Воздушные потоки ван гога. Ученые нашли скрытый смысл в картинах ван гога

Картины великого художника помогают ученым изучать природные феномены

ГЕНЕТИКА: ГЕНИЙ ОБЕССМЕРТИЛ МУТАЦИЮ ПОДСОЛНУХОВ

Голландский импрессионист Винсент Ван Гог - как космос, который могут изучать все: от художников и искусствоведов до медиков и астрономов. На днях им заинтересовались... генетики.

В знаменитой серии Ван Гога «Подсолнухи» можно увидеть странные цветы. Обычно у цветка подсолнечника темный круг в центре обрамлен крупными золотыми лепестками. У художника же мы видим, что центральный диск цветков спрятался под растрепанной темно-оранжевой порослью. До сих пор считалось, что это - фантазия гения. Оказалось - нет. Ван Гог скрупулезно обессмертил мутацию, которая иногда поражает подсолнечник. К такому выводу пришли ученые из Университета Джорджии .

Что же за мутация вызывает такую странную «разлохмаченную» форму? Исследователи предположили: может, причина изменений цветка - мутации в генах CYC.

Семейство этих генов влияют не только на строение цветков у других родов астровых, родственных подсолнечнику, - объяснял один из авторов исследования Марк Чапман . - С этим геном «вангоговские цветы» с почти отсутствующим центральным диском практически не могут размножаться. Насекомым нечего опылять. А вот как работают гены таких мутантов, мы не знали. Поэтому решили провести эксперимент.

Для того, чтобы получить подсолнух, «как у Ван Гога», генетики скрещивали обычный подсолнух с полумутантным, то есть с таким, у которого центральный диск был не очень «лохматым». Такие растения еще могли давать потомство. В результате ученые получили знаменитые подсолнухи.

Они появились благодаря мутациям в гене HaCYC2c, - убеждал Чапман. - Он проникает во все ткани растения и превращает его в «лохматое» и бесплодное.

Обнаруженная мутация, которую обессмертил гений, широко не распространяется. Она появляется случайно и быстро вымывается из популяции.


ОКЕАНОЛОГИЯ: ХУДОЖНИК КАК БУДТО ИЗ КОСМОСА УВИДЕЛ ОКЕАНИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

Специалисты НАСА однажды, любуясь картиной Ван Гога «Звездная ночь», вдруг обнаружили, что нечто подобное где-то видели у себя - в своих лабораториях, на своих компьютерах. Проверили и оказалось - точно: есть сходство между этим полотном и... моделью НАСА океанических течений.

Напомним, что на картине изображены огромные звезды, окруженные сферическими ореолами мерцающего света. Одни бледно-золотые, другие раскаленные добела - они создают ощущение вращения. Как будто крутятся желто-белые водовороты. (Кстати, этим эффектом решил воспользоваться греческий инженер-электрик и художник Петрос Вреллис. Он создал интерактивную репродукцию этой картины. Для ее создания он использовал сенсорный экран и инструменты openFrameworks. С помощью прикосновения пальца можно изменять анимированное полотно по своему вкусу, а затем вернуть все в изначальный вид.) Вся эта спиралевидная, изгибающаяся и крутящаяся «вакханалия» напоминает океанские течения, если на них смотреть из космоса.


Модель НАСА была построена благодаря научному проекту, изучающему роль океана в будущих сценариях изменения климата. Он называется «Оценка климата океана, Фаза II» (ECCO2). «Наши специалисты сделали высокое разрешение модели мирового океана, - объяснил в пресс-релизе представитель НАСА. - И обнаружили в океане вихри и течения, которые разносят тепло и углекислый газ по всему Мировому ». Интерактивная модель ECCO2 имитирует океанические потоки на всех глубинах, но только в специально созданной визуализации используются поверхностные потоки - чтобы сравнить с вангоговскими течениями.

Кроме того, выяснилось, что такие же «вангоговские водовороты» образуют и огромные зеленоватые скопления фитопланктона в темных водах вокруг шведского острова Готланд в Балтийском море. Фитопланктон представляет собой микроскопические морские растения, которые создают важнейшее звено пищевой цепи в океане. Когда он цветет, подводные течения выносят питательные вещества на освящаемую солнцем поверхность океана. И в итоге эти микроскопические растения растут и размножаются.

По мнению некоторых специалистов, у матери-природы картины «завихрений» получились намного замысловатей, чем у художника-импрессиониста. Но это понятно. Мало того, что у природы в качестве «полотна» - гигантская планета, а не холст размером 73,7 на 92,1 см. Да и сам создатель шедевра был не в лучшей форме. Ван Гог писал «Звездную ночь» в июне 1889 года во время пребывания в психиатрической лечебнице Святого Павла Мавзолийского около Сен-Реми. Он переживал тяжелые приступы депрессии. И только в редкие моменты относительного спокойствия всецело отдавался живописи. И именно к «Звездной ночи» Ван Гог вернулся, чтобы кое-что подправить, в ту ночь, когда совершил самоубийство.


АСТРОНОМИЯ: ИМПРЕССИОНИСТ ТОЧНО ЗАПЕЧАТЛЕЛ ФЕНОМЕН БОЛЬШОЙ ЛУНЫ

А не так давно Ван Гогом заинтересовался американский астроном из Техасского университета Дональд Олсон. Он обратил внимание на картину под названием «Восход Луны». На нем багровая Луна выглядывает из-за вершины горы и освещает все зловещим красно-оранжевым светом. Может быть, это восход Солнца, и художник просто перепутал? - задавались вопросом искусствоведы. Уж очень она большая и яркая. Но возможности проверить не имели: точная дата написания картины была неизвестна.

Проведя собственное расследование, Олсон выяснил: картина была написана 12 июля 1889 года. В этот день Винсент лежал в той самой психлечебнице в Сан-Реми. И картину писал, глядя из окна своей палаты.

Это была так называемая «лунная иллюзия», - убеждал астроном. - То есть оптическая иллюзия, при которой воспринимаемый размер Луны примерно в полтора раза больше, когда она находится низко над горизонтом, по сравнению с тем, как она воспринимается при нахождении высоко в небе, хотя ее проекции на сетчатку глаза в обоих случаях равны между собой.

Объяснил астроном и появление странных теней под горой. Оказалось, что Ван Гог писал эту картину в два приема - начинал вечером, а заканчивал утром. Поэтому была изображена Луна, восходящая вечером. А тени под горой появлялись потому, что их отбрасывало восходящее утром Солнце.


Все специалисты убеждены в одном: несмотря на то, что Ван Гог часто позволял себе всякие импрессионистские штучки вроде неестественно ярких цветов и искажения перспективы, он никогда не искажал реальность. Так, например, астрономы изучили несколько картин ночного неба художника и убедились, что каждая из них написана с астрономической точностью. На одной из них - «Белый дом ночью» - изображена огромная звезда над домом. Выяснилось, что это была Венера . В день написания шедевра - 16 июня 1890 года - она светила особенно ярко.

ЦИТАТА

«Всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать – так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города. Почему, спрашиваю я себя, светлые точки на небосклоне должны быть менее доступны для нас, чем чёрные точки на карте Франции?

Подобно тому, как нас везёт поезд, когда мы едем в Руан или Тараскон, смерть уносит нас к звёздам. Впрочем, в этом рассуждении бесспорно лишь одно: пока мы живём, мы не можем отправиться на звезду, равно как, умерев, не можем сесть в поезд. Вполне вероятно, что холера, сифилис, чахотка, рак суть не что иное, как небесные средства передвижения, играющие ту же роль, что пароходы, омнибусы и поезда на земле. А естественная смерть от старости равнозначна пешему способу передвижения» .


Картину «Звездная ночь» Винсента Ван Гога многие называют вершиной экспрессионизма. Любопытно, что сам художник считал ее крайне неудачной работой, да и написана она была в момент душевного разлада мастера. Что же такого необычного в этом полотне – попробуем разобраться далее в обзоре.

1. «Звездную ночь» Ван Гог написал в психбольнице


Моменту создания картины предшествовал тяжелый эмоциональный период в жизни художника. За несколько месяцев до этого к Ван Гогу в Арль приехал его друг Поль Гоген, чтобы обменяться картинами и опытом. Но плодотворного творческого тандема не получилось, и через пару месяцев художники окончательно рассорились. В пылу эмоционального расстройства Ван Гог отрезал себе мочку уха и отнес ее в бордель к проститутке Рашель, которая благоволила Гогену. Так делали с быком, поверженным на корриде. Матадору доставалось отрезанное ухо животного.

Гоген вскоре после этого уехал, а брат Ван Гога Тео, видя его состояние, отправил несчастного в больницу для душевнобольных в Сен-Реми. Именно там экспрессионист создал свое знаменитое полотно.

2. «Звездная ночь» - это ненастоящий пейзаж


Исследователи напрасно пытаются вычислить, какое же созвездие изображено на картине Ван Гога. Художник взял сюжет из своего воображения. Тео договорился в клинике, чтобы для брата выделили отдельное помещение, где он мог бы творить, но на улицу душевнобольного не выпускали.

3. На небе изображена турбулентность


То ли обостренное восприятие мира, то ли открывшее шестое чувство заставили художника изобразить турбулентность. В то время вихревые потоки нельзя было увидеть невооруженным взглядом.

Хотя за 4 века до Ван Гога подобное явление изобразил еще один гениальный художник Леонардо да Винчи.

4. Художник считал свою картину крайне неудачной


Винсент Ван Гог считал, что его «Звездная ночь» - не лучшее полотно, ведь оно было написано не с натуры, что было для него очень важным. Когда картина попала на выставку, художник довольно пренебрежительно сказал о ней: «Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня» . Однако для экспрессионистов, считавших, что самое главное – это проявление чувств, «Звездная ночь» стала почти иконой.

5. Ван Гог создал еще одну «Звездную ночь»


В коллекции Ван Гога была еще одна «Звездная ночь». Потрясающий пейзаж никого не может оставить равнодушным. Сам художник после создания этой картины писал брату Тео: «Почему же яркие звезды на небе не могут быть важнее чёрных точек на карте Франции? Так же, как мы садимся на поезд, чтобы добраться в Тараскон или Руан, также мы умираем, чтобы добраться до звёзд» .

Сегодня работы этого художника стоят баснословных денег, а ведь

Парадоксальное открытие на днях сделали российские и европейские математики. Они в прямом смысле вычислили уникальный дар великого голландского живописца. Оказывается, он видел то, что простым смертным не дано, - воздушные турбулентные потоки. Ван Гог, сам о том не подозревая, может спасти человечество от авиакатастроф, полагают ученые. Ведь раньше описать явление турбулентности, невидимое невооруженным глазом, ученые не могли.

Как и многие гении, великий Ван Гог был, мягко говоря, странен. Известен факт, что в минуту душевного кризиса он отрезал себе ухо. Однако все это не было обычным умопомрачением.
- Исследование математической модели картин великого голландского художника показало, что на некоторых его картинах изображены невидимые глазу турбулентные вихревые потоки, возникающие при быстром течении жидкости или газа, например, при истечении газа из сопла реактивного двигателя, - рассказал нам профессор Московского авиационного института Виктор Козлов. - Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока.
Основы современной теории турбулентности были заложены великим математиком Андреем Колмогоровым в 1940 годы XX века. Однако точного ее описания по сей день нет. Теперь ситуация может измениться.
По словам исследователей, многие картины Винсента Ван Гога (например, "Звездная ночь", написанная в 1889 году) содержат характерные "статистические отпечатки" турбулентности. Как отмечают ученые, "турбулентные" произведения создавались художником в те моменты, когда его психика была нестабильна. В это время живописца посещали галлюцинации, мучили депрессии. Видения, которые не давали Ван Гогу покоя, выливались на его полотнах в неровно, как будто нервически закрученные спирали. Он не раз признавался друзьям, что, сделав очередной набросок, успокаивается на какое-то время, словно выполнил некую важную миссию.
- По всей видимости, Ван Гог обладал уникальной способностью видеть и запечатлевать турбулентность, и это случалось с ним именно в периоды психического расстройства, - рассуждает профессор Козлов. - В то же время у художника есть картины, где "следы турбулентности" незаметны. К их числу принадлежит известный "Автопортрет с трубкой и перевязанным ухом" (1888). Ван Гог, причинив себе увечье, находился под воздействием седативных препаратов, в частности брома, и, по его собственным словам, был в состоянии "полного покоя".
- Дар Ван Гога уникален, - говорит наш собеседник. - Исследователи оцифровали его произведения и математически их рассчитали. По всей видимости, он единственный художник, который умел рисовать турбулентность. Картины других живописцев, даже сходные по манере письма, не содержат в себе соответствия теории Колмогорова. По этой причине именно творчество Ван Гога может стать поворотным для современной науки. С его помощью ученые собираются развить теорию турбулентности и наконец объяснить это явление. Его разгадка поможет, например, решить данную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.
Кто знает, может быть, "миссией", "предназначением" Ван Гога, о которых он говорил друзьям, было в том числе спасение далеких потомков? В таком случае всегда ли правы медики, обеспечивающие своим пациентам "полный покой"?

Исследование математической модели картин великого голландского художника Винсента Ван Гога (van Gogh) (1853 - 1890) показало, что на некоторых его картинах изображены невидимые глазу реальные турбулентные (вихревые) потоки, возникающие при быстром течении жидкости или газа, например, при истечении газа из сопла реактивного двигателя.


Физик Хосе Луис Арагон (Jose Lois Aragon) из мексиканского Национального Автономного Университета (National Autonomous University of Mexico) и его соавторы обнаружили на полотнах Ван Гога распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока.


По словам исследователей, многие картины Винсента Ван Гога (например, «Звездная ночь», написанная в 1889 году) содержат характерные «статистические отпечатки» турбулентности. Как отмечают ученые, «турбулентные» произведения создавались художником в те моменты, когда его психика была нестабильна. Ван Гог страдал галлюцинациями и депрессиями. Хосе Луис Арагон сказал: «Мы думаем, что Ван Гог обладал уникальной способностью видеть и запечатлевать турбулентность, и это случалось с ним именно в периоды психического расстройства».


У художника есть картины, где незаметны «следы турбулентности». К их числу принадлежит известный «Автопортрет с трубкой и перевязанным ухом» (1888). Ван Гог, причинив себе увечье, находился под воздействием седативных препаратов (брома) и, по его собственным словам, был в состоянии «полного покоя».


Исчерпывающая математическая модель турбулентности до сих пор не создана. Основы современной теории были заложены великим математиком Андреем Колмогоровым в 40-ые годы XX века. Его работа, в частности, позволила получить уравнения, описывающие разницу скоростей между двумя любыми точками жидкости в турбулентном потоке.


Исследователи оцифровали произведения Ван Гога и рассчитали вероятность того, что два пикселя, находящиеся на определенном расстоянии будут обладать одинаковой яркостью. По их мнению, глаз наиболее чувствителен именно к показателям яркости и в ней заложена главная информация картины. Некоторые из работ Ван Гога оказались явно подчинены математическим закономерностям, выявленным Колмогоровым при описании турбулентности, если вместо скоростей точек в потоке рассматривать распределение яркостей.


Хосе Луис Арагон отмечает, что Ван Гог – единственный художник, который умел рисовать турбулентность: «Мы изучили другие "хаотические" картины нескольких художников и не обнаружили в них соответствия теории Колмогорова. Например, на картине Эдварда Мунка (Munch) (1863 - 1944) «Крик», которая выглядит очень похожей на вихри Ван Гога, распределение яркости не соответствует теории турбулентности».


Ученые отмечают, что стиль и некоторых других художников может быть описан математическим формализмом. Например, в «капающей» манере письма Джексона Поллока (Pollock) (1912 - 1956) отчетливо видны фрактальные структуры.

1. Потоки воздуха Ван Гога

Математики, исследовавшие картины Ван Гога, пришли к выводу, что завихрения на некоторых его полотнах довольно точно описывают невидимые для глаза турбулентные потоки воздуха. Это выражается в том, что большая или меньшая яркость точек на картинах пропорциональна скоростям точек потока в соответствующих координатах при математическом моделировании турбулентности. Учёные также отмечают, что подобные картины, в том числе знаменитая «Звёздная ночь», писались Ван Гогом в периоды психической нестабильности.

2. Мелодия да Винчи

В «Тайной вечере» Леонардо да Винчи зашифрована мелодия. Ее обнаружил компьютерный техник Джованни Мария Пала: если нарисовать вдоль картины нотный стан, то ломти хлеба на столе и руки апостолов можно прочесть как ноты. Даже скептики признали, что гармония этой мелодии безупречна и случайно появиться на картине она не могла.

3. Обнаженная Мона Лиза

Знаменитая «Джоконда» существует в двух вариантах: обнаженная версия называется «Монна Ванна», ее написал малоизвестный художник Салаи, который был учеником и натурщиком великого Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы уверены, что именно он был моделью для картин Леонардо «Иоанн Креститель» и «Бахус». Существуют также версии, что переодетый в женское платье Салаи послужил образом самой Моны Лизы.

4. Тайна старого рыбака

В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари пишет картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.

Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).

5. Месть Сальвадора Дали

Картина «Фигура у окна» написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Тогда в жизнь художника еще не вошла Гала, и его музой была сестра Ана Мария. Отношения брата и сестры испортились, когда он на одной из картин написал «порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». Ана Мария не смогла простить такой эпатаж.

В своей книге 1949 года «Сальвадор Дали глазами сестры» она пишет о брате без всякого восхваления. Книга привела Сальвадора в бешенство. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал ее при каждом удобном случае. И вот, в 1954 появляется картина «Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия». Поза женщины, ее локоны, пейзаж за окном и цветовая гамма картины явно перекликаются с «Фигурой у окна». Есть версия, что так Дали отомстил сестре за ее книгу.




Top