Воспитательное значение литературы. Значение художественной литературы в воспитании детей Значение художественной литературы огромно потому что

Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.

Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.

Какова роль, значение литературы в жизни человека?

Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.

Литература указывает нам пути самосовершенствования.

О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.

Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.

В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

Цели урока

1. Дать представление о традиционной периодизации литературы XX века.

2. Осознать кризисность эпохи начала XX века и понять её причину.

3. Дать общее представление о литературных течениях начала XX века

Значение художественной литературы огромно потому, что

она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и

М.Горький.

Ход урока.

1. Вступление к уроку . На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.

Какой была внутриполитическая обстановка в стране?

(Необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции).

И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.

Периодизация русской литературы6

Серебряный век (1900-1917)

Первые десятилетия советской литературы (1917-1941)

Литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

Литература середины века (50-70-е годы)

Литература 80-90-х годов

Современная литература

Последнее десятилетие 19 века открывает в русской литературе новый этап. Радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, культура, искусство. Н.Бердяев так сказал об этом времени: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности…» Русская литература стала многослойной. Появились различные литературные направления. Перечислим их.

  1. Критический реализм.
  2. Декаданс.
  3. Модернизм: символизм, акмеизм, футуризм.
  4. Социалистический реализм.

Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.

Литературное направление

Особенности литер. направления.

1. Критический реализм.

3.Модернизм (от франц. «современный»).

А) Символизм (1870-1910г.)

Первое и самое крупное течение, возникшее в России.

Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)

В) Футуризм (будущее)

4. Соц. реализм.

1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.

2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.

3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.

4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.

2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.

1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистике.

2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.

1. Выражение идеи с помощью символов.

2. Метафоричность, «Поэзия намёков», иносказательность, культ впечатления.

3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.

4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.

1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

2.Возврат слову его изначального, не символического смысла.

3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.

1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.

2. Создание «заумного языка», игра слов и букв.

3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.

2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.

3. Писатель-это выразитель идей социализма.

4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.

В мире широком, в море шумящем

Мы-гребень встающей волны,

Странно и сладко жить настоящим,

Предчувствием песни полны.

Радуйтесь, братья, верным победам!

Смотрите на даль с вышины!

Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом,-

Мы-гребень встающей воны.

Вот результаты сопоставления:

1. Перестройка во всех областях жизни.

2. Борьба идей.

3. Многопартийность.

4. Путь реформ и насильственный путь(терроризм)

4. Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамка определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

5. Домашнее задание.

1) Выучить основные положения лекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вводный урок литературы в 11 классе.

Тема: Характеристика литературного процесса на рубеже19-20 веков.

Цели урока

  1. Дать представление о традиционной периодизации литературы XX века.
  2. Осознать кризисность эпохи начала XX века и понять её причину.

3. Дать общее представление о литературных течениях начала XX века

Значение художественной литературы огромно потому, что

Она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и

Чувство.

М.Горький.

Ход урока.

1. Вступление к уроку . На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.

Какой была внутриполитическая обстановка в стране?

(Необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции).

И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.

Периодизация русской литературы6

Серебряный век (1900-1917)

Первые десятилетия советской литературы (1917-1941)

Литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

Литература середины века (50-70-е годы)

Литература 80-90-х годов

Современная литература

2. Русская литература рубежа веков.

Последнее десятилетие 19 века открывает в русской литературе новый этап. Радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, культура, искусство. Н.Бердяев так сказал об этом времени: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности…» Русская литература стала многослойной. Появились различные литературные направления. Перечислим их.

Основные направления литературы 19-20 веков.

  1. Критический реализм.
  2. Декаданс.
  3. Модернизм: символизм, акмеизм, футуризм.
  4. Социалистический реализм.

Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.

Литературное направление

Особенности литер. направления.

1. Критический реализм.

3.Модернизм (от франц. «современный»).

А) Символизм (1870-1910г.)

Первое и самое крупное течение, возникшее в России.

Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)

В) Футуризм (будущее)

4. Соц. реализм.

1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.

2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.

3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.

4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.

2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.

1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистике.

2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.

1. Выражение идеи с помощью символов.

2. Метафоричность, «Поэзия намёков», иносказательность, культ впечатления.

3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.

4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.

1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

2.Возврат слову его изначального, не символического смысла.

3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.

1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.

2. Создание «заумного языка», игра слов и букв.

3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.

2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.

3. Писатель-это выразитель идей социализма.

4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.

3. Прослушайте стихотворение В.Брюсова «Мы» и сопоставьте время, в которое мы живём с рубежом 19-20 веков.

В мире широком, в море шумящем

Мы-гребень встающей волны,

Странно и сладко жить настоящим,

Предчувствием песни полны.

Радуйтесь, братья, верным победам!

Смотрите на даль с вышины!

Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом,-

Мы-гребень встающей воны.

Вот результаты сопоставления:

1. Перестройка во всех областях жизни.

2. Борьба идей.

3. Многопартийность.

4. Путь реформ и насильственный путь(терроризм)

5. Ещё…

4. Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамка определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

5. Домашнее задание.

1) Выучить основные положения лекции.

2) Мини-сочинение на одну из тем: «Рекомендую почитать», «Любимая книга современной прозы», «Меня потрясла книга» и др.


Творчески воссоздавая действительность, писатель не только выражает свое понимание ее закономерностей, сущности явлений, но и дает им оценку. Итоги размышлений писателя о жизни предстают перед читателем не в виде сухих формул и нравоучений, а в виде изображения мыслей, чувств, поведения живых людей - героев литературных произведений. Идея произведения связана с представлениями писателя о добре и красоте, чести и долге, смысле жизни и назначении человека. Она глубоко прочувствована, выношена писателем и пронизывает все произведение. Идея, воплощенная в художественных образах , оказывает огромное воспитательное воздействие, убеждает, внушает те или иные чувства.

    Иллюстрация В. Минаева к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

    Иллюстрация к «Поучению Владимира Мономаха».

    Иллюстрация Д. Кардовского к роману Д. Дефо «Робинзон Круэо».

    Иллюстрация И. Блиоха к роману В. Липатова «И это все о нем…».

    Иллюстрация Г. Мазурина к повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда».

    Иллюстрация С. Трофимова к повести А. П. Гайдара «Школа».

Достаточно вспомнить автобиографические повести М. Горького «Детство» и «В людях», чтобы наглядно убедиться в огромном воздействии художественной литературы на становление личности человека. Раскрывая сущность явлений и закономерности действительности, литература формирует взгляды читателей, закладывает основы их мировоззрения, указывает цели и пути претворения идеалов в жизнь. Литература воспитывает и ум, и чувства, формирует характер, т. е. влияет на личность в целом.

Чтение художественной литературы расширяет границы личного опыта, позволяет перечувствовать и осмыслить множество явлений современности и далекого прошлого, увидеть созданные воображением писателей картины будущего. Благодаря «Тихому Дону» М. А. Шолохова, «Железному потоку» А. С. Серафимовича, «Чапаеву» Д. А. Фурманова, «Цементу» Ф. В. Гладкова, «Живым и мертвым» К. М. Симонова мы переживаем события Гражданской и Великой Отечественной войн, видим как живых наших дедов, самоотверженно боровшихся и трудившихся во имя Родины. Жизнь миллионов людей одухотворена и освещена высокими идеалами, которые несут лучшие произведения литературы, в их сознании постоянно присутствуют образы Данко и Павла Власова, Чапаева и Павки Корчагина, Мересьева и Олега Кошевого: подобно реально существующим людям, эти литературные герои становятся советчиками и друзьями, примером для подражания.

Только литература - идейная, художественная, народная - воспитывает людей честных, сильных духом, способных взять на себя ношу своего времени.

Касаясь в первую очередь общественных отношений, жизни человека в обществе, литература способствует воспитанию мыслей и чувств, свойственных человеку как общественному существу, осознанию долга перед Родиной и народом.

Литература играет важнейшую роль в общественно-политической жизни общества. Если даже писатель не осознает себя проповедником определенных идей, его произведения объективно заключают эти идеи и становятся воспитательным фактором.

Безусловно, воспитательное значение имеют не только положительные образы литературных героев, которые становятся примером для подражания. Изображая отрицательные явления, писатель вызывает их нравственное осуждение, побуждает занять определенную позицию в жизни, совершать те или иные поступки. Литература убеждает неотразимой правдой изображения, которая позволяет глубоко уяснить закономерности действительности.

Следовать за писателем в особом, созданном им мире художественного произведения невозможно, если не становиться и самому в какой-то мере творцом, не заставлять работать свое воображение, чтобы воссоздать образы персонажей перед своим мысленным взором. Делая читателя соучастником творчества писателя, литература развивает способность к творчеству. Чтение стимулирует развитие мышления, обогащает и совершенствует речь. Наблюдения показывают, что школьники, которые много читают художественных произведений и занимаются музыкой и другими видами искусства, начинают лучше успевать не только по литературе и истории, но и по математике, физике и другим предметам.

Книга аккумулирует достижения многовековой культуры человечества и является важнейшим источником знаний, средством самообразования и саморазвития. Она позволяет познать окружающий мир, разобраться в своих мыслях, чувствах, потребностях, исканиях и найти дорогу в жизни, наметить программу самовоспитания.

Использование произведений художественной литературы на уроках химии

Художественные произведения позволяют активизировать внимание, поддерживать у учеников устойчивый интерес к приобретению новых знаний на уроках химии и оставляют эмоциональный след в их душе, так как именно литература оказывает благотворное влияние на развитие у учащихся воображения, заставляет их думать. Ещё А.М.Горький писал: «Воспитательное значение художественной литературы огромно, потому что она воздействует одновременно и одинаково на мысль и чувство».

Фрагменты литературных произведений могут быть иллюстрацией к формируемым у учащихся химическим понятиям, источником знания, увлекательным началом или формой введения в тему, а также применяться как исследовательская задача при изучении основополагающих понятий химии. Умело использованные художественные произведения не только оживляют урок и привлекают внимание учащихся, но и помогают увидеть химические явления в окружающей жизни. Ведь химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Поэтому многих писателей и поэтов побуждала эта особенность к созданию образов, навеянных размышлениями о веществе и его превращениях, сравнении и эмоциональном описании явлений и процессов. Всё это делало их произведения наиболее яркими, колоритными, образными и особенными.

Предлагаю вашему вниманию некоторые примеры , которые я использую в своей педагогической практике.

8 КЛАСС

На первых уроках в 8 классе важно показать огромную роль химии в жизни человека, в природе, обществе, истории. С этой целью я использую отрывок из романа У.Коллинза “Женщина в белом”. Один из героев романа, граф Фоско, очень образно и эмоционально говорит о безграничной власти химии: “Химия всегда имела для меня неотразимую привлекательность благодаря огромной, безграничной власти, которую она дарует тем, кто ее познает. Химики – я утверждаю это с полной ответственностью – могут, если захотят, изменить судьбы человечества.

…Говорят, разум управляет Вселенной. Но что правит разумом? Тело находится во власти самого всесильного властителей – химии. Дайте мне, Фоско, химию – и, когда Шекспир задумает Гамлета и сядет за стол, чтобы воспроизвести задуманное, несколькими крупинками, оброненными в его пищу, я доведу его разум посредством воздействия на его тело до такого состояния, что его перо начнет плести самый несообразный вздор, который когда-либо осквернял бумагу. При подобных же обстоятельствах воскресите мне славного Ньютона. Я гарантирую, что, когда он увидит падающее яблоко, он съест его, вместо того чтобы открыть закон притяжения. Обед Нерона, прежде чем он его переварит, превратит Нерона в кротчайшего из людей, а утренний завтрак Александра Македонского заставит его днем удирать во все лопатки при первом же появлении врага. Клянусь своей священной честью, человечеству повезло: современные химики по большей части волею непостижимого счастливого случая – безобиднейшие из смертных…”.

Говоря о значении химии , привожу слова А.М.Горького: «Химия – это область чудес, в ней скрыто счастья человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области».

В пьесе А.М.Горького «Дети солнца» профессор Протасов говорит: «Внимательней всего изучайте химию! Это изумительная наука, знайте! Ее зоркий взгляд проникает и в огненную массу Солнца, и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, в тайны строения камня и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит повсюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни..И она найдет его, она найдет. Изучая тайны строения материи, она создает в стеклянной колбе живое вещество…»

Раскрыть тесную связь химии с другими естественными науками можно словами одного из героев романа “Франкенштейн”.

“В химии, как ни в одной другой из естественных наук сделаны и еще будут сделаны величайшие открытия. Вот почему я избрал ее, не пренебрегая вместе с тем и другими науками. Плох тот химик, который не интересуется ничем, кроме своего предмета. Если вы желаете, стать настоящим ученым, а не рядовым экспериментатором, я советую вам заняться всеми естественными науками, не забыв и о математике.”

О могуществе химического синтеза можно рассказать устами профессора Протасова – персонажа пьесы А.М.Горького “Дети солнца”:

“Прежде всего, и внимательнее всего изучайте химию. Это изумительная наука, знаете. Она еще мало развита сравнительно с другими, но уже и теперь она представляется мне каким-то всевидящим оком. Ее зоркий, смелый взгляд проникает в огненную массу солнца и во тьму земной коры, а невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни… И она найдет его, она найдет. Изучая тайны строения материи, она создает в стеклянной колбе живое вещество…”.

При изучении способов разделения смесей , методов очистки воды можно использовать отрывок из сказки “Мороз Иванович”:

“Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь угольки и капает в кувшин чистая, словно хрустальная…”.

Отрывок из повести К.Г.Паустовского поможет привлечь внимание учащихся при изучении понятия о процессе кристаллизации :

“Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства”.

Изучение физических и химических явлений начинаю строками из поэзии Евгения Баратынского:

"…И вот сентябрь! Замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла въётся вкруг холмов,

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины.

Замолкли птиц живые голоса…..

Безмолвлен лес, беззвучны небеса!"

После этого предлагаю учащимся определить: какие химические и физические свойства лежат в основе поэтических картин?

Эпиграфом к уроку «Химические элементы» может быть стихотворение С. Щипачёва «Читая Менделеева»:

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там в космических глубинах.

Всё – от песчинок малых до планет,
Из элементов состоит единых

При изучении простых и сложных веществ можно привести строки:
Есть просто газ – легчайший водород,
Есть просто кислород, а вместе это –
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах .

Значение воды подчёркивается такими высказываниями: «Вода – это эликсир жизни», «Самое необыкновенное вещество в мире», «Вода – чудо природы».
Проводится конкурс на знание стихов, пословиц, поговорок о воде. Ребята друг другу задают заранее подобранные загадки о воде.
От разговора о большом значении воды следует логический и естественный переход к вопросам экономного её расходования и бережного отношения к ней.

При изучении темы «Кислород» стихи звучат в начале урока вопросом «О каком элементе сегодня пойдёт речь?».

Достоин тот газ удивленья-
Его применяют сейчас
Для резки металлов и в сталеваренье,
И в доменных мощных печах.
Берёт его лётчик в высотные дали
Подводник с собою берёт,
Вы верно уже угадали,
Что газ этот…(кислород ).

Давая понятие о катализаторах можно обратиться к роману А.Казанцева “Пылающий остров”.

На несуществующем острове Аренида был обнаружен фиолетовый газ – чрезвычайно активный катализатор реакции взаимодействия азота с кислородом: в его присутствии для начала реакции достаточно зажечь спичку. Этот газ решили использовать для уничтожения ряда стран. Ученый, открывший газ, хочет помешать этому и поджигает воздух над островом. Но катализатор не расходуется в процессе реакции, в следствии чего остров превращается в огромный завод, перерабатывающий азот и кислород земной атмосферы в оксид азота. Лишь усилия ученых многих стран помогли спасти атмосферу Земли.

Богатые возможности использования художественной литературы открываются и при изучении темы « Вода» . Гимном этому необыкновенному веществу, основе всего живого на Земле, звучат строки замечательного французского писателя А. Сент-Экзюпери:
«Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты исполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».

Природная вода не может быть химически чистой, так как содержит самые разнообразные примеси, которые отсутствуют в дистиллированной, т. е. химически чистой воде, которой посвящено стихотворение Л. Мартынова:

Вода благоволила литься!
Она блистала. Столь чиста,
Что ни напиться, ни умыться.
И это было неспроста.
Ей не хватало ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде,
Ей жизни не хватало
Чистой – дистиллированной воде!”.

Учащимся могут быть заданы вопросы: « Какие физические свойства воды были упомянуты? Что такое дистиллированная вода? Может ли природная вода быть дистиллированной? Чем дистиллированная вода отличается от водопроводной?».

Суровые условия Великой Отечественной войны привели к переосмысливанию многих вещей, например, к новой оценке воды- вещества, которое в обыденной жизни является привычным и доступным.

"…Вода!... Бывало, встанешь утром рано,

И кран, с его металла белизной,

Забулькает, как соловей весной,

И долго будет течь вода из крана.

Так, словно о чуде, вспоминала о простой водопроводной воде поэтесса Вера Инбер в трагические дни блокады Ленинграда.

Или такие строки:

На войне, в пыли походной,

В летний зной и в холода,

Лучше нет простой, природной-

Из колодца, из пруда,

Из трубы водопроводной,

Из копытного следа, из реки, какой угодно,

Из ручья, из-подо льда,-

Лучше нет воды холодной,

Лишь вода была б вода."

(А. Твардовский "Василий Теркин")

О возможности использования воды как источника тепловой энергии писал Ж.Верн:

“- Какое топливо заменит уголь? – Вода, – ответил инженер. – Вода? – переспросил Пенкроф…

Да, но вода, разложенная на составные части, – пояснил Сайерс Смит. – Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой. Да, я уверен, что наступит день и вода заменит топливо. Водород и кислород, из которых она состоит, будут применяться и раздельно. Они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко! Наступит день, друзья мои, и в трюмы пароходов станут грузить не уголь, а баллоны с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей тепловой отдачей… Вода – это уголь грядущих веков”.

Изучая тему «Вода» всегда стараюсь привлечь учащихся к подбору необходимого материала (стихи, пословицы, загадки, афоризмы, иллюстрации, рисунки). Собранный материал использую при проведении мероприятий к Международному дню воды.

Рассказывая о планетарной модели атома , цитирую начало известного стихотворения В. Я. Брюсова «Мир электрона»:

Быть может, эти электроны -
Миры, где пять материков,
Искусство, знанья, войны, троны
И память сорока веков.
Ещё, быть может, каждый атом-
Вселенная, где сто планет;
Там всё, что здесь, в объёме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.

9 КЛАСС

Урок «Тепловые эффекты химических реакций» начинаю с лирической поэзии «Огонь свечи, огонь костра…» , которая никого не может оставить равнодушными.После чего предлагаю учащимся ответить на вопрос: О каких реакциях пойдёт речь на уроке?

Огонь свечи, огонь костра,
Огонь могучего пожара.
Огни – они все мастера
Ниспосланного людям дара.

Двух мастеров прислал Господь,
И Мир наш стал таким уютным.
А третий – явно чёрта плоть,
Беду лишь мастер нёс беспутный

Свеча дарила людям свет,
Костёр стал очагом в их доме.
И Ада страшного ответ –
Пожар рычал, как зверь в загоне.

Кто скажет: что же есть огонь?
Он наказание иль благо?
Что означали дым и вонь
В пылу горящего Рейхстага?

И все же людям без огня
Жить стало бы на редкость трудно…
Не стоит нам, огонь виня,
Жизнь делать тёмной беспробудно.

Шампанское и свет свечи,
Свет маяка, что нужен в
,
Дрова, горящие в печи –
Всё это счастье, а не горе…

Изучая тему " Соляная кислота" привожу отрывок из произведения М. Пришвина "Соляная кислота":

"…Известно ли вам, что в кормлении волчат участвует и самец-волк?

У матери в молоке не хватает необходимой для питания молодых волчат соляной кислоты, и, чтобы пополнить этот недостаток, в добавку к молоку надо отрыгнуть маленькому своей пищи с соляной кислотой. В таком кормлении принимает участие и волк-самец…"

На уроке по изучению свойств сероводорода предлагаю учащимся прослушать стихотворение

Ю.Кузнецова «Тайны Чёрного моря»

Трясся Крым двадцать восьмого года,

И вставало море на дыбы,

Испуская, к ужасу народа,

Огненные серные столбы.

Всё прошло.

Опять гуляет пена,

Но с тех пор всё выше,

всё плотней

Сумрачная серная геенна

Подступает к днищам кораблей.

После чего предлагаю учащимся ответить на вопрос: Что называет автор гиеной в стихотворении? А затем назвать тему урока и цели. В ходе урока ещё раз предлагаю вернуться к строкам этой поэзии и составить уравнение реакции, описанной в стихотворении.

При изучении условий взаимодействия азота с кислородом запомнить необходимость присутствия катализатора для обеспечения этой реакции поможет «химическая канва» сюжета романа «Пылающий остров» известного писателя-фантаста А. П. Казанцева: на несуществующем острове Аренида был обнаружен фиолетовый газ – чрезвычайно активный катализатор реакции взаимодействия азота с кислородом – в его присутствии для начала реакции достаточно зажечь спичку. Этот газ решили использовать для уничтожения ряда стран. Учёный, открывший газ, решил помешать этому и поджёг воздух над островом. Но катализатор не расходуется в процессе реакции, вследствие чего, остров превращается в огромный завод, перерабатывающий азот и кислород земной атмосферы в оксид азота(II). Лишь усилия учёных многих стран помогли спасти атмосферу Земли.

Рассматривая физические свойства белого фосфора , зачитываю описание собаки Баскервилей из одноимённой повести А. Конан-Дойла "

"...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, - сказал я".

Прошу учащихся назвать, какую химическую ошибку допустил А. Конан-Дойл. В этом несложном задании учащиеся обобщают физические свойства фосфора и его аллотропного видоизменения. Такой методический прием не только вызывает интерес к изучаемой теме, но и повышает уровень усвоения и запоминания материала.

При изучении свойств оксидов углерода снова обращаюсь к сказке “Мороз Иванович”, материал которой уже использовала при изучении химии 8 класса:

“– А, зачем ты, Мороз Иванович, – спросила Рукодельница, – зимою по улицам ходишь да в окошко стучишься?

– А я затем в окошки стучусь, – отвечал Мороз Иванович, – чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть, не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно”. (Вопросы: Почему нельзя закрывать трубу, когда не все угли прогорели? Что такое угар? Почему от угара можно умереть?).

Лучше запомнить, что карбонат кальция СаСО 3 образует несколько природных соединений, учащимся помогут строки из «Поэмы о минералах» Н. М. Федоровского:

По формуле, как ни смотри,
Они не разнятся никак.
Всё те же кальций це о три,
Как мрамор, так и известняк.

Рассказывая о производстве стекла в России использую стихотворение поэта О.Колычева «Стакан»:

«Когда прозрачный, тонкий, музыкальный

Стакан с водой я подношу ко рту,

Я вижу девушку с завода Гусь-Хрустальный,

Создавшую вот эту красоту.

Она вложила в солнечные грани

Все мастерство нелегкое свое,

И отражаются в простом стакане

Ее улыбка и душа ее».

Закрепляя понятие о сущности процесса коррозии уместно использовать строки А.Ахматовой:

На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть”.

Учащимся задаю вопрос: Объясните химические процессы, упоминаемые в этих строчках.

Тему «Алюминий» начинаю отрывком из романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (четвертый сон Веры Павловны): «…Но какие это полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? Серебро? Платина? Да и мебель всю такая же – мебель из дерева тут лишь каприз, она только для разнообразия, из чего остальная мебель, потолки, полы». «Попробуй подвинуть это кресло», - говорит старшая царица. Эта металлическая мебель легче, чем ореховая.…Но что же это за металл? Ах, знаю теперь, Саша показывал мне такую дощечку, она была легка как стекло, и теперь уже есть такие серьги, брошки, да, Саша говорил, что рано или поздно алюминий заменит собой дерево, может быть и камень. Но как же это все богато?! Везде алюминий и алюминий, и все промежутки окон одеты огромными зеркалами. И какие ковры на полу! Вот в этом зале половина пола открыта, тут и видно, что он из алюминия».

10 КЛАСС (органические вещества)

Начиная изучать тему " Предельные углеводороды" зачитываю отрывок из повести Б. Васильева " А зори здесь тихие":

"Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так быстро и так близко от неё, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра".

Перед ребятами ставлю вопрос: " Какой газ явился причиной гибели Лизы?"

Изучая тему «Многоатомные спирты» , предлагаю учащимся следующую литературно-химическую загадку:

Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капаю раствор,
А он способен бросить в воздух
Любую из ближайших гор”.

(Вопросы . О каком веществе идет речь? Каковы его свойства? Ответ. Это вещество – нитроглицерин.)

Говоря о нахождении карбоновых кислот в природе, использую отрывок из " Наследство Лемезюрье" Агаты Кристи ":

"…Пуаро наклонился и осторожно извлек что-то из его правой руки. Он повернулся ко мне, и я увидел у него на ладони маленький шприц. Я содрогнулся.

Что в нем? Яд?

Муравьиная кислота, я полагаю.

Муравьиная кислота?

Да. Вероятно, полученная из муравьиного яда. Он же был химиком, как вы помните. Причиной смерти, наверное, сочли бы пчелиный укус."

Ребятам можно предложить следующий вопрос:

Где в природе встречается муравьиная кислота? После чего следует заметить, что муравьиная кислота входит в состав едких выделений муравьёв, но и содержится в листьях крапивы, хвое ели, а также как средство защиты от врагов у пчел.

При изучении свойств глюкозы

Расстановка ударений: ВОСПИТА`ТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕ`НИЕ ЛИТЕРАТУ`РЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная лит-ра - могучее средство идейно-политического и нравственного воспитания народа в духе передовых общественных идеалов. Иск-во художественного слова сближает людей во имя достижения общих целей, приносит им радость познания, развивает благородные чувства, воспитывает любовь и стремление к прекрасному, творческое отношение к жизни. Вопреки реакционной теории "искусства для искусства" (см.) художественная лит-ра теснейшим образом связана с общественно-политической идеологией и служит средством идейной борьбы. Русская и зарубежная прогрессивная лит-ра и критика рассматривали творчество писателя как долг гражданина.

Эту благородную традицию дооктябрьской классики развивают и углубляют советская лит-ра и иск-во, к-рые "...призваны служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания" ("Программа КПСС", 1971, с. 131).

В. з. л. непосредственно связано с ее познавательной ролью. Содержание художественной лит-ры - "общеинтересное" в жизни (Чернышевский) - широко и дает читателям огромный материал для наблюдений и размышлений. Художественные образы отражают жизнь не механически; писатель отбирает наиболее характерные явления, обобщая, типизируя, перерабатывая их в своей творческой фантазии, стремясь отразить жизнь в ее движении, развитии, раскрывая ее закономерности и высказывая свое отношение к изображаемому. Писатель оценивает изображаемые им явления жизни в свете своих нравственных, социально-политических и эстетических идеалов (см. Идеал эстетический). Эстетический идеал находит выражение в содержании и форме художественного произведения; писатель утверждает эстетический идеал в образах положительных и отрицательных героев и во всем строе произведения. Так, напр., в истории русской лит-ры образ автора в "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищева, образы Чацкого, Рахметова, Павла Власова, Павла Корчагина и др. отразили идеал передового деятеля различных эпох русского освободительного движения. Высокохудожественные образы положительных героев художественных произведений оказывают непосредственное активное воздействие на читателей, особенно молодых, нередко служат для них образцом, примером Человека, каким они стремятся стать, мерилом их нравственных оценок. Воспитательное значение отрицательных персонажей Рабле, Свифта, Мольера, М. Твена, Гашека, Гоголя, Щедрина, Некрасова, Горького, Маяковского и др. писателей заключается в том, что они даны как резкое несоответствие эстетическому и нравственному идеалу писателей той или иной эпохи. Идеалы писателя выражаются не только в положительных или отрицательных героях, но и во всех, персонажах, в их взаимодействии, борьбе, в том, как писатель понимает развитие жизни, ее прогрессивные тенденции, в совокупности всех компонентов произведения, в творческом методе и стиле писателя, к-рый стремится убедить читателя в верности и справедливости того, что он показал ему, возбудить в читателе желание бороться за те идеалы, к-рые отражены в произведении. Именно воспитание в духе передовых общественно-политических, нравственных и эстетических идеалов является основной и важнейшей воспитательной функцией художественной литературы. Имея в виду то, что писатель не только отображает жизнь, но и дает ей оценку, произносит "приговор" тем или иным явлениям жизни, учит читателя глубже и основательнее понимать развитие общества, его ближайшие задачи и свое место в общественной борьбе, Чернышевский назвал иск-во, художественную лит-ру "учебником жизни". Как и другие формы идеологии, художественное творчество имеет классовый, партийный характер; однако в силу специфических особенностей художественного мышления художественный образ не сводится к тем или иным политическим или нравственным суждениям, и классовая природа его принимает своеобразную форму. "Образ шире идеи" (М. Горький), он многозначен, отражает сложные жизненные явления в конкретно-чувственной форме, в форме самой жизни и несет в себе комплекс самых разнообразных социально-политических и нравственных идей, причем читатель художественного произведения может быть удовлетворен тем, что и как изображает автор, но не согласен с авторской трактовкой нарисованных им картин жизни, с его нравственными или эстетическими идеалами. При этом воспитательное воздействие произведений тем эффективнее, чем более глубок и основателен конкретно-исторический подход читателя к произведениям художественной лит-ры. Этот основной аспект - оценка произведения в свете исторических условий эпохи его создания и в свете задач современности - обеспечивает объективно правильное понимание идейно-художественного содержания, а следовательно, и наиболее эффективное воспитательное влияние произведения на читателя.

Сила влияния художественного образа обусловлена тем, что он воздействует не только на мысль, но и на чувства, на волю, на всю личность человека. Образная мысль поэта - это, по выражению Белинского, "живая страсть, это пафос". В соответствии с природой художественного образа его познавательная и воспитательная сила тем выше, чем - более восприимчив читатель, чем больше развиты его наблюдательность, воображение, образное мышление и культура переживаний. Художественная лит-ра, как и другие виды иск-ва, стимулируя эти способности человека, содействуют их развитию. А развитое воображение, фантазия играют важную роль не только при восприятии произведений иск-ва, но и в научном творчестве, и в технической области, и во всякой практической трудовой деятельности человека. Т. о., иск-во, художественная лит-ра, развивая различные способности человека, оказывают косвенное влияние на все виды его деятельности.

В. з. л. заключается также в том, что она оказывает положительное влияние не только на идеологию, но и на психологию человека, всесторонне способствуя формированию его характера. Уже первое ознакомление с высокохудожественным произведением оказывает на читателя большее положительное влияние. Однако воспитательный эффект тем больше, чем глубже и основательнее читатель вдумывается в художественные образы, изучает их. "Изучить поэта - значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их" (Белинский). Однако увлечение поэтом - лишь первая стадия изучения его произведений. Следующий этап, по Белинскому, "переход из восторженного увлечения к хладнокровно-спокойному созерцанию". Это "созерцание" связано с глубокими раздумьями над содержанием и формой произведения, над теми проблемами, к-рые поставлены в нем.

Художественная лит-ра отражает и выражает широкие идейные течения в философии, социологии, политике. Так, напр., французская лит-ра 18 в. в тесной связи с философией осуществляла подготовку Великой французской революции 1789 - 94 гг. Это также характерно для русской художественной лит-ры, к-рая тесно связана с русским освободительным движением, с его идейной подготовкой. История лит-ры - это, в значительной мере, история философии, этики и эстетики. Поэтому глубокое изучение художественной лит-ры и критики вводит читателя в мир больших философских и этических проблем, способствуя выработке стройного мировоззрения ("Гамлет", "Фауст", "Дон Кихот", "Красное и черное", "Евгений Онегин", "Мертвые души", "Преступление и наказание", "Война и мир", "Жизнь Клима Самгина", "Тихий Дон" и др.). Художественная лит-ра - иск-во слова, она сокровищница не только духовных богатств народа, но и его языка. Чтение художественных произведений поэтому оказывает благотворное влияние на культуру речи читателей, обогащая и совершенствуя ее, развивая понимание эстетической сущности родного языка, что является необходимым условием всестороннего эстетического воспитания.

Воспитательное влияние художественного творчества на жизнь народа безгранично, и его трудно переоценить. Буквально с первых лет жизни человека иск-во художественного слова оказывает благотворное влияние на формирование его личности. Песни и сказки, загадки, пословицы и поговорки, созданные народом, вводят ребенка в мир поэтических образов. Детей привлекают и поэтичность родной речи, и любимые герои сказок, благородные качества к-рых закладывают основы нравственных и эстетических понятий детей. В фантазии и мечтах, в играх они переносят на себя лучшие качества любимых героев. По мере роста детей художественная лит-ра открывает им все более широко мир человеческих отношений и переживаний, раскрывая и теневые стороны жизни, и трудности ее, готовя детей к жизненной борьбе, развивая мир чувств и больших мыслей. Правильная, с учетом возрастных интересов детей, организация чтения в семье, в детском саду, в школе способствует быстрому развитию культуры чтения и литературных способностей учащихся.

Чтение лучших произведений иноязычной лит-ры расширяет кругозор читателя, дает возможность ближе узнать быт, историю и культуру других народов, способствует интернациональному воспитанию; идея мира и дружбы между народами приобретает более конкретное воплощение в глубоком понимании того, что каждый народ вносит свой вклад в общую сокровищницу мировой культуры.

Воспитательное влияние изучения художественной лит-ры в школе обусловлено не только отбором высокохудожественных произведений, но и сообщением учащимся систематических знаний по теории и истории лит-ры, упорной и настойчивой работой над развитием литературных способностей учащихся - их наблюдательности, воображения, образного мышления, культуры эстетических переживаний, чувства языка. Литературное образование и развитие учащихся достигает наилучших результатов при организованном систематическом чтении художественной лит-ры, сочетающемся с серьезными самостоятельными занятиями и с творческими опытами самих учащихся в доступных им жанрах - художественных, пли критических, или исполнительских. Активное усвоение произведений иск-ва и художественная самодеятельность будут в дальнейшем охватывать все большие массы населения и тем самым усиливать и расширять воспитательное влияние высокоидейной и жизнеутверждающей художественной лит-ры на широкие массы народа.

См. Лит. к ст. Методика преподавания литературы.

Н. Кудряшев.


Источники:

  1. Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., "Просвещение", 1974. 509 с.



Top