Введенское кладбище история. От Оливье до Япончика: тайны и легенды московских кладбищ 

История немецкого доктора Фридриха Йозефа Гааза, а точнее та ее часть, что касается проживания в нашей стране, началась вполне заурядно. Отучившись в европейских университетах, в 1806 году Гааз приезжает в Россию для работы по контракту. Тогда такая практика была вполне обычной. Тем более, что его самолично пригласил к себе русский чиновник Репнин, которого Гааз вылечил в Вене от заболевания глаз. Фридрих Йозеф становится семейным врачом Репниных, а потом и главным врачом Павловской больницы. По-русски он тогда не понимал ни слова и разговаривал с пациентами исключительно на немецком и латыни. Ну, или прибегал к помощи переводчика.
В 1812 году заболел отец доктора, и Гааз было хотел ехать к нему, но грянула война, и Федор Петрович остался. В качестве военного врача он дошел с русскими войсками до самой французской столицы. Но об отце не забыл и на обратном пути заехал к родным. Когда отец скончался, Фридрих Йозеф засобирался в обратный путь в Россию. В тому времени он выучил язык и уже не мог представить своей жизни на Родине.
В 1813 году Гааз снова прибыл в Россию и тут же получил новое имя - Федор Петрович. Благодаря отличному образованию и высокому профессионализму, молодой доктор сразу стал известным в высшем обществе. Он получал неплохие деньги, вел светскую жизнь, состояние его увеличивалось.

Какие тайны хранит Введенское кладбище

История столичных кладбищ насчитывает сотни тайн и легенд. Перезахоронения, при которых исчезали головы покойников, зашифрованные надписи на памятниках, скандинавские метки и пуленепробиваемые колпаки для надгробий...

Сетевое издание сайт запустило проект, в рамках которого вы узнаете об истории, легендах и современном состоянии столичных кладбищ. В первом материале мы о Новодевичьем кладбище, во втором – о . Теперь на очереди Введенское.

История Введенского кладбища началась одновременно с Ваганьковским – оба погоста были открыты в 1771 году во время эпидемии чумы. Свое название получило по Введенским горам (Лефортовскому холму) – возвышенной местности на левом берегу Яузы. Изначально там хоронили лютеран и католиков, за что и его называли Немецким или Иноверческим.

Последний приют на Введенском кладбище нашли кондитер Фердинанд Эйнем, семья Феррейнов, Пришвин, Васнецов и актриса Татьяна Пельтцер. Еще кладбище известно своими готическими памятниками и братской могилой наполеоновских солдат.

"Вампирка"

В глубине кладбища есть мавзолей мануфактурщика Людвига Кноппа, он выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды один посетитель залез внутрь и якобы наткнулся там на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп называют "Вампирка", он популярен среди готов. Кстати, вплоть до 1940-х там была статуя Христа. Считалось, что вода, стекающая с его руки, целебная, поэтому сюда приходили паломники.

Еще мавзолей часто посещают готы и оставляют там надписи: на стенах можно встретить символику группы HIM и изречения о бессмысленности бытия.

Часовня Эрлангеров

Другой предмет паломничества – это часовня Эрлангеров. Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках хлебокомбинат. Его усыпальница построена по проекту знаменитого архитектора Федора Шехтеля, а внутри – фреска художника Петрова-Водкина. Увидеть ее, кстати, нельзя: двери в часовню закрыты. Зато посетители оставляют свои послания прямо на стенах: там можно встретить пожелание удачи и просьбы избавить от зависимостей.

"Остров мертвых"

На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой есть панно – копия картины художника Арнольда Беклина "Остров мертвых". Кстати, такое же панно было на могиле Густава Баумайстера на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Введенское кладбище примечательно не только старыми склепами и мавзолеями: там похоронены некоторые известные люди. Например, на Введенских холмах покоится Фердинанд Эйнем, адвокат Семен Ария (защищал физика Андрея Сахарова, журналиста Александра Минкина и олигарха Бориса Березовского, а также одного из обвиняемых по делу "Юкоса"), кинорежиссер Абрам Роом и семья фармацевта Феррейна.

Впрочем, некоторые могилы заслуживают более пристального внимания.

Татьяна Пельтцер

Татьяна Пельтцер скончалась 16 июля 1992 года после инфаркта и пневмонии. Похоронена рядом с отцом и братом – инженером-конструктором, испытателем первого отечественного гоночного автомобиля "Звезда-1" Александром Пельтцером.

Могила в кандалах

Скромное надгробие с памятником почти у входа в кладбище – это могила доктора Федора Гааза, или Доброго доктора. Ее отличие от остальных – в том, что на ограде висят кандалы, и неспроста: Гааз работал тюремным доктором и пытался облегчить жизнь арестантов. Одним из его нововведений были облегченные кандалы, которые и висят у его могилы.

Люсьен Оливье

До недавних пор о том, что на Введенском кладбище похоронен Люсьен Оливье – хозяин знаменитого ресторана "Эрмитаж" и автор салата, никто не знал. Его надгробие случайно нашли в ходе ревизии могил в 2008 году. Сейчас оно отреставрировано и к нему даже ведет указатель.

Кусочек Франции

Если пройти по центральной аллее кладбища мимо часовни Эрлангеров, то можно увидеть указатель "Нормандия-Неман". Сворачиваем по нему направо и видим стелу, окруженную вкопанными в землю пушками. Это братская могила солдат Наполеона. Земля юридически считается французской. Иногда сюда приезжает посол Франции и возлагает цветы.

Жертвы авиакатастрофы

В глубине кладбища есть непримечательный памятник тренеру и трем баскетболисткам. Мало кто знает, но они были в числе жертв авиакатастрофы в Праге в 1973 году. Самолет Ту-154 разбился при заходе на посадку, погибли 66 человек. Эту катастрофу считают первой в истории советского лайнера.

Птица Сирин

На Введенском кладбище похоронен известный писатель Михаил Пришвин. Его надгробие работы скульптора Сергея Коненкова – птица Сирин, сидящая на камне.

"Витязь"

Совсем рядом с Пришвиным покоится художник Виктор Васнецов – автор картин на исторические и фольклорные сюжеты, например "Трех богатырей", "Ивана-царевича и серого волка" и других. Надгробный камень представляет собой репродукцию картины "Витязь на распутье": склонивший голову и копье всадник застыл в немой позе.

Константин Мельников

Один из самых известных российских архитекторов Константин Мельников умер 28 ноября 1974 года от хронического лимфолейкоза. Урна и могила архитектора отнесена к памятникам истории народов Российской Федерации. Рядом с ним похоронена его супруга Анна и сын, художник Виктор Мельников.

"Братская" могила

Введенское кладбище интересно еще тем, что там покоится почти символ 90-х – члены ореховской ОПГ. Их могила – вдали от центральной аллеи, рядом с колумбарием.

Христиан Мейен

На главной аллее ближе к входу обращает на себя внимание памятник на могиле Христиана Мейена, основателя Комиссаровской технической школы и железнодорожного деятеля. Это крест, составленный из рельсовых полос, с настоящими вагонными колесами.

  • Действующее кладбище закрытого типа.
  • Действующий открытый колумбарий.
  • Доступны захоронения урной в открытый колумбарий, саркофаг:
  • Юго-восток Москвы, Лефортово, ул. Наличная, 1.
  • Площадь около 19 га.
  • Координаты 55.768861,37.707611 .

Один из старейших некрополей в Москве – Введенское кладбище. Основано в XVIII веке. До конца 19 века называлось Немецкое кладбище, так как здесь исстари хоронили иностранцев (в народе - "немцев") из Западной Европы, живших в Москве в районе Лефортово (по имени близкого друга и сподвижника Петра I женевца Франца Лефорта). Отсюда пошло еще одно, изредка бытующее среди москвичей название - Лефортовское кладбище. До конца 19 века называлось Немецкое кладбище или Старое Немецкое кладбище

Немецкое Введенское кладбище – “московский Пер-Лашез”. Нигде в столице не найдется столько уникальных скульптурных надгробий и усыпальниц, выполненных по проекту знаменитых скульпторов и архитекторов. Фёдор Шехтель, Сергей Коненков, Анна Голубкина, Надежда Крандиевская и множество других именитых мастеров ваяния и зодчества выразили себя в мемориальном творчестве. На берегу реки Синички покоятся множество исторических личностей и представителей мира искусства. Здесь лежит сподвижник Петра генерал Патрик Гордон, здесь могила Люсьена Оливье, знаменитого повара и автора рецепта салата, названного его именем.

Введенское кладбище в Москве управляется ГБУ «Ритуал», которое делегирует право предоставлять ритуальные услуги городской похоронной службе сайт.

Для чего нужен агент сайт ?

экономия до 40 000 руб.

Оградит родственников от возможных неправомерных действий сотрудников экстренных служб 102 и 103

Защитит от черных агентов (мошенников)

Расскажет о существующих льготах, предоставляемых государством

Проконсультирует по порядку действий и поможет сэкономить время, которое вы сможете уделить на воспоминания и подготовку к прощанию

экономия до 5 000 руб.

Перевозка в морги сайт

Предложит бесплатную и круглосуточную перевозку в партнёрские морги: МЕДСИ, госпиталей Бурденко и Одинцово

Проконсультирует по стоимости услуг в моргах

экономия до 15 000 руб.

Избавит от лишних посещений морга

Проконсультирует по гарантированному перечню бесплатных услуг морга

Оградит от навязывания лишних платных услуг

Проконтролирует качество оказываемых моргом услуг

экономия до 60 000 руб.

Проконсультирует по вариантам предоставления бесплатного места захоронения

При желании приобрести место на кладбище, предложит варианты и проконтролирует корректность их стоимости в рамках утвержденных государством расценок

Оградит от навязывания сотрудниками кладбищ дополнительных необязательных услуг

При перевозке

На кладбище

Как доехать до Введенского кладбища:

Адрес Введенского кладбища: Москва, ЮВАО, ул. Наличная, 1.

Введенское кладбище Официальный сайт

Введенское кладбище Официальный сайт – нет.

Часы работы Введенского кладбища

Захоронения: ежедневно с 9.00 до 17.00, ежедневно.

Как добраться до Введенского (Немецкого) кладбища:

Многие задаются вопросом, как доехать до Введенского кладбища. Предлагаем точную инструкцию и схему проезда разными видами транспорта.

На метро:

Метро «Семёновская», трамваи 43,46 до Введенского кладбища.
Метро «Авиамоторная», в переходе вправо, трамваи 46,43,32, 3-я остановка кинотеатр «Спутник», направо до Введенского кладбища.

Другие виды транспорта до Введенского кладбища:

На автомобиле:

МКАД: Развязка у 1-го километра МКАД направо на Саянскую ул., направо на Свободный пр., до ш. Энтузиастов, направо на проспект Буденного, налево на Семеновский проезд, затем на Госпитальный Вал до Введенского кладбища.

Третье транспортное кольцо: Через Гагаринский тоннель на Ленинский пр., налево на Мытную ул., направо на Коровий вал, через Серпуховскую пл. на Валовую ул., затем на Зацепский вал, через Б. Краснохолмский мост на ул. Земляной Вал, направо на Николоямскую наб., до Госпитальной ул., направо по Госпитальному Валу до Введенского кладбища.

Введенское (Немецкое) кладбище на карте

Схема Введенского (Немецкого) кладбища

Места на кладбище:

Введенское (Немецкое) кладбище в Москве – закрытого типа. Участки на Введенском кладбище доступны для родственного подзахоронения (по истечении санитарного срока). Места на Введенском кладбище также можно купить под родовое (семейное) захоронение на аукционе департамента торговли и услуг правительства Москвы.

Любой житель России может заблаговременно приобрести участки на Введенском кладбище под родовые захоронения урной через аукцион. Если умер не москвич и его надо похоронить в Москве, места на Введенском кладбище покупают у правительства Москвы, минуя аукцион.

Средние цены на услуги Введенского кладбища

Официальные стартовые цены на участок под семейно-родовое захоронение на открытом аукционе, установленные Правительством Москвы:

  • Под захоронение урной: от 480 668,76 р.

Цены указаны на январь 2019 года;

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Стоит ли говорить, что Немецкое кладбище является моим самым любимым некрополем Москвы. Поэтому вновь и вновь хочется исследовать его и приоткрывать завесу тайны, которая до сих пор окутывает многие надгробия.

Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою Вас


Сегодня мы пойдем по следам легенды о чудотворной статуи Христа. Знаю многих людей, которые слышали эту легенды, но в их сознании этот памятник располагается на участке Рекк.


Естественно, что это не он. Открываем книгу Ю. Рябинина "Жизнь московских кладбищ":
"Была на Введенском кладбище когда-то еще одна достопримечательность, известная всей православной Москве. Но в советское время ни в одном источнике это, по понятным причинам, упомянуто раньше быть не могло. На надгробии фабрикантов мануфактурных изделий Кноппов стояла фигура Христа, почитаемая как чудотворная. А.Т. Саладин так описывает это надгробие: «Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика. У входа на ступеньках во весь рост стоит бронзовое изваяние Христа работы prof. R. Romanelli. Невольно останавливаешься перед этим памятником. Исчезают вдруг окружающие его могилы, оживает Христос, движется его рука, указывая на вход, и слышится тихий голос: memento mori!» (Есть свидетельства, что скульптура Христа была гранитная или мраморная.) Ежедневно много людей собиралось у надгробия Кноппов. Причем все паломники приносили с собой воду. Водой поливали десницу Христа, и, когда она стекала, ее тут же собирали во что-нибудь. Как рассказывают, та вода приобретала чудодейственные лечебные свойства, и очень многие были исцелены ею. Разумеется, такой объект поклонения не мог долго существовать в советской столице. В 40-е или в 50-е (по разным сведениям) годы фигуру Христа с надгробия Кноппов увезли".

С чего родилась такая легенда? Один местный человек рассказал такую версию:
К кладбищу прилегает здание, в котором располагается факультет дошкольной педагогики Московского государственного педагогического университета. В те времена никто и не подумал бы (по разным) причинам) идти перед важными экзаменами в церковь, тем более передовая молодежь, а вот сбегать на соседнее кладбище - вполне. Именно с этих просьб-молитв студентов перед статуей Христа и берет свое начало его популярность среди обычного населения.

Познакомимся с семейством Кнопов.
Кноп (Knoop) - немецкий баронский род.
Основатель торгового дома Кнопов, 1-й гильдии купец Лев Герасимович (Иоганн Людвиг) (1821-1894) приехал в Москву 18-летним юношей в качестве представителя английской торговой компании «Де Джерси». Своё дело в России бременский уроженец начал, продавая в России английские паровые машины и станки. К 50-м годам XIX века Кноп имел солидные доли акций во многих русских предприятиях. В 1852 году он открыл в Москве собственную торговую фирму. Компания Кнопа подминала под себя многих предпринимателей, ссужая им деньги на покупку нового оборудования и машин. Из-за возросшей конкуренции и начинающегося экономического кризиса многие из них попадали в руки предприимчивого барона. Он открывает хлопчатобумажные мануфактуры по всей России. Кноп также являлся одним из владельцев Измайловской хлопчатобумажной прядильно-ткацкой фабрики. За его огромный вклад в текстильную промышленность в 1877 году ему был пожалован титул барона.
После смерти Людвига Кнопа, дело возглавил его родственник, Рудольф (Роман Иванович) Прове (его могила не сохранилась на Введенском кладбище). После его смерти в 1891 году дело перешло в руки к сыновьям Иоганна Кнопа - Фёдору и Андрею. На их время приходится расцвет торгового дома Кнопов.
После начала Первой мировой войны начались гонения на немецких предпринимателей, в том числе и на Кнопов. А после революции 1917 года Кнопы и вовсе были вынуждены эмигрировать. И теперь один из Кнопов живёт в г. Комсомольске.
Прочесть чуть более подробно .
Лидеры двух ведущих фирм – Кнопов и Вогау – возглавляли и лютеранскую общину города, финансово обеспечив строительство в начале 1900-х годов нового здания лютеранской церкви Св. Петра и Павла в Старосадском переулке. Предприниматели являлись попечителями многочисленных благотворительных и просветительских организаций московских немцев (Евангелического госпиталя в Лефортове и др.).
Церковь вы до сих пор можете увидеть в Москве


А вот на параллельном переулке располагается городская усадьба Кнопов

Так где же была могила Кнопов? Единственное место, которое попадает под описание Саладина - это та самая "Вампирка", хорошо известная в среде московских готов.


Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика.
Казалось бы, место обнаружено, но есть маленькое "но". У меня имеются те самые "Очерки московских кладбищем" Саладина. И автор, описывая то место, говорит, что это семейное захоронение Вогау.
Вогау (Wogau) - семья немецких предпринимателей в России XIX века.
Начало династии положил Максимилиан (Максим) фон Вогау (1807-1890), приехав из Германии в Россию и женившись на дочери текстильного фабриканта Рабенека. В 1840 году вместе с братьями Карлом (1821-1870) и Фридрихом (1814-1848) открывают в Москве торговлю «химическими и колониальными товарами».
Сделав состояние на продаже чая, братья инвестировали в промышленность и банковское дело.
К 1917 году семейное предприятие, «Вогау и Ко», возглавляемое сыном основателя Гуго (1849-1923), представляло крупнейший многопрофильный концерн.
Семья Вогау владела металлургическими предприятиями на Урале, монопольно торговали медью, инвестировали в цементный, сахарный, текстильный, угольный бизнес.
В начале Первой мировой войны, фирма сворачивает деятельность в России, так как 5 из 8 членов правления являются немецкими подданными.
Оставшийся в СССР сын последнего руководителя фирмы, профессор, крупный радиотехник, Максим Марк Вогау (1895-1938), был расстрелян «за шпионаж в пользу Германии».
Только вот мавзолей семьи Вогау, 1910, мастера И.А. Павлова, выглядит так:

Нашлась еще одна легенда о скульптуре Христа на Немецком кладбище.
Турманина В.И. "Легенды и историческая справка о Белом Христе"
Особенно много легенд связано с бронзовым трехметровым изваянием Христа с белым мраморным крестом в руке. Этот Христос возвышался у главного входа и был возведен в начале ХХ века. В суровые военные годы 1941-45 гг. среди прихожан жила вера, что этот Христос спасает людей от гибели на полях войны, и люди шли сюда с надеждой, которая у многих оправдывалась.
В книге З.В.Ждановой “Сказание о житии старицы Матроны” рассказывается, как к этому изваянию во время войны направила блаженная старица Матрона свою помощницу Верочку. Болезни напустила на Матрону злая хозяйка дома в Подлипках, где она тогда жила. “Спаси нас, - говорила она Верочке, скорее поезжай на Немецкое кладбище и слей нам водички с Креста Господня”. Верочке дали два бидона, один из которых был с водой. Добралась до кладбища она ночью, мороз был более 40 градусов. Ярко светила луна, и скульптура Христа сверкала в лунном свете. Спаситель словно смотрел на пришедшую светлым сияющим взором. Вода, слитая с руки спасителя, быстро излечила старицу Матрону. Молва о чуде пережила и саму скульптуру, убранную с кладбища во времена очередной атеистической кампании.
После исчезновения бронзовой статуи Христа люди перенесли способность помогать страждущим на Белого Христа, установленного в 1946 году. Эта скульптура стоит у памятника из черного гранита над могилой семьи Третьяковых, которые являются нашими дальними родственниками, и поэтому история создания памятника известна нам подробно. Эти Третьяковы не были близкой родней создателям картинной галереи. Они проживали в селе Воронцово (ныне в черте г. Москвы, на юго-западе), предки их были похоронены у сельского храма Св. Живоначальной Троицы. Уже в наше время, когда здесь создавался парк, кладбище закрыли и памятники увезли. Два брата Третьяковых окончили незадолго до революции духовную семинарию. Старший брат, Александр Михайлович, был женат на моей двоюродной тетке, Марии Сергеевне, урожденной Смирновой. Ее отец Сергей Смирнов многие годы прослужил священником в храме Св. Иоанна Воина на Якиманке. Александр Михайлович Третьяков не отрекался от религии все годы гонений. Я помню, как в 1943 году он отпевал мою бабушку, Анастасию Ивановну Файдыш. Он был невысокий, тогда уже совершенно седой, с добрым лицом. Протоиерей Александр Михайлович Третьяков покоится на Введенском кладбище. За два года до смерти он вел службу при открытии памятника Христу около усыпальницы Третьяковых. О судьбе его брата Николая Александровича Третьякова известно мало, перед войной он был репрессирован.
А третий брат, Петр Михайлович, хотя и окончил духовную семинарию, работал всю жизнь учителем. Он женился до революции на Лидии Яковлевна Рекк, дочери немецких купцов Якова и Веры Рекк. Яков Рекк умер в 1913 году, и Петр Михайлович обещал своей теще поставить скульптуру Христа перед памятником, надпись на котором была сделана на немецком и русском языках: “Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою Вас”. Скульптура Христа была выписана из Италии, но начавшаяся Первая Мировая война, а затем революция не дали возможности прибыть статуе в Москву. И уже позже, после Великой Отечественной войны, в 1946 году, Петр Михайлович решил выполнить свое обещание. В том году скончалась его жена, Лидия Яковлевна, прошедшая сталинские лагеря. Он попросил своего брата, Александра Михайловича, связать его с известным скульптором Надеждой Васильевной Крандиевской, которая была женой моего дяди, Петра Петровича Файдыша. Величественная черная стена с философской надписью вдохновила Н.В.Крандиевскую. Для головы скульптуры был приобретен каррарский мрамор, а блок белого отечественного мрамора пошел на фигуру. В книге моей двоюродной сестры, художницы Натальи Петровны Навашиной (Файдыш-Крандиевской) “Облик времени. Автомонография” , описано это событие в первый послевоенный год:
- Вот и праздник открытия памятника: под лучами майского яркого солнца, когда зелень еще только распустилась, свежесть и яркость удивляет своей чистотой. Птицы поют так громко, радостно предвкушая лето, как бы сообщая всем о приходе тепла, света и радости. Александр Михайлович начал службу и освящение памятника. Мы замерли. Не сон ли это? Хор монашек звонко запел и их пение перекликалось с птичьими трелями.
Потом этот памятник стал местом паломничества. Люди сливали воду с руки Спасителя, как это советовала сделать Верочке Матрона у другого Христа. В хрущевские времена памятник был сброшен, откололась часть носа и золотой венок. Но позднее, когда вера снова обрела право на существование, скульптура была восстановлена.
Будучи глубоко верующим человеком, я как ученый-естествоиспытатель не доверяю чудесам. Но как-то стоя перед Белым Христом, я почувствовала резкую боль в старой опухоли, которая меня не беспокоила. Пришлось обратиться к врачам, и мне очень быстро сделали операцию. Моя дочь, Сереберцева Анастасия Михайловна, фотографировала надгробие Рекк-Третьяковых. На снимке бросается в глаза необычная засветка пленки, как будто от Спасителя исходит свет. Говорят, что некоторые снимки бывают полностью засвечены.

После долгих поисков было найдено то самое изображение Христа . Фото единственного снимка статуи. Да, это действительно тот полуразрушенный склеп, в который так любили забираться в конце 90-ых годов.

Очень живая и неординарная скульптура. Можно представить, как впечатляюще она смотрелась на том самом месте под сенью деревьев.

Наши поиски благополучно завершились. Мы смогли собрать наиболее полную историю чудотворной скульптуры (или скульптур?) Христа на Введенском кладбище.

upd нашлась еще фотография!

между 1900-1914 гг.
Из книги: "Одним из самых запоминающихся надгробий всего кладбища была усыпальница семейства Вогау. Она занимала просторный прямоугольный участок. С одной стороны имелся склеп, торец которого был выполнен в виде руинированного античного портала храма. На специально грубо обколотых ступенях была установлена бронзовая фигура Христа, указывающая «зрителям» на фигуру блаженного, со страдальческим лицом смотрящего на Спасителя. Исполнил эту композицию известный флорентийский скульптор Р.Романелли. Он называл свое произведение «Блаженный у ног Христа». Москвичи очень почитали скульптуру Христа. Христиане, православные, католики, лютеране собирали воду с десницы Христа, складок его одеяния и пили ее, считая целебной. Так же у фигуры любили фотографироваться. Правда, часто позирующие заслоняли собой блаженного, «урода», как его называли москвичи. Поэтому и на открытке эта фигура заслонена позирующей.
По периметру склеп был обнесен античной изгородью с декоративными пеплохранительницами. После 1917 года фигура блаженного исчезла, а фигуру Христа перевезли в Археологический кабинет Московской Духовной академии в г. Сергиев посад, где она благополучно сохранилась доныне.
Сам склеп был выполнен после 1866 года, примерно в 1890-е гг., когда здесь похоронили Эмиллию Максимовну Банзу (урожденную фон-Вогау). Ее овдовевший супруг, знаменитый благотворитель московской немецкой общины Конрад Банза женился второй раз на родной сестре Эмиллии, Эмме. Оба они усыновили сына умершей от первого брака, Рудольфа Германа. В память о жене, сестре, маме Банзы и Герман содержали койки в Евангелической больнице и в Евангелических приютах Москвы, давали бесплатные обеды для неимущих.
В советское время усыпальница Вогау сильно пострадала, как и многие другие надгробия и захоронения в целом. Более 80-ти лет кладбище является общегородским, но многие надгробия с иностранными надписями до сих пор придают ему особый колорит"

© oldmos.ru
Более того, эта статуя нашлась

ЦАКе МДА

Вывод: На Введенском кладбище было три статуи Христа:

У часовни Христос с крестом - исчез. Был сделан по заказу Вогау.

У склепа Кноппов. Сейчас в Лавре.

На участке семьи Рекк.

Сейчас появился новый - четвертый - на участке у колумбария.




Top