Вымысел. История и этнология

В. Тропинин. Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова. Масло. 1823

Музей этот запрятан в сложном сплетении старых московских переулков, расположенных между Ордынкой и Полянкой, и второпях можно пройти мимо небольшого особняка - типичного строения Замоскворечья середины прошлого века. Дом неприметный, каких вокруг достаточно, и непохож он на привычные наши представления о музее как о здании основательном, просторном, с колоннадой и людным подъездом. Здесь нет ничего этого, и тем не менее в Щетининском переулке находится один из интересных, гостеприимных и, пожалуй, необычных художественных музеев столицы - музей выдающегося русского живописца Василия Андреевича Тропинина (1780-1857) и московских художников его времени. Кстати, совсем рядом, на Полянке, стоял когда-то и дом, в котором замечательный мастер прожил последний год своей жизни.

Чем же необычен этот музей? Чем отличен от других хранилищ отечественного изобразительного искусства? Прежде всего своим рождением. Возник он в 1971 году на основе коллекции известного собирателя реликвий старины Ф. Е. Вишневского. Это его дар Советскому государству и любимой Москве. А полотна, которые выставлены в уютных и тихих залах, приходили к нему путями подчас неожиданными. Поэтому многие из этих картин нередко скрывали свои тайны.
Возьмем хотя бы вот этот, прекрасного живописного письма «Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова». Возле картины нельзя не остановиться в восхищении перед блистательным мастерством художника, создавшего впечатляющий образ рабочего человека. Умное, выразительное и волевое лицо, благородная осанка, сильные, натруженные руки изображены с присущим Тропинину совершенством. Цельность, выразительность и глубина образа Суханова подчеркиваются серовато-оливковым колоритом, сдержанной красочной гаммой. Локальный цвет в этом портрете, как, впрочем, во многих произведениях Тропинина, имеет вполне конкретное эмоционально-смысловое значение. Основой живописи является четкий, проработанный рисунок, композиция проста и уравновешенна.
На полотне запечатлен человек незаурядный, талантливый русский каменотес и ваятель Самсон Суханов, прославившийся тем, что мог вырубить из камня монолит любых размеров и довел способ ломания гранита до легкости необычайной. Со своей артелью он изготовил гранитный пьедестал для памятника Минину и Пожарскому в Москве. В Петербурге по проекту архитектора А. Монферрана знаменитый каменщик вырубил из скалы и поставил на цоколь колоссальную Александровскую колонну высотою в 47,5 метра и весом 600 тонн. Он рубил также семнадцатиметровые колонны Исаакиевского собора, двенадцать колонн для портика Горного института, ростральные колонны у здания Биржи, за что получил в награду… кафтан. Под руководством знаменитого архитектора А. Воронихина Суханов участвовал в возведении Казанского собора, отделывал гранитом набережную на стрелке Васильевского острова, балюстраду для Петергофского дворца… Трудная, но романтическая жизнь замечательного ваятеля-самородка овеяна легендами и по-своему увлекательна.
«Портрет Суханова» не остался эпизодом в творческой био-, графии Тропинина. Люди труда постоянно привлекали внимание художника. Ведь и сам он был родом из крепостных крестьян деревни Карповка Новгородской губернии. Прежде чем стать художником, многое пришлось ему перенести. Был мальчиком на побегушках у помещика, лакеем, поваром. И пропал бы в нужде и безвестности, как произошло это с тысячами народных дарований. Лишь мощью таланта своего, упорством и невероятной работоспособностью удалось ему стать художником, составившим славу и гордость Отечества нашего. От крепостной зависимости он был освобожден под давлением возмущенной общественности уже в возрасте 43 лет, будучи известным живописцем.
Тропинин любил писать подобных себе. В музее можно увидеть портрет В. Энева, одаренного художника-реставратора, также происходившего из крепостных; умудренного опытом нелегкого бытия «Старика- ямщика, опирающегося на кнутовище»; глубоко лиричную «Кружевницу»; красочные, живые, радостные полотна, изображающие «Девушку-украинку», «Девушку с горшком роз», «Девушку, собирающую сливы»; и, наконец, «Портрет Суханова»…
Впрочем, такое название портрет получил не сразу. Поначалу он числился… Словом, Вишневский как-то приобрел грязный, потемневший холст с изображением неизвестного старика в крестьянской одежде. На живописи едва просматривалась подпись «Тропинин». Картина тогда представляла собой сплошную загадку: когда написана? Кто изображен на ней? Какова судьба полотна? Исследователям не было известно.
Когда реставраторы убрали с красочного слоя грязь и копоть, вдруг открылось нечто новое, ранее невидимое, оказалось, что старик изображен подле кирпичного здания, в руках у него каменотесный молоток, явная принадлежность его профессии. Тропинин, к слову сказать, любил изображать людей с орудиями их труда (вспомним хотя бы его «Автопортрет», на котором художник запечатлел себя с кистями и палитрой). А еще обнаружилась на холсте база лежащей колонны, а на ней дата создания портрета - 1823 год. Она также послужила ключом к разгадке произведения.
Исследователю очень важно отыскать верный ключ, которым можно открыть заветную дверцу и обнаружить за ней сокровища подчас более значительные, чем те, что скрыты в сказочных пещерах Аладдина. Иногда на поиск такого ключа уходят десятилетия. А порою, наоборот, ученому везет сразу. Что и произошло на сей раз…
Изучением картины занялась историк искусства Т. В. Буевская. Когда она ее осмотрела и увидела атрибуты профессии «неизвестного старика», подпись Тропинина и дату, то вдруг вспомнила, что, разыскивая материалы о русском акварельном портрете, встречала в давних-давних журнальных подшивках за 1820-е годы публикации о знаменитом каменщике Суханове. Не его ли изобразил Тропинин? Отправилась снова в библиотеку: да, действительно, в журнале «Отечественные записки» в 1818- 1819 годах были напечатаны большие статьи о легендарном мастеровом. Литературное его описание сходилось с обликом старика на тропининском портрете. Притом издатель журнала Свиньин хорошо знал Тропинина и даже посвятил его живописи в 1820 году, почти тогда же, что и о Суханове, восторженный отзыв в своем журнале. Издатель, по всей вероятности, и познакомил их.Итак, Суханов! Скажете, что атрибуция его портрета - просто счастливое стечение обстоятельств, удачная случайность? Нет, конечно, нет! За определением имени неизвестного каменщика стоит большой профессиональный опыт ученого, отменное знание художественной жизни того времени, цепкая натренированная память и, наконец, умение сопоставлять факты, находить их почти неуловимую взаимосвязь.

May 19th, 2014 , 05:20 pm


Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила. Фрагмент. Ок. 1609 г.

Силач Самсон (Книга Судей, главы 13-16) - один из самых колоритных ветхозаветных персонажей. Хотя этот любвеобильный богатырь и считается судьей израильским, он гораздо больше похож на бесшабашного разбойника. История Самсона, на первый взгляд, напоминает грубоватую народную сказку или незамысловатый боевик, где скудного умом, но обаятельного героя-супермена интересуют только битвы да женщины.

Наделенный сверхчеловеческой силой, Самсон в одиночку сражался с врагами евреев - филистимлянами, но делал это, похоже, не ради высокой идеи, а для собственного удовольствия. Его проделки не лишены находчивости и жестокого диковатого юмора. Так, чтобы отомстить жителям филистимского города Фимнафа, он поймал триста лисиц, связал их хвостами, прицепил к хвостами факелы и погнал зверей в сторону города, учинив сильнейший пожар. А однажды, за неимением более подходящего оружия, Самсон поразил тысячу врагов ослиной челюстью. Вот еще одна из характерных самсоновских «шуток». Потеряв голову из-за очередной филистимлянки, Самсон не убоялся переночевать в Газе, в стане врагов. Жители Газы накрепко заперли городские ворота, чтобы не выпустить его живым из города. Самсон же в полночь вышел из дома блудницы, с легкостью вырвал массивные ворота из земли и, пройдя с ними половину Ханаана, водрузил ворота на вершине горы близ Хеврона. Совершая свои небывалые подвиги, Самсон искренне развлекался. Голыми руками он разорвал огромного льва, через несколько дней полакомился медом из сот, которые появились в пасти убитого им хищника, а потом донимал гостей на пиру неразрешимой загадкой: «Из ядущего вышло ядомое, а из сильного вышло сладкое».

Кажется, что Самсон часто вел себя непоследовательно и даже предосудительно. К примеру, он, непримиримый враг филистимлян, к ужасу своих родителей, решил жениться на филистимлянке. Однако во всех его поступках имелся скрытый смысл, ибо Самсон был назореем (так называли израильтяне людей, которые дали пожизненные обеты Богу и находились под его покровительством). До тех пор пока Самсон хранил верность обетам, один из которых - не стричь волос, на него в решающие моменты жизни нисходил «дух Господень» и давал ему чудесную силу. Простоватый рубака Самсон - такой же избранник Всевышнего, как праотцы Авраам и Исаак, как пророк Моисей, как доблестный военачальник Иисус Навин. Самсону предначертано было «спасать Израиля от руки филистимлян» (Судьи,13:5), и он успешно исполнял свою миссию, пока не изменил обету.

Возлюбленная Самсона, коварная филистимлянка Далила, выведала, что источник его чудесной силы - нестриженые волосы. Когда доверчивый богатырь спал у нее на коленях, она приказала остричь Самсона и выдала его своим соплеменникам. Филистимляне ослепили обессилившего врага, заковали его в цепи и заставили вращать мельничные жернова в темнице Газы. Но Бог дал своему оступившемуся чаду возможность искупления. Волосы Самсона снова отросли, а вместе с ними вернулась и сила. Когда Самсона привели на пир в храм языческого бога Дагона, чтобы слепец забавлял гостей, он вознес молитву Богу и с возгласом «умри, душа моя, с филистимлянами!» сдвинул с места колонны храма. Храм рухнул, Самсон погиб под обломками вместе с тысячами филистимлян, «и было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Судьи, 16:30).


Рембрандт Харменс ван Рейн . Предательство Далилы. 1629-30 гг.

Героический финал превращает «остросюжетное» сказание о Самсоне в глубокомысленную притчу, которая в каждую эпоху трактуется по-новому. Как «учебник жизни», как собрание неизменно актуальных рассказов, в которых можно найти ответы на вопросы сегодняшнего дня, читали ветхозаветные тексты голландские кальвинисты 17 столетия (кальвинизм - распространенная в Голландии разновидность протестантского учения). Образ библейского героя-освободителя был особенно близок голландцам: ведь они сражались против своих «филистимлян» - испанцев. В 1609 г., после долгой кровопролитной войны, Испания признала независимость Северных Нидерландов (Голландии), но в 1621 г. война с испанцами началась снова и продолжалась до 1648 г. Библейское сказание давало голландцам надежду, что их родина, подобно поверженному Самсону, вскоре обретет новые силы и сокрушит врагов.

Этот небольшой исторический экскурс поможет нам понять, почему великий голландский художник Рембрандт посвятил сказанию о Самсоне пять картин, написанных с 1629 по 1641 г. Полотна цикла - не самые известные и, в большинстве своем, не самые характерные произведения Рембрандта. Их создал молодой, счастливый, преуспевающий художник, и тщетно будем мы искать в этих работах бездонной рембрандтовской глубины, которая пришла к мастеру с годами, с тяжелым жизненным опытом. Но они открывают нам иного Рембрандта - ищущего свой путь, еще не утвердившегося в своих творческих принципах. Тем и интересны посвященные Самсону картины.

Характерный рембрандтовский почерк угадывается лишь в первой и последней работах цикла - «Предательство Далилы» (1629 г.) и «Жертвоприношение Маноя» (1641 г.). В ранней картине сцена предательства решена лаконично, с затаенным трагизмом. На холсте всего четыре фигуры - Далила, спящий у нее на коленях Самсон, приближающийся с ножницами в руках цирюльник, затаившийся за деревом филистимский воин. Луч света выхватывает из сумрака главное: светлый плащ Самсона, руки Далилы на темных кудрях богатыря, ее обращенное к цирюльнику взволнованное лицо.


Рембрандт Харменс ван Рейн . Жертвоприношение Маноя. 1641 г.
Картинная галерея, Дрезден.

В «Жертвоприношении Маноя» Рембрандт воплотил свой любимый мотив - явление людям ангела. Маною и его жене, тщетно ожидавшим потомства, ангел возвещает рождение первенца, который будет назореем Божьим. Художник запечатлел тот момент, когда родители Самсона, просветленные и сосредоточенные, возносят жертву во славу чудесного гостя.


Рембрандт Харменс ван Рейн . Самсон угрожает тестю. 1635 г.
Государственные музеи Берлина

В трех остальных картинах перед нами предстает непривычный Рембрандт. На полотне «Самсон угрожает тестю» (1635 г.) мы видим разъяренного силача, размахивающего пудовым кулаком перед носом тестя, отца своей новоиспеченной жены-филистимлянки, которую, после целой серии скандальных происшествий, папаша решил выдать за другого. Старик пугливо выглядывает из окошка, и богатырь, сражающийся с таким «комаром», смотрится почти комично.

Работа, согласитесь, не очень рембрандтовская: художник, который тяготел к серьезным емким сценам, которому были интересны переломные моменты судьбы, значительные поступки, сильные сложные чувства, снизошел здесь до сиюминутной бытовой зарисовки. Кажется, что Рембрандт затеял писать эту картину лишь для того, чтобы попробовать свои силы в живописи бытового жанра, расцветшего в Голландии 17 столетия, и навсегда решить: нет, это не мое!


Рембрандт Харменс ван Рейн . Свадьба Самсона. 1638 г.
Картинная галерея, Дрезден

Юмористический жанровый мотив находим мы и в полотне «Свадьба Самсона» (1638 г.). Самсон, который сидит рядом с невестой, ошеломляет гостей неразрешимой загадкой о пчелах и меде в львиной пасти. Рембрандт помещает своих героев в роскошный интерьер, с удовольствием пишет нарядные одежды, ковры, драгоценную посуду, задрапированные дорогими тканями скамьи. Здесь много непринужденной повествовательности, вовсе не свойственной этому мастеру: забытая женихом остолбеневшая невеста, увлеченный загадками Самсон и его озадаченные собеседники, болтающие гости, целующаяся парочка на переднем плане... Если мы не будем обращать внимание на пышность убранства, то явственно увидим сходство сцены с многочисленными застольями в скромных кабачках и на сельских праздниках, которые так любили изображать современники Рембрандта, «малые голландцы».



Рембрандт Харменс ван Рейн . Ослепление Самсона. 1636 г.
Штеделевский художественный институт, Франкфурт на Майне

И наконец, картина «Ослепление Самсона» (1636 г.) знакомит нас с еще одним «не состоявшимся» Рембрандтом, то есть с художником, каким он мог бы, но не пожелал стать. Первое, что поражает в этой работе, - невероятная для Рембрандта жестокость изображаемого. Нигде больше мы не найдем у него сцен насилия, тем более написанных столь подробно. Художник выбрал самый тяжелый эпизод сказания: филистимские воины одолели Самсона и выжигают ему глаза раскаленным железом. На этот фрагмент большого, с фигурами в натуральную величину, полотна невозможно смотреть без содрогания.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Ослепление Самсона. Фрагмент. 1636 г.

В этой картине, созданной Рембрандтом на вершине славы, живописец отдает дань вкусам своего времени, выступает как мастер стиля барокко. Внешняя эффектность заменила здесь внутреннюю многозначность, подчеркнутый драматизм ситуации не оставил места душевным драмам. Композиция пронизана сложным вихревым движением: на поверженного Самсона навалились филистимляне, тело богатыря изгибается в мучениях, Далила убегает прочь с ножницами и прядями волос в руках, воин целится копьем Самсону в грудь... Неужели это Рембрандт, который так бережливо, даже скупо компонует свои холсты? Создав «Ослепление Самсона», художник будто утверждает: «Да, я могу работать так, чтобы мои картины нравились заказчикам!» и... идет своим путем, игнорируя стиль эпохи, обрекая себя на одиночество, непонимание, бедность.



Питер Пауль Рубенс. Смерть Самсона.1605 г.
Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес

Обратимся теперь к творчеству старшего современника Рембрандта, Питера Пауля Рубенса. Рубенс и Рембрандт - художники-антиподы, противоположности мы находим буквально во всем. Рембрандт - протестант, сын десятилетиями сражающейся за свою независимость Голландской республики; Рубенс - католик, житель Фландрии, южной части Нидерландов, смирившейся с господством испанских монархов. Оба преуспевали в молодости, но зрелый Рембрандт утратил благосклонность публики, а слава Рубенса, «короля живописцев и живописца королей», росла с каждым годом. Рембрандт, как мы уже говорили, остался мастером вне стиля, а Рубенс настолько полно воплотил в своих композициях эстетику барокко, что часто можно услышать: барокко - это Рубенс. И наконец, Рембрандта влекут тончайшие движения души, Рубенс - певец сильной цветущей плоти.
Великолепного фламандца, так же как и Рембрандта, интересовал образ Самсона: он обращался к библейскому сказанию пять раз. Мощный, страстный, полный жизненных соков Самсон - истинно рубенсовский герой. Самого Рубенса можно сравнить с Самсоном: его творческим возможностям, как силам легендарного богатыря, не было предела. «Мой талант таков, что, как бы непомерна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превысила моего мужества», - с гордостью говорил художник.



Питер Пауль Рубенс. Пленение Самсона. 1612-15гг.
Старая Пинакотека, Мюнхен.

Излюбленные изобразительные мотивы Рубенса - схватка, борьба, охота. Не трудно догадаться, какие именно фрагменты сказания привлекли темпераментного живописца. Ранний холст «Гибель Самсона» (1605 г.), два варианта картины «Пленение Самсона» (1609-10 и 1612-15 гг.) и полотно «Самсон, разрывающий пасть льва» (1615-16 гг.) - динамичные, типично рубенсовские вещи.



Питер Пауль Рубенс. Самсон, разрывающий пасть льва.1615-16 гг.
Собрание Виллар-Мир, Мадрид.

Лишь одна из работ выделяется из общего ряда и заставляет нас по-новому взглянуть на творчество прославленного мастера барокко: картина «Самсон и Далила» (ок.1609 г.). На коленях Дадилы спит полуобнаженный Самсон. Над ним осторожно склонился цирюльник с ножницами, а из-за плеча Далилы выглядывает старуха-сводня со свечой в руке. В дверях замерли вооруженные филистимляне, готовые по первому знаку наброситься на героя.


Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила. Ок. 1609 г.
Национальная галерея, Лондон.

Живописец, который так блистательно умел запечатлеть на холсте стремительные резкие движения, создал работу абсолютно статичную. Неподвижен спящий богатырь, боятся шелохнуться его недруги. Осторожно двигаются лишь гибкие, изящно вылепленные руки цирюльника. Художник, полотна которого, кажется, полны звуков, - топота, криков, лошадиного ржания, рычания зверей, журчания струй, - написал картину совершенно «беззвучную». Зритель явственно ощущает эту напряженную зловещую тишину. Разве что чуть скрипнут ножницы или вздохнет во сне ничего не подозревающий Самсон.

Рубенс в этой работе не ошеломляет барочной пышностью, несколько тяжеловесным великолепием, изобилием деталей. Он дорожит каждым штрихом и создает поистине совершенную, классически ясную, продуманную до мелочей композицию. Ложе, на котором возлежат Самсон и Далила, расположено по диагонали картины и делит полотно на две части. По сравнению с мало заполненным верхом холста, еще более массивными кажутся мускулистая спина Самсона и его могучая, расслабленно опущенная вниз рука. По контрасту со слабо освещенными сдержанно-коричневыми стенами, еще ослепительнее светятся белоснежная кожа и золотые волосы Далилы, еще ярче пламенеет ее красное платье.


Что символизирует этот красный омут - только что утихнувшую страсть или кровь, которая вскоре польется на ложе? И о чем говорят лицо и руки Далилы? Красавица с точеным профилем и упругой обнаженной грудью смотрит на свою жертву со страстным томлением, ее ладонь с нежностью покоится на плече Самсона. Каким-то удивительным образом Рубенсу удалось передать всю глубину любви Самсона к Далиле: в повороте головы, в детской доверчивости и уютности позы. Чувственность, любовь, сожаление, страх, осторожность, коварство, ожидание, деловитость - все переплелось в картине, как искусные пальцы цирюльника и кудри Самсона, как складки алой ткани.

Тема картины - абсолютная власть женской красоты, перед которой не может устоять мужчина. Трагедия не близится, она уже произошла. Не цирюльник, остригающий волосы Самсона, лишает его силы, не филистимляне ослепляют его и берут в плен. Далила сделала Самсона слабым, пленила его, ослепила своей прелестью.



Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила. Фрагмент.

Женская красота всесильна, но недолговечна. Подчеркивая эту мысль, Рубенс вводит в картину статую Венеры в стенной нише и фигуру старой свахи, которая не упоминается в Библии. Поза богини любви - наклон головы, изгиб руки - отчасти повторяет позу Далилы. Изрезанный морщинами профиль старухи нарочито контрастирует с прекрасным профилем филистимлянки и в то же время вторит его контуру. В лице старухи словно читается незавидное будущее неотразимой чаровницы.

О Рубенсе сегодня принято писать и говорить восторженно, но несколько снисходительно. Да, Рубенс поразительный, неподражаемый живописец, но... ему недостает тонкости, он не мыслитель, не психолог. Картина тридцатилетнего художника «Самсон и Далила» заставляет нас усомниться, так ли это. Кто знает, возможно, если бы не потрясающий успех фламандского мастера у современников, мы знали бы и иного Рубенса - менее эффектного и помпезного, но более глубокого?


Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила. Фрагмент.

Не стоит ставить знак равенства между художником и его героем. Хоть Рубенс и был преуспевающим придворным живописцем, свой талант, свой "договор с Богом", он не предал. Рубенс остался искренним и вдохновенным мастером, просто его дар, полностью востребованный эпохой, развивался в согласии с ее вкусами и потребностями и поневоле был этим ограничен. И все же, когда смотришь на могучую фигуру рубенсовского Самсона, нет-нет, да и подумаешь о не воплотившихся до конца возможностях великого художника, задремавшего на коленях своей прекрасной и коварной возлюбленной - славы.

Библейский герой Самсон был одним из ветхозаветных судей. И хотя срок его полномочий продолжался двадцать лет, ни один из его юридических актов не был записан. Больше он прославился как безрассудный авантюрист огромной физической силы и женолюб, охотно уступавший женской лести.

Вполне возможно, что подобная историческая фигура действительно существовала, и местные традиции сохранили рассказы о ней, а библейский автор расширил и расцветил их, чтобы они служили религиозным и патриотическим целям Израиля. Эта версия истории Самсона в свою очередь возбуждала фантазию многих творцов, причем, не только живописцев. Но нас в данном случае интересует именно изобразительное искусство, поэтому попробуем определить основные сюжеты истории Самсона, основанные на Книге Судей.

- Предсказание рождения Самсона и жертвоприношение Маноя;
- Самсон, убивающий льва;
- Самсон громит филистимлян ослиной челюстью;
- Самсон и Далила;
- Смерть Самсона.

Средневековая христианская Церковь считала Самсона одним из прообразов Христа. При дальнейшем прочтении, будет понятно, почему.

"Самсон"
(Джованни Батиста Лангетти)


1. Сюжет "Предсказание рождения Самсона; жертвоприношение Маноя" (Суд., 13).

Рождение Самсона было предсказано благовестием: ангел, традиционно счищающийся Гавриилом, явился матери Самсона, пророчествуя, что он будет освободителем Израиля от его врагов - филистимлян. Отец Самсона - Маной принес в жертву козленка, и "когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и его жена пали лицем на землю".

В этом сюжете мы можем видеть очевидную параллель с евангельской историей Благовещения.

"Жертвоприношение Маноя"
(Говарт Флинк)

"Жертвоприношение Маноя"
(Рембрандт)

2. Сюжет "Самсон убивает льва" (Суд., 14: 5 - 9).

Самсон, подобно Гераклу (Геркулесу), продемонстрировал свою сверхчеловеческую силу, убив льва голыми руками. Существует большое количество изображений этого сюжета, где герой прижимает льва к земле, разрывая его пасть. (Думаю, что знаменитый фонтан в Петергофе, символизирующий победу России над Швецией в Северной войне, знаком всем).

Собственно, единоборство и было тем сюжетом, который тяготел к символическому толкованию. Так, в средневековой Церкви этот сюжет интерпретировался как сражение Христа с дьяволом.

"Самсон и лев"
(Франческо Хайес)

"Самсон"
(Рубенс)

3. Сюжет "Самсон громит филистимлян ослиной челюстью" (Суд., 15: 14 - 19) .

Самсон, оскорбленный филистимлянами, вооружился ослиной челюстью и убил ею тысячу своих врагов. После этого подвига Бог сделал так, что из челюсти, брошенной Самсоном, проистекла вода, и Самсон смог утолить свою жажду.
(Кто читал предыдущие части в моем блоге, наверное, помнит о том, что ослиная челюсть также является традиционным оружием Каина, изображаемого убивающим Авеля).

"Самсон громит филистимлян ослиной челюстью"
(Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)

4. Сюжет "Самсон и Далила" (Суд., 16: 4 - 20).

Филистимляне, всегда искавшие любой случай покончить с Самсоном, увидели свой шанс, когда его любовницей стала филистимлянка Далила. Они подкупили ее, чтобы она убедила Самсона открыть ей источник его огромной силы. Трижды Самсон давал ей ложные ответы, но в конце концов ей удалось выудить истину, что его сила заключена в волосах, которые не стриглись с самого рождения.

В своей спальне Далила усыпила Самсона, а затем подала сигнал одному филистимлянину, ждавшему снаружи дома. Этот человек осторожно сбрил волосы Самсона, и он, пробудившись, оказался беспомощным в руках своих врагов.

В образцах раннего Ренессанса Далила одета по современной моде; в некоторых более поздних произведениях она может быть обнаженной.

"Самсон и Далила"
(Франческо Мороне)

"Самсон и Далила"
(Лукас Канарх младший)

"Самсон и Далила"
(Рубенс)

"Самсон и Далила"
(Антонис Ван Дейк)

"Самсон и Далила"
(Ян Стен)

"Самсон и Далила"
(Соломон Джозеф Соломон)

"Самсон и Далила"
(Поль-Альберт Руффио)

"Далила"
(Гюстав Моро)

5. Сюжет "Смерть Самсона" (Суд., 16: 21 - 31).

Схватившие Самсона филистимляне, выкололи ему глаза и бросили в темницу в Газе, где его волосы стали вновь отрастать. Как то раз, они, пируя, выпустили его, чтобы посмеяться над ним. Его привели в дом, полный филистимлян, где один мальчик по его просьбе подвел его к колоннам, поддерживающим крышу, чтобы он якобы мог отдохнуть. Но Самсон обхватил колонны руками и, взмолившись о мщении, "уперся всей силою". Дом рухнул, погрябя под развалинами врагов Самсона и его самого.
Христианскими теологами этот сюжет использовался как прообраз поругания Христа.

"Смерть Самсона"
(Гюстав Доре)

Благодарю за внимание.
Продолжение следует.

Сергей Воробьев.

Ян Ливенс.Самсон и далила, ок. 1630-1635
Рембрандт Самсон И Далила.1628. Государственный музей, Берлин.

ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКОГО СЮЖЕТА

На картине запечатлён библейский эпизод, в котором Самсон засыпает на руках у Далилы. Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей (гл. 13-16). Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян.

Будучи посвящёным Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества. Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле, обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы.

«И усыпила его Далила на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его.» (Суд. 16:19) Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу."

ДРУЖБА И СОПЕРНИЧЕСТВО РЕМБРАНДТА И ЛИВЕНСА.

Константейн Хёйгенс - нидерландский поэт, учёный и композитор времен голландского «золотого века» знал Рембрандта и Ливенса.Они тогда делили одну художественную мастерскую. Хейгенс писал, что Ливенс был более изобретательным, но менее выразительным, чем Рембрандт, отмечая при этом, что Ливенс умеет чудесным образом передавать выражение человеческого лица. Он же посоветовал художнику не увлекаться многофигурными композициями, а сконцентрироваться на портретах (которые, замечу, оставались источником дохода всю его жизнь).

Рембрандт родился на год раньше Ливенса, на 5 лет раньше умер, их можно отнести к художникам одного поколения. Ливенс начал учиться живописи раньше Рембрандта (у того же учителя - Ластмана). Более того в 1626 году они делили мастерскую и дружили. Вроде бы в начале их дружбы Ливенс был более опытным и вел за собой Рембрандта, но вскоре роли сменились (мне вспоминаются Рейн и Бродский). Одни и те же модели, некоторое сходство в технике привело к тому, что в начале 1630-ых годов отмечались ошибки в авторстве работ!

Хейгенс был покровителем обоих художников всю жизнь, он даже заказывал им картины на одну тему, сознательно вызывая художников на творческое состязание. Так почти одновременно у обоих художников появились картины «Распятие», «Воскрешение Лазаря» и «Самсон и Далила».

Все творчество Ливенса отмечено сильным влиянием Рембрандта, с которым он был долгое время связан; заимствуя у него драматическое освещение и светотень, он создал произведения, столь близкие картинам Рембрандта, что долгое время они считались работами великого мастера. Среди «рембрандтовских» произведений Ливенса можно назвать «Воскрешение Лазаря» (1631, Брайтон, Художественная гал.), «Иов» (1631, Оттава, Нац. гал.), «Омовение ног» (Чикаго, Художественный институт), «Читающая старуха» (Филадельфия, Музей искусства) и «Четыре Евангелиста» (Бамберг, Гос. гал.)

Нужно отметить, что сам Рембрандт очень высоко ценил талант Ливенса, его картину, где одного из героев Ливенс списал с друга, Рембрандт повесил у себя дома над камином.

Библейский Самсон

САМСОН

САМСОН (Шимшон), сын Маноаха из колена Дана, «судья» (правитель) древних израильтян, чьи подвиги описаны в библейской книге Судьи (13-16). Рассказ о нем более насыщен легендами, чем повествования о других «судьях».

Рассказ о рождении Самсона — характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине. Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве, и поэтому ей возбраняется пить вино и есть что-либо нечистое,а когда ребенок родится, ему нельзя стричь волосы. Ангел также возвестил, что мальчику предназначено начать избавление Израиля от ига филистимлян.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Жертвоприношение Маноя. 1641 г.
Картинная галерея, Дрезден.

Сказания о Самсоне, о которых повествует книга Судей, связаны с тремя филистимскими женщинами. Первая жила в филистимском городе Тимна, или Тимната. Свой первый подвиг Самсон совершил на пути в Тимнату, убив голыми руками напавшего на него льва.

Питер Пауль Рубенс. Самсон, разрывающий пасть льва.1615-16 гг.
Собрание Виллар-Мир, Мадрид

В Тимнате на своей свадьбе Самсон загадал филистимлянам основанную на происшествии со львом загадку, которую они не могли разгадать, и уговорили невесту выпытать у Самсона ответ. Когда Самсон понял, что обманут, он в гневе напал на Ашкелон и, убив 30 филистимлян, возвратился в родительский дом. Когда через несколько дней Самсон пришел повидаться с женой, оказалось, что ее отец, полагая, что Самсон отказался от нее, выдал ее замуж за «брачного друга» Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Самсон угрожает тестю. 1635 г.

В отместку Самсон сжег поля филистимлян, выпустив на них 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами. Узнав причину гнева Самсона, филистимляне сожгли его неверную жену и ее отца, однако Самсон счел это недостаточным и нанес многим тяжелые увечья. Филистимляне выступили в Иудею, чтобы поймать и наказать Самсона. Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

Гюстав Доре.Самсон громит филистимлян ослиной челюстью

Вторая история связана с филистимской блудницей в Газе. Филистимляне окружили ее дом, чтобы утром захватить Самсона, однако тот встал среди ночи, вырвал городские ворота и унес их на гору, «которая на пути к Хеврону».

Третьей филистимской женщиной, из-за которой Самсон погиб, была Длила (в русской традиции Далида, позже Далила), обещавшая филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Предательство Далилы. 1629-30 гг.
Государственные музеи Берлина

После трех неудачных попыток ей все же удалось узнать секрет: источником силы Самсона были его нестриженые волосы.

Франческо Мороне. Самсон и Далила

Усыпив Самсона, Длила велела состричь «семь кос головы его».

Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила.

Фрагмент

Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплен, закован в цепи и брошен в темницу.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ослепление Самсона.

Фрагмент. 1636 г.

Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему.

Питер Пауль Рубенс. Смерть Самсона.1605 г.
Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес

Вознеся молитву Богу, Самсон сдвинул колонны с места, храм обрушился, и под развалинами погибли собравшиеся там филистимляне и Самсон. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей». Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом.

Гробница Самсона сегодня

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет. Самсон отличался от других «судей»: он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный «судья», наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон — единственный «судья», который попал в руки врага и погиб в плену.

Шнорр фон Карольсфельд .Гибель Самсона

Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду «судей» Израилевых, действовавших под водительством «духа Божьего», нисходившего на них и дававшего им силу «спасти» Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием.

Шиферный барельеф «Самсон разрывает пасть льва»

XI—XII вв.

Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые, по мнению ряда исследователей, восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

«Самсон, раздирающий пасть льва» — центральный фонтан

дворцово-паркового ансамбля Петергоф а. ( 1736 г.)

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе , начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в ., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.).

Среди произведений 18 в . следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В 19 в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в . Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).




Top