Вопросы по дикому помещику. II

На уроке вы познакомитесь с темой обличения крепостничества в творчестве Салтыкова-Щедрина, на примере сказки «Дикий помещик». Вы рассмотрите её жанровые особенности и выделите основные сатирические приемы создания образа помещика.

Именно поэтому к данному жанру обратился М. Е. Салтыков-Щедрин. Его сказки - это отдельный, самостоятельный этап его творчества, о появлении которого С.-Щ. рассуждал так: «Привычке писать иносказательно я обязан … цензурному ведомству. Оно до такой степени терзало русскую литературу, как будто поклялось стереть ее с лица земли. Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным средствам…»

Свои политические сказки С.-Щ. пишет с 1883 по 1886 годы. В них писатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков. Ярким примером стала сказка «Дикий помещик», которая написана весьма саркастично и остроумно.

Анализ сказки С.-Щ. «Дикий помещик»

В этой сказке помещик мечтал избавиться от «холопского духа» в своих владениях. Наконец, все мужики «чудесным образом» исчезают. Сначала помещик наслаждается чистым воздухом, но потом хозяйство приходит в упадок, а сам помещик совершенно одичал, опустился, превратился в животное.

Читая произведение «Дикий помещик», мы сразу относим его к жанру сказки:

  1. Сказочный зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик».
  2. Серединные «сказочные» формулы: «Много ли, мало ли времени прошло»; «Сказано - сделано…».
  3. Фантастические элементы: «вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки»; говорящий медведь, «рой мужиков».
  4. Гипербола (преувеличение): «И земля, и вода, и воздух - все его (помещика) стало!»; «Думает, каких он коров разведет, что ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко!».

Наличие сказочных элементов не мешает понять всю глубину конфликта, затронутого автором в данном произведении. Конфликт этот реалистичен и остро социален. Связан он с политической ситуацией в России после отмены крепостного права в 1861 г. Крестьяне все равно во многом зависели от помещика. Вот как описывает С.-Щ. их жизнь: «Сократил он [помещик] их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут - все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет - помещик кричит: "Моя вода!", курица за околицу выбредет - помещик кричит: "Моя земля!" И земля, и вода, и воздух - все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести».

Помещика можно назвать жестоким, жадным, деспотичным. Такое отношение помещика к крестьянам было неединичным. Неслучайно в сказке упомянута газета «Весть», которую читает помещик. Именно ее материалы он берет за основу, как руководство к действию: «Заглянет помещик в газету "Весть", как в сем случае поступать должно, и прочитает».

Газета «Весть» была печатным органом части дворянства, недовольной крестьянскою реформою. Многие дворяне видели ошибку в том, что законодательная власть избрала систему крестьянского самоуправления, вместо того чтобы оставить административную власть в руках помещиков. Они считали, что вследствие этого происходит разорение помещиков. Кстати, газета эта издавалась сначала еженедельно, а потом ежедневно тиражом 4000 экземпляров.

И вот читает помещик газету и переживает, «что мужика с каждым днем не убывает, а все прибывает, - видит и опасается: "А ну, как он у меня все добро приест?»

Итак, уже с самого начала мы начинаем воспринимать образ помещика как собирательный , вместивший в себя типичные черты этого сословия.

Имя потомственного российского дворянина отнюдь не русское - князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Перед нами один из приемов иносказания: говорящая фамилия . Эта тюркская фамилия возникла не случайно. Только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придет в голову мысль «сократить» население, уничтожить русского кормильца.

При чтении сказки бросается в глаза наиболее часто используемый автором эпитет: глупый помещик . Но если в русских народных сказках Иванушка-дурачок вовсе не дурак, то помещик в сказке С.-Щ. действительно глуп. Ведь он не понимает очевидного: вся его жизнь зависит от крестьян. Давайте посмотрим, какой стала жизнь помещика без мужика- работяги:

  1. Гостей толком принять не может.
  2. Сам себя обслужить не может (ни умыться, ни одеться, ни еду приготовить).

В результате дом и хозяйство пришли в запустение. Но, несмотря на все это, глупый помещик продолжает стоять на своем, так сказать «твердость души» в себе развивает. И мечтает о том, как он заживет без крестьян: «Думает, какие он машины из Англии выпишет, чтоб все паром да паром, а холопского духу чтоб нисколько не было».

Рис. 2. Иллюстрация ()

Если раньше он «тело имел мягкое, белое и рассыпчатое» и «жил и на свет глядючи радовался», то теперь его не узнать: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках … Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел».

Мы видим полное физическое и духовное одичание человека: «Выйдет он в свой парк, в котором он когда-то нежил свое тело рыхлое, белое, рассыпчатое, как кошка, в один миг, взлезет на самую вершину дерева и стережет оттуда. Прибежит, это, заяц, встанет на задние лапки и прислушивается, нет ли откуда опасности, - а он уж тут как тут. Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест».

Таким образом, главной идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет. Кроме того, автор хотел показать значение крестьянства в экономике всей России. Ведь исчезновение крестьян во владениях помещика привело к печальным последствиям во всей губернии. К помещику приезжает капитан-исправник. Он очень обеспокоен, что « на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя». «Обеспокоились начальники и собрали совет. Решили: мужика изловить и водворить, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик, наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступленню в казначейство податей препятствия не чинил».

Заканчивается сказка тем, что дикого помещика изловили, вернули ему человеческий облик и заставили вести прежний образ жизни. А что же с крестьянами?

«Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд».Не случайнокрестьяне показаны через метафору «рой мужиков». У читателя сразу же появляется ассоциация с роем пчел. А как известно, пчела - символ труженика. Конечно, это гротескный образ, но в фантастической форме выражена горькая правда. Мужики уподобляются бессловесным существам, живущим стадной жизнью. Щедрин искренне сетует на то, что народ слишком уж терпелив, забит и темен.

Современники С.-Щ. высоко ценили сатирический дар. Так, например, Софья Ковалевская писала: «Его имя останется в истории не только как имя самого великого памфлетиста, которого когда-либо знала Россия, но и как имя великого гражданина, не дававшего ни пощады, ни отдыха угнетателям мысли. Щедрин действительно жил только своим временем, но как хорошо сказал Гете: "Кто жил для своего времени, тот жил для всех времен».

Теория литературы

В сказках Щедрин проявил себя блестящим художником. Он показал себя мастером эзоповского языка , при помощи которого умел доносить до читателя острую политическую мысль.

Выражение связано с именем легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI веке до н.э. Эзоп, будучи рабом, не мог о многом говорить свободно, открыто. Он был вынужден прибегать к иносказательной (аллегорической) басенной форме выражения своих мыслей. Отсюда всякое умение говорить или выражать свои мысли иносказательно, притчами, аллегориями, получило название эзопова языка.

Сатира (лат. satira) — комическое проявление в искусстве, представляющее собой поэтическое обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. - 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Курдюмова Т.Ф. - 2011 год
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. С.-Щ. Дикий помещик ().
  5. С.-Щ. Биография ().
  1. Сравните сказки «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Что их объединяет?
  2. Прочитать сказку С.-Щ. (на выбор). Найти в тексте черты жанра сказки. Определить тему, идею, конфликт. Привести примеры сатиры, иронии.
  3. Подумайте, в чем актуальность сказок С.-Щ.?

Комментарий. По программе В. Я. Коровиной предусмотрено всего 2 часа на изучение творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина и всего одной сказки. Материал по изучению других сказок может быть дан только при программе, рассчитанной на 102 часа или за счет дополнительных уроков внеклассного чтения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Опрос по тексту. (Викторина, конкурс)

Чего было довольно у помещика?

Что было непереносимо сердцу мужика?

В какой газете помещик прочитал важный для себя совет, и как он звучал?

Как формулируют мужики свой вывод о хозяине, когда он начинает их штрафовать?

Кто первым приехал в гости к помещику и каково было его впечатление от опустевшей усадьбы?

К каким последствиям решение помещика привело в масштабе губернии?

Сколько раз и кто обозвал помещика дураком?

Как обыгрывается в сказке вопрос: «Знаете ли вы, чем это пахнет?»

Почему мужики пролетали нал городом «роем», а не «стаей»?

Какой важной части так и не смог приобрести помещик?

II. Слово учителя, комментированное чтение и разбор сказки.

Сказка «Дикий помещик» отражает сложнейшие процессы по реформенной жизни. В ней эти процессы поданы как повседневные проявления жизни. На первый взгляд в сказке «Дикий помещик» всё просто и ясно, но это далеко не так. Уже современники Салтыкова Щедрина сознавали, что творчество столь оригинального мастера слова, в основе поэтики которого был «рабий», эзопов язык, основанный на приёмах иносказаний и аллегории, достигло такой масштабности, что требовало глубокого осмысления и разъяснений.

Что сближает сказку «Дикий помещик» с повестью о мужике и генералах?

(Сближает то, что в обоих случаях мужик, крестьянин - кормилец и создатель всех жизненных ценностей. Однако в «Повести...» «генералы разыскивают мужика, принуждают его работать на себя, а в сказке «Дикий помещик» наоборот: «русский помещик», князь Урус-Кучум-Кальдибаев, изгоняет крестьян из имения.)

«В некотором царстве, в некотором государстве, - традиционно начинает повествование сатирик, - жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Итак, названа одна из причин возникшего недовольства «помещика» - газета «Весть», которая стала для героя руководством в жизни. Эта консервативная газета, как и «Московские ведомости» М. Н. Каткова, призывала помещиков не делать уступок крестьянам, стараться и в пореформенное время сохранить свои привилегии. «Заглянет помещик в газету «Весть», - рассказывает сатирик, - как в сём случае поступать должно, и прочитает: «Старайся!»

Одно только слово написано, - молвит глупый помещик, - а золотое это слово!»

Давайте расшифруем это загадочное слово «Старайся!».

(Оказывается, помещик не доволен тем, что «очень уж много развелось в нашем царстве мужика!» Видит помещик, что мужика с каждым днём не убывает, а всё прибывает, - видит и опасается: «А ну, как он у меня всё добро приест?»)

Урус-Кучум-Кильдибаев приступает к самым решительным мерам, которые, по его мнению, должны были довести крестьян до полного разорения, а затем и к физическому уничтожению, к «сокращению» ненавистного теперь «мужика».

(Это также один из приёмов иносказания. Эта тюркская фамилия возникла не случайно. Только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придёт в голову мысль «сократить» население, уничтожить русского кормильца.)

Надо сообщить ученикам, что в пореформенное время возникло немало адвокатских контор, рассматривавших претензии помещиков к крестьянам. Они предлагали свои услуги через газеты, советуя штрафовать за порубки, за выпасы на тех землях, которые прежде принадлежали крестьянской общине, а после реформы помещики присоединили эти земли к своим. Неграмотные в большинстве своём крестьяне не понимали новых хитрых порядков и нередко попадали даже под суд. Подобная ситуация и описана Салтыковым в сказке.

Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. В чем разница?

(У помещика Бог должен потакать его прихотям - убрать из его поместья крестьян, чтобы не мешали нежиться; мужики обращаются к Богу как единственному спасителю от гибели. «Господи! - восклицают они, - легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!»).

Слово учителя.

Завязка действия сказки - исполнение желания «глупого помещика» и страдающих от его произвола крестьян. «Услышал милостивый Бог слёзную молитву сиротскую, и не стало мужика на всём пространстве владений глупого помещика. Куда девался мужик - никто того не заметил, а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча чёрная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки. Вышел помещик на балкон, потянул носом и чует: чистый-пречистый воздух во всех его владениях сделался. Натурально, остался доволен, думает: я понежу своё тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое».

Задание.

Рассмотрите этапы выявления глупости помещика.

Вначале помещик решил предаться барским затеям, завести у себя театр и пригласил не кого-нибудь, а известнейшего актёра того времени Садовского с «актёрками». Но пустота помещичьего дома, отсутствие работников сцены отпугнули Садовского. Грязный, не ухоженный помещик вызвал отвращение и насмешку над его «глупостью».

Следующая попытка помещика развлечься - пригласить соседей генералов в гости и сыграть в карты. Приехавшие точно подпадают под ту характеристику, которая была дана генералам из сказки про двух генералов: «Генералы были хоть и настоящие, но голодные, а потому очень скоро приехали». Но погостить им не удалось. Они не могли надивиться свежему воздуху и отсутствию надоевшего мужика, но этой радости сразу пришёл конец, как только генералы проголодались. Рассерженные генералы, назвав в свою очередь помещика глупым, «разбрелись по домам».

Теперь у помещика были все основания призадуматься над правильностью своего поведения. Ведь второй раз его называют дураком.

При возникших сомнениях в правильности избранного пути он решил погадать на картах, но гаданье показало, что поступил он правильно, что «надо не взирать». «Уж если, - говорит, - сама фортуна указывает, стало быть, надо быть твёрдым до конца».

Чтение диалога между помещиком и капитаном-исправником.

(Ученики читают текст по ролям)

Чем отличаются мечты помещика от действительности?

(То, что не удается помещику наяву, переходит в его сны. Ему снится сон, что губернатор весьма доволен его непреклонностью, больше того, что за эту непреклонность его сделали министром и «ходит он в лентах, и пишет циркуляры: «Быть твердым и не взирать!» Ему даже снится райское житье с Евой на берегах Евфрата и Тигра.

Пробуждение возвращает его в реальную жизнь, где нет привычного слуги Сеньки, но появляется неожиданно представитель власти в лице капитана-исправника. Капитан-исправник доходчиво объяснил глупому помещику, что с исчезновением крестьян прекратились поступления налогов и податей, что государственная казна пуста, что производимые крестьянами продукты исчезли, что стране грозит голод.)

И который в своих снах уже видел себя министром за свою «твердость» теперь попадает в категорию врагов государства. Не случайно же исправник ему на прощание сказал: «А знаете ли, чем это пахнет?» И уже чудится помещику ссылка, но вдруг осеняет его здравая мысль, что, может, там и находится его «милый мужик».

Тут бы и одуматься помещику, а он?

(По совету газеты «Весть» князь не расслабляется и гнет прежнюю линию. «Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не скажет никто, что российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев от принципов отступил!»)

Вывод.

Именно нежелание поступиться принципами во вред себе, во вред государству определяется сатириком как «дикость», дикость политическая гражданская, интеллектуальная. Неприятие новых форм жизни, обусловленных временем, - одна из сторон существа помещика, которая позволила сатирику назвать Урус-Кучум-Кильдибаева «диким помещиком». Другая сторона - физическое одичание, которое после нравственного пошло полным ходом.

Как физическое одичание характеризуется автором?

(Дикий помещик «сделался силён ужасно, до того сален, что даже счел себя вправе войти в дружеские сношения с тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко». Помещик стал по-настоящему «диким», сильным, неуправляемым, опасным. Здесь уже было о чем призадуматься властям, которые «покровительствовали помещикам»).

Как решается проблема? Покажите в чем абсурдность ситуации.

(«Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд». Не спрашивая мужиков, их повезли как арестантов, в клетке, и тем не менее они с привычной сноровкой взялись за дело: «И вдруг опять запахло в том уезде мякиной и овчинами; но в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидев такую груду денег, только всплеснул руками от удивления».

Абсурдность ситуации в том, что ни в чем не повинного мужика как преступника «изловили и водворили», а дикого помещика, приобретшего звериный облик‚ несмотря даже на то, что он «всей смуте зачинщик», «наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствий не чинил».)

Прочитайте, что же стало с помещиком. Какой вывод можно сделать.

(Без «мужика» приходит в упадок не только экономика - за счет мужика, пахнущего мякиной и овчиной, существует и «культурный» помещик. Это понимает все власть предержащие).

Какое определение больше подходит сказке «Дикий помещик»: «юмористическая» или «сатирическая»? Найдите в словаре определения юмора и сатиры.

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

7 класс

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2014

Пояснительная записка

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» для 7 класса позволяет определить уровень знаний учащихся данного произведения. (УМК Г.И. Беленького). Работа содержит вопросы на знание текста, вопросы по характеристике героя, вопросы по теории литературы.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа, один из которых правильный.

Представленные тесты можно использовать на уроке после анализа произведения.

I вариант

1. Укажите годы жизни М.Е. Салтыкова-Щедрина

1) 1854-1906

2) 1826-1889

3) 1824-1886

2. Сколько произведений включает в себя книга М.Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки»?

1) 23

2) 24

3) 32

3. Сарказм – это

1) способ выражения насмешки

2) едкое выражение насмешки

3) сильное преувеличение

4. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Ди­кий помещик»?

1) маленькой пенсией

2) обилием мужиков

3) отсутствием жены

5. Кого звал помещик в гости?

1) медведя

2) губернатора

3) генералов-соседей

6. С кем помещик охотился на зайцев?

1) с волком

2) с медведем

3) с лисой

7. Чем дикий помещик угощал всех гостей?

1) колбасой

2) пряниками

3) вареньем

8. Какую газету читал глупый помещик?

1) «Весть»

2) «Московские ведомости»

3) «Московское обозрение»

9. Как звали слугу помещика?

1) Санька

2) Иван

3) Сенька

10. После чьего приезда задумался помещик о том, «чем это пахнет»?

1) полицейского

2) капитана-исправника

3) губернатора

11. Какое образное средство реализуется в названии сказки?

1) метафора

2) эпитет

3) сравнение

12. Что стало с помещиком?

1) уехал из поместья

2) остался диким, но власть у него не отобрали

3) разбогател

II вариант

1. В каком году была написана сказка «Дикий помещик»?

1) 1869

2) 1879

3) 1868

1) «Отечественные записки»

2) «Современник»

3) «Эпоха»

3. Аллегория – это

1) иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты

2) вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений

3) иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому

4. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

1) надел тулуп

2) сидел на печи

3) оброс волосами

5. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?

1) губернское начальство

2) сам помещик

3) соседи

6. Где живет главный герой сказки о диком помещике?

1) в некотором царстве

2) в Орловской губернии

3) в приволжских степях

7. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?

1) вперед

2) старайся

3) долой

8. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?

1) когтей

2) шерсти

3) хвоста

9. Назовите фамилию актера, который посетил помещика?

1) Щепкин

2) Садальский

3) Садовский

10. Укажите фамилию дикого помещика

1) Урус-Кильдибаев

2) Урюпинский

3) Урус-Кучум-Кильдибаев

11. Что является завязкой действия?

1) чтение газеты

2) исполнение желания помещика

3) приезд генералов

12. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным и удобным»?

1) на четвереньках

2) верхом на лошади

3) в карете

Ответы

I вариант

Критерии оценивания:

«5» - 11 – 12 баллов,

«4» - 9 – 10 баллов

«3» - 6 – 8 баллов

«2» - 0 – 5 баллов

Список использованной литературы

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс, - Москва «ВАКО», 2010 (несколько вопросов)

М. Е. Салтыков-Щедрин

«Дикий помещик»,

Тест

1. Кому принадлежат слова: «Мир грустен – и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя»:

а) Н. А. Некрасову; б) М. В. Ломоносову;

в) М. Е. Салтыкову–Щедрину; г) Н. В. Гоголю.

2 . Иносказание – это:

а) фраза, произнесённая на иностранном языке;

б) выражение мысли с помощью намёков, имеющее второй, скрытый смысл;

в) особое выражение, способное трактоваться по-разному в зависимости от ситуации;

г) фраза, не относящаяся к предмету разговора.

3. Сатира, в отличие от юмора:

а) изображает что-либо в комическом виде; б) не обращена к конкретному событию;

в) не имеет конкретного адресата; г) обличает пороки, высмеивает зло.

4. «Жили-были», «долго ли, коротко ли», «по щучьему велению» - элементы творчества:

а) сказочного; б) духовного; в) басенного;г) былинного.

5. В строках «Признаться, я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!» - используются:

а) гипербола; б) метафора; в) сравнение; г) антитеза.

6. Газета, которую читали генералы на острове, называлась:

а) «Колокол»; б) «Московские ведомости»;

в) «Санкт-Петербургские ведомости»; г) «Известия».

7. Выберите слова или выражения, которые можно отнести к просторечным:

а) «ваше превосходительство»; б) «упоминовение об ужине»;

в) «каллиграфия»; г) «ежели», «лежебок».

8. Дружба помещика с медведем из сказки «Дикий помещик» - это элемент:

а) гротеска; б) гиперболы; в) метафоры; г) антитезы.

9. Выберите реальные черты в сказке «Дикий помещик»:

а) летающие мужики; б) дружба с медведем;

в) одичание помещика; г) угнетение крестьян.

10. Несмотря на то что мужики – основа жизни, Салтыков-Щедрин всё же осуждает их:

а) за лень; б) за грубость; в) за инертность, слабоволие; г) за безграмотность.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»,

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Тест

Ключи

Задания подготовила Селиванова Г.Г., учитель русского языка и литературы,

Архангельская область

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец

Пояснительная записка

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» для 7 класса позволяет определить уровень знаний учащихся данного произведения. (УМК Г.И. Беленького). Работа содержит вопросы на знание текста, вопросы по характеристике героя, вопросы по теории литературы.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа, один из которых правильный.

Представленные тесты можно использовать на уроке после анализа произведения.

I вариант
1. Укажите годы жизни М.Е. Салтыкова-Щедрина

3) 1824-1886
2. Сколько произведений включает в себя книга М.Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки»?

3) 32
3. Сарказм – это

1) способ выражения насмешки

2) едкое выражение насмешки

3) сильное преувеличение
4. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Ди­кий помещик»?

1) маленькой пенсией

2) обилием мужиков

3) отсутствием жены
5. Кого звал помещик в гости?

1) медведя

2) губернатора

3) генералов-соседей
6. С кем помещик охотился на зайцев?

1) с волком

2) с медведем

3) с лисой
7. Чем дикий помещик угощал всех гостей?

1) колбасой

2) пряниками

3) вареньем
8. Какую газету читал глупый помещик?

1) «Весть»

2) «Московские ведомости»

3) «Московское обозрение»
9. Как звали слугу помещика?

3) Сенька
10. После чьего приезда задумался помещик о том, «чем это пахнет»?

1) полицейского

2) капитана-исправника

3) губернатора
11. Какое образное средство реализуется в названии сказки?

1) метафора

3) сравнение
12. Что стало с помещиком?

1) уехал из поместья

2) остался диким, но власть у него не отобрали

3) разбогател

II вариант
1. В каком году была написана сказка «Дикий помещик»?

1) «Отечественные записки»

2) «Современник»

3) «Эпоха»
3. Аллегория – это

1) иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты

2) вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений

3) иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому
4. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

1) надел тулуп

2) сидел на печи

3) оброс волосами
5. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?

1) губернское начальство

2) сам помещик

3) соседи
6. Где живет главный герой сказки о диком помещике?

1) в некотором царстве

2) в Орловской губернии

3) в приволжских степях
7. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?

2) старайся

3) долой
8. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?

3) хвоста
9. Назовите фамилию актера, который посетил помещика?

2) Садальский

3) Садовский
10. Укажите фамилию дикого помещика

1) Урус-Кильдибаев

2) Урюпинский

3) Урус-Кучум-Кильдибаев
11. Что является завязкой действия?

1) чтение газеты

2) исполнение желания помещика

3) приезд генералов
12. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным и удобным»?

1) на четвереньках

2) верхом на лошади

3) в карете

Ответы


I вариант

II вариант

1 - 2

1 - 1

Критерии оценивания:

«5» - 11 – 12 баллов,

«4» - 9 – 10 баллов

«3» - 6 – 8 баллов

«2» - 0 – 5 баллов

Список использованной литературы
1. Авторская разработка
2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс, - Москва «ВАКО», 2010 (несколько вопросов)




Top