Вопросы по теме художественные культуры индии. Культура Древней Индии

Ответ оставил Гость

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия - страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов». Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал - слияние со Вселенной». Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги. Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевальность. Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви - чувственной и физической, которую они не считают греховной. Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности - от местных дравидов до пришлых ариев. По сути индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов. Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый - это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг. Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Ха- раппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Харапиы. Пережив высокий подъем и расцвет, хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями. После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь.С приходом ариев в индийской истории и культуре начинается новый, индоарийский период. Об основной части этого периода главным источником сведений являются созданные ариями Веды (от глагола «ведать», «знать»). Они представляют собой сборник религиозных текстов - гимнов, песнопений и магических формул. Основное содержание Вед - рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения ариев на новом месте жития, об их борьбе с местными племенами. Они написаны на ведийском языке - древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части:Ригведа (религиозные гимны);Самаведа (песнопения);Яджурведа (жертвенные формулы):Лтхарваведа (магические заклинания и формулы).

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

1.В долине каких рек находится Индия?

А) Инд и Ганг

В) Тигр и Ефрат

С) Амударья и Сырдарья

  1. D) Хуанхэ и Янцзы

2.Какие горы служили защитой Индии с северо-востока
А) Тибет В) Тянь-Шань

С) Гималаи D) Памир

3.Как назывались труднопроходимые районы Индии изобилующие растительностью?

А) саванны В) джунгли С) тундры D) пустыни

4.Когда на территории Индии появились первые города?

А) 4 тысячелетие до н.э.

В) 3 тысячелетие до н.э.

С) 2 тысячелетие до н.э.

  1. D) 1 тысячелетие до н.э.

5.Какое название получила первая индийская цивилизация?

А) индская В) хараппская С) делийская D) дорийская

6.Какое племя вторгается на территорию Индии в 1500 г. до н.э. с Урала

А) дорийцы В) кипчаки С) арийцы D) саки

7.Как звали индийского бога приносящего избавление от засухи?

А) Индра В) Будда С) Рама D) Кришна

8.По поверьям индийцев кем станет человек после смерти зависело…

А) от его положения в обществе

В) от его материального достатка

С) от его поступков при жизни

  1. D) от воли случая

А) грязные В) неприкасаемые

С) обиженные D) страдающие

10.Кто согласно кастовому строю произошел из уст Брахмы?

А) жрецы-брахманы

В) воины-кшатрии

С) земледельцы-вайшья

  1. D) рабы-шудры

11.При каких условиях разрешался переход из одной касты в другую?

  1. A) если переход осуществлялся в низшую касту
  2. B) если имелся родственник из другой касты
  3. C) если давал разрешение главный брахман
  4. D) это строго запрещалось

12.Какого государства не существовало на территории Индии в 6 веке до н.э.?

А)Магадха В) Кошала С) Малла D) Тувалу

13.В какую область Индии вторгся А.Македонский в 328 году до н.э.?

А) Кашмир В) Бенгалия

С) Пенджаб D) Кашгар

14.В каком году Греко-македонцы окончательно были изгнаны из Индии?

А) 325 г. до н.э. В) 323 г. до н.э. С) 318 г. до н.э . D) 300 г. до н.э.

15.Какой город являлся столицей государства образованной Чандрагуптой?

А) Индрапраста

В) Паталипутра

С) Мумбай

  1. D) Мохенджо-Даро

16.При каком правителе династия Маурья достигла наивысшего расцвета?

  1. A) Ашока B) Бхатва C) Шива D) Думри

17.Какая игра получила название «4рода войск»?

А) шашки В) шахматы

С) домино D) боулинг

18.Как называется индийский литературный язык?

  1. A) санскрит B) иврит C) урду D) идиш

19.Что означает имя Будда?

  1. A) единственный B) просветвленный
  2. C) верный D) добрый

20.На каком цветке восседает Будда?

  1. A) мальва B) орхидея C) лотос D) гладиолус

21.В каком веке буддизм становится мировой религией?
A) 6 век до н.э. B) 3 век до н . C) 1 век н.э. D) 7 век н.э.

22.Как мы сейчас называем цифры изобретенные индусами?
A) индийские B) арабские C) римские D) китайские

23.В каком городе Индии стоит колонна из чистого железа?

  1. A) Дели B) Бомбей
  2. C) Калькутта D) Давлетабад

24.В каком источнике описывается события 1500 года до н.э на территории Индии?

  1. A) Махабхарата B) Шицзин
  2. C) Веды D) Слово Ипусера
  3. Причиной исчезновения первой индийской цивилизации являлись.?
  4. A) природные катаклизмы, землетрясения, эпидемии
  5. B) внезапные события, нашествия «народов моря»
  6. C) постепенный упадок
  7. D) экономический кризис

26.Как назывался бог мудрости с головой слона?

  1. A) Бахри B) Бодисатва C) Ганеш D) Вишну
  2. Законы Ману излагали?
  3. A) систему наказаний
  4. B) историю государства
  5. C) дхарму 4х варн
  6. D) налоговое обложение

28 Артхашастра – это прежде всего?

  1. A) религиозный трактат
  2. B) философский трактат
  3. C) трактат о науке политики
  4. D) экономический трактат

29.Какое племя начало наступление на Индию в середине II веке до н.э. ?

  1. A) кушаны B) саки C) парфяне D) массагеты

30.На Сарнахтской колонне находящейся в Санги изображены животные ставшие основным элементом на гербе Индии.Это…

  1. A) орлы B) львы C) тигры D) слоны

31.Как называется самый знаменитый пещерный храм Индии с многокрасочными фресками?

А) Альтамира B) Аджанта C) Альгамбра D) Алькасар

32.На каком острове начинается действие поэмы «Рамаяна»?

  1. A) Тайвань B) Сиам C) Цейлон D) Сулавеси

33.Согласно какому учению единственным источником познания является опыт?

  1. A) джайнизм B) чарвака
  2. C) буддизм D) брахманизм

34.Как называли старейшин племен распределявших урожай?

А) раджи В) брахманы С) нанды D) пандавы

35.Когда в Индии появляются первые серебряные монеты?

  1. A) VI-V в. до н.э.
  2. B) VIII-VII в. до н.э.
  3. C) VII-VI в. до н.э.
  4. D) V- IV в. до н.э.

36.Из скольки дней состоял древнеиндийский солнечный календарь?

  1. A) 300 B) 350 C) 360 D) 365

Тест: Индия - «страна чудес».

    Русский купец и путешественник, побывавший в Индии в XV веке и написавший впоследствии книгу «Хождение за три моря». ____________________________

    Какие из научных открытий, утверждений относятся к Индии:

А. догадка о вращении Земли вокруг Солнца

Б. заложены основы геометрии

В. создана десятичная система счислений

Г. ученые знали число «пи»,

Д. измерен объем полушария

Е. найдена площадь круга

Ж. ученые решали линейные уравнения

З. сутки разделены на 24 часа

И. изобретен папирус

    Верно ли утверждение: «В основе искусства Индии лежит идея единства мирового процесса и вечной жизни»

    Как называется культовое сооружение буддизма ____________ (погребальный холм).

    Колесо Закона Будды символизирует путь к _________.

    Верно ли утверждение, что Будда перевоплощался в змею, слона, птицу, оленя, лебедя рыбу…

    Выбери верный ответ. Чайтья является:

А. храмом для моления

Б. местом для совершения культовых обрядов

В. местом для священных таинств

Г. местом для жертвоприношения

    Излюбленные сюжеты индийской скульптуры:

А. только реальный мир природы

Б. только фантастический мир природы

В. реальный и фантастический мир природы.

    Характерными особенностями индийского спектакля является единство музыки, пения и ______.

    Афанасий Никитин.

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия — страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов». Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной». Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги. Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевальность. Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви - чувственной и физической, которую они не считают греховной. Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности — от местных дравидов до пришлых ариев. По сути индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов. Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый — это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг. Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Ха- раппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Харапиы. Пережив высокий подъем и расцвет, хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями. После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь.С приходом ариев в индийской истории и культуре начинается новый, индоарийский период. Об основной части этого периода главным источником сведений являются созданные ариями Веды (от глагола «ведать», «знать»). Они представляют собой сборник религиозных текстов — гимнов, песнопений и магических формул. Основное содержание Вед — рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения ариев на новом месте жития, об их борьбе с местными племенами. Они написаны на ведийском языке — древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части:Ригведа (религиозные гимны);Самаведа (песнопения);Яджурведа (жертвенные формулы):Лтхарваведа (магические заклинания и формулы).

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургская академия управления и экономики

Рязанский филиал

Контрольная работа по дисциплине «Культурология» на тему: «Культура Древней Индии»

Выполнил студент 1 курса заочного отделения специальности ГМУ группы № 15-1531/1-1 Брыков С.С.

Проверил: старший преподаватель Таланова M . B .

Рязань 2010

Культура Древней Индии.

План работы:

    1Введение.

    2 Культура Древней Индии.

    3Индийская литература.

    4Древнеиндийское искусство.

  • 6Классика танца.

  • 8Архитектура,скульптура,живопись Древней Индии.

    9Математика.Естественные науки.

    10Заключение.

Введение.

Индия – юг Азии, ее берега омывает Индийский океан, а границей

на суше служат самые высокие горы в мире – Гималаи.

Индия расположена в субэкваториальном и тропических поясах, что повлияло на богатый растительный и животный мир. На ее территории насчитывается около 50 тысяч видов растений, 400 видов млекопитающих, столько же рептилий и около 60 тысяч видов насекомых.

С севера на юг и с запада на восток контрастные ландшафты непрерывно сменяют друг - друга. От высокогорных альпийских лугов и лесов из огромных гималайских елей до зарослей бамбука и высоких трав в заболоченных низменностях у подножия гор, бескрайних полей в долинах рек Инда, Ганги и Брахмапутры. На берегах этих рек селились в древности индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь, и верили в то, что на вершинах Гималаев и у истоков Ганга живут боги.

В долине Ганга было жарко и влажно, некоторые деревья вырастали необычайной ширины, ветви крепко переплетались друг с другом, а касаясь земли пускали корни. Такое исполинское дерево индийцы почитали как бога, называя его «царь леса».

Буйная тропическая растительность чередуется с полями хлопчатника, сахарного тростника, с полупустынными, каменистыми пространствами и нагромождениями огромных валунов, с плантациями чайного куста и каучуконосов. Чтобы освободить участок от деревьев их либо выжигали, либо вырубали бронзовыми топорами, (железные топоры появились только за тысячу лет до нашей эры). Если люди бросали поселение, то за пять лет, вырастали джунгли, и никто не мог догадаться, что там когда – то жили люди.

Люди приручили слона, он переносил тяжести и участвовал в сражениях.

Индийцы поклонялись слону как божеству, одним из главных богов был мудрый Ганеша, с головой слона. Почитали индийцы и корову, она давала молоко и масло, но говядину не ели. Называли корову матерью, божественной кормилицей, и того, кто убил корову, считали страшным грешником, с ним никто не разговаривал. Индия - единственный субконтинент мира. От его соединения с материком 60 миллионов лет назад родились Гималаи. Все мы с детства слышали об удивительной и необыкновенной Индии. Она предстаёт перед внутренним взором как сказочная страна, где махараджи в красочных одеждах разъезжают на разукрашенных слонах, в величественных храмах стоят изображения многочисленных многоруких, прекрасных и устрашающих божеств, обезьяны прыгают по развалинам древних городов, в которых обитают странствующие философы, йоги и Учителя Мудрости, уходящей корнями в глубокую древность. Такого разнообразия природы, культуры, обычаев и даже просто внешнего вида людей не встретишь ни в одной другой стране. Она является одной из самых привлекательных для путешественника стран.

Древнеиндийская культура неизменно вызывает чувство интеллектуального и эстетического наслаждения у каждого, кто с ней, так или иначе соприкасается. Её волшебство и загадочность в том, что каким-то чудесным образом она оказывается понятной и близкой всем исследователям, поэтам и художникам, а так же людям, которые иногда случайно приобщаются к ней.

Культура Индии кажется совершенно безмятежной и умиротворённой, ведь индийцы никогда не смотрели на жизнь как на поле битвы за богатство и власть. Издавна они вели оседлый образ жизни, щедрая природа обеспечила им необходимые условия для самобытного развития. С одной стороны – Гималайские горы, огромной протяженности и высоты, с других сторон – моря. Все это способствовало тому, что Индия долгое время была защищена от иноземных вторжений. Когда нет необходимости тратить много сил на борьбу за существование, люди могут позволить себе жизнь более возвышенную, чем суетливое накопительство .

2.Культура древней Индии.

В 20-е гг. текущего столетия в долине реки Инд была открыта высокоразвитая древняя культура. Ученые по-разному датируют исходный период её истории, но самые ранние слои относятся к середине III тыс. до н.э. города этой древней культуры поддерживали тесные связи с Месопотамией, Центральной и Средней Азией, областями Юга Индии. Высокого развития достигли ремесла, изобразительное искусство, письменность (её обладатели писали справа налево). Основные центры цивилизации на Инде – Хараппа и Мохенджо-Даро – были большими городами, с населением не менее 100 тыс. человек. По масштабу распространения Хараппская цивилизация являлась одной из самых крупных на всем Древнем Востоке.

На этой территории были цветущие, богатые города, которые располагались по берегам рек. Улицы тянулись правильными, строго параллельными линиями с востока на запад или с севера на юг и пересекались под прямыми углами. Именно в этих направлениях дули ветры, которые не позволяли застаиваться воздуху. Некоторые города считаются образцом древнего градостроительства, например Хараппа и Мохенджо-Даро.

Город Мохенджо-Даро (букв пер. с языка хинди - "холм мёртвых"), был открыт в 1922 г. индийским археологом Р. Банерджи. Согласно проводившимся археологическим раскопкам и исследованиям, Махенджо-Даро был образован в долине Инда более 5000 лет назад и являлся крупнейшим центром Индской (Хараппской) цивилизации. Город населяли дравиды – исконные жители Древней Индии. Махенджо-Даро имел площадь до 2,5 кв. км. и численность населения в несколько десятков тысяч человек.

Мохенджо-Даро был окружён прочной каменной стеной с цитаделью и был чётко спланирован. В центральной части города располагались императорские дворцы, огромные библиотеки, храмы и парки, а примыкавшие к ней жилые кварталы состояли из двух - трёхэтажных зданий с плоской крышей без архитектурных украшений и окон, выходящих на улицу. Внутри домов имелось от 4 до 6 комнат, помещения для водных процедур с отводом сточных вод в отстойники, колодцы и канализационные сооружения; многие дома имели отдельные ванные и туалеты. Было налажено эффективное водоснабжение, дренаж и вывоз мусора.

Цивилизация в долине Инда обладала развитой письменностью и говорила на древнедравидском языке "мунда", который, как недавно установили учёные, был родственен эламскому. Библиотеки Мохенджо-Даро были гигантскими хранилищами сотен тысяч стеариновых табличек, покрытых пиктографическими письменами, которые до сих пор остаются нерасшифрованными. В других местах письменные источники обнаружены не были, поскольку в специфических климатических условиях Индии древние тексты, выполнявшиеся на коре деревьев, пальмовых листьях, коже и ткани, не имели шансов сохраниться до наших дней. Остались лишь печати-амулеты, изготовленные из камня, слоновой кости, меди и глины, на которых имеются скудные иероглифические надписи.

Согласно преданиям, долгое время правители трёх крупнейших древнеиндийских городов - Хараппы, Мохенджо-Даро и Калибагана - жили в мире и согласии, пока самый могущественный из них не возгордился своей властью и богатством. По его приказу двое других правителей были жестоко убиты, и в долину реки Инд пришли раздор и война. Вследствие чего весь центр Мохенджо-Даро был разрушен. В некоторых местах на стенах зданий до сих пор сохранились следы пожара.

3. Индийская литература

Литература и философия, искусство и драма отличаются замкнутостью и отгороженностью. Кастовая система, созданная для определенной эпохи, которая должна была упрочить социальную организацию и придать ей силу и равновесие, превратилась в тюрьму для последующего общественного строя и для человеческого разума.

Значение индийской культуры заключается в ее оригинальности.

Упанишады – относятся приблизительно к 800 году до нашей эры, представляют собой большой шаг в развитии индоарийского мышления.

Они проникнуты духом исследования, искания, страстью к открытию истины о вещах. Поиски истины, конечно же, ведутся не объективными методами современной науки но, тем не менее, в самом подходе содержатся элементы научного метода. В Упанишадах много банального, не имеющего ни смысла, ни значения. Упор делается на самопознание, на познание личного «я», абсолютного «я», причем оба они объявляются тождественными в своей сути. В них много неясностей, которым давались различные толкования, но это дело философа или ученого. Чрезмерный упор делался на этику личного совершенствования, из-за этого страдала социальная сторона мировоззрения.

«Нет ничего выше личности», - говорится в Упанишадах. Этот подход древних индийцев, не был «узконационалистическим, видимо они считали, что Индия – центр земли. Характерной чертой является вера в истину. «Побеждает всегда истина, а не ложь. Истиной вымощен путь к Божественному» А известный призыв – это призыв к свету и разуму: «Веди меня от нереального к реальному! Веди меня от тьмы к свету! Веди меня от смерти к бессмертию!».

Очень много произведений древней литературы было утрачено, поскольку первоначально эти книги писались на пальмовых листьях, на бхурджапатре (тонких кусках берестяной коры), и намного позже – на бумаге.

Выявлено около 50-60 тысяч рукописей на санскрите, или на его вариантах, постоянно делаются новые находки.

Многие староиндийские книги до сих пор не найдены, обнаружены лишь их переводы на китайский или тибетский языки.

Среди утерянных книг – вся литература о материализме, возникшем вслед за периодом ранних Упанишад. Однако нет сомнения в том, что материалистическая философия имела распространение в Индии на протяжении ряда веков, оказывая сильное влияние на народ. В знаменитой книге Каутильи «Артхашастра», которая относится к 4-ому веку до нашей эры, посвященной политической и экономической организации общества, упоминается об одной из основных философий Индии. Поэтому, опираясь на более позднюю литературу, можно сделать какие-либо представления об утраченной литературе. В своё время уже говорилось о древнейших литературных памятниках Индии-Ведах, эпосе и т. д. Но письменная литература начинает появляться, вероятно, только во второй половине I тысячелетия до н. э. Своего расцвета санскритская литература достигла в период Гупт. В это время (а может быть, и несколько ранее) были записаны на санскрите в окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна», записываются древнейшие из трактатов (шастр) по различным отраслям знания, в том числе уже упоминавшиеся ранее «Манавадхармашастра» и «Артхашастра».

Появляются сборники народных рассказов, басен и сказок, в которых нашла своё отражение накопленная веками народная мудрость. Наиболее известными из них являются «Панчатантра» («Пять книг») и «Хитопадеша» («Полезное наставление»). Во многих из этих басен и сказок действующими лицами являются животные, в которых легко узнать людей различного общественного положения. Написаны эти рассказы, басни и сказки прозой, содержащиеся же в них поучения - обычно стихами. В некоторых из них сохранилась сатира на царей, вельмож и брахманов, изображаемых несправедливыми, жадными и лицемерными. Эти сборники уже в период раннего средневековья были известны далеко за пределами Индии и переводились на другие языки.

В древней Индии независимо от других стран возникла высокоразвитая драматургия. Индийская драма развилась из древнейшего вида театрального представления - пантомимы, которая сопровождалась рассказом специального сказителя, объяснявшего то, что показывалось зрителям. Позже текст стали произносить сами актёры. Древнейшие из дошедших до нас драм Бхасы и Ашвагхоши (последний был также и крупнейшим поэтом) относятся к первым векам нашей эры, но несомненно, что у этих авторов были предшественники.

Самым выдающимся из индийских писателей древности был Калидаса (V в. н. э.), прославившийся и как лирический поэт, и как создатель эпических поэм, неособенно как драматург. До нас дошли три его драмы, наиболее совершенной из которых является «Шакунтала». Драмы Калидасы, написанные для придворного театра я рассчитанные на знатоков и ценителей искусства, тем не менее сохраняли тесную связь с народным творчеством и отличаются относительной простотой и естественностью, стремлением к раскрытию внутреннего мира героев. Драмы не скованы ни обязательным количеством актов, ни требованием единства времени, места и действия; в них имеются элементы трагического и комического, герои говорят прозой и стихами, вводятся танцы и пение; имеются персонажи самые различные - от небожителей до низших слоев общества. Характерной особенностью является то, что боги, цари и знать говорили в драмах на санскрите, другие мужские персонажи и женщины - на различных пракритах. Большого совершенства достигла поэзия; в древней Индии даже многие шастры полностью или частично писались стихами. Образцом лирической поэзии является поэма Калидасы «Мегхадута» («Облако-вестник»).

Наряду с санскритской литературой существовала литература и на других языках. Буддийская литература на языке пали огромна по объёму и по значению и включает в себя различные религиозно-философские трактаты, жизнеописания Будды, канонические сочинения. Особенно интересны джатаки - многочисленные рассказы о событиях, случившихся с Буддой во времена его земных воплощений, предшествующих возрождению его в виде царевича Сиддхартхи. Во многих случаях эти рассказы являются фольклорным материалом. Сборники джатак древнее «Панчатантры» и «Хитопадеши», с которыми имеют много общего. Они оказали, в частности, немалое влияние на арабский фольклор, что видно на примере сказок «Тысяча и одна ночь».

Наряду с санскритской и палийской литературой в первые века нашей эры появляется литература на дравидских языках. Древнейшим её памятником является «Курал»-сборник нравоучительных изречений на тамильском языке; составление его приписывается Тируваллувару - ткачу, принадлежавшему к одной из низших каст.

Количество дошедших до нас литературных памятников (только незначительная часть того, что существовало в действительности), разнообразие жанров, высокий уровень художественного мастерства- всё это позволяет утверждать, что индийская литература этого периода не уступала самым развитым литературам других народов.

Во многих областях изобразительного искусства древние индийцы достигли значительного совершенства. Были высоко развиты ваяние, художественные ремёсла (производство ювелирных изделий, резьба по камню, кости, дереву и т. д.). Высокохудожественные образцы древнеиндийской фресковой живописи сохранились в пещерных храмах - например в храме Аджанты (штат Хайдерабад), состоящем из пещер, которые высекались в скале между II в. до н. э. и VII в. н. э.




Top