Воспитание любви к истории и культуре малой Родины. Классный час моя малая родина обычаи и традиции Традиции малой родины школы семьи

Экскурсия по теме « Традиции и обычаи родного края»

Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья –

Ласковая малая

Родина моя!

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – село или уютный дворик с качелями. Прекрасно имя моей Малой Родины – село Каменный Брод. Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разлив реки Иловли. А самое главное - родной отчий дом, семья.

Наше село богато своей историей.

На территории Каменнобродского сельского поселения находится Белогорский Свято-Троицкий мужской монастырь, построенный в 1864 г.. Монастырь знаменит древними меловыми пещерами, многовековыми дубами, являющимися уникальным памятником природы Волгоградской области.

То место, где ты родился, - это не только природа и история, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих.

Сегодня, возрождая традиционную культуру, мы всё чаще обращаемся к своему древнему духовному наследию и самобытным праздникам нашего народа.

На Руси издавна праздновали Великую Троицу. Для православных верующих людей Троица означает единство Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа. А вообще все - и верующие, и неверующие - на Троицу празднуют расцвет природы, начало лета, рождение лесных и водных сил природы.

В Ольховском районе также стало уже традиционным празднование Троицы в живописном уголке близ Каменнобродского монастыря, где устраивается гуляние с угощением. По живописной поляне через праздничные ворота, украшенные березовыми ветками, разноцветными лентами и русскими платками, в ярких красочных костюмах с песнями, пожеланиями добра и удачи проходят участники праздника: творческие коллективы Ольховского района, гости из разных уголков нашей православной России. Участники праздника могут полакомиться блюдами русской и украинской кухни. Сельские поселения радушно встречают гостей. Всех присутствующих угощают традиционным троицким блюдом - яичницей и квасом.

А вот выставка «Город Мастеров», представляющая изделия местных народных умельцев. Проводятся мастер-классы по бисероплетению, вязанию, вышиванию и изготовлению изделий из глины.

Перед зрителями предстают и русские народные обряды: «завивание березки», «кумовление». Возле берёзки водят хороводы, плетут из веток косички и завязывают цветные ленты. Девушки целуются сквозь ветви березы, приговаривая:

Покумимся, кума, покумимся,

Нам с тобою не браниться,

Вечно дружиться.

Покумившиеся девушки считаются подругами на всю жизнь. Потом всех закружит веселый массовый хоровод. Под березою показывают свою удаль в играх, песнях, танцах. Когда гуляние заканчивается, березку «развивают».

Для России наше село – частица,

А для нас оно – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем.

Народные праздники моей малой родины

Гордиться славой своих предков

не только можно, но и должно,

не уважать опыт – есть постыдное малодушие.

Авторы : Гусельников Андрей, ученик 7А класса МОУ «Петуховская средняя школа №1» г. Петухово Курганской области

Домашний адрес: Курганская обл., г. Петухово, ул К. Либкнехта, 89а

Жолудева Ксения, ученица 7Б класса МОУ «Петуховская средняя школа №1» г. Петухово Курганской области

Домашний адрес: Курганская обл., 0.

Руководитель: Лидия Ивановна Гусельникова, учитель русского языка и литературы

Место работы: МОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1» Курганская область, р. т.24-36

пустынях, и в народе носятся…

предания и предсказания, в которых

таятся истины, распечатываемые в будущем,

и нередко сбывается то, что кажется

нам несбыточным

У каждого народа есть свои обычаи, обряды, традиции. Они складываются веками, и отражают и уклад жизни, и любовь к труду, и чувство уважения к старшим. Очень многие праздники, обряды сегодня выпали из общей культуры русских городов, а большая часть вообще утеряна. Общаясь со сверстниками, нередко слышим удивление и даже какую-то легкую зависть от того, что они не знают историю своей малой родины, а мы, благодаря своим родственникам и односельчанам, ведаем то, что скрыто от глаз непосвященных…

Целью нашей работы явилось расширение знаний по истории родного края, истории нашего родного города Петухово, знакомство с обрядовыми праздниками.

Мы поставили перед собой следующие задачи :

1. Узнать историю родного города

2. Собрать сведения о различных праздниках города Петухова

В работе были использованы следующие методы:

· Поисковый

· Обобщение

· Фотосъемки

· Экскурсии

· Изучение теоретических источников

Место исследования: город Петухово Курганская область

Предмет исследования: рассказы жителей города, сценарии обрядовых праздников, архивные документы.

Продолжительность исследования: гг.

История родного города

Город Петухово. Почему именно так дали название этому городу?

Нет города такого, как наше Петухово!

На всей большой планете такой у нас один!

Кто здесь бывал однажды,

Тот понял, что не важно,

Совсем-совсем не важно

Быть городом большим!

На месте современного города Петухова в 1779 году было поселение Юдино.

Его основателем является Павел Федорович Юдин. В 1775 году он был судим. По решению суда его выслали на место жительства в Сибирь. Павлу было разрешено остаться на поселении. За хорошую работу ему дали надел 10 десятин леса. Землю отвели на границе между селами Теплодубровное и Петухово. Вскоре к Юдину приехала жена.

Осенью 1779 года Юдины перешли в новый дом. Это был первый дом поселения, ставшей впоследствии деревней Юдино. Дальнейший рост деревни Юдино был вызван строительством Сибирской железной дороги. Дорога была запроектирована рядом с селом Петухово, жители села попросили, чтобы дорогу отнесли к Юдино, то есть на границу земельных угодий этих сел. Они боялись, что паровозы будут пугать скотину. Так железная дорога вопреки проекту перешла от села Петухово к селу Юдино. Но название станции инженер-строитель, немец по национальности, оставил прежнее – по селу Петухово.

Итак, выгодное положение позволило Юдино из маленькой деревни превратиться в торговый центр Петуховской волости. Два раза в год здесь проводились ярмарки, торжки. Поэтому не случайно центром нашего района стало село Юдино. Только районному центру дали такое же название, как у станции, т. е., Петухово.

Петуховский район был образован в 1924 году решением Пленума Ишимского исполнительного комитета. Район самый восточный в области. С 1943 года входит в состав Курганской области. Граничит с Казахстаном, Тюменской областью , Макушинским и Частоозерским райономи Курганской области. Районным центром является город Петухово, преобразованный Постановлением Верховного Совета РСФСР 16 марта 1944 года из рабочего посёлка Юдино.

Богата и красива петуховская земля. Основные вехи развития нашей малой родины – края березовых колков, бескрайних полей, живописных голубых озер с жемчужиной Зауралья – озером Медвежье. Его протяженность более 6 км., оно широко известно в России за свои удивительные целебные свойства. Богата событиями, зачастую драматическими, история становления района. И за каждым событием стоят люди – наши земляки.

Народные праздники малой родины

Рождество

Ни один праздник, кроме Пасхи, не отмечается церковью с таким торжеством, как Рождество Христово. Празднуется Русской Православной церковью 7 января по новому стилю.

Этот праздник у нас на селе издавна принято отмечать обильным застольем. Традиционным блюдом являются сырники и жареный гусь (бабушки по-особенному готовят гуся, с приправами и обязательно в русской печке).

Разговенье происходит утром 7 января, когда заканчивалась Церковная служба, которая на Рождество совершается ночью. После разговенья начинают ходить по домам родственников и соседей с колядками, в которых прославляют родившегося Христа Спасителя. Вот одна из них:

Маленький хлопчик принес Христу снопик

Снопик развалился. Рай отварился

В Раю пташки летают, Христа прославляют

Братья серебро делили

А я злата, серебра не желаю

И хозяина с хозяйкой

С праздником поздравляю!

с. Новоильинка. Петуховского района

Колядование и славление Христа совершают в первые три дня от Рождества Христова, преимущественно в первый день, т. е. 7-го января. А на протяжении всех Святок (с 7 по 18 января от Рождества до Крещения) ходят друг к другу в гости и радостно празднуют пришествие в мир Христа Спасителя.

В рождественский сочельник все постились до позднего вечера, до появления звезды. А затем гадают. Гадания могут быть разными: на жениха или невесту, на будущее, на деток малых и даже на тещу!..

Вот, например, бросит девушка валенок через забор, а потом смотрит: куда носок укажет – там и суженый живет. Или постучать три раза по столу деревянной ложкой и послушать…где собака залает, там и твой жених живёт.

Утром 7 января бегают ребятишки (да и взрослые порой) из дома в дом, звезду носят, хозяев поздравляют и песенки колядные поют.

Кто не даст пирога,

Сведем корову за рога

Не дадите ножку

Мы свинью об сошку

Маленький юльчик

Сел на стульчик

В трубочку играю

Христа прославляю

Хозяина с хозяйкой

С праздником поздравляю

С Христовым Рождеством!

Подайте пятак

Отцу на табак

Матери на кофе

Сестре на картофель.

Я маленький мальчик,

Сел на стаканчик,

Стаканчик хруп

Дайте мне руб.

А если не угостили колядильщиков, вечером, по темну они такое устроят! Дрова раскидают, лавочку утащат, ящики почтовые спрячут… В прошлом году телегу у одного хозяина на дорогу выволокли. Так самое удивительное – тележка для трактора, без колес и в 50 метрах от дороги стояла! И кто это сделал – не узнать! Только вот парни молодые улыбаются так загадочно… Но кто докажет?..

Крещение

Раз в крещенский вечерок

Во многих местностях России день Воскресенья Христова называется Великим днем, так как существует поверье, доказывающее величие и святость этого праздника, что после Воскресенье Христова солнце не заходит в продолжении свей святой недели. И день великого праздника поэтому равняется семи обыкновенным дням.

Велик праздник Рождества Христова, когда мы вспоминаем, что Бог так возлюбил нас грешных людей, что сам стал человеком, разделил с нами все трудности человеческой жизни и научил нас как надо жить.

Но на Пасху мы празднуем еще большее чудо, еще большую радость. Иисус Христос пострадал на кресте и умер как человек, но случилось чудо, он победил смерть. Он оказался сильнее смерти – воскрес и нам всем открыл путь к светлой жизни.

Пасха слово еврейское и значит «исход», «избавление», «освобождение».

Изначально Пасха праздновалась у нас на селе и до сих пор на кануне праздника в каждом доме пекут куличи, красят яйца, стряпают пасхальный пирог из творога и изюма. Ночью в домах горит свет, хозяйки не спят, тем самым, как бы хотят помочь Иисусу в его мучениях (рассказывают бабушки). Когда на селе была церковь, всю ночь шли Богослужения, а на заутрене вокруг церкви расставляли столы, жители приносили куличи, пасхи, яйца, для того чтобы поп освятил их.

После «всего» все шли на край села, где наблюдали как «играет» солнышко.

После; - когда люди «разговеются» после великого поста, выходят все, стар и млад на улицу, где устраивают соревнование. Загодя готовят круг (копают углубление в земле, посыпают золой, ровно разметают золу крылышком птицы).

Начинается игра с того, что нужно поставить на кон по 1 яйцу. Итак, игроки пускают по специальному лотку яйца (сколько игроков, столько и яиц). Затем в порядке очереди выбивают яйца, кому-то приходится выбить 2, кому не одного, но в этом и заключается игра (в умении правильно пустить яйцо по лотку). Побеждает тот, кто больше всех выбьет яиц. Случалось и такое, что приходили с 2 шт., а уходили с целой кепкой яиц, и наоборот.

Каждый год у нас отмечают Пасху, и каждый год проходит очень интересно этот замечательный, светлый праздник особенно для детворы, хотя в игре (катание яиц) принимают участие все от мало до велика.

Троица

Этот христианский праздник отмечается 2 дня.

1. Троицкая родительская суббота

2. Воскресенье – день Святой Троицы.

В первый день все жители ходят на места погребения своих близких – поминальный день.

На второй день – также поминание и украшение дворов и мест погребения (кладбище) зелеными веточками березы. Это и есть особенность праздника.

В Троицын день у нас придерживаются следующим обычаям. Пускают венки на воду (гадание заключается в том, что если венок прибьет к берегу, то можно ждать, что в том краю молодая девушка родит ребенка, не выйдя замуж). А еще просто на просто узнают свою судьбу.

Праздничные гуляния в Троицын день обязательно проходят в лесу, на берегу озера, почти все село празднует самый оживленный народный праздник.

Народный праздник Ивана Купалы

Есть у русского народа праздники с языческих времен – Масленица, Купала. Последний совпал с церковным праздником Рождества Иоана Предтечи и стал называться днем Ивана Купалы. Этот праздник посвящен солнцу и связан с древнейшими культами славян – огня и воды. Поэтому в этот день обливают друг друга водой и разводят костры. На Ивану Купалу собирают лечебные растения – в это время они полны особой силы.

У нас на селе этот праздник проходит очень весело. Ребятишки с утра до ночи обливают не только себя, но и взрослых, и никогда никто не обижается на проказы ребятишек. Праздник есть праздник!!! Вечером за деревней на берегу озера собирается много народа, и разводят костры. Ну а у костра, как всегда, - это и игры, и песни, и пляски.

Отмечают этот праздник 7 июля (по старому стилю этот день приходится на 23 июня), в день летнего солнцестояния, когда прекрасное светило дня, делает первый поворот на зиму:

Не найти длиннее

Дня, чем перед нею.

Не сыскать короче

Этой летней ночи…

(Сергей Белорусец).

Праздник этот славяне связывают с богом солнца – ведь приходится он на день «солнцеворота», на самую середину года, а также этот праздник впадает в христианский праздник Рождества.

Не смотря на многовековую давность, купальские празднества не вполне утратили своё первоначальное значение, из веры они перешли в круг простонародных суеверий, обрядов – в обычаи, во многих случаях они стали забавою для сельской молодёжи. По словам старейших жителей села Ефименко Александры Ивановны, Калининой Анны Никитичны , основные обряды праздника совершались в ночь на Ивана Купалу. Ночь эта считалась волшебной, спать в эту ночь не полагалось, потому что оживает вся нечисть – ведьмы, оборотни, русалки. Чтобы защититься от них, нужно было в самых уязвимых местах дома разбросать волшебные травы. Самой лучшей, защитной являлась крапива и осина. Считалось, что любая трава, сорванная в эту ночь, является целебной, надо отметить, что сам праздник – это время буйного цветения всей растительности. Ещё этот праздник величают «травником». Собирали не только лечебные, целебные травы, но и травы для гаданий. Особым уважением, как бы символом был цветок Иван – да – Марья.

Иван да Марья на горе купались

Где Иван купался – берег колыхался,

Где Марья купалась – трава расстилалась…

Из воспоминаний жительницы села Тябутовой Екатерины Семёновны, мы узнаём, что в канун праздника Иван Купала, ходили в лес, на поляны для сбора полезных трав, плели – завивали венки. В поход в лес приглашали тех, кто знал травы, по обычаю прежде, чем пойти в лес, делали остановку у последнего двора, где был колодец, умывались, пили, тоже могли делать и на обратном пути. Когда возвращались уже с травами, обязательно дарили их знакомым и родственникам, иногда хозяева разрешали заходить во двор и уложить траву на огуречные гряды. Взамен дарёной травы просили дров, которые использовали для разведения «купальских костров». Бывало и так, радушные хозяйки встречали прямо у двора с накрытыми столами, с блинами и квасом – обязательно. На краю села всегда наряжали «купальское дерево».

Со слов Игнатовой Анны Демидовны, в лесу в этот день делали веники не только березовые и травяные, но и с других пород лиственных деревьев. «Вечером бежим на речку варить кашу, захватываем молока, крупы, соли, сахара, приходим на берег, разжигаем костёр. В костёр бросаем одежду тяжело больных с поверьем, чтобы прогнать всю хворь и болезни. Пока каша варится, мы пляшем, играем, водим хороводы. Праздник весёлый, поем много всяких песен, а потом едим кашу». Можно услышать и такие:

Ой, Купаленка, ночка маленька

Ходил Иван, в воду упал,

Марья купалась – сухая осталась

Или такую: Купалочка, где твоя дочка?

Как зовут?

Где живёт?

В садочке.

Что на ней?

Сорочка.

Или: Еще что кому до нас

Когда праздничек у нас

Завтра праздничек,

Иванов купальничек.

Вот что поведала о празднике жительница села : «Ребятня бяжат на берег с вёдрами, набирают мутной воде и начинают обливаться, полощутся, в грязи валяются, а потом бегут купаться. А вот старшие по утру собирают росу и умываются ей, чтоб не было никаких угрей, прыщей на лице, а в доме росой кропят стены и койки, чтоб не водились клопы и тараканы. А молодежь на кануне бегает по лесам, ищет папоротник - никому ещё не приходилось найти этот цветок, а говорят, цветёт он в полночь и рвать его надо одному».

«Именно в ночь на Ивана Купалу наблюдалось оживление всякой нечисти, как и вовремя зимних святок, считалось лучшем временем для гаданий. Гадали на травах, отыскивали, собирали в пучок, клали в изголовье, а утром – считали, если 12 трав в этом году замуж выйдешь.

Если роса обильная - на хороший урожай. А ещё стирали тряпочку и весили во дворе, если она за ночь высохнет, то лето будет теплое и хлеб уродится, а если замерзнет, то лето холодное. С Иванова дня можно было брать лесную ягоду. Если ночь на Иван Купала звёздная – к урожаю грибов. В Иванову ночь воровали лук – головку или перо, чтобы у себя вырос хороший лук. Гадали на венках, ходили смотреть венки в лесу, которые плели на кануне праздника, если не завял, то хорошее в жизни ожидай, а если повянет, то неприятность жди.

Венки с головы бросали на воду, приговаривали: «Суженый-ряженый, плыви по течению, где моя судьба». Прыгали через «купальный костёр» парами, взявшись за руки, если руки не расцепятся, то молодые остаются вместе. Делали оберёг от нечистой силы, верили в приметы, под калитку клали крапиву или полынь у пригонов (сарай для домашних животных) переворачивали вилы, косы, грабли». Обо всем этом нам поведал житель села .

Заключение

В наше трудное время много говорится о возрождении Отечества. Благородное это дело – восстановление культуры нашего народа, но те традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков, деформированы современностью. На Руси праздники всегда любили. Народ умел трудиться, умел и веселится.

Праздник всегда мыслился человеком одушевлённым и одухотворённым: он «заходил» и «уходил», его встречали и провожали.

Праздник и праздничный годовой цикл - это глубоко обоснованная народным сознанием система жизни человека в природе.

Пусть живут в наши дни добрые и светлые праздники прошлого, пусть принесут они радость в нашу жизнь!

Сравнивая, сопоставляя ход праздника, мы видим очень большую разницу, до наших дней дошли отдельные моменты. Само слово «праздник» воспринимается по-разному: в нашем представлении праздник - это остановка будничного течения дел, отдых и развлечения. А раньше его воспринимали так не потому, что «суетные дела спят», а потому что духовное чтили выше телесного.

Мы считаем, что с возрождением народных традиций, появляется интерес к прошлому, население с удовольствием приходит на такие мероприятия. Это особенно видно на празднике Ивана Купала. С большим интересом в празднике принимают участие и взрослые, и дети. Старшее поколение, как наставники, показывают, что необходимо сделать, чтобы праздник прошел интересно, по правилам. Эмоциональный настрой праздника, свидетелем которого мы были, останется надолго в нашей памяти. Поэтому мы считаем, что народные праздники несут в себе духовное и нравственное воспитание нового поколения.

Необходимо и уделять больше внимания народным праздникам, так как это настоящее время востребовано народом как никогда.

Список используемой литературы

1.Круглов, обрядовые песни. Изд-во Высшая школа, 1989.-стр. 219.

2.Круглый год. Изд-во Правда, 1991.- стр. 219.

3.Молодёжная эстрада № 5 1991.

4.Науменко, детское поэтическое творчество. Стр. 54.

5.Панкеев, И. Русские праздники. Изд-во Яуза, 1998.- стр.238.

6.Снегирев, простонародные праздники и суеверные обряды. – М.:

7. Советская Россия,1991.- стр. 38.

МУ «Отдел образования Новошешминского муниципального района РТ»

Классный час на тему:

Моя малая Родина: обычаи и традиции

Подготовила:

Методист отдела образования

ИК Новошешминского муниципального района РТ

Халиуллина Наиля Саитовна

Классный час: Моя малая Родина: Обычаи и традиции

Цели :

1) Расширить знания детей об обычаях и традициях татарского народа.

2) Воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою семью.

Оборудование:

    фотовыставка «Загляните в семейный альбом»;

    выставка «Семейные реликвии»;

    фонограмм а песн и «Семейный альбом».

Ход мероприятия

1. Вступительное слово :

Добрый день, дорогие ученики, дорогие гости! - Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень важных вещах. У каждого человека есть своя малая родина, которую он призван беречь и хранить. Назовите свою малую Родину. Да , нашей малой Родиной является Татарстан. А что, по-вашему, значит любить Родину? Любить Родину - значит знать ее историю, культуру, национальные традиции и праздники. Обычаи и праздники зародились давным – давно, они являются выражением эмоциональной жизни народов Татарстана. Татары очень уважительны к истории своего народа. Обычаи и праздники татар чтут и соблюдают по сей день. В народе есть такая мудрость, которая гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа».

Самые любимые татарские праздники знаете и вы.

Дорогие ученики! Уважаемые гости! Вспомните, в каких из них вам приходилось участвовать? (Сабантуй, На у руз). Многие из этих праздников родились ещё в древности - несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить… Потому что праздники - это праздники сердца, души народа. Татарские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.

Выражением эмоциональной и эстетической жизни народа выступают обряды и праздники. Традиционно праздничная культура татар включала в себя как религиозные (Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамазан), так и светские праздники, отмечаемые в определённое время года. А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются б ә йр ә м. Учёные считают, что это слово означает "весенняя красота", "весеннее торжество". Пожертвование и весеннее торжество - вот какой смысл у татарского праздника!

1 – ый ученик: Ураза гаете - Праздник по случаю завершения поста . Ураза-байрам отмечается по завершению тридцатидневного поста в месяц рамазан.

Придерживаются поста и взрослые и дети. С восхода до заката постующие не должны принимать пищу и воду. Во время поста нельзя употреблять спиртные напитки. После завершения поста празднуют Ураза гаете. Праздник начинается с проведения коллективной утренней молитвы - Гает намазы, в которой принимает участие все мужское население, в том числе и мальчики. Пока мужчины ходят на молитву, женщины дома готовят праздничный ужин, во время которого первыми за стол садились мужчины, а потом женщины, таким образом показывая свое уважение к представителям сильной половины.

2 –ый ученик: Курбан-байрам – обряд отдаривания перед умершими предками.

Через два месяца и десять дней после Ураза байрам проводится Курбан – байрам. Перед праздником, заранее, начинают откармливать жертвенного барана. В этот праздник на столе обязательно должно быть мясное. Мясо жертвенного животного, согласно предписанию, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. Обряд проводится дома. Приглашают муллу, которого выбирают жители деревни. Он читает молитву, называя имя усопшего.

Кроме религиозных праздников, существовали и существуют любимые народные праздники и тради ци и

3-ий ученик: Очень ин тересен и дорог традиционный семейно-бытовой обряд - "исем кушу" . С рождением ребенка в каждом доме связаны самые радостные и светлые воспоминания. Этот семейный праздник выражает чувство радости и надежды в связи с появлением нового члена семьи. Имя ребёнку давали через несколько дней после рождения. Оставлять его без имени дольше считалось опасным, т. к. он мог заболеть.

Обряд наречения имени "исем кушу" проводется с приглашением муллы и почетных старцев - родственников и соседей. Младенца на подушке приносили к мулле, и он, читая выдержки из Корана, несколько раз громко произносил имя новорождённого. Эта традиция является обязательной и в наши дни.

Если говорить про татарские праздники, то стоит упомянуть такой праздник, как С ө мбел ә .

4-ый ученик : Сөмбелә - Это татарский народный праздник труда. Его празднуют после того, как собрали урожай. Этот праздник имеет очень древний корень, еще давние предки праздновали его, радуясь, что закончились все полевые работы. В праздник С ө мбел ә люди отдыхали после длительных сложных работ на полях. Программа праздника достаточно простая – гуляния, песни, танцы, конкурсы, игры, угощения татарскими национальными блюдами. Планируется также выставка-ярмарка необычного урожая – дивной формы или очень больших размеров. Татары верят, что благодаря этому празднику воспитывается любовь к труду, к родине, к земле, к традициям и обрядам. С ө мбел ә - это показатель того, как народ трудиться на родной земле, любит ее и уважает. Он служит наглядным примером детям .

Одной из традиций татарского народа является "Каз ө м ә се" («Ощипывание гусей»).

5-ый ученик: Раньше татарская семья каждый год выращивала большое количество гусей - по 30-60 штук. Глубокой осенью необходимо было их обработать: ощипать, опалить, выпотрошить. Для того, чтобы выполнить такую тяжелую работу, хозяйка приглашала молодых девушек. Работу делали дружно, весело, с песнями и шутками. Хозяйка в это время готовила к столу гуся. Он подавался обычно с отварной картошкой и домашней лапшой. Готовились и другие блюда: б ә леш, п ә р ә м ә ч, ч ә к-ч ә к. Вечером в доме проходили посиделки - молодые парни приходили в дом, чтобы повеселиться, себя показать и девушек посмотреть. Парни приглашали девушек на танец. Вместе пели, играли в разные игры.

А сейчас мы хотим вам показат ь часть праздника Аулак өй” .

Аулак өй”- это молодёжные посиделки. Собираются девушки, вяжут, вышивают. К ним приходят юноши, просят впустить в дом, а в качестве выкупа исполняют песню, танцуют, отгадывают загадки.

У татарского народа есть праздник Нардуган. Обычно его начинают праздновать с 22 декабря по 7 января. Нардуган - это, те же Святки. В переводе Нардуган - это «рождения солнца». Праздник символизирует пробуждение природы и торжество жизни. В праздник ряженые с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья, достатка.

Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза .

6 –ой ученик: Науруз Байрам – древнейший земледельческий праздник, праздник весеннего равноденствия, который отмечается 21 марта. Слово «науруз» имеет персидские корни и означает «новый день». Праздник является точкой отсчета нового года по лунному мусульманскому календарю. В Татарстане Науруз проходит, как праздник согласия и дружбы народов. В этот день люди ходят в гости друг к другу, угощаются самыми вкусными явствами . В старину дети ходили по домам, рассказывали хозяевам стихи, а хозяева давали им угощения . В этот праздник люди веселятся, так как существует поверье: если Новый год встретить не веселясь, то весь год будет плохой.

7 –ой ученик: В давние-давние времена, говорят, люди не знали, почему приходит весна. Они думали, что весну приносят на крыльях грачи. Поэтому в знак благодарности грачам они устраивали праздник "Карга боткасы" . Деревенские дети пели частушки, приглашая взрослых на праздник. Взрослые на берегу реки начинали варить кашу для всей деревни, пели песни, играли в разные игры, танцевали и шутили. В самом конце праздника все вместе ели кашу, не забывая оставить её и птицам. Когда люди уходили, грачи прилетали и клевали остатки каши.

8-ой ученик: Янг ыр теләү йоласы ( Обряд вызывания дождя) Этот обряд проводится в засушливые годы, спустя некоторое время после весеннего сева. Этот обряд обычно провод ят женщины. Собираясь в назначенный день в условленном месте, непременно вблизи источника воды, они, обращаясь к Аллаху, пели соответствующие суры Корана, к ни м прибавляли и свои пожелания - просьбы о дожде, о хорошем урожае. Ритуальным актом было обливание друг друга водой. Также варят кашу и угащают им детей.

- А теперь догадайтесь, о каком празднике идет речь. Это самый веселый и массовый праздник татарского народа... Да, да, это - сабантуй. ев уш ки и парн и, одетые в татарские национальные костюмы входят в кабинет созывая людей к празднику Сабантуй.

Сабантуй - это один из любимых праздников татарского народа. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры.
Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан - плуг и туй – праздник). Сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева. Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу.

Организуются праздничные игрища с состязаниями песнями и плясками. На этом празднике чествуют землепашцев, лучших тружеников, вручая им подарки. В своём мастерстве состязаются певцы, танцоры, чтецы .

Развлечений на сабантуе великое множество. Главное - это, конечно же, национальная борьба курэш. Победитель курэша – абсолютный батыр - получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета.

Традиционные соревнования сабантуя:
- Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».
- Бег в мешках.
- Поход за призом по наклонному качающемуся бревну.
- Игра «Разбей горшок»: участникам завязывают глаза, дают в руки длинную палку и велят ею разбить горшок.

Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, естественно, ждет приз.
- Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней - сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу.
- Скачки.

Сабантуй внесён в Золотой Фонд Культурного Наследия Человечества.

И сегодня татарские народные праздники продолжают хранить национальную самобытность и духовность татарского народа. Они укрепляют родственные и дружеские отношения, сплачивают людей: люди чувствуют себя в дни этого праздника одной семьёй. А это - счастье, когда люди считают себя одной семьёй. Вы согласны?

«Загляните в семейный альбом» (звучит песня «Семейный альбом»).

К нашему мероприятию мы подготовили семейные ал ь бомы , где представлены ваши семейные фотографии. Как вы думаете, с какой она связана традицией?

Да, нужно собирать и хранить семейные фотографии, потому что они надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях в жизни.

«Загадки бабушкиного сундука»/.

- Что дом делает домом, не похожим на другие дома? (Вещи)

Человек живет, пользуется вещами, которые ему дороги. Некоторые вещи хранятся годами, даже десятилетиями, и которые позже становятся семейными реликвиями.

Мы сегодня много говорили о разных традициях. Как вы думаете, а для чего они нужны? Да, очень важно следовать традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное - они нужны, чтобы семья была крепкой и дружной.

В конкурсе «Семейный очаг» со своей проектной работой «Самая дружная семья» наша ученица Хусаинова Рамиза заняла 3 место. Мы эту работу хотим показать и вам. В этой проектной работе вы увидите какие же национальные традиции помнят и чтят наши семьи. А особенно многодетная и дружная сем ь я Хусаиновых.

А тепер ь Уважаемые гости мы с вами посетим краеведческий музей села Тубылгы Тау, г де вы познакомитесь с экспонатами, связанными с нашей татарской национальной культурой.

Завершая мароприятие, ёщё раз хочется сказать, что народ выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа и мы должны помнить об этом.

2.2 Традиции моей малой Родины

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков. Быт народа складывается под влиянием многих факторов - природных, исторических, социальных и других. В известной мере влияет на него и культурный обмен с другими народами, но никогда чужие традиции механически не заимствуются, а приобретают на новой почве местный национальный колорит.

На уроках музыки дети знакомятся с традициями и обрядами русского народа. Также нельзя забывать и о том, какие традиции и обряды были у твоих предков на твоей малой Родине.

Вологодская область расположена на севере Русской равнины, в умеренном поясе, в зоне Тайги. Она простирается к востоку от Онежского озера вдоль реки Сухоны, до верховий северной Двины. Площадь Вологодской области составляет – 145,7 тыс.кв.км. Вологодская земля – край древне - русского заселения. Включает в себя 26 районов.

Один из районов Вологодской области – Харовский район.

Харовский муниципальный район расположен в центральной части Вологодской области. Первые упоминания о населении района относятся к XIV веку. Однако история Харовского края уходит во времена более давние. Раскопки показывают, что самые ранние поселения появились в 7-5 тысячелетии до нашей эры. К XVI-XVII векам на территории нынешнего Харовского района уже было несколько крупных поселений. Крестьяне занимались земледелием, охотой и рыболовством, возводили церкви.

И в настоящее время люди продолжают дела своих предков: выращивают и ткут лен, заготавливают и обрабатывают древесину. Так же они бережно хранят традиции народных художественных промыслов. Наиболее известные из них: кружевоплетение, резьба по дереву, роспись по дереву, ткачество, плетение из ивового прута и бересты.

Берестоплетением занимались с давних времен. Береста, вероятно, самое древнее и самое распространенное северное сырье, использовавшееся всевозможными мастерами. Из нее изготовлялись обувь, игрушки, святочные маски (личины), посуда и утварь. Береста имеет по структуре и цвету двусторонние свойства, легко добывается и хорошо поддается обработке. Она декоративна сама по себе. Легкость, прочность и доступность сделали ее любимым, поистине народным материалом. Берестяные резные туеса, солонки, окантовка для корзин делались на Севере повсеместно.

Повсеместно было развито искусство плетения из ивового прута. Низменные заболоченные земли уезда являлись удобным местом для произрастания различных видов ивы, одного из самых быстрорастущих кустарников на Севере. Ивовый прут хорошо колется, строгается, гнется, обладает хорошей вязкостью, имеет множество природных оттенков, поэтому является прекрасным сырьем для мастеров. Из него плели необходимые в хозяйстве вещи: пестери, корзины, сундуки, морды для ловли рыбы и т.д. В обиходе у крестьян была даже мебель, изготовленная из ивового прута. Заготовка ивы проводилась с поздней осени до апреля месяца.

Полеводством и животноводством занимались все по мере своих сил: мужчины и женщины, дети и старики. Все, что касалось рубки и вывозки леса, а также строительства, отдавалось взрослым мужчинам. Были, конечно, случаи, когда с топором на угол садилась женщина, но это считалось ненормальным, что и отражено в пословице: «Бабьи города недолго стоят». С лесом накрепко связано и устройство многообразного крестьянского инвентаря: как полевого, так и домашнего. Вся посуда, вся утварь вплоть до детских игрушек создавалась мужскими руками. Деревянные изделия выделывались из березы, осины, сосны, ели.

Другое дело - лен. На Русском Севере, в том числе и на территории современного Харовского района, в силу климатических условий успешно выращивали лен. Лен - это на протяжении многих столетий спутник женской судьбы. После посева мужские руки редко касаются льна. Весь долгий и сложный льняной цикл подвластен одним женщинам.

Дело поставлено так, что девочка в самых ранних летах проходит около льняной полосы с особым почтением. Во многих семьях девочки уже в возрасте восьми - десяти лет начинали готовить себе приданое и свадебные дары, для которых делали или заказывали особый сундук либо коробью. Туда и складывались до самой свадьбы за многие годы вытканные холсты, строчи, сплетенные на досуге кружева. Потому и волнуют девичью душу льняные полосы:

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький,

Не крутись ты, мой миленький.

В этой хороводно-игровой старинной песне воспевался весь путь от льняного крохотного темного семечка до белоснежного кружевного узора. Но как долог и труден он, этот путь!

Кружевоплетение – это долгий процесс, но редкая девица не стремилась выучиться плести. Манеру плетения, искусство составлять узоры передавали внутри семьи. Обучение проходило в форме наставничества от старших к младшим, занимались этим бабушки, тети, старшие сестры, реже матери. Не дожидаясь счастливых случайностей, девушки еще с детства постигали мастерство плетения. Они сами себе создавали свою красоту. Во время плетения девушки проявляли свой талант. Кроме того талант проявлялся и во многом другом, например в фольклоре. Девушки во время плетения рассказывали сказки, на ходу выдумывая новые приключения.

Многие народные промыслы и традиции Харовского района существуют и сегодня. В 1993 году с целью сохранения, восстановления и развития традиционной народной культуры открыт Дом народных художественных промыслов и ремесел (с 2006 года – Центр традиционной народной культуры), в котором в настоящее время работают мастерские:

Мастерская живописи (зав. мастерской – Малков Александр Африканович);

Мастерская росписи по дереву (зав. мастерской – Петрова Галина Анатольевна);

Мастерская плетения из природных материалов (зав. мастерской – Гусева Наталия Сергеевна);

Мастерская женских ремесел (зав. мастерской – Шумилова Ольга Борисовна).

Учащиеся Центра не только перенимают от мастеров традиции ремесла, но и изучают песенно-музыкальный фольклор, обычаи и обряды своего района. На этнографическом материале строится и проведение традиционных праздников для учащихся ЦТНК, школ города, воспитанников детских садов. «Святки» с колядками и гаданиями, приходом ряженых, Масленичная неделя, которая начинается Встречей и заканчивается Прощеным воскресеньем, Троицкий Семик – с завиванием березок, хороводами над рекой; Покровские посиделки, Кузьминки, Екатерина-санница приобщают детей к народной культуре. С огромным удовольствием дети играют в народные игры, принимают участие в подготовке и проведении праздников: строят снежную горку, пекут блины, жаворонков, участвуют в театрализации.

Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо отметить, что земли Харовского района издавна были населены творчески одаренным народом, создавшим самобытную художественную культуру, с ярко выраженными национальными чертами. Используя природные материалы, мастера создавали полезные и красивые вещи. Предметы «жили» в художественно организованном пространстве, они служили человеку, приносили ему радость, уют, вызывали эстетические чувства.

Накопленный опыт художественного творчества, художественного созидания передавался из поколения в поколение, вырабатывались традиции, рождались и культивировались определенные навыки и приемы. В каждой местности они были свои, отличные от других регионов, вот почему так разнообразно и богато народное искусство. Музейные предметы крестьянского быта, собранные в результате экспедиционного обследования современного Харовского района, дают очень цельное представление об уровне художественного развития края в XIX - начале XX века, когда существовали и были жизненно необходимы многие ремесла, промыслы и художественные виды творчества.

Таким образом, традиции моей малой Родины разнообразны и запоминаются своими яркими впечатлениями.


Работе нами была освещена проблема развития художественно-творческих способностей младших школьников с ЗПР с помощью использования музыкально-игровых методов. Мы поставили перед собой цель: выявить музыкально-игровые методы для развития художественно-творческих способностей младших школьников с ЗПР. Для достижения поставленной цели была проведена следующая работа: - изучен передовой научный...

Сформулирована и поставлена цель дальнейшей работы. Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась разработка и апробация методики развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Разработать методику развития музыкальности детей экспериментальной группы; ...

Способности, творчество. 2. Раскрыть опыт практического использования фольклора в системе образования Вологодской области. 3. Выявить комплекс педагогических условий развития творческих способностей младших школьников через организацию занятий по фольклору. 4. Разработать тематические уроки и на основе собственного опыта выявить и обосновать формы и методы использования фольклора на уроках. ...

Казаков (например, обряд «своды»: Анашкина, 1976; Листопадов, 1947-1954). 1.2. Значение пения как процесса формирования вокальной национальной культуры детей. Особенности детского голоса Пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения...

Духовно-нравственные и культурные традиции моей семьи, моего рода и моей малой родины

Каждая семья - это своеобразный мир, в котором царят свои нормы и традиции, есть свои ценности. Не материальные ценности, а духовные. Это память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье. К семейным ценностям можно отнести многое: фотоальбомы, старые письма и вещи, мебель, растения, посаженные ещё нашими бабушками, и дома, построенные нашими дедами. Семейные ценности - это прошедшее время, давно утёкшее в безвозвратность и живущее нашими мыслями, воспоминаниями о нём.

Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны между собой. Каждая история моей семьи неразрывно связана с историей моей Родины.

Патриотизм, я считаю должен составлять основу духовно-культурных ценностей страны. О патриотизме можно говорить много, красиво и долго. Можно, например, сказать, что патриотизм -- это высокое чувство преданности и любви к своей Родине. Можно привести огромное количество метких высказываний в подтверждение этого тезиса. Но что значит истинный патриотизм? Что значит быть настоящим патриотом своей Родины? В последнее время мы имеем самые неограниченные возможности для получения разнообразной информации. Я как человек, страстно увлеченный изучением прошлого нашей страны, особенно ее «белых» пятен, читаю много книг, смотрю фильмы, основанные на подлинных документах. И вот что мне хочется сказать. Те люди, которые являлись виновниками развязывания захватнических войн, писали «сочинения» на свободную тему, о том, как любят свою Родину, какие они патриоты, подкрепляли свои слова убедительными примерами из жизни и художественной литературы. Но данный «патриотизм» не имеет право на жизнь, так как настоящее чувство любви к своей Родине не должно идти вразрез с общечеловеческими ценностями и гуманизмом - мы все помним и не никогда не забудем пример Второй мировой войны. Да, в истории нашего государства было время, когда определённой группой людей, обладающей огромной властью и, в то же время, наделённой исковерконным чувством патриотизма, выдумывались лозунги, которые были чистым популизмом. Насквозь пропитанные фальшивыми словами, они были напрочь лишены всякого ценностного содержания. Но наши прадеды, деды и родители любили огромную страну не за то, что было написано на транспарантах, а за то, что патриотизм у нас в крови. Патриотизм -- исключительное чувство. И в этой исключительности есть исток единственной великой правды. Она состоит в том, что народ, как и отдельная личность, имеет свое предназначение. И народ, к которому мы принадлежим по рождению, должен стать одной из непреходящих и незаменимых форм в иерархии, составляющей совершенную полноту содержания нашей жизни. Всегда есть опасность, что предварение великой правды снова превратится в пустую, лживую и пагубную претензию. А чтобы этого не произошло, нужно изъявление: «Я люблю свою Родину» -- превратить в повеление патриотического долга: «Помогай Родине словом и делом в осознании и исполнении ее высшего предначертания».

На мой взгляд Родину нельзя, так же, как и слово «счастье», определить одним словом или даже фразой. Обыкновенно, это страна, где родился и вырос человек. Родина - это место, где он провёл лучшие годы своей жизни, детские годы; это его судьба, к которой он ощущает свою сопричастность.

Именно с детских лет, родители приучали меня, маленького человека, любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учили уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стране, может быть поэтому я и выбрала такую профессию. Познавая мир от родителей, я приучилась к традициям, религии и культуре своей семьи, а следственно и своего государства. Я «впитывала всё как губка», запоминая даже малейшие детали. Мне близко по духу высказывание российского поэта Есенина «Я скажу не надо рая, дайте родину мою».

Каждое поколение своим трудом старалось сделать будущее своей Родины лучше, счастливее. Мои прадеды родились в начале XX века, в это время происходило множество перемен.

Мой прадедушка хоть не принимал участия в военных действиях, но очень много сделал для нашей страны. Он всю трудовую жизнь работал, был награжден медалями и орденами. Он прожил большую жизнь и показал мне пример активной, трудовой жизни. Его все уважали. Его жена моя прабабушка, воспитала детей, которые выросли хорошими людьми. В их семье всегда была атмосфера любви, взаимопонимания, уважения друг к другу.

Дедушки моего папы работали в колхозе, занимались сельским хозяйством. Они были близки к земле. Их мирный труд прервала война, и они ушли на фронт защищать землю, на которой они жили, работали и растили своих детей. Прадедушка вернувшись с войны, занимался восстановлением колхозного хозяйства.

Трудное детство досталось нашим бабушкам и дедушкам. Приходилось голодать, мерзнуть, прятаться от страшных бомбежек. Но, несмотря на все перенесенные трудности, наши бабушки и дедушки не потеряли веру в счастливое будущее. Они стремились стать полезными для нашего общества

Когда началась война, мой дедушка был ребёнком. Так как многие мужчины ушли на фронт, вся работа легла на плечи женщин и детей. Дедушке пришлось работать. В семье он был старшим и всегда заботился о своих братьях и сестре. Так как учителей не хватало, дедушка преподавал рисование, черчение, труд, вел кружки. Благодаря ему, многие ребята выбрали себе профессии, научились честно трудиться. Дедушка всегда был строгим, но справедливым учителем. За что его всегда уважали. В те далекие годы не было ни телевизоров, ни компьютеров, и учитель был главным источником знаний.

В моей семье существуют определённые семейные традиции. Семейные традиции -- это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции -- это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Для меня важной задачей является продолжение семейных традиций, для того чтобы мои дети выросли со знанием красоты мира, окутанные любовью и сформировали надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых - его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Я хочу выстроить для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем - научу первым словам, затем - передам свое отношение к словам, вещам, поступкам.

Я понимаю, что то как ребёнок отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или - как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем. Я с уверенностью могу сказать, что ощущаю себя счастливым человеком, в этом я вижу большую заслугу моих родителей.

Сейчас мне 23 года, сказать что я много повидала в жизни- ничего не сказать. Мне есть с кого брать пример в жизни. И я думаю, что если каждый человек будет честно жить, хорошо трудиться, любить свою Родину, то история нашей страны станет еще лучше, светлее и богаче!




Top