Воскомасляная темпера. Что такое темпера? История необычной краски Темперные краски невская палитра

Темперные краски считаются самыми древними. Где и когда зародился этот древний вид живописи, в каких видах изобразительного искусства получил широкое распространение и как используется в современности. В статье речь пойдет о том, что такое темпера, из чего ее делают и какие виды существуют.

Темпера: определение, история

В изобразительном искусстве существует много видов красок. Что такое темпера? В переводе с латинского слово temperare обозначает «соединять, смешивать». Темпера - это одновременно и вид живописи, и краски, получаемые путем смешения сухого красящего пигмента со связующей эмульсией.

Темперные краски — это самое древнее красящее вещество в истории. Еще более трех тысяч лет назад древнеегипетские художники расписывали ею стены гробниц и саркофаги. Широко применялись темперные краски в иконописи. Известные древнерусские иконописцы XIV-XV веков такие Феофан Грек, Андрей Рублёв писали свои творения в традиционной темперной технике. Лики святых изображались на загрунтованных дощечках, которые затем покрывались слоем лака или олифы. Начиная с XV века в Европе и с XVIII века в России, темперную живопись постепенно вытесняет живопись масляная. Однако в начале XX века этот вид живописи вновь приобретает популярность, ее широко используют как при написании картин, так и в декоративно-прикладном творчестве.

Состав, виды

По большому счету нужно отметить, что темпера - это особый способ создания красящего материала, а не сама краска. Основными компонентами краски являются сухие порошки натуральных либо искусственных пигментов и связующие эмульсионные вещества. В состав связующей эмульсии может входить: казеиновый клей, куриное яйцо, аравийская камедь, декстриновый клей, мыльный раствор. Натуральная темпера — краска, которую изготавливает сам художник, используя для ее разбавления натуральные компоненты: куриный яичный желток, воду или какой-либо другой консервант (например, уксус, вино). Натуральную темперу, в основном, используют в иконописи: благодаря ей получается глубокий, насыщенный цвет, эффект глазури на майолике. Современные художники все больше используют темперу на основе веществ синтетического происхождения (клей, масла, полимеры). В зависимости от того, какое вещество является основным в составе связующей эмульсии, темперные краски делятся на 3 вида:

  • яичные;
  • воско-казеиново-масляные;

Яичная темпера

Такой вид темперы широко использовался средневековыми живописцами эпохи Возрождения, а также русскими иконописцами XV-XVI века. В яичную темперу добавляли как цельное куриное яйцо, так и его части: белок или желток. Особую популярность получила краска на основе желтка. Именно его смешивали с водой, лаком, маслом, воском и другими компонентами. Яично-водную и яично-лаковую темперу широко использовали в своем творчестве палехские мастера при росписи миниатюр, икон. Основными компонентами скрепляющего вещества в яичной темпере является куриный желток, живописные и скипидарные лаки. Раньше итальянские живописцы добавляли в яичную темперу перетертые верхушки от веток смоковницы или смесь вина с водой, германские — пиво, русские иконописцы — хлебный квас. В наше время в желтковую темперу современные иконописцы, работающие в старинной технике, в качестве консерванта добавляют яблочный или столовый уксус.

ПВА, воско-масляные и казеиновые темперные краски

Казеиновые краски — водоразбавляемые пигменты, основным компонентом которых является казеин (белок молочного происхождения). Также в состав входят льняное масло и фенольная смола. Этот вид темперы наносится только на специальную основу: грунтованные холсты, дощечки, плотную бумагу.

В воскомасляную темперу кроме пигмента входит воск, растительные масла, смолы и другие добавки. Разбавляют ее любыми промышленными растворителями, такими как уайт-спирит, пинен, скипидар, а также жирными растительными маслами, олифой. При разбавлении её водой можно работать как акварелью.

Недостатки: долго сохнет.

Достоинства: яркая, сочная палитра при нанесении, хорошо смешивается с масляными красками. Многим художникам известно, что такая темпера после высыхания темнеет, но если вместо белил использовать гуашь, то цвет становится светлее.

ПВА-темпера. Что такое? В ее основе находится смесь синтетических смол, стабилизаторов, структурирующих веществ. Она наиболее популярна в работе впоследнее время, так как используется практически во всех техниках нанесения краски и идеально ложится на любую сухую и твердую поверхность.

Основные достоинства темперной краски

Основным плюсом этой краски является быстрая высыхаемость, прочность и долговечность. Высохший слой краски надежно пристает к рабочей поверхности, его невозможно растворить даже водой. Это свойство краски является незаменимым, например, при транспортировке или дальнейшей обработке готового полотна. Она отлично взаимодействует с белилами. Особенностями темперы является то, что ею можно писать в различных техниках: наносить тонким слоем или создавать густое пастозное письмо. Можно заливать на любых поверхностях: деревянных, бумажных, холстяных, используя в работе различные виды и формы кистей. Симбиоз клея и масла, содержащийся в краске, способствует тому, что на рабочем полотне она получается эластичной, блестит и не растрескивается. Цвет темперных красок, в отличие от масляных, изменяется при высыхании, становится более матовым. Для получения глянцевой поверхности используются различного лаки, например, даммаровый, мастичный или олифа. Еще одним отличием темперных красок от масляных является их долговечность и стойкость к внешним воздействиям.

Темпера – одна из старейших красок, которая использовалась в Древнем Египте. Археологами при раскопках найдены уникальные росписи на саркофагах, выполненные аналогами современных темперных красок. Есть несколько видов этой краски, но все они имеют одну общую особенность – основа красящего состава – эмульсия, которая растворяется водой, однако, в процессе высыхания ода испаряется и темпера становится устойчивой к воде.

Общая информация

Слово «темпера» имеет итальянские корни, в переводе означает – смешивать краски. Темперные окрашивающие составы состоят из:

  • порошкового натурального пигмента;
  • синтетического пигмента (аналог натурального);
  • связующего вещества – применяется эмульсия из натурального желтка, растительных соков, также используются искусственные компоненты на основе клеевого раствора, масел и полимеров.

Темперная живопись разнообразна по приемам, фактурам, подобные краски отлично подходят для гладкого письма и для пастозной живописи.

По статистике, темпера лишь немногим уступает акварели по популярности. Специалисты выделяют две особенности окрашивающих составов:

  1. темпера современного производства – поливинилацетатная – имеет хорошую кроющую способность;
  2. прекрасно перемешивается с акварельными красками, таким образом, можно получить новые оттенки и сохранить художественную ценность акварели.

Темпера в большей степени подходит для рабочих основ с высокой впитывающей способностью, а также для полотен, обработанных впитывающим грунтовым составом. После высыхания картина приобретает бархатную, матовую поверхность, которая по своим характеристикам напоминает гуашь, только с одним отличием – темпера незначительно меняет оттенок.

Это важно! Для станковой живописи темпера не подходит, но в истории живописи известны случаи, когда мастер работал исключительно темперными красками.

При пастозной технике, необходимо учесть – краска достаточно быстро сохнет, это происходит на палитре. Перемешивать темперу на рабочем холсте сложно, такой процесс доступен только при работе маслом. Важно помнить, что темпера менее пластична, чем масло, следовательно, когда слой слишком толстый, краска растрескивается.

Основное предназначение – лессировочная техника. Посредством темперы можно прорисовывать мелкие детали. Также выделяют следующие особенности темперных красок:

  • под слоем лака не меняет оттенок;
  • нет текстурности – на полотне не остается след от кисти;
  • отличная кроющая способность;
  • не размывается водой;
  • проникает в слои древесины, удалить темперу можно наждачной бумагой.

Новички опасаются использовать темперой, поскольку считается, что она непростая в работе. Да, к такому художественному материалу необходимо привыкнуть, приноровиться, но тренировки помогут преодолеть любые сложности. Если вы хотите отточить свое мастерство, потренируйтесь на гуаши – ее легко превратить в аналог темперы, добавив клей ПВА.

Это важно! Если использовать темперные краски в комбинации с акварелью, необязательно покупать большую палитру. При этом определенные оттенки каждый художник подбирает индивидуально, исходя из техники, жанра живописи и, конечно, личных предпочтений.

Историческая справка

Вплоть до 15 столетия именно темпера повсеместно применялась в иконописи, настенной живописи, а также народном творчестве, например, палехские изделия выполнялись исключительно темперой. Основной компонент – яичный желток, его смешивали вместе с водой, добавляли вино, квас или уксус. Такие краски были не пригодными для пастозной техники. По мере высыхания краски светлели, приобретали матовость. После высыхания полотно покрывали олифой или лаком на масляной основе.

Иногда для приготовления темперы использовалось целое яйцо, вместе с белком, плотность окрашивающего состава получалась меньшей, однако, для фресок отлично подходила.

Интересный факт! В некоторых российских городах до сих пор сохранились старинные церкви, расписанные темперными красками.

В 16 столетии знаменитый фламандский художник Ван-Эйк усовершенствовал окрашивающие составы на основе масла, после этого темпера утратила свою актуальность в живописи. Интерес к ней остается довольно высоким только в России и Греции, в этих странах художники до сих пор работают в старинной технике. Кроме этого, темпера актуальна в церковной живописи.

В конце 19 столетия многие живописцы разочаровались в масле, поэтому, активно искали достойную замену. Специалисты занимались поисками новых компонентов и вспомнили о темпере. Однако темперная живопись к этому моменту уже изжила себя и не могла удовлетворить запросы мастеров. В связи с этим в состав краски вводятся новые компоненты, которые в значительной степени меняют ее эксплуатационные качества. Главное изменение – вместо натуральной эмульсии использовалась искусственная эмульсия. Новая краска получила широкое распространение в странах Европы.

Учитывая, что традиционная русская школа живописи больше использует масляные краски, поэтому современная темпера до недавнего времени не находила должного применения в России. Сегодня ситуация меняется и в живописи активно применяются темперные краски.

Виды красок

1. Казеиново-масляная.

Готовят из эмульсии на основе растительного масла и казеинового клея, растирая с порошковым пигментом. После высыхания темпера приобретает более темный оттенок, но если использовать вместо белил гуашь, картина потемнеет гораздо меньше. Работать лучше всего упругими кистями с синтетическим ворсом, также подойдут колонковые и щетинные кисти.

2. Яичная темпера.

Связующим элементом применяется яичный желток. Основная сфера использования иконописи. Чтобы продлить срок использования, в краску добавляют консерванты и расфасовывают в тубы.

Полезно знать! Сегодня яичные темперные краски готовят в Италии и Франции.

В процессе высыхания темпера незначительно темнеет. Вместо белил предпочтительно добавлять гуашь. Если состав на палитре высыхает, его можно развести водой, при этом ее характеристики не меняются.

Работают темперой следующим образом:

  • выполняется полупрозрачный подмалевок;
  • наносятся составы густой консистенции.

Также можно работать в один слой, для прорисовки штриховки используют тонкую кисть.

3. Гуммиарабиковая темпера.

Яичный желток и казеин – не единственные компоненты, применяемые для производства темперных красок. Также используют клеевые составы растительного происхождения – гуммиарабик, декстрин или вишневый клей.

Необходимо отметить, что подобная темпера по эксплуатационным характеристикам уступает краскам на основе яичного желтка и казеина. Однако некоторым мастерам нравится работать именно этими составами. Гуммиарабиковая краска имеет незначительную степень прилипания.

Это важно! Гуммиарабиковая темпера не подходит для пастозной живописи, поскольку растрескиваются.

4. Воскомасляная темпера.

Новый тип красок, сочетающий качества масляных, энкаустических и акварельных красок. В состав входят пигменты высокого качества, а в качестве связующего вещества используют многокомпонентную композицию из:

  • растительного масла;
  • пчелиного воска;
  • дистиллированной воды;
  • смолы.

Красками комфортно работать, они имеют пастозную структуру. Главное преимущество воскомасляной краски – прозрачность, благодаря этому можно создавать сложные оттенки. Для создания объемного изображения цвета накладываются друг на друга.

Это важно! Благодаря наличию воска в составе краски дольше остаются подвижными в сравнении с темперой на основе казеина, акрила и поливинилацетата.

После высыхания воскомасляную краску нельзя растворять водой, такая краска устойчива к внешним факторам и агрессивной среде. Темпера на основе воска и масла хорошо смешивается с масляными и водными красками. Чтобы ускорить ее высыхание, достаточно добавить сиккатив. Необходимо учесть, что по мере высыхания краски меняют свой оттенок и темнеют. Чтобы этого избежать, можно в краску добавить белую гуашь.

Работать лучше щетинными кистями.

5. Поливинилацетатная темпера.

Темпера на основе клея ПВА является предшественницей акриловой краски. В сравнении с акрилом поливинилацетатная краска менее устойчива к механическим повреждениям. Используют ее преимущественно для наружной живописи и росписи декораций. Основной недостаток – недостаточная светостойкость.

Акриловая темпера наиболее популярная среди художников. Основные преимущества:

  • чистый цвет и насыщенные оттенки;
  • быстрое высыхание;
  • устойчивость к механическим воздействиям.

Особенности акриловой темперы:

  • краска по мере высыхания сильно темнеет;
  • после высыхания акрил светлеет, поэтому проступают нижние слои краски.

Если работать на холсте, от воды, которой разводится акриловая темпера, полотно провисает. На палитре краска быстро засыхает, поэтому ее сложно отмывать, иногда приходится работать мастихином.

Выбор кисти зависит от жанра, в котором работает мастер, а также стиля картины. Лучше всего использовать синтетические кисти или мастихин. Акриловая темпера накладывается прозрачными слоями или толстым слоем, ею также выполняют подмалевок для дальнейшей работы маслом.

Вспомогательные средства для работы темперой

Разбавлять краски можно водой или другими красками на водной основе – гуашью, акварелью, акриловыми и темперными красками. Если использовать в качестве разбавителя воскомасляную темперу, получится окрашивающий состав, близкий по характеристикам к акварели. При этом краски обладают отличными лессировочными качествами и позволяют создавать оригинальные цветовые эффекты.

Воскомасляную темперу можно разбавлять пиненом, уайт-спиритом, скипидаром, водой – в этом соучае после высыхания поверхность картины получается матовая. Чтобы добиться глянцевого эффекта, темперу смешивают с лаками – мастичным, дамарным, а также растительным маслом, лучше работать льняным. Этот тип темперы отлично спешивается с масляными красками.

Это важно! При добавлении лака скорость высыхания воскомасляной краски уменьшается.

Особенности работы темперными красками

Темперные краски обладают хорошей текучестью, легко стекают с кисти, образуют четкий, тонкий штрих, а в сравнении с масляными красками сохнут несколько быстрее. Темпера твердеет по мере испарения из нее воды, на этом этапе процесс высыхания считается практически завершенным.

Мельчайшие частицы пигмента надежно скрепляются с рабочей основой, благодаря этому исключается вероятность растрескивания краски. В сравнении с гуашью и акварелью темпера держится прочнее на полотне, устойчива к механическим повреждениям и не подвергается влиянию воды. В этом темпера схожа с масляными красками. Однако в сравнении с маслом темперные краски смешиваются сложнее и меняют свой оттенок.

Основу для темперы покрывают грунтовкой, для этого выбирают клеевой или эмульсионный состав, также подойдет водоэмульсионная краска на акриловой основе. В качестве рабочего полотна используют плотный картон, холст, дерево, штукатурку. Учитывая, что темпера быстро высыхает, цвета подбирают на палитре.

Что касается кистей, лучше подобрать инструмент из щетины, а для прорисовки мелких элементов – колонковый инструмент.

Если вы работаете современной темперой, можно не придерживаться особых техник и приемов в работе. Работать можно жидкими красками или в пастозной технике. Если на полотне преобладают светлые оттенки и нужно выдержать прозрачные оттенки, работать нужно на белом грунте. Добиться необходимого оттенка можно посредством лессировки. Покрывать картину можно теми же лаками, которые используются в масляной живописи.

Продают темперные краски в тубах объемом 33 мл, в палитру входят 47 оттенков. Также в продаже представлены наборы, которые состоят из 9 и 12 цветов.

В обучении живописи мы придерживаемся принципа, что работа с каждым материалом способна научить и раскрыть перед учеником свои собственные отличные от других свойства. В наш входят задания на все основные живописные материалы. Но начать мы предлагаем с натюрморта, выполненного темперой — лучшей краски для обучения .

Начинать обучение с темперных красок имеет смысл по следующим причинам:

  • Это наиболее легкий и универсальный для изучения материал;
  • Обладает многими удобными для начального обучения живописи свойствами;
  • Доступно большое разнообразие цветов;

Что такое темперные краски.

Понятие «Темпера» представляет собой принцип создания красочного материала, а не фактическое название краски.

Когда говорят, что темпера - это самый древний материал для живописи и использовался даже египтянами при росписи саркофагов (3600 лет до н.э.), это не значит, что древние египетские художники писали свои монументальные произведения при помощи красок из тюбиков, а то, что процесс создания красок и способ живописи был такой же, как и сейчас, и за тысячи лет не изменился. Поменялись только исходные ингредиенты.

Темперная техника представляет собой смешение красочного пигмента со связующим веществом. Поэтому итальянское слово tempera произошло от латинского temperare , что значит «смешивать» . Связующее представляет собой натуральную или искусственную эмульсию. Эмульсия, в свою очередь, состоит, в большинстве случаев, из двух-трех несмешивающихся жидкостей, например: вода – масло — клей. Для получения темперных красок раньше использовали натуральные эмульсии: молоко, желток, соки деревьев и растений.

В настоящее время широкое применение получили два вида темперных красок, это ПВА-темпера и воскомаслянная темпера, реже встречается казеиново-масляная темпера.

Темпера ПВА (поливинилацетатная)

Самым популярным и распространенным видом темперных красок является темпера ПВА . В состав этой краски входит смесь эмульсии ПВА, синтетической смолы, стабилизаторов и пигмент.
У этой краски есть ряд отличительных свойств, делающих ее удобной для обучения живописи.
Универсальная толщина живописного слоя . В процессе обучения нужно пробовать различные техники нанесения краски, это могут быть прозрачные лессировки или плотные ровные фона и, конечно, объемные, почти рельефные мазки. В отличии от других видов, темпера ПВА позволяет работать в любой из перечисленных выше техник, совмещать разнообразные приемы в одной работе без потери свойств.

Можно переписывать одно и то же место . Это очень удобное свойство как для начинающих, так и для опытных художников. В работе над живописным произведением часто попадаются сложные этапы и непростые детали, которые не получается сделать с первого раза. Поливинилацетатная темпера идеально подходит для таких случаев. Легко перекрывается, не размывает и не отслаивает предыдущий слой, не скатывается и не деформирует основу. Другие краски, особенно акварель, практически не дают возможности по многу раз переписывать отдельные фрагменты.
Любая основа . Темперой ПВА можно писать практически на любой сухой и чистой поверхности. Помимо классических загрунтованных холстов темпера прекрасно ложится на бумагу всех сортов, плотный картон, проклеенный оргалит, штукатурки, бетон, дерево, стекло, ламинированные поверхности. На всех поверхностях она крепко держится и не теряет своих изобразительных свойств, что очень важно в декоративно-прикладном искусстве.

Воскомасляная темпера.

Следующим по популярности и удобству работы следует воскомаслянная темпера. Это краска имеет самый сложный состав. Помимо высококачественных пигментов в нее входят определенные композиции из растительных масел, дистиллированной воды, натурального пчелиного воска, смолы и еще целого ряда присадок и дополнений.
Благодаря такому сложному составу воскомаслянная темпера обладает удивительными живописными свойствами. Сочные, яркие цвета при наложении друг на друга образуют эффектные колористические сочетания, в каждом цвете чувствуется насыщенная глубина и фактура краски. Присутствие воска и смолы сохраняют подвижность и эластичность краски, благодаря чему можно переписать или доделать отдельные фрагменты.
Важной особенностью воскомасляной темперы является то, что после высыхания цвет красок не меняется, сохраняет наибольшую насыщенность и тон по сравнению с другими водорастворимыми красками (с гуашью), хорошо переносит внешние воздействия, такие как яркий свет, влажность воздуха.

Казеиново-масляная темпера.

Последним в списке следует казеиново-масляная темпера, самый прихотливый и требовательный вид темперы.
Это водорастворимая краска, где в качестве основного связующего вещества является казеин, получаемый из коровьего молока в процессе перегонок и сепарирования. Также в состав краски входит отбеленное льняное масло и антисептик фенол, предохраняющий краску от преждевременного заплесневения.
Особенностью этого вида темперной краски является то, что для нее подходят специально подготовленные основы, загрунтованные холсты, картоны, и специальная бумага. Лучше избегать насыщенных объемных мазков большой толщины, при высыхании эти места могут растрескаться или даже отслаиваться. Очень большое значение для свойств казеиново-масляной темперы имеет дата выпуска. Срок годности этого вида темперы составляет 6 месяцев, по прошествии этого времени начинается свертывание пигмента и расслоение эмульсии, об этом иногда, но очень мелким шрифтом предупреждают изготовители.
Просроченной краской лучше не работать, после высыхания красочный слой шелушиться, образуются комочки, отслаивания, причем у разных цветов этот процесс происходит по-разному.

Плюсы и минусы темперных красок.

В процессе художественного обучения, подготовки в вузы, при создании собственных декоративных произведений проявляются основные, чрезвычайно полезные свойства темперных красок, а также открываются некоторые особенности, зная о которых, можно их избежать.
К плюсам можно отнести быстрое высыхание , иногда это очень важно для последующей обработки или транспортировки, те кто сталкивался с масляными красками поймут, что имеется в виду; возможность применять разные виды письма, от сочных пастозных мазков, до тонких лессировок, можно прописывать одно и то же место несколько раз, не дожидаясь полного высыхания нижнего слоя. После высыхания темпера образуют твердый, нерастворимый в воде слой и крепко пристает к поверхности. Темпера лучше других живописных красок переносит изменения температуры, режима влажности и нахождения под ярким светом.

Важная особенность при работе с темперными красками, особенно темперой ПВА: следует держать кисти в банке с водой для того, чтобы остатки краски не засохли и не испортили кисть. Если кисть все же засохла, то можно подержать ее в 70-75% растворе этилового спирта.
В одном натюрморте лучше не использовать и не смешивать разные виды темперных красок во избежание свертывания или расслоения.

Вне зависимости от вида темперы после полного высыхания работу можно покрыть лаком. Это вернет насыщенный цвет краскам, а также защитит поверхность картины от механических повреждений и преждевременного выцветания красок.

Мы рекомендуем начинать обучение живописи именно с темперы, даже если вы никогда раньше не пробовали работать этой краской. На наших мы с удовольствием поможем разобраться, освоить и сделать первые творческие работы.
Подробнее о занятиях вы можете узнать по телефонам: 8 903 669-80-89 и 8 903 669-49-59 , или написать нам на почту: [email protected]

В отдаленные времена (в XV-XVI веках) в Италии под словом «tempera » (происходящим от латинского «temperare» - соединять) подразумевалось связующее вещество красок вообще и в частности клей животного и растительного происхождения. В Италии того времени ему чаще придается уже более узкое значение: под темперой подразумевают связующее вещество красок, в состав которого главным образом входит яйцо. В научной литературе по технике живописи в наше время принято называть темперой связующее вещество красок, состоящее из натуральной или искусственной эмульсии; вот почему она носит также название «эмульсионной темперы», в отличие от клеевой живописи, которая нередко присваивает себе название темперы.

До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает свое значение, и мало-помалу интерес к ней совершенно и повсеместно иссякает. Исключением являются лишь Россия и Греция, где в настоящее время находит применение наряду с позднейшими способами живописи и эта старинная техника. В Греции пользуются ею для церковной живописи, у нас же - для различных художественных целей, причем живопись получает стилизованный орнаментальный характер, что свидетельствует еще раз о том, что стиль живописи во многом обязан ее технике.

Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошо сохранившиеся произведения которой красноречиво говорят за себя, снова возбуждает к себе интерес. Но отжившая техника не могла уже удовлетворять в полном объеме запросам позднейших художников, и потому в нее вводятся значительные видоизменения: из темперы с натуральной эмульсией она преобразуется в темперу с искусственной эмульсией. Темпера в этом обновленном и измененном виде скоро завоевывает себе прочное положение и быстро распространяется в Европе.

В русском искусстве, к сожалению, новой темпере до сих пор не придавалось должного значения. Наши школы живописи, игнорировавшие технику живописи, воспитывали своих учеников рутинно - исключительно на масляной живописи.

Неудивительно поэтому, что новые виды живописной техники, возникшие на Западе, не получали у нас должного применения и развития и что появление произведений, исполненных тем или иным способом живописи, упрочившимся на Западе, обусловливалось для наших живописцев просто случайностью. И здесь не обходилось без недоразумений: так, красками темперы писали у нас нередко подобно гуаши! Краски применялись при этом лишь фабричного изготовления, которые в большинстве случаев принадлежат к гуммиарабиковой темпере, т. е. относятся к худшему виду темперы. Для русских художников новейшая темпера является, таким образом, мало использованной техникой. Между тем она обладает весьма серьезными достоинствами и во многих отношениях большими преимуществами перед обыкновенной масляной живописью и, кроме того, наиболее отвечает запросам живописи нашего времени.

Яичная темпера

Связующим веществом яичной темперы служит искусственная эмульсия, в состав которой входят яйцо, масло и масляный или скипидарный лак.

Имеется немало рецептов этого рода темперы, и возможность составления новых рецептов, можно сказать, безгранична; достаточно лишь при составлении их соблюдать известную закономерность в пропорции веществ, входящих в состав темперы.

Желток яйца и цельное яйцо способны эмульгировать равный себе объем масла и значительно меньшее количество лака. Таковая пропорция для масла и лака по отношению к яйцу является для эмульсии максимальной.

На практике поэтому рекомендуется брать их в несколько меньшем количестве, так как при избытке масла и тем более лака как вещества, более чуждого яйцу, эмульсия способна легче распадаться. Кроме того, слишком «жирная» темпера приближается по своим свойствам к масляной живописи и потому начинает приобретать и недостатки последней - способность желтеть и темнеть, не имея в то же время преимуществ масляной живописи - долгой подвижности ее красок.

До XV столетия темпера была наиболее распространенным и популярным материалом живописи. В России применялась яичная темпера в иконописании , настенной живописи, а также в народных промыслах (Палех, Мстера и др.). При ее изготовлении в качестве основного связующего использовался куриный желток. Пигмент растирали в эмульсии желтка с водой, добавляя квас, уксус или вино. Полученные таким образом краски не позволяли работать в пастозной технике живописи, поэтому в процессе работы они накладывались постепенно, многослойно и в определенном порядке. Высыхая, они несколько светлели в тоне и получалась матовая поверхность. Основой для живописи служили деревянные доски, загрунтованные слоем левкаса *. После завершения работы вся поверхность покрывалась тонкой пленкой олифы или масляного лака. Яичная темпера до сих пор применяется в иконописи.
Широко используются в России темперные краски в стенной живописи. Многие из русских церквей Москвы, Костромы, Ярославля и других городов расписаны ими в XV – XVII вв. При росписи стен наилучшими ее видами были яичные, изготовленные на одном желтке, и казеиновые темперы. При этом краски изготавливались в небольших объемах, так как связующее вещество должно быть свежее.
Довольно часто стены расписывали краской, приготовленной на цельном яйце, т.е. в качестве связующего использовался как желток, так и белок. Данная темпера уступала яичной по плотности, но ее внешние качества подходили к фреске, поэтому она использовалась еще и для ретуши фресок.

Казеиновая темпера

Растворы казеина, получаемые тем или иным путем, образуют с маслом и смолами эмульсии, которые не только не уступают по своим качествам описанным выше яичным эмульсиям, но во многих отношениях превосходят их.

Растворы казеина для составления эмульсии получаются из сухого порошка казеина с помощью буры, соды, углекислого аммония, фосфорнокислого натра, едкого натра, едкого кали и, наконец, едкой извести. Казеин в виде творога также дает растворы, но дозировка его затруднительна.

Наиболее отвечающими делу растворителями казеина являются: бура, сода, углекислый аммоний и фосфорнокислый натр.

Подобно яйцу раствор казеина, имеющий одинаковую с яйцом консистенцию, эмульгирует равное себе по объему количество масла и меньшее количество лака.

Таковое взаимоотношение этих составных частей эмульсии является известной нормой, из которой не следует выходить при составлении рецептов казеиновой темперы.

Гуммиарабиковая темпера

Кроме яйца и казеина, которые представляют лучший материал для составления темперы, пользуются для этой цели и растительным клеем, главным образом гуммиарабиком, декстрином и вишневым, а также клеем и других плодовых деревьев.

Темпера эта по качествам своим значительно уступает яичной и казеиновой, но вследствие присущей ей легкости тона нравится некоторым художникам. Она имеет слабую способность прилипания, так что не пристает к масляному грунту и скатывается с него. В гуммиарабиковой темпере краски лишены пасты, подобной пасте яичной и казеиновой темперы, и потому для пастозной живописи они не пригодны, так как, кроме того, легко растрескиваются. Гуммиарабиковая темпера зато портится не так скоро, как яичная, почему и имеет популярность в фабричном производстве красок.

Гуммиарабиковый раствор и вообще раствор растительного клея имеет слабую эмульгирующую силу и потому при составлении эмульсии на 1 объем гуммиарабикового раствора берется не более 1/2 - 1/3 объема масла. В эмульсию эту полезно ввести небольшое количество (1/12-1/15 часть объема) глицерина.

Современная темпера

Связующее вещество современной темперы состоит из искусственной эмульсии.

Время открытия этого нового вещества для красок, получившего такую популярность в современной живописи, трудно в настоящее время восстановить с точностью. Во всяком случае искусственная эмульсия, состоявшая из масла и яйца, была известна уже в средние века, но она имела применение лишь для медицинских и косметических целей. Имеются также сведения, что в средние века в Испании пользовались в живописи эмульсией, состоявшей из раствора казеина и масла. Вазари , говоря о темпере, сообщает, что художник Бальдовинетти писал темперой, состоявшей из яичного желтка с масляным лаком , но тут же прибавляет, что темпера этого состава не имела всеобщего употребления. Все эти исторические данные ясно указывают на то, что современная темпера получила свое начало еще в отдаленные времена, но вместе с тем не получила в свое время должной оценки и развития. Развитие темперы с искусственной эмульсией наблюдается лишь в самое позднейшее время.

Успех современной темперы нельзя объяснить одним лишь недовольством и усталостью по отношению к маслу, наблюдающимися у позднейших живописцев; напротив, он является следствием ее несомненных достоинств, перед которыми пасует обычная в наше время масляная живопись.

Проводя параллель между средневековой и современной темперой, нельзя не заметить, что все преимущества будут на стороне последней. Связующее вещество современной темперы (в лучших ее видах) обладает большей прочностью, нежели таковое же старинной, так как содержит в своем составе кроме яйца или казеина масла и смолы. Живопись, исполненная желтковой темперой, для закрепления ее красок нуждается в лаке, так как долгое время способна растворяться водою, между тем как современная темпера, в состав которой входят скоро высыхающие масла, становится нерастворимой в самый короткий срок и поэтому не нуждается в лаке, если последний не представляет интереса для художника. Техника средневековой желтковой темперы, предназначавшейся главным образом для станковой живописи с ее водянистыми красками и особыми приемами, слишком устарела для нашего времени и вряд ли может удовлетворить кого-либо из современных живописцев, тогда как новая темпера благодаря своему составу не нуждается в особых приемах, предоставляя живописцу полную в этом отношении свободу и вполне отвечает современной манере живописи.

Достоинства и недостатки темперы

Положительные свойства темперы

1) В противоположность масляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописца определенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отношении полную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочности живописи.

2) Краски темперы, крытые лаком, превосходят по красоте таковые же обыкновенной масляной живописи.

3) Живопись темперой, исполненная красками, не отягченными излишком масла, не темнеет, не желтеет и вообще не изменяет своего тона с течением времени.

4) Процесс высыхания красок темперы весьма отличен от процесса высыхания масляных красок. Краски темперы уменьшаются в объеме лишь в первом периоде своего высыхания, оставаясь в дальнейшем без изменения, тогда как в масляной живописи изменение объема красочного слоя продолжается неопределенное время, что неблагоприятно отражается на прочности живописи.

Важнейшими недостатками темперы

1) быстрота высыхания красок и

2) изменение тона при высыхании красок.

1. * левкас - (греч. λευκός белый, светлый, ясный) - в иконописи название грунта, представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску. При этом, сохранность левкаса тем лучше, чем тоньше и равномернее были наносимые слои. После высыхания шлифуется. В Древней Руси левкас шлифовался стеблями хвоща; современные иконописцы используют для этой цели наждачную бумагу.

Чеканный левкас - левкас, покрытый сусальным золотом и обработанный орнаментом, выполненным чеканами.

Левкасить - грунтовать иконную доску.

Часто подготовкой иконной доски под иконопись занимался особый мастер - левкасчик (левкащик).

В стенописи левкас - грунт под темперу, приготовленный из гашёной извести с наполнителем.

В современном художественном мире левкасом также называют синтетический материал, используемый при изготовлении багета.

В строительстве левкас часто обозначает высококачественная отделка стен.

2. * Суса́льное золото (сусаль) - тончайшие (обычно около 100 нм) листы золота или биметалла золото-серебро (двойник), которые обычно используются в декоративных целях. Поталью называют листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например, меди с цинком или алюминия, которые окрашивают прозрачным жёлтым лаком после нанесения на изделие), или химические соединения наподобие сульфида олова (SnS2), который применяется в составе красок, имитирующих позолоту. Первое упоминание о сусальном золоте относится к периоду правления Южной и Северной династий Китая. История производства золотых листов в районе Лонг Тан, Наньцзин, насчитывает около 1700 лет.

3. * Чека́н - холодное оружие, представляющее собой боевую часть в виде клюва, закреплённую проушиной на рукояти. Название происходит от древнерусского слова «чекан», которое было синонимом слова «топор". Поскольку рубль в Древней Руси представлял собой половину разрубленного слитка - гривны, то сам процесс создания рублей стал называться чеканкой. Для более точного разрубания гривны использовалось специальное зубило, которое также получило название «чекан»."

В живописи древних времен красками служили различные материалы натурального происхождения, например, соки корней деревьев и различных растений. Их связующим веществом служили клей, воск, известь. Клей имел животное происхождение.

Темпера - от латинского «temperare» (соединять). Темпера - это связующее вещество красок из искусственной или натуральной эмульсии. В его состав входит яйцо. Темперой пользовались еще в древности. Ее использовали такие мастера как Джотто, Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Андрей Рублев и многие другие. До 15 - 16 века яичная темпера была одним из главных материалов в живописи. После появления усовершенствованных Ван Эйком масляных красок темпера постепенно перестает интересовать художников, особенно в Европе. В наши дни темперные краски в России успешно используют как в станковой живописи, так и в монументальной, хотя техника письма ею не так популярна как масляными красками. В Греции к темпере художники относятся в основном, как к материалу для письма икон. В других европейских странах живопись темперными красками практически не используется.

Темперные краски

В этом разделе я опишу темперные краски, которые использую в живописи.

Современная темпера, в отличие от древней, содержит прочное связующее вещество, состоящее из эмульсии, в состав которой входят смолы, масло и яйцо. Связующим веществом старинной темперы являлось яйцо, которое разбавляли пивом или хлебным квасом в пропорциях 1Х1. Использовалась такая темпера в основном при живописи на деревянной основе. В состав современной яичной темперы входят яйцо, красители и лак. Также существует гумми - арабиковая и казеиновая темпера, которая включает в себя казеин, смешанный с маслом. При приготовлении красок в домашних условиях понадобится связующее вещество для темперных красок и порошкообразный краситель. Как и при создании масляных красок, темперную краску растирают с помощью стекла или мрамора (основа под красочный пигмент) и стеклянного бегунка.

Красящий пигмент я приобретаю в магазинах для художников. При письме темперой для начала понадобится небольшое количество цветов: Глубоко-черная или виноградная черная; Белила цинковые или титановые; Умбра жженая; Сиена натуральная; Охра светлая и желтая; Кадмий красный светлый; Кадмий желтый светлый; Церулеум; Голубая «ФЦ»; Изумрудно-зеленая; Травяная зеленая. Чтобы перемешать пигмент со связующим веществом, налейте в приготовленные небольшие контейнеры желтковый раствор (состоит из воды и желтка куриного яйца). После выберите нужный красочный пигмент и смешайте его с раствором желтка.

Темперные краски продаются и в готовом виде. Для начинающих лучше покупать краски в тубах 46 мл. Внешне они практически ничем не отличаются от масляных красок. В красочную палитру темперы входят все названия красок, используемых в масляной живописи.

Краски следует хранить в оловянных тюбиках. При длительном хранении их трудно бывает развести водой, и поэтому в тюбик из шприца вводится небольшое количество мыльного раствора.

По окончании работы картину можно покрыть лаком для защиты от пыли. Чтобы избежать потемнения картины после покрытия ее лаком, предварительно поверхность обрабатывается 4-х процентным раствором желатина.

Дерево и грунт для икон

Для живописи темперными красками можно использовать различный плотный, не впитывающий краску материал, например, бумагу, картон. Такую поверхность достаточно обработать один - два раза желатином. Используемые в масляной живописи грунты также подходят и для темперной. Для темперной краски предпочтительней грунт белого цвета или любого оттенка светлого тона.

При письме икон используется деревянная поверхность, которую необходимо, в отличие от бумаги или картона, обработать должным образом. Для письма икон можно использовать практически любое, хорошо высушенное дерево. Для первой работы подойдет клееная фанера или деревянная доска размером 31 Х 22 см. Поверхность доски, на которой будет создаваться икона, должна быть ровной, без сучков. Прежде чем грунтовать деревянную поверхность для живописи темперой, гипсом или мелом (в мел лучше добавить половину части мела - сухих цинковых белил), доску необходимо проклеить со всех сторон раствором желатина. Для этого желатин наносится в жидком (а не застывшем) виде кистью.

Первый слой грунта состоит из смеси желатина и мела. Мел должен быть сухим, тщательно растолченным. Его добавляют в желатин, перемешивая до густоты сметаны, после чего полученный раствор наносится кистью со всех сторон деревянной панели (поперечно направлению волокон). Второй и третий слой грунта наносится через каждые тридцать - сорок минут тем же раствором, что и первый. После полного высыхания нанесенного грунта четвертый, пятый и шестой слои наносятся по такому же принципу, что и предыдущие. Спустя сутки, на поверхность грунта наносится еще три слоя более жидкого раствора желатина и мела в пропорции ½. Следующие три слоя более жидкого раствора наносятся так, чтобы поверхность доски стала более ровной. После полной просушки грунт необходимо отшлифовать: 1 - напильником; 2 - наждачной бумагой; 3 - наждачной бумагой №0. Грунтовать доски для нанесения на них темперной краски можно и с помощью раствора гипса. (Гийом Рамо - Поки, описывает с чего нужно начинать и как написать икону.)

Палитра и кисти для темперы

Палитра для темперных красок должна быть сделана из нержавеющего материала. По ее краям должны находиться бортики, чтобы не стекала вода. (Рис. 27). В процессе работы накопившуюся воду в палитре, я убираю ветошью. Уход за палитрой для темперных красок не менее важен, чем для палитры масляных красок. Поэтому по окончанию работы, лишнюю краску с палитры необходимо удалить мастихином и протереть тряпкой, смоченной в воде.

Кисти, предназначенные для масляных красок, подойдут и для темперных. Применимы в темперной живописи и кисти, сделанные из шерсти белок, соболя, собак, кроликов, пони.

В начале творческого пути при работе темперой следует приобретать колонковые кисти или из кисти соболя плоские 17, 10, 6 номеров и круглые 3 и 1 номеров. Хотя для живописи на холсте целесообразней будет использовать плоские щетинные кисти, такие же, как и в масляной живописи.

Живопись темперой

Живопись темперными красками разнообразна. Темперой можно писать по - сырому, как в акварельной живописи, или писать, нанося пастозные мазки мастихином как в живописи масляными красками. В подмалевке можно использовать темперную краску одного цвета или же акварельные, гуашевые краски, а после - писать лессировками. Более легкий метод живописи темперой - штриховка (напоминающая штрих карандаша). Но обычно такой метод применяется на завершающей стадии работы. Темперой дорабатывают работы, исполненные акварельными красками. Если темперой дорабатывается масляная живопись, то в связующее вещество, кроме воды и желтка входит масло и различные смолы. Пробовать размешивать краску или находить нужный оттенок лучше на бумаге, либо на картоне.

Как и в масляной живописи, в темперной не следует размешивать долго краску на палитре, бумаге иле картоне перед тем, как положить ее на холст. При длительном перемешивании краски, она перестает «ИГРАТЬ» и выглядит тускло.

Некоторые мастера темперной живописи во время работы смачивают обратную сторону холста водой, чтобы краска не засыхала.

Акварель

Акварельная живопись зародилась в глубокой древности. Ею пользовались Китайцы в живописи на фарфоре. В эпоху Возрождения Дюрер использовал акварельную краску в пейзажной живописи. В 17 веке акварелью пользовался Рембрандт, Рубенс.

Акварельными красками пользовались для оформления книг, декоративных работ, позднее - для эскизов масляными и другими красками. Вместо бумаги использовались пергамент, ткани. До 16 - 17 веков акварель в искусстве и живописи играла второстепенную роль. К концу 18 века в Англии, затем во Франции, Италии, акварель становится серьезной живописью и занимает свое место в искусстве. По праву можно считать Англию страной акварельной живописи. Английские акварелисты: Тернер, Констебль, Томас Гёртин - писавший сельские пейзажи. В России в то же время было основано «Общество художников - акварелистов» / Мастера акварельной живописи России: М. М. Иванов (1748 - 1824); К. П. Брюллов (1856 - 1910); В. И. Суриков (1848 - 1916); М. А. Врубель (18565 - 1910); В.Д. Поленов (1844 - 1927); В. М. Васнецов (1848 - 1921) и еще многие другие.

Акварельные краски

Связующим веществом акварельных красок, в основном, является клей растительного происхождения, бальзамы, смолы. Акварельные краски должны быть очень тонко размельчены, иначе письмо ими будет не прозрачно. Вся красота в акварельной живописи основана на прозрачности нанесенных слоев, поэтому краску стоит выбирать наиболее прозрачную.

Акварельные краски продаются в магазинах для художников. Они могут быть в тюбиках (очень удобные на пленэре), в виде плиток или завернутые в бумагу (как Петербургские). (Рис.4). Для начинающих подойдут любые акварельные краски, даже изготовленные для детского творчества. Но в последствии желательно приобретать краски для профессионалов. Так же, как и другие краски, акварельные продаются в наборах. Краски бывают корпусные - прозрачные и кроющие - непрозрачные. К прозрачным можно отнести такие краски как кармин, краплаки, изумрудная зеленая. К непрозрачным - кобальты, кадмий красный светлый, кадмий красный темный, кадмий желтый. Чтобы изобразить тень, например, в натюрморте, падающую от кувшина, лучше использовать корпусные краски, так как они прозрачны, и тени на бумаге будут казаться более глубокими. На те места, где нужно показать свет в работе, например, падающий на кувшин, нужно изобразить кроющими красками, то есть теми красками, которые непрозрачны.

Подходящие краски для акварельной живописи: различные марсы, охры и кадмии, английская красная, жженая сиена. Из зеленых красок подойдут - хромовые, кобальты; из синих - ультрамарин; из черных - виноградная. Чтобы работать акварелью, для начала хватит 10-16 цветов.

Материалы акварельной живописи

(Бумага, палитра, кисти, планшеты и стираторы для акварельных работ).

В большинстве своем современные художники пишут акварелью по бумаге. Наилучший вид бумаги для акварели - льняная. Хорошая бумага для акварели должна быть плотной с шероховатой поверхностью. На гладкую поверхность бумаги краска ложится гладким тоном, именно поэтому она не пригодна для акварельной живописи. Акварельную бумагу следует хранить в сухом, не пыльном месте. Можно использовать для акварельной живописи и картон, который в обработанном виде продается в магазинах.

Палитру для акварели можно использовать такую же, как и в темперных красках. Для удаления жира ее необходимо промыть теплой водой и натереть разрезанной головкой чеснока. Также можно использовать в качестве палитры фарфоровые тарелки, металл, кафельную плитку, акварельную бумагу для смешивания на ней цветов.

Для акварельной живописи подойдут кисти из мягкого волоса (например, беличьи, колонковые и т. п.). Жесткие кисти в акварельной живописи могут применяться лишь в декоративных целях, а также для различных живописных эффектов. При покупке круглых кистей, нужно убедиться, что у них ровные и острые концы. Начинающим желательно приобрести для начала три кисти: первую большого номера (17 - 20), вторую среднего (6 - 8) и третью кисть маленького размера (№2 - 3). Работать акварелью придется в основном большой кистью, что придаст со временем будущему художнику уверенность в письме. Хранить кисти следует в пеналах, чтобы не испортить форму волос.

Удобнее всего писать по акварельной бумаге, натянутой на планшет. Для этого бумага смачивается водой с двух сторон и прикрепляется канцелярскими кнопками к бокам планшета. Можно смочить водой только лицевую сторону бумаги и на края противоположной стороны нанести тонкий слой клея или клейстера, после чего бумагу можно приклеить к боковым поверхностям планшета.

В место планшетов, художники используют стираторы. Стиратор - это, своего рода, планшет и рама, которые вставляются один в другую. Пользоваться таким приспособлением просто: на планшет накладывается бумага и вставляется в раму, подобно пяльцам для вышивки.

Для этюдов на пленэре можно сделать специальный акварельный альбом. Для этого на картон нужно положить (такого же размера) акварельную бумагу в количестве 15 - 20 листов, после чего бумагу следует обрезать точильным ножом и по краям промазать альбом клеем ПВА. К нижнему картону приклеивается другой, который будет закрывать альбом сверху. Когда Вы используете верхнюю бумагу, срежьте ее ножом и пишите на следующем листе.

Живопись акварелью

В отличие от темперы в акварельной живописи белила не применяются (только в гуашевых красках). В качестве белил используется белый тон бумаги. Например, чтобы оставить самое светлое место в работе (чистую бумагу) в качестве блика, необходимо нанести на это место тонкий слой воска, и акварельная краска на него не ляжет. Всю работу следует вести в два - четыре слоя, чтобы в произведении присутствовала та легкость и прозрачность, какая присуща акварельной живописи. Не стоит брать краску грязной кистью и нужно чаще менять грязную воду в стакане. В акварельной живописи можно применять процарапывание или выскабливание ножом краски. Можно писать акварелью и по - сырому. Для этой цели бумага смачивается чистой водой и следом наносится тонкий слой краски. Чтобы замедлить процесс высыхания акварельных красок, к ним прибавляется мед.

Акварель также можно использовать в подмалевке при живописи маслом и в декоративных работах.

В набросках, краткосрочных этюдах лучше писать по - сырому в полную силу цвета.

Предварительный рисунок для акварели делается карандашом средней мягкости. Очень мягкий карандаш (например, «8В») будет оставлять грязь, а твердый (например, «Н») - будет царапать поверхность бумаги. Стирать ошибки в рисунке ластиком (для этих целей используется мягкий ластик) надо аккуратно, чтобы не повредить поверхности бумаги. Если ластик твердый, то его можно прокипятить.

Рисунок, как в акварельной, так и в масляной, темперной живописи нужен для:

  • получения наилучшей композиции,
  • правильного построения фигур или предметов и их пропорций,
  • выполнения перспективы.

В предварительном рисунке важно передать не светотень рисуемого объекта, а контур - внешнее очертание фигуры человека, предметов и т. п. Здесь главным является учет пропорциональных отношений ширины предмета, его высоту и толщину.

Писать акварельными красками поначалу, желательно, на планшете, обтянутом акварельной бумагой. Он кладется на крышку мольберта, приблизительно под углом в 45 градусов. Если наклон мольберта составит 90 градусов, то вода и краска будут стекать вниз. При таком расположении планшета акварелью пишут опытные художники.

Акварельная живопись может покрываться водяным или спиртовым лаком для защиты от воды и храниться под стеклом.




Top