Время открытия памятника майи плисецкой. Родион Щедрин - о памятнике Плисецкой: Хочу, чтобы здесь цвела сирень и молодежь назначала свиданья

Прогуливаясь по центру Москвы, забрела в сквер на Большой Дмитровке – тот самый, где недавно открыли памятник Майе Плисецкой в образе Кармен.
Здесь же, кстати, располагается и громадное, во всю стену, граффити балерины, созданное бразильским художником Эдуардо Коброй.

Кто это? – заинтересованно расспрашивала своего деда девочка лет четырех, глядя на скульптуру.
- Самая известная русская балерина, Майя Плисецкая! – терпеливо объяснил ребенку пожилой мужчина.


– Очень талантливая. Танцевала «умирающего лебедя», это балет такой… Очень долго никто не мог ее в этом превзойти… Представляешь, выступала на сцене до 65 лет. Прожила долгую жизнь, и всегда оставалась стройной и изящной…
- Красивая! – с уважением ответила девочка.
– Она уже умерла? Жаль… А где она научилась так танцевать? А у меня так получится?..

Помню, сколько шума наделал памятник Майе Плисецкой в интернете в ноябре, когда только состоялось его открытие. Высказаться по поводу уместности нового монумента и его художественных качеств поспешили почти все, и очень немногие в позитивном ключе, как это у нас обычно бывает. Критиковать скульптуры в центре Москвы стало хорошим тоном.

Впрочем, про данный конкретный памятник все же высказывались довольно осторожно. Плисецкую у нас любят, и заслуженно. Кумир миллионов, нескольких поколений, настоящая звезда, своим трудом и талантом прославившая русский балет.

А я на днях убедилась, что памятник «работает» - привлекает внимание, заставляет остановиться и подумать. Дети смотрят и задают вопросы, взрослые рассказывают им о замечательной балерине, нашей гордости и частичке нашей истории. Да и сами вспоминают, заходят в интернет, читают, смотрят, восторгаются…

Кстати, идея создания памятника принадлежала не кому-нибудь, а... самой Плисецкой. Заняться созданием скульптуры она лично еще при жизни попросила своего давнего хорошего знакомого, скульптора Виктора Митрошина.

К сожалению, окончательного эскиза памятника Майя Михайловна уже не увидела. Тем не менее Митрошину помогали советами близкие люди Майи Михайловны – известная балерина Татьяна Предеина, а также любимый муж, с которым Майя Плисецкая прожила в любви и согласии половину века – Родион Щедрин.
На первый вариант эскиза, по воспоминаниям Митрошина, он отреагировал совсем без восторга:
- «Ну, это не балерина».
На второй: «Балерина, но не Майя».
И только третий одобрил: «Вот это - Майя!»…

Кстати, важная деталь: при создании памятника бюджет не пострадал.
Вся сумма, а это более 20 миллионов рублей, нашлись вне государственного кошелька. Главную лепту внес фонд "Искусство, наука и спорт" А.Б.Усманова, а скульптор Виктор Митрошин в память о Майе отдал на производственный процесс свой гонорар.
Замечательная инициатива, я считаю.
Потому что, например, монумент легендарной Галине Улановой в 2010 году к ее 100-летию Департаменту культуры «пробить» не удалось, равно как и некоторым другим великим артистам Большого…

А вы были у памятника Майе Плисецкой? Как он вам?

Пресс-служба Министерства культуры РФ. Скульптурная композиция выполнена заслуженным художником России Виктором Митрошиным и изображает танцовщицу в образе Кармен. К подножию памятника легли десятки роз, большинство из которых - красные, именно эти цветы больше всего любила Майя Плисецкая, говорят в пресс-службе.

Кармен появилась вблизи Большого театра, поскольку именно на его сцене в 1967 году была показана «Кармен-сюита» Бизе – Щедрина, поставленная знаменитым кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой. Ее Кармен стала одной из главных ролей балерины в репертуаре театра, навсегда вошла в историю мировой хореографии. По замыслу, памятник создает иллюзию парения скульптуры и символизирует служение Плисецкой театру и балету. Высота памятника составляет около девяти метров.

«Майя Михайловна - это удивительное явление в мировой культуре, это человек, который прославил русский балет, поднял его на новую ступень. Это человек, который прославил Россию и является для нас для всех воплощением таланта и женственности», - сказала вице-премьер Ольга Голодец, присутствовавшая на открытии памятника. Министр культуры РФ Владимир Мединский, в свою очередь, напомнил, что памятник создан полностью на народные средства. По его словам, это воплощение народной любви к великой балерине.

Супруг балерины, известный композитор Родион Щедрин выразил надежду, что со временем сквер имени Майи Плисецкой превратится в место встреч молодежи. Он также напомнил, что в одном из последних интервью балерина назвала Москву любимым городом. «Мне кажется, что сегодня она получила вечную прописку в своем родном городе», - добавил Родион Щедрин.

Друг Майи Плисецкой, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев, в свою очередь, пожелал русскому балету, российскому музыкальному театру быть и становиться такими, идти в том направлении, в котором хотела бы видеть их Майя Михайловна - в движении вверх. «Она сама презрела многие законы, например, законы земного притяжения, никто так не летал над мировыми сценами, как она, никто не мог делать это так много лет, так ярко, так убедительно и зажигающе. Мало кто умел так дружить, как она, и мало кто умел так притягивать к себе миллионы и миллионы восхищенных душ, восхищенных глаз. В Москве в Санкт-Петербурге сделано очень многое для того, чтобы у нас появлялись девочки, которые когда-нибудь смогут также летать и стремиться к этим вершинам – в этом великая историческая роль Майи Михайловны», - сказал он.

Майя Плисецкая - советская и российская артистка балета, актриса, балетмейстер, прима-балерина Большого театра в 1943-1990 годах. Она была балериной, хореографом и писателем. Получили звание народной артистки СССР, стала лауреатом премии Парижской академии танца, лауреатом Ленинской премии, Героем Социалистического труда, полным кавалером ордена “За заслуги перед Отечеством”, почетным доктором университета Сорбонны, почетным профессором МГУ имени М.В. Ломоновоса, почетным гражданином Испании.

Сегодня в Москве, на Большой Дмитровке, открыли памятник Майе Плисецкой.

Как ранее рассказал архитектор проекта Алексей Тихонов, основной идеей воплощения скульптуры было создать иллюзию парения балерины в образе Кармен на фоне неба. Митрошин отмечал, что старался создать не просто фигуру балерины, но максимально воплотить образ самой артистки. Автором скульптуры стал заслуженный художник России Виктор Митрошин, который был лично знаком с балериной.

Ну, не знаю. Мне кажется, Майя Михайловна достойна большего. Слишком примитивно и неэлегантно.

А как вам?

Как-то так...

Мне кажется, памятник получился слишком вульгарным и примитивным. Он больше напоминает не балерину, а стриптизершу. Чтобы передать красоту Плисецкой и ее танца нужен невероятный талант. Даже не знаю, кто бы мог хорошо решить такую задачу. В данной работе она и близко не решена. Вызывает у вас этот памятник хоть какие-то эмоции? Замирает сердце? Восторг? Вау? Никаких. Нет в этом памятнике и близко той энергетики, которую дарила зрителям Майя Михайловна. Танец Плесецкий завораживает. Памятник – кусок бездушного металла. Изображать жизнь в такой форме – преступление.

Памятник Майе Плисецкой торжественно открыли в день ее рождения - 20 ноября 2016 года. Монумент установлен в носящем ее имя небольшом скверике на Большой Дмитровке. Авторами проекта стали скульптор Виктор Федорович Митрошин и архитектор Алексей Константинович Тихонов.

На церемонии открытия памятника великой балерине и приме Большого театра присутствовали представители культуры и известные люди, среди которых супруг Майи Михайловны Плисецкой Родион Константинович Щедрин, главный дирижер Мариинки Валерий Гергиев, министры правительства Ольга Голодец и Владимир Мединский.

Фото 1. Памятник Майе Плисецкой представляет ее в образе Кармен

Из истории создания памятника Плисецкой

Интересно узнать , что великая балерина и скульптор памятника Виктор Митрошин были давно знакомы. Их первая встреча состоялась еще в Париже, где тогда еще малоизвестный мастер представлял свою выставку, которую Майя Михайловна и посетила вместе с супругом Родионом Щедриным.

Уральский умелец - обаятельный человек с простыми манерами и даже без знания языков - очаровал французскую публику, причем, свои работы он привез из России на своем собственном автомобиле. Таких сильных духом людей уважала и Майя Плисецкая, а потому дружба между ними завязалась моментально.

Именно тогда Виктор Митрошин преподнес Плисецкой небольшую статуэтку, выполненную в ее образе, и которая Майе Михайловне очень понравилась. Спустя годы великая балерина уже сама с некоторой иронией обратилась к скульптору со словами: «Давно, ты Витюша, для меня ничего не лепил». Желание было моментально исполнено, и мастер представил первые эскизы будущей статуэтки, которую он хотел преподнести приме в день ее 90-летия.

К сожалению, Майя Михайловна Плисецкая не дожила до этого юбилея …

Но история статуэтки на этом не закончилась. Муж, верный друг и жизненная опора Май Михайловны Родион Щедрин выбрал образ, созданный Митрошиным, как основу памятника великой балерине Плисецкой и приложил немало сил, чтобы он был установлен в любимом ею городе.


Скульптурная композиция

Скульптурная композиция представляет Майю Михайловну Плисецкую в любимом ею образе Кармен, который поставил специально для нее известный балетмейстер Альберто Алонсо для спектакля «Кармен-сюита» на музыку Бизе-Щедрина. «На бис» принимала этот балет и публика.




Top