Все о татьяне снежиной читать. Татьяна Снежина

Был в ушедшем году и дебют в Театре эстрады в концерте В. Струкова. Постепенно стала приобретать опыт на эстрадных площадках. Это приходилось совмещать с учебой в институте, поэтому моей первой аудиторией стали ночные дискотеки и клубы. Дала свои первые интервью по радио. Конечно, если бы не поддержка моей семьи, брата, друзей, коллектива студии, я, наверное, не смогла бы преодолеть первые трудности на пути к моей мечте, мечте помочь людям «вспомнить со мной», что счастье рядом.

Сейчас продолжаю трудиться, сопрягая это с необходимостью окончить институт. Надеюсь выпустить, несмотря на сложность такого дела, как шоу-бизнес, свой первый альбом. Но уже в проекте запись второго. Ведь за годы творчества у меня накопилось около двухсот песен, которые ждут своего слушателя. Да и жизнь идет своим чередом, новые впечатления, новые размышления, новые слова, которые нужно услышать и постараться понять. А главное - есть мечта. Конечно, надо еще трудиться и трудиться, многому научиться, многое преодолеть, без этого нельзя, но пока есть мечта в душе, свет вдалеке и друзья у плеча - можно пройти сквозь огонь и не сгореть, переплыть через океан и не утонуть.

ЛИРИКА И СУДЬБА ТАТЬЯНЫ СНЕЖИНОЙ

НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ОДНОЙ ЖИЗНИ

Вадим Печенкин

В ТОТ ДЕНЬ…

Шоколад теплой негой расплывался у меня во рту, губы, прилипая, оставляли его застывшие следы на прохладной поверхности стекла балконной двери. От разглядывания аппетитных узоров… от неожиданной щедрости отца, подарившего конфеты, они казались еще слаще и вкуснее. Рассматривая через кругляшки отпечатков своих губ и сквозь сиреневый воздух вечера идущую стройку дома напротив, я чувствовал, как печаль постепенно вытесняла радость - «маму увезли дяди в белых халатах - врачи»… От стекла все сильнее и сильнее веяло холодом, и тоска, тоска холода, сжимала мое маленькое сердце - сердце семилетнего мальчика. К вечеру, то ли от опускающихся на город сумерек, разрываемых с треском вспышками сварочных аппаратов строителей, то ли оттого, что в остывающей квартире я оставался один и не было рядом мамы и папы, к печали дополнилась тревога. Зачем, почему увезли маму, как ей там в больнице? Когда ночью глаза стали наливаться свинцом, пришел отец и сказал, что маме уже лучше и что в ближайшее время за то, что я хорошо себя вел и был сегодня настоящим мужчиной, мы поедем к ней.

В тот день я не мог, ну просто никак не мог понять, почему мы встали так рано… А папа не идет при этом на работу. Папа был чему-то рад. Может, он радуется тому, что купит мне новую, давно обещанную игрушку - большой трактор с огромным красным бензобаком сзади. Еле скрывая радость от этой мысли, я стараюсь доказать отцу, что уже взрослый и, несмотря на свои только что исполнившиеся семь лет, могу не только быстро одеться, но и почистить ботинки.

Валерий Печенкин. Будущий отец Татьяны. 1959 год

Татьяна. 1962 год. В этот год они познакомятся

Свадьба Валерия и Татьяны. 1963 год

Пока отец, чему-то улыбаясь, смотрел вдаль на балконе и попыхивал сигаретой, что было крайне редко в моем присутствии и поэтому еще больше придавало ситуации загадочности, я усердно тер ботинки щеткой, поплевывая на уже и так блестевшую кожу, так как это делали в фильмах.

Уже в автобусе, когда он нас вез, перетряхивая, как неодушевленные вещи, по старому и знакомому маршруту в центр, где были парки отдыха, жила бабушка, и главное - был магазин, наполненный вещами, о которых мечтали все дети планеты - игрушки, глобусы, велосипеды… Уже в автобусе отец сказал шепотом на ухо, немного уколов его своей жесткой щетиной:

Тебя ждет сюрприз…

Мое сердце запрыгало радостно. Мальчик из соседнего двора умрет от зависти и больше не будет задаваться, привозя к нам свой большой грузовик. Трактор - это трактор, это даже не грузовик. Он сильный и, если захочет, передавит своими гусеницами все грузовики. Так мне говорил папа, самый сильный и добрый на свете.

Мы тебе купили сестричку, - не скрывая счастья и такой сильной, по-неземному светлой гордости, шепнул мне на ухо отец.

Сестричку?! Я старался быть сильным, как советские воины из советских фильмов, и «ни один мускул не дрогнул на моем лице». Но предательские слезы горячими ручьями хлынули из моих глаз. Они текли по щекам, я ничего не мог поделать, отец растерянно смотрел на меня, не понимая, что случилось. Он даже спросил: «Тебя пчела укусила?» Но я был не в состоянии отвечать, понимая, что как только я открою рот, превращусь в плаксу, плаксу девчонку… Девчонку! Эти мысли заполнили все мое сознание. Меня засмеют все дворовые ребята! Домой девчонку привел! Мне что, еще и играть с ней придется?!

А трактор? Как же он? Я решил, пока не поздно, вернуть ситуацию на свое место. Может, папа просто забыл, что я хочу?

Папа, не надо мне сестрички. Я хочу трактор. Трактор…

Один дома. Вадим. Май 1972 года

Я хотел трактор. Большой, игрушечный, но из настоящего металла и… и с красным бензобаком. Я, еле сдерживая обиду, прошептал отцу: «А трактор? Я хотел трактор…» Последние слова говорил уже шепотом, понимая их безнадежность, - я знал, что у папы не хватит денег на два подарка.

Почему-то смеясь, отец присел на корточки и, нежно обняв, прижал к себе. Я, всхлипывая, стал успокаиваться, чувствуя родной запах отца, его сигарет, и тепло сильных рук. Эх… Ладно… Пусть будет сестренка…

Через час, когда мы добрались до Парка отдыха имени 1 Мая, я истратил все свои мальчишеские слезы, а отец - аргументы и добрые слова своему наследнику. Поэтому по жаркой улице Ленинской мы шли молча. Шли, как на задание, молча и с серьезными лицами. Шли так, как идут, когда не идти нельзя. В какой-то момент отец слегка дернул меня за руку, остановив посреди улицы. Задрав голову, стал смотреть на окна напротив и звать почему-то мою маму. Вернее, женщин в этих окнах он стал просить позвать Татьяну. Мне тоже было интересно, я смотрел на этих женщин, они почему-то все стояли у окон, были в домашних халатах и в платочках и смотрели на улицу. Хотя., вскоре мне это надоело, и я стал рассматривать, как первый тополиный пух ветерок тащит вдоль тротуара, а на афишах кинотеатра висел плакат - бородатый мужчина с пистолетом. Новый шпионский фильм!!! Но тут меня опять дернул за руку отец, только сильнее, и сказал, не отводя взгляда от окон дома напротив:

Да! И это то, что стоило трактора? Маленькое, маленькое… И черные, как угольки… нет, как две звездочки в черном украинском небе глаза. И я понял, что больше не расстраиваюсь… глаза были красивые, глаза моей сестренки. Я видел маму, она улыбалась, а я так люблю маму. Я зачем-то помахал ей рукой, а в ответ, заливаясь смехом, несколько женщин, косясь на моего красивого папу, помахали мне. Потом мама исчезла в оконном проеме, а мы пошли с папой в Парк культуры и отдыха. Пили газировку с сиропом, отгоняя пчел от стакана, ели пирожки с повидлом и катались на каруселях. Пожалуй, трактор мне и не нужен, у меня теперь есть лучше - сестра. А соседский пацан пусть играет со своим грузовиком, он ведь еще маленький, ему 7 лет только осенью будет.

В тот день, погожий день украинской весны, 14 мая 1972 года в г. Луганске в семье старшего лейтенанта Советской армии Валерия Печенкина и его жены, технолога местного завода Татьяны, родился второй ребенок - девочка, и назвали ее Таней. Так на свет появилась талантливая поэтесса и композитор, впоследствии ставшая известной всем как Татьяна Снежина.

(1972 - 1995)

Составила Селиванова Г.Г.


Я хочу, чтоб в

этой жизни Не было б обид

и зла, Чтоб судьба

пускай капризной, Но разборчивой

была.


Её жизнь трагически оборвалась на самом взлёте таланта и любви.

Признание не успело принять Татьяну в свои объятия при жизни.

Оно пришло сейчас. Её поэзию знают и любят в России и за рубежом.


Родилась Т Снежина 14 мая 1972 года на Украине. Её отец военнослужащий. Она с мамой и братом вынуждена была часто переезжать на новое место его службы.

Мама и папа - лучшие друзья


Детство Татьяны было безоблачным и радостным. Мама очень рано научила дочку играть на пианино, позже девочка успешно закончила музыкальную школу.

Наше старое пианино… Когда я смотрю на него, мне кажется, что все годы оно было членом семьи, радовалось и печалилось, болело и выздоравливало вместе со мной.

Я ещё не умела говорить, но уже ударяла своими детскими пальчиками по клавишам, пыталась показать окружающему миру свои чувства и мысли.


В обычной школе Татьяна училась очень хорошо, у неё было много друзей. Она успевала заниматься и живописью, и вокалом, и хореографией.

1979 год


Всегда был рядом брат Вадим. Он любил сестру и нежно заботился о ней.

С детства папа защитник и опора.

С папой на качелях ничего не страшно


В последующие годы семья вынуждена была сменить несколько мест жительства: Камчатка, Москва, Новосибирск .

Татьяна увлекалась поэзией

Б. Пастернака, М. Цветаевой,

Г. Гейне.

Великим человеком и

Поэтом называла И. Талькова.

Сама писать стихи начала

в раннем возрасте и за свою

недолгую жизнь оставила

огромное количество песен

и стихов.


Татьяне нравились занятия живописью. Она мастерски владела красками, любила графику.

Многие не знают, что её кисти принадлежат замечательные картины.



Частыми стали студенческие вечера с друзьями у клубного фортепьяно.

В автобиографии позднее Татьяна напишет: «Кто-то из друзей незаметно записал то, что я пела и играла, на магнитофон, и кассеты стали расходиться по знакомым, друзьям, родственникам.

Это был мой первый, а потому самый дорогой тираж, первая радость творческого удовлетворения. Сразу даже не верилось, что то, что писала для себя, нужно кому-то ещё».


Судьба сделала ещё один подарок Снежиной - любовь. Примерно через два месяца после знакомства Сергей сказал Татьяне, что он её любит и намерен сделать ей официальное предложение выйти за него замуж.

Ещё через два месяца он его сделал и получил согласие.


Однако жизнь распорядилась по- другому.

Всё, что знаем мы о случившемся, - это скупые милицейские протоколы и показания свидетелей:

"21 августа 1995 года на 106-м километре трассы Барнаул - Новосибирск микроавтобус «Ниссан" столкнулся с грузовым автомобилем "МАЗ".


В результате дорожно-транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса: директор МКЦ «Пионер" Сергей Бугаев, певица Татьяна Снежина, кандидат наук Шамиль Файзрахманов, директор аптеки "Мастер-вет" Игорь Головин, его супруга врач Головина Ирина и их пятилетний сын Владик".

Стела памяти Снежиной в Новосибирске и могила Снежиной на Троекуровском кладбище


Пусть я жила без времени,

Пусть я жила неправедно.

Вы лишь теперь простите мне

И всё поймите правильно.


Говорят, что Бог отбирает самых лучших на Земле и забирает их к себе раньше срока, отмеренного простым людям.

Он взял талант на самом его взлёте, невесту за несколько дней до венчания, любимого человека у родных, близких и друзей в самый пик их счастья и радости за Таню.

Остались Танины песни. Песни, известные и десятки еще не спетых. Они ждут своих исполнителей.


ИСТОЧНИКИ

http://www.snezhina.ru/photo/38_b.jpg

http://www.snezhina.ru/photo/42_b.jpg

https://media2.nekropole.info/2012/08/ZBPX25z4IQU.jpg

http://photo.qip.ru/photo/andreygoncharov/135040701/xlarge/163515822.jpg

http://www.snezhina.ru/photo/20_b.jpg

http://www.snezhina.ru/photo/1_b.jpg

http://www.snezhina.ru/photo/10_b.jpg

http://www.snezhina.ru/photos/?pf=5&url=0

http://www.snezhina.ru/photo/32_b.jpg

http://loviknigu.ru/data/reader/013/58/57.36.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/mail/tat-bul536497/_blogs/i-10178.jpg

http://russianpoetry.ru/images/photos/medium/3e165f384e943b40506abbdc43d4f535.jpg

http://www.snezhina.ru/photo/101_b.jpg

http://epitafii.ru/wp-content/uploads/2014/08/photo-Tetyana-Snejina-3-590x442.jpg

  • https://i.ytimg.com/vi/0hHyKFumbfw/maxresdefault.jpg
  • http://img.bookshop.ua/pic_big/12341985_23.jpg

Предисловие к первому изданию книги
"Татьяна Снежина. Позови меня с собой" (1996).

"...Но пока есть мечта в душе, свет вдалеке и друзья у плеча - можно пройти сквозь огонь и не сгореть, переплыть через океан и не утонуть".

Этими строками Татьяна закончила автобиографию... Составители этого поэтического сборника поместили написанную Таней автобиографию перед вступительной статьей, понимая, что никто, кроме самого человека, не сможет сказать о себе искреннее и лучше. Но этот текст датируется 12 февраля 1995 года.

Что было потом?

Приезд с сердцем, полным надежд на друзей, которых она любила и которые ей много обещали. Но предательство людей, из тех, кто называл себя ее друзьями, кого она не забыла в этом коротком повествовании о своей жизни, предательство рядовое, банальное и, стало быть, не только ранящее, но еще и убивающее что-то светлое в душе. И почти как следствие этого - крушение мечты, веры, творческих планов. Предчувствуя надвигающуюся беду, она еще в 1994 году написала в своей тетрадке строки:

Рассыпались слова,
Как бисер старых бус,
Остыла голова,
Я больше не вернусь.

Не было уже "мечты в душе", "друзей у плеча", и "свет вдалеке" готов был тоже померкнуть. Татьяна на какой-то миг перестала мечтать, перестала верить в справедливость, перестала творить. Она говорила: "Зачем, кому это нужно, тем более теперь, когда это не нужно даже мне".

И застыла душа, и слова невпопад...
Мысли роем уносят сознание в ад.
Что-то было не так, ничего не вернуть,
И надорванный парус зовет в странный путь...

Но это были эмоции - эмоции молоденькой, ранимой девушки, естественные эмоции простого человека. Конечно, душа страдает и ищет выход. Таня вновь пишет. Но то, что появляется из-под ее пера, пронизано ощущениями бессилия перед жестокостью жизни:

И снова в этой суете,
В потоке серых скучных будней
Пью каплю света в темноте -
Любовь и праздники не те...

Конец февраля 1995 года. Татьяна, пересилив разочарования, начинает поиск нового творческого коллектива.

Именно в этот момент в ее жизни появился Сергей, человек, которого она полюбила и с которым вместе она уйдет в Вечность... Но это будет потом, а пока преуспевающий российский музыкальный продюсер Сергей Бугаев получает и прослушивает аудиоматериал очередной "претендентки на эстраду", материал Татьяны Снежиной. Как он потом сам признавался не раз в кругу друзей, кассета с ее песнями незаметно перекочевала из стен студии к нему в автомобиль, и он несколько недель слушал Танины песни, слушал, забывая на миг, что это материал для работы. Слушал как обычный человек, слушал простые проникновенные слова:

Я нарисую в свой альбом
Рисунок черно-белый простым карандашом.
Высокую гору, на ней грустный дом,
Печальное небо и дождь за окном...

Весной 1995 года Татьяне Снежиной поступило предложение от Сергея Бугаева работать в студии "M & L Art".

Первые этапы этой работы были вначале похожи на бесконечные битвы - Татьяне не нравились трактовки ее песен аранжировщиками, аранжировщики, в свою очередь, не видели "коммерческих перспектив раскрутки ее материала". Эти трения, которым, казалось, не будет конца, возвращали в душу Татьяны боль и неверие, которые стали затихать после неудачного периода работы со студией "КиС".

А на улице дождь
Льет на окна печаль.
Все, конечно, пройдет,
Только прошлого жаль...

В этот критический момент Татьяне очень помогли талант и работоспособность Бугаева. Где-то терпением, а где-то жест-костью он добился взаимопонимания и творческого настроя в своем коллективе. Сама Снежина рассказывала: "Работа проходила по-разному. Бывает, спорим, даже ругаемся, но постоянно приходим к какому-то решению и результату. Если речь идет о моем творчестве, о том, что вышло из меня, то Сергей Иванович нередко мне уступает, дает мне больше высказаться, если же речь идет о профессиональной стороне, о сцене, аранжировках - я доверяю больше Сергею Ивановичу..." И стали появляться новые песни Снежиной. Они рождались трудно, работа велась кропотливо и тщательно. Некоторые песни записывались по 2-3 месяца, и это было так не похоже на то, как это делалось раньше, когда "московские друзья" умудрялись сделать аранжировку и запись 4-5 песен за неделю.

В мае 1995 года дебют новой песни Снежиной - "Музыкант".

Музыкант до рассвета
Пел мне песенку эту.
Что найду - я не знала,
Но уже не искала
Я к дороге обратной следы...

И эта аудитория стала появляться: были первые победы на различных конкурсах, первые овации и первые неудачи, первые телевизионные интервью и выступления, поклонники. Но Татьяну внешняя сторона жизни не прельщала, не являлась самоцелью. Главное для нее было писать песни и петь их для людей, пробуждая давно забытые чувства:

А где-то в распахнутом настежь окне
Горел мягкий свет, и, словно во сне,
Летели снежинки на свет в окне том
Под музыку, что напевал патефон.

Вот что она сказала в одном из интервью: "Я не ставлю сверхзадач, я просто иду шаг за шагом, пока хватает сил и дыхания..." И это не пустые слова. Снежина была очень работоспособным и требовательным к себе человеком. Она постоянно терзала себя вопросом, что живет не так, что еще мало сделала.

Скажи, что стоит жизнь моя?
Рисунков пару черно-белых,
Да несколько стихов незрелых?..

Творила везде, где могла, писала стихи на салфетках в кафе, на билетах в транспорте. Семья Снежиной бывала буквально в шоке, когда ее стихи находились повсюду, в конспектах, в бумажном мусоре и т. д. Она любила говорить: "Вот надоест писать, появится много времени, тогда возьмусь за старые записи - обработаю".

Но жизнь не давала ей передышки - учеба в институте, занятия хореографией, уроки вокала, репетиции, записи...

И казалось, что именно сейчас ей улыбнулась счастливая звезда - у нее была любимая работа, талантливый продюсер и друг, хороший творческий коллектив, был создан проект развития ее творчества. Планировалось в сентябре выпустить магнитоальбом, потом ряд клипов, к зиме за рубежом - лазерный диск. Но, очевидно помня о своем нелегком пути к успеху, о тех трудностях, которые предстоит преодолеть молодым талантам, Татьяна вместе с Сергеем создает Благотворительный культурный фонд помощи молодым исполнителям. Впереди было много целей и задач, и она бы с ними справилась... Но в душе было одиночество.

Одиночество - мой век. Одиночество
Рядом с именем моим, словно отчество.

И тут Судьба сделала еще один подарок Снежиной - Любовь. Примерно через два месяца после знакомства Сергей сказал Татьяне, что он ее любит и намерен сделать ей официальное предложение выйти за него замуж. Еще через два месяца он его сделал и получил согласие.

Люди, которые окружали эту пару в последние месяцы их жизни, говорили о том, насколько они были гармоничны вместе: два красивых человека, русская певица, поэтесса и продюсер, радеющий за славу российской эстрады, любящий мужчина и любящая женщина. Друзья Сергея вспоминают, что у него будто выросли крылья за спиной, что он светился изнутри и выглядел так, словно не было его счастливее на свете. Близкие Тани увидели резкий, как в русской сказке, расцвет девичьей красоты и какой-то внутренней мудрости. Они много пережили до встречи друг с другом: предательства любимых и нечестность друзей, крушение планов и потерю целей, разочарование в своей работе и бессилие перед равнодушием людей, - и теперь казалось, что они нашли то, что искали, к чему стремились, - свою последнюю пристань, пристань любви и счастья.

В конце пути - в финале всех тревог,
В конце пути - на стыке всех дорог,
Навстречу мы друг к другу подойдем,
И за руки возьмемся, и не упадем.

15 августа 1995 года радиостанция "Европа плюс" сообщит о предстоящей свадьбе Бугаева и Снежиной.

Татьяна и Сергей, на миг забыв о творческих планах, окунаются в приятные хлопоты. Уже куплены обручальные кольца и свадебное платье, подготовлены приглашения друзьям. Татьяна дарит чудесные строки своему возлюбленному:

Прости, мой верный талисман,
Что ты хранишь меня надежно,
А я кладу тебя в карман,
Ногтем царапая безбожно.

До венчания оставалось меньше месяца.

Телевидение рассказывало об этом событии и молодой талантливой певице Татьяне Снежиной. Настоящим потрясением для собравшихся на этой "тусовке" были неожиданно исполненные Татьяной, вместо ожидаемых эстрадных песен, два романса "Звезда моя" и "Если я умру раньше времени...".

Звезда моя, ты не сияй в печали,
Не обнажай души моей при всех,
К чему всем знать, что нас с тобой венчали
И райский ад, и непорочный грех.

Она пела, и неизвестно, кто был больше потрясен - публика или те, кто, работая с Татьяной, долго и упорно отвергал эту сторону ее таланта. Можно только предполагать, как бы это повлияло на дальнейшие творческие планы ее коллектива. Через три часа Сергей и Татьяна уедут, и последнее, что услышит публика из ее уст, будут слова романса:

Если я умру раньше времени,
Пусть меня унесут белы лебеди
Далеко, далеко, в край неведомый,
Высоко, высоко, в небо светлое...

18 августа 1995 года в 17 часов они и их друзья отправились в предсвадебное путешествие в горы Алтая.

Последней из близких, кто видел их взаимное счастье, была мать Тани, когда из окна своего дома она провожала взглядом маленький микроавтобус. Если бы знать нам всем тогда, что он увозит их навсегда...

Все, что знаем мы о случившемся, - из скупых милицей-ских протоколов и показаний свидетелей:

"21 августа 1995 года на 106-м километре Черепановской трассы Барнаул - Новосибирск микроавтобус "ниссан" столкнулся с грузовым автомобилем "МАЗ". В результате этого дорожно-транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса: директор МКЦ "ПИОНЕР" Сергей Бугаев, певица Татьяна Снежина, кандидат наук Шамиль Файзрахманов, директор аптеки "Мастер-вет" Игорь Головин, его супруга врач Головина Ирина и их пятилетний сын Владик".

На месте гибели была найдена отснятая Таней, Сергеем и их друзьями в последний день жизни фотопленка. Многие кадры не пощадила кровь погибших, но составители книги сочли нужным включить эти фотографии в издание.

Рукописи не горят. Все, что было создано Татьяной Снежиной, этой юной и прекрасной русской девушкой, останется с нами. Останутся ее стихи, останутся ее песни, останется фонд, названный теперь в ее честь и в честь ее друга, останутся ее искренность и доброта, останется ее душа, светлая, как венчальное платье, ставшее в тот роковой день погребальным, и чистая, как российский снег.

Имя Татьяны Снежиной, наряду с другими талантливыми именами, без сомнения, в скором времени станет определяющим для нового этапа русской культуры конца двадцатого века, именем целого поэтического мира, объединившего в себе энергию обновления общества и нерушимую силу поэтических корней России, значимость которых мы ощущаем уже сейчас, во время острого дефицита гармонии и национальной культуры.

Творчество любого таланта неразрывно связано с его судьбой. Так и жизнь, и песни Снежиной слиты воедино, одновременно светлы и глубоко трагичны.

В этот сборник вошли песни и стихи разных лет. Они отражают творческие поиски автора, ее внутренний духовный мир на протяжении жизненного пути. При явных различиях они имеют объединяющую тональность: почти все песни и стихи пронизывает острая, щемящая душу грусть. В них выражены ощущение трагизма жизни, внутренняя боль и взволнованное, тревожное состояние личности.

Не стоит думать, что автор этих строф специально, по конъюнктурным соображениям выискивал болевые точки, чтобы произвести впечатление на публику. Достаточно самим повнимательней присмотреться к окружающей жизни, чтобы убедиться в этом.

Что нас окружает? Изменение нравов, стремление к материальным благам как к единственной цели и главному смыслу существования, усилилась тяга к показной роскоши, к престижности, к разного рода развлечениям. Внешне броское, поверхностное ценится неизмеримо выше, чем подлинное, глубокое, значительное.

Функциональность и расчет проникают и в область чувств. Человек нужен другому человеку лишь для "дела" не только в социальной, но и в интимно-духовной сфере.

Жизнь превращается в погоню за удовольствиями. Мы сами перед собой постоянно оправдываем бездуховное, эгоистичное, по сути, пустое существование. Главным врагом его становятся нежность, привязанность, потребность в ком-то, наша любовь, которая, впрочем, часто даже не успевает возникнуть, оказываясь препятствием на пути к примитивным наслаждениям.

Все труднее и реже понимают друг друга близкие люди, все острее ощущают они взаимную отчужденность, все чаще вспыхивают конфликты, вызванные нарушением душевных и духовных контактов, стремлением к кажущейся простоте и легкости. Но простое и легкое, построенное без труда, на поверку оказывается недолговечным и непрочным. Отношения между людьми оказываются поверхностными и легко рвутся. И это превращается в норму. Нормой становится Трагедия - Трагедия души.

Для молодых женщин нормой становится образ неодухотворенной вещи, которую можно купить, и неважно за что, валюту или рубли, удовольствия и необременительность отношений, славу и карьеру, сытую обеспеченную жизнь, квартиру в престижном районе. Главное - не продешевить... Только участники таких сделок не понимают, что можно продать тело и жизнь, но продать душу нельзя, рано или поздно она напомнит о себе. Останется ли время это понять и что-то изменить?

Нормой для мужчин становится образ плейбоя - множество легковесных связей, отсутствие глубокой привязанности к одному человеку, простота и цинизм в решении жизненных проблем. С таким мужчиной легко... легко, пока не наступит прозрение. Зачастую оно наступает очень поздно, когда тот, кто был "белой вороной", человеком "не от мира сего", современным Ромео, уже согласился принять те условия игры, на которые толкнула его жизнь. Опомнившись, мы пытаемся вернуть то, что потеряли, но содрогаемся от ужаса при виде пропасти, бездонной пустоты, которую сами же и создали. И опять Трагедия, трагедия неверия в чистоту человеческих отношений, в то, что есть на свете то ценное, ради чего стоит жить, трудиться, гореть и вдохновляться. И мы вступаем в порочный круг. Вот плата за нежелание преодолевать трудности, личные амбиции - плата за стремление получить все сразу и без проблем.

И все же боль от непонимания, от легко рвущихся отношений между людьми - не самое важное в творчестве Тани. Она прежде всего стремилась раскрыть значительность и глубину человеческих чувств. Тем самым она возвращала нас к потерянной нами истинной мере человека - его душе, великой и непреходящей ценности. Каждая душа неповторима и несет в себе целый мир. Она цельна и единична по своей сути, незаменима, и отведение ей второго плана в спектакле жизни оборачивается почти всегда бедой в личной, интимной сфере жизни и обретает глубокий трагический смысл.

Снежина глубоко лично воспринимала трагедию каждого человека, это, пожалуй, и был ее главный "литературный прием", основа ее таланта.

Так уж заведено, что поэтические издания предваряют статьи критиков или маститых литераторов, где скрупулезно, шаг за шагом проводится анализ текстов, поиск глубинного смысла. Мы не будем этого делать, точнее - мы не сможем этого сделать, как, наверное, не сможем измерить человеческую душу, до конца постичь человеческие чувства.

Поэзия Снежиной далека от академизма, скорее она ближе к народному песенному творчеству. Конечно, при желании можно найти огрехи в стиле и рифмах ее стихов, но никому не найти в них фальши и неискренности. Почти каждое стихотворение рождалось на свет как песня и имеет свою мелодию. Трудно порой отличить, где кончается песня и начинается стих. Жаль, что книга не может передать неповторимость и красоту ее мелодий, ее голоса. Как цыганские романсы почти невозможно слушать, сидя в театральном кресле, так и эта книга вряд ли станет лишь украшением книжной полки. Удел ее поэзии - жить в человеческом сердце вместе с памятью об этом прекрасном человеке, вопреки той роковой осени 1995 года.

Эта осень пришла так рано,
Не спросившись и не постучав,
В не зажившую в сердце рану
Вихрем огненным ворвалась.

После Таниной смерти остались сотни набросков, незаконченных песен и недописанных строф. Но так ли уж они незакончены? Может, в их кажущейся незавершенности, в тех многоточиях, что как будто бы обрывают мысль, и таится вся мудрость, глубина внутреннего прозрения, которую она пыталась нам донести.

А душа устала изливаться
И держит все в себе,
Чтоб не упасть, и не сорваться,
И не разбиться в пустоте...

Эти многоточия - приглашение нам, живущим, найти свою дорогу, свой единственно верный путь души.

Плакала ночью звезда о том, что ушло навсегда,
О том, что напрасно сияла и солнце достать не смогла...

Откуда столько трагизма в мыслях молодой, красивой девушки. Думаю, трудно будет отыскать среди молодых поэтесс ту, которая столько бы написала о расставаниях и несчастной любви, сколько Снежина.

Я закрываю библию своей любви...
Пусть не прочитана она, но я должна,
Должна поверить в то, что не смогла
Разжечь огонь, сжигающий дотла.

Должна поверить в то, что не найду
Мою с небес упавшую звезду.
Должна закрыть глаза и сердце сжать,
Как можно дальше от любви бежать.

Огонь чувств, кажется, готов испепелить юное сердце поэ-тессы, и мы на волне переданных нам ее эмоций верим, что все это происходит с ней, с Татьяной... Вот она, истинная мера таланта - способность прочувствовать и пережить вместе с другим его радость или горе, пропустить через свое сердце чужую боль, через свою душу - трагедию чужой души. И заставить нас поверить, что все это было... Жизненный опыт Снежиной - это опыт ее души по прочтению человеческих судеб.

Но даже в самых грустных стихах она оставляет надежду на счастье. Всякий разрыв с любимым, всякий уход - это символическая дверь в новую жизнь, напоминание нам, что через страдания и терпимость очищается человеческая душа.

И любовь - не любовь, и мечта - не мечта,
И дорога в цветах оказалась не та...
За туманом судьбы, за кромешною тьмой
Ветер странных надежд снова спорит со мной...

Пытаясь сделать людей добрее, разбудить их души, найти гармонию в окружающей действительности и натыкаясь лишь на сытое безразличие и циничное предательство, она приходит к мысли, что в этом мире встреча со злом неизбежна:

"...Куда податься человеку, подошедшему к тяжелым дверям адского храма Жизни? Ведь за дверями так много манящего, тянущего, отпугивающего, злого, доброго, прекрасного и ужасного... И хочется идти к манящему, доброму и прекрасному, но на пути обязательно есть что-то отпугивающее, злое, ужасное. И хочется обойти стороной это зло, но оно все равно обязательно встретится на пути. Не сейчас, так позднее..."

В поисках выхода ее взор невольно обращается к заоблачным далям, за линию горизонта, в неведомые края. В ее лирике утверждается, как одна из основных творческих тем, тема свободы, ухода от обжитого и привычного в еще не познанное. Такая тяга к свободному полету говорит о желании найти место на земле, или в другом мире, где человек будет счастлив.

Я в путь не возьму ничего
И лишь оглянусь на пороге,
Уйду от земного всего,
Чтоб ближе стать к Господу Богу...

Мечтая о своем маленьком счастье, Таня в мыслях улетает то с "грозой ночной", то "ласточкой в небо", то листочком осенним. Ее мечты искренни, и поэтому в своей поэзии она легко сливается воедино с тем миром, в котором царит романтика дорог и приключений, где простота и бедность - синонимы душевности и чистоты, где вдали от мирской суеты царят справедливость и гармония.

Но путь - это только путь. И есть еще дом. В ее лирике это не просто жилище, это целый мир, где есть друзья, любимые, близкие люди, где счастье и горе. Дом - это ее корни, то, что взрастило и питало ее душу и творчество. И потому мы читаем:

Я с покаянием вернусь в тот дом
И на колени встану пред крестом.
Молитвою святою с грешных губ
Перечеркну немую тишину.

Она всегда возвращалась домой в своих мечтах и стихах, не смогла вернуться только в жизни однажды - 21 августа 1995 года - помешала Смерть...

Признание не успело принять Таню в свои объятия. Но мы уверены, что ее поэзия достучится в сердца людей и эта книга найдет своего читателя. И признание придет...

Пусть я жила без времени,
Пусть я жила неправедно.
Вы лишь теперь простите мне
И все поймите правильно.

Вадим Печенкин,
январь 1996 года, Москва

* * * * *

Предисловие ко второму изданию книги (2001).

"Что стоит жизнь моя?" Кто сможет оценить? Ты сам? Другие люди? Судьба?

Что нужно положить на алтарь Судьбы, чтобы она даровала тебе вечную жизнь, жизнь в памяти, сердцах и умах людей? Наверное, свою душу и талант.

В дни трагических событий августа 1995 года казалось, что с уходом из жизни этой прекрасной девушки уходит из мира ее Душа и ее Творчество. Но одновременно, как ни кощунственно это может звучать, с приходом смерти острее вдруг стало восприятие ее лирики, глубже понимание ее прозрения, ее жизненной Философии. Чтобы понять и полюбить Жизнь, нужно, чтобы пришла Смерть... С каждым новым днем, с каждым прочтением ее строк, звучавших порой как завещание оставшимся жить, для близких, друзей и поклонников ее таланта становилась очевидной необходимость донести ее поэзию и музыку до людей.

Свет ее души, отраженный в ее песнях, делал с людьми чудеса - они становились добрее... становились частью ее поэзии... частью ее мира. У многих в те дни возникало ощущение, что ее душа где-то рядом... защищает и помогает...

Спонтанно возникает Концерт-Реквием. Более десятка самодеятельных и профессиональных музыкантов собрались вместе в Новосибирске, чтобы почтить память Татьяны и Сергея. Воодушевление, замешанное на горе, энтузиазм - как последняя дань погибшим... И... в это трудно верить, ни одного огреха, ни организационного, ни технического. В это не могли поверить никто в том зале... зале, наполненном душой Тани и Сергея.

Потом мысль о незаконченном Таней песенном альбоме.

Фактически впервые официально ее песни увидели свет на сороковой день после ее гибели. В сжатые сроки, на честности и энтузиазме многих людей был издан первый магнитоальбом Т. Снежиной "Вспомни со мной". Это символичное название было придумано самой Татьяной в ходе работы незадолго до гибели.

Тогда же выходит первый документальный фильм о Татьяне Снежиной "Они были молоды". Творческий коллектив смонтировал фильм буквально за одну ночь, мешало только одно - слезы. Работая, плакали все - и режиссер, и техниче-ские работники, но фильм строился на ЕЕ песнях, и это спасало.

В память о трудной судьбе молодого автора и в продолжение дела, начатого Татьяной Снежиной и Сергеем Бугаевым, был создан "Благотворительный культурный Фонд" поддержки молодых талантов их имени. Позднее был учрежден ежегодный приз имени Т. Снежиной "Серебряная снежинка", вручаемый за наибольший вклад в поддержку молодых талантов.

В ноябре 1996 года вдохновленный ее творчеством коллектив издательства "Вече" вместе с семьей Татьяны готовит и выпускает первый тираж поэтического сборника Снежиной - "Что стоит жизнь моя?". Эти выпуски кассет и книги не коммерческие, они не предназначались для продаж и поэтому не рекламировались. Но в короткие сроки почти весь тираж разошелся по России, книги искались в библиотеках, кассеты переписывались друг у друга...

Часть кассет и книг в том же году попала в руки к профессионалам. Танино творчество привлекло внимание таких именитых и талантливых людей, как Игорь Крутой и Иосиф Кобзон. Ее песни начинают исполнять звезды российской эстрады. Уже в декабре 1996 года песня Снежиной "Перекресток" в исполнении дуэта "Вкус меда" входит в "горячую десятку" музыкальных хитов. Позже "Русский радиохит" размещает в своем альбоме эту же песню, но уже в авторском исполнении. Появляются магнитоальбомы Лады Дэнс с песнями "Будь со мной" и "Нас больше нет", Алисы Мон со "Снежинкой", Михаила Шуфутинского с песней "Сколько лет", снова "Вкус меда" с "Фантазией снега" и другие. Танины песни начинают звучать на концертных площадках разных городов, на радио. Они становятся танцевальными хитами на дискотеках. А вскоре, за два дня до дня рождения Татьяны, 12 мая 1997 года около 12 часов дня слушатели "Русского радио" были потрясены новой песней Аллы Пугачевой "Позови меня с собой".

На фестивале славянского творчества в г. Витебске Примадонна назвала имя автора - Татьяна Снежина.

Потом было победное шествие этой песни по радио- и телевизионным программам, по эстрадным площадкам и концерт-ным залам России, ближнего и дальнего зарубежья. Во многих аудиториях, едва начинали звучать первые аккорды этой песни, люди вставали и слушали стоя, подпевали, скандировали, устраивали бесконечные овации.

Всем стало ясно - надо готовить концерт.

Вдохновение и творческий подъем сотен людей позволили в короткие сроки подготовить и провести уникальный по своей сути концерт, который состоялся пятого ноября 1997 года в Государственном центральном концертном зале "Россия" при полном аншлаге. Лучшие исполнители страны пели песни молодого автора, ушедшего из жизни, имя которого еще недавно знали немногие. Состояние аудитории по завершении концерта можно было бы охарактеризовать одним словом - потрясение. Многие плакали, другие находились в состоянии светлой грусти и очарования музыкой и искренностью чувств Татьяны, донесенных ею людям прозвучавшими здесь песнями и стихами. Равнодушных не было никого. Стало ясно, что родилось не просто новое имя в искусстве, родился новый мир - мир Татьяны Снежиной.

Огромную популярность сразу же приобрели "Музыкант" в исполнении Кристины Орбакайте, "Сон" - Татьяны Овсиенко, "Песня для тебя" - Михаила Шуфутинского, "Было время" - Льва Лещенко, "Дом на высокой горе" - Лолиты Милявской, "Что стоит жизнь моя" - Николая Трубача и многие другие, принимаемые слушателями "на бис".

Можно смело сказать, что именно с этого момента душа Татьяны получила второе рождение. Общество, потрясенное судьбой этого таланта, в очередной раз задумалось о десятках других молодых дарований, которыми так богата наша страна. Участники и устроители концерта отказались от своих гонораров, и деньги были переданы на поддержку молодых талантов.

Телевизионная версия концерта (телефильм в двух частях) вышла в эфир на одном из центральных каналов российского телевидения в конце декабря того же года и в дальнейшем неоднократно повторялась по просьбам телезрителей. Уже в наступившем новом 1998 году по материалам концерта был выпущен двойной музыкальный альбом "Позови меня с собой". В него вошли двадцать две песни в исполнении звезд Российской эстрады. Этот альбом побил все рекорды по объемам продаж и изданиям так называемых "пиратских" копий.

Десятки газет, телевизионные каналы, радиостанции вза-хлеб рассказывали о жизни и творчестве Татьяны Снежиной. Публика, потрясенная теми 22 песнями, которые прозвучали со сцены и вышли в альбоме, была поистине шокирована, узнав, что они были почти наугад взяты из 200 написанных 23-летней девушкой по имени Татьяна.

В 1997, 1998 и 1999 годы Татьяна Снежина становится лау-реатом Всероссийского телевизионного музыкального конкурса "Песня года". В 1998 году творчество Татьяны было представлено в трех номинациях Национальной Российской премии "ОВАЦИЯ". На церемонии вручения призов "золотых ладоней" была удостоена песня "Позови меня с собой", бесспорно признанная хитом года. Композитор, народный артист России Игорь Крутой, находясь в одной номинации с Татьяной, как лучший композитор года, торжественно отказался от победы в пользу Тани. Ее звездный час... Могла... мечтала ли она в своих девчоночьих грезах об этом. А может, она на самом деле была мудрее и чище нас и эта "суета" была бы ей чуждой?

"Просто так надо жить,
Чтоб неустанно радость и любовь дарить
Всем тем, кто здесь в гостях.
Мы в этой жизни только гости..."

Конечно, как всегда водится в шоу-бизнесе, не обошлось без спекуляций и домыслов. Дошло до того, что некоторые "экс-перты" утверждали, что такого автора нет и не могло быть, а прозвучавшие песни - это плод труда целого коллектива именитых поэтов и композиторов.

"Как трудно в этом мире жить,
Ждать счастья, верить и любить.
Как сложно верный путь избрать,
Где зло, а где добро узнать".

Но народ своей душой чувствовал правду. Со всех уголков страны шли восторженные письма, в которых люди зачастую выражали благодарность за то, что смогли получить доступ к творчеству Татьяны, делились своими горестями и радостями, рассказывали об откликах в своих сердцах поэзии Снежиной.

"...не жалей того, что было в прошлом,
Лишь постарайся вспоминать
Все то, что для тебя всего дороже,
И тех, тебя кто будет вспоминать".

Позднее, Танина песня "Мы в этой жизни только гости" стала завершающим аккордом возрожденных Пугачевой Рождественских встреч и своеобразным символом единения творческих людей на "Славянском базаре" 2001 года в Витебске, где ее слушателями оказались народы и Президенты трех братских славянских государств - России, Украины и Белоруссии.

Любовь и интерес к творчеству Снежиной не ограничились только Россией. Ее песни зазвучали и в Украине, и в Прибалтике, и в Европе, и в Соединенных Штатах Америки. Одна певица из Японии прислала письмо, в котором говорила о том, что Танино творчество созвучно ее творчеству, а песни, прочно вошедшие в ее репертуар, понятны и близки японскому слушателю.

Стали выходить нотные сборники, песни поются во время застолья и в залах караоке.

Творческий коллектив приступил к съемкам нового документального фильма о ее судьбе.

К Таниным произведениям потянулись не только любители музыки. Многие люди находят в ее текстах и глубокое философское содержание, и метко подмеченные и талантливо сформулированные трепетные состояния человеческой души, чистые, добрые чувства...

"Спасибо воле провиденья
За те недолгие часы.
За те безумные мгновенья,
Когда мы клали на весы -
Налево - быт, заботы, славу,
Направо - слезы, веру и любовь...
Та чаша, что лежала справа,
Была весомей вновь и вновь..."

Что-то свое в Таниных стихах и песнях находят люди самых разных профессий и возрастов - от подросткового до преклонного. Те немногие экземпляры книг, которые получили свободное хождение, зачитываются до дыр. Ее хотят читать, петь. Ей посвящают литературные чтения, тематические вечера о ее творчестве. На ее стихи пишут музыку и композиторы, и учащиеся музыкальных учебных заведений. Создают уголки Т. Снежиной. О ней пишут стихи, ей хотят подражать.

Группа молодых альпинистов, влюбленных в Танину лирику, совершила "тематическое" восхождение на одну из непокоренных ранее никем горных вершин Алтая. По праву первооткрывателей они присвоили ей имя "Пик Татьяны Снежиной" и заложили на вершине капсулу с удостоверяющим это событие актом и книгой ее стихов "Что стоит жизнь моя?".

С момента выхода первого поэтического сборника прошло более пяти лет. Часть материалов не вошла в первое издание. Идею издания нового сборника подсказали письма и отзывы многих и многих почитателей ее таланта, которые раннее не смогли получить полный доступ к ее творчеству.

Любовь моя - чудо безвести пропавшее.
Дети мои - тетради, со стихами истлевшие.
Счастье мое - цветы на могиле увядшие.
Жизнь моя - память в душах ваших тепло нашедшая…

Эти слова сказала Таня своей маме во сне на сороковой день после гибели.

Сейчас, когда уже прошло шесть лет, как нет с нами Татьяны, можно твердо сказать, что память о ней нашла тепло в миллионах и миллионах человеческих душ, а значит, ЖИЗНЬ ЕЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…

Вадим Печенкин,
Москва, 2001 год

Татьяна Снежина. Душа как скрипка. Биография, стихи, воспоминания

ПРЕДИСЛОВИЕ

Посвящается моей семье

О Татьяне Снежиной написано уже немало. Есть что-то вроде биографий, есть статьи о ее творчестве. Но написано все это, на мой взгляд, в стиле - «констатация фактов»: родилась, жила, любила, была любима, писала песни, стихи, картины, пела и… погибла. Иногда вместе с рассказом о тех или иных событиях в ее жизни высказывались предположения и давались оценки: была талантлива, на грани мистики предчувствовала свою смерть… Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю: что-то осталось недосказанным, что-то очень личное и потому важное. Кажется, для того чтобы понять эту девушку, понять как складывалась ее судьба, как формировалась душа, где источник ее таланта мало одних лишь умозрительных предположений, надо просто попытаться увидеть жизнь ее глазами. После себя Татьяна оставила множество картин, рисунков, музыкальных произведений, стихов, набросков, в том числе в прозе, короткую, на двух страничках, автобиографию, несколько первых интервью. Куда же более, чтоб представить себе ее короткую жизнь, представить, как она видела эту жизнь? Но меня долгие годы не оставляла мысль о том, что нечто неуловимое, может потаенное, то что мы храним в самой глубине души, что хранила, наверное, и она, все равно ускользает от нашего внимания.

В этом сборнике я попытался в коротких новеллах отразить мир, в котором жила наша семья, его оттенки, детали, ощущения, наши чувства, которые менялись по мере того как мы росли и как менялся мир вокруг нас. Показать все это глазами брата, от тех мгновений, когда счастливыми глазами семилетнего мальчика, я впервые смотрел на это «чудо» - родившуюся сестренку, до тех минут, когда я, мужчина, которому выпало на веку хоронить любимую сестру, видел Татьяну в последний раз.

Татьяна Снежина оставила после себя много стихов, песен и набросков прозы. Я объединил эти наброски в этом сборнике, т. к. они, на мой взгляд, являются неотъемлемой частью ее истории, а некоторые из описанных событий, наверное, происходили или с ней, или со мной, или с ее друзьями или… были отражением мира, созданного ее фантазией… Но это лишь мысли вслух. Ответ знала только Татьяна.

Вадим Печенкин Апрель 2010 г.

АВТОБИОГРАФИЯ

Самые дорогие воспоминания любого человека - воспоминания о своем детстве, отце, маме, о том беззаботно-радостном восприятии мира, которое никогда уже не повторится.

Я родилась на Украине, и первыми моими впечатлениями от жизни были мелодичные украинские напевы из радиоприемника около детской кроватки и мамина колыбельная. Мне не исполнилось и полугода, когда судьба перебросила меня из теплого, плодородного края на суровую землю Камчатки. Первозданная красота Природы… Седые вулканы, заснеженные сопки, величественный простор океана. И новые детские впечатления: длинные зимние вечера, завывания пурги за окном, треск березовых поленьев в печи и нежные мамины руки, рождающие на свет незабываемые мелодии Шопена.

Наше старое пианино… Я иногда смотрю на него, и мне кажется, что оно все эти годы было членом семьи, радовалось и печалилось, болело и выздоравливало вместе со мной. Я еще не умела говорить, но, своими детскими пальчиками ударяя по клавишам, пыталась показать окружающему миру свои чувства и мысли.

Потом, года в три-четыре, первые «эстрадные» выступления. Мамина косметика, мамина юбка и что-нибудь из репертуара 70-х. Помните: «Ах Арлекино, Арлекино…» или еще лучше - «Очи черные…». И, конечно, бурные аплодисменты гостей и родителей, влюбленных в свое чадо. Под занавес «концертов» - первые детские стишки. Одним словом - Детство.

Потом школа и новый переезд, на этот раз в Москву. И первое осознанное потрясение в жизни - потеря друзей, которые остались за тысячей непреодолимых километров, в том суровом и прекрасном краю. И на смену радостно-шаловливым детским строфам про «червячков и букашек» в голову вместе с ночными слезами по первой любви, «который там, далеко, в краю далеком и суровом», стали приходить грустные и вместе с тем лирические строки. Их нельзя было назвать еще стихами, скорее, теми зернами, которым суждено прорасти позже. А почву питали томики Цветаевой, Пастернака, Гейне, подсунутые незаметно заботливой рукой старшего брата, который все видел и понимал.

Чужие стихи, чужие песни, подружка Лена, вечера, переходящие в ночь у пианино, это все на людях, а ночью тайком свое - в тетрадку, плохое, но свое. А позже первый слушатель - мама, самый близкий мне человек, и ее слезы, слезы радости и грусти. Только тогда я поняла, что то, что я долгие годы вынашивала и таила, способно вызвать чувства не только у меня. И постепенно круг людей, которым я стала доверять, говорить о самом сокровенном, личном, стал шириться. Но это было позднее, когда я поступила во 2-й Московский мединститут. Не знаю, можно ли было уже тогда говорить о творчестве, не мне судить, но я этим жила, я просто восполняла внутреннее одиночество, жажду чего-то прекрасного и… несбыточного, и это нравилось людям. Частыми стали студенческие вечера с друзьями у клубного фортепьяно, кто-то из них незаметно записал то, что я пела и играла, на магнитофон, и кассеты стали расходиться по знакомым, друзьям, родственникам. Это был мой первый, а потому самый дорогой тираж, первая радость творческого удовлетворения. Сразу даже не верилось, что то, что писала для себя, нужно кому-то еще. Постепенно стихала старая боль, появились новые друзья, короче, не было границ счастью и беззаботности…

И тут ЕГО смерть. Смерть великого Человека и Поэта - смерть Игоря Талькова… и сны, сны о нем. Сколько еще не написано, сколько не спето. Почему столь нужные России люди уходят рано - Пушкин, Лермонтов, Высоцкий, Тальков? Сны снились вещие, тяжелые. Потрясение, снова душевный вакуум. Не могла ходить, думать, писать. Оставались друзья… И новый удар судьбы, которая, не считаясь ни с чем, бросает меня опять за тысячи километров от дома, друзей, моей жизни - в Сибирь, в город на Оби - Новосибирск. Тоска по всему, что я потеряла, как когда-то, вновь тоска, не оставлявшая меня ни днем, ни ночью. И стали рождаться песни, на этот раз я могу сказать уверенно - именно песни, иногда по две-три за ночь. А за окном все тот же снег, может, поэтому я Снежина - снег, холод, пустота. И звонки из прошлого, издалека, из Москвы, от друзей, от брата: «Мы с тобой. Запиши что-нибудь новое и вышли». Если бы не они… И кассеты, которые я уже записывала сама в домашней студии, летели в столицу. Одна из них, по воле все той же судьбы, случайно отклонилась от назначенного маршрута и попала на Таганку в студию «КиС-С». Через день звонок: «Готовы работать». Через два часа я уже в промерзшем аэропорту Новосибирска, еще через пять - спускаюсь по темным ступенькам в святая святых моего 94-го года, в студию, - я шла навстречу моей мечте. Мечта, впрочем, меня быстро окатила ушатом воды, словами моего первого аранжировщика Александра Савельева: «Работать и работать… но что-то в этом есть». Я вдруг услышала, как мне тогда показалось, божественные звуки таинственной мелодии, которые через пару секунд оказались всего лишь талантливой аранжировкой моей песни школьных лет «Роза».

Её песен и стихов мы никогда больше не услышим вживую, потому как её уже нет.
Пусть я жила без времени,
Пусть я жила неправедно.
Вы лишь теперь простите мне
И всё поймите правильно.

Т. Снежина
(«Пусть я жила без времени»)
В автобиографии Татьяна напишет: «Я родилась на Украине, и первыми моими впечатлениями от жизни были мелодичные украинские напевы из радиоприёмника около детской кроватки и мамина колыбельная». Как много должно было случиться, чтобы родились такие строки:

***
Мы не знали, что кого ждёт.
Не понимали, к чему нас жизнь ведёт.
Дальние дали теперь уж позади,
А мы и не узнали, что было впереди.
(«В конце пути»)

Не случайно сейчас я так сблизила младенчество Тани и её стихотворение «В конце пути». Жизнь – мгновение, особенно, когда она так коротка, как жизнь Татьяны.
Татьяну внешняя сторона жизни не прельщала, не являлась самоцелью. Главное для неё было – писать песни и петь их для людей, пробуждая давно забытые чувства:

***
И пусть будет так – мгновенье или вечность,
И будет всю жизнь в небе ночью звезда,
Я верю, что мы улетим в бесконечность,
Друг друга, любя сквозь миры и года.
(«Где ты? Кто ты?»)

Когда уходит из жизни талант, уходят из мира Душа и его Творчество. Но, тем не менее, как это часто случается, особенно в России, после смерти поэта острее становится восприятие его лирики, глубже понимание его прозрений, его жизненной Философии. Так случилось и с Татьяной и её Творчеством.

Фактически впервые официально её песни увидели свет на сороковой день после её гибели. В Москве был издан первый магнитоальбом «Вспомни со мной» с двадцатью песнями Т. Снежиной. Тогда же выходят первый документальный фильм о Т. Снежиной «Они были молоды».
На краю жизни Татьяна повстречала свою настоящую любовь – Сергея Бугаева. Их свадьба была назначена на 13 сентября, а 21 августа 1995 года на 196 километре Черепановской трассы Барнаул – Новосибирск микроавтобус «нисан» столкнулся с грузовым автомобилем «МАЗ». В результате этого дорожно-транспортного погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса:

***
Музыкант был создан воплощеньем
Зыбкой жизни моей силуэт!
Он был послан ко мне как спасенье,
Словно рифме забытой поэт.
(«Музыкант»)

Не о Сергее ли эти строчки? Не о мистическом ли предчувствии появления его в жизни Т. Снежиной? Можно только догадываться и предполагать.
Татьяна была наполнена светом, её вера в добро безгранична:

***
Вот секунда прошла, как столетье,
И звезда, улыбаясь, погасла.
Нету больше звезды, но заметьте,
Что Земля её светом прекрасна.
(«Сказка»)

Как и любую творческую личность, Татьяну мучили своей невыразимостью муки творчества:
***
Душе порою трудно так излиться
И выплеснуть всё, что накопилось в ней.
И бесполезно в этот миг молиться,
Чтобы вернуть мгновенье светлых дней.
(«Душа – как скрипка»)
Как близка становится Таня, какою родною предстаёт перед нами, когда делится с нами своими чувствами в стихотворении «Ушли навсегда те минуты».

***
Ушли навсегда те минуты,
Когда я кричала со зла,
И жаль, что уже не вернуть их,
Чтоб скрасить, хоть каплей добра.

И что-то навечно ушло,
И стали другими лица,
И стало слабее крыло,
И жизнь моя не повторится.

Исчезнут навечно с Земли
Улыбка моя и походка,
Застрянет на ранней мели
Моя незаметная лодка.

И станет кому-то легко,
И станут шаги чьи-то шире.
А кто-то слезинку платком
Смахнёт за меня в этом мире.

Укроются пыльной вуалью
Тетради мои со стихами….
5.04.92г.

Пятнадцать лет назад написано это стихотворение для того, чтобы через 15 лет дойти до меня, и не просто дойти, а вдохновить на эту работу о светлой лирике Татьяны Снежиной. Как много точек соприкосновения наших душ я открыла для себя, как близка, мне Танечка стала:
***
Сюда я уже не вернусь,
Останется всё, как было, -
Книги вразброс, и грусть
В глаза попадёт, как мыло…

Я слишком уже далеко,
Чтоб руку пожать на прощанье.
И мне не понятно легко
Расплавиться в этом молчаньи.

(«Сюда я уже не вернусь»)
Одни только книги «вразброс», которые в моей квартире везде: на полу, на окне, в шкафах…сблизили нас, и думаю навсегда:
***
Друг не сможет обмануть,
Не навеет грусть.
Друг поможет выбрать путь
На любом распутье.
(«Друг»)

Дружеское отношение Татьяны к миру проявляет себя этими строчками. Дружеское отношение ко мне, неизвестной для поэтессы, читательницы. Неоспоримо, она жива, такая Душа не может бесследно исчезнуть – она – жива, она – рядом.
Вот как вспоминает Алла Пугачёва исполнение песни «Позови меня с собой»:
«Когда я подошла к микрофону… я не знаю, что вдруг со мною случилось, но возникло ощущение, что это не я пою. Кто-то поёт моим голосом! Хотите – верьте, хотите – нет». Я верю Алле Борисовне, верю:

***
Надо мною в тихой мгле
Вьётся сладкий сон,
И звучит в тишине
Лунный саксофон.

Лунный саксофон –
Это только сон…
(«Лунный саксофон»)
Надеюсь, наша встреча с Татьяной не сон. Хотя умом я понимаю, что её нет, а душа твердит – «здесь, в её стихах, открой книгу, прочти, и ты – с ней».
Разве кто-нибудь из нас, хотя бы раз в жизни, не задавал себе такие вопросы: Зачем эта жизнь нам дана? Чего она стоит такая жизнь? Вот и перед Татьяной вставали такие вопросы:

***
Скажи, что стоит жизнь моя?
Рисунков пару черно-белых,
Да несколько стихов незрелых?
Ответь мне правду, не тая.
(«Что стоит жизнь моя?»)

Не всегда всё светло и хорошо получается в жизни, были такие минуты и у Татьяны. Здесь особо хочется отметить, что некоторые психотерапевты и психологи, например, Валерий Синельников и Луиза Хэй, утверждают, что мысли строят наше будущее. Я всё чаще и чаще нахожу подтверждение этим высказываниям:

***
Тот, кто жизни построил фундамент,
Не учёл, что будет всё не так –
Не горит со стихами пергамент,
И не греет огонь на холстах.

Получив от судьбы по заслугам,
Я от мира хотела уйти,
Только Божьи Архангелы туго
Завязали узлом все пути.

Жизнь меня одарила ненастьем,
Неудачи кругом – там и тут!
Полоснуть бы ножом по запястью,
Так опять же уйти не дадут.
(«Тот, кто жизни построил фундамент»)

Дали… как утверждает доктор Синельников: «Вселенная шуток не понимает». Таня хотела уйти, Вселенная забрала её, но забрала в зените её счастья. Справедливо это, или несправедливо, спорить не будем. Слишком много стихов Татьяны Снежиной посвящены её раннему уходу. Некоторые из них мы уже рассмотрели с Вами. Может, в этом разгадка многих и многих злосчастий, которые приключаются с нами, может, наши несчастья нами же и приглашены бывают?
И, тем не менее, считаю, что лирика Татьяны Снежиной – светлая и… печальная, печаль нисколько не оттеняет её, а, наоборот, придаёт ей такое высокое, нежное звучание, такое неповторимое, как всё, что связано с именем Т. Снежиной и её творчеством:
Надежда

Безымянная моя
Неразлучная с душой,
Одинокая моя,
Ты всегда, всегда со мной.

И когда меня не станет,
Мир весь для меня растает,
Только ты, моя Надежда,
В эту землю не уйдёшь,
Ты пойдёшь по белу свету…
9.12.92г.

И пока жива Надежда Т. Снежиной, будет жить и её обаяние, её Живая Душа живого поэтического Слова. И закончить хочется опять же словами Аллы Пугачёвой, обращёнными к молодым женщинам: «Берегите себя, думайте о хорошем».
Елена Зайцева
(13.04.07)




Top