Все было еще молодо зелено и голос. Литературная викторина по творчеству И.С.Тургенева(10 класс)

Женские образы в романах И.С.Тургенева "Отцы и дети" и
И.А.Гончарова "Обломов"
И.С Тургенев и И.А.Гончаров стремились показать в своих романах разные образы русских женщин своего времени.
В романе "Отцы и дети" Тургенев показал нам три основных женских образа: образ Анны Сергеевны Одинцовой, образ Катерины Сергеевны Локтевой и образ Фенечки. Тургенев описывает Анну Сергеевну и Катерину Сергеевну совсем противоположными. Анна Сергеевна кокетлива, очень опытна в отношениях с мужчинами, разговорчива. А Катерина Сергеевна робка, молчалива, "беспрестанно краснеет и быстро переводит дух". Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами. Даже во внешнем облике автор показывает их противоположность, непохожесть друг на друга.
Анна Сергеевна очень красива, стройна, у нее достойная осанка. "Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица." Нельзя сказать, что Катя была красавицей, но "она очень много улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чутьчуть сжатые плечи..." Анна Сергеевна никого не любила. И хотя Базаров нравился ей своей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, понимала, что признание в любви неизбежно, и ждала его, довольная собой. А для Базарова, наверное, существовала не любовь, а только страсть и роскошное тело Анны Сергеевны. Хотя Аркадий сначала был влюблен в Анну Сергеевну, скорее, даже не в нее, а в ее красоту, он выбрал Катю. Я думаю, что это случилось потому, что Катерина более близка к природе, естественна, добра, нежна, проста. С ней легко и приятно общаться. А Анна Сергеевна ведет себя гордо, даже высокомерно и заставляет всех, общающихся с ней чувствовать себя не очень уютно.
В своем романе Тургенев также рисует образ Фенечки. Она была "беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухленькими губками и нежными ручками". Фенечка могла дать Николаю Петровичу любовь, доброту, заботу, уважение, которых он, несомненно, заслуживал, будучи человеком добрым и порядочным. В свою очередь, Николай Петрович дал Фенечке надежную защиту, уважение, любовь.
В романе И.А.Гончарова "Обломов" показаны только два основных женских образа, тоже противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской и образ Агафьи Пшеницыной. Их внешность так же противоположна, как и облики Анны Сергеевны и Катерины
Сергеевны в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети". Ольга Сергеевна "не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом". Агафья Пшеницына "была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию".
Ольга Ильинская пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным, как Штольц. Но душа Обломова не лежала к той жизни, которую ему предлагала Ольга. И Ольга поняла это: "Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты спрячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего - не знаю!" Поэтому она бросила Обломова и нашла свое счастье в Штольце. Обломов тоже нашел свое тихое, спокойное счастье в Агафье Пшеницыной. Только она способна дать ему спокойствие, любовь, понимание. Агафья Пшеницына уважает в Обломове ленивого, изнеженного барина, от чего в свое время пытались избавиться Ольга и Штольц.
Мне кажется, что у Агафьи Пшеницыной, Фенечки, Катерины
Сергеевны много общего. Они не стремятся к любви, как к сверхцели, не добиваются ее любыми способами, а ждут, когда она придет сама. Когда к ним наконец-то приходит любовь, они выходят замуж и становятся прекрасными женами и матерями. Ольга Ильинская стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но все же находит человека, который подходит ей.
Я считаю, что И.А.Гончаров и И.С.Тургенев очень удачно показывают нам разные женские образы, разные характеры. И хотя у каждой женщины своя жизнь, свои переживания, их объединяет любовь и желание быть счастливыми.

Задачи и тесты по теме "Женские образы в романах И.С.Тургенева Отцы и дети и И.А.Гончарова Обломов"

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Склонение имён прилагательных женского рода - Имя прилагательное как часть речи 4 класс

Вместе с Базаровым и Аркадием мы наносим визит в прелестное поместье Анны. Они проведут в нем две недели. Имение Никольское расположено в нескольких верстах от города, и отсюда Базаров намеревается поехать к отцу. Заметим, что он оставляет свой микроскоп и остальное имущество в Марьине, у Кирсановых, - маленькая хитрость, предусмотрительно придуманная автором, чтобы вернуть Базарова к Кирсановым для завершения темы треугольника: Павел Петрович - Феничка - Базаров.

В главах о Никольском попадаются прекрасные сценки, как, например, появление Кати и красивой борзой:

«Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами.

- Вот вам и моя Катя, - проговорила Одинцова, указав на нее движением головы.

Катя слегка присела, поместилась возле сестры и принялась разбирать цветы. Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи… Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух». Мы ждем разговоров между Базаровым и Одинцовой, и действительно, разговор номер один происходит в 16-й главе («Вас это как будто удивляет. Почему?» - и все в таком роде), разговор номер два - в следующей главе и номер три - в 18-й главе. В первом Базаров излагает избитые идеи передовой молодежи своего времени, а Анна остается невозмутимой, утонченной и утомленной. Обратите внимание на чудесный портрет ее тетушки:

«Тетушка Анны Сергеевны, княжна X…ая, худенькая и маленькая женщина, с сжатым в кулачок лицом и неподвижными злыми глазами под седою накладкой, вошла и, едва поклонившись гостям, опустилась в широкое бархатное кресло, на котором никто, кроме нее, не имел права садиться. Катя поставила ей скамейку под ноги; старуха не поблагодарила ее, даже не взглянула на нее, только пошевелила руками под желтою шалью, покрывавшею почти все ее тщедушное тело. Княжна любила желтый цвет: у ней и на чепце были яркожелтые ленты».

Мы уже слышали, как старший Кирсанов играл Шуберта. Теперь Катя играет С-мольную фантазию Моцарта: тургеневские пространные указания на музыкальные произведения ужасно раздражали его врага Достоевского. Потом они отправляются ботанизировать, а затем повествование вновь прерывается, и мы узнаем новые черты Анны Сергеевны: «Странный человек этот лекарь!» - думала она.

Вскоре Базаров безумно влюбляется. «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. Вдруг ему представится, что эти целомудренные руки когда-нибудь обовьются вокруг его шеи, что эти гордые губы ответят на его поцелуи, что эти умные глаза с нежностию - да, с нежностию остановятся на его глазах, и голова его закружится, и он забудется на миг, пока опять не вспыхнет в нем негодование. Он ловил самого себя на всякого рода «постыдных» мыслях, точно бес его дразнил. Ему казалось иногда, что и в Одинцовой происходит перемена, что в выражении ее лица проявлялось что-то особенное, что, может быть… Но тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком». (Меня никогда особенно не занимал этот скрежет зубов и сжатые кулаки.) Он решает уехать, а она «бледнеет» .

Трогательная нота звучит вместе с появлением старого слуги, которого послали узнать, приехал ли наконец Базаров. Так начинается семейная тема - самая удачная в романе. Теперь мы готовы ко второму разговору. Сцена летней ночью происходит в комнате с распахнутым окном - хорошо известный романтический прием:

«- Зачем ехать? - проговорила Одинцова, понизив голос.

Он взглянул на нее. Она закинула голову на спинку кресел и скрестила на груди руки, обнаженные до локтей. Она казалась бледней при свете одинокой лампы, завешенной вырезною бумажною сеткой. Широкое белое платье покрывало ее всю своими мягкими складками; едва виднелись кончики ее ног, тоже скрещенных.

- А зачем оставаться? - отвечал Базаров.

Одинцова слегка повернула голову.

- Как зачем? Разве вам у меня не весело? Или вы думаете, что об вас здесь жалеть не будут?

- Я в этом убежден.

Одинцова помолчала.

- Напрасно вы это думаете. Впрочем, я вам не верю. Вы не могли сказать это серьезно. - Базаров продолжал сидеть неподвижно. - Евгений Васильевич, что же вы молчите?

- Да что мне сказать вам? О людях вообще жалеть не стоит, а обо мне подавно.

- Отворите это окно… мне что-то душно.

Базаров встал и толкнул окно. Оно разом со стуком распахнулось… Он не ожидал, что оно так легко отворялось; притом его руки дрожали. Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного, чистого воздуха.

- Мы сошлись… - глухо промолвил Базаров.

- Да!.. ведь я забыла, что вы хотите уехать.

Базаров встал. Лампа тускло горела посреди потемневшей, благовонной, уединенной комнаты; сквозь изредка колыхавшуюся стору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание. Одинцова не шевелилась ни одним членом, но тайное волнение охватывало ее понемногу… Оно сообщилось Базарову. Он вдруг почувствовал себя наедине с молодою прекрасною женщиной…

- Куда вы? - медленно проговорила она.

Он ничего не отвечал и опустился на стул.

- Погодите, - шепнула Одинцова.

Ее глаза остановились на Базарове; казалось, она внимательно его рассматривала. Он прошелся по комнате, потом вдруг приблизился к ней, торопливо сказал «прощайте», стиснул ей руку так, что она чуть не вскрикнула, и вышел вон. Она поднесла свои склеившиеся пальцы к губам, подула на них и, внезапно, порывисто поднявшись с кресла, направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова. Коса ее развилась и темною змеей упала к ней на плечо. Лампа еще долго горела в комнате Анны Сергеевны, и долго она оставалась неподвижною, лишь изредка проводя пальцами по своим рукам, которые слегка покусывал ночной холод. А Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый».

В 18-й главе происходит третье объяснение и взрыв страсти в конце, и вновь мы видим распахнутое окно:

«Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая, - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей… Одинцовой стало и страшно, и жалко его.

- Евгений Васильич… - проговорила она, и невольная нежность зазвенела в ее голосе.

Он быстро обернулся, бросил на нее пожирающий взор - и, схватив ее обе руки, внезапно привлек ее к себе на грудь.

Она не тотчас освободилась из его объятий; но мгновенье спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова. Он рванулся к ней… - Вы меня не поняли, - прошептала она с торопливым испугом. Казалось, шагни он еще раз, она бы вскрикнула… Базаров закусил губы и вышел».

\ Документы \ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Материал прислала : студентка филологического факультета 501 гр. Китав Оксана.

Вариант-1.

1.Какой барин "вступается за крестьян", но "говоря с ними, морщится и нюхает одеколон"?

а) Николай Петрович Кирсанов б) Павел Петрович Кирсанов в) Аркадий г) Василий Базаров.

2.Кто и кому дал такую характеристику: "Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич".

а) Базаров - Павла Петровича б) Базаров - Ситникова в) Базаров - Аркадия г) Ситников - Аркадия.

3.Чей это портрет? "Вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах".

а) Катя Одинцова б) Дуняша в) Фенечка г) Авдотья Кукшина.

4.О ком из героев романа говорится? "Верила во всевозможные приметы, гадания, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства…в скорый конец света".

а) Авдотья Кукшина б) Арина Васильевна Базарова в) Фенечка г) Катя Одинцова.

5.Кому посвящается роман?

а) Н. Г. Чернышевскому б) Д. И. Писареву. В) Н. Н. Страхову г) В. Г. Белинскому.

6.Укажите, какой тип композиции использовал автор в романе?

а) зеркальная б) последовательная в) циклическая г) кольцевая.

7. Как вы понимаете термин "нигилизм"?

8. С каким журналом у Тургенева произошел разрыв после издания романа "Накануне"?

а) Отечественные записки б) Москвитянин в) Новое время г) Современник.

9.Среди комических приемов в романе "Отцы и дети" Тургенев не использует:

а) прием несоответствия б) речевая характеристика героя в) гротеск г) ирония.

10."Тайный психологизм" Тургенева в том, что:

а) никаких приемов психологизма в романе не используется, а в послесловии автор сам объясняет, что к чему.

в) Автор считает, что не нужно показывать слишком мелкие и тонкие движения души, излишне дробить характер. Показывать нужно основное, видимое, слышимое проявление чувства: в жесте, интонации, в изменении внешнего облика героя.

Тест на знание текста романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"

1. У кого из героев на письменном столе находилась серебряная пепельница в виде лаптя как воспоминание о родине?

а) Николай Петрович Кирсанов. б) Павел Петрович Кирсанов. в) Аркадий Кирсанов. г)Базаров.

2. Чей это портрет? " Девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки, и чуть-чуть сжатые плечи".

а) Дуняша. б) Фенечка. в) Катя Одинцова. г) Кукшина.

3. Кто из героев так относился к любви: "По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления, без возврата. А то лучше и не надо".

а) Аркадий. б) Катя Одинцова в) Анна Одинцова г) Фенечка.

4. К какому сословию принадлежал Евгений Базаров?

а) Дворянство б) Мещанство в) Разночинцы г) Крестьянство.

5.Какова функция пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?

а) романтическая б) эстетическая в) социальная г) философская.

6.Как вы понимаете термин "материализм"?

7. Укажите, как называлось родовое имение И. С. Тургенева?

а) Карабиха б) Ясная поляна в) Спасское-Лутовиново г) Мураново.

8. Завязка романа состоит в сцене:

а) спор Базарова с Павлом Петровичем б) встреча Базарова с Одинцовой на балу в) дуэль Базарова и Павла Петровича г) приезд Базарова в усадьбу Кирсановых в 1-ый раз.

9. Какой прием Тургенев не использует в создании образа героя и его характеристике?

а) деталь б) портрет в) внутренний монолог г) речь.

10. В своих романах Тургенев часто знакомит читателей с биографией персонажей, с историей их жизни . Развернутая биография какого персонажа не включена в роман "Отцы и дети"?

а) Павел Петрович,

б) Фенечка.

в) Матвей Ильич Колязин.

г) А. С. Одинцова.

Тест на знание текста романа И. С. Тургенева "Отцы и дети".

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Литературная викторина по творчеству И.С.Тургенева.

Цели : проверить и закрепить знания учащихся по пройденному материалу.

Ход викторины.

1. Конкурс «Что вы знаете о жизни И.С.Тургенева?»

В каком году родился И.С.Тургенев? (1818).

Где провел детские годы? (В усадьбе матери Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии).

Как звали родителей Тургенева? (мать Варвара Петровна, отец Сергей Николаевич).

Почему Тургенев с болью вспоминал о своём детстве? (Мать была властной самодуркой, её строгость к детям доходила до телесных наказаний).

Какое образование получил Иван Сергеевич? (сначала домашнее, потом поступил в Московский университет, затем в Петербургский, там и окончил словесное отделение философского факультета).

Куда отправляется Тургенев в 1838 году (В Германию, где продолжил заниматься учёбой).

Почему Тургенев ушёл из журнала «Современник»? (Поводом ухода послужила статья Добролюбова, посвящённая роману «Накануне». Тургенев, отстаивавший либеральные позиции, был не согласен с революционной трактовкой своего романа).

Кто такая Полина Виардо? Что связывало с ней Тургенева? (певица и любовь Ивана Сергеевича, после её гастролей Тургенев вместе с её семьёй уехал за границу, жил «на краю чужого гнезда», как сам выражался).

Назовите год смерти Тургенева. Где он похоронен? (1883, в Петербурге на волковском кладбище).

2. Конкурс « Знаете ли вы героев Цикла «Записки охотника»?

Сколько рассказов в «Записках охотника»? (25).

Кто эти герои? «…вошёл в избу с пучком полевой земляники в руках, которую нарвал он для своего друга…» (Калиныч, Хорь).

Кто не кормил свою собаку, считая что «пёс – животное умное, сам найдёт себе пропитание» (Ермолай из рассказа «Ермолай и мельничиха).

Какой рассказ был написан Тургеневым под влиянием дружбы с Белинским? Назовите имя героя. («Бурмистр», Софрон).

Назовите имена мальчиков из рассказа «Бежин луг» (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня). Какое значение имеет «голос» каждого в общем смысле рассказа?

Назовите произведение, откуда взяты эти строки? Кто этот герой? «Он глубоко вздохнул и запел… Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас... За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но все еще видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым - третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. "Не одна во поле дороженька пролегала", - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко»(«Певцы», Яшка Турок).

Каких вы помните помещиков-крепостников, которых изображает автор в своём произведении? Назовите их. (Полутыкин, Зверков, Стегунов, Пеночкин, Радилов, Чертопханов …).

Назовите двух лучших иллюстраторов «Записок охотника» (К.Лебедев, П.Соколов).

3. Конкурс «Что вы знаете о романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

В каком году был напечатан роман «Отцы и дети»?

Кому был посвящён роман?

Сколько времени длится действие романа до эпилога?

Какой конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?

Назовите сословие, к которому принадлежал Базаров.

Чем Базаров занимался в Марьине?

О творчестве какого поэта Базаров сказал, что «никуда не годится, пора бросить эту ерунду»? -Почему Анна Сергеевна Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова? Какова роль образов Ситникова и Кукшиной в романе?

Что хранил Павел Петрович Кирсанов в память о своей пламенной любви?

Какому критику принадлежат следующие слова о Базарове: «Умереть так, как умер Базаров, - всё равно что сделать великий подвиг».

4.Конкурс « Узнайте героя».

1. Человек высокого роста в длинном балахоне… Лицо длинное и худое, с широким лбом, …большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами. (Евгений Базаров)

2."Но отвергать поэзию? -- подумал он опять, -- не сочувствовать художеству, природе?.."

И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. (Николай Петрович)

3.Она была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света… (Арина Власьевна)

4.Она была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время. (Анна Одинцова)

5. Она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух.(Катя)

6. На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном, платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху…(Кукшина)

7.Он исчез на мгновение и возвратился с откупоренною полубутылкой шампанского. "Вот, -- воскликнул он, -- хоть мы и в глуши живем, а в торжественных случаях имеем чем себя повеселить!" Он налил три бокала и рюмку, провозгласил здоровье "неоцененных посетителей" и разом, по-военному, хлопнул свой бокал… (Василий Иванович Базаров)

8. Чья это рука? «Красивая рука с длинными ногтями…, казавшаяся ещё красивей от снежной белизны рукавчика…» (Павел Петрович)

9. Аркадий посмотрел на базаровского ученика. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом. (Ситников)

10.Ей нравился Базаров... Даже лицо её изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность. Она хорошела с каждым днем. Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для неё. (Фенечка)

Роман написан И.С. Тургеневым в 1862 году и посвящается памяти Виссариона Григорьевича Белинского. Тургенев описывает жизнь российского дворянства изнутри, а мы сейчас смотрим на всё это извне спустя полтора столетия. Вот только было отменено крепостное право. Казалось бы, в романе это должно было отразиться, но всё как-то сонно, сыто и спокойно. Меня не покидало чувство хорошей зависти: как им повезло родиться дворянами, да ещё в такое тихое время. Каждый раз хотелось воскликнуть: «Нам бы ваши хлопоты, господа бездельники! Никуда-то вы и не торопитесь! И ни в какой работе вы не нуждаетесь»!
Помещик, Кирсанов Николай Петрович, владелец более двух тысяч гектаров земли! Это отец Аркадия, одного из главных героев романа. Николай Петрович повёз своего сына учиться в Петербург, где и прожил с ним «три зимы». Возможно ли такое в наше время? Аркадий учился в университете и там познакомился с Евгением Базаровым. Роман построен на том, что сын возвращается вместе со своим другом после учёбы в родные места. И тут происходят все эти разговоры и встречи нового поколения и старого. «Старого» беру в кавычки, ибо этому поколению всего лишь сорок семь лет от роду. Это поколение особенно не усердствует в труде, а так почивает на лаврах, как хорошо оплачиваемые западноевропейские пенсионеры в наши дни. Это в их-то сорок семь лет!
Друг Аркадия, Евгений Базаров, из небогатых дворян. Он «…владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». Этот человек отрицает все авторитеты. Он «…не принимает ни одного принципа на веру…». Дядя Аркадия, Павел Петрович, невзлюбил Базарова за его чрезмерное отрицание всего, за его нигилизм. Их общение заканчивается дуэлью, в которой Павел Петрович получает ранение.Он как бы изгоняет Базарова из именья, в котором тот уже живёт и «работает». У меня появилось чувство уважения к этому персонажу. Вот разговор Павла Петровича с Базаровым: «Вы всё отрицаете…вы всё разрушаете…. Да ведь надобно же и строить".
"Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить",- отвечает Базаров.
"... Нет, нет! – воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович, - я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений». Так же Павел Петрович настаивает, чтобы его брат женился на своей сожительнице Фенечке, чтобы узаконил свои отношения, тем более, что уже есть плод их любви - маленький сын. Аркадий, эта чистая душа, отнёсся к «проделкам» своего отца весьма благосклонно. «..Но как же ты не сказал мне, что у меня есть брат? Я бы уже вчера вечером его расцеловал, как я сейчас расцеловал его».
Базаров представился мне этакой революционной бациллой, попавшей в здоровый организм. Всё-то он отрицает, многое его не устраивает. Интуиция писательского таланта Тургенева подсказывает, что такие люди, как Базаров, для России – это опасное явление. «Базаровы» были уже на подходе исторического времени. Их скоро в обществе станет много. И писатель находит такое решение: в романе Базарову нет продолжения. Его молодая жизнь неожиданно обрывается.
Аркадий вначале находится под влиянием Базарова, но затем отходит от нигилистских мыслей благодаря своей любви к Кате. Она разговаривает с Аркадием о Базарове:
«…Он хищный, а мы с вами ручные».
- И я ручной?
Катя кивнула головой.
...- Разве вы хотели бы быть хищным?
- Хищным нет, но сильным энергическим.
- Этого нельзя хотеть...Вот ваш приятель этого и не хочет, а в нём это есть".
В романе удивительны описания женских образов. Здорово! Мастерски! Чувствуется, как глубоко знакома эта тема писателю. "Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Всё в ней было ещё молодо-зелено: и голос, и пушок на всём лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух".
Образ Анны Сергеевны очень колоритен. Вот некоторые штрихи к описанию этой героини.
Аркадий приглашает её на танец. «Одинцова снисходительно усмехнулась.
- Извольте, - сказала она и посмотрела на Аркадия не то чтобы свысока, а так, как замужние сёстры смотрят на очень молоденьких братьев». Позже Анна Сергеевна знакомится с Базаровым.
« Странный этот лекарь! – повторяла она про себя. Она потянулась, улыбнулась, закинула руки за голову, потом пробежала глазами страницы глупого французского романа, выронила книжку – и заснула вся чистая и холодная в чистом и душистом белье».
В романе писатель показал яркий образ любящей матери Евгения Базарова. Она не видела его три года и вот встречает своего единственного сына: «Дверь распахнулась и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пёстрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если бы Базаров не поддержал её. Пухлые её ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и всё замолкло. Только слышались её прерывистые всхлипывания».
Время такое тихое, почти сонное. Не пришли ещё хищники в эти края.Только один человек отчуждён от всего и всё ему неймётся, пока не "уходит" совсем и навсегда. У всех остальных героев романа всё складывается хорошо: в один день Аркадий женится на Кате, а его отец на Фенечке. Одинцова тоже выходит замуж. Павел Петрович уезжает за границу.
Господа есть господа! У них ещё есть время жить целому поколению в достатке и без потрясений. Хищников пока совсем мало.




Top