Врубель иллюстрации к демону. Картина "Демон" Врубеля: описание и история шедевра

13.01.2015

Описание картины Михаила Врубеля «Тамар и Демон»

Произведение искусства «Тамара и Демон» - это демонстрация бессмертного творения известного поэта Михаила Лермонтова. Картину художник сотворил в 1890 году. Данный шедевр сотворен с использованием только черной краски и пигмента на бумажном полотне светлого и коричневого оттенка. На картине можно увидеть паласы и постель, а также красивую, лежащую на кровати женщину с красивой косой, которую звать Тамара. Она старается спрятать свое обличие. Она изображена в платье, а ее голову прикрывает платок белого цвета. А изображенный Демон хочет посмотреть девушке в ее очи. Волосы этого персонажа темные, очень длинные и вьющиеся. Лицо выглядит строгим, а взгляд - пронзительный.

Применяя лишь акварель черного цвета и особый пигмент, живописец сотворил яркий и неповторимый шедевр. Полотно достойно восхищения со стороны любого человека. Оценщик такого шедеврального произведения рассматривает каждый фрагмент тщательно и досконально. Законченность полотна просто удивляет стороннего наблюдателя. Со слов творца, иногда человек не осознает саму суть Демона. Люди часто считают такого персонажа дьяволом во плоти. Но если правильно трактовать понятие «демон», можно узнать, что на самом деле это просто душа. Таким образом, Демон воплощает битву души человека, у которого есть проблем и препятствий в жизни. Закончив свое произведение искусства, связанное с поэмой знаменитого поэта Лермонтова, Врубель старался больше не изображать персонажа Демона, но спустя некоторое время, для художника такая тематика стала главной в его творческой деятельности. После картины «Тамара и Демон», живописец изображал Демона во многих своих творениях. Полотна Врубеля отражают взгляды художника, они просты, но, в то же время, глубокие, осмысленные и проницательные.

Юбилей удивительного и непостижимого Михаила Врубеля - 160 лет со дня рождения, отмечали 17 марта 2016 года. Какие крылья унесли его дух 14 апреля 1910-го? Белые или черные? Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и… отталкивали современников. Его творчество, его дух остаются загадкой - болезненное или гениальное сознание вело этого художника?

Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишня страстность, буйность - вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!

В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал.

Демон первый. «Оттуда не возвращаются»

Может ли ребенок, потерявший мать, встретиться с ней? Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом - прощаясь навсегда.

Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна - старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь.

Анна Каренина - первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность.


Демон второй. «Мне скучно, бес»

Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место - Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса… Все это не способствовало длительным привязанностям.

В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.

Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.

«…в Одессе была летом Петербургская оперная русская труппа… я слышал: „Жизнь за царя“, „Жидовку“, „Громобоя“ и „Фауста“; познакомился через Красовского с Корсовым и Дервизом»; «Теперь в Одессе «Передвижная художественная выставка, с смотрителем которой Де-Вилье я недавно познакомился; это очень милый человек, жандармский офицер, сам прекрасный пейзажист; он просил меня приходить к нему во всякое время писать и обещался для копировки достать картин в галерее Новосельского».

И вместе с тем:

«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб… часы досуга… проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».

…Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».

Демон третий. Безумная техника и странная эстетика

В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и… в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.

В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Серов.

Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» - от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема.

«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».

Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:

«…маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. …Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком… и мы уже предвкушали неудачу художника… И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. …перед взором моим предстал плод высочайшего мастерства, произведение удивительной внутренней экспрессии, ясного конструктивного мышления, обличенного в орнаментальную форму».

Демон четвертый. Неразделенная любовь

Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. В. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова - Эмилию Львовну.

К. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «…я любил женщину, она меня не любила - даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

Демон пятый. «Демон сидящий»

Лечиться от любовной тоски Врубель уехал в Одессу. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «…в опрокинутом виде снимок представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне». Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.

Отцу Михаила Александровича работа не понравилась:

«Демон этот показался мне злою, чувственною… отталкивающею… пожилою женщиной».

Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.

Из письма сестре:

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ - полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».

В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.

Демон шестой. Лермонтовский

В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.

И дик и чуден был вокруг

Весь божий мир; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Творенье Бога своего,

И на челе его высоком

Не отразилось ничего,

Поныне возле кельи той

Насквозь прожженный виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!..

Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».

Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.

Для примера: Демон в представлении К. Маковского:

Константин Маковский. Тамара и Демон.

Демон седьмой. Несбывшаяся «Грёза»

В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы - музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.

Комиссия признала оба панно Врубеля - «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», - чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.

Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький - в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.

Демон восьмой: кто в облике таком?

В разговоре с отцом по поводу первого, уничтоженного Демона Михаил объяснял, что демон - это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное. Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.

В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы - та же демоническая тоска,

Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики - она тоже подверглась ожесточенной критике.

Демон девятый. Духи разных миров

Илья Репин с трудом отговорил Михаила Александровича от уничтожения отвергнутого заказчиком панно «Утро», где в образах духов и вовсе стирается грань между мужским и женским.

Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.

В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана».

Михаил Александрович Врубель. Валькирия

Хозяйка имения - княгиня Мария Тенишева, - предстает в образе Валькирии - воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу. «Валькирия» вместе с «Болотными огнями», как символ возвращения в город юности художника, попала в коллекцию Одесского художественного музея (дар М. В. Брайкевича). Также в музейной коллекции находятся два рисунка художника - «Семья Я. В. Тарновского за карточным столом», «Портрет неизвестной» и две майолики - «Волхова» и «Морская царица» (из собрания А.П. Руссова).

Демон десятый. Демон – Ангел

Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны - это «мифические существа, посланники… Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый».

Демоны, ангелы, серафимы для художника - божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.

Двойственная природа и у шестикрылого серафима - Азраила – ангела смерти.

Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный

В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».

В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

«Летящий Демон» остается незавершенным. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая…

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…» - пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.

У этого изломанного Демона - пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.

Двенадцатый демон. Пророк

Последний из его «потусторонних сюжетов» - «Видения пророка Иезекииля» - остается незавершенным: в начале 1906 года художника Врубеля не стало - он ослеп.

Доктор Усольцев писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления - эстетические - погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми».

Михаил Александрович Врубель. Автопортрет. 1885

Демон тринадцатый. Посланник иных миров

Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:

«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением… Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Нам - через столетие - кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает…

Картины Михаила Врубеля , первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, – это образ лермонтовского Демона . Еще при жизни о художнике ходило много слухов – о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что – вымысел?


Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Часть рисунков так и не попала в книгу – современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.


Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности.


В понимании Врубеля, Демон – это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет!».


«Демон (сидящий)» – самая известная работа Врубеля. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. случилась трагедия – умер его сын, что окончательно подорвало душевное здоровье художника.




С тех пор и до самой смерти в 1910 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем.

дружба, которая закончилась отрезанным ухом

художник: Михаил Александрович Врубель
годы жизни: 1856-1910
виды изобразительного искусства: живопись, графика, декоративная скульптура
стиль: символизм

на фото: Михаил Врубель, фрагмент "Автопортрета с жемчужной раковиной", 1905

Верить или не верить в силу искусства - дело каждого. Я впервые почувствовала влияние живописи в пятнадцатилетнем возрасте. С тех пор прошло почти пятьдесят лет, но впечатления от первого посещения Третьяковки я помню в мельчайший деталях и до сих пор. Третьяковская галерея словно разбудила мою душу, я получила первый эмоциональный урок нравственности.

Я и сейчас помню и чувствую благоговейный трепет, который испытала, увидев иллюстрации Михаила Врубеля к поэме “Демон” Михаила Лермонтова . Поразило, как посредством только двух цветов художник смог передать такую гамму чувств: бездонную тоску Демона по живому, полному тепла и цветению миру, от которого он отторгнут.

Я понимаю и принимаю “Демона” Михаила Врубеля : для меня Демон - не дьявол (ведь в переводе с греческого “демон” - это душа). Для меня Демон - это существо, проникнутое смятением, обуреваемое противоречивыми страстями. Демон в “Демоне Сидящем” вызывает у меня глубокое сочувствие - так правдиво передано сочетание мощи и бессилия молодого Демона, как точно сцеплённые пальцы рук выдают его пронзительную тоску! Эта работа почти не имеет аналогов в истории мирового искусства по своей эмоциональности.

Не уступает ей и “Демон Поверженный” . На картине Демон - сломленный, полубезумный, его погубили сильные, возвышенные, но противоречивые чувства.

Цикл Врубеля “Демон” уникален тем, что он даже более, чем гармонично соотносится с поэзией Михаила Лермонтова , проникнутой смятением, борьбой с обуревающими душу страстями, жаждой познания истины и веры. Судьбы Поэта и Художника трагичны.

Меня всегда интересовали подробности биографии художника, то, откуда он, где вырос, какую женщину любил, каким был его быт. И был ли быт вообще? Возможно, Михаил Врубель - это небожитель, который спустился на грешную Землю лишь на миг для того, чтобы одарить людей своими шедеврами?...

Из биографии художника

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, в семье строевого офицера. По роду службы отца семья Врубелей часто переезжала (Омск, Астрахань, Петербург, Одесса). Будучи учеником, Михаил Врубель был без ума от искусства и, при этом, проявлял завидные склонности к истории и естествоведению. Отец желал для Михаила надёжного и обеспеченного будущего, успешной карьеры - и поэтому после гимназии 18-летний Михаил Врубель поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Он был совершенно равнодушен к юридическим наукам. Все его интересы были за пределами университетских стен. Он всерьёз увлекался философией Канта, влюблялся в оперных актрис, спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого “чистого искусства”, и много рисовал. Он посещал в Академии художеств вечерний класс П.П.Чистякова, который учил Василия Поленова и Валентина Серова, Репина, Сурикова и Виктора Васнецова. Говорят, что если человек талантлив, то он талантлив во всём: даже занимаясь не своим любимым делом, Михаил Врубель окончил университет с золотой медалью. После этого отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. Недолго работал в главном военно-судном управлении.

Отдав долг Родине, в возрасте 24 лет Михаил Врубель возвращается к делу его жизни - Искусству. Михаила зачисляют вольнослушателем в Императорскую Академию Художеств. С первых дней учёбы новоиспеченный студент удивляет преподавателей своими оригинальными взглядами на классические сюжеты, выделяется среди остальных студентов необычностью и новизной своего стиля.

Талант молодого Врубеля был настолько очевиден, что уже через четыре года после поступления в Академию Михаилу доверяют реставрацию Кирилловской церкви XII века в Киеве. Для мраморного иконостаса храма Михаил Врубель написал иконы “Богоматерь c Младенцем”, “Христос”, “Кирилл” и “Афанасий”. Кроме того, он создал и настенные росписи. Это было началом новой вехи в творчестве Михаила Врубеля - вехи самостоятельного свободного плавания в Искусстве.

Михаил Врубель прославляет своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Художник был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций. Творчество Врубеля восхищает и поражает: его талант уникален и неповторим. Его портреты имеют безупречное сходство с моделью. Доказательством этого может послужить даже его последняя работа - незаконченный портрет поэта В.Я.Брюсова.

Пейзажи Врубеля достоверны и очень декоративны. А ведь создавал он их не с натуры, а по памяти или по фотографии. Самоотдача художника своей работе настолько высока, что высокое Творчество доминирует над разумом Михаила Врубеля . Плачевные результаты этого становятся заметны в 1902 году (в 46 лет), когда у художника явно проявляются признаки психического и душевного расстройства. Слишком много физических и душевных сил отдал Михаил Врубель творчеству. Порой он простаивал у мольберта по двадцать часов в сутки, переделывая сюжет по несколько раз в день.

Михаил Врубель начал слепнуть, путал цвета и плохо видел, что именно рисует. Его душевное состояние, подверженное негативному влиянию образов его собственного творчества (цикл “Демон”) - тоже внушало тревогу. Художник стал совершенно равнодушен к окружающему миру. Это был конец художественной жизнедеятельности гения. Несмотря на длительное лечение болезни и заботу жены и близких, через восемь лет Михаил Врубель ушёл из жизни.

Гениальность Врубеля не требует подтверждения, его искусство вне времени. Здесь хочется вспомнить Александра Блока, который называл Михаила Врубеля “вестником иных миров”. Я искренне верю в то, что Михаил Врубель был действительно небожителем, который подарил нам своих Демонов.

Демонов, которые теперь защищают нас от зла и невежества!

Михаил Александрович Врубель родился (5) 17 марта 1856 года в Омске.
Учился в петербургской академии художеств.
Неоднократно бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию.
В 1900-е годы творчество Врубеля приобретает характер трагической исповеди, в нём нарастают драматизм мироощущения, а порой и черты болезненного надлома (с 1902 Врубель страдал тяжёлой душевной болезнью и в 1906 ослеп).
Умер художник (1) 14 апреля 1910 в Петербурге.

Одна из главных тем творчества Врубеля стала тема Демона . Художник является автором иллюстраций к поэме Лермонтова "Демон".
Александр Блок о Врубеле: "... Возвращаясь в своих созданиях постоянно к "Демону", он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением..."

В «Демоне» Врубель в символической форме ставит «вечные» вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал героической личности, бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость действительности, трагически ощущающего своё одиночество.
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой

После проклятия и изгнания, отверженный, блуждал он
"в пустыне мира без приюта"
"И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал,
Вдали Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял

И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял..."


Пролетая над вершинами Кавказа, демон видел великолепие дикой природы, но раскинувшиеся
перед ним ковром «роскошной Грузии долины»
не возбудили в его бесплодной душе ничего,
«кроме зависти холодной»

Ни новых чувств, ни новых сил
И все, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.

Но вот он увидел Тамару, и все вдруг в нем переменилось

Он с новой грустью стал знаком;
В нем чувство вдруг заговорило
Родным когда-то языком.
То был ли признак возрожденья?
Он слов коварных искушенья
Найти в уме своем не мог...

Демон зовет Тамару к бессмертию, вызывая представления о безграничном, бесконечном, вневременном, внушает презрение к земным событиям.

Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе всё-всё земное,

Люби меня!" - И он слегка
Коснулся жаркими устами
К её трепечущим губам...

Соблазна полными речами
Он отвечал ее мольбам.
Могучий взор смотрел ей в очи,
Он жёг ее во мраке ночи..."

Своей речью Демон возмутил мысль Тамары «мечтой пророческой и странной».
Во сне Тамара впервые видит Демона:

Пришлец туманный и немой,
Красой блистая неземной,
К ее склонился изголовью;

И взор его с такой любовью,
Так грустно на нее смотрел,
Как будто он об ней жалел...

Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь,— ни мрак, ни свет!..

Вдоль узкого русла реки Терек проложена северная часть Военно-Грузинской дороги, стиснутая почти вертикальными утесами. Этот самый узкий участок пути называется «Дарьялом».
Дарьяльское ущелье соединяет Грузию с Северным Кавказом.

Среди укреплений, расположенных вдоль этого ущелья, выделяется Дарьяльская крепость, возведенная на высокой конусообразной скале над левым берегом бурного Терека.

"Терек воет, дик и злобен,
Меж увесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят..."

С севера и востока, откуда ожидалась самая большая опасность, крепость была неприступна из-за природной крутизны скалы; с запада к ней можно было подойти по перешейку, соединяющему скалу с соседней горой.
Первоначально крепость занимала всю верхнюю часть скалистой горы, теперь же от нее остались лишь ограды, башни и остатки различных строений.

Этой крепости Лермонтов посвятил стихи:

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.

В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.

И там сквозь туман полуночи
Блистал огонек золотой,
Кидался он путнику в очи,
Манил он на отдых ночной.

На мягкой пуховой постели,
В парчу и жемчуг убрана,
Ждала она гостя... Шипели
Пред нею два кубка вина.

Сплетались горячие руки,
Уста прилипали к устам,
И странные, дикие звуки
Всю ночь раздавалися там.

Как будто в ту башню пустую
Сто юношей пылких и жен
Сошлися на свадьбу ночную,
На тризну больших похорон.

Но только что утра сиянье
Кидало свой луч по горам,
Мгновенно и мрак и молчанье
Опять воцарялися там.

Лишь Терек в теснине Дарьяла,
Гремя, нарушал тишину;
Волна на волну набегала,
Волна погоняла волну;

И с плачем безгласное тело
Спешили они унести;
В окне тогда что-то белело,
Звучало оттуда: прости.

И было так нежно прощанье,
Так сладко тот голос звучал,
Как будто восторги свиданья
И ласки любви обещал.

Благодаря известности этого стихотворения, Дарьяльскую крепость прозвали «Замком Тамары», которую часто отождествляют с царицей Тамар.

С замком связана и такая легенда.
Один персидский шах, несмотря на то, что Тамар была помолвлена, пренебрегая всеми правилами и обычаями, захотел жениться на ней.
Но, убедившись, что он никогда не сумеет овладеть сердцем прославленной царицы, дал клятву овладеть ее прахом, чтобы душа этой женщины осталась навечно в его власти.

Зная об этом, Тамар перед смертью приказала своим приближенным приготовить для себя двенадцать совершенно одинаковых саркофагов и захоронить их всё тайно в различных местах Грузии.
А чтобы недруги не узнали тайны настоящей могилы и не покушались бы на ее прах, повелела тем, кто будет хоронить ее, убить и себя...

Как пери спящая мила,
Она в гробу своем лежала,
Билей и чище покрывала
Был томный цвет ее чела.

Навек опущены ресницы...
Но кто б, о небо, не сказал,
Что взор под ними лишь дремал,
И, чудный, только ожидал
Иль поцелуя, иль деницы..."

Гроб с телом Тамар был похоронен именно в окрестностях этого замка.

Многие люди на протяжении столетии пытались отыскать могилу царицы, но пока что попытки не увенчались успехом.




Top