуту вы должны назвать инструмент, изображённый на экране, рассказать из какого материала он сделан и как на нём играют.

Ответ: Это волынка. Воздушный резервуар (мех, мешок) сделан из козлиной или телячьей шкуры, иногда из пузыря животного. В него вставлено несколько трубок. Через одну нагнетается в мешок воздух, и он надувается как шар. Другие трубочки тянут звуки, сопровождающие мелодию. Звуки тянутся непрерывно, т.к. волынщик держит инструмент под мышкой и прижимает локтем к себе.

Раунд 10.

Учитель : Не все инструменты давались изготовителям легко, некоторые постоянно совершенствовались, а некоторые и вовсе были забыты на какое-то время.

Внимание вопрос: Какой инструмент и почему, спустя некоторое время, был восстановлен Андреевым?

Ответ: домра, была сожжена, позже восстановлена Андреевым.

Раунд 11. «Чёрный ящик»!

Учитель : Внимание! «чёрный ящик»! (Под музыку вносят «чёрный ящик»)

Уважаемые знатоки, в черном ящике находятся инструменты, точнее их изображения, которые вам необходимо угадать по звучанию.

После услышанного фрагмента, назовите инструмент, расскажите строение.

(звучание гобоя, флейты, клавесина, валторны, челесты, балалайки)

Раунд 12.

Учитель : Посмотрите на экран. Этот музыкальный инструмент существует более 2000 лет. Он один может заменить хоровую и инструментальную капеллу. На нём играют руками и даже ногами на специальных клавиатурах. В руках одного исполнителя – это целый духовой оркестр.

Внимание, вопрос: Один из журналистов писал об органе, что он “мудр, скрытен и одинок”. Объясните, что он имел в виду?

Ответ: Орган “мудр” потому, что впитал в себя культуру тысячелетий; “одинок” потому, что он является единственным клавишно-духовым инструментом; “скрытен” потому, что его нельзя увидеть целиком (мы можем видеть только его фасад).

Учитель : Итак, подведём итоги нашей игры. Давайте выявим лучшую команду. Кто же был лучшим знатоком в команде. (выставление оценок). Наш урок подошел к концу.

Надеюсь, вы получили удовольствие, ибо игра носила не только информационный характер, но и творческий. Надеюсь, что знания, полученные в этой игре, найдут своё продолжение в вашей жизни. Благодарю всех за участие. До новой встречи!

Как повысить в наш век интерес к знаниям? Как воспитать в ребятах желание знать всё больше и больше? Эти вопросы, бесспорно, волнуют каждого педагога. Отрадно, что на телевидении стали появляться интересные программы для развития ума, но их недостаточно. А потому считаю, что необходимо, используя различные формы, играть в эрудитов. Хочется видеть наших учащихся сообразительными и остроумными ребятами. Пусть они проявят свой талант и свои знания в области музыки.

Музыкальная игра проходит в нашей школе уже не первый раз. Её можно проводить во время школьной предметной декады, по завершению темы полугодия или года. В этой статье предлагаю пример музыкальной игры “Что? Где? Когда?” на тему “В мире музыкальных инструментов” для учащихся 7-ых классов.

Цели и задачи:

  • Расширить представления о музыкальных инструментах;
  • побудить учащихся к самостоятельному приобретению знаний в области музыки; помочь проявить собственную эрудицию и сообразительность а так же творческие способности;
  • способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности.

Оборудование урока: экран, проектор, конверты с вопросами, игровое поле, волчок, изображения музыкальных инструментов, бумага, фломастеры, таблица со счётом, “чёрный ящик”.

Действующие лица: ведущий, команда “знатоков”, команда “телезрителей”. Учитель выступает в роли ведущего, выбирает команду “знатоков” (5-6 человек), остальные учащиеся выступают в роли “телезрителей”, участвуют в игре и комментируют вопросы. Учащиеся, самостоятельно подготовившие вопросы, включённые в игру, также занимают места среди “телезрителей”.

Ход игры

Вступительное слово ведущего: Дорогие ребята! Сегодняшняя встреча будет необычной. Мы проведем музыкальную игру “Что? Где? Когда?”. А посвящена она будет музыкальным инструментам, о которых вы уже много знаете благодаря урокам музыки и МХК, а также самостоятельному знакомству с ними.

Как-то один из выдающихся гитаристов прошлого века сравнил музыкальные инструменты с островами в океане музыки. Он считал своим островом гитару. Я буду счастлива, если наша сегодняшняя встреча поможет вам не только хорошо ориентироваться в этом море и островах, но и найти свой остров в океане звуков.

А теперь я попрошу команду знатоков занять свои места за игровым столом.

(Музыкальная заставка: “Что наша жизнь?.. Игра!”)

Ведущий: Уважаемые знатоки, напоминаю вам, что на игровом поле разложены 12 конвертов с вопросами от наших “телезрителей”. За один правильный ответ команда получает 1 балл. Счёт идёт до 6 баллов. Выберите капитана команды.

Итак, начинаем игру!

(Раздаётся гонг, который в дальнейшем будет звучать перед каждым раундом. Капитан команды вращает волчок и выбирает один из конвертов ).

Раунд 1.

Ведущий: За одну минуту вам нужно вписать в рамочки названия музыкальных инструментов, на которых играли герои книг и сказок. (Приложение 1 )

Ответ: Орфей играл на кифаре, Лель – на свирели, Баян и Садко- на гуслях, Шерлок Холмс – на скрипке, Крокодил Гена – на гармошке, Незнайка – на тубе, Кобзарь – на кобзе.

Раунд 2.

Ведущий: Внимание на экран. Уважаемые знатоки, через 1 минуту вы должны назвать инструмент, изображённый на экране, рассказать из какого материала он сделан и как на нём играют. (Приложения 2, 3)

Ответ: Это волынка. Воздушный резервуар (мех, мешок) сделан из козлиной или телячьей шкуры, иногда из пузыря животного. В него вставлено несколько трубок. Через одну нагнетается в мешок воздух, и он надувается как шар. Другие трубочки тянут звуки, сопровождающие мелодию. Звуки тянутся непрерывно, т.к. волынщик держит инструмент под мышкой и прижимает локтем к себе.

Раунд 3.

Ведущий: Различные виды искусства имеют свои символы, эмблемы и пр. На экране вы видите некоторые из них (Приложение 4).

Уважаемые знатоки, знаете ли вы, какова эмблема музыкального искусства? За 1 минуту изобразите её на бумаге.

Ответ: Это изображение лиры. (Приложение 5)

Раунд 4.

Ведущий: Уважаемые знатоки, перед вами старинный манускрипт XI века (Приложение 6). За 1 минуту вам предстоит отгадать загадку – что означают эти знаки?

Ответ: На этом старинном манускрипте изображены знаки средневековой системы записи музыки. Это невмы. Они указывают на восходящее и нисходящее движение мелодии, не определяя точной высоты звуков. Из невм в дальнейшем появились нотные знаки.

Раунд 5.

Ведущий: Внимание! Прослушайте музыкальный фрагмент. (Звучит “Хабанера” М.Равеля)

Композитор М.Равель поручил исполнить эту прекрасную мелодию духовому инструменту трубе. Внимание, вопрос: назовите предмет, благодаря которому музыкант, исполняющий эту мелодию, добивается такого мягкого, “бархатного” звучания трубы?

Ответ: Этот предмет – сурдина, которая вставляется в раструб духового инструмента. Благодаря этому его звучание становится приглушённым и мягким.

Раунд 6.

Ведущий: Взгляните на экран (Приложение 7). Этот музыкальный инструмент существует более 2000 лет. Он один может заменить хоровую и инструментальную капеллу. На нём играют руками и даже ногами на специальных клавиатурах. В руках одного исполнителя – это целый духовой оркестр. Внимание, вопрос: Один из журналистов писал об органе, что он “мудр, скрытен и одинок”. Объясните, что он имел в виду?

Ответ: Орган “мудр” потому, что впитал в себя культуру тысячелетий; “одинок” потому, что он является единственным клавишно-духовым инструментом; “скрытен” потому, что его нельзя увидеть целиком (мы можем видеть только его фасад).

Раунд 7.

Вопрос: Изготовлением какого музыкального инструмента прославилась семья итальянских мастеров по фамилии Страдивари?

Ответ: Скрипка.

Раунд 8.

Ведущий: В разные времена у разных народов музыкантов называли по-разному. Взгляните на этот список (Приложение 8) . Вопрос: кто же здесь не музыкант? Вычеркните лишнее:

Ответ: Музыкантом не является клоун.

Раунд 9.

Ведущий: Уважаемые знатоки, взгляните на экран. Перед вами изображение охотничьего рога (Приложение 9). В него трубили, подавая сигнал во время охоты, сбора войска, или какого-либо торжественного события. Для того, чтобы звук был слышен на далёком расстоянии, охотничий рог имел огромную длину, иногда 6-8 метров. Трубить в него было крайне неудобно. Внимание, вопрос: Какой выход нашли музыканты, и как стал называться новый музыкальный инструмент?


Ответ: Длинный охотничий рог “скрутили”, получилась валторна. (Появляется изображение валторны на экране. (Приложение 10)

Раунд 10.

Ведущий: Вам наверняка известен древнегреческий миф о “музыкальном состязании” Аполлона и Пана. Напомню его вам:

Бог лесов Пан вызвал самого бога Аполлона на “музыкальное состязание”. После нежных звуков свирели Пана Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки его божественной музыки, зазвучала мелодия дивной красоты…. Когда Аполлон закончил играть, боги присудили ему победу, а опечаленный Пан удалился в чащу лесов…

Так древними греками было установлено, что среди всех музыкальных инструментов самым красивым и выразительным, самым волнующим звуком обладают струнные инструменты.

А теперь внимание, вопрос: уважаемые знатоки, скажите, как возник самый первый струнно-щипковый инструмент?

Ответ: Первый струнно-щипковый инструмент возник из охотничьего лука. Натягивая тетиву, охотник услышал приятный, медленно угасавший звук. Так и родился первый струнный щипковый инструмент.

Раунд 11.

Ведущий: Внимание! Внесите “чёрный ящик”! (Под музыку вносят “чёрный ящик”. В нём находятся следующие предметы: расчёска, папиросная бумага, жестяная баночка, несколько горошин, 2 крышки от кастрюль, 2 деревянные ложки). Уважаемые знатоки, вам необходимо в течение 1 минуты соорудить самодельные музыкальные инструменты и продемонстрировать звучание “оркестра”.

Ответ: знатоки демонстрируют звучание “оркестра” - ложек, погремушек, тарелок, губной гармошки.

Раунд 12.

Ведущий: Вам выпал Блиц-турнир. Послушайте звучание музыкального фрагмента. (Звучит пьеса “Пензер тайна” в исполнении ненецкого ансамбля “Сырасэв”).

  1. Назовите музыкальный инструмент, в исполнении которого прозвучала музыка.
  2. Объясните его устройство.
  3. Кто на Ямале был непосредственным обладателем этого музыкального инструмента и почему?

Ответы:

  • Это пензер – ненецкий бубен. (Приложение 11)
  • Пензер представляет собой деревянный обруч, обтянутый шкурой оленя, выделанной до тонкой и мягкой кожи. К обечайке крепятся столбики (бугорки). С одной стороны бубна имеется рукоять. Звук извлекается при помощи колотушки- узкой лопаточки, обтянутой шкурой оленя. Устройство бубна отражало строение мира. Как понимали его северные народы. Верхняя часть- небесная сфера, нижняя – подземный мир, меж ними –земной мир, мир людей. Рукоять символизировала “шаманское дерево”, соединяющее все 3 мира.
  • Бубен (пензер) – необходимый инструмент ненецкого шамана. Под его звуки шаман призывал духов и совершал камлания (“путешествия” в Верхний и Нижний миры).
  • Ведущий. Подведём итоги нашей игры. (Обращает внимание на таблицу со счётом). Сегодня в нашей игре не оказалось победителей. Счёт равный. Игра закончена.

    Надеюсь, вы получили удовольствие, ибо игра носила не только информационный характер, но и творческий. Надеюсь, что знания, полученные в этой игре, найдут своё продолжение в вашей жизни. Благодарю всех за участие. До новой встречи!

    1. Фамилия какого композитора по-русски звучит как часть растения? (Ответ. Ф. Лист - венгерский композитор)

    2. А как называют музыканта, играющего на тубе? (Ответ. Тубист)

    3. В какой руке держат смычок, играя на смычковых музыкальных инструментах (скрипке, альте, виолончели, смычковом контрабасе)? (Ответ. В правой руке)

    4. Из пород каких деревьев делаются верхняя и нижняя деки скрипки? (Ответ. Верхняя - из ели, нижняя - из клена)

    5. Именем какого древнерусского певца назван один из музыкальных инструментов? (Ответ. Баян)

    6. Именем какой певчей птички названо одно из произведений композитора А.А.Алябьева (1787-1851)? (Ответ. «Соловей»)

    7. Как извлекается звук на флейте? (Ответ. Воздушной струей через отверстие, специально для этого предусмотренное)

    8. Как называется деревянная подставка под струны в струнных музыкальных инструментах? (Ответ. Кобылка)

    9. Как называется приспособление для издания звука на медных духовых инструментах? (Ответ. Мундштук)

    10. Как называется приспособление для удерживания подбородком скрипки при игре? (Отвтет. Подбородник)

    11. Как называется приспособление, врезанное в заднюю стенку корпуса скрипки? (Ответ. Пуговица)

    12. Как называется приспособление, при помощи которого извлекается звук на деревянных духовых инструментах (кларнет, гобой, саксофон, фагот)? Почему это приспособление так называется? (Ответ. Трость - приспособление из тонких камышовых (бамбуковых) пластинок (бамбук, камыш по форме напоминают трости, тросточки))

    13. Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (Ответ. Солист)

    14. Как называют музыканта, играющего на ксилофоне, барабане, тарелках? (Ответ. Ударник)

    15. Как называют музыканта, играющего на пианино? (Ответ. Музыканта, играющего на фортепиано (пианино или рояле), называют пианистом)

    16. Как называют музыканта, играющего на трубе? (Ответ. Трубач)

    17. Как называют музыкантов в оркестре? (Ответ. Оркестранты)

    18. Как называют участников хора? (Отвтет. Хористы)

    19. Как называются бока скрипки, соединяющие обе деки в корпус? (Ответ. Обечайки или бочки)

    20. Как называются красивые фигурные отверстия на верхней деке (дека - это верхняя плоскость корпуса инструмента) скрипки, альта, виолончели и смычкового контрабаса? (Ответ. Эфы (напоминают латинскую букву «f» - эф))

    21. Как называются стерженьки для наматывания и настройки струн в струнных музыкальных инструментах? (Ответ. Колки)

    22. Как у струнных музыкальных инструментов (скрипка, гитара и др.) называется возвышение над струнами, чтобы они не задевали за гриф? (Ответ. Порожек)

    23. Какая часть музыкального инструмента и какая птица называются одинаково? (Ответ. Гриф)

    24. Какие инструменты были предками фортепиано? (Ответ. Клавесин и клавикорд, которые постепенно были вытеснены фортепиано)

    25. Какие ключи, кроме скрипичного и басового, употребляются в музыке в наше время? (Ответ. Альтовый, теноровый, валторновый)

    26. Каким одним словом называли современники всех участников «Могучей кучки»? (Ответ. «Кучкисты»)

    27. Какой инструмент больше по размерам - виолончель или смычковый контрабас? (Ответ. Контрабас)

    28. Какой инструмент больше по размерам - скрипка или альт? (Ответ. Альт)

    29. Какой инструмент по-итальянски называется КОРНИ? (Ответ. Валторна)

    30. Какой инструмент по-итальянски называется ОБОИ? (Ответ. Гобой)

    31. Какой композитор написал больше всех симфоний? (Ответ. Йозеф Гайдн (более 100 симфоний))

    32. Какой медный духовой оркестровый инструмент не имеет клапанов (кнопок)? (Ответ. Тромбон)

    33. Кто заканчивал оперу А.П.Бородина «Князь Игорь», которую он не успел закончить? (Ответ. Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов)

    34. Кто такой дирижер и кто такой регент? (Ответ. Дирижер - управляющий оркестром, хором, оперным или балетным представлением. Регент - это дирижер церковного хора)

    35. Оба инструмента называются одним словом «фортепиано». Как называется каждый из них? (Ответ. Пианино и рояль)

    36. Сколько белых и черных клавиш у фортепиано? (Ответ. 88)

    37. Сколько музыкантов в большом симфоническом оркестре? (Ответ. 100 человек)

    38. Сколько струн у инструментов: а) балалайки; б) домры; в) скрипки; г) смычкового контрабаса; д) гитары? (Ответ. а) три, б) четыре, в) четыре, г) четыре, д) шесть или семь)

    39. Сколько тонов в тритоне? (Ответ. Три тона)

    40. Сколько участников может быть в профессиональном смешанном хоре? (Ответ. 100-200 человек)

    41. Фамилия какого композитора по-русски напоминает название молочного продукта? (Ответ. Б.Сметана - чешский композитор)

    42. Чем отличаются друг от друга духовые инструменты корнет и труба? (Ответ. Устройством клавиатуры, размерами (корнет - покороче) и звучанием (у трубы звук более торжественный))

    43. Чем отличаются пианино и рояль друг от друга? (Ответ. Пианино имеет форму шкафа, и струны в нем расположены вертикально, а рояль имеет форму стола на трех ножках, и рама со струнами расположена в нем горизонтально.)

    44. Что такое клавир? (Ответ. Это - переложение оркестровой пьесы, оперы и т. д. для фортепиано.)

    45. Что такое опус? (Ответ. Это слово латинское и обозначает «сборник» сочинений под своими порядковыми номерами)

    46. Что такое синтезатор? (Ответ. Синтезатор - электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счёт изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же методом настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах). Синтезатор, выполненный в виде корпуса с клавиатурой, называется клавишным синтезатором. Синтезатор в виде корпуса без клавиатуры называется синтезаторным модулем и управляется от MIDI-клавиатуры или другого устройства. В случае, если клавишный синтезатор оборудован встроенным секвенсором, он называется рабочей станцией. Синтезатор в виде компьютерной программы, использующей универсальную звуковую плату для озвучивания и стандартные средства ввода-вывода (компьютерные клавиатуру, мышь, монитор), называется программным синтезатором.)

    1. Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиа­но и гармонь? (Аккордеон).

    1. Как называется русский народный трехструнный щипко­вый инструмент? (Балалайка).

    3. Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерус­ского певца-сказителя? (Баян).

    4. Как называется народный духовой инструмент, основу ко­торого составляет кожаный мешок и несколько трубок? (Волынка).

    5. Какой смычковый инструмент несколько уступает по раз­мерам контрабасу, но значительно превосходит скрипку и альт? (Ви­олончель).

    6. Каким музыкальным инструментом владел Садко, герой из­вестной сказки? (Гусли).

    7. Какой инструмент считают родоначальником всех медных духовых инструментов? (Горн),

    8. Назовите народный духовой музыкальный инструмент, ко­торый является близким родственником пастушьего рожка и имеет пронзительный тембр? (Жалейка).

    9. Как называют человека, исполняющего музыку на церков­ных колоколах? (Звонарь).

    10. В России есть музыкальный инструмент - гусли. Как ана­логичный инструмент называется в Карелии? (Кантеле).

    11. Какой миниатюрный ударный инстумент часто использу­ют во время танца испанские танцовщицы? (Кастаньеты).

    12. В XVIII веке был изобретен клавишный инструмент, кото­рый назывался по-разному: клавицимбал, чембало, вирджинал и др. Какое более известное название имеет этот инструмент? (Клавесин).

    13. Какой инструмент используется как эталон высоты при настройке музыкальных инструментов? (Камертон).

    14. Какой музыкальный инструмент является эмблемой музы­кального искусства? (Лира).

    15. Какой струнно-щипковый музыкальный инструмент име­новался «царица инструментов» в эпоху Возрождения? (Лютня).

    16. Какой русский народный инструмент очень похож по зву­чанию на испанские кастаньеты? (Ложки).

    17. Как называется музыкальная погремушка? (Маракас).

    18. Какой духовой клавишный инструмент является самым большим? (Орган).

    19. Назовите самую маленькую флейту? (Пикколо).

    20. Название какого музыкального инструмента в переводе с французского означает «королевский»? (Рояль).

    21. Какой древнейший музыкальный инструмент был одной из важнейших принадлежностей рыцарского снаряжения в средние века? (Рог).

    22. Какой музыкльный инструмент, часто используемый в джа­зе, был изобретен в 1841 году в Париже бельгийским мастером и назван его именем? (Саксофон).

    23. Какой универсальный музыкальный электронный инстру­мент был сконструирован американскими инженерами Г. Беларом и Г. Олсоном в 1955 году? (Синтезатор).

    24. Какой духовой инструмент был впервые введен Бетхове­ном в состав симфонического оркестра? (Тромбон).

    25. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инстру­ментом? (Треугольник).

    26. К какой группе инструментов относятся литавры? (Удар­ные).

    27. Какой из деревянных духовых инструментов самый низ­кий по звучанию? (Фагот).

    28. Как называется духовой инструмент, близкий к горну? (Фанфара)

    29. Название какого инструмента содержит два термина «гром­ко» и «тихо»? (Фортепиано).

    30. Какой струнный инструмент составляет основу белорус­ского народного оркестра? (Цимбалы).

    31. Как называется небольшой переносной орган? (Шарман­ка).

    МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛУБ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

    От других групповых форм клубное объединение можно отли­чить по следующим признакам:

    Длительный контакт участников объединения, т. е. стабиль­ность состава;

    Совместная деятельность участников;

    Добровольное, свободное самоопределение участников;

    Активное участие членов объединения в его работе, наличие права и обязанности не только присутствовать, воспринимать ин­формацию, но и выражать себя, свою индивидуальность активным действием

    Деятельность данного клуба связана с приобщением участни­ков к искусству.

    многочисленные клавиши обеспечивают варианты тонов. Предше­ственник фортепиано.

    ЛИРА

    Древний струнный инструмент. Состоит из резонансного кор­пуса и двух изогнутых деталей, идущих вверх к ярму, к которому крепятся от 4 до 10 струн. Играют плектром или пальцами. Произо­шла из Азии, откуда попала в Грецию и Египет. Настраивалась на определенный лад.

    ОРГАН

    Музыкальный инструмент, духовой, древнего происхождения. Звук извлекается нагнетанием воздуха в трубки различного разме­ра. Управляется с помощью клавиш. Используется для исполнения серьезных произведений религиозной музыки и легких развлекатель­ного характера.

    Каждая трубка приспособлена для извлечения определенной ноты. Трубки одного тембра объединены в регистры. Вспомогатель­ные регистры в сочетании с основными создают искусственный обертоновый звукоряд.

    Электрический орган изобретен в 1934 году американским ин­женером Лоуренсом Хэммондом (1895-1973). Другие типы электри­ческого органа появились в 1960 году. В них электрические импуль­сы в реле заменяют давление воздуха.

    ПИАНИНО

    Музыкальный инструмент. Разновидность фортепиано. Стру­ны, дека, механика расположены вертикально. СВИРЕЛЬ

    1. Продольные флейты - набор дудочек из тростника, глины или другого материала разной длины для получения звуков разно­го тона. В соответствии с легендой, свирель изобретена в Древней Греции богом Паном. Присутствует в традициях народной музыки Восточной Европы и Японии, Южной Америки.

    2. Многоствольные флейты, включая флейту Пана (цевницу), флейту и кувиклы; колебания создаются за счет рассечения воздуш­ной струи об острый край стенки ствола, что придает звучанию ин­струмента характерный «чавкающий» звук. Из всех старинных ин­струментов они дают относительно чистый тон и простые колеба­ния.

    СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    Класс музыкальных инструментов, в которых источником зву­ка служит натянутая струна. В настоящее время струны делают из кишок, металла или перлона (пластика). Класс струнных инстру­ментов включает: смычковые (семейство скрипок и семейство аль­тов); щипковые (гитара, гавайская гитара, лютня, ситар, альфа, банджо и лира); механические щипковые (клавесины); механичес­кие ударные (пианино и клавикорд) и ударные (цимбалы).

    ТРУБА

    Один из древних мундштучных инструментов, существующих по всему миру в различных видах и изготовленных из разных инст­рументов. Входит в состав группы духовых инструментов современ­ного симфонического оркестра. Состоит из цилиндрической труб­ки, прямой или свернутой в виде овала. Производит высокий устой­чивый звук. Труба часто используется для подачи сигналов, а так­же во время торжественных церемоний. Около 1820 года появились трубы с вентилями, что позволило извлекать из них полный диапа­зон звуков хроматической гаммы.

    Современная оркестровая труба ценится за чистое звучание. Среди разновидностей труб: сопрано, пикколо (на октаву выше ос­новной) и басовая (на октаву выше основной, введена Вагнером). В духовых оркестрах обычно используется плоский инструмент сопра­но. Труба является традиционным сольным джазовым инструмен­том, и музыканты демонстрируют особое мастерство на высоких тонах.

    УДАРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

    Инструмент, на котором играют, ударяя по нему рукой или палочкой. Ударные инструменты можно подразделить на те, кото­рые настраивают для получения звука ножной высоты, к ним отно­сятся тимпаны, трубчатые колокольчики, глионшпиль, ксилофон, и те, которые имеют неопределенную высоту звука: турецкий бара­бан, тамбурин, треугольник, цимбалы и кастаньеты.

    ФИСГАРМОНИЯ

    Духовой клавишный инструмент XIX века. Приводится в дей­ствие механизмами, действующими от ножного привода и встроен­ными педалями рычажного типа, действующими на динамике. За­патентована Дебеном в Париже в 1848 году. Получила широкое

    распространение в США в качестве музыкального инструмента для игры дома и в церки. Во Франции и Германии фисгармония была широко распространена как концертный инструмент для игры соло или в оркестре.

    ФОРТЕПИАНО

    Собирательное название клавишно-струнных молоточковых инструментов (роялей и пианино). Изобретено в 1704 году Бартоломео Кристофори, мастером-изготовителем клавикордов из Падуи. Используемый в нем механизм был непосредственно связан с клави­шами. В XVIII веке значительно усовершенствовано и завоевало при­знание многих композиторов, но лишь в 1768 году Бах дал один из первых концертов на этом инструменте.

    Изобретены концертные рояли с мощным звучанием, а также налажено серийное производство небольших пианино для дома.

    ЦИМБАЛЫ

    Музыкальный инструмент, разновидность цитры. Состоит из плоского трапециевидного корпуса, вдоль которого натянуты стру­ны. Звук извлекается ударом легкими молоточками или палочками. Производит четко различимые по высоте звуки согласованного ха­рактера. Диапазон и подвижность звучания больше, чем у арфы или лиры. Популярен в Венгрии.



    
    Top