Выполнение задания 8 егэ по литературе. Теперь о лирике

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:
  • Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 Гиагинского района Сорокина Светлана Алексеевна
  • Рекомендации для подготовки выпускников к ЕГЭ по литературе (выполнение заданий 8,9,15,16,17.1-17.3)
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»
  • Гиагинского района
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА.
  • Подготовка к экзамену:
  • Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.
  • Введите в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета. Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах.
  • Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо чётко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
  • Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее интересен и приятен.
  • Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Выполняйте как можно больше различных опубликованных текстов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями текстовых занятий.
  • Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на 1 задание в среднем должно уходить не более 2 минут).
  • Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.
  • Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.
  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
  • ТЕОРИЯ
  • ТЕОРИЯ
  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • На вопросы заданий 8, 9, 15, 16 экзаменуемые должны дать краткий связный ответ в объёме 5-10 предложений. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Выполняя задания 8,15, выпускник должен дать прямой связный аргументированный ответ на вопрос, опираясь на текст произведения, учитывая авторскую позицию и при необходимости излагая свою точку зрения. Кроме того, экзаменуемый при ответе должен соблюдать нормы речи.
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ 8,15
  • 2. СЛЕДОВАНИЕ НОРМАМ РЕЧИ
  • ПРИМЕЧАНИЕ:
  • Если по первому критерию выпускник получает 1 балл или 0 баллов, то по второму критерию работа не оценивается (0 баллов).
  • ОТВЕТ НА ЗАДАНИЯ 8, 15 ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ:
  • формулирование прямого связного ответа на вопрос с опорой на авторскую позицию, а при необходимости – с учётом своей точки зрения;
  • убедительное обоснование своих тезисов, подтверждение их текстом без подмены анализа пересказом текста;
  • точность в изложении литературных фактов;
  • грамотное речевое оформление ответа.
  • ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАДАНИЯМ 8 И 15
  • 1. Проанализируйте вопрос, выделив в нем главные, ключевые слова. Разберитесь в значениях терминов, использованных в формулировке вопроса.
  • 2. Сформулируйте тезис-ответ (или два-три тезиса, которые вы будете аргументировать).
  • 3. Попытайтесь прежде всего найти аргументы в тексте эпизода (или стихотворения) и только после этого обращайтесь за доказательствами своей мысли к тексту всего произведения.
  • 4. Сформулируйте аргументы, проверьте их логичность и доказательность, кратко (устно, про себя) ответив с их помощью на поставленный вопрос. Если ответ не получен или вы отвечаете на другой вопрос, значит, ваши доводы неверны.
  • 5. Выберите из предложенного фрагмента (стихотворения) текстовый материал, который станет подтверждением ваших размышлений. Избегайте избыточного цитирования, подменяющего развивающие доводы. Следите за уместностью и точностью приводимых в работе цитат.
  • 6. Проанализируйте вывод: имеет ли он обобщающее значение, уместен ли он, помогает ли завершить, подытожить ваш ответ на вопрос задания?
  • 7. Проанализируйте логику ответа, она должна быть примерно такой: от тезиса – через аргументацию – к выводу-итогу.
  • 8. Внимательно перечитайте свои ответы к заданиям 1 – 12: в них вы, как правило, сможете найти необходимый литературоведческий инструментарий, то есть термины и понятия литературоведения, которые удобно использовать в ответах на задания 8, 15 .
  • 9. Проверьте речевое оформление ответа, устраните речевые недочеты.
  • ЗАДАНИЕ 8. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЛОСЬ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЛУЧЕННОГО ШТОЛЬЦЕМ ВОСПИТАНИЯ И КАК ОНО СКАЗАЛОСЬ НА ЕГО ЛИЧНОСТИ?
  • Ответ 1
  • Штольц получил два типа образования. Отец, немецкий бюргер, приучал сына к труду, трудовой дисциплине, делился с ним секретами его, как бы сейчас сказали, бизнеса. Мать, русская дворянка, обучала его поэзии, литературе, истории. Словом, старалась сделать из него настоящего русского дворянина, а не просто зарабатывателя денег, каким, по её мнению, видел Штольца отец. Такое воспитание сильно отразилось на судьбе мальчика. Трудовое воспитание позволило Штольцу стать деловым человеком, преуспевающим дельцом. Но именно благодаря материнскому воспитанию, занятиям с матерью литературой и поэзией, Штольц смог разглядеть в Обломове «золотое сердце» и стал для него настоящим другом.
  • 2; 0
  • Ответ 2
  • Воспитание Андрея Штольца, героя романа И. Гончарова «Обломов», очень своеобразно. С одной стороны, отец всячески старался приучить сына к труду: собираясь по каким-то делам, он брал сына с собой, параллельно обучая его всем тонкостям и хитростям дела, затем он стал давать Андрею поручения, с которыми тот всегда справлялся. С другой стороны, мать, которая видела в сыне «идеал барина», стремилась уберечь сына от трудовой деятельности, привить ему вкус к светской жизни, деликатность и снисхождение. И мы видим, что Штольц, несмотря на свой деятельный характер и практицизм, умеет сопереживать, любить, способен поддержать друга в трудную минуту. Именно благодаря таким качествам Штольц не остаётся одиноким: у него есть друг детства Обломов, а затем он женится на Ольге Ильинской.
  • 3; 0
  • ЗАДАНИЕ 15 . В ЧЁМ ВИДИТ Г. Р. ДЕРЖАВИН ИСТИННУЮ НАГРАДУ ПОЭТИЧЕСКОГО ТАЛАНТА?
  • Само название стихотворения Державина «Памятник» указывает на то, что поэт размышлял о признании и забвении, о вечном и сиюминутном, о смерти и бессмертии. Г. Р. Державин истинной наградой поэтического таланта считает народное признание, сохраняющуюся в веках память, которая будет вечно жить в сердцах людей. И это – самая ценная награда, о которой мечтает каждый писатель и поэт.
  • 3; 1
Выполнение заданий 9, 16 требует включения рассматриваемого произведения в литературный контекст. Данные задания являются своеобразным итогом работы с текстом. По существу представляют собой проблемный вопрос, который связан с конкретным произведением и при этом нацеливает на рассмотрение художественного текста в определённом литературном контексте.
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЙ 9, 16
  • убедительно обосновывает выбор каждого произведения
  • убедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа;
  • искажение авторской позиции и фактические ошибки в ответе отсутствуют
  • а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов,
  • но не во всём убедительно обосновывает выбор каждого
  • произведения / или убедительно обосновывает выбор одного произведения и не во всём убедительно обосновывает выбор другого произведения
  • а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, обосновывает выбор только одного произведения (возможно, не во всём убедительно)
  • убедительно сопоставляет одно произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);
  • б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, не обосновывает выбор обоих произведений (или даёт неубедительное обоснование)
  • убедительно сопоставляет одно или оба произведения с
  • предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);
  • в) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух
  • произведений и их авторов, обосновывает выбор двух произведений (возможно, не во всём убедительно) / или убедительно обосновывает выбор только одного
  • произведения,
  • не сопоставляет одно или оба произведения с текстом в заданном направлении анализа;
  • г) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает название только
  • одного произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно),
  • убедительно сопоставляет это произведение с предложенным
  • текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении
  • допускаются отдельные негрубые недочёты)
  • И/ИЛИ допускает две фактические ошибки, в целом не искажая
  • авторской позиции
  • а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух
  • произведений и их авторов, не во всём убедительно обосновывает выбор одного произведения /
  • или не обосновывает свой выбор (или даёт неубедительное
  • обоснование)
  • неубедительно сопоставляет эти произведения с предложенным
  • текстом / или сопоставляет их с предложенным текстом без учёта заданного направления анализа;
  • б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает название только
  • одного произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно) и неубедительно сопоставляет это произведение с
  • предложенным текстом;
  • в) указывает название только одного произведения и его автора,
  • не обосновывает выбор произведения (или даёт неубедительное
  • обоснование), но убедительно сопоставляет это произведение
  • с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при
  • сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты),
  • И/ИЛИ допускает искажение авторской позиции,
  • И/ИЛИ допускает три фактические ошибки
  • ОТВЕТ НА ЗАДАНИЯ 9, 16 ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ:
  • формулирование прямого связного ответа на вопрос с опорой на авторскую позицию;
  • привлечение литературного контекста с указанием двух произведений и их авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того же автора, которому принадлежит исходный текст; при указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа, например, Л. Н. и А. К. Толстые; В. Л. и А. С. Пушкины);
  • обоснование выбора этих произведений для сопоставления;
  • убедительное сопоставление выбранных произведений с предложенным текстом в заданном направлении анализа;
  • отсутствие искажений авторской позиции и фактических ошибок.
  • ЗАДАНИЕ 9 . В каких произведениях отечественной классики изображён тип «деятельного» героя и в чём его можно сопоставить с Андреем Штольцем?
  • Андрей Штольц принадлежит к типу «деятельного» героя. Он во многом руководствуется разумом, обладает предприимчивостью в материальных делах, не витая в облаках в отличии от Обломова. Во многом с ним похож другой «деятель» - Лопахин из пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Этот молодой человек активен в воплощении своих планов в жизнь, он является антитезой паре мечтателей, Раневской и Гаеву. Так же к данному типу можно отнести студента Разумихина, второстепенного персонажа романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Он жив и находчив на фоне строящего теории Раскольникова, находясь в очень близкой к нему ситуации, Разумихин находит способ зарабатывать деньги и продолжает учёбу.
Задание 16. Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока «Фабрика»?
  • Часто к социальной теме в своих стихотворениях и поэмах обращался Н. А. Некрасов. Его похожесть с Блоком в том, что он обвиняет не только господ, прячущихся за «жолтыми окнами», но и сам народ. Некрасов обвиняет народ в покорности. Обвинения народа в рабской покорности мы видим в его поэме «Кому на Руси жить хорошо». Похоже в этом случае на «Фабрику» Блока и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». Он так же, как и Блок, делит Россию на «нищих» и господ за «жолтыми окнами» и так же обвиняет и тех и других: «И вы, мундиры голубые, и вы, покорный им народ…».
  • Во 2 -й части работы (задания 17.1, 17.2, 17.3) проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса. Выпускнику предлагается 3 вопроса (17.1- 17.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса:
  • 1 - по произведениям первой половины XIX века,
  • 2 - по произведениям второй половины XIX века,
  • 3 - по произведениям XX века.
  • Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).
Объем сочинения рекомендован не менее 200 слов. При объеме 150 слов работа будет проверяться, но баллы уменьшат. Самое важное в сочинении – обнаружить понимание проблемы, предложенной в вопросе, продемонстрировать умение формулировать своё мнение с учётом позиции автора, выдвинуть тезисы и найти аргументы, подтверждающие их. Внимание! Орфографические и пунктуационные ошибки во всех заданиях на ЕГЭ по литературе не проверяются. Но эксперты советуют писать максимально грамотно, чтобы проверяющие разобрались в сочинении, а выпускники наиболее точно и грамотно выразили свои мысли.
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ 17.1-17.3
  • 1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность
  • суждений
  • баллы
  • а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на
  • авторскую позицию; формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы;
  • фактические ошибки и неточности отсутствуют
  • б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на
  • авторскую позицию; формулирует свою точку зрения,
  • не все тезисы убедительно обосновывает
  • и/или допускает одну-две фактические ошибки
  • в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или
  • односторонне, не опираясь на авторскую позицию,
  • и/или не обосновывает свои тезисы,
  • и/или допускает три-четыре фактические ошибки
  • г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения
  • и/или допускает более четырёх фактических ошибок
  • 2. УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПОНЯТИЯМИ
  • 3. ОБОСНОВАННОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • 4. КОМПОЗИЦИОННАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ И ЛОГИЧНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ
  • а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его
  • части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений
  • последовательности и необоснованных повторов
  • б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его
  • части логически связаны между собой,
  • внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и
  • необоснованные повторы
  • в) в сочинении прослеживается композиционный замысел,
  • есть нарушения композиционной связи между смысловыми
  • частями,
  • и/или мысль повторяется и не развивается
  • г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла;
  • допущены грубые нарушения последовательности частей
  • высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла
  • сочинения
  • 5. СЛЕДОВАНИЕ НОРМАМ РЕЧИ
Примечание:
  • Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение части 2, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит "0" баллов, задание части 2 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется.
Этапы работы над сочинением
  • 1. Определение объема темы (что именно надо вспомнить, нельзя писать обо всем, даже если вы прекрасно знаете текст произведения).
  • 2. Учитесь задавать вопросы (самому себе, чтобы поставить проблему): зачем автор сопоставил те или иные события, героев? С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев? Какую роль играют данные события или герои в контексте произведения?
  • 3. Точность, целенаправленность доказательств (если вы можете четко и достаточно кратко ответить на свои собственные вопросы, значит, вы знаете, что доказывать в собственной работе).
  • 4. Подбор аргументов, планирование конкретных абзацев сочинения.
  • 5. Мастерство при написании вступления (для проверяющего: автор сочинения совершенно свободно владеет материалом и выбирает наилучший путь раскрытия темы).
  • 6. Не "за упокой", а "за здравие" (заключение): это не просто выводы, это выход из вашей темы в широкий мир русской литературы - вывод всего выше изложенного.
  • 7. Проверка: не менее двух раз! Первый раз - проверка общего рода доказательств, логичности, соответствия нормам литературного языка. Второй раз - проверка только грамотности. В этом случае следует читать текст с конца до начала (вы абстрагируетесь от содержания и проверяете только грамотность).
  • 8. И еще несколько советов:
  • никогда не пишите о том, что не знаете или знаете плохо;
  • не употребляйте слова, в правописании которых вы не уверены, старайтесь заменять синонимами;
  • не умничайте, не усложняйте фразы, в этом случае легко запутаться;
  • пишите просто, опирайтесь на текст художественного произведения, хорошее знание текста всегда производит благоприятное впечатление.
  • НАПИСАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО СОЧИНЕНИЯ
  • Как писать сочинение?
  • Композиция сочинения:
  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение
  • ВСТУПЛЕНИЕ
  • Вступление вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
  • Во вступлении может:
  • содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
  • представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего («как вы понимаете смысл названия…»);
  • содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
  • сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы», «образ героя»…).
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  • Основная часть представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.
  • В основной части следует избегать:
  • пересказа литературного произведения;
  • изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
  • в основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументированно и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли.
  • Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Заключение - подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное.
  • Заключительная часть должна быть:
  • короткой, но ёмкой;
  • органически связанной с предыдущим изложением.
  • В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
Задание 17.1. Почему в финале шестой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?
  • «Евгений Онегин»… Это «собранье пёстрых глав» до наших дней сохранило ту неповторимую художественную привлекательность, которой наделил его гениальный поэт. Роман по праву был назван «энциклопедией русской жизни», ведь в нём автор запечатлел не только быт, но и нравы дворянского общества начала девятнадцатого столетия. Не остались без внимания и характеры людей, живших в то время. И чтобы в полной мере понять мотивы поведения героев, значения их поступков, нам необходимо хотя бы на некоторое время окунуться в атмосферу той эпохи. Такую уникальную возможность представляет роман «Евгений Онегин».
  • Онегин «родился на брегах Невы», его воспитывал француз-гувернер. Затем Онегин стал вести светскую жизнь: ездить на балы, в театры… Но вскоре ему наскучило такое времяпрепровождение, и он отправился в деревню. Сначала Онегин восхищался местной природой, однако и картины сельской жизни впоследствии надоели ему. Представьте себе скучающего молодого человека, которому примелькалось всё на свете, и он ничего уже не желает в жизни. Таким был Евгений Онегин.
  • В это время из-за границы вернулся восемнадцатилетний Ленский, начинающий поэт-романтик. Это мечтательный жизнерадостный человек, полный надежд и стремлений, много ожидающий от жизни. Онегин и Ленский стали друзьями. «Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой», - пишет о них автор. Очевидно, что их дружба основывалась на взаимодополнении характеров.
  • Но что же привело к тому, что Онегин убил своего лучшего друга? Дело в том, что Ленский предложил Евгению поехать на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать, потому что знал, что из себя представляют подобные торжества. Но Ленский всё же уговорил его присутствовать в доме Лариных. Естественно, что на балу не было ничего нового для Евгения, и он решил отомстить Ленскому: стал приглашать Ольгу, избранницу молодого поэта, на каждый танец. Такое поведение друга не могло не разозлить Ленского, и он потребовал от Онегина явиться на дуэль. Так случилось, что Ленский погиб. А значит, погибли молодость, мечтательность, жизнелюбие, которые олицетворял Ленский. Вот почему А. С. Пушкин в начале шестой главы прощается с юностью, поэзией и романтизмом. Человек умер, и его уже не вернёшь, как невозможно вернуть то, с чем навсегда простился великий поэт.
  • 1; 1; 2; 3; 3
  • РАБОТА С ТЕКСТОМ. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.
  • 1. Установите границы эпизода (временные, пространственные, текстовые).
  • 2. Определить основной смысл эпизода, если надо, дать ему название.
  • 3. Решить, какие персонажи являются основными носителями смысла в эпизоде.
  • 4. Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков.
  • 5. Увидеть, какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла эпизода (пейзаж, портрет, описание, авторские характеристики, диалоги и т.д.).
  • 6. Понять, какова логика раскрытия эпизода.
  • 7. Ощутить, какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода.
  • 8. Установить, какова роль эпизода в произведении, как он «сцеплен» с другими эпизодами, со всеми произведениями в целом (с идеей, проблемами, темой произведения).
  • ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА
  • Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.
  • Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений).
  • Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются.
  • Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности.
  • Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью.
  • Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается.
  • Тема и проблема произведения, которое получили здесь своё развитие, значение эпизода для раскрытия идеи произведений, выражения авторской позиции.
  • АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
  • Автор, заглавие.
  • Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь, миниатюра, письмо).
  • Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество, поэт и поэзия).
  • Сюжет, композиция, проблема.
  • Мотив создания: что послужило источником написания, вдохновения.
  • Лирический герой.
  • Место автора в произведении.
  • Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения.
  • Художественные средства (портретные зарисовки; речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма; диалоги; монологи).
  • Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические, синтаксические).
  • Ваше мнение.
  • ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ
  • Большой объем материала
  • Читательский дневник
  • ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
  • РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ЗАДАНИЯ 8.
ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Белокурова С.П.
преподаватель русского языка и литературы

Прежде чем начать обсуждение примеров работ задания 15, обратимся к домашнему заданию . Для самостоятельной работы были предложены два задания 8: «Почему Софья решилась назвать Чацкого сумасшедшим?» (д. 3, явл. 13, 14) и «В чем «символ веры» Молчалина?» (д. 3, явл. 3).

Напомним, что в ответах на вопросы заданий 8 и 15 не нужно писать вступление , следует сразу формулировать тезис-ответ. На первый вопрос он может быть примерно таким: Софья решилась назвать Чацкого сумасшедшим, потому что тот сравнил ее возлюбленного Молчалина с Загорецким, «шутом» и «плутом», человеком без каких-либо моральных принципов , который пресмыкается перед гостями Фамусова и которого никто , и в первую очередь сама Софья Павловна, не уважает .

Очень важно, что все развивающие доводы в данном случае уже «заложены» в самом тезисе: аргументируя тезис, необходимо дать конкретную характеристику свойств и качеств Загорецкого; опираясь на текст эпизода, пояснить, чем раздражена Софья и почему для нее оскорбительно сравнение Молчалина, человека «высоких» моральных качеств, которого главный герой в этом эпизоде называет «услужник знаменитый», с «шутом» Загорецким. Иными словами, объяснить мотивы поступка Софьи. Далее уместно сделать вывод об осознанности поступка героини: она вполне осознанно мстит Чацкому: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себя примерить?».

Приведем пример ответа на вопрос задания 8, где соблюдены необходимые требования.

8. В чем «символ веры» Молчалина? (действие 3, явл. 3).

«Символ веры», жизненное кредо Молчалина заключается в стремлении «и награжденья брать и весело пожить». В диалоге с Чацким Молчалин проговаривается о своих «высоких» идеалах, о том, ради чего он готов «не сметь свое суждение иметь»: персонаж стремится к высоким чинам, богатству, власти. Для достижения цели Молчалин ведет свою тайную игру, используя любые связи и возможности. Он преклоняется перед Татьяной Юрьевной, потому что «чиновные и должностные – ей все друзья и все родные»; уважает Фому Фомича за то, что тот «при трех министрах был начальник отделенья»; пресмыкается перед Хлёстовой – ведь она родственница Фамусова. Даже любовь Софьи, «дочери такого человека», герой намерен использовать для собственной выгоды. Молчалин терпелив, руководствуясь заветом отца «угождать всем людям без изъятья», он с «умеренностью и аккуратностью» будет двигаться к своей цели.

Обратим внимание, что вопрос здесь понят правильно, тезис, который доказывает учащийся, сформулирован в первом же предложении, удачно аргументирован текстом эпизода. Оценка - 6 баллов .

Рассмотрим неудачный тезис: "Молчалин - человек, который крепко усвоил отцовский завет и всю свою жизнь строит согласно ему: угождать всем людям без исключения ". Уже сам тезис практически неверен. Угодничество - средство достижения цели, а не сама цель. Ответ на вопрос о «символе веры», идеале, кредо подменен здесь указанием на истоки поведения персонажа, а это означает, что либо не понят вопрос, либо пишущий попытался начать работу неким вступлением и упустил из виду суть вопроса.

Таким образом, еще раз обратим внимание на то, что начать работу нужно сразу с ответа на вопрос, предложенный в задании, так как любые посторонние рассуждения, попытка создать вступление могут отвлечь, увести в сторону.

Среднее общее образование

Литература

Задание №8 ЕГЭ по литературе

Предлагаем вашему вниманию разбор 8 задания по литературе к ЕГЭ-2019 с комментариями.

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ-2019 по литературе

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.

– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

Задание 8

Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

При ответе на вопрос необходимо показать место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Памятка учащимся

При составлении письменных ответов на вопросы не забывайте главное:

  1. Отвечайте на заданный вопрос, а не пишите все, что вы знаете о данном произведении.
  2. Не забывайте, что в основе вашего анализа должен быть предложенный фрагмент произведения.
  3. Уточните все понятия, составляющие данный вопрос. Например, «основной конфликт». (основной конфликт – конфликт отцов и детей, представителей разных поколений). Как, каким образом он проявляется? (конфликт может проявляться в диалогах, в действиях, в явном столкновении конфликтующих сторон).

Исходя из анализа критериев оценки задания 8, можно сформулировать требования к его выполнению.

  1. Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена (2 балла).
  2. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (2 балла).
  3. Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).

Максимальная оценка – 6 баллов.

Примерный образец ответа

В данной сцене конфликт между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым только намечается и проявляется это прежде всего в поведении Павла Петровича Кирсанова, который не подал руки Базарову, а спрятал ее в карман, демонстрируя тем самым, что ему неприятно, что Аркадий привёз с собой гостя. Эта подробность привлекает к себе внимание читателя, так как сценой раньше Николай Петрович Кирсанов, брат Павла Петровича, первым протянул руку Базарову в знак гостеприимства.

В портрете Павла Петровича Тургенев подчеркивает его породу, благородное происхождение. Представление о Базарове, которое мы получаем из этого фрагмента, прямо противоположное. «Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку», – говорит он Николаю Петровичу. Базаров не придает никакого значения своему внешнему виду. О своих вещах говорит шутливо-уничижительно.

Анализируя приведенный фрагмент, можно предположить, что при знакомстве герои почувствовали личную неприязнь друг к другу, граничащую с презрением. Впоследствии конфликт ещё более усугубится и выйдет за рамки личного недовольства друг другом.

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Книга адресована учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по литературе. Издание содержит: задания разных типов по всем темам ЕГЭ; тренировочные варианты ЕГЭ; методические рекомендации; ответы ко всем заданиям. Пособие будет полезно учителям литературы, так как дает возможность эффективно организовать подготовку учащихся к ЕГЭ

Думаю, каждый знает, что ЕГЭ по литературе состоит не только из тестовой части, но и пяти сочинений, которые очень дорогие по баллам. Чтобы ошибок стало меньше и сочинения перестали быть чем-то очень страшным, я решила написать ту структуру, которой пользуюсь сама.

У них схожая структура, а так же это самые простые сочинения из всего .

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Учитывая, что это всё же сочинение с ответом на вопрос по тексту, вступление должно содержать: обобщенный ответ на вопрос, перефразированный вопрос или может отсутствовать вовсе. В последнее время начала писать без вступления и ничего не потеряла.

ВОПРОС: "В чём необычность звучания социальной темы в стихотворении А.А. Блока «Фабрика»?"
ПРИМЕР ВСТУПЛЕНИЯ: "В данном стихотворении А.А. Блок обращается к социальной теме, изображая рабочих на фабрике."

То есть вступление - это просто перефразированное предложение из вопросительного в повествовательное.

Клише, которыми можно воспользоваться: "В приведенном фрагменте\стих-и автор затрагивает\обращается к теме...", "В данном произ-и содержатся черты...", "Данный фрагмент раскрывает..." и тд в зависимости от формулировки вопроса.

2. НА КАЖДОЕ СОЧИНЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ 2 ТЕЗИСА

Больше не нужно, меньше тоже.

Каждый из тезисов - это некий "аргумент", которые доказывает то, о чем говорится во вступлении. Можно использовать слова "во-первых" и "во-вторых", но! за ними обязательно должен идти ваш тезис.
Они должны отличаться друг от друга по содержанию и редко допускаются схожие формулировки.

То есть я, анализируя стихотворение, раскрываю образ "угнетателя" рабочих, того, кто ими руководит.

Пример 2 тезиса: "Образ народа более четкий, чем образ хозяина, который призывает их "согнуть измученные спины". Люди подчиняются той неведомой силе, которой обладает этот человек. Над ними смеются и потешаются, их обманывают ("и в жолтых окнах засмеются, \ что этих нищих провели"), однако они не могут ничего возразить и продолжают выполнять свою работу."

Второй тезис отличается от первого по содержанию, ибо здесь я раскрываю уже образ народа.

Аналогично и с прозой, которую писать гораздо проще, чем лирику.

3. ВЫВОД

В выводе мы обобщаем всё вышесказанное, можно взять строчку из вступления, однако! она должна быть перефразирована и не повторяться точь-в-точь.

ПРИМЕР: "Таким образом, А.А. Блок передает угнетение рабочих. Автор противопоставляет народу силу, которой он не в силах противостоять и которая повелевает всеми, но не имеет четкого облика."

1. Во-первых, отвечая на вопрос, следим за речью. Все повторы слов, неверные употребления слов и пр. - речевые ошибки, на которых можно потерять 2 балла! Если внимательно читать текст, а желательно вслух, пока есть такая возможность, то их легко заметить.

2. Во-вторых, постоянно задаем себе вопрос "Я ответил на вопрос?". Не уходим в лишние рассуждения, не вдаемся в пересказ, не пишем про историю создания. Льем воду - теряем баллы на раскрытии. Как правило, в сочинениях ответ должен быть четким и точно по теме, не уходить от темы. Если хотите пример "неудачного" сочинения, то я могу попробовать найти.

3. В-третьих, ЦИТАТЫ. Да, с этого года они обязательны. Запомнить их сложно, аргументировать ими сложно. Когда пишешь сочинение 8\15, цитаты обязательно! брать из текста. То есть, тезис - цитата. Она будет подтверждать то, о чем мы написали и доказывать наши слова.

В ЕГЭ по литературе эти задания предполагают создание небольшого связного текста на поставленные вопросы.

Прямой ответ – прямой вопрос, ничего лишнего. И в этом их огромное преимущество перед заданием 17, которое все же несколько «размыто».

Боле того, в этих заданиях перед вами текст, и это значительно упрощает вашу задачу. Даже если вы НИЧЕГО не знаете ни о проблеме, ни о теме произведения, то из текста все равно хоть что-то можно вытянуть, если уметь немного думать над прочитанным.

Задания 8 и 15: говорю, что вижу

8 и 15 задания проверяют степень владения навыком анализа текста эпических, драматических и лирических произведений.

Напомню, что анализ – это метод комплексной работы с художественным текстом, конечной целью которого является глубокое понимание авторской позиции. Причем чем глубже, тем лучше.

В эпическом и драматическом произведении это сделать сложнее, сложнее, чем в лирике, потому в задании 8 вопрос сформулирован предельно четко и на него надо ответить так же.

Что я имею в виду? А вот следующее.

  • Сначала прочитайте внимательно вопрос и найдите ключевые слова. Обычно это вопрос КАК ? Это значит, что вы должны ответить на вопрос, каким путем идет автор и что при этом использует. Вопросы КАК проявляется…, КАК показывается … предполагают то же самое.
  • Что может изображаться или показываться? А вот тут авторы КИМов поступили очень умно. И вот что я имею в виду. В демоверсии задание сформулировано так: КАК НАМЕЧАЕТСЯ и дальше ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ… Тут авторам можно только поаплодировать. Почему? Да потому, что они предусмотрели еще один вариант проверки: надо, как минимум, знать, КАКОЙ основной конфликт в романе «Отцы и дети».

Конечно, понятно, что конфликт между отцами и детьми, а если будет роман с не столь очевидным названием?

Поэтому совет: перед экзаменом повторите основные проблемы, конфликты, вспомните системы образов, идеи основных произведений. Сойдет любое пособие по литературе для подготовки к экзаменам. Лучше всего в таблично-схематичном виде (чувствую, как в мою сторону летят тапки коллег!).

  • Обратите внимание на глагол-сказуемое в задании. Если НАМЕЧАЕТСЯ, то вы должны искать именно начало конфликта, причем во всем.

Если ИЗОБРАЖАЕТСЯ, то больше говорите о средствах автора (и не только о метафорах, эпитетах, а и о других: диалогах, описаниях и так дальше – словом, обо всем, где так или иначе проявляется, выражается позиция автора).

После того как вы это для себя определили, вспомнили проблематику, конфликт, героев и идеи, приступайте к анализу отрывка и созданию текста. Он должен быть коротким, состоять из 10-15 предложений. В этом заключена определенная трудность, так как писать кратко сложнее, чем «длинно».

А теперь попробуйте передать содержание этих предложений. Правда, сложно для понимания?

Ваш ответ должен состоять из 10-15 предложений , потому надо писать лаконично и точно.

Вот к этому вы и должны стремиться.

Как этого добиться?

Не надо писать текст, как акын в степи, подряд и все. Надо продумать его структуру.

Структура вашего ответа

  • На черновике напишем вопрос-задание.
  • Найдем в тексте ответ(ы).
  • Запишем их в черновике в виде структурированного списка.
  • Сделаем связки между предложениями.
  • Запишем вывод.
  • Проверим, соответствует ли вывод вопросу.

Так текст приобретет структуру и четкость, как следствие.

Разберем это на примере демоверсии ЕГЭ по литературе 2015

Задание № 8.

  1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается конфликт произведения? (Проблема-вопрос).
  2. Идея: конфликт намечается с первых страниц романа, причем проявляется не только в разговорах, а и в другом: манерах, портрете, поведении героев.
  3. Доказательства: в портрете Павла и даже Прокофьича подчеркнута аккуратность, изящество, щегольство (Павел), одежда Базарова подчеркнуто демократична («балахон», который брезгливо принимает Прокофьич).
  4. Павел не подает руки Базарову, а с племянником расцеловался, но сначала подал руку, подчеркнув тем самым «чужеродность» гостя в его среде. В нем говорит дворянский снобизм, в Базарове же грубоватые манеры и абсолютное пренебрежение и к аристократизму, и к его носителям. Они непременно сойдутся в непримиримой схватке, что мы увидим в дальнейшем.

Вот после такой работы приступите к созданию связного текста, перенеся идею в конец.

Теперь о лирике

Лирика – это род литературы, в котором выражаются эмоции и чувства автора, и их совокупность в конкретном произведении называется лирическим героем.

Чаще всего вас и просят раскрыть особенности лирического героя или рассказать о чувствах.

Они могут выражаться напрямую («ЛЮБЛЮ грозу вначале мая…», «И СКУЧНО, и ГРУСТНО…», «Я НЕ ЛЮБЛЮ, когда мне лезут в душу, тем более, когда в нее плюют…»).

Второй способ – через лирические средства, употребленные автором: характер эпитетов, например, или метафоры: «Гой ты, Русь моя РОДНАЯ!» — эпитет. «В заветных ладанках не носим на груди, о ней навзрыд стихи не сочиняем…» — помимо всего еще и синтаксический параллелизм. Использование определенной лексики (высокой или просторечной): «Се вид Отечества, лубок…», «Борис у Глеба в морду просит…».

Вот и ищите это в стихотворении, определив его тему. У нас в демоверсии – все известная «Россия» А.Блока.

  • Прямое выражение чувства: «Слезы первые любви», «Тебя жалеть я не умею, но крест свой бережно несу».
  • «Непрямое» выражение: уверенность в будущем Родины («не пропадешь, не сгинешь ты»), восхищение («прекрасные черты»), сопоставление с прекрасной женщиной («да плат узорный до бровей»), пронзительность картин России («когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика»).
  • Автор не просто любит свою Россию, но готов разделить с ней крестный путь, который, он уверен, далеко еще не закончен.

И последнее…

Сравните:

«Василиса Прекрасная была замечательной хозяйкой, умной, красивой, доброй. Она помогала Ивану Царевичу во всем. Это один из самых привлекательных образов в русском фольклоре».

«В Василисе Прекрасной, одном из самых привлекательных образов русских сказок, воплощены те черты, которые народ высоко ценил в женщине: трудолюбие, сметливость, доброту, любовь к семье и дому, верность и преданность».

Есть разница?

Это называется уровень изложения и уровень обобщения, и в критериях этого нет, но!… старайтесь делать обобщения на высоком уровне, вам ведь есть что сказать миру?

Это задание просто отличное: оно проверяет и знание литературных произведений в целом, и знание культурного контекста, и вашу эрудицию.

Вам понадобиться не только умение определять проблемы, идеи, но и видеть разницу авторов в подходах к изображаемому.

В целом к этому заданию можно готовиться по книжкам, которые содержат таблично-схематичное изложение литературных произведений и краткий их анализ. Круг проблем в литературе, особенно в лирике, ограничен, что значительно упрощает вашу задачу.

Можно потренироваться. Например, в лирике:

  • тема любви;
  • тема Родины;
  • тема поэта и поэзии;
  • тема природы;
  • круг проблем философской лирики: жизнь и смерть, временное и вечное, жизнь духа, добро и зло и т.д.

А потом посмотрите, у каких поэтов встречаются эти темы и кратко уложите в голове их идеи. Как? Не знаю, но все же попробуйте. Потом определите разницу.

То же самое можно проделать и с эпосом.

Сколько произведений нужно привести? Два. Причем одно из них может быть того же автора.

Структура ответа

Автор … утверждает, что…, а … говорит то же (или не то же, в зависимости от решения проблемы). Помните, что здесь НЕ НАДО доказывать ничего, сосредоточьтесь на самой проблеме-идее, иначе ваш ответ будет бесконечным.

В заключение хочу сказать, что к проблеме …. Обращались многие авторы, но каждый находил свое решение и писал о том, что ближе ему как поэту и человеку.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ





Top