Все авторы художественных произведений. Художественное произведение: понятие и его составляющие

Одним из самых ярких и впечатляющих пейзажно-философских произведений Лермонтова, относящихся к его позднему периоду творчества, является его стихотворение «Утес» (1841 г.), написанное незадолго до преждевременного ухода из жизни выдающегося поэта. И хотя в то время Лермонтов находился в сложном душевном состоянии, и по свидетельствам некоторых очевидцев, даже предвидел скорое окончание своего бренного пути, в стихотворении «Утес» нет никакого намека на прощание или что-то похожее в этом роде. Читатели впервые познакомились с ним в 1843 году, когда его публиковал литературный журнал «Отечественные записки» спустя 2 года после смерти Лермонтова.

Главная тема стихотворения

Данное произведение великий поэт создал, находясь под влиянием великолепных видов и пейзажей окружающей его природы Кавказа, к которой он относился с особым трепетом и превращал в своих произведениях в живое существо, способное мыслить, чувствовать и переживать.

Пропитанное духом одухотворенной романтики стихотворение «Утес» трудно назвать оптимистичным, его главной темой в очередной раз является одиночество главного героя (в данном случае это утес, с которым автор ассоциировал и лично себя) в окружающем мире, ощущение того что он чужой и лишний в этой жизни.

Изумительной красоты пейзажная зарисовка южной природы, которую с таким мастерством передал гениальный поэт в двух небольших четверостишиях, наполнена тяжелыми душевными переживаниями автора, она носит глубокий философский смысл и имеет несколько трактовок.

Некоторые литературные критики говорят о том, что целью автора в данном произведении было пересечение и сравнение материальных и духовных ценностей, ответ на вопрос какую роль они играют в нашей жизни и что из них важнее. Утес в этом случае играет роль всего мирского и обыденного, а тучка нечто эфемерное, неземное и божественное. Их союз был недолговечным и случайным, тучка поутру покидает утес и он остается на прежнем месте в печали «тихонько плачет он в пустыне». Так Лермонтов хотел показать людям насколько они часто в первую очередь заботясь о насущном, забывают о своей душе, а ведь достигнуть настоящего счастья и гармонии можно только объединив эти два начала. По мнению поэта, душа вечна и подобно золотой тучке может путешествовать где угодно безо всякого для себя вреда, в то время, как тело (утес) без души будет вечно мучиться и страдать. Красота и беззаботность золотой тучки и старого, морщинистого утеса подчеркивают различие понятий материального и духовного мира.

Также существует мнение литературных экспертов что стихотворение «Утес» посвящается не единению двух начал, а описыванию человеческих взаимоотношений совершенно непохожих друг на друга людей, в которых тучка это молодая и легкомысленная особа, а утес-великан - немолодой, умудренный опытом мужчина, годящийся по возрасту ей в отцы. Поэт описывает их короткий миг общения, который показался для них обоих весьма приятным, но юной прелестнице он вскоре наскучил и она, например, нашла себе более подходящую по возрасту или по интересам компанию. А довольно немолодой мужчина, подобно старому и морщинистому утесу-великану, остается не у дел и остро ощущает свое одиночество, ненужность, чувство глубокой печали и растерянности.

Структурный анализ стихотворения

При написании стихотворения автор использовал пятистопный хорей, а также двухсложную стопу, имеющую ударение на первом слоге, применяется опоясывающая рифмовка. Настроение двух четверостиший диаметрально отличаются друг от друга, первое пропитано ощущением жизнерадостности и веселья, второе - печали и грусти. Для полной передачи чувств и настроения данного произведения поэтом были использованы следующие средства художественной выразительности: олицетворение (тучка ночевала, утром умчалась, утес задумался, утес плачет), метафора (играя по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, старый утес), перифраз (влажный след в морщине утеса - следы слез). Чередование звуков «р», «л», «в» (аллитерация) и повторение звуков «о» и «а» (ассонанс) придает произведению особой плавности и выразительности.

Стихотворение «Утес» во многом можно назвать автобиографическим, ведь оно раскрывает глубокий внутренний мир поэта с его переживаниями и чувствами, оно отличается глубоким смыслом и неоднозначностью, в нем каждый найдет что-то свое, близкое и понятное только ему.

Урок лит-ры 6 кл. О чем плачет утес?

Тема. "М.Ю. Лермонтов. "Утес".

Цели. Знакомство с личностью писателя через анализ его стихотворения; отработка навыков выразительного чтения .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

III . Первичное восприятие текста. Учитель читает стихотворение "Утес".

Что вы можете сказать об этом произведении? Какие чувства оно у вас вызвало?

Прочитайте его самостоятельно и попробуйте определить, от чьего лица оно написано – автора или рассказчика.(От лица автора).

IV. Анализ произведения.

Сколько героев в стихотворении? Утес, тучка.

Кто главный герой? Утес.

Почему? (Так называется стихотворение).

Сколько строф в стихотворении? (Две строфы).

- Сколько строк в каждой строфе? (Четыре строки).

- Как называются такие строфы? (Четверостишия).

- Перечитайте первую строфу, обратите внимание, кто из главных героев присутствует в этой части стихотворения.

Кто из героев присутствует в первой строфе? . ( Утес и тучка).

-- Кто появляется первым?. (Тучка).

- Известно ли, откуда она взялась? (Нет, она уже ночевала).

- Какая она? (Золотая).

- Почему золотая? ( Она обычная, а золотой стала от света луны).

- Большая тучка или маленькая? (Маленькая).

- Почему вы так думаете?(Тучка – суффикс -к- указывает на ее маленький размер).

- Живая ли тучка? (Да).

- Что она делала? (Ночевала).

- Где ночевала тучка? (На груди утеса).

- Почему именно на груди? (Близко к сердцу, ей, наверное, было плохо).

- А какой был утес? (Великан).

- Живой ли утес в этой части стихотворения, что он делает?

( Ничего не делает, он неживой).

-- Почему утес ничего не делает? (Боится спугнуть тучку).

Живой ли он вообще? Да.

- Утес оберегал сон тучки, но рано утром тучка исчезла. Как она это сделала? (Умчалась).

- Куда умчалась? (В путь).

- Есть ли у тучки путь? (Нет).

- Почему? (Она летит, куда ветер дует).

- Как умчалась тучка? Весело играя.

- Почему весело, как это характеризует тучку? (Она легкомысленная.)

- Перечитайте вторую строфу.

Кому она посвящена? Утесу.

- Тучка умчалась. Оставила ли она что-нибудь утесу? ( Влажный след).

Почему след влажный? Почему тучка прижималась к груди утеса?

( Она плакала, ей было плохо).

- Где остались слезы тучки? В морщине утеса.

- Почему они остались? Утес решил их сохранить.

Тучка "умчалась, весело играя...", а утес? Остался стоять.

- Как он стоит? Одиноко.

- Почему?

Что делает утес? (Задумался глубоко).

- О чем задумался?

Что еще сказано о том, как он стоит? Тихонько плачет.

- Почему он тихонько плачет? (Ведь он великан...).

Никто не должен видеть его слезы.

- О чем плачет утес?

Тучка улетела, а утес остался стоять. Но где он стоит? ( В пустыне.)

Почему? Куда все исчезло? (Тучка унесла все с собой.)

Посмотрите, как все было красиво! Утес, тучка, ночь, но тучка улетела и этим разрушила все! Для утеса осталась пустыня!

Почему? Какие чувства испытывал утес к тучке? ( Он ее любил, оберегал, заботился.)

V. Физкультминутка . Под музыку дети представляют себя утесом, который бережно держит руками у сердца тучку. Но... утро – и тучка исчезает...

VI. Анализ произведения ( продолжение )

Вернемся к нашему произведению. Прочитайте теперь все стихотворение целиком и задумайтесь, какие чувства испытывал сам автор, когда его писал.

Д. Чувство одиночества.

О чем это стихотворение? О самом авторе и его переживаниях.

Такие литературные произведения, в которых человек выражает свои переживания, называются лирическими.
Лирика – это мир, увиденный и пропущенный через сердце человека.

Как и утес, наш поэт был одинок. В этом и состоит загадка, трагедия жизни великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

VII. Итог урока. -Каким же был поэт, как вы поняли из его произведения?

С кем сравнивал себя поэт? Почему с утесом, который одинок, всеми покинут. Наверно, ему было одиноко, когда он писал стихотворение.

Почему он был одинок? Рядом не было любимого человека.

Когда человек может почувствовать себя одиноким?(Когда близкие уезжают, покидают нас, умирают.)

Одиночество – самое большое несчастье в жизни, но его можно и нужно преодолевать!

VIII. Домашнее задание Я надеюсь, вам понравилось это стихотворение поэта, а дома я прошу вас прочитать другие его стихотворения и выучить наиболее понравившееся.

Художественное своеобразие миниатюры «Утес» Лермонтова, анализ которой мы проведем, определяется использованием параллелизма. Любовная встреча ассоциируется с игрой облаков, задевающих вершину горы. В стихотворении два четверостишия, противоположные по эмоциональному впечатлению. В первом из них создается образ играющей в серьезные чувства, легко мчащейся по жизни красавицы, напоминающей «тучку золотую», выделяющуюся на фоне небесной лазури. Мотив радостных скитаний напоминает об образах «вечных странников» в стихотворении «Тучи» (1840). Облака лирическому герою Лермонтова кажутся воплощением свободы, но при этом связываются с мыслью о бесчувственности:

Тучки небесные, вечные странники!

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

(«Тучи»)

Столь же холодна к ощущениям своего мимолетного спутника и тучка в стихотворении «Утес», легко покидающая его, чтобы продолжить веселую игру. Сравнение выявляет, что только люди в природе глубоко чувствуют привязанность к «милой» стороне, зависть, злобу, клевету, раскаяние, переживают ослепление страстями и разочарование, страдания (образы из стихотворения «Тучи», перечисление причин, которые могут гнать «С милого севера в сторону южную»).

К человеческим эмоциям ближе оказываются переживания «старого утеса», которым посвящено второе четверостишие стихотворения. Встреча оставила след в его душе («влажный след», напоминающий об облаке), он плачет (метафора, предметным планом которой является роса), оказавшись наедине с воспоминаниями «в пустыне». В совокупности характеристик создается образ печального влюбленного, покинутого стремящейся к веселой жизни спутницей. В связи с тем что реальный план не прояснен, смысл стихотворения «Утес» (Лермонтов), анализ которого нас интересует, может трактоваться и более обобщенно. В этом произведении метафора близка символу. Два эти тропа родственны, в обоих образ возникает при наложении предметного и переносного значений. Однако если в метафоре в них присутствует определенность, то символ понимается по-своему каждым из воспринимающих его в зависимости от субъективных ассоциаций. Так, на первый план в этом произведении можно выдвинуть разные мотивы, углубив их трактовку путем детального рассмотрения, которое по кажет, что каждая подробность является осколком зеркала, отражающим и пейзажную картинку, и раздумья лирического героя о закономерностях жизни.

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Несмотря на противоположность в эмоциональной окраске, оба четверостишия предстают частями единого целого. В стихотворении сохраняется единство размера (пятистопный хорей с опоясывающей рифмой в каждой строфе); в нем создается цельный образ встречи тучки и старого утеса, красоты и одинокого размышления.

Создатели русского символизма считали, что символ является художественной вершиной в поэзии, находя в творчестве писателей прошлого редкие блестки совершенства. В этом маленьком стихотворении Лермонтова перед читателем предстает один из таких образцов. Присмотритесь к нему внимательнее, попытавшись сформулировать, какая сторона образа оказалась вам понятней и ближе. Только в совокупности оценок символ предстает всеобъемлющим, каждая его грань должна отразить своеобразие индивидуального восприятия. Попытайтесь внести вклад в его характеристику, найдя личностный отзвук лирическому излиянию.

В этом фрагменте важны и фонические особенности: угрюмый по эмоциональной окраске ассонанс на «у» уже в первой строфе, где обрисована веселая игра тучки, предвещает печальную развязку (на слабых местах — «на гру ди у теса», у мчалась; на сильных — ту чка, у тром, пу ть, лазу ри). Аллитерация на «л», сочетающаяся в первом четверостишии с повтором раскатистого, веселого «р» (особенно заметно такое сочетание в выражениях: «умчал ась р ано», «по л азур и весел о игр ая»), во второй строфе выглядит как напоминание о встрече («остал ся вл ажный сл ед»). Эмоциональные отличия двух частей стихотворения подчеркнуты и ассонансами — в первой это «а» (формы глаголов, относящихся к «тучке золотой»,— ночева ла, умча лась; обе рифмы: золота я — игра я, велика на — ра но), во второй — «о» и «у». Звук «о» содержится в значимом для обрисовки состояния лирического героя слове «одиноко», выделенном, благодаря переносу. «У» звучит в выражении, передающем, благодаря использованию всех фонических особенностей стихотворения, эмоциональную и смысловую тонику: «заду мал ся глу боко».

Звуковые средства выразительности в произведении Лермонтова имеют системный характер. Такая фоническая система называется звуковым символизмом. В ней, в отличие от ономатопеи, незначимо звукоподражание, важнее оказываются связи фоники с эмоциональным настроем. Она помогает передать мрачность глубоких раздумий о недостижимости счастья, тихую скорбь («тихонько плачет») обреченного на одиночество «в пустыне», но и открытость золотым, веселым впечатлениям, представление о незавершенности пути в земной жизни. На этом завершим анализ стихотворения «Утес» Лермонтова.




Top