Выставка альфонса мухи. Альфонса муху чествуют в люксембургском музее

16 февраля в Баку, в Центре Гейдара Алиева, открылась выставка «Альфонс Муха: в поисках красоты». В церемонии открытия выставки приняла участие вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева.

В открытии выставки принял участие внук Альфонса Мухи – Джон Муха.

«Я рад приехать в вашу прекрасную страну и город. Надеюсь, что впредь буду часто посещать вашу страну». Джон Муха отметил, что 2018 год – важный как для Чехии, так и для Азербайджана. Так, в этом году отмечается 100-летие создания Чешского государства. В этом году также будет отмечаться 100-летие создания Азербайджанской Демократической Республики.


«На выставке вы почувствуете и увидите ряд связей между произведениями моего деда и вашей страной», - сказал Джон Муха.

Подчеркнув бережное отношение вице-президента Фонда Гейдара Алиева Лейлы Алиевой к творчеству Альфонса Мухи, поддержку, оказанную реализации этого проекта, куратор выставки Томако Сато выразила ей глубокую признательность.

Затем гости посмотрели выставку. В экспозиции представлены произведения известного художника, иллюстратора и дизайнера Альфонса Мухи на тему красоты, составляющую основу его художественной философии. На выставке демонстрируются свыше 80 произведений Альфонса Мухи – картины, фотографии, афиши и плакаты.


Альфонс Муха и его жена Марушка, позади — Complesso del Vittoriano (фото со страницы выставки на сайте Фонда Альфонса Мухи)
Многие работы итальянская публика увидит впервые.
Альфонс Муха. Любовники
Альфонс Муха
Любовники
1895, 106.5×137 см.
Альфонс Муха. Автопортрет

Почти через 100 лет после того, как Альфонс Муха с женой побывал в Риме, столица Италии принимает крупнейшую в истории страны ретроспективу чешского художника — «иконы ар-нуво». Выставка «Альфонс Муха» в Витториано (Complesso del Vittoriano) представляет более 200 работ, от картин и рисунков до роскошной реконструкции интерьера для бутика Фуке в Париже.

В экспозиции — легендарная афиша для спектакля «Жисмонда» с Сарой Бернар, «Мадонна лилий», «Лето» из серии «Времена года», этюды к «Славянской эпопее», плакаты, рисунки, картины, ювелирные изделия, книги и фотографии.


Альфонс Муха и его жена Марушка, позади — Complesso del Vittoriano (фото со страницы выставки на сайте Фонда Альфонса Мухи)

Многие работы итальянская публика увидит впервые.

Альфонс Муха. Любовники. 1895, 106.5×137 см.

Альфонс Муха (1860 — 1939) был одним из самых известных художников в Европе конца XIX — начала XX веков. Сочетая портреты соблазнительных женщин с новейшими достижениями в области печати, он создал весьма оригинальные плакаты и породил новый жанр изобразительного искусства, который расцвёл в Париже Прекрасной эпохи. Во время визита в США в 1904 году местная пресса провозгласила Муху «величайшим художником-декоратором в мире».

Слева: Альфонс Муха, «Автопортрет» (1899)

Альфонс Муха. Мадонна лилий. 1905, 247×182 см.

Альфонс Муха считается одним из «отцов» художественного движения ар-нуво, для которого характерно преобладание мягких линий, цветочных форм и растительных мотивов. Но в действительности это был многогранный и разносторонний мастер, который экспериментировал с различными стилями и подходами. Муха был твёрдо убеждён, что ценность искусства — в отражении жизни, и это не относится исключительно к эстетической сфере, а, скорее, находит завершение в ней.

Альфонс Муха. Лето. Из серии "Времена года"

Альфонс Муха, «Лето. Из серии "Времена года"» (1896) 1 Альфонс Муха, «Живопись. Из серии "Искусства"» (1898)

Кроме того, Муха, родившийся в южной Моравии на территории тогдашней Австро-Венгрии, был пылким патриотом. Он глубоко верил в политическую свободу своей родины и духовное единство славянских народов, а потому значительную часть своего таланта, энергии и времени посвятил прославлению свободы и братства. Художник мечтал о мире, где этнические меньшинства живут в гармонии, не находясь под давлением более мощных государств. Эти утопические идеалы проявляются в его шедевре «Славянская эпопея» (1911 — 1928). На выставке в Риме представлен эскиз к полотну № 14 из этой серии — «Николай Зринский защищает Сигет от турок».

Альфонс Муха. Эскиз к картине «Николай Зринский защищает Сигет от турок» 1913, 31×44 см.

Экспозиция в Витториано разделена на шесть секций: «Богемец в Париже», «Создатель образов для широкой публики», «Космополит», «Мистик», «Патриот» и «Художник-философ».
Альфонс Муха. Афиша к пьесе "Жисмонда" с Сарой Бернар
В первом разделе представлены афиши к спектаклям с участием Сары Бернар. Главный плакат — «Жисмонда», с которого началось восхождение Альфонса Мухи к вершинам славы. В конце 1894 года знаменитая актриса искала художника для оформления афиши к предстоящей новой постановке, но ни одни её не удовлетворил. В конце концов, остался лишь Муха, который создал эскиз в большой спешке. Печатник был сбит с толку: он никогда не видел ничего подобного. Постер, на котором византийские мотивы сочетались с приёмами в стиле ар-деко, выглядел ультрасовременно. Все были уверены, что примадонна отклонит его. Однако Бернар пригласила Альфонса Муху на встречу и заявила, что он сделал её бессмертной. С тех пор актриса не позволяла никому другому изображать себя.

Альфонс Муха, афиша к спектаклю «Жисмонда» по пьесе Викторьена Сарду с Сарой Бернар в заглавной роли (1895)

Эта работа сделала чешского художника самым знаменитым дизайнером плакатов своего времени и породила термины «стиль Мухи» и «женщины Мухи».

Альфонс Муха. Портрет Яри (Ярославы) 1935, 73×60 см.

Отсюда логически вытекает контент второго раздела выставки — «Создатель образов для широкой публики». Это плакаты и декоративные панели, созданные для коммерческих целей. Помимо прочего тут представлены «Декоративные материалы» (1902) — практическое руководство по дизайну для мастеров, предназначенное «помочь прививать эстетические ценности в декоративно-прикладном искусстве».

Альфонс Муха. Шоколад "Идеал". 1897, 117×78 см.
Альфонс Муха. Декоративные материалы: наброски лилии

Альфонс Муха. Декоративные материалы: наброски аксессуаров

Альфонс Муха, «Декоративные материалы: наброски лилии» (1901 - 1902) 1 Альфонс Муха, «Декоративные материалы: наброски аксессуаров» (1901 - 1902)

Кольцо, созданное ювелиром Жоржем Фуке по эскизу Альфонса Мухи

Центральные элементы третьей секции «Космополит» демонстрируют Альфонса Муху на пике славы — от Всемирной выставки в Париже в 1900 году до работ, созданных в сотрудничестве с известным французским ювелиром Жоржем Фуке. Сюда же вошли и произведения «американского периода»: декорации для «Немецкого театра» в Нью-Йорке и афиши для актрис Лесли Картер и Мод Адамс.

Альфонс Муха, реконструкция интерьера ювелирного магазина Жоржа Фуке в стиле ар-нуво в Париже (1900)

Четвёртый раздел ретроспективы в Риме посвящён влиянию спиритизма и масонской философии в творчестве Мухи. Они ярко проявились в Le Pater («Отче наш») — иллюстрированной книге, которая была опубликована в 1899 году.

Альфонс Муха. Обложка иллюстрированной книги "Отче наш". 1899, 41×31 см.

В разделе пятом представлен патриотический аспект карьеры Мухи после его возвращения на родину в 1910 году. Особое внимание сосредоточено на создании «Славянской эпопеи»: тут можно увидеть подготовительные этюды, наброски, документы и фотографии, связанные с этой серией монументальных работ.

Альфонс Муха. «Силой к свободе, с любовью к единству!»: эскиз для росписи «Своими силами II» в Общественном доме Праги. 1911, 79×98 см.

Альфонс Муха. Свет надежды. 1933, 96.2×90.7 см.

В заключение кураторы представляют Альфонса Муху как философа, и в шестой секции расположены работы, которые иллюстрируют его гуманитарные идеалы и реакцию на угрозу войны в быстро меняющемся мире.

Альфонс Муха, «Век Разума» (1936 - 1938)

Альфонс Муха, «Век Любви» (1936 - 1938)

Экспозиция завершается последним проектом художника — триптихом «Век Разума», «Век Мудрости» и «Век Любви», задуманного как памятник человечеству в целом. И хотя начатое в 1936 году произведение не было окончено, эскизов к нему достаточно, чтобы почувствовать послание, которое мастер хотел передать всем живущим.

Альфонс Муха. Век мудрости. 1938, 55×32 см.

По материалам официального сайта Фонда Альфонса Мухи, официального сайта Complesso del Vittoriano и artdaily.com
Автор: Vlad Maslov
Источник -

В мае 2012 года в столицу Чехии был возвращён цикл картин, подаренных Праге художником Альфонсом Мухой (Mucha Alphonse Maria). Двадцать полотен вернулись в Прагу после долгого спора с властями города Моравский Крумлов (Moravský Krumlov). «Славянская эпопея» (Slovanská epopej), которой мастер посвятил почти 15 лет жизни, признана памятником культуры – поэтому судьбу произведений определяла специальная комиссия […]

В мае 2012 года в столицу Чехии был возвращён цикл картин, подаренных Праге художником Альфонсом Мухой (Mucha Alphonse Maria) . Двадцать полотен вернулись в Прагу после долгого спора с властями города Моравский Крумлов (Moravský Krumlov) . «Славянская эпопея» (Slovanská epopej) , которой мастер посвятил почти 15 лет жизни, признана памятником культуры – поэтому судьбу произведений определяла специальная комиссия Министерства культуры Чехии.

Полотна из цикла «Славянская эпопея» грандиозны, они поражают своими размерами. Рядом с этими монументальными картинами люди кажутся маленькими – видимо это ощущение и хотел вызвать у зрителя автор произведений.

Эпический триптих «Магия слова» – «Милич из Кромержижа», «Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской часовне», «Встреча на Кржижках» (Triptych Kouzlo slova – Milíč z Kroměříže, Kázání Mistra Jana Husa, Schůzka na Křížkách)

Всю жизнь Муха был известен, как художник эпохи модерна. В своём историческом цикле он впервые выступает в качестве живописца-романтика. Эти картины написаны в академической манере, отличной от большинства предыдущих работ Мухи, выполненных в характерном для него орнаментальном плоскостном стиле.

Цикл «Славянская эпопея» повествует об истории славянских народов и о многих важных событиях, доказывающих их единство и общие корни. В сюжетах этих картин зритель видит события религиозного и культурного значения, батальные сцены и исторические эпизоды из жизни чехов, русских, поляков, болгар.

Четыре картины из двадцати посвящаются истории гуситской церкви. Полотно «Братская школа в Иванчицах» (Bratrská škola v Ivančicích) изображает процесс создания первой чешской Библии на родном языке (действие происходит в родном городе Мухи).

Можно упрекнуть Альфонса Муху в «перетягивании» сюжетов в сторону исключительно чешской истории. Впрочем, критики осуждали творца и за его панславизм – целенаправленное следование идее объединения славянских народов. Он искал идею единения славян, и она нашла отражение в кульминации «Славянской эпопеи» – полотне «После Грюнвальдской битвы» (Po bitvě u Grunwaldu) (1924 г.). Эта битва (её называют ещё: «битва под Танненбергом») произошла в 1410 году. Объединённое войско славян тогда одержало победу над рыцарями Тевтонского ордена.

О событии сегодня помнят только историки, и картина воспринимается зрителями не как эпохальное событие, а как отражение настроения творца. Это воплощённое страдание: трупы воинов, убитая лошадь на первом плане, поле брани, залитое кровью и ярким светом.

Полотно «Славяне на исконной родине» (Slované v pravlasti) (1912 г.) называют утопическим – никакой общей родины за много лет у славян не появилось. Кто-то видит на этой картине мистику и меланхолию, кому-то она кажется ожиданием бури. Мечты художников нередко обращаются в произведения искусства. Воплощённая мечта Альфонса Мухи о единении славян актуальна для каждого из нас.

“Отмена крепостного права в России” (Zrušení nevolnictví na Rusi)

Музей Мухи - единственный в мире музей, посвящённый жизни и творчеству прославленного представителя искусства в стиле модерн Альфонса Мухи (1860-1939), был открыт в Праге 13 февраля 1998 года.

Экспозиция музея состоит из семи разделов:

Декоративные панно; Парижские плакаты; «Documents décoratifs» («Декоративные документы»); Картины маслом; Рисунки карандашом и пастелью; Фотографии и личные вещи художника.

Завершает выставку документальный фильм о жизни и творчестве Альфонса Мухи.

Ряд экспонатов представлены публике впервые, поскольку ранее они хранились в частной коллекции семьи художника.


Часть I. Декоративные панно

Стиль модерн, ярчайшим представителем которого являлся Альфонс Муха, требовал для оформления предметов создания декоративной схемы, обеспечивающей возможность повторения узора. Творчество Мухи уходит корнями в графические образы, разделённые на циклы в соответствии с традиционными мотивами, чаще всего из мира природы.

Именно поэтому свой первый цикл декоративных панно (1896) Муха назвал «Четыре времени года». В подобной манере созданы и дальнейшие очень популярные циклы панно, в которых вариации темы повторяются по два или четыре раза. Сюда относятся, например, «Четыре цветка» (1898) или «Четыре времени суток» (1899), созданные в период полного расцвета стиля Мухи. Стилизованное слияние растений и красивых женщин выражало радостное представление о жизни, весьма в то время популярное у публики. Выразительнее всего эти идеи проступают в цикле «Четыре искусства» (1898), исполненном в нескольких техниках. Именно здесь особенно ярко проявляется поэтичность представлений Мухи.

«Четыре искусства»

В этом цикле, воспевающем четыре жанра искусства, Муха сознательно не использует традиционные атрибуты – такие, как перья птиц, музыкальные инструменты или кисти художника, а изображает каждое из искусств на фоне определённого времени суток: Танец – утро, Живопись – полдень, Поэзия – вечер, Музыка – ночь.

«Танец» (1898), «Живопись» (1898), «Поэзия» (1898), «Музыка» (1898)

«Четыре времени суток»

Четыре женские фигуры представляют четыре времени суток. Каждая изображена на фоне природы и композиционно помещена в раму со сложным мотивом, напоминающую готическое окно.

«Утреннее пробуждение» (1899), «Прелесть дня» (1899), «Вечерние грёзы» (1899), «Ночной отдых» (1899)

«Четыре цветка»

В этом цикле, характеризующимся более натуралистической трактовкой, Муха проявил себя как чувствительный и внимательный наблюдатель за природой. Оригинальные акварели двух цветков, «Гвоздика» и «Ирис», были показаны на выставке Мухи в Salon des Cent уже в июне 1897 г., а полный цикл появился только год спустя.

«Гвоздика» (1898), «Лилия» (1898), «Роза» (1898), «Ирис» (1898)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

Часть II. Парижские плакаты

Плакаты, созданные Мухой в 90-х годах XIX века в Париже, являются наиболее известной во всём мире частью его творческого наследия. Именно благодаря им он утвердил новый, свой собственный декоративный стиль. Самыми известными стали афиши, созданные для знаменитой актрисы Сары Бернар, первая из которых была представлена в конце 1894 - начале 1895 года и изображала актрису в роли Жисмонды. Различия форм и, главное, цветовых концепций, которые очевидны при сравнении сохранившихся эскизов и пробных отпечатках, подчёркивают, насколько интенсивно Муха искал новое выражение для этой афиши, и это несмотря на то, что речь шла об очень срочном заказе. Значение произведённой им художественной революции состояло в том, что он привнёс в «крикливый» парижский «уличный салон» аристократизм и подчеркнул новую роль плаката в современном искусстве. При этом в афишах, созданных для Сары Бернар, отражается и драматическая атмосфера («Медея», 1898). Нельзя не обратить особое внимание на широкий диапазон эскизов Мухи: от нежных плакатов с утончённым стилем для среды художников (Salon des Cent, 1896, 1897) до чисто коммерческих («Job», 1898, «Cassan Fils», 1896). Все они являются доказательством необычайной фантазии Мухи и его наиболее активной визуальной формы.

«Жисмонда» (1894-1895)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Жисмонда»

Именно с этой афиши и началась слава Альфонса Мухи. История её создания стала легендой, и многие комментаторы ломали перья в спорах о перипетиях этой истории. Да и сам Муха, безусловно, видел руку судьбы в обстоятельствах, предшествовавших возникновению афиши.

Все случилось на Рождество 1894 года, когда Муха правил корректуры в издательстве Лемерсье. Неожиданно издателю позвонила Сара Бернар и попросила срочно изготовить новую афишу для Жисмонды. Все работники Лемерсье были в отпуске, и издателю пришлось обратиться за помощью к Мухе. Не выполнить просьбу «божественной Сары» было невозможно. Созданная Мухой афиша совершила в этом жанре настоящий переворот. Длинная и узкая форма, нежные пастельные тона и неподвижность изображенной почти в реальную величину фигуры передавали зрителю чувства необычайного достоинства и уважения. Афиша стала настолько популярной среди парижской публики, что некоторые коллекционеры пытались купить ее у расклейщиков или попросту срезали ее ночью с афишных тумб.

Сара Бернар была в таком восторге от афиши, что немедленно предложила Мухе шестилетний контракт на эскизы театральных декораций, костюмов и афиш. В это же время художник подписывает эксклюзивный контракт с издательством Шампенуа на производство коммерческих и декоративных плакатов.

«Жисмонда», пробный отпечаток

Представляют интерес и два первых отпечатка «Жисмонды». Афиша казалась слишком высока для стандартного формата литографского камня, поэтому бытовало мнение, что печать производилась с двух камней. Но пробный отпечаток доказывает, что использовался только один камень. Насыщенные розовые и жёлтые тона говорят о том, что первоначально Муха собирался оформить плакат в ярких тонах, весьма популярных с то время среди парижских художников, таких, как Шере и Тулуз-Лотрек. Но в процессе работы Муха решил использовать более мягкие пастельные тона, столь характерные для роли Жисмонды.

«Лоренцаччо»

В пьесе Альфреда де Мюссе «Лоренцаччо» Сара Бернар исполняла мужскую роль Лоренцо де Медичи. Сюжет пьесы разворачивается во времена осады Флоренции тираном Алессандро, символически представленным на афише драконом, напавшим на герб города. В нижней части афиши изображён Лоренцо, замышляющий убийство Алессандро.

«Медея»

Драматург Катулл Мендес специально для Сары Бернар переработал классическую пьесу Эврипида. Греческий герой Ясон, до той поры воспринимавшийся как неприкосновенный мифологический идеал, изображён жестоким обманщиком, который, идя на поводу у своих эгоистических желаний и страстей, предаёт всех, кто его любил. Благодаря этому Медея получает психологическое оправдание своих страшных поступков. На плакате одинокая фигура представляет собой вершину трагедии. Мозаичный фон и греческая литера «D» переносят пьесу в Древнюю Грецию. Полный ужаса взгляд Медеи направлен на блестящий кинжал в её руке, обагрённый кровью собственных детей, чьи тела лежат у её ног. Стоит обратить внимание на необычно проработанные руки и браслет в форме змеи. Эскиз браслета Муха предложил, работая над афишей, и он настолько понравился Саре Бернар, что та заказала у ювелира Жоржа Фуке для появления на сцене и браслет, и перстень с драгоценными камнями.

«Гамлет»

В пьесе Шекспира «Гамлет», которую для Сары Бернар перевели Евжен Маран и Марсель Швоб, она сыграла главную мужскую роль. На заднем плане за центральной фигурой Гамлета виден призрак его убитого отца, бредущего по стене Эльсинора. Утонувшая Офелия лежит в цветах у ног Гамлета. «Гамлет» стал последней афишей, созданной Мухой для Сары Бернар.

«Лоренцаччо» (1896), «Медея» (1898), «Гамлет» (1899)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Job» (1898)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Job»

Муха написал два рекламных плаката для сигаретной бумаги фирмы «Job». На обоих изображена женщина с очень густыми волосами, в руках у неё сигарета, и сигаретный дым вьётся вокруг её головы. На большем по размеру и более позднем плакате женщина расположена в круге, находящимся на фоне с повторяющимся логотипом фирмы.

«Зодиак» (1896)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Зодиак»

Одна из самых популярных работ Мухи – «Зодиак» – была создана для издательства Шампенуа как календарь на 1897 год. Однако она настолько понравилась главному редактору журнала La Plume, что он приобрёл авторские права и выпустил её уже в качестве календаря журнала на тот же год. «Зодиак» был создан, как минимум, в девяти вариантах, включая представленный, которые были напечатаны без сопроводительного текста в качестве декоративного панно.

Часть III. «Documents décoratifs» («Декоративные документы»)

В 1902 году под названием «Documents décoratifs» Муха опубликовал 72 работы карандашом, оттенённом белилами, в качестве вариантов дизайнерских решений для применения в искусстве. В сборнике, объединяющем иллюзорный натурализм и абстрактные декоративные узоры, содержатся разнообразные орнаментальные и природные цветочные мотивы, этюды женских голов и акты. Очевидно, что сборником, предназначенным для создания эскизов украшений, мебели, посуды и бесчисленного количества иных предметов, связанных с интимностью домашней обстановки, Муха стремился продемонстрировать свой богатый опыт декоратора. Ведь особенно после его работы над Всемирной выставкой в 1900 году и интерьером ювелирного магазина Фукэ он перешёл от работы на плоскости к работе в пространстве. Он стремился создать всеобъемлющий образец нового стиля. Хотя искусство модерн к тому времени уже начинало сдавать свои позиции, нельзя не восхищаться не только мастерством Мухи-рисовальщика, но и его способностью охватить этим стилем целый мир предметов, словно наполненных силой живой природы.

© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

Часть IV. Чешские плакаты

Вернувшись в 1910 году на родину Альфонс Муха смог, наконец, удовлетворить свое сокровенное желание всецело обратиться к своему народу, чтобы средствами искусства выражать его потребности и идеалы. Таким образом, постепенно сформировался новый цикл афиш, художественно отличающихся от парижских. В нём проявляются две главные темы: первая – новая интерпретация фольклора, подчёркивающая цветовую красочность моравских костюмов и нежный тип славянских девушек («Хор моравских учителей», 1911), и вторая – праздники и слёты спортивного движения «Сокол», ставшего в XIX веке символом национального самоопределения. Но, вместе с тем, встречаются и плакаты, подчёркнуто драматично осуждающие притеснение славянских народов («Лотерея национального единства», 1912), или лирические воспоминания о парижских мотивах («Принцесса Гиацинт», 1911). В них орнамент уже уступает ведущую роль мелодии линий.

«Принцесса Гиацинт» (1911)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Принцесса Гиацинт»

Мотив гиацинта здесь неоднократно повторяется. Он и на вышитом платье и богатых серебряных украшениях, и на символическом круге в руке принцессы.

«Хор моравских учителей» (1911)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Хор моравских учителей»

Хор моравских учителей исполнял классическую, популярную и народную музыку, в том числе и песни, написанные композитором Леошем Яначкем. Он выступал не только в чешских землях, но и гастролировал по Европе и Америке. На афише изображена девушка в национальном платье, вслушивающаяся в пение. Её фигура напоминает декоративное панно «Музыка» из серии «Четыре искусства».

«Лотерея национального единства» (1912)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Лотерея национального единства»

В плакате нашёл отражение популярный в XIX веке дух протеста против германизации страны. Лотерея была одним из способов собрать средства для обучения на чешском языке. На плакате изображена Чехия как символическая мать чешского народа, в отчаянии сидящая на мёртвом дереве. Одной рукой она обнимает деревянную статую трехликого языческого бога Свантовита, защитника древних славян. Школьница с книгами и карандашами укоризненно смотрит на зрителей и ждет помощи для своего образования и для больной Чехии.

Часть V. Картины

Хотя Муха известен прежде всего своими рисунками и графическими работами, во время учёбы в мюнхенской Академии художеств он изучал и живопись. В девяностых годах XIX века Муха больше всего работает над графическими заказами, а из живописных трудов большая часть приходится на портреты и портретные этюды. Сначала для аллегорических полотен большого формата Муха использовал темперу («Пророчица», 1896), и лишь с наступившим в начале XX века изменением стилистических канонов и обращением к большой теме картинного цикла о древности и истории Славян он перешёл к использованию масла. «Загадочная Женщина в степи» (известная также как «Звезда», 1923), является ярким свидетельством достижений Мухи в этом жанре. Объединив реализм и символизм, Муха пошёл гораздо дальше простого следования традиции живописи на исторические темы. Этот потенциал Муха открыл и полностью развил в цикле картин «Славянская эпопея».

«Пророчица» (1896)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Звезда»

Перед началом работы над этой картиной, изображающей русскую крестьянку, смиренно отдающую себя неумолимой судьбе, Муха создал не менее четырёх этюдов. Картина, которую также называют и «Зимняя ночь», и «Сибирь», выражает всю глубину отношения Мухи к России и её народу. Муха посетил Россию в 1913 году, работая над картиной «Отмена крепостного права на Руси» – свободный труд основа государства», одного из полотен «Славянской эпопеи». Хотя на сделанных им во время этой поездки фотографиях было много русских крестьянок, подобных героине «Звезды», для картины Мухе позировала его жена Мария. Не исключено, что Муха создал это полотно под влиянием страшных страданий, обрушившихся на русский народ в результате большевистской революции. В 1918–1921 годах страна погрузилась в ужас гражданской войны, за ней последовали разруха и массовый голод, в результате которого в Поволжье погибли миллионы людей.


«Звезда» (1923)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

Часть VI. Рисунки и пастели

Экспозиция рисунков знакомит посетителей со значительной творческой основой, которую творчество Мухи обрело именно в рисовании. Это относится не только к точным карандашным этюдам, но, главное, к рисункам, в которых часто проявляется непривычно экспрессивная фактура, как, например, в работе «Дизайн окна» (около 1900).

Дизайн витражного окна для собора св. Вита в Праге
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

Часть VII. Мастерская и фотографии

Во второй половине XIX века в своей парижской мастерской на улице Валь-де-Грас Муха создаёт замечательный цикл фотографий своих моделей. Эти изображения идут значительно дальше традиционного для тех лет использования фотографии как дешёвого инструмента для создания этюдов, поскольку на них зафиксирована неповторимая атмосфера мастерской – очень своеобразного мира искусства. Именно в этой мастерской Муха принимал бесчисленных гостей из среды парижских литераторов, художников и музыкантов, здесь же показывались первые фильмы братьев Люмьер. Модели запечатлены в позах, которые Муха часто использовал на афишах в стиле модерн, а на заднем плане видны, помимо произведений самого Мухи, различные безделушки, сувениры с Востока, ткани, книги и мебель, частично сохранившаяся до наших дней. На выставке они использованы для создания небольшого образа мастерской. Выставленные фотографии – репродукции, отпечатанные с оригинальных стеклянных пластинок.

Предметы, представленные в этой части экспозиции, фотографии его творческой и семейной жизни, являют собой срез всего творчества Мухи. Немалый интерес представляет рисунок восьмилетнего Мухи («Распятие», 1868 г.), свидетельствующий о том, что ещё ребенком художник черпал вдохновение в фольклоре. Интересны и карикатуры времен обучения в Мюнхене, и иллюстрации для французских детских журналов. Следующая группа экспонатов относится к его декоративному стилю девяностых годов XIX века, здесь мы видим широту и разнообразие интересов художника – например, декоративное блюдо (1897), дизайн для вазы или ювелирного изделия (около 1900). Представлен здесь и, пожалуй, самый амбициозный проект Мухи – великолепная «Молитва Господня» («Le Pater», 1899). Патетика его исполнения связана и с представленными на экспозиции экспрессивными пастелями, и с единственной скульптурной работой Мухи «Обнаженная на скале» (1899). О поездках Мухи в Соединённые Штаты напоминают газетная вырезка и плакат выставки Мухи в Бруклинском музее (1921). О более позднем, патриотическом творческом этапе рассказывают наброски для интерьера Приматорского салона Муниципального дома в Праге (1910), известные дизайны чехословацких банкнот или дизайн витражного окна для собора св. Вита в Праге (1931). Не менее интересны и медали, предложенные Мухой чешской масонской ложе.

«Распятие» (1868)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Обнажённая на скале» (1899)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

«Молитва Господня» («Le Pater») – титульный лист и две следующие страницы

Альфонс Муха считал «Молитву Господню» одним из своих самых лучших произведений. Издано в Париже тиражом 510 пронумерованных экземпляров (390 на французском, 120 на чешском языке). Издатель – Henri Piazza, которому Муха и посвятил эту работу.

О «Молитве Господней» сам Муха писал: «В то время я увидел, что мой путь ведет в иное место, куда-то выше. Я искал, чем можно осветить самые дальние уголки. Поиски были короткими. Молитва Господня. Почему бы не выразить ее слова графическим образом?»

В «Молитве Господней» Муха разделил саму молитву на семь стихов. Каждому стиху Муха посвящает три страницы. На первой странице приводится стих на латыни и по-французски в декоративной композиции из геометрических и символических форм. На следующей странице Муха помещает свой комментарий к содержанию стиха, а первая цветная литера напоминает буквицу из средневековой рукописи. Третья страница посвящена одноцветному рисованному толкованию стиха Мухой. Эти иллюстрации отражают борьбу человека по пути из мрака на свет.

«Молитва Господня» («Le Pater») (1899)
© Mucha Museum / Mucha Trust 2017

Фотографии семьи и друзей Мухи / Фотографии мастерской Мухи и его моделей


© Mucha Museum / Mucha Trust 2017




Top