Вопросы по фольклору. Вопросы к семинарам по фольклору

Создание Германской Демократической Республики


В советской оккупационной зоне создание Германской Демократической Республики было узаконено институтами Народных конгрессов. 1-й Немецкий народный конгресс собрался в декабре 1947, в нем участвовали СЕПГ, ЛДПГ, ряд общественных организаций и КПГ из западных зон (ХДС отказался принять участие в конгрессе). Делегаты прибыли со всех концов Германии, но 80% из них представляли жителей советской зоны оккупации. 2-й Конгресс был созван в марте 1948, в нем приняли участие делегаты только из Восточной Германии. На нем был избран Немецкий народный совет, в задачу которого входило выработка конституции новой демократической Германии. Совет принял конституцию в марте 1949, а в мае того же года состоялись выборы делегатов на 3-й Немецкий народный конгресс, которые проводились по модели, ставшие нормой в советском блоке: избиратели могли голосовать только за единственный список кандидатов, подавляющее большинство которых были членами СЕПГ. На конгрессе был избран 2-й Немецкий народный совет. Хотя делегаты от СЕПГ не составляли большинства в этом совете, партия обеспечила себе доминирующее положение благодаря партийному руководству делегатами от общественных организаций (молодежного движения, профсоюзов, женской организации, культурной лиги).

7 октября 1949 Немецкий народный совет провозгласил создание Германской Демократической Республики . Первым президентом ГДР стал Вильгельм Пик, а главой Временного правительства - Отто Гротеволь. За пять месяцев до принятия конституции и провозглашения ГДР в Западной Германии была провозглашена Федеративная Республика Германия. Поскольку официальное создание ГДР произошло после создания ФРГ, восточногерманские лидеры получили повод обвинить Запад в расколе Германии.

Экономические трудности и недовольство рабочих в ГДР


На протяжении всего своего существования ГДР постоянно переживала экономические трудности. Некоторые из них были результатом скудости природных ресурсов и слабого развития экономической инфраструктуры, но большинство явилось следствием политики, проводимой Советским Союзом и властями Восточной Германии. На территории ГДР отсутствовали месторождения таких важных ископаемых, как каменный уголь и железная руда. Сказывался и недостаток управленцев и инженеров высокого класса, которые бежали на Запад.

В 1952 СЕПГ провозгласила, что в ГДР будет построен социализм. Следуя сталинской модели, лидеры ГДР навязывали жесткую экономическую систему с централизованным планированием и государственным контролем. Преимущественному развитию подлежала тяжелая индустрия. Не обращая внимания на недовольство граждан, вызванное дефицитом потребительских товаров, власти всеми способами пытались заставить трудящихся повышать производительность труда.

После смерти Сталина положение рабочих не улучшилось, и они ответили восстанием 16-17 июня 1953. Выступление началось как забастовка строительных рабочих Восточного Берлина. Волнения сразу же перекинулись на другие отрасли промышленности в столице, а затем и на всю ГДР. Забастовщики требовали не только улучшения своего экономического положения, но и проведения свободных выборов. Власти были охвачены паникой. Военизированная "Народная полиция" утратила контроль за ситуацией, и советская военная администрация ввела танки.

После событий июня 1953 правительство перешло к политике кнута и пряника. Более мягкая экономическая политика ("новый курс") предусматривала снижение норм выработки для рабочих и увеличение производства некоторых потребительских товаров. В то же время проводились широкомасштабные репрессии в отношении зачинщиков волнений и нелояльных функционеров СЕПГ. Около 20 демонстрантов было казнено, многие были брошены в тюрьмы, почти треть партийных чиновников либо сместили со своих постов, либо перевели на другую работу с официальной мотивировкой "за утрату связи с народом". Тем не менее режиму удалось преодолеть кризис. Через два года СССР официально признал суверенитет ГДР, а в 1956 Восточная Германия сформировала вооруженные силы и стала полноправным участником Организации Варшавского договора.

Еще одним потрясением для стран советского блока стал 20-й съезд КПСС (1956), на котором председатель Совета министров Н.С.Хрущев выступил с разоблачением сталинских репрессий. Откровения лидера СССР вызвали волнения в Польше и Венгрии, но в ГДР ситуация осталась спокойной. Улучшение экономического положения, вызванное новым курсом, а также возможность для недовольных граждан "голосовать ногами", т.е. эмигрировать через открытую границу в Берлине, помогли предотвратить повторение событий 1953.

Некоторое смягчение советской политики после 20-го съезда КПСС воодушевило тех членов СЕПГ, которые не были согласны с позицией Вальтера Ульбрихта, ключевой политической фигуры в стране, и других сторонников жесткого курса. Реформаторы, во главе которых стоял Вольфганг Харих, преподаватель университета им. Гумбольдта в Восточном Берлине, выступали за демократические выборы, рабочий контроль на производстве и "социалистическое объединение" Германии. Ульбрихт сумел преодолеть и эту оппозицию "ревизионистов-уклонистов". Харих был посажен в тюрьму, где пробыл с 1957 по 1964.

Берлинская стена


Разгромив сторонников реформ в своих рядах, руководство Восточной Германии приступило к ускоренной национализации. В 1959 началась массовая коллективизация сельского хозяйства и огосударствление многочисленных мелких предприятий. В 1958 около 52% земельных угодий приходилось на частный сектор, к 1960 он был доведен до 8%.

Демонстрируя поддержку ГДР, Хрущев занял жесткую позицию в отношении Берлина. Он потребовал от западных держав фактического признания ГДР, угрожая закрыть доступ в Западный Берлин. (До 1970-х годов западные державы отказывались признать ГДР как независимое государство, настаивая на том, что Германия должна быть объединена в соответствии с послевоенными договоренностями.) В очередной раз масштабы начавшегося исхода населения из ГДР приобрели устрашающие для правительства масштабы. В 1961 ГДР покинули более 207 тыс. граждан (всего с 1945 на запад перебралось более 3 млн. человек). В августе 1961 восточногерманское правительство блокировало поток беженцев, отдав распоряжение о возведении бетонной стены и заграждений из колючей проволоки между Восточным и Западным Берлином. В течение нескольких месяцев была оборудована граница между ГДР и Западной Германией.

Стабильность и процветание ГДР


Исход населения прекратился, специалисты оставались в стране. Появилась возможность осуществлять более эффективное государственное планирование. В результате в 1960-е и 1970-е годы стране удалось достичь уровня скромного благосостояния. Повышение уровня жизни не сопровождалось политической либерализацией или ослаблением зависимости от СССР. СЕПГ продолжала жестко контролировать сферы искусства и интеллектуальной деятельности. Восточногерманские интеллектуалы испытывали в своем творчестве значительно большие ограничения, чем их венгерские или польские коллеги. Известный культурный престиж нации опирался в основном на отличавшихся левыми взглядами писателей старшего поколения, таких, как Бертольт Брехт (вместе со своей женой, Еленой Вайгель, руководивший знаменитым театральным коллективом "Берлинер ансамбль"), Анна Зегерс, Арнольд Цвейг, Вилли Бредель и Людвиг Ренн. Но появилось и несколько новых значительных имен, среди них - Криста Вольф и Стефан Гейм.

Следует отметить и восточногерманских историков, таких, как Хорст Дрекслер и другие исследователи германской колониальной политики 1880-1918, в работах которых была осуществлена переоценка отдельных событий недавней немецкой истории. Но успешнее всего ГДР повышала свой международный престиж в области спорта. Развитая система государственных спортивных клубов и тренировочных лагерей воспитывала высококлассных атлетов, добивавшихся поразительных успехов на летних и зимних Олимпийских играх начиная с 1972.

Изменения в руководстве ГДР


К концу 1960-х годов Советский Союз, все еще жестко контролировавший Восточную Германию, стал проявлять недовольство политикой Вальтера Ульбрихта. Лидер СЕПГ активно противился новой политике западногерманского правительства во главе с Вилли Брандтом, направленной на улучшение отношений между Западной Германией и советским блоком. Недовольные попытками Ульбрихта саботировать восточную политику Брандта, советское руководство добилось его отставки с партийных постов. Ульбрихт сохранил малозначащий пост главы государства до своей смерти в 1973.

Преемником Ульбрихта на посту первого секретаря СЕПГ стал Эрих Хонеккер. Уроженец Саарской области, он рано вступил в коммунистическую партию, а после освобождения из заключения в конце Второй мировой войны стал профессиональным функционером СЕПГ. В течение многих лет он возглавлял молодежную организацию "Свободная немецкая молодежь". Хонеккер намеревался укрепить то, что он называл "реальным социализмом". При Хонеккере ГДР начала играть известную роль в международной политике, особенно в отношениях со странами "третьего мира". После подписания Основного договора с Западной Германией (1972) ГДР была признана большинством стран мирового сообщества и в 1973, как и ФРГ, стала членом ООН.

Крах ГДР


Хотя до конца 1980-х годов никаких массовых выступлений больше не было, восточногерманское население так полностью и не адаптировалось к режиму СЕПГ. В 1985 около 400 тыс. граждан ГДР подали заявление о выдаче постоянной выездной визы. Многие представители интеллигенции и церковные деятели открыто критиковали режим за отсутствие политических и культурных свобод. Правительство ответило усилением цензуры и изгнанием из страны некоторых видных диссидентов. Рядовые граждане высказывали возмущение системой тотальной слежки, осуществляемой армией информаторов, которые состояли на службе тайной полиции "штази". К 1980-м годам "штази" превратилась в своего рода коррумпированное государство в государстве, она контролировала свои собственные промышленные предприятия и даже осуществляла спекулятивные операции на международном валютном рынке.

Приход к власти в СССР М.С.Горбачева и его политика перестройки и гласности подорвали основу существования правящего режима СЕПГ. Восточногерманские лидеры рано осознали потенциальную опасность и отказались от перестройки в Восточной Германии. Но СЕПГ не могла утаить от граждан ГДР информацию об изменениях в других странах советского блока. Передачи западногерманского телевидения, которые жители ГДР смотрели значительно чаще, чем восточногерманскую телепродукцию, широко освещали ход реформ в Восточной Европе.

Недовольство большинства восточногерманских граждан своим правительством достигло кульминации в 1989. В то время как соседние восточноевропейские государства быстро либерализовали свои режимы, СЕПГ приветствовала жестокое подавление демонстрации китайских студентов в июне 1989 на площади Тяньаньмэнь. Но сдержать вал надвигающихся изменений в ГДР было уже невозможно. В августе Венгрия открыла свою границу с Австрией, что дало возможность тысячам восточногерманских отпускников эмигрировать на запад.

В конце 1989 народное недовольство вылилось в колоссальные демонстрации протеста в самой ГДР. "Демонстрации по понедельникам" быстро стали традиционными; сотни тысяч людей выходили на улицы крупных городов ГДР (наиболее массовые выступления состоялись в Лейпциге) с требованиями политической либерализации. Руководство ГДР разделилось по вопросу о том, как поступать с недовольными, кроме того, стало ясно, что оно теперь предоставлено само себе. В начале октября в Восточную Германию на празднование 40-летия ГДР прибыл М.С. Горбачев, который дал понять, что Советский Союз уже не станет вмешиваться в дела ГДР для спасения правящего режима.

Хонеккер, только что оправившийся от серьезной операции, выступил за применение силовых методов в отношении протестующих. Но большинство членов политбюро СЕПГ не согласилось с его мнением, и в середине октября Хонеккер и его главные союзники были вынуждены уйти в отставку. Новым генеральным секретарем СЕПГ стал Эгон Кренц, как и Хонеккер, бывший руководитель молодежной организации. Правительство возглавил Ханс Модров, секретарь Дрезденского окружного комитета СЕПГ, слывший сторонником экономических и политических реформ.

Новое руководство попыталось стабилизировать ситуацию, пойдя навстречу некоторым особенно распространенным требованиям демонстрантов: было предоставлено право на свободный выезд из страны (Берлинская стена была открыта 9 ноября 1989) и провозглашены свободные выборы. Эти шаги оказались недостаточными, и Кренц, пробыв на посту главы партии 46 дней, ушел в отставку. На спешно созванном съезде в январе 1990 СЕПГ была переименована в Партию демократического социализма (ПДС), был принят действительно демократический партийный устав. Председателем обновленной партии стал Грегор Гизи, юрист по профессии, защищавший в эпоху Хонеккера нескольких восточногерманских диссидентов.

В марте 1990 граждане ГДР участвовали в первых за последние 58 лет свободных выборах. Их результаты сильно разочаровали тех, кто надеялся на сохранение либерализованной, но по-прежнему независимой и социалистической ГДР. Хотя несколько недавно возникших партий выступали за "третий путь", отличный от советского коммунизма и западногерманского капитализма, убедительную победу одержал блок партий, выступавших в союзе с западногерманским Христианским демократическим союзом (ХДС). Этот избирательный блок требовал объединения с Западной Германией.

Лотар де Мезьер, лидер восточногерманского ХДС, стал первым (и последним) свободно избранным премьер-министром ГДР. Короткий период его правления ознаменовался большими переменами. Под руководством де Мезьера был осуществлен быстрый демонтаж прежнего аппарата управления. В августе 1990 были восстановлены пять земель, упраздненных в ГДР в 1952 (Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия). 3 октября 1990 ГДР перестала существовать, объединившись с Федеративной Республикой Германия.

Германия

Раскол Германии на ФРГ и ГДР

Геополитические итоги Второй мировой войны оказались катастрофическими для Германии. Она потеряла на несколько лет государственность и на долгие годы — территориальную целостность. Была оторвана 24% от той территории, Германия занимала в 1936 г., в том числе Восточная Пруссия, разделена между Польшей и СССР. Польша и Чехословакия получили право выселить этнических немцев со своих территорий, в результате чего в Германии двинулся поток беженцев (к концу 1946 г. их число составило около 9 млн. человек).

По решению Крымской конференции территория Германии была разделена на четыре зоны оккупации: советскую, американскую, британскую и французскую. Аналогично на четыре сектора был разделен и Берлин. На Потсдамской конференции были согласованы основные принципы оккупационной политики государств-союзников (демилитаризация, денацификация, декартелизация, демократизация Германии). Однако отсутствие твердых соглашений с германской проблемы привела к тому, что администрации оккупационных зон применяли принципы Потсдама по своему усмотрению.

Руководство советской военной администрации в Германии немедленно приняло меры по формированию послушного режима в своей зоне. Стихийно созданные антифашистами местные комитеты были распущены. Для решения управленческих и экономических вопросов были созданы центральные управления. Главную роль в них играли коммунисты и социал-демократы. Летом 1945 г. была разрешена деятельность 4 политических партий: Коммунистической партии Германии (КПГ), Социал-демократической партии (СДПГ), Христианско-демократическому союзу (ХДС) и Либерально-демократической партии Германии (ЛДП). Теоретически все разрешенные партии пользовались равными правами, но на практике советская власть откровенно предпочитала КПГ.

Исходя из представлений о том, что нацизм был порождением капитализма и денацификация подразумевает борьбу против капиталистического влияния в немецком обществе, советская власть в первые месяцы оккупации захватила «командные высоты» в экономике. Множество крупных предприятий были национализированы на основании того, что они принадлежали нацистам или их сторонникам. Эти предприятия или демонтированных и отправлялись в Советский Союз в счет погашения репараций, или продолжали действовать как советская собственность. В сентябре 1945 г. была проведена земельная реформа, в ходе которой были безвозмездно экспроприированы более 7100 имений площадью более 100 га. Из созданного земельного фонда небольшие наделы получили около 120 тыс. безземельных крестьян, сельскохозяйственных рабочих и переселенцев. С государственной службы были уволены реакционеры.

Советская администрация заставила СДПГ и КПГ объединиться в новую партию, получившую название Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). В последующие годы контроль со стороны коммунистов становился все более суровым. В январе 1949 г. конференция СЕПГ постановила, что партия должна стать ленинской «партией нового типа» по образцу компартии Советского Союза. Тысячи социалистов и коммунистов, не согласных с этой линией, были исключены из партии в ходе чистки. В целом в советской зоне оккупации использовалась та же модель, что и в других восточноевропейских странах. Она имела в виду сталинизации марксистской партии, лишение независимости партий «среднего класса», дальнейшую национализацию, репрессивные меры и фактическую ликвидацию соревновательной избирательной системы.

Западные государства действовали в Германии так же авторитарно, как советская администрация в своей зоне. Антифашистские комитеты и здесь были распущены. Были созданы земельные правительства (в американской зоне в течение 1945 г., в британской и французской — в 1946 г.). Назначение на посты осуществлялось волевым решением оккупационных властей. В западных оккупационных зонах также возобновили свою деятельность КПГ и СДПГ. Был создан ХДС, с которым установил взаимоотношения «содружества» создан в Баварии Христианско-социальный союз (ХСС) этот партийный блок стали называть ХДС / ХСС. Лагерь либеральной демократии представляла Свободная демократическая партия (СвДП).

Вскоре США и Великобритания пришли к убеждению, что для восстановления Западной Европы жизненно необходимо возрождение экономики Германии. Американцы и англичане перешли к согласованным действиям. Первые шаги к объединению западных зон были сделаны в конце 1946 г., когда американская и британская администрации договорились объединить экономическое управление своими зонами с 1 января 1947 Образовалась так называемая Бизония. Управление Бизонии получило статус парламента, т.е. приобрело политических рис. В 1948 г. в Бизонии присоединили свою зону и французы. В результате возникла Тризония.

В июне 1948 г. рейхсмарка была заменена новой «немецкой маркой». Здоровый налоговый базис, созданный новой денежной единицей, помог Германии присоединиться в 1949 г. к плану Маршалла.

Денежная реформа привела к первого столкновения между Западом и Востоком в холодной войне, начиналась. Стремясь изолировать свою оккупационную зону от влияния западной экономики, советское руководство отвергло и помощь в рамках плана Маршалла, и введение новой денежной единицы в своей зоне. Оно опиралось также введению немецкой марки в Берлине, но западные союзники настояли на том, чтобы новая денежная единица стала законным платежным средством в западных секторах города. Чтобы не допустить проникновения в Берлин новой марки, советская администрация препятствовала грузоперевозкам с запада в Берлин железнодорожными и шоссейными путями. 23 июня 1948 снабжение Берлина железнодорожным и автомобильным транспортом было полностью блокировано. Возникла так называемая Берлинская кризис. Западные державы организовали интенсивное воздушное снабжение («воздушный мост»), который обеспечил всем необходимым не только военные гарнизоны Берлина, но и его гражданское население. 11 мая 1949 советская сторона признала свое поражение и прекратила блокаду. Берлинская кризис завершился.

Усиление противостояния СССР и стран Запада невозможным создание единого немецкого государства. В августе 1949 г. в Западной Германии состоялись всеобщие парламентские выборы, которые принесли победу партии ХДС / ХСС, а 7 сентября было провозглашено создание Федеративной Республики Германии. В ответ 7 октября 1949 г. на востоке страны была провозглашена Германская Демократическая Республика. Итак, осенью 1949 г. раскол Германии получил юридического оформления.

1952 г. США, Англия и Франция подписали с ФРГ договор, по которому прекращалась формальная оккупация Западной Германии, но их войска оставались на немецкой территории. 1955 между СССР и ГДР был подписан договор о полном суверенитете и независимости ГДР.

Западногерманское «экономическое чудо»

На выборах в парламент (бундестаг) 1949 года определились две ведущие политические силы: ХДС / ХСС (139 мандатов), СДПГ (131 мандат) и «третья сила» — СвДП (52 мандата). ХДС / ХСС и СвДП сформировали парламентскую коалицию, что позволило им создать совместное правительство. Так в ФРГ сложилась «двохзполовинна» партийная модель (в отличие от двухпартийной в США и Великобритании). Эта модель сохранялась и в дальнейшем.

Первым канцлером (главой правительства) ФРГ стал христианский демократ К. Аденауэр (занимал эту должность с 1949 г. до 1963 г.). Характерной чертой его политического стиля было стремление к стабильности. Не менее важным обстоятельством стало проведение исключительно эффективного экономического курса. Его идеологом был бессменный министр экономики ФРГ Л. Эрхард.

Модель социального рыночного хозяйства, созданная в результате политики Эрхарда, основывалась на концепции ордолиберализму (от нем. «Ордунг» — порядок). Ордолибералы выступали в защиту свободного рыночного механизма, но не вопреки, а благодаря государственному вмешательству. Основу экономического благосостояния они видели в укреплении хозяйственного порядка. Государству при этом уделялось ключевые функции. Ее вмешательство должно было подменять действие рыночных механизмов, а создавать условия для их эффективного функционирования.

Тяжелый период экономической реформы пришелся на 19491950 гг, когда либерализация ценообразования вызвала рост цен при относительном снижении уровня доходов населения, а реструктуризация производства сопровождалась всплеском безработицы. Но уже в 1951 г. наметился перелом в сторону, а в 1952 г. рост цен прекратился, начал снижаться уровень безработицы. В последующие годы произошло беспрецедентное экономический рост: 9-10% в год, а в 1953-1956 гг — до 10-15% в год. ФРГ вышла на второе место среди западных стран по уровню промышленного производства (и лишь в конце 60-х годов была оттеснена Японией). Большой экспорт позволил создать в стране значительный золотой запас. Немецкий валюта стала сильнейшей в Европе. Во второй половине 50-х годов практически исчезло безработицы, реальные доходы населения выросли втрое. До 1964 г. валовой национальный продукт (ВНП) ФРГ увеличился в 3 раза, и она стала производить продукции больше, чем вся довоенная Германия. В то время заговорили о немецком «экономическое чудо».

Западногерманское «экономическое чудо» было обусловлено рядом факторов. Свою эффективность доказала выбрана Эрхардом экономическая система, где либеральные рыночные механизмы сочетались с целенаправленной налоговой и кредитной политикой государства. Эрхарду удалось добиться принятия твердого антимонополистического законодательства. Значительную роль сыграли поступления по плану Маршалла, отсутствие военных расходов (до вступления ФРГ в НАТО), а также приток иностранных капиталовложений (350 млрд. долларов). В немецкой промышленности, которая была разрушена в годы войны, происходило массовое обновление основного капитала. Внедрение новейших технологий, сопровождавший этот процесс, в сочетании с традиционно высокой работоспособностью и дисциплиной немецкого населения вызвало быстрый рост производительности труда.

Успешно развивалось сельское хозяйство. В результате аграрной реформы 19481949 гг, проведенной еще при содействии оккупационных властей, был осуществлен перераспределение земельной собственности. В результате большая часть земельного фонда перешла от крупных собственников в средних и мелких. В последующие годы доля занятых в сельском хозяйстве неуклонно уменьшалась, однако широкая механизация и электрификация труда крестьян позволили обеспечить общий рост продукции этого сектора.

Очень удачной оказалась социальная политика, которая поощряла прямые взаимоотношения предпринимателей и рабочих. Правительство действовало под девизом: «Ни капитал без труда, ни труд без капитала не могут существовать». Были расширены пенсионные фонды, жилищное строительство, система бесплатной и льготной образования, профессиональной подготовки. Расширились права трудовых коллективов в области управления производством, но запрещалась их политическая деятельность. Система оплаты труда была дифференцированной в зависимости от стажа работы на конкретном предприятии. В 1960 г. был принят «Закон о защите прав молодежи, работающей», а с 1963 г. введена минимальная отпуск для всех трудящихся. Налоговая политика поощряла перевода части фонда заработной платы в особые «народные акции», что распространялись среди работников предприятия. Все эти меры правительства позволили обеспечить в условиях экономического подъема адекватный рост покупательной способности населения. Германия была охвачена потребительским бумом.

В 1950 г. ФРГ стала членом Совета Европы и начала принимать активное участие в переговорах по проектам европейской интеграции. В 1954 г. ФРГ стала членом Западноевропейского союза, а в 1955 г. вступила в НАТО. В 1957 г. ФРГ стала одним из основателей Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС).

В 60-е годы в ФРГ произошло перегруппировка политических сил. СвДП поддержала СДПГ, и, образовав новую коалицию, эти две партии сформировали в 1969 г. правительство. Эта коалиция просуществовала до начала 80-х годов. В течение этого периода канцлерами были социал-демократы В. Брандт (1969-1974) и Г. Шмидт (1974-1982).

Новое политическое перегруппировки произошло в начале 80-х годов. СвДП поддержала ХДС / ХСС и вышла из коалиции с СДПГ. В 1982 г. канцлером стал христианский демократ Г. Коль (занимал этот пост до 1998 г.). Ему суждено было стать и канцлером объединенной Германии.

Объединение Германии

В течение сорока послевоенных лет Германия была разделена фронтом «холодной войны» на два государства. ГДР все больше проигрывала Западной Германии в темпах роста экономики и уровня жизни. Символом «холодной войны» и раскола германской нации стала Берлинская стена, сооруженная в 1961 г., чтобы предотвратить бегство граждан ГДР на Запад.

1989 г. в ГДР началась революция. Главным требованием участников революционных выступлений было объединение Германии. В октябре 1989 г. ушел в отставку лидер восточногерманских коммунистов Е. Хоннекер, а 9 ноября пала Берлинская стена. Объединение Германии стало практически выполнимой задачей.

Сдержать процесс объединения Германии было уже невозможно. Но на Западе и Востоке страны сформировались различные подходы к будущего объединения. Конституция ФРГ предусматривала воссоединение Германии как процесс вхождения земель Восточной Германии к ФРГ, предполагало ликвидацию ГДР как государства. Руководство ГДР стремилось осуществить объединение через конфедеративный союз.

Однако на выборах в марте 1990 г. в ГДР победила некоммунистической оппозиции во главе с христианскими демократами. Они с самого начала выступали за скорейшее воссоединение Германии на основе ФРГ. С 1 июня в ГДР была введена немецкая марка. 31 августа был подписан Договор между ФРГ и ГДР об установлении государственного единства.

Оставалось только согласовать объединение Германии с 4 государствами — СССР, США, Великобританией и Францией. С этой целью были проведены переговоры по формуле «2 + 4», то есть между ФРГ и ГДР, с одной стороны, и державами-победительницами (СССР, США, Великобританией и Францией), с другой. Советский Союз пошел на принципиально важную уступку — согласился с сохранением членства объединенной Германии в НАТО и выводом советских войск из Восточной Германии. 12 сентября 1990 был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии.

3 октября 1990 5 земель, восстановленных на территории Восточной Германии, вошли в состав ФРГ, а ГДР прекратила свое существование. 20 декабря 1990 был сформирован первый спильнонимецький правительство во главе с канцлером Г. Колем.

Экономические и социальные достижения, проблемы 90х годов

Вопреки оптимистическим прогнозам, социально-экономические последствия объединения Германии оказались неоднозначными. Надежды восточных немцев на чудодейственный экономический эффект объединения не оправдались. Главной проблемой стал перевод командно-административной экономики 5 восточных земель на принципы рыночного хозяйства. Этот процесс осуществлялся без стратегического планирования, методом проб и ошибок. Был выбран наиболее «шоковый» вариант трансформации хозяйства Восточной Германии. К его особенностям можно отнести введение частной собственности, решительный денационализации государственных предприятий, сжатые сроки переходного периода к рыночной экономике и др.. Причем Восточная Германия получила социально-экономические и политические формы организации общества сразу и в готовом виде.

Адаптация хозяйства восточных земель к новым условиям проходила довольно болезненно и привела к сокращению в них промышленного производства до 1/3 прежнего уровня. Из состояния кризиса, вызванного объединением страны и негативными тенденциями в мировом хозяйстве, немецкая экономика вышла только в 1994 г. Однако структурная перестройка промышленности, приспособление к новым условиям рыночной экономики вызвали резкий рост безработицы. В середине 90-х годов она охватила более 12% рабочей силы (более 4 млн. человек). Наиболее тяжелое положение с занятостью сложилось в Восточной Германии, где уровень безработицы превысил 15%, а средняя заработная плата существенно отставала от «старых земель». Все это, а также наплыв иностранных рабочих, вызвало растущую социальную напряженность в немецком обществе. Летом 1996 г. вспыхнули массовые акции протеста, организованные профсоюзами.

Г. Коль призвал к всесторонней экономии. Правительству пришлось пойти на беспрецедентное повышение налогов составляли более половины общего заработка, на решительное сокращение государственных расходов, в том числе и на экономическую поддержку восточных земель. Все это, а также курс Г. Коля на дальнейшее сокращение социальных программ конечном счете привело к поражению правящей консервативно-либеральной коалиции на очередных парламентских выборах.

Приход к власти социалдемократы

Выборы 1998 г. принесли победу новой коалиции, которую образовали СДПГ (получила 40,9% голосов) и партия «зеленых» (6,7%). До официального вхождения в коалицию обе партии выработали большую, хорошо проделанной правительственную программу. Она предусматривала меры по снижению безработицы, пересмотру налоговой системы, закрытие 19 атомных электростанций, оставшиеся т.д.. Правительство «розово-зеленой» коалиции возглавил социал-демократ Г. Шредер. В условиях экономического оживления, начавшегося политика нового правительства оказалась весьма эффективной. Новое правительство не отказалось от экономии государственных расходов. Но эта экономия достигалась не путем сворачивания государственных социальных программ, а преимущественно за счет земельных бюджетов.

Выборы 1998 г. принесли победу новой коалиции, которую образовали СДПГ (получила 40,9% голосов) и партия «зеленых» (6,7%). До официального вхождения в коалицию обе партии выработали большую, хорошо проделанной правительственную программу. Она предусматривала меры по снижению безработицы, пересмотру налоговой системы, закрытие 19 атомных электростанций, оставшиеся т.д.. Правительство «розово-зеленой» коалиции возглавил социал-демократ Г. Шредер. В условиях экономического оживления, начавшегося политика нового правительства оказалась весьма эффективной. Новое правительство не отказалось от экономии государственных расходов. Но эта экономия достигалась не путем сворачивания государственных социальных программ, а преимущественно за счет земельных бюджетов. В 1999 г. правительство объявило о намерении начать крупномасштабную реформу образования с целью повышения ее эффективности. Начали выделяться дополнительные ассигнования на перспективные научно-технические исследования.

В начале XXI века ФРГ с ее 80-миллионным населением стала крупнейшим государством Западной Европы. По объему промышленного производства, уровню экономического развития она занимает третье место в мире, уступая лишь США и Японии.

Вторая мировая война (1939-1945 гг.), с которой нацистское государство связывало достижение всеевропейского господства и устранение противостояния с СССР , окончилась для Германии полным военным и политическим поражением. После военной капитуляции (8 мая 1945 г.) прежнее германское государство и номинально, и практически прекратило свое существование. Власть в стране и все функции управления перешли к военной администрации оккупировавших Германию держав.

В продолжение переходного периода (1945-1949 гг.) восстановление германской государственности было осложнено, во-первых, разрушительными последствиями войны, во-вторых, нарастанием противоречий между прежними союзниками по вопросам о будущем государственно-политическом устройстве Европы, в том числе Германии. Это привело в итоге к расколу Германии и к установлению на десятилетия особого оккупационного режима, подразумевавшего ограниченный суверенитет вновь образованных германских государств.

Принципы послевоенного устройства Германии были определены решениями Крымской и, главное. Потсдамской конференциями государств-союзников (СССР, США и Великобритании). Они были поддержаны Францией и рядом других стран, находившихся в состоянии войны с Германией. Согласно этим решениям, в Германии должно было быть полностью разрушено тоталитарное государство: запрещалась НСДАП и все связанные с нею организации, большинство карательных учреждений райха (включая СА, СС и службы СД) были объявлены преступными, распускалась армия, отменялись расовые законы и акты политического значения. В стране должны были последовательно проводиться денацификация, демилитаризация и демократизация. Дальнейшее решение «германского вопроса», включая подготовку мирного договора , отдавалось в руки Совета министров иностранных дел государств-союзников.

5 июня 1945 г. государства-союзники обнародовали Декларацию о поражении Германии и об организации нового порядка управления. Страна подразделялась на 4 оккупационные зоны, которые отдавалась под администрацию Великобритании (наибольшая по территории зона), США, СССР и Франции; совместному управлению подлежала столица – Берлин. Для решения общих вопросов образовался союзный Контрольный совет из главнокомандующих четырех оккупационных армий, решения в котором принимались бы по принципу единогласия. В каждой зоне создавалось собственное управление по типу военного губернаторства. На губернаторов возлагались все вопросы восстановления гражданской жизни, осуществления политики денацификации и демилитаризации, а также преследования нацистских преступников, возвращения ранее насильственно перемещенных лиц и военнопленных всех национальностей.

После установления военной администрации во всех зонах была разрешена деятельность политических партий демократического направления. Новые партии должны были сыграть основную роль в восстановлении государственных структур и в политической организации населения (хотя и в разных целях с позиций СССР и западных держав). В восточной зоне оккупации (СССР) доминирующей политической силой стали возродившиеся Социал-демократическая и Коммунистическая партии. Под давлением советской администрации и под руководством лидеров, находившихся в годы войны в СССР, они слились в Социалистическую единую партию Германии (апрель 1946 г.), поставившую целью установление в стране социалистического государства в духе революционного марксизма и при полном социальном переустройстве страны по советскому образцу. В оккупационных зонах западных держав во главе политических процессов стала вновь образовавшаяся партия – Христианско-демократический союз (июнь 1945 г.); в Баварии аналогичным по направленности объединением стал Христианско-социальный союз (январь 1946 г.). Эти партии стояли на платформе демократического республиканизма, создания общества социального рыночного хозяйства, основанного на частной собственности . Одновременно возродилась в западных зонах и Социал-демократическая партия Германии (июнь 1946 г.).

Расхождения политических курсов партий восточной и западной зон, очевидно вело к гражданскому противостоянию в стране. В условиях резкого расхождения военно-политических целей СССР и США в Европе, их позиций по поводу судьбы Германии (США предполагали политическое дробление страны на несколько самостоятельных земель, СССР – создание единого государства «народной демократии ») такое противостояние вылилось бы в новую мировую войну. Поэтому ситуация предопределила государственный раздел Германии, создание на территории бывшего райха (в границах 1937 г.; согласно основополагающим решениям союзнических конференций все «новоприобретения» отторгались от страны, кроме того, Силезия и Восточная Пруссия отошли к Польше и СССР) двух новых государств.

Образование ФРГ и ГДР

В течение 1945 – 1948 гг. западные зоны консолидировались. В них были проведены реформы административного устройства. В 1945 г. было восстановлено деление на исторические земли, под контролем военных властей возрождены местные представительные органы – ландтаги и земельные правительства . Объединение английской и американской зон оккупации (в т. н. Бизонию ) в декабре 1946 г. подвело к формированию объединенного органа власти и управления. Таким стал Экономический совет (май 1947 г.), избиравшийся ландтагами и полномочный принимать общие финансово-экономические решения. В связи с распространением американского «плана Маршалла» (предусматривавшего финансово-экономическую помощь разоренной Европе) на Германию эти решения приобрели для западных зон все более объединяющее значение. (И одновременно проведение «плана Маршалла» способствовало отъединению восточной зоны, поскольку правительство СССР отвергло его). В Бизоний оформился Совет земель – своего рода вторая правительственная палата, а также Верховный суд; по сути, функции центральной администрации выполнял Административный совет, подконтрольный Экономическому совету и Совету земель.

Дальнейшие расхождения между западными союзниками и СССР по поводу послевоенного устройства Германии, различие первых экономических реформ на Востоке и на Западе Германии предопределило курс западных союзников на государственное обособление западных зон. В феврале-марте и в апреле-июне 1948 г. на Лондонских конференциях 6 стран-союзников (США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) было принято политическое решение о создании особого Западногерманского государства. В 1948 г. к Бизоний была присоединена французская зона оккупации (образовалась т.н. «Тризония»). В июня 1948 г. в западногерманских землях была проведена собственная денежная реформа. 1 июля 1948 г . военные губернаторы западных держав провозгласили условия образования Западногерманского государства (согласно особой инструкции в адрес группы по подготовке конституции , начавшей работу в августе 1948 г., западное государство должно было стать федеральным). В мае 1949 г. завершился процесс обсуждения и одобрения разработанной западногерманской конституции. На очередной сессии Совета министров иностранных дел государств-победителей (май-июнь 1949 г.) раскол стал как бы официально признанным.

Закрепленный Конституцией федерализм подразумевал, что отдельные германские земли пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представительные и правительственные органы, свое законодательство (в установленных Конституцией пределах), но «федеральное право имеет перевес над правом земель» (ст. 31). Субъектом международных отношений выступала ФРГ в целом. Конституционное устройство земель обязано было соответствовать принципам Боннской конституции. К сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения, оборона, гражданство , основы финансово-экономической системы, транспорт и связь, торговля и промышленность. Остальное считалось сферой конкурирующего законодательства (т.е. земли могли законодательствовать в других сферах при отсутствии федеральных постановлений). За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные – т. е. посредством той же администрации. Из старых германских порядков XIX в. было перенесено право экзекуции – принуждения со стороны федерации в отношении какой-либо земли.

Конституция ГДР 1949 г. установила основные принципы организации государства: народовластие, политическое доминирование СЕПГ, сочетание законодательных и правительственных полномочий органов демократического представительства. Согласно Конституции за гражданами ГДР признавались демократические свободы (слова, печати, собраний, союзов), оговаривалось равноправие по признакам пола или национальности, за национальными меньшинствами сохранялось право на использование своего языка. Государство брало на себя охрану брака и семьи. Конституция закрепляла и права на собственность, однако оговаривалось, что содержание собственнических прав всецело определяется ее общественным предназначением: «Собственность обязывает» (ст. 22-24). Допускалось принудительное отчуждение собственности в общественных интересах.

Конституция признала формальный политический плюрализм в виде существования нескольких партий. Главенствующей политической силой стала Социалистическая единая партия Германии (1946), продолжившая традиции КПГ; она была и самой массовой общественно-политической организацией (свыше 2 млн. членов). Наряду с нею образовались и партии демократического направления, но несколько специального социального состава: Крестьянская Демократическая партия (1948), объединившая сторонников социалистической кооперации в деревне, Национально-демократическая партия (1948), представлявшая интересы ремесленников и «единоличников», Либерально-демократическая партия (1945) и Христианско-демократический союз (1945), которые главным образом объединили демократическую интеллигенцию. Все эти партии были относительно немногочисленными (не свыше 100 тыс. членов) и участвовали в политическом процессе только под главенством СЕПГ в составе т. н. Национального фронта; места в государственных органах по результатам выборов распределялись на основе установленной партийной квоты (при более чем двойном преимуществе СЕПП.

Верховным органом государственной власти в ГДР была Народная палата . Она избиралась населением (с 21 года) в составе 400 депутатов на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Депутатские места распределялись по квоте между партиями (117 мест – СЕПГ, по 52 – другим, остальные прочим общественным организациям – на основании закона 1958 г.). Особенностью было то, что избирались также и заместители депутатов, которые занимали их места, если те переходили на другую работу. Народной Палате принадлежали права законодательства, контроль за деятельностью правительства, вотирование бюджета.

Кроме Народной палаты, первоначально была сформирована и Палата земель – на основе пропорционального представительства 5 земель, образовавших ГДР. Однако в 1952 г. поземельное территориальное деление было уничтожено, образовались новые области (14) и округа (217). Поэтому в декабре 1958 г. Палата земель была упразднена, и парламент стал однопалатным.

Народная палата стояла во главе системы народных представительств областей, округов. Формально будучи провозглашены органами государственной власти на местах, местные представительства были полномочны только обеспечивать общественный порядок, культурно-просветительную деятельность на своей территории, т. е. были обычными органами самоуправления, при том что вышестоящие органы сохраняли права отмены решений нижестоящих.

Главой государства был президент . Он избирался на совместном заседании Народной палаты и Палаты земель (первым президентом ГДР был избран в 1949 г. старейший коммунист В. Пик). Президенту принадлежали важные государственные полномочия: опубликования законов, членство в правительстве, международное представительство, право помилования . С кончиной В. Пика в 1960 г. пост президента был упразднен. Роль коллективного главы государства перешла к Государственному совету, который образовывался Народной палатой на 4 года. Государственному совету поручался также надзор за местными органами власти, он образовывал Национальный совет обороны – особый военно-политический институт, полномочия которого при определенных условиях превышали полномочия любого органа власти, кроме Центрального комитета СЕПГ.

Народная палата также образовывала правительство – Совет министров (в составе председателя, заместителей, министров и др.).Правительство также считалось коалиционным (по партиям), но важные посты вручались только представителям СЕПГ.

В 1968 г. в ГДР была принята новая конституция. Разработана она была по решению VII съезда СЕПГ (1967). В основание новой, по сути, редакции основного закона была положена концепция о «демократии победившего социализма», выдвинутая еще на VI съезде СЕПГ (1963). Общенародный плебисцит 6 апреля 1968 г. утвердил Конституцию (подавляющим большинством в 92% от имеющих право голоса). Позднее, в 1974 г. в Конституцию были внесены дополнительные поправки идеологического значения.

Конституция 1968 г. в целом воспроизвела сложившуюся систему органов государственной власти и управления. «Верховным властным государственным органом ГДР» провозглашалась Народная палата – единственный законодательный орган (ст. 48). Она состояла из 500 депутатов, избираемых на 5 лет всеобщим равным и тайным голосованием. Никаких ограничений (подобным тем, что были в 1949 г., исходя из принципов «классовой демократии» не предполагалось). Полномочия главы государства оставлены были за Государственным советом, в котором возросла роль Председателя Совета, выполнявшего внешнеполитические и организационные функции самостоятельно. Сохранился прежний статус и за правительством. Несколько расширены были права местных народных представительств.

Наиболее детализированными стали конституционные разделы о правах граждан: здесь были декларированы право на участие в политической, социальной и культурной жизни, на занятия культурой, спортом и т. п. Конституция устанавливала централизованное руководство и плановое управление социалистическим хозяйством в качестве определяющего принципа деятельности экономики. Значительная часть новых идейно-политических правоположений Конституции была обусловлена необходимостью согласовать государственно-правовые нормы с международными документами, конвенциями ООН, и не имела реального юридического значения во внутригосударственной жизни.

В середине 1989 г. в силу не вполне ясных внутренних причин ГДР оказалась в глубоком социально-политическом кризисе. Застой в экономике, обусловленный социалистической системой хозяйствования, нарастание диктаторских стремлений в государственной практике СЕПГ, отказ руководства СЕПГ даже от формальной либерализации системы (наподобие «перестройки» в СССР) и в связи с этим охлаждение отношений с СССР и руководством КПСС вызвали общественное недовольство. Начался массовый исход граждан ГДР заграницу, главным образом в Западную Германию. Руководство ЦК СЕПГ стало на путь полицейской диктатуры, что предопределило и дальнейший рост недовольства, и внешнеполитическую изоляцию ГДР. В этих условиях определяющим для судеб Германии стал выдвинутый канцлером ФРГ Колем план (из «10 пунктов») государственно-политического объединения Германии. Развитие событий, однако, несколько видоизменило намеченные планом перспективы. Правительство ГДР и руководство СЕПГ практически потеряло управление государством, по стране прокатились народные демонстрации. Исходя из собственных внешнеполитических интересов, СССР отказался от поддержки самостоятельного германского восточного государства, согласился с предложениями ФРГ и прежних союзников о выводе советских войск и соответствующих материальных компенсациях. При согласии четырех держав (США. Великобритании, Франции и СССР) ГДР и ФРГ слились в единое государство.

Создание новой единой Германии опиралось на специальные договоры между ГДР и ФРГ. В мае 1990 г. был оформлен валютный и социально экономический союз, в августе 1990 г. – государственно-политический. Попытки сохранившей активность части СЕПГ (преобразовавшейся в Партию демократического социализма) отстоять самостоятельность восточной части окончились провалом, т. к. большинство населения не поддержало партию на выборах в местные органы власти. 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать как отдельное государство. На ее территории вошла в силу Конституция ФРГ 1949 г., ставшая общегерманской. Восточная Германия была заново разделена на исторические 5 земель, которые получили все права соответственно Боннской конституции. Народная армия ГДР, службы безопасности, полиция ликвидировались, частично влившись в соответствующие институты ФРГ. Общегерманские выборы (декабрь 1990 г.) принесли победу единому Христианско-демократическому союзу, который вплоть до конца XX в. сохранил в Германии статус правящей партии.

Объединение сделало ФРГ наиболее мощным западноевропейским государством, которое стало играть определяющую роль в структурах объединённой Европы.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999

1945-1948 годы стали основательной подготовкой, которая привела к расколу Германии и появлению на карте Европы двух стран, образованных вместо нее, - ФРГ и ГДР. Расшифровка названий государств интересна сама по себе и служит неплохой иллюстрацией их различного социального вектора.

Послевоенная Германия

После окончания Второй мировой войны Германия оказалась разделенной между двумя оккупационными лагерями. Восточную часть этой страны занимали войска Советской Армии, западная часть оказалась оккупированной союзниками. Западный сектор постепенно консолидировался, территории были разделены на исторические земли, которыми руководили местные органы самоуправления. В декабре 1946 г. было принято решение об объединении британской и американской оккупационных зон - образовалась т. н. Бизония. Стало возможным создать единый орган управления землями. Так был создан Экономический совет - выборочный орган, уполномоченный принимать экономические и финансовые решения.

Предпосылки раскола

В первую очередь эти решения касались осуществления «плана Маршалла» - масштабного американского финансового проекта, направленного на восстановление экономик европейских стран, разрушенных в период войны. «План Маршалла» способствовал отделению восточной зоны оккупации, так как правительство СССР не приняло предложенную помощь. В дальнейшем разное видение союзниками и СССР будущего Германии привело к расколу страны и предопределило образование ФРГ и ГДР.

Образование ФРГ

Западные зоны нуждались в полном объединении и официальном государственном статусе. В 1948 г. состоялись консультации западных стран-союзников. Итогом встреч стала идея создания западногерманского государства. В том же году к Бизонии присоединилась и французская оккупационная зона - таким образом была образована так называемая Тризония. В западных землях была проведена денежная реформа с введением в оборот собственной денежной единицы. Военные губернаторы объединенных земель провозгласили принципы и условия создания нового государства, особый акцент сделав на его федеративности. В мае 1949 года закончилась подготовка и обсуждение его Конституции. Государство получило название ФРГ. Расшифровка наименования звучит как Германия. Таким образом, были учтены и предложения земельных органов самоуправления, и обозначены республиканские принципы управления страной.

Территориально новая страна располагалась на 3/4 земель, которые занимала бывшая Германия. ФРГ имела свою столицу - город Бонн. Правительства по антигитлеровской коалиции через своих губернаторов осуществляли контроль над соблюдением прав и норм конституционного строя, контролировали ее внешнюю политику, имели право вмешательства во все сферы хозяйственной и научной деятельности государства. С течением времени статус земель был пересмотрен в пользу большей самостоятельности земель ФРГ.

Образование ГДР

Процесс создания государства шел и в восточных германских землях, оккупированных войсками Советского Союза. Контролирующим органом на востоке был СВАГ - Советская военная администрация. Под контролем СВАГ были созданы органы местного самоуправления - лантдаги. Главнокомандующим СВАГ, а по сути - хозяином Восточной Германии, был назначен маршал Жуков. Выборы в новые органы власти были проведены по законам СССР, т. е. по классовому признаку. Особым распоряжением от 25 февраля 1947 г. было ликвидировано Прусское государство. Его территория была разделена между новыми землями. Часть территории отошла новообразованной Калининградской области, все населенные пункты бывшей Пруссии были русифицированы и переименованы, а территория заселялась русскими переселенцами.

Официально СВАГ вел военный контроль над территорией Восточной Германии. Административное управление осуществлялось центральным комитетом СЕПГ, который полностью контролировался военной администрацией. Первым шагом была национализация предприятий и земель, конфискация имущества и распределение его на социалистических началах. В процессе перераспределения сложился административный аппарат, взявший на себя функции государственного контроля. В декабре 1947 г. стал функционировать Немецкий народный конгресс. В теории Конгресс должен был объединить интересы западных и восточных немцев, но фактически на западных землях его влияние было незначительным. После обособления западных земель ННК стал выполнять функции парламента исключительно на восточных территориях. Второй национальный конгресс, образованный в марте 1948 г., провел основные мероприятия, связанные с подготавливаемой Конституцией зарождающейся страны. Специальным распоряжением была проведена эмиссия немецкой марки - таким образом, пять германских земель, находящихся в зоне советской оккупации, перешли на единую денежную единицу. В мае 1949 г. Конституция социалистического была принята и образован Межпартийный общественно-политический национальный фронт. Подготовка восточных земель к образованию нового государства была завершена. 7 октября 1949 года на заседании Немецкого верховного совета было объявлено о создании нового органа высшей государственной власти, который назывался Временная народная палата. Фактически этот день можно считать датой рождения нового государства, созданного в противовес ФРГ. Расшифровка названия нового государства в Восточной Германии - Германская Демократическая Республика, столицей ГДР стал Восточный Берлин. Статус был оговорен отдельно. На долгие годы древняя была разделена на две части Берлинской стеной.

Развитие ФРГ

Развитие таких стран, как ФРГ и ГДР, осуществлялось по разным экономическим системам. «План Маршалла» и эффективная хозяйственная политика Людвига Эрхрада позволили быстро поднять экономику в Западной Германии. Большой рост ВВП был объявлен Гастарбайтеры, прибывающие с Ближнего Востока, обеспечивали приток дешевой рабочей силы. В 50-х годах правящая партия ХДС приняла ряд важных законов. В их числе - запрет деятельности Коммунистической партии, устранение всех последствий нацистской деятельности, запрет на некоторые профессии. В 1955 году Федеративная Республика Германия вступила в НАТО.

Развитие ГДР

Органы самоуправления ГДР, которые ведали управлением немецких земель, прекратили свое существование в 1956 году, когда было принято решение о ликвидации местных органов самоуправления. Земли стали называться округами, исполнительную власть стали представлять советы округов. Одновременно стал насаждаться культ личности передовых коммунистических идеологов. Политика советизации и национализации привела к тому, что процесс восстановления послевоенной страны сильно затянулся, особенно на фоне экономических успехов ФРГ.

Урегулирование отношений ГДР, ФРГ

Расшифровка противоречий между двумя осколками одного государства постепенно нормализировала отношения между странами. В 1973 году вступил в силу Договор. Он регулировал отношения между ФРГ и ГДР. В ноябре этого же года ФРГ признала ГДР как самостоятельное государство, страны установили дипломатические отношения. В Конституцию ГДР была внесена идея о создании единой немецкой нации.

Конец ГДР

В 1989 году в ГДР возникает мощное политическое движение "Новый форум", которое спровоцировало ряд возмущений и демонстраций во всех крупных городах Восточной Германии. В результате отставки правительства председателем СЕПГ стал один из активистов "Нового норума" Г. Гизи. Массовый митинг, состоявшийся 4 ноября 1989 г. в Берлине, на котором провозглашались требования свободы слова, собраний и волеизъявления, был уже согласован с властями. Ответом был закон, разрешающий гражданам ГДР пересечение без уважительных причин. Это решение послужило причиной долгие годы разделявшей столицу Германии.

В 1990 году к власти в ГДР приходит Христианско-демократический союз, который незамедлительно стал проводить консультации с правительством ФРГ по вопросу объединения стран и создания единого государства. 12 сентября в Москве подписан договор между представителями бывших союзников антигитлеровской коалиции об окончательном урегулировании германского вопроса.

Объединение ФРГ и ГДР было бы невозможным без введения единой валюты. Важным шагом в этом процессе стало признание немецкой марки ФРГ как общей валюты на всей территории Германии. 23 августа 1990 года Народной палатой ГДР было принято решение о присоединении восточных земель к ФРГ. После этого был осуществлен ряд преобразований, ликвидировавших социалистические институты власти и переформировавшие государственные органы по западногерманскому образцу. 3 октября были упразднены армия и флот ГДР, а вместо них на восточных территориях были размещены бундесмарине и бундесвер - вооруженные силы ФРГ. Расшифровка названий основана на слове "бундес", что означает "федеративный". Официальное признание восточных земель в составе ФРГ было закреплено принятием Конституциями новых субъектов государственного права.

Начало «холодной войны» в 1946-1947 гг., растущая конфронтация между СССР и западными державами делали невозможным воссоздание единого германского государства. Различия в подходе СССР и США к решению германской проблемы оказались непреодолимы. СССР выступал за воссоединение Германии, её демилитаризацию и нейтральный статус. США выступали против нейтрального статуса объединённой Германии. Они стремились видеть в Германии зависимого союзника. В результате победы СССР в войне страны Восточной Европы оказались под его контролем. Власть в них постепенно перешла к местным коммунистам, лояльным СССР. США и западные государства в противостоянии СССР стремились сохранить Западную Германию в своей сфере влияния. Это предопределило государственный раскол Германии.

Западные государства приняли решение о создании особого Западногерманского государства на тех территориях, которые находились под их оккупационным контролем. Для этого во Франкфурте учреждался Экономический совет из представителей ландтагов земель. Он решал финансово - экономические вопросы. В Экономическом совете располагали большинством партии ХДС, ХСС и СвДП, которые выступали за социальную рыночную экономику. В 1948 г. по решению Экономического совета в трёх западных оккупационных зонах произошла денежная реформа. В обращение вводилась стабильная немецкая марка, отменялся контроль над ценами. Западная Германия вступила на путь создания социальной рыночной экономики, началось её экономическое возрождение.

В 1948 г. для разработки и принятия проекта конституции западногерманского государства созывался особый Парламентский совет - Учредительное собрание, избранный ландтагами западногерманских земель. Проект конституции разрабатывался в комитетах Парламентского совета при участии немецких правоведов и утверждался военными губернаторами. В мае 1949 г. Парламентский совет принял Основной закон. Он получил ратификацию, одобрение ландтагов западногерманских земель, кроме Баварии, однако действующий и для неё, и вступил в силу. Так появилась Федеративная Республика Германия (ФРГ). Она охватывала половину прежней территории страны и там проживало две трети немцев. Западные государства в 1949 г. приняли оккупационный статýт. Он ограничивал суверенитет ФРГ в области внешней политики, обороны, внешней торговли вплоть до 1955 г. Германия до сих пор оккупирована американскими войсками.

Конституция ФРГ официально называется Основным законом, так как при принятии этот акт рассматривался как временный до объединения германских земель в единое государство, после чего предполагалась разработка конституции объединённой Германии. Согласно Основному закону ФРГ была открыта для присоединения остальных германских земель. После достижения единства Германии Основной закон действует для всего немецкого народа и теряет силу в день, когда вступает в силу новая конституция, которая будет принята по свободному решению немецкого народа. Конституция 1949 г. называлась также Боннской - по названию новой столицы ФРГ - Бонн.

В советской зоне оккупации, то есть в восточной части Германии, в октябре 1949 г. была принята своя конституция, созданная по советскому образцу, и провозглашена Германская демократическая республика (ГДР). В результате начался длительный сорокалетний период существования двух самостоятельных германских государств. Они не остались нейтральными, а вошли в противостоящие друг другу военно-политические союзы. В 1955 г. ФРГ вступила в НАТО, а ГДР в Организацию Варшавского договора.

В состав ГДР вошли пять германских земель. Вскоре в 1952 г. земли на территории ГДР юридически упразднялись и образовывались четырнадцать территориальных округов. Палата земель в 1958 г. упразднялась. Парламент ГДР - Народная палата стал однопалатным. ГДР, учреждённая как федеративное государство, стала унитарным государством.




Top