Высшее образование в россии и европейское образовательное пространство. Европейское пространство высшего образования

2.3.2 Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира . Участие России в этом процессе.

По имеющимся оценкам, в развитых странах 60% прироста национального дохода определяется приростом знаний и образованности общества. В частности, установлено, что рост образования на один класс средней школы обеспечивает в среднем рост числа подаваемых рационализаторских предложений на 6 и сокращает сроки освоения рабочими новых операций на 50%. В различных странах неоднократно публиковались расчеты, из которых следует, что затраты на обучение окупаются быстрее, чем на оборудование.

Проблемы профессиональной ориентации, качества подготовки, снижения роли профессиональной квалификации, проблема отставания в структуре, объемах подготовки квалифицированных рабочих от требований предприятий – наиболее важные проблемы образования молодых рабочих промышленных предприятий. Наряду с этими проблемами , глубокого изучения требует общая и профессиональная культура молодых работников.

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.

Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.

На конференции министров, которая состоялась в марте 2010 года в Будапеште и Вене , в честь десятилетия Болонского процесса, состоялось официальное объявление о создании европейского пространства высшего образования, что означает, что цель, поставленная в Болонской декларации, была выполнена.

Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.

США не только наблюдают за процессом европейской образовательной интеграции, но и достаточно активно участвуют в нём. В 1992 году при ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке нормативной базы для обеспечения возможности взаимного признания документов об образовании стран Европы и Америки. Однако за два года не удалось прийти к консенсусу, выяснилось, что одной из главных проблем на пути конвергенции двух образовательных систем является проблема сопоставления Европейской системы взаимного признания зачётных единиц (ECTS) с американской системой зачетных единиц (англ. credits).

По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами . Болонский процесс дал развитию образования в России очень много, в частности, он заставил серьёзно и критически осмыслить то, что мы имеем, и наметил определенные шаги по движению и по изменению этой системы. Одна из серьёзных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс - недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса. По мнению большинства российских экспертов в области высшего образования, а также ведущих российских учёных переход России на двухуровневую систему приведёт к окончательному развалу всей отечественной системы высшего образования.

С 2005 г. в России запущены национальные проекты, призванные оздоровить российское общество и решить важные социальные задачи. В число приоритетных проектов, предложенных для рассмотрения Президентом РФ, входит национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2006 г.

Помимо создания новых учебных заведений в стране, в том числе открытия новых университетов, в Российской Федерации появляется традиция образовательных грантов, поощрения лучших учителей России и т.д. Формирование качественно нового педагогического состава российского учительства позволило правительству приступить к осуществлению плановой модернизации российского образования, одной из составляющих которого является введение по всей стране Единого государственного экзамена как наиболее эффективного метода контроля за качеством знаний и выявления на этапах экзамена талантливых учащихся, готовых в дальнейшем заниматься научными исследованиями

С 2008 г российская система высшего образования перешла на двухуровневую систему – бакалавр и магистр.

С 2007 года в приоритетный нацпроект "Образование" включено новое направление – ежегодная государственная поддержка на конкурсной основе подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях НПО и СПО. В соответствии с данным направлением национального проекта «Образование» в России на базе инновационных учреждений НПО и СПО создаются ресурсные центры, призванные сыграть значительную роль в развитии непрерывного образования в регионе.

В 2007 г. Салаватский индустриальный колледж стал победителем конкурса в рамках приоритетного нацпроекта "Образование". Учебному заведению выделили 70 миллионов рублей из федерального бюджета и ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", на реализацию программы "Углубление практического обучения с целью подготовки высококвалифицированных рабочих для высокотехнологичных нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств в рамках программ среднего профессионального образования".

Во-первых, новый этап углубления и расширения западноевропейской интеграции непосредственно связан с развитием ЕЕПВО. Цели интеграции определены ее внутренней динамикой и глубочайшими переменами в Европе и во всем мире. Завершение строительства единого рынка, создание экономического и валютного союза, вступление в ЕС 10 стран Центральной и Восточной Европы привели к необходимости создания единого рынка высококвалифицированной рабочей силы. С целью подготовки рабочей силы нового типа, политика западноевропейских стран нацелена на интеграционные процессы в сфере высшего образования.

Она предусматривает содействие высококачественному образованию и профессиональному обучению, увеличение инвестиций в человеческий капитал. Долгосрочная политика повышения академической, профессиональной и социальной мобильности названа приоритетом номер один. Создание внутреннего рынка потребовало и создания единого рынка образовательных услуг. Развивая ЕЕПВО, общественные органы ЕС расширяют горизонты рынка рабочей силы и тем самым способствуют экономическому росту и социальному благосостоянию населения. Во-вторых, ЕЕПВО, более четко оформившееся в результате Болонского процесса - это уже и российская реальность.

Развертывание обсуждения вопросов в ключе проблематики Болонского процесса способно усилить понимание нашей собственной системы высшего образования, ее восприятие в Европе и в мире. Особенно таких ее новых моментов, как государственный образовательный стандарт с его двухкомпонентной структурой, бакалавриат, аккредитация, связь с миром труда, новая экономическая и социальная политика в сфере высшей школы, автономность и подотчетность, системы обеспечения гарантий и контроля качества. Решение вопросов, обсуждаемых в рамках ЕЕПВО, стимулирует нашу высшую школу относительно структурных, организационных и экономических аспектов ее модернизации.

Нынешнее высшее образование России уже несколько лет живет в новых условиях. Освоение российской высшей школой отечественных рынков труда - это важная задача в ее современной миссии. Одобренная Правительством концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. содержит значительные «поля сходимости» с развитием ЕЕПВО. Целевой, проблемный и тематический ракурсы концепции вполне совместимы с концепцией развития ЕЕПВО. Это важный момент при разработке обновленной образовательной политики.

В-третьих , смена парадигмы экономического развития выражается в становлении так называемой новой или информационной экономики, то есть экономики, базирующейся на знаниях и информационных технологиях, а также в глобализации хозяйственных (и иных общественных) процессов. «Новая экономика» и глобализация, стирающая национальные границы конкуренции, объективно выдвигают в качестве ключевого ресурса экономического роста и повышения благосостояния в той или иной стране ее интеллектуально-образовательный потенциал. Система подготовки кадров приобретает в этой связи стратегическое значение, становясь главным инструментом обеспечения высокой конкурентоспособности.


«Эрой образования» провозгласила ЮНЕСКО «интеллектуальный», по ее же определению, XXI в. Образование, наука и культура все более превращаются в сферу международной конкуренции и, вместе с тем, сотрудничества. В современных условиях успешную карьеру может обеспечить только такая система образования, которая учитывает процессы глобализации: выпускникам вузов придется жить и работать в новом мире, в котором границы национальных экономик и культур делаются все более условными. В обиход вошло новое понятие - «глобализация образования», обозначающее наступление качественно нового этапа международных отношений в данной сфере.

Проблемы формирования ЕЕПВО комплексно не изучались ни зарубежными, ни отечественными историками. Авторы, в основном, делали упор на анализе отдельно взятых национальных образовательных систем, а также общих тенденциях и противоречиях их развития. По этой причине исследование процесса формирования ЕЕПВО до сих пор является нерешенным вопросом. Кроме того, не выработаны единые подходы к изучению этой проблемы. Таким образом, проблемы формирования ЕЕПВО второй половины XX - начала XXI вв. не освещены в исторической литературе, что позволяет говорить об актуальности данной проблемы. Объектом исследования является процесс углубления и расширения западноевропейской интеграции в сфере образования.

Предметом исследования являются тенденции и специфика процесса формирования ЕЕПВО, выработка единой образовательной политики и особенности ее осуществления, этапы формирования ЕЕПВО, выделяемые на основе институционального критерия, содержательные параметры и общие принципы функционирования ЕЕПВО. Хронологические рамки исследования: вторая половина XX века - начало XXI века. Выбор хронологических границ обусловлен предметом исследования -это время формирования ЕЕПВО (от подписания Парижского договора (1951 г.) до наших дней). Избранный период дает возможность исследовать динамику развития ЕЕПВО в результате деятельности различных субъектов образовательной политики Западной Европы, а это в свою очередь позволяет выявить качественные изменения, произошедшие в ЕЕПВО, а также последствия этого процесса.

Степень изученности проблемы Комплексных работ по проблемам формирования ЕЕПВО пока не существует, исследования велись в отдельных направлениях этого вопроса. Начальный этап научного изучения различных аспектов формирования ЕЕПВО относится к 60-м гг. годам. Что касается зарубежной историографии, то, к сожалению, объем научных исследований, как в отдельных странах, так и в Европе в целом является далеко не достаточным. Исследования в области высшего образования в странах Западной Европы не имеют свойственной им области изучения, что является причиной постоянной организационной слабости этих исследований. Исследования высшего образования, начавшиеся в середине 60-х гг., концентрируются на анализе внешних факторов, оказывающих решающее влияние на развитие высшего образования и его адаптацию к быстроизменяющимся политическим и социально-экономическим условиям.

В первые годы развития исследований высшего образования делался упор на обеспечение управления структур в этой области информацией, необходимой для централизованного планирования его развития и рационального распределения финансовых ресурсов. С началом перехода от элитарного к массовому высшему образованию и, как следствие появления бинарной системы высшего образования, на первое место стали выходить проблемы управления ВУЗами, их связи с промышленностью и государством, а также вопросы финансирования. В процессе их дальнейшего развития сформировалось три главных направления исследований: - исследования, направленные на научное обеспечение разработки и принятия решений на уровне правительств; - исследования, проводимые в целях обеспечения решения внутренних проблем и как форма профессионального самовыражения.

Что касается организационных форм исследований высшего образования, то в Западной Европе число научно-исследовательских институтов высшего образования, финансируемых из госбюджета, незначительно. Мало также подобных институтов и в университетах. Значительное количество исследований высшего образования ведут ученые самостоятельно в рамках тех или иных вузовских структур. До 90-х годов внимание зарубежных ученых было сконцентрировано в основном на изучении отдельных аспектов высшего образования. Исследования интеграционных процессов в сфере высшего образования оставались в тени. Западные ученые работали над созданием теоретических концепций и практических рекомендаций по ряду актуальных вопросов высшего образования.

Проблема экспансии в Россию Западной системы ценностей и формирование «массовой культуры»

Проблемы культуры в России . При всех тех положительных процессах, проходящих в нашей стране, в обществе все равно набирают силу тенденции, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию. Увеличивается разрыв между потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседневной социокультурной практике. Сумасшедшие темпы, динамизм общественной и культурной жизни вызвали значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и искусственным окружением, которое выражается как в объективных показателях (в количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействия), так и в субъективной плоскости — в уровне психической и социальной напряженности, которым сопровождается такого рода усложнение.

Наиболее существенными проблемами, отражающими характер социокультурного окружения людей и не имеющими пока эффективных средств решения, являются массовая неосвоенность имеющихся в культуре нововведений, расхождения между запросами различных членов общества и возможностями их удовлетворения, отсутствие технологических средств обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта. В социальной сфере все более заметной становится тенденция социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус.

Одним из источником социально-культурных и личностных проблем являются интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность поселений, «выключающие» из процесса культурного саморазвития большие социальные группы, активизирующие люмпенизацию рабочих и раскрестьянивание жителей сельской местности. Социально-экономические преобразования, массовая миграция, насильственная политика предыдущих десятилетий, направленная на преодоление различий между городом и селом, разрушили традиционные формы связи и отношения человека с социальной, природной и культурной средой, вызвали отчуждение человека от земли, от жизни общества, от собственной судьбы.

Социально-культурный кризис в обществе усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.

Но наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни российского общества. — Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры, возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.

Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня художественного вкуса (если в 1981 году достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас, соответственно, 14 и 9%). Теряют популярность кино и музыка. Падение интереса к кино во многом объясняется разрушением существовавшей ранее системы проката фильмов. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство.

Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения. — Происходит значительная переориентация общественного сознания — с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия. Исследование Российского Института искусствознания показало, что за последние годы произошли существенные изменения в системе ценностных ориентаций: на шкале ценностей населения заметна ориентация значительной части граждан России на материальное благополучие как главную цель жизни.

Если в начале 1980-х годов в системе ценностных ориентаций и городских, и сельских жителей “лидировали” мысли о счастливой семейной жизни, о желании иметь хороших, верных друзей и другие гуманистические мотивы, а отсутствие материальных затруднений казалось первоочередной заботой 41% людей в городах и 36% в селах, то сегодня о материальном благополучии как самом главном говорит 70% горожан и 60% сельских жителей. Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии , т.е. отсутствием норм поведения, лишением функциональности.

Ценности и нормы , составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы. Снижение показателей духовной жизни российского общества в какой-то мере происходит за счет изменения общественного статуса гуманитарной интеллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом нравственного развития. Сегодня на передний план жизни выдвинулись относительно слабо развитые в личностном отношении слои населения — серые духовно личности. Если в начале 1980-х годов гуманитарная интеллигенция составляла наиболее крупную часть духовной элиты, то сегодня она уступает “естественникам” (медикам, биологам и т.п.).

И это обусловлено не только падением престижа гуманитарных профессий, но и более низким уровнем личностного развития гуманитариев — последние отстают теперь от “естественников” по важнейшим личностным потенциалам людей умственного труда — созидательному и познавательному. Отказавшись от ценностей всестороннего развития личности и все больше руководствуясь в жизни сугубо личными, эгоистическими мотивами, демонстрируя повышенную общественную активность, эта часть общества сегодня определяет ключевые вопросы политики, экономики, культуры. Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры.

Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Растет разочарование в демократических идеалах и ценностях (50% опрошенных не участвуют в выборах различных уровней), усиливается настроение безнадежности, неверия в возможность решения социально-политических вопросов. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу.

Если же касаться специально культуры молодежи, то принято говорить, скорее, о молодежной субкультуре, подчеркивая тем самым в молодежи определенную стадию развития человека, который еще не дошел до высших образцов мировой культуры, а пытается где открыто, а где подспудно внести в свою среду обитания нечто свое, не всегда культуросообразное. Со временем это проходит, как и сама молодость, но всякое поколение обязательно проходит этот этап субкультуры. Это не значит, что у молодежи нет высоких культурных образцов классического типа. Как правило, в юношеском возрасте происходит, говорим мы, переоценка ценностей.

А за этой фразой как раз стоит то обстоятельство, что молодой человек начинает соизмерять имеющиеся у него образцы поведения, деятельности, мышления, чувствования и т.д. со "взрослыми", или принятыми в мировой культуре. На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса духовного преображения России. Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства.

С одной стороны , рыночные принципы организации культуры ослабляют управленческий диктат, подключают население (потребителей) к участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие, расширяют возможности культурно-досуговых учреждений за счет новых источников финансирования, позволяют увеличить фонд заработной платы и т.д. С другой стороны, происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно-досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли. Художественное творчество, освободившись от цензурного гнета, оказалось под гнетом экономическим. Глубокий кризис переживает киноиндустрия.

Видеорынок монополизирован пиратской индустрией. Как подчеркивалось в документах третьего совещания министров культуры стран Европы, коммерческая культурная продукция уже не воспринимается как носитель нравственных и эстетических критериев, духовного или метафизического смысла, она оказывает влияние на общественное и индивидуальное поведение прежде всего на уровне потребления, опускаясь до уровня банальностей и стереотипов. Последствия этого процесса коммерциализации, масштабы которого еще трудно предугадать, вызывает озабоченность у деятелей культуры.

Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни, улучшение условий существования и качества человеческой жизнедеятельности. В какой-то мере обозначенные выше проблемы решаются в рамках Федеральных программ, разрабатываемых Министерством культуры РФ.

В течение ряда лет практически неизменными остаются основные направления и приоритеты федеральной культурной политики, которые воплощаются путем организационной поддержки и частичного финансирования таких программ как “Изучение, сохранение и реставрация культурного наследия Российской Федерации”; “Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование музейных фондов”; “Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности”; “Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства”; “Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества”.

На 1996-1997 годы Министерством культуры РФ совместно с Министерством социальной защиты населения были дополнительно приняты программы “Дети-инвалиды и культура”; “Летний отдых детей”; “Дети Севера”; “Дети семей беженцев и переселенцев”; “Дети и культура”; “Патриотическое воспитание молодежи”; “Одаренные дети”. Однако в силу ряда причин, и прежде всего экономического характера, эффективность реализации данных программ пока довольно низкая. Не выполняются гарантированные “Основами законодательства о культуре” нормативы финансирования отрасли, о чем свидетельствует повсеместное, обвальное сокращение бюджетных ассигнований на культуру.

Резко сокращается объем пополнения книжных фондов (в 3-4 раза по сравнению с прошлыми годами) в условиях объективного роста библиотек как источника информации в единственной возможности бесплатного самообразования. В силу крайне низкой оснащенности библиотек современными технологическими средствами обработки, хранения и передачи информации российской провинции недоступны огромные информационные ресурсы страны и мира. Техническое обеспечение сохранности архивных, музейных и библиотечных фондов находится в катастрофическом состоянии — в реставрации сегодня нуждается от 30 до 70% музейных фондов. Идет массовая коммерциализация и перепрофилирование учреждений культуры и досуга.

Разрушается инфраструктура издательской деятельности, культурно-досуговой сферы. Резко сократилось количество учреждений, занимавшихся организацией досуга детей и подростков. Многие театры, музеи, библиотеки, спортзалы находятся на грани исчезновения. Сложившееся положение свидетельствует об отсутствии ресурсов и механизмов, блокирующих негативные процессе в социокультурной сфере, обеспечивающих гарантии охраны и использования культурно-исторического наследия, условий развития профессионального и любительского художественного творчества, саморазвития культурной жизни в целом.

Есть и другая группа причин невысокой эффективности государственной культурной политики — слабая проработанность Федеральных целевых программ, которые лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в сфере культуры, их слишком абстрактный характер, не учитывающий специфику конкретных регионов и территорий. Дело в том, что в технологии проектирования слишком абстрактная модель ситуации (и соответствующий радиус проблем) оказывается не всегда оптимальной. Понимание общенациональных проблем — это, скорее, тот общемировоззренческий контекст, который определяет позицию проектировщика или субъекта управления.

Главное в процессе формирования проекта — изучив конкретное социокультурное пространство, где протекает жизнедеятельность человека, понять те социально и личностно значимые проблемы, которые, во-первых, отражают реальные и непосредственные условия жизнедеятельности человека в социокультурной среде, во-вторых, связаны с неоптимальным уровнем культурного развития личности. Заключение Итак, рассмотренная нами тема - проблема культуры в России - чрезвычайно актуальна сегодня. Несомненно, что культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, она организует ее и вытесняет инстинктивную деятельность. Следовательно, можно сказать, что культура - цемент здания общественной жизни, и не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе.

В нашей стране в ходе перестройки экономических и социальных основ государства желание обрести определенность, уверенность в завтрашнем дне вызвали возникновение новых социальных групп самых разных направленностей - и в экономике, и в культуре, даже на бытовой почве. Возрастает желание подражать Западу, исчезает духовная самобытность российской культуры, забывается история и культура целых регионов, особенно на Севере и Кавказе. Эти проблемы невозможно преодолеть, пока правительство и Президент больше заняты собственными политическими амбициями, нежели нуждами населения. Особенность проблемы положения культуры в том, что вложенные труд и средства дают результат не сразу, а в течение нескольких лет, или даже десятков лет. Ведь и ухудшение ситуации наступает не сразу - стоит вспомнить прошедшие с начала перестройки 15 лет.

Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения

В современных условиях пореформенного экономического и социального развития России одной из острейших социально-политических проблем становится распространение молодежного экстремизма. Анализ данной проблемы показывает, что наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15-25 лет. Уровень преступности подростков по оценкам специалистов, в 4-8 раз выше, чем показатели зарегистрированной преступности. Следовательно, социальная значимость, мера общественной опасности преступности подростков гораздо более высока, чем об этом можно судить по цифрам статистики.

Особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение молодёжи, представляющее собой особую форму активности молодых людей, которая выходит за рамки общепринятых норм, типов, форм поведения и направленную на разрушение социальной системы или какой-либо ее части, связанное с совершением действий насильственного характера по социальным, национальным, религиозным и политическим мотивам. При этом важно то, что такая активность является осознанной и имеет идеологическое обоснование либо в форме стройной идеологической концепции (национализм, фашизм, исламизм, и т. д.), либо в виде обрывочных символов, архетипов, лозунгов . Данное обстоятельство ведет к росту неопределенности, разрушению каналов воспроизводства общества.Все вышеописанное указывает на актуальность изучаемой темы. Целью представленной работы является изучение связи между идеями поликультурности и экстремистскими молодежными движениями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Определить понятие экстремизма, рассмотреть основные молодежные экстремистские движения.

2. Рассмотреть идеи поликультурности и их влияние на появление молодежных экстремистских движений.

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.

Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме». Политический экстремизм - это движения или течения против существующего конституционного строя.

Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма. Примером политического экстремизма является движение Национал - большевистской партии, лидером которой является Эдуард Лимонов. На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Рост в 2009 г. количества преступлений экстремистского характера значительно увеличился в сравнении с предыдущими двумя годами. Так, по данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, в 2009 г. в Российской Федерации зарегистрировано 548 преступлений экстремистской направленности, что на 19% больше, чем в 2008 г.

Наибольшее число подобных преступлений совершено в Москве - 93. Актуальность проблемы экстремизма в молодёжной среде определяется не только его опасностью для общественного порядка, но и тем, что данное преступное явление имеет свойство перерастать в более серьёзные преступления, такие как терроризм, убийство, причинение тяжких телесных повреждений, массовые беспорядки. Анализ статистики свидетельствуют о существенном росте преступлений экстремистской направленности. Так, в 2005 г. на территории Российской Федерации были зарегистрированы 144 преступления экстремистской направленности, что на 16,9% больше, чем в 2004 г. В 2006 г. только за 10 месяцев зарегистрировано 211 преступлений, из них раскрыто 115. Однако официальная статистика не отражает реального положения дел в этой сфере.

В последнее время наметившаяся в России тенденция экстремизации массового сознания молодёжи провела к росту количества неонацистских и националистических молодёжных движений. Вышеизложенные факты актуализируют роль этнопсихологических знаний для учителя, работающего с поликультурным составом учащихся для того, чтобы верно интерпретировать те или иные особенности поведения учеников и осуществить правильный выбор действий в создавшейся ситуации, избегая конфликтности, способствуя формированию положительного отношения школьников или студентов к учебе, к преподавателю, друг к другу.

Инновационная деятельность - приоритетное направление в науке и экономике

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. Они в конечном счете определяют рост дохода предпринимателей, а также повышение стандартов уровня жизни населения. В современных условиях инновации и инновационная деятельность приобретают все большее значение для успешной финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организации, становятся важным инструментом конкурентной борьбы и одним из основных составляющих эффективной стратегии.

Многие исследователи отмечают значительное повышение роли «технологического» фактора для экономического развития. Уровень развития инновационной сферы - науки, новых технологий, наукоемких отраслей, инновационная активность компаний, участие в международной научно-технической кооперации - формируют основу устойчивого экономического роста, являются необходимым условием успешного участия страны в мировом разделении труда, определяют перспективы и влияют на темп развития экономической сферы. Ускоряющийся научно-технический прогресс, дифференциация рынков, требовательность потребителей товаров и услуг, появление новых конкурентов, особенно в условиях глобализации мировой экономики, вынуждает фирмы быстро реагировать и приспосабливаться к меняющейся внешней среде, разрабатывать инновационную стратегию.

Инновационная деятельность - сложная динамическая система, охватывающая научные исследования, создание новых видов продукции, совершенствование оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта; планирование и финансирование инновационных проектов.

Глобализация, интеграционные процессы в Европе актуализировали необходимость модернизации национальных систем образования. Изменения затронули содержание образования, средства и методы обучения, управленческие механизмы, систему оценки качества образования, систему профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности.

Создание единого рынка в Европе, в частности, единого рынка труда, требует, чтобы носители квалификации могли перемещаться через национальные границы, поэтому Европейский Союз в разных сферах предпринял ряд действий, направленных на создание системы сравнения квалификаций. В сфере высшего образования, эта деятельность известна как Болонский процесс.

Под ним понимают развитие единого европейского пространства высшего образования, основанного на общих системах ученых степеней и измерения трудоемкости дисциплин, единых критериях и методологиях, используемых в высшем образовании, а также интенсификации мобильности среди студентов и преподавателей. Иными словами, с конца 1990-х годов на уровне межгосударственного диалога, на уровне министров образования ведется создание глобальной системы, требующей значительной унификации национальных образовательных систем.

Главной задачей Болонского процесса является создание в Европе конкурентноспособной экономики, основанной на высоком уровне образования специалистов. Общая цель Болонского процесса — усовершенствовать сферу высшего образования в Европе и создать единое европейское образовательное пространство. Европейское пространство высшего образования (ЕПВО) (англ. European Higher Education Area (EHEA)) - единое европейское образовательное пространство всех стран, участвующих в Болонском процессе, в области высшего образования.

Собственно, Болонский процесс начинается с подписания в 1999 году 29 странами Европы в Болонье «Декларации о Европейском пространстве для высшего образования». Принятие Болонской декларации, явившееся поворотным пунктом в развитии высшей школы Европы, выражает поиск совместного подхода к разрешению общих проблем высшего образования. Основные даты:

Подписание Болонской декларации – 1999 год (29 стран);

Международные форумы:

  1. 2001 год – Прага (количество стран-участниц увеличилось до 33);
  2. 2003 год – Берлин (40 стран); 2005 год – Берген (45 стран);
  3. 2007 год – Лондон (46 стран);
  4. 2009 год – Бенилюкс.

«Середина» Болонского процесса (2003-2004) примечательна тем, что его полноправным участником стала Россия.

Основные пункты Болонского процесса:

  1. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата (3-4 года обучения) и магистратуры (1-2 года), между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены.
  2. Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов: чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы.
  3. Оценка качества образования по стандартизованным общемировым схемам.
  4. Программа мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы.
  5. Содействие изучению общеевропейских проблем.

Воспитание молодежи, управление ее мотивацией и картиной мира - это важнейший стратегический вопрос для любого государства. Россия, как государство с высоким уровнем развития высшего образования также является участником Болонского процесса. Для этого также реформировалась национальная законодательная система. Здесь уместно отметить те возможности для введения инноваций, которые были предоставлены нам на тот период законом «Об образовании». Это крайне важно для развития образования, чтобы закон предвосхищал инновации, а не тормозил их, требуя введения поправок вслед назревшим инновационным решениям. В то же время, наряду с активизирующим воздействием Болонского процесса, нельзя не сказать о весьма неоднозначном отношении к нему в российской образовательной среде. Социологические опросы в этой области наглядно свидетельствуют о крайне противоречивом восприятии идей Болонского процесса различными слоями нашего академического сообщества.

Рассмотрим некоторые противоречивые мнения относительно вступления России в Болонский процесс.

В 2003 году Россия присоединилась к Болонской декларации «Зона европейского высшего образования» 1999 года, тем самым вступив в так называемый Болонский процесс. Разрушительные тенденции в высшем образовании в России сложно отделить от Болонского процесса. Так, согласно распространенной точке зрения, Болонская система стала инструментом для скорейшего культурного поглощения стран бывшего СССР. Вступление РФ в Болонский процесс необходимо рассматривать в контексте радикальных изменений в области образования (в том числе высшего) в России.

Охарактеризуем основные последствия Болонского процесса для России:

Многие университеты сохраняют свои традиции, однако унификация измерения трудоемкости дисциплин (посредством системы условных зачетных единиц - «кредитов») и обязательного введения двухциклового образования потребовало перекройки образовательных стандартов, учебных планов и прочего В России необходимость такой перекройки привела в ряде случаев к радикальной трансформации содержания.

Размывание «системности» образования. Студент имеет возможность путешествовать между университетскими кампусами различных городов и стран мира, накапливая объем «кредитов». Кредиты, или условные зачетные единицы, призваны измерить трудоемкость образовательной услуги. В РФ условная единица приравнена к 36 часам обучения (при этом теоретически все 36 часов могут быть отнесены к самостоятельной работе). В большинстве европейских и азиатских вузов стремятся соблюдать правило: количество зачетных единиц по дисциплине соответствует количеству часов на данную дисциплину в неделю в течение одного семестра обучения. В сущности, это означает условное принятие идеи однородности образовательных услуг. Одна дисциплина весомее другой, потому что в ней больше «кредитов», и равноценна третьей дисциплине, поскольку они равны по объему зачетных единиц.

Вуз обязуется далее разрабатывать для студента индивидуальные учебные планы, обеспечивая его индивидуальную образовательную траекторию. Число «мобильных» учащихся растет, что означает проблематизацию статуса образовательной программы, в которой заложены идеи последовательности обучения, единства познавательных традиций в духе ведущих научных школ и т. п. Индивидуальная образовательная траектория существенно ослабляет вузовскую образовательную программу.

Принятые стандарты высшего образования сводят к минимуму перечень предписанных для изучения дисциплин: «Физкультура», «Безопасность жизнедеятельности», «Иностранный язык», «История», «Философия». Всё остальное определяет вуз, прикрепляя к дисциплинам и практикам заложенные в стандарт компетенции.

Сокращение специалитета. Дипломированный специалист получал в течение 5 или 6 лет ту или иную профессию, осваивая при этом круг фундаментальных предметов. Университетские курсы специалистов строились на последовательном, поэтапном освоении знаний и профессии. Бакалавриат стал «ухудшенным» специалитетом: вузы стремятся в 4 года обучения «сжать» пятилетний план. Значение магистратуры остается неясным как для преподавателей, так и для студентов. Образовательные программы магистратуры зачастую либо чрезмерно узки, либо крайне широки. Двухлетняя магистратура состоит из большого количества производственных и иных практик, подготовки магистерской диссертации и авторских, по сути, курсов. В результате во множестве вузов мы имеем бакалавриат как «недоспециалитет» неясно организованную магистратуру.

Таким образом, присоединение к Болонскому процессу нельзя рассматривать однозначно. Есть свои преимущества и недостатки, главное адаптировать новую систему образования с российскими национальными чертами образования.

1.2 Высшее образование в России и европейское образовательное пространство

Вопрос престижности вузовского образования в России на протяжении всей российской истории претерпевал метаморфозы. До 1917 года сфера подготовки высокообразованных людей была социально дифференцирована. Обучение в университетах было фактически недоступно широким слоям населения, поэтому важной особенностью образованного слоя в России являлась его немногочисленность, подразумевавшая под собой элитарность, принадлежность к дворянскому сословию, носившее черты привилегированности. В силу названных обстоятельств общественный статус и престиж университетского образования были исключительно высоки. Пожалуй, ни в одной европейской стране принадлежность к числу лиц умственного труда не доставляла индивиду столь отличного от основной массы населения общественного положения. По культурным ориентациям и социальным функциям образованное сословие тех лет было ближе к высшим слоям русского общества.

После 1917 года в России утвердилась идея обязательного образования. После революции многие из преподавательского состава университетов, не лояльные к власти, подверглись гонениям. В связи с этим снизился уровень подготовленности преподавательского состава. В высших учебных заведениях насаждалась официальная идеология.

Как отмечает О. Чередник, процессы 80-х годов обнажили противоречия системы высшего образования, несоответствие воспроизводства и уровня подготовленности образованных людей потребностям общества. Подтверждением этому является большой процент людей с высшим образованием среди безработных и, как следствие этого, дальнейшее снижение престижности вузовского образования, его формализация, на первый план выходит наличие диплома вуза. А не качество полученных знаний. По данным опроса ВЦИОМ, проведённого в июне 1994 года, 46% россиян видят залог жизненного успеха в обладании властью, 30% - в богатстве, и лишь 8% - в образовании. Это свидетельствует об общем кризисе вузовской системы и ставит наше общество перед необходимостью её коренной реорганизации.

В июне 1999 года в Болонье ряд европейских министров образования подписали совместное заявление «Зона европейского высшего образования», которое послужило началом так называемого Болонского процесса, в котором участвуют более 300 европейских высших учебных заведений и их представительских организаций. Согласно общеевропейскому документу, к 2010 году Европа должна иметь единую систему работы высшей школы: образуется общеевропейское образовательное пространство или «Европа знаний». В сентябре 2003 года Россия присоединилась к этой декларации и стала участницей Болонского процесса.

В связи с этим в последние годы одной из наиболее острых социальных проблем развития российского высшего образования является включение его в единое европейское образовательное пространство. Вхождение России в Болонский процесс предъявляет целый ряд новых требований к развитию высшего образования в стране. Поскольку оно рассматривается как неотъемлемая часть формирующейся в Европе единой образовательной системы, основанной на общности целого ряда фундаментальных принципов её функционирования, постольку развитие высшего образования в России должно их учитывать в той мере, в какой это необходимо для его официального признания в Европе.

Во всех основополагающих принципах Болонского процесса содержатся спорные проблемы. Так, один из принципов означает введение в систему высшего образования двухуровневой структуры – бакалавриата и магистратуры. В ряде вузов России эта структура внедряется более 10 лет. Но рынок труда для бакалавров в России так и не сложился. В своём большинстве они вынуждены продолжать учёбу в вузе, преследуя получить диплом либо специалиста, либо – в значительном меньшинстве – магистра.

Однако здесь мы сразу сталкиваемся с реальной угрозой потери самых сильных и выигрышных сторон отечественного высшего образования – его глубины и фундаментальности.

Решение задач, намеченных Болонской декларацией, предполагает реформирование в европейских странах структур высшего образования с тем, чтобы сблизить их, но при этом сохранить фундаментальные ценности и традиции в образовании, сложившиеся в каждом из них. Участники Болонского процесса обязаны выполнить ряд условий: ввести многоуровневую систему высшего образования; поощрять мобильность студентов и преподавателей; осуществлять совместные образовательные программы и практиковать выдачу двойных или совместных дипломов по завершению обучения, а также Европейского приложение к диплому как средство уравнивания прав выпускников вузов разных стран, в том числе и на рынке труда; использовать академические кредиты европейского образца ECTS (European Credit Transfer System) и другие.

Единство европейского образовательного пространства (имеется в виду высшая школа) обеспечивается, прежде всего, введением трёх уровней обучения – «бакалавриат» и «магистратура». Первый охватывает не менее 3-х лет учёбы; второй 1 или 2 года (предполагается, что если бакалавры в данном вузе учатся 3 года, то магистратура должна быть двухлетней, а если – 4, то магистр будет учиться год). Третий уровень – докторантура (3 года). Российский небольшой опыт многоуровневого обучения последних лет базировался на такой модели: 4 года бакалавриат, 2 года – магистратура, 3 года очная аспирантура. Эта модель отличается от европейских канонов, но допускается Болонским процессов.

Особенно сложная задача интеграционного процесса – введение упомянутой ECTS. В нашей стране существовал вкладыш в диплом о прослушанных курсах. В 1990-е годы в нём стали указывать и информацию об общей трудоёмкости освоения каждого дисциплины. От затратных единиц изменения «количества образования», основанных на временных интервалах, она перешла к условным единицам, «кредитам», в которых определяется объём образования на первых двух ступенях. Каждый год «весит» 60 кредитных единиц. Поэтому первому диплому соответствует 180 «кредитов», а второму – ещё 120. За каждой такой единицей стоит определённое количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки. Предполагается, что их освоение соответствует 25 астрономическим часам общей трудоёмкости – включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых испытаний, все другие виды учебной работы. Каждая дисциплина должна «весить» 4-6 кредитных единиц. Две трети зачетных кредитов составляют обязательные дисциплины, остальное студент формирует самостоятельно. При этом на втором уровне не менее 15 кредитных единиц должно быть выбрано на предметах коммуникативного профиля. Различий между нынешней европейской «кредитной единицей» и отечественной системой «академических часов» несколько. Во-первых, практически во всех российских вузах академический час включает не общую работу, а только аудиторную, если брать не стандарт, а реальные учебные планы. Во-первых, за каждой кредитной единицей стоят на самом деле не физические часы затрат, а реально освоенные знания, точнее, компетенции. В-третьих, ни один вуз не обязан принимать к «зачёту» дисциплины, освоенные студентом «на стороне».

Значимость же системы зачётных единиц в том, что она призвана решить проблему сравнимости образовательных программ, содействовать увеличению академической мобильности. Зачётные единицы можно накапливать сколь угодно долго («обучение в течение всей жизни»). Они перезачитываются при переводе студента в другой (в том числе и зарубежный) университет и принимаются во внимание при продолжении обучения на другом уровне (в том числе и в другом европейском государстве – участнике Болонского процесса). Это будет способствовать росту академической мобильности и свободному передвижению жителей Европы на общеевропейском пространстве. Можно менять вузы хоть каждый семестр – система накопления кредитов везде одна и та же. С «болонским» дипломом выпускника могут принять на работу в любой европейской стране.

Университетские программы должны быть совместимы и ориентированы на европейский рынок труда, предоставляя возможность трудоустройства с учётом перспективы обучения в течение всей жизни. Европейские университеты обязаны поощрять мобильность как по горизонтали, так и по вертикали, опираясь на существующие инструменты признания и мобильности (ECTS, конвертируемость дипломов, соответствие программ обучения и т.д.). Все университеты стран-участниц должные перейти на многоуровневую систему высшего образования (бакалавр плюс магистр или доктор), использовать накопительно-перезачётную кредитную систему, основанную на ECTS и праве принимать решения о приемлемости кредитов, полученных в другом месту. Преподавание будет вестись на основных мировых языках, в результате участники Болонского процесса надеются создать удобную образовательную среду для профессоров и студентов-европейцев, которая позволит им свободно перемещаться из одного университета в другой.

Формирование единого европейского образовательного пространства – проблема исключительно сложная, многоплановая. Не случайно некоторые европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и т.д.) отказались участвовать в этом процессе. Острые дискуссии развернулись в Германии, в которых высказывались мнения, что унификация образования снижает значимость национальной образовательной традиции, а немцам есть чем гордится. В 2003-2004 годах во Франции прошла активная критика реформы образования и даже проводились забастовка. Новая система предполагает обязательную конкуренцию между университетами, а студенты этого не хотят. Словом, Болонский процесс является предметом оживлённого дискурса западноевропейской интеллигенции. Причём, западноевропейская интеллигенция так же, как и российская, поделена на сторонников либеральной и социальной концепций. Многие из европейских социалистов вполне оправданно подозревают, что политики, возбуждённые интеграционными процессами в Европе, сгоряча замысливают такую реформу, системные последствия которой они, в общем-то, не в состоянии предсказать. Различие в подходах и воззрениях на то, каким должно быть образовательное пространство в будущем, - характерная черта современного образовательного дискурса в европейских странах.

По мнению Е.В. Добреньковой, России присоединение к Болонской декларации принесёт как плюсы, так и минусы. Плюсы – конвертируемости дипломов. Сегодня дипломы наших вузов котируются только в странах Африки и некоторых азиатских государств. Западный работодатель российских дипломов не понимает и не принимает. Дело в том, что в большинстве стран мира «инженер», или «преподаватель истории», или «журналист» – это должности, а не квалификационные специальности. Примерно то же и с учёными степенными: кандидатов наук в других странах не существует.

По мнению российского обществоведа С.Кара-Мурзы, смысл разделения учёбы в вузе на два этапа – бакалавриат и магистратуру – в уничтожении того типа высшего образования, который сложился в русской культуре за 300 лет. Министерство предполагает изменить уклад вуза, организацию учебного процесса и программы. Эти вещи взаимосвязаны и складывались исторически, а не доктринально. Уклад – это, прежде всего, отношения между студентами, а также между студентами и преподавателями. При двухступенчатой системе образования студент обучается по упрощённой программе и получает диплом бакалавра. Затем желающие могут пройти дополнительный курс обучения (1-2 года) и получить диплом магистра. У нас, как известно, была принята система пятилетнего обучения, в котором последний год был посвящён научному исследованию или инженерно-технической разработке, после чего следовала защита диплома. Таков бы профиль вузовской подготовки. Система переучивания бакалавра в магистра исключительно дорога, и встает вопрос: «Сможем ли мы применит в России эту систему в массовом масштабе?» Вероятнее всего, что нет. А это приведёт к снижению уровня подготовленных специалистов. Становится непонятным, зачем вообще нужна эта система? Неужели только для того, чтобы дипломы российских специалистов были понятны западным работодателям?

Также в России нет никаких экономических условий для предполагаемой свободной миграции студентов и преподавателей. Существующий низкий уровень лингвистической подготовки подавляющего большинства наших студентов и преподавателей также показывает, что ни о какой свободной миграции в Европу говорить не приходится.

Болонский процесс – это не только и не столько унификация сроков обучения и дипломов, но, в первую очередь, внедрение в общеевропейскую систему образования двух новых базовых понятий: система кредитов и модульный подход к образованию. А это, применительно к России, коренная ломка всей системы образования. Переход на модульный принцип организации учебного процесса оказывается в современных условиях невозможен, так как он противоречит стандартам, утверждённым в России. Российские стандарты составлены попредметно. Выходит, что нужно коренным образом перестраивать всю систему довузовского образования, т.е. произвести ещё одну революцию образовании, заключающуюся в том, что меняется традиционная предметная система образования. Вслед за тем придется значительно сокращать состав преподавателей, а это уже социальная проблема.

Вместе с тем вхождение страны в Болонский процесс сегодня официально признано российскими властями необходимым звеном интеграции с Европой, взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Министерство образования и науки РФ признаёт, что у российской высшей школы нет иного пути, как интеграция в общеевропейскую зону высшего образования. По мнению экспертов, эта интеграция и, как её следствие, - широкое признание российских специалистов в Европе станет возможным не ранее чем через 10-15 лет.


ГЛАВА II. РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВО


В человеке. Катастрофичным оказалось разрушение первичных структур общественной жизни, прежде всего семейных отношений, семьи Социологические исследования семейной сферы показывают, что здесь происходили процессы, результаты которых заметны буквально в каждой клеточке социального организма. Феномены человека-винтика и затенение социально-статусных различий, связанных с образованием, профессией, ...

Обучения в различных типах образовательных учреждений через разработку и введение единых образовательных стандартов на основе комплексного систематического анализа образовательного процесса а) Проблема социальной дифференциации и качества образования Молодежь вступает в трудовую, общественно-политическую жизнь, имея, как правило, среднее образование. Однако образование на данный момент серьезно...

Ресурсами, и теми, кто не обладает таковыми.3, p. 13. Основными понятиями, используемыми в рамках концепции критического силового конфликта, являются: конфликт, социальная структура, интерес, власть, контроль, господствующая группа, идеология. Представители данного направления социологии социальных проблем признают, что социальные конфликты неизбежны, их причины находятся внутри общества, а не...

Независимо от политической ориентации этой особой социальной группы общества. Таким образом, поставленная нами цель исследования - изучение социальных проблем сельской молодежи на современном этапе достигнута. Поставленные нами задачи решены: - изучена литература по проблеме исследования; - раскрыты социальные проблемы и потребности молодежи; - рассмотрен опыт Республики Башкортостан в...

Среди источников международного права по вопросам образования, устанавливаемым региональными международными сообществами, наибольшее значение имеют акты, принятые Советом Европы, членом которого является Российская Федерация.

В 1994г. на Венском заседании Генеральной Ассамблее ООН была принята официальная прокламация Декады ООН по правам человека в образовании на 1995-2004гг. и разработанПлан действий на Десятилетие . В рамках указанного Плана был сделан акцент на гражданское воспитание в общеевропейском духе. Цель Десятилетия - возведение к его окончанию в рангзаконатребованияуважения прав человека на образование ификсация соответствующей структуры направлений действий в национальном законодательстве. Данный документ предполагает и нацеливает страны Европы на выработку образовательной политики по введению всеобщеобязательного школьного образования во всем мире, на отстаивание основных прав человека и оправдывает необходимость систематического и мотивированного образования. В целях реализации Плана правительства государств должны играть активную роль во внедрении его программ, тем самым, развивая национальные планы действий по защите прав человека на образование.

Среди документов, принятых Советом Европы в последнее десятилетие по вопросам образования, немаловажное значение имеет программа «Ценности обучения в обществе. Элементарный закон в гражданском образовании. Среднее образование для Европы», акцентирующая на то, что личность европейца тесно связана с гражданственностью, на то, что образование для демократических граждан является условием усиления европейского национального единства. Именно в этом документе получила закрепление идея сплочения национальных общин европейского пространства. Государства, согласно данному документу, должны придерживаться курса демократизации образования как обязательного компонента образовательной политики, понимания свобод в образовании, баланса прав и ответственности на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Таким образом, образовательная политика ведущих стран Западной Европы с конца 90-х гг. была сориентирована на предоставление социальных, экономических, по­литических гарантии, обеспечение равного дос­тупа к получению любого образования на протяжении всей жизни; максимально широкий охват населения образованием, повышение уровня и качества образова­ния населения; предоставление человеку максимальных возможностей в его выборе своего пути получения образования, улучшение условий образования и образовательной среды для всех субъектов образовательного процесса; стимулирование и развитие научных исследований, создание для этих целей специальных фондов и научных учреждений; выделение средств для развития образовательной среды, технологического и информационного обес­печения систем образования; расширение автономии образовательных уч­реждений; создание межгосударственного образова­тельного пространства в рамках Европейского Союза.

При этом в нормативных документах оговаривалось, что каждая страна вырабатывает свои пути достижения качественного изменения обра­зования и создания благоприятных условий для получения любого образования людьми с различными способностями, возможностями, интересами и склонностями.

Возрастающий процесс интеграции приводит к необходимости выработки соответствующих соглашений о взаим­ном признании документов об образо­вании и ученых степеней, что предполагаетдиверсификацию 38 высшего образования.


Лиссабонская Декларация. Предложение относительно разработки единой, совместной конвенции, которая бы пришла на смену европейским конвенциям о высшем образовании, а также Конвенции ЮНЕСКО о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы, было представлено на 16-й сессии Постоянной конференции по университетским проблемам. Предложение отно­сительно осуществления совместного изучения возможности разработки новой конвенции было также одобрено двадцать седьмой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО.

Принятая в 1997г. в ЛиссабонеКонвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе , является постановочным документом правовой базы международного образовательного сотрудничества более чем 50-ти стран мира. Присоединение к данной Конвенции дает возможность войти в единое правовое поле в этой области с потенциальными участниками Конвенции, которыми являются все государства Европы, СНГ, а также Австралия, Израиль, Канада, США, где проблема признания российских документов об образовании стоит особенно остро. Конвенция объединяет самые разные документы об образова­нии, которые названы в ней "квалификациями", - школьные аттестаты и дипломы о начальном профессиональном образовании, все дипломы о среднем, высшем и послевузовском профессиональном образовании, включая дипломы доктора наук; академические справки о прохож­дении периодов обучения. Конвенция говорит, что признаются те зарубежные квалификации, которые не имеют существенной разницы с соответствующими квали­фикациями в принимающей стране.

В рамках действия Конвенции органы управления устанав­ливают перечень иностранных дипло­мов, университетских степеней и зва­ний зарубежных стран, которые при­знаются эквивалентными нацио­нальным документам об образовании, либо такое при­знание осуществляется непосред­ственно вузами, которые устанавлива­ют собственные критерии, причем, данная процедура происходит в условиях заключенного двухстороннего либо многостороннего соглашения на уровне правительств или отдельных вузов;

Двумя наиболее важными инстру­ментами в процедуре взаимного при­знания документов об образовании, упомянутыми в Конвенции, являются Европейская система перевода креди­тов (European Credit Transfer System-ECTS), позволяющая установить еди­ную международную систему кредитов, и Приложение к диплому, в котором дается детальное описание квалифика­ции, перечень учебных дисциплин, по­лученные оценки и кредиты.

Приложение к дипломам ЮНЕСКО/Совета Европы рассматривается, как правило, в качестве полезного средства, содействующего открытости квалификаций высшего образования; поэтому прини­маются меры к тому, чтобы содействовать исполь­зованию Приложения к дипломам в более широких масштабах.


Сорбоннская декларация. Первым шагом на пути по­строения единой Европы сталаСовместная Декларации о гармонизации структуры системы ев­ропейского высшего образования (Сорбоннская декларация), подписанная мини­страми образования четы­рех стран (Франции, Германии, Италии и Великоб­ритании) в мае 1998 г.

Декла­рация отражала стремле­ние создать в Европе единый массив знаний, опираю­щийся на надежную интел­лектуальную, культурную, социальную и техническую основу. Учреждениям выс­шего образования отводи­лась роль лидеров в этом процессе. Основной идеей декларации было создание в Европе открытой системы высшего образования, которая смогла бы, с одной стороны, сохранять и бе­речь культурное разнооб­разие отдельных стран, а с другой — способствовать созданию единого про­странства преподавания и обучения, в котором сту­денты и преподаватели располагали бы возможно­стью неограниченного пе­редвижения и сложились бы все условия для более тесного сотрудничества. Декларация предполагала постепенное создание во всех странах сдвоенной системы высшего образо­вания, которая среди прочего обеспечивала бы всем желающим возможность доступа к высшему обра­зованию в течение всей жизни. Способствовать претворению этой идеи в жизнь должна была единая система зачетных единиц, облегчающая передвиже­ние студентов, и Конвенция о признании дипломов и учебы, подготовленная Советом Европы совместно с ЮНЕСКО, к которой присоединилось большинство европейских стран.

Декларация - это план действий, в котором определена цель (создание европейс­кого пространства высшего образования), установлены сроки (до 2010г.) и намечена программа действий. В итоге реализации программы сложатся чет­кие и сопоставимые степени двух уровней (undergraduate и postgraduate). Сроки обучения для получения первой не будут короче 3 лет. Содержательно же образование этого уровня должно отвечать требованиям рынка труда. Бу­дет разработана совместимая система кредитов, общая методика оценки качества, созданы усло­вия для более свободного перемещения студен­тов и преподавателей. Все эти обязательства и приняли на себя 29 европейских стран, поставив­ших свои подписи под Декларацией.


Болонская Декларация и «болонский процесс». Становление и развитие европейского образовательно-правового пространства не ограничилось рассмотренными событиями и процессами. В современный период образовательное пространство Европы, прежде всего, высшее образование, переживает период, который получил название «болонский процесс», начало которого связывается с принятием Болонской декларацией.

1999г. в г. Болонье (Италия) органы, ответственные за высшее образование в 29 европейских странах, под­писалиДекларацию об архитектуре высшего европейского образования , получившую название«Болонская декларация». Декларация определяла основные цели стран-участниц: меж­дународную конкурентоспособность, подвижность и востребованность на рынке труда. Участвовавшие в болонской встрече министры образования подтвердили свое согласие с общими положениями Сорбоннской декларации и договорились о совместной выработке краткосрочных политик в сфере высшего образования.

Подтвердив поддержку общих принципов Сорбонской декларации, участники Болонской встре­чи приняли на себя обязательства обеспечить достиже­ние целей, связанных с формированием общеев­ропейского пространства высшего образования и поддержкой европейской системы последнего на мировой арене и обратили внимание на сле­дующий комплекс мероприятий в области высшего обра­зования:

Принять систему легко «читаемых» и узнаваемых сте­пеней;

Принять систему с двумя основными циклами (неза­конченное высшее/законченное высшее);

Внедрить систему образовательных кредитов (европей­ской системы перезачета единиц трудоемкости (ECTS);

Повысить мобильность студентов и преподавателей;

Повысить европейское сотрудничество в области каче­ства образования;

Повысить престиж высшего европейского образования в мире.

В тексте Болонской Декларации не содержится указания о конкретной форме Приложения к дип­лому: предполагается, что каждая страна решает этот вопрос самостоя­тельно. Однако интеграционная логи­ка Болонского процесса и принимаемых в ходе его решений, скорее всего, будет способствовать принятию евро­пейскими странами в обозримом буду­щем описанного выше единого Приложения к диплому.

Из всех стран Евросоюза перешедших на систему кредитов ECTS только Австрия, Фландрия (Бельгия), Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Румыния, Словакия, Швеция в законодательном порядке уже ввели накопительную систему кредитов образования.

Что касается положений данного документа, то можно сказать, что не все стран Европы адекватно восприняли ее положения в национальных нормативных актах. Так, Нидерланды, Норвегия, Чехия, Словакия, Латвия, Эстония включили или дословно воспроизвели ее положения в национальных правительственных документах, отражающих образовательную политику по реформированию высшего образования. Пять других стран – Австрия, Финляндия, Швеция, Швейцария и Бельгия восприняли ее положения в контексте планируемых мероприятий по совершенствованию образования. Другие страны, включая Великобританию, Германию и Италию определили, что уже спланированные действия в рамках образовательных программ будут по мере их реализации синхронизироваться с требованиями, заявленными Декларацией.

Среди основных документов и мероприятий, направленных на развитие процесса взаимного признания квалификаций и компетенций в области профессионального образования и обучения в Европейском Союзе, укажем на следующие:

1. Лиссабонская резолюция, принята на заседании Европейского Совета в марте 2000г. В резолюции содержится официальное признание центральной роли образования как фактора экономической и социальной политики, а также как средства повышения конкурентоспособности Европы в мировом масштабе, сближения ее народов и полноценного развития граждан. В резолюции также обозначена стратегическая цель превращения ЕС в наиболее динамически развивающуюся экономику, основанную на знаниях.

2.План мероприятий по развитию мобильности и уме­ний, принят на заседании ЕС в Ницце в декабре 2000 г. и предусматривает ряд мер по обеспечению: сравнимости систем образования и обучения; официального признания знаний, умений и квали­фикаций. Этот документ также содержит план действий европей­ских социальных партнеров (организаций-членов европейского социального партнерства), которым отводится центральная роль в реализации принятых решений.

3.Доклад«Конкретные задачи для систем профессиональ­ного образования и обучения будущего», принят на заседании Европейского Совета в марте 2001г. в Стокгольме. Доклад содержит план дальнейшего развития основных направле­ний совместной деятельности на европейском уровне в це­лях решения задач, поставленных в Лиссабоне.

4. Рекомендация Европейского парламента и Совета, при­нята 10 июня 2001г. Содержит положения относительно повышения мобильности в странах сообщества для студен­тов, учащихся, учителей и наставников в продолжение плана мероприятий по развитию мобильности, принятого в Ницце в декабре 2000 г.

5.Конференция в Брюгге (октябрь 2001г.) На этой конференции руководители стран ЕС инициировали про­цесс сотрудничества в области профессионального образования, в том числе и в об­ласти признания дипломов или свидетельств об образовании и квалификаций.

Несомненно, наиболее актуальным в настоящее время является повышение уровня ознакомления российской научно-педагогической общественности, прежде всего, конечно, работающей в сфере высшего профессионального образования, с названными основными документами и, особенно, с теми требованиями, которые придется выполнять России как участнику «болонского процесса». В этой связи нельзя не назвать работы одного из наиболее активных исследователей и популяризаторов болонских реформ – В.И. Байденко, чьи работы завоевали заслуженный авторитет 39 . В данном пособии мы лишь кратко коснемся этой темы, рекомендуя читателю обратиться к названным источникам самостоятельно.

Основные компоненты-требования «болонского процесса», вытекающие из Болонской декларации, сводятся к следующему.


Обязательства участников. Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства, ряд из которых ограничены сроками:

С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников «болонского процесса» европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;

До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями «болонского процесса».

Обязательные параметры «болонского процесса»:

Внедрение трёхуровневой система высшего образования.

Переход на разработку, учет и использование так называемых «академических крéдитов» (ECTS) 40 .

Обеспечение академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала вузов.

Наличие европейского приложение к диплому.

Обеспечение контроля качества высшего образования.

Создание единого европейского исследовательского пространства.

Единых европейских оценок успеваемости обучающихся (качества обучения);

Активной вовлечённости студентов в европейский образовательный процесс, в том числе путем повышения их мобильности;

Социальной поддержки малообеспеченных студентов;

Образования в течение всей жизни.

К факультативным параметрам «болонского процесса» относятся:

Обеспечение гармонизации содержания образования по направлениям подготовки;

Разработка нелинейных траекторий обучения студентов, курсов по выбору;

Внедрение модульной системы обучения;

Расширение дистанционных форм обучения и электронных курсов;

Расширение использования возможностей академических рейтингов студентов и преподавателей.

Особое значение имеет для понимания смысла и идеологии «болонского процесса» егообразовательно-правовая культура, которая заключается в признании и принятии следующих уровней высшего образования и соответствующих академических квалификаций и научных степеней:

1. Вводятся три уровня высшего образования:

Первый уровень – бакалавриат (степень "бакалавр").

Второй уровень – магистратура (степень "магистр").

Третий уровень – докторантура (степень "доктор").

2. Корректными в «болонском процессе» признаются две модели:3 + 2 + 3 либо 4 + 1 + 3 , где цифры означают: сроки (годы) обучения на уровне бакалавриата, затем уровне магистратуры и, наконец, на уровне докторантуры соответственно.

Заметим, что нынешняя российская модель (4 + 2 + 3) весьма специфична хотя бы уже потому, что степень "специалист" не вписывается в представленные модели «болонского процесса» (а), российский бакалавриат есть вполне самодостаточное высшее образование первого уровня (б), техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы, в отличие от многих западных стран, не имеют права выдавать диплом бакалавра (в).

3. Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра "поглощается" в процессе магистерской подготовки. Учёная степень (третий уровень высшего образования) называется "доктор наук". Медицинские вузы, вузы искусств и другие специальные вузы могут придерживаться других, в том числе моноуровневых моделей.


Академические крéдиты - одна из наиболее специфических характеристики «болонского процесса». Основные параметры такого «кредитования» состоят в следующем:

Академическим крéдитом называется единица трудоёмкости учебного труда студента. За один семестр начисляется ровно 30 академических крéдитов, за учебный год – 60 академических крéдитов.

Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 крéдитов (три года обучения) или не менее 240 крéдитов (четыре года обучения).

Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 крéдитов (пять лет обучения). Количество крéдитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 крéдита), так как сложение крéдитов за семестр должно давать число 30.

Крéдиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.). Количество начисляемых крéдитов по дисциплине от оценки не зависит. Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление крéдитов.

При начислении крéдитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" - по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.). Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

А – "отлично" (10 процентов сдающих).

В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).

С – "хорошо" (30 процентов сдающих).

D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).

Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).

F (FX) - "неудовлетворительно".


Академическая мобильность – еще одна характерная составляющая идеологии и практики «болонского процесса». Она заключается в комплексе ряда условий для самого студента, и для вуза, где он получает первоначальное обучение (базовый вуз):

Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год;

Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания;

Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно; - принимающий вуз денег за обучение не берёт;

Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах);

В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные крéдиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом;

Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические крéдиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом;

Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.


Автономность вуза имеет особую значимость для обеспечения задач, стоящих перед участниками «болонского процесса». Она проявляется в том, что вузы:

В существующих условиях в рамках ГОС ВПО самостоятельно определяют содержание обучения по уровням бакалавр/магистр;

Самостоятельно определяют методику обучения;

Самостоятельно определяют количество крéдитов за учебные курсы (дисциплины);

Сами принимают решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной).


Наконец, особую значимость европейское образовательное сообщество придает качеству высшего образования, которое, в известном смысле, можно и нужно рассматривать как ключевой компонент образовательных болонских реформ. Позиция Европейского союза в области обеспечения и гарантии качества образования, которая начала формироваться еще в доболонский период, сводится к следующим основным тезисам (В.И. Байденко):

Ответственность за содержание обучения и организацию систем обучения и подготовки, их культурного и лингвистического разнообразия, возлагается на государство;

Улучшение качества высшего образования является предметом обеспокоенности соответствующих стран;

Разнообразие методов, используемых на национальном уровне и накопленный национальный опыт, следует дополнить европейским опытом;

Вузы призваны ответить на новые образовательные и социальные требования;

Соблюдается принцип уважения к национальным образовательным стандартам, целям обучения и стандартам качества;

Гарантии качества определяются государствами-участниками и должны быть достаточно гибкими и приспосабливаемыми к изменяющимся обстоятельствам и/или структурам;

Системы гарантии качества создаются в контуре экономического, социального и культурного контекста стран с учетом быстро меняющихся ситуаций в мире;

Предполагается взаимный обмен информацией о качестве и системах его гарантий, равно как и выравнивание различий в этой области между высшими учебными заведениями;

Страны остаются суверенными в выборе процедур и методов гарантии качества;

Достигается адаптация процедур и методов гарантии качества к профилю и целям (миссии) вуза;

Практикуется целеустремленное использование внутренних и/или внешних аспектов гарантии качества;

Формируются полисубъектные концепции гарантии качества с привлечением различных сторон (высшее образование как открытая система), с обязательной публикацией результатов;

Развиваются контакты с международными экспертами и сотрудничество в части обеспечения гарантий качества на межнациональной основе.

Таковы основные идеи и положения «болонского процесса», нашедшие отражение в названных и иных образовательно-правовых актах и документах европейского образовательного сообщества. Следует заметить, что единый государственный экзамен (ЕГЭ), который стал в последние годы предметом острейших дискуссий, не имеет прямого отношения к «болонскому процессу». Срок завершения основных "болонских" преобразований в странах-участниках запланирован на период не позднее 2010 года.

В декабре 2004 года на заседании коллегии Минобрнауки России были обсуждены проблемы практического участия России в «болонском процессе». В частности, были обозначены основные направления по созданию конкретных условий для полноценного участия в «болонском процессе». Эти условия предусматривают функционирование в 2005-2010 гг. прежде всего:

а) двухуровневой системы высшего профессионального образования;

б) системы зачетных единиц (академических крéдитов) для признания результатов обучения;

в) сопоставимой с требованиями европейского сообщества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов;

г) внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, а также создание условий для введения в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению и развития академической мобильности студентов и преподавателей.




Top