Возможность демпинга возникает из за. Антидемпинговые меры в государственных закупках: определение демпинга

Демпинг – продажа организацией товаров или услуг ниже затрат на их и продажу и производство. Демпинг представляет собой один из эффективных приемов конкурентной борьбы, целью которого, как правило, является завоевание рынка и достижение экономических преимуществ, а также уменьшение налогов и увеличение финансовых потоков компании.

Демпинг происходит от длительной формы английского глагола dump - сбрасывать, сваливать. Демпинг - сброс товара (уменьшение запаса товаров), продажа товаров по "бросовым" ценам.

В международной практике ведения бизнеса, демпинг - практика, когда товар на экспортном рынке продается по цене ниже внутренней цены данного рынка в целях подавления конкурентов. Антидемпинговые пошлины – разновидность таможенных пошлин; пошлины, призванные противодействовать ввозу в страну товаров по заниженным ценам, т.е. по ценам ниже "нормальной стоимости" этих товаров.

Цель демпинга – вытеснение конкурента, завоевание рынка. Демпинг подразумевает добровольный отказ от нормального уровня рентабельности или реализацию продукции (продаже услуг) с финансовыми убытками для достижения прибыли в будущем, роста продаж и(или) захвата рыночной доли.

Чиптрип демпинг заключается в том, что производитель, в случае значительной транспортной составляющей в стоимости товара, уменьшает издержки на транспортировку продукции и за этот счет достигает существенных возможностей для снижения цен. Постоянный чип трип демпинг часто приводит к тому, что местные производители просто не в силах противиться внешней агрессии и вынуждены уйти с собственного рынка либо идти на какие-то серьезные меры вроде реорганизации производства или попытке выхода на внешние рынки.

Позиционный демпинг своей целью носит создание олигополии в сегменте. Снижение цен ниже себестоимости происходит в результате сознательных действий крупных производителей (поставщиков), с целью ценового прессинга мелких конкурентгов. Непосредственно в период демпинга ни о сервисе, ни о высоком качестве продукции речи не идет. Происходит лишь планомерное снижение цен. После же произведенной санации рынка несколько оставшихся игроков вновь приводят цены в нормальное состояние и уже завоевывают покупателей характеристиками товара и сервисом.

Снижение цен – это не демпинг . Ценовая политика компании представляет собой один из важнейших финансовых и маркетинговых инструментов. С точки зрения маркетинга, ключевой считается задача определения рыночного сегмента, в котором следует позиционировать товары, услуги компании. Однако, важным считается и вопрос о ценовом позиционировании в сегменте. При этом, не всякие низкие цены следует считать демпинговыми. Не демпинговыми считаются цены, если они:

  • базируются на снижении издержек производства;
  • базируются на снижении издержек на обеспечение продаж;
  • являются итогом маркетинговой программы по перепозиционированию товара,
  • являются инструментом акций торгового маркетинга.

В этом случае однозначно такие цены выше себестоимости, обоснованы маркетинговыми усилиями компании и их нельзя классифицировать в качестве демпинговых.

Что отличает демпинг:

  • демпинг подразумевает добровольный отказ от нормального уровня рентабельности;
  • непосредственно в период демпинга ни о сервисе, ни о высоком качестве продукции речи не идет;
  • снижение цен в результате маркетинговых манипуляций с товаром - это не демпинг;
  • объектом воздействия демпинга в первую очередь является конкурентная среда;
Количество показов: 46448

Для любой компании самое важное – это получение прибыли. Но, когда она только выходит на рынок, ей трудно обойти давно работающих конкурентов. В этом случае компания может изменить свою ценовую политику, намеренно снизив цены, чтобы привлечь таким способом клиентуру и заработать имя.

Это и есть главный признак демпинга. Мера эта носит временный характер, ведь, по сути, компания не зарабатывает, и продолжаться долго это не сможет. После такого периода цены начнут повышаться, а постоянные клиенты останутся. На это и делается весь расчет.

Когда можно применить

Демпинговая цена – это вынужденная и крайняя мера, которая поможет компании выйти из кризиса и подняться. Существуют цели, которые могут быть достигнуты такой ценовой политикой:

  1. Завоевать нишу на рынке. Если крупная компания приходит в новый регион, где данная ниша занята, отвоевать ее можно при помощи демпингования. Проводятся рекламные кампании, сообщающие о низких ценах. Это помогает отвоевать свою долю рынка.
  2. Получить серьезного клиента. Это относится к тем компаниям, которые хотят заполучить федерального партнера или очень солидную фирму в клиенты. Предложив ему низкую цену, можно выиграть на объемах или использовании информации о сотрудничестве с таким клиентом в рекламе.
  3. Для привязки ценного клиента. Некоторые компании намеренно снижают цены для ключевых клиентов, чтобы они не ушли.
  4. Освобождение склада. С этим понятно, демпинг устраивается затем, чтобы освободить место на складе, занимаемое нераспроданными товарами.
  5. «Прикорм» клиентов. Обычно направлен на привлечение розничных покупателей.

Каким бывает

Специалисты в сфере продаж различают следующие виды демпинга:

  1. Ценовой (или внутренний). Товары реализуются на рынке экспортера по ценам ниже себестоимости.
  2. Стоимостный. Реализация товара самим экспортером по низким ценам.

Если говорить о коммерческой деятельности, выделяются еще несколько разновидностей демпинга:

  1. Умышленный. Используется для устранения конкурентов (перебить цену, отобрать клиентуру, дождаться закрытия конкурента, поднять цену).
  2. Спорадический тип. Это сброс излишков продукции, чтобы избежать перепроизводства.
  3. Постоянный. Это когда компания все время использует демпинг. Такие компании, как правило, работают в ущерб качеству товара и на предельном снижении издержек даже там, где затраты необходимы (например, на сервисном обслуживании).
  4. Обратный. Используется как инструмент государственного регулирования. За счет дополнительных налогов искусственно повышается цена на экспортные товары, чтобы обеспечить каналами сбыта местных производителей.
  5. Взаимовыгодный. Это когда две компании объединяются, чтобы создать монополию на определенные товары.

Компании, которые используют постоянный демпинг, как правило, работают в ущерб качеству товара и на предельном снижении издержек даже там, где затраты необходимы.

К чему ведет

Демпинг для России, как и для других стран, очень вреден. Стремление всех отраслей снизить конечную стоимость продукции приводит к общему ухудшению экономической ситуации. Дешевые товары автоматически порождают низкие зарплаты рабочих на их производстве, экономию на качестве, отсутствие вложений в инновации. А рабочие с низкими зарплатами ищут реализации своих потребностей за меньшие деньги. Выбираются еще более дешевые товары. И это замкнутый круг.

За рубежом в ряде отраслей используется ряд . Приведем пример из сферы информационных технологий. Крупнейший мировой производитель компьютерного софта устанавливает рекомендуемую цену. Если продукт реализуется ниже установленной стоимости, это расценивается как демпинг. Производитель накладывает на партнера санкционные меры:

  • Лишает права обслуживать технику после продажи клиентам.
  • Лишает статуса партнера.
  • Взимает штраф в размере от 10 до 100 крат суммы нарушения.

Эти меры призваны уменьшить негативные последствия демпинга. Однако проблема в корне шире. И бизнес, и потребитель должны понимать, что они несут ответственность за необдуманное применение данного метода. И желание продать подешевле, и желание купить подешевле естественны, но не должны превалировать над разумными доводами (качество продукта, его долговечность, его эффективность). У компании должно быть веское обоснование, чтобы использовать такую ценовую политику.

Подробнее о том, какие конкретно в России существую антидемпинговые меры на уровне законодательства, можно почитать . Это действующий ФЗ, который направлен на обеспечение качества при отборе партнеров для госпроектов.

В итоге

Демпинг может стать неплохим инструментом, который привлекает клиентуру, дает необходимый опыт и помогает наладить связи с партнерами. Но руководитель должен понимать, что привлеченные низкими ценами клиенты после поднятия цен могут уйти. Если такой инструмент применяется фирмой часто, стоит задуматься о налаживании структуры сбыта.

Продажа товаров должна быть честной и выгодной, а этот метод конкуренции в широкой перспективе способен только навредить – как компании, так и всей отрасли конкретного региона в целом.

Что такое демпинг? Честные методы борьбы за рыночную нишу или недобросовестный трюк, направленный на борьбу с конкурентами?

В экономике это понятие используется давно, но даже сейчас не каждый знает его определение и уж тем более не способен понять, насколько оправдана данная тактика. Для чего компании занимаются демпингом? И какой смысл заложен в этом термине?

Что означает слово «демпинг»?

Демпинг является одним из наиболее ярких проявлений конкурентной борьбы в экономике и широко используется с 1930-х годов. Считается, что термин dumping имеет английское происхождение и обозначает «разгрузка, сброс» , хотя нередко его связывают со старо-норвежским словом dumpa, которое переводится как «тяжело падать».

Изначально понятие использовалось по отношению к устаревшим, некачественным товарам, от которых нужно было избавиться, но с течением времени термин утратил первичный смысл и стал употребляться в контексте с ценами на продукцию.

Что такое демпинг?

Демпинг – это торговля товарами либо услугами по искусственно сниженной стоимости. Его основная цель заключается в завоевании рынка и получении экономических преимуществ по сравнению . Чаще всего демпинг используется в международной торговле, хотя нередко наблюдается и в пределах страны.


Многие государства считают его недобросовестной тактикой, поэтому используют для борьбы с ним всевозможные инструменты, к примеру снижение объемов поставок на конкретный рынок или добровольное импортное ограничение. Но чаще с демпингом борются введением антидемпинговых пошлин, не позволяющих продавцу кардинально снижать цены на свою продукцию.

Какие бывают типы демпинга?

Во многих развитых государствах законодательство выделяет 2 типа демпинга – стоимостной и ценовой. Первый подразумевает торговлю товарами либо услугами по цене ниже себестоимости. Ценовой демпинг определяется как продажа продукции по цене ниже ее стоимости внутри государства.

Кроме этого, выделяют ряд коммерческих форм демпинга в зависимости от его назначения и сроков применения. В частности, спорадический представляет собой эпизодическую торговлю по сниженным ценам, преднамеренный – продажу товаров с целью утверждения монопольных цен, взаимный – встречную торговлю двух государств по низким ценам.

Зачем нужен демпинг?

Причин, заставляющих предприятия заниматься демпингом, достаточно много. Иногда бывает так, что новая организация хочет зайти на рынок и потеснить конкурентов, в результате намеренно снижает цены на свою продукцию для привлечения покупателей.


Часто компании демпингуют в тех случаях, если у них на складах накопились большие объемы неликвидного товара, который нужно продать. Также демпинг имеет целесообразность, если в каком-либо регионе происходит перепроизводство или снижается уровень продаж.

В качестве примера можно привести ситуацию 1980-х годов, когда в республики бывшего Союза хлынули товары из Китая и Турции. В стремлении закрепиться на новом рынке продавцы этой продукции намеренно занижали цены, в результате отечественные товары утратили свою конкурентоспособность, были частично замещены, а местные производители потеряли свои производственные мощности.

Несмотря на то что демпинг имеет множество негативных аспектов по отношению к участникам рынка, покупатели от него только выигрывают. Простые люди получают возможность покупать продукцию по низким ценам и тем самым тратить меньше своих сбережений.

Чем демпинг отличается от обычного снижения цен?

Не все низкие цены можно рассматривать в качестве демпинговых. Иногда снижение стоимости продукции связано с удачной маркетинговой кампанией, уменьшением издержек производства или расходов на обеспечение торговли.


От обычного снижения цен демпинг отличается тем, что при использовании этой тактики компании не задумываются о качестве своей продукции или обслуживания и добровольно отказываются от нормального уровня .

Если в результате маркетинговой программы или снижения издержек цены все равно остаются выше себестоимости, то при демпинге они могут опускаться ниже затрат на производство.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про то, что такое демпинг и для чего он необходим.

Сегодня вы узнаете:

  • Что такое демпинг и для чего он необходим производителям;
  • Как бороться с демпингом;
  • Какие компании достигли хорошего результата благодаря демпингу.

Что такое демпинг простыми словами

Демпинг цен, в переводе с английского языка, означает сбрасывать или сваливать.

Простыми словами, понятие демпинга – это простой сбыт товара по специально заниженной цене, ниже рыночной стоимости.

Порой фирмы настолько опускают цены, что работают себе в убыток. Демпинг требуется исключительно для за рынок. Благодаря снижению цен можно быстро увеличить товарооборот и получить выручку.

Как правило, компания снижает цену на товар, только когда заходит на рынок и желает привлечь покупателя. Такие новички готовы даже сработать в минус сегодня, чтобы получить хороший доход завтра.

Некоторые компании снижают цены для того, чтобы вытеснить конкурента. Все дело в том, что не все выдерживают гонки цен и просто уходят с рынка, чтобы не терять прибыль.

Если смотреть со стороны потребителя, то для него демпинг рынка– это возможность сэкономить собственные средства и купить товар по привлекательной цене.

Что касается производителя, то искусственное снижение цен запрещено на государственном уровне. Всемирная торговая организация ведет жесткий контроль над деятельностью всех производителей, поскольку он может нанести большой урон экономике страны, оставив многих граждан без работы.

Основная цель демпинга

Демпинговая цена – это вынужденная мера, благодаря которой фирма может либо завоевать часть рынка, либо выйти из кризиса. Во втором случае это единственный вариант получения прибыли, чтобы остаться на плаву.

Отметим основные цели демпинга, которые достигаются за счет снижения цен на товары:

  1. Завоевать свою нишу на рынке . Как уже говорили, когда новый производитель появляется на рынке, занять свою нишу он может только путем снижения стоимости на производимую продукцию. Чтобы люди активнее приобретали новинку, компании рекламируют продукцию в крупных торговых центрах и посредством СМИ. Как только будет наработана база постоянных клиентов, цены будут постепенно увеличены.
  2. «Прикорм» клиента или внутренний демпинг . Это направлено исключительно на розничного покупателя. Благодаря минимальной цене клиент будет приобретать продукцию и станет постоянным покупателем. Если качество товара с течением времени не ухудшится, то покупатель станет постоянным. А также не стоит забывать про известное «сарафанное радио». Покупатели часто рекламируют выгодно приобретенный товар родным и близким.
  3. Получить серьезного клиента . Это необходимо в том случае, если компания решила заключить договор с крупным торговым центром и поставлять товар по минимальной стоимости. Предложив заниженную стоимость, компания производитель может выиграть на объеме, который будет реализован через партнера.
  4. Освобождение склада . Это актуально, когда весь склад забит невостребованной продукцией. Поскольку товар может испортиться, компания специально снижает стоимость и быстро реализует его. Можно на прилавке порой встретить товар, к которому прилагается второй, в рамках акции, по сниженной цене.

Виды демпинга

В сфере продаж принято различать два вида демпинга:

  1. Ценовой – это когда стоимость продукции на внутреннем рынке выше, чем продукции, которая идет на экспорт.
  2. Стоимостной – это когда организация занимается продажей товарной продукции ниже .

Снижая стоимость, компании пытаются добиться различных целей. Однако, необходимо принимать во внимание, что снижение стоимости на товар – это вынужденная мера и если использовать ее постоянно, то уйдет в минус.

Помимо перечисленных видов, можно выделить:

  1. Постоянный – это особая стратегия демпинга, когда осуществляется постоянная реализация продукции по себестоимости. Как правило, такое снижение используется для продажи сопутствующего товара.
  2. Взаимный – это встречная продажа товара по аналогичной, сниженной цене, как у конкурента. Как правило, такой демпинг идет между разными странами, с целью завоевания рынка. Расчет только на то, кто первый сдастся и покинет рынок.
  3. Обратный – это когда стоимость товара на внутреннем рынке немного меньше, чем стоимость на экспорт. Как правило, такой способ снижения цен наблюдается в странах, которые занимаются поставкой электроэнергии. Также снижение цены может быть вызвано колебанием валюты.
  4. Преднамеренный – снижение стоимости продукции только для вытеснения с рынка своего конкурента. При этом компания преследует только одну цель – стать монополистом на рынке. Однако тут есть небольшой минус, поскольку данный вид не долговечен и на смену одному конкуренту может всегда прийти другой. Компания, которая уже завоевала рынок, не сможет снова опуститься в цене и работать себе в убыток.
  5. Спорадический – это когда стоимость товара снижается только для того, чтобы быстро его реализовать. Такая потребность возникает, когда появляются излишки на складах. Но также товар могут продать по сниженной стоимости в том случае, если он залежался на складе и покупатель не желает приобретать его по установленной стоимости.

Однако есть компании, которые постоянно снижают стоимость производимой продукции и . Но благодаря чему они получают свой доход? На самом деле все просто и они экономят на качестве товара.

Причины демпинга у каждой компании свои. Единственное, что должны делать компании – это вести строгий учет и делать все для получения прибыли.

Снижение цены для участия в аукционе.

Эту форму демпинга необходимо выделить отдельно. Как правило, государственный орган устраивает электронные торги только с одной целью – получить наиболее выгодное предложение. На практике побеждает тот производитель, который предложит минимальную цену за свой товар.

Не секрет, что многие поставщики, чтобы одержать победу, порой опускают цену ниже себестоимости. После победы, работа оказывается невыполненной или предоставлена ненадлежащего качества.

Чтобы этого не произошло, на государственном уровне принят 44 ФЗ, который определяет способы борьбы с демпингом и устанавливает наказание, для производителя, который нарушил закон и специально снизил цену на свою продукцию. Все производители, которые принимают участие в аукционе, проходят жесткую проверку.

Последствия демпинга

Стоит принимать во внимание, что проблемы демпинга крайне плачевны. Особенно это относится к стране, которая выступает импортером. Именно там производители начинают страдать больше всего из-за дешевой продукции, которая поступает на рынок. В результате этого местные производители получают колоссальные материальные потери.

А также не стоит забывать, что ценовой демпинг отрицательно сказывается на уровне роста экономических показателей. Как правило, это можно обнаружить на том рынке, где поставщики специально снижают ценовую политику, с целью захвата рынка.

Если это войдет в привычку, то может пострадать не только одна взятая отрасль, но и весь региональный рынок, который занимается производством однотипной продукции.

Плюсы и минусы демпинга

Рассмотрим преимущества и недостатки снижения стоимости на товары, с целью завоевания рынка.

Плюсы:

  1. Появление и развитие на рынке нового товара, который ранее не был никому знаком;
  2. Привлечение новых клиентов;
  3. Демпинг не подразумевает дополнительных ресурсов, а значит, их можно направить на продвижение продукции;
  4. Демпинг не нуждается в дополнительном финансировании.

Минусы:

  1. В результате снижения ценовой политики снижается доходность;
  2. Профессиональное сообщество не находится на стороне компаний, которые играют ценами;
  3. Некоторые клиенты могут отказаться от товара по низкой стоимости. Для многих цена характеризует качество.

Как бороться с демпингом

Стоит еще раз отметить, что демпинг конкурентов – это вынужденная мера, которой компании пользуются исключительно в экстренной ситуации. Но что делать, когда вы находитесь по другую сторону баррикады? Возникает вполне закономерный вопрос, как бороться со снижением стоимости на товарную продукцию и защищаться от демпинга?

Стратегии борьбы с демпингом:

  1. Ожидание.

Вы, конечно, можете не поверить, но самое простое, что вы можете сделать – это просто ждать. Стоит понимать, что если на рынок зашел новый производитель, который не наладил должным образом производственный процесс, то снижая цену, он просто медленно роет себе яму.

Поэтому просто наблюдайте за ним в стороне и ждите, когда он разорится. В этот момент вы не только вернетесь на рынок и сможете получать свою прибыль, но и дешево купить помещение и его оборудование.

Благодаря новому оборудованию, купленному за копейки, вы сможете увеличить объёмы своего производства. Однако, прежде чем покупать оборудование и площади у бывшего конкурента, стоит хорошо просчитать финансовые возможности.

  1. Подружиться с конкурентом.

На самом деле вам не нужно быть лучшим другом, своему конкуренту. Данная стратегия необходима для того, чтобы держать на рынке равную ценовую политику. Благодаря этому компании смогут получить свою прибыль и остаться на плаву.

Конечно, все договорные отношения обговариваются только в устной форме и не подтверждены никакими документами. Но, тем не менее эта схема хорошо работает.

  1. Поднять цену.

Некоторые производители с ужасом думают о повышение цены. В таком случае есть большой риск потерять постоянного клиента.

Но можно посмотреть на это с другой стороны. Благодаря увеличению цены есть возможность перейти в новый сегмент, от «новичка» к «профессионалу» и повысить свой средний чек.

Конечно, потребуется изменить упаковку, ввести новинку, хорошо разрекламировать новый товар и возможно улучшить качество продукции.

  1. Пакетное предложение.

Конечно, это в большей степени подходит для сферы услуг, где быстро можно уговорить клиента приобрести дополнительные услуги по привлекательной цене. Что касается продукции, то тут можно предложить бесплатную доставку, беспроцентную рассрочку или оплату за товар по карте.

Стоит отметить, что беспроцентная рассрочка – это отличный ход, который позволяет увеличить объемы продаж и выйти на желаемую доходность.

  1. Покинуть рынок.

Это последний и самый необычный вариант, который подходит в том случае, если на рынке появились конкуренты, которые предлагают аналогичную продукцию по минимальной цене. Чтобы не работать себе в убыток и не вести длительную войну со своими конкурентами, проще уйти в другой бизнес.

На этот шаг решиться крайне сложно, но порой это единственный выход, иначе есть риск потерять все, что было наработано годами.

Несколько примеров компаний, которые вышли на рынок таким способом

Если внимательно изучить историю страны, то можно увидеть несколько примеров демпинга, когда компании выходили на рынок только благодаря снижению стоимости.

Среди таких компаний стоит выделить:

  1. Sony.

Что качается всем известной компании Sony, то она появилась на рынке в 1970 году. Первая прибыль появилась исключительно благодаря тому, что компания на экспорт выпускала телевизоры на 40 процентов дороже, чем они стоили на японском рынке.

Но правительство страны быстро это заметило, заставило компанию отвечать за свои действия и исправлять нарушения.

Но в такой ситуации компания поступила просто гениально. Они взяли и открыли производство телевизоров на территории США и перестали делать поставки из Японии. В штатах они стали выпускать новые модели, стоимость которых была, конечно же, выше.

В такой ситуации власти ничего не могли поделать, поскольку компания все сделала правильно, не нарушая закона. Получается, Sony благодаря простой политике демпинга, смогла выиграть и укрепить свои позиции на американском рынке.

По сегодняшний день компания занимает хорошие позиции, и составляет серьезную конкуренцию другим производителям.

  1. Nissan.

Всем известная компания, занимающаяся выпуском автомобилей, тоже несколько лет тому назад была замечена в демпинге. Все началось с того, что производитель просто принял решение перенести производство транспортных средств в европейские страны.

Благодаря этому сократились издержки, и компания приняла решение предлагать машины по сниженным ценам. Но такое снижение цен быстро было замечено со стороны государства. Однако, длительные судебные разбирательства привели к тому, что все обвинения с компании были сняты.




Top