Вопросы к рассказу как провожают пароходы. Ирина ПивовароваРассказы Люси Синицыной (сборник)

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема:И. ПИВОВАРОВА «КАК ПРОВОЖАЮТ ПАРОХОДЫ»

Цели деятельности учителя : познакомить с рассказом И. Пивоваровой «Как про­вожают пароходы»; воспитывать интерес к чтению, умение слушать и понимать друг друга; помочь на материале рассказа поразмышлять над вопросом: что такое красота.

Планируемые результаты:

Предметные : научатся анализировать текст, находить в нем ответы на вопросы, определять, как воздействует красота на героев произведения, читать по ролям; получат возможность на­учиться понимать роль творческой биографии писателя в создании художественного произве­дения.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные : осуществляют самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы. Познавательные: читают тексты; понимают фактическое содержание текста; выделяют ос­новные части.

Коммуникативные : адекватно воспринимают содержание высказываний собеседника. Личностные: осознают значение литературного чтения в формировании собственной куль­туры и мировосприятия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинаем работу со второй частью учебника. Вспомните правила обращения с книгой: не пачкайте книгу, оберните ее, не загибайте листы, пользуйтесь закладкой. Берегите книги!

Хорошая книга - мой спутник, мой друг,

С тобой интересней бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоем

И наш разговор потихоньку ведем.

С тобою дорога моя далека -

В любую страну, в любые века.

Ты мне говоришь про движенье планет.

С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить,

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

Н. Найдёнова

П. Подготовка к восприятию.

Рассмотрите учебник. Обратите внимание на условные обозначения, содержание. Возникли ли у вас какие-то вопросы ко мне или к создателям учебника? Задайте эти вопросы.

Работа со статьей «Попытаемся понять, как на нас воздействует красота».

Высказывания о красоте:

«Красота везде весьма желанный гость» (Иоганн Гёте).

«В разнообразии перемен красота остается вечно новой» (Дионисий Галикарнасский). «Мир спасет красота!» (Федор Михайлович Достоевский). «Луч красоты в одно мгновенье ока / Сгоняет с сердца тучи» (Джон Ките). «Красота действует даже на тех, кто ее не замечает» (Жан Кокто).

«Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всяко­го напряжения» (Иммануил Кант).

«Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца» (Мигель де Сервантес Сааведра).

«Красота заставляет сверкать добродетели и краснеть пороки» (Френсис Бэкон).

Чья точка зрения вам ближе: Миши или Евдокии Васильевны? Прочитайте высказывания на слайде. Чье мнение они подтверждают?

III. Освоение нового материала.

Чтение рассказа Ирины Пивоваровой «Как провожают пароходы»

Беседа после чтения.

Рассказ называется «Как провожают пароходы»? (Рассказ называется так же, как песня, которую пела главная героиня рассказа Люся Синицына.)

Какое впечатление пение Люси Синицыной производит на ее друзей и знакомых: на Колю, на Люсю Косицыну, на Павлика Иванова? Не забывай подтверждать свое мнение строчками из текста. (Коле Лыкову нравится пение Люси, это понятно из его слов, обращенных к ней: «Ты поешь здорово... Мне нравится. Вот ты вчера во дворе пела „Как провожают пароходы", а я си­дел дома и слушал. Я даже радио выключил». Коля очень внимательно слушает пение подруги: «У Коли было задумчивое и серьезное лицо. Он смотрел вдаль. Может быть, он думал о том, как станет летчиком, когда вырастет». Мальчик советует Люсе стать артисткой и несколь­ко раз просит ее допеть прерванную песню до конца. Павлика Иванова пение Люси Синицыной оставляет равнодушным, он без раздумий, не дослушав песню до конца, перебивает Люсю, вы­крикивая: «Эй, Люська, ты где?» У Люси Косицыной музыкальный талант подруги вызывает зависть. Девочка говорит Павлику: «...разве она умеет петь? Пищит, как цыпленок. Слушать противно!»; «И, вообще, у нее слуха нет. Ты даже не представляешь, как я с ней измучилась, пока я ее научила петь „Как провожают пароходы". Из этих слов становится понятно, что Синицына поет хорошо, а Косицыной хочется быть причастной к таланту подруги. Она пыта­ется вызвать ответную зависть у Люси Синицыной; подробно рассказывая о большом количе­стве доступных ей «богатств»: арбузе, грушах, новых туфлях с дырочками, походе на балет «Доктор Айболит».)

- «Здесь замкнутый круг получается, - сказал Костя. - У Люси Синицыной настроение пор­тится из-за Люси Косицыной. А у Коли настроение портится из-за Люси Синицыной». Вы согласны с Костей? Из-за чего же портится настроение у Люси Синицыной? А у Коли? (Люся Косицына умело вызывает зависть у подруги Люси Синициной, таким образом испортив ей на­строение. Это понятно из слов Люси Синицыной в адрес Люси Косицыной: «Она пошла смот­реть „Доктора Айболита ". А я так давно мечтала о „Докторе Айболите "! И туфли у нее но­вые... И ей привезли арбуз. Все-таки несправедливо. Почему все ей? И груши». У Коли Лыкова настроение портится, когда он понимает, что Люся Синицына не собирается допеть песню. Он не разделяет чувство зависти, охватившее его подругу. Коля пытается вернуть Люсю Си-ницыну к самому важному для них обоих, к песне. («Люсь, - сказал Коля, - ты ведь не кончила. Спой дальше, а!»; «Люсь, ну спой, пожалуйста»; «Ты будешь петь дальше?»).)

- «Синицына какая-то зависимая от всех, - сказал Миша и в упор посмотрел на Таню Перову. -И Павлика она боится, и Косицыной она завидует, и с Колей поссориться не хочет... Размазня какая-то - никакого стержня нет... Вот Коля - это другое дело. Надежный парень!» А вы соглас­ны с Мишиной оценкой Люси Синицыной? Знакомы те чувства, которые испытывала Люся? Нравится Коля? (Многие люди испытывают чувство зависти, но не все, как Люся Синицына, способны с ним справиться. Она вдруг понимает свое состояние, и ей становится стыдно перед Колей. («Ты не думай!.. Не думай... Честное слово, я не такая! Я прямо сама не знаю, что на меня нашло! Подумаешь - туфли! Да у меня ведь есть новые туфли! И арбуз - ерунда! Мой папа сколько хочешь таких арбузов может привезти... И груши...») Коля - человек, который умеет восхищаться чужим талантом, не завидуя при этом. Ему неприятна зависть Люси, но он не осуждает ее, а просто уходит. Этот поступок и заставляет Люсю одуматься, как бы увидеть себя со стороны.)

Согласны ли вы, что Люся Синицына и Люся Косицына близкие подруги? Подтвердите свой ответ строчками из текста. (Конечно, девочки подруги, об этом говорит предложение: «В это время из подъезда вышла моя Люська».)

Немецкий драматург и литературный критик эпохи Просвещения Готхольд Лессинг сказал: «Исполнять обязанности дружбы несколько труднее, чем восхищаться ею». Как вы понимаете эти слова?

Кто из девочек нарушил правила дружбы?

Вы сможете объяснить, почему этот рассказ помещен в главе «Попытаемся понять, как на нас воздействует красота»? О какой красоте в нем идет речь? (В рассказе идет речь о красоте чело­веческого голоса, о красоте человеческого характера (Коля Лыков), о взаимоотношениях между людьми, именно поэтому рассказ помещен в этой главе. Как мы убедились, красота на разных людей действует по-разному.)

- «Это рассказ о настоящем и ненастоящем богатстве? - спросила Таня Перова». Как вы ответите Тане? (В этом рассказе речь идет о том, что настоящее богатство - это не груши, и не арбуз и даже не новые туфли, а талант, способный приносить радость людям.)

Повторное чтение текста (по ролям).

Работа в группах.

Разметьте отрывок для чтения по ролям и прочитайте его в группах.

Учитель предлагает отрывки текста для чтения по ролям:

Разговор Люси Синицыной и Коли. (До слов: «Вода, вода, - Кругом вода... - пела я».)

Павлик Иванов и Люся Косицына. (До слов: «Это было такое вранье, что я чуть с дерева не свалилась».)

Павлик Иванов и Люся Косицына (продолжение). (До слов: «Мы с Колей слезли с дерева».)

Люся Синицына и Коля. (До слов: «Что я такого сказала? Ну что?»)

Люся Синицына и Коля. (До конца текста.)

Проверка выполненной работы. Чтение вслух.

Истинных друзей, как правило, у человека немного, их надо беречь.

Прослушайте стихо­творение Сергея По горело вс ко го « Друзья»

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!..

Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом - ты, матросом - я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек...

Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!

Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька - так несмело

Вошел с поникшей головой:

Прости уж! Сердишься?.. Задело!

Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: - Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Помирятся ли героини рассказа И. Пивоваровой?

Самостоятельная работа.

Найдите и прочитайте в «Сведениях о писателях» статью об Ирине Пивоваровой. Что ново­го вы узнали о писательнице? (Писательница получила художественное образование, работала художником по костюмам на «Мосфильме», прекрасно рисовала и иллюстрировала свои стихи.)

Подготовьте короткое выступление об Ирине Пивоваровой и ее творчестве. (Выступления учащихся.)

IV. Итог урока.

Знаете ли вы другие рассказы И. Пивоваровой, где действуют эти же герои? («Сочинение».) Появилось ли желание прочитать другие произведения этого писателя и поэта?

Было утро. Было воскресенье. Мы с Колей сидели на дереве. На большой раскидистой ветке. Мы ели хлеб с вареньем и болтали ногами. Над нами важно проплывали толстые белые облака, а солнце светило изо всех сил, и макушка у меня стала горячая, как печка.

Коль, давай каждый день по деревьям лазить! Утром будем залезать, а вечером слезать. И обедать будем на дереве, и уроки учить, а в школу ходить не будем.

Давай. Я высоту люблю. Обязательно лётчиком стану, когда вырасту.

Коль, а мне кем стать?

Артисткой. Ты поёшь здорово.

Правда, Коль?! Честное слово, я хорошо пою?

Мне нравится. Вот ты вчера во дворе пела «Как провожают пароходы», а я сидел дома и слушал. Я даже радио выключил.

А хочешь, я сейчас спою?

И я запела:

Как провожают пароходы-ы,

Я ужасно старалась. Украдкой я посматривала на Колю. У Коли было задумчивое и серьёзное лицо. Он смотрел вдаль. Может быть, он думал о том, как станет лётчиком, когда вырастет.

Вода, вода, -

Кругом вода… -

И вдруг я услышала:

Эй, Люська, где ты?

Под деревом стоял Павлик Иванов.

Мы с Колей замерли. От этого Иванова только и жди неприятностей! Ведь он всем разболтает, что мы на дерево залезли. И достанется же нам тогда от родителей! И во дворе станут дразнить «жених и невеста»…

Иванов походил вокруг песочницы, поглядел по сторонам.

Люська! - заорал он. - Выходи! Я тебя нашёл! Ты в подвале сидишь!

В это время из подъезда вышла моя Люська.

С чего это ты решил, что я в подвале сижу? - удивилась Люська.

Да не ты! - сказал Павлик Иванов. - Тут Синицына где-то спряталась и оттуда поёт. Давай её искать?

Вот ещё! - сказала Люська. - Сама отыщется… И потом, разве она умеет петь? Пищит, как цыплёнок. Слушать противно!

Всё-таки странно, - сказал Павлик. - Где же она? Я слышал её голос где-то рядом.

Это было такое враньё, что я чуть с дерева не свалилась.

Спокойно! - сказал Коля. - Не волнуйся, а то они нас увидят.

И вообще у неё слуха нет, - сказала Люська. - Ты даже не представляешь, как я с ней измучилась, пока я её научила петь «Как провожают пароходы».

Не ври, Люська, - не выдержала я. - Как не стыдно врать!

Ага! - сказал Павлик. - Она точно где-то здесь!

Люська завертела головой во все стороны.

Ну вот, я пошутила, а ты уж и поверил, - сказала она громким голосом. - «Как провожают пароходы» - это она меня научила. И «Ладу» и «Русское поле». А зато я её арию Ленского научила петь. А арию Ленского в сто раз интересней петь, чем «Русское поле»! И пусть не воображает, что лучше всех поёт. Подумаешь, певица нашлась!

Она потянулась.

Вчера Сергей Фёдорович приехал, - сказала она всё так же громко. - Привёз мне во-от такой арбуз! И груши во-от такие! И сегодня мы с ним идём на балет «Доктор Айболит». Сейчас надену своё синее платье, туфли надену новые - красные, с дырочками - и пойдём.

И она ушла.

Павлика позвали, и он тоже ушёл. Мы с Колей слезли с дерева.

Всё обошлось хорошо. Никто нас не видел. Никто не ругал. Я даже почти не поцарапалась. Солнце светило так же ярко. Облака были такие же белые. И было тепло. И было ещё утро. И было воскресенье. Но настроение у меня было испорчено.

Она пошла смотреть «Доктора Айболита», - сказала я. - А я так давно мечтала о «Докторе Айболите»!

Люсь, - сказал Коля, - ты ведь не кончила. Спой дальше, а!

И туфли у неё новые…

Я посмотрела на свои потрескавшиеся сандалии.

Люсь, ну спой, пожалуйста.

И ей привезли арбуз. Всё-таки несправедливо. Почему всё ей?

И груши, - сказала я.

И мне захотелось плакать. Тут Коля посмотрел на меня как-то странно.

Ну ладно, я пойду, - вдруг сказал Коля. - Ты меня, пожалуйста, извини. Меня ждёт мама.

Он повернулся и пошёл.

Он не остановился. Он шёл к подъезду. Ну и пусть! Много о себе думает! Что я такого сказала? Ну что?

Коля уходил. Я знала, почему он уходит. Колина спина мелькнула на площадке второго этажа. Я знала, знала, почему он уходит!

Постой! - крикнула я и побежала его догонять.

Я догнала его только на третьем этаже.

Коль! - забормотала я. - Подожди! Ну подожди, пожалуйста! Я… я хочу тебе одну загадку загадать. Знаешь, какая загадочка отличная! Ни за что не отгадаешь. Правда-правда! Вот послушай… А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?

Знаю я эту загадку, - хмуро сказал Коля.

Коль, - сказала я. - Ты не думай!.. Не думай… Честное слово, я не такая! Я прямо сама не знаю, что на меня нашло! Подумаешь - туфли! Да у меня ведь есть новые туфли! И арбуз - ерунда! Мой папа сколько хочешь таких арбузов может привезти… И груши…

Мы спустились с лестницы и вышли во двор.

А ты всё-таки спой, - сказал Коля. - Ведь ты не кончила.

И я запела:

Как провожают пароходы-ы,

Совсем не так, как поезда-а-а…

В окне в своём новом платье стояла Люська. Она ела грушу.

БЕДНАЯ ДАРЬЯ СЕМЁНОВНА!

Я лежала и думала:

«Я уже целых пять дней больна, а она ни разу ко мне не зашла! Какая же она подруга после этого?»

Подумаешь, обиделась на меня из-за какой-то чепухи! Я сказала, что она хоть и отличница, а глупая, книжек не читает, зубрит одни учебники… Так чего же обижаться, если это правда? И потом, у меня уже тогда температура высокая была - тридцать семь и две. Разве можно обижаться на больного человека?

Вот возьму и тоже на неё обижусь! И никогда не прощу! Пусть подлизывается, пусть прощения просит - ни за что её не прощу!

В прихожей зазвонил звонок. Пришёл Коля.

Он вошёл в комнату, сел на стул и сказал:

Привет. Как себя чувствуешь? Как температура?

Спасибо, Коль. Плохо я себя чувствую. Температура очень высокая - тридцать шесть и семь!

Наверное, тридцать семь и шесть, - сказал Коля.

Наверно. Может, даже больше. Знаешь, ничего есть не хочется, кроме апельсинов и зефира в шоколаде. Даже уроки делать не хочется. Я вчерашнее домашнее задание так и не сделала, представляешь?

Представляю, - сказал Коля. - Это очень плохо. Запустишь всё. Ты и так последнее время на одних троечках ползёшь.

Ну и что? - сказала я. - Хочу и ползу! Это, между прочим, не твоё дело!

А чьё же? Кто, интересно, у нас звеньевой? Кстати, мы сегодня проводили сбор звена и решили ко всем отстающим прикрепить шефов. Коростылёва будет с Ивановым заниматься, Мухина с Длиннохвостовой, а к тебе прикрепили Косицыну, чтобы она тебя подтягивала. Ясно?

Ещё чего не хватало! - закричала я. - Пусть только попробует меня подтягивать, я её с лестницы спущу!

Коля вытаращил глаза:

Ты что, с ума сошла? Вы же подруги!

Больше она мне не подруга!

Не пойму я. То вас водой не разольёшь, а то друг на друга глядеть не хотите. Ненормальные какие-то!

И тут снова зазвонил звонок.

Уран, который лежал под моей кроватью, вскочил и помчался к дверям.

Это Косицына, - сказал Коля. - Ну, я пошёл. Не буду вам мешать.

Коля, не уходи! Не хочу я, чтобы она меня подтягивала, мы поссорились, понимаешь?

Поссорились - значит, надо помириться. И вообще, хватит вам ссориться. Вы своими ссорами всему классу надоели.

Средняя общеобразовательная школа 63

с углубленным изучением английского языка в Новосибирске

Проект учебного занятия

Подготовила

учительница начальных классов

Исаченко Татьяна Николаевна

г. Новосибирск

2014

Проект учебного занятия

Подготовьте проект учебного занятия, направленного на достижение планируемых результатов, соответствующих ФГОС НОО, отвечающего требованиям деятельностного подхода в обучении и формировании его в соответствии с предложенной структурой.
    Тема урока: И. Пивоварова « Как провожают пароходы» 4 класс УМК «Перспективная начальная школа» Планируемые результаты:
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новой теме стремлением познавания самого себя - желание к самосовершенствованию на примере героя произведения Метапредметные: Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее - учитывать конкретику вопроса учителя и находить точный ответ путем выборочного чтения -делать выводы и умозаключения на основе сравнения поступков героев Познавательные УУД : - осознанно строить речевое высказывание в устной форме - определять основную и второстепенную информацию Коммуникативные : - взаимодействовать в паре - строить монологические высказывания в соответствии с задачами и условиями коммуникации - отстаивать свою точку зрения тактично, путем приведения аргументов Предметные : - получат возможность научить отличать ценности материальные от духовных - смогут поупражняться в чтении отрывка в лицах - работать с источниками информации

Этапы урока, цель

- Какое настроение у ребят? - Какие у них отношения? - Как думаете, Люська зачем говорила громким голосом? -Внимательно ли Павлик слушал Люську? -Почему Люська сменила тему разговора? -Почему она все так же громко говорила?
Перечитать описание природы в начале текста и в этом отрывке. - Что-то изменилось? - Зачем автор использует прием повтора?
_Перечитайте только слова Коли. -перечитайте только слова Люськи. - Так что же изменилось?
- Как дальше могут развиваться события?

Список использованной литературы

1. Учебник 4 класс УМК «Перспективная начальная школа» И. Пивоварова «Как провожают пароходы».
  • Исполнитель:
  • Тип: mp3, текст
  • Продолжительность: 00:07:46
  • Скачать и слушать online

Your browser does not support HTML5 audio + video.

Было утро. Было воскресенье. Мы с Колей сидели на дереве. На большой раскидистой ветке. Мы ели хлеб с вареньем и болтали ногами. Над нами важно проплывали толстые белые облака, а солнце светило изо всех сил, и макушка у меня стала горячая, как печка.

Коль, давай каждый день по деревьям лазить! Утром будем залезать, а вечером слезать. И обедать будем на дереве, и уроки учить, а в школу ходить не будем.

Давай. Я высоту люблю. Обязательно лётчиком стану, когда вырасту.

Коль, а мне кем стать?

Артисткой. Ты поёшь здорово.

Правда, Коль?! Честное слово, я хорошо пою?

Мне нравится. Вот ты вчера во дворе пела «Как провожают пароходы», а я сидел дома и слушал. Я даже радио выключил.

А хочешь, я сейчас спою?

И я запела:

Как провожают пароходы-ы,

Я ужасно старалась. Украдкой я посматривала на Колю. У Коли было задумчивое и серьёзное лицо. Он смотрел вдаль. Может быть, он думал о том, как станет лётчиком, когда вырастет.

Вода, вода, -

Кругом вода… -

И вдруг я услышала:

Эй, Люська, где ты?

Под деревом стоял Павлик Иванов.

Мы с Колей замерли. От этого Иванова только и жди неприятностей! Ведь он всем разболтает, что мы на дерево залезли. И достанется же нам тогда от родителей! И во дворе станут дразнить «жених и невеста»…

Иванов походил вокруг песочницы, поглядел по сторонам.

Люська! - заорал он. - Выходи! Я тебя нашёл! Ты в подвале сидишь!

В это время из подъезда вышла моя Люська.

С чего это ты решил, что я в подвале сижу? - удивилась Люська.

Да не ты! - сказал Павлик Иванов. - Тут Синицына где-то спряталась и оттуда поёт. Давай её искать?

Вот ещё! - сказала Люська. - Сама отыщется… И потом, разве она умеет петь? Пищит, как цыплёнок. Слушать противно!

Всё-таки странно, - сказал Павлик. - Где же она? Я слышал её голос где-то рядом.

Это было такое враньё, что я чуть с дерева не свалилась.

Спокойно! - сказал Коля. - Не волнуйся, а то они нас увидят.

И вообще у неё слуха нет, - сказала Люська. - Ты даже не представляешь, как я с ней измучилась, пока я её научила петь «Как провожают пароходы».

Не ври, Люська, - не выдержала я. - Как не стыдно врать!

Ага! - сказал Павлик. - Она точно где-то здесь!

Люська завертела головой во все стороны.

Ну вот, я пошутила, а ты уж и поверил, - сказала она громким голосом. - «Как провожают пароходы» - это она меня научила. И «Ладу» и «Русское поле». А зато я её арию Ленского научила петь. А арию Ленского в сто раз интересней петь, чем «Русское поле»! И пусть не воображает, что лучше всех поёт. Подумаешь, певица нашлась!

Она потянулась.

Вчера Сергей Фёдорович приехал, - сказала она всё так же громко. - Привёз мне во-от такой арбуз! И груши во-от такие! И сегодня мы с ним идём на балет «Доктор Айболит». Сейчас надену своё синее платье, туфли надену новые - красные, с дырочками - и пойдём.

И она ушла.

Павлика позвали, и он тоже ушёл. Мы с Колей слезли с дерева.

Всё обошлось хорошо. Никто нас не видел. Никто не ругал. Я даже почти не поцарапалась. Солнце светило так же ярко. Облака были такие же белые. И было тепло. И было ещё утро. И было воскресенье. Но настроение у меня было испорчено.

Она пошла смотреть «Доктора Айболита», - сказала я. - А я так давно мечтала о «Докторе Айболите»!

Люсь, - сказал Коля, - ты ведь не кончила. Спой дальше, а!

И туфли у неё новые…

Я посмотрела на свои потрескавшиеся сандалии.

Люсь, ну спой, пожалуйста.

И ей привезли арбуз. Всё-таки несправедливо. Почему всё ей?

И груши, - сказала я.

И мне захотелось плакать. Тут Коля посмотрел на меня как-то странно.

Ну ладно, я пойду, - вдруг сказал Коля. - Ты меня, пожалуйста, извини. Меня ждёт мама.

Он повернулся и пошёл.

Он не остановился. Он шёл к подъезду. Ну и пусть! Много о себе думает! Что я такого сказала? Ну что?

Коля уходил. Я знала, почему он уходит. Колина спина мелькнула на площадке второго этажа. Я знала, знала, почему он уходит!

Постой! - крикнула я и побежала его догонять.

Я догнала его только на третьем этаже.

Коль! - забормотала я. - Подожди! Ну подожди, пожалуйста! Я… я хочу тебе одну загадку загадать. Знаешь, какая загадочка отличная! Ни за что не отгадаешь. Правда-правда! Вот послушай… А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?

Знаю я эту загадку, - хмуро сказал Коля.

Коль, - сказала я. - Ты не думай!.. Не думай… Честное слово, я не такая! Я прямо сама не знаю, что на меня нашло! Подумаешь - туфли! Да у меня ведь есть новые туфли! И арбуз - ерунда! Мой папа сколько хочешь таких арбузов может привезти… И груши…

Мы спустились с лестницы и вышли во двор.

А ты всё-таки спой, - сказал Коля. - Ведь ты не кончила.

И я запела:

Как провожают пароходы-ы,

Совсем не так, как поезда-а-а…

В окне в своём новом платье стояла Люська. Она ела грушу.

Повторяем тему: «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА»

______________________________________________________________________

1. Кем хотели стать Люся Синицына, и её друг Коля из рассказа Ирины Пивоваровой «Как провожают пароходы»?

а) врачом и милиционером в) учителем и шофёром

б) артисткой и лётчиком г) агрономом и учёным

2. Рассказ «Как провожают пароходы» о настоящем и о ненастоящем богатстве. О каких именно?

а) о грушах и туфлях в дырочку

б) о балете «Доктор Айболит» и синем платье

в) об арбузе и таланте, который вдохновляет людей

3. Отметь верное:

Ирина Пивоварова родилась в Москве

Главные героини рассказов И. Пивоваровой- Люся Воробьёва и Люся Сорокина

Ирина Пивоварова прекрасно вышивала крестиком

После окончания института И. Пивоварова работала на киностудии «Мосфильм» художником по костюмам

И. Пивоварова писала, как прозаические, так и поэтические произведения

4. Геня Пираплётчиков в рассказе Л. Улицкой одержал победу. Какую?

а) бумажную в) спортивную

б) игрушечную г) историческую

5. Что делало Геню Пираплётчикова глубоко несчастным человеком?

Нелепая фамилия - вечно заложенный нос

Странная прыгающая походка - смешная одежда

- «двойка» по математике в четверти -заикание

6. Музыку каких композиторов на дне рождения Гени играла его мама?

а) Глинки и Мусоргского в) Бетховена и Шуберта

б) Чайковского и Прокофьева

7. В чём заключается красота Гени Пираплётчикова?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Заяц и Поросёнок из сказки Сергея Козлова пытались развеселиться при помощи:

а) игры в «Чехарду» в) прыжков по лужам

б) прыжков через пенёк и поваленную осину г) ловли «солнечных зайчиков

9. У В. Драгунского в сборнике «Денискины рассказы» есть произведение «Девочка на шаре». А у какого художника есть картина с таким же названием?

а) Исаака Левитана в) Пабло Пикассо

б) Виктора Васнецова г) Ивана Фирсова

10. В каком произведении главная мысль выражена в строках: «Мне кажется, мне кажется… я могу всё.»?

а) сказке С. Козлова «Не улетай, пой, птица!»

б) рассказе И. Пивоваровой «Как провожают пароходы»

в) сказке С. Козлова «Давно бы так, заяц!»

г) стихотворении В. Соколова «О умножение листвы…»

11.Что мешает Зайцу любоваться закатом?

а) он забыл дома свои солнцезащитные очки

б) его отвлекают собственные мысли

в) ему очень плохо виден закат из-за маленького роста

г) он очень хочет спать

12.В этом стихотворном произведении в последней его строфе очень ясно слышится шипение воды, потому что автор использует приём звукописи.

а) «Все чернила вышли..» В. Соколова

б) «О умножение листвы…» В. Соколова

в) «Опять весна» Б. Пастернака

13.Миша Иванов считает, что сказка С. Козлова «Пой, птица, не улетай!» и стихотворение В. Соколова «Все чернила вышли..» похожи. Чем же?

У них одни и те же главные герои

У них общие основные переживания

Оба произведения написаны в одно и то же время

У них общая тема

14.Этот поэт в своем произведении «Я жду… Соловьиное лето…» просит прощения у золотой звезды, которая катится на запад. Кто он?

А) А.С. Пушкин в) А.Г. Майков

Б) А.А. Фет г) И.С. Никитин

15. Как же на нас действует красота?

Вызывает чувство зависти

Вызывает радость от чужих талантов и способностей

Делает нас смелыми

Создает ощущение чуда




Top