Выставка альфонса мухи. Декоративные панно, афиши, плакаты"

Ретроспектива самого изысканного художника ар-нуво Альфонса Мухи открылась в в Париже. На выставке представлены все грани таланта художника - живописца, графика, дизайнера, театрального мастера.

Муха родился в небогатой семье неподалеку от чешского Брно, и хотя довольно рано стало ясно, что у него есть талант к рисованию, денег на высшее образование в семье не было. Работая писарем, Муха создавал декорации в любительском театре, где был замечен и приглашен в Вену. После того как венский театр сгорел, Муха работал декоратором в семье моравских аристократов, один из которых согласился оплатить его обучение. Недолго поучившись в Мюнхенской академии, Муха отправился в самую знаменитую парижскую Академию Коларосси, но из-за смерти мецената не проучился там и года. Бедность заставила художника заняться дизайном - создавать афиши, календари и даже ресторанные меню.

Случай открыл Мухе дорогу к большому успеху. Он получил заказ на афишу к спектаклю Сары Бернар «Жисмонда». Плакат так поразил великую актрису, что она пригласила художника стать декоратором театра, вскоре их связали и романтические отношения. С этого момента фортуна повернулась лицом к художнику. Образ миловидной барышни, утопавшей в цветах, стал иконой ар-нуво, которой поклонялись современники. А Муха моментально сделался востребованным художником.

Заказы сыпались на него со всех сторон. Помимо работы в театре, он не оставлял дизайнерскую работу. Ангелический женский типаж, придуманный Мухой, пошел в тираж - украшал этикетки многочисленных товаров, от шампанского и вафель до велосипедов и спичек. Кроме того, Муха занимался дизайном ювелирных украшений, интерьеров, предметов прикладного искусства. Многочисленные примеры дизайнерских проектов художника, ставших раритетами, широко представлены на выставке.

После женитьбы на своей натурщице Марии Хитиловой, Марушке, Муха переезжает в США, где также пользуется большим успехом. Оттуда он возвращается в Чехию и начинает заниматься «высоким искусством». С тех пор он работает над «Славянским эпосом» - циклом гигантских исторических картин, который заканчивает в 1928 году и дарит государству. После оккупации Праги и нескольких арестов гестапо художник умер от пневмонии в 1939 году. Ряд эскизов к циклу можно увидеть и на выставке - сами же картины из-за огромного размера не покидают пределов Выставочного дворца в Праге.

Alphonse Mucha
«Gismonda»
1894
Fondation Mucha, Prague
© Mucha Trust 2018

Alphonse Mucha
«Zodiac»
1896
Fondation Mucha, Prague
© Mucha Trust 2018

Alphonse Mucha
Poster for «Salon des Cent Mucha Exhibition June 1897»
1897
Fondation Mucha, Prague
© Mucha Trust 2018

Alphonse Mucha
«Christmas in America»
1919
Fondation Mucha, Prague
© Mucha Trust 2018

Alphonse Mucha
«Woman in the Wilderness»
1923
Fondation Mucha, Prague
© Mucha Trust 2018

С 16 января по 14 апреля 2013 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева (ул. Радищева, 39) в рамках цикла "Графический альбом" работает выставка редких произведений "Альфонс Муха. Декоративные панно, афиши, плакаты".

Альфонс Муха (1860-1939) - выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Его имя стало символом искусства рубежа веков. Выставка из собрания Радищевского музея приурочена к 150-летию со дня рождения мастера. Четырнадцать работ художника, выполненных в технике литографии, были приобретены Боголюбовским рисовальным училищем и переданы музею в 1898 году.

Художник оказал большое влияние на целое поколение графиков, дизайнеров; для многих его работы ассоциируются со стилем "ар нуво".

Новый стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия. Чаще всего употреблялись термины "модерн" - современный, "ар нуво" / "арт-нуво" - новое искусство (фр.). Особенностью этого стиля стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Они напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые энергией и жизненной силой растений.

Работы Мухи в живописи, архитектуре, малых декоративных формах запоминаются изысканными элементами, каллиграфически прорисованными линиями, сформировавшими стиль "образцовый модерн".

Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в моравском городе Иванчице. Его отец служил судебным приставом, в семье был скромный достаток. Будущий художник рос в атмосфере строгого католицизма. Первоначальное художественное образование он получил в Брно.

В 1880 году работал в Вене сотрудником фирмы театральных декораций, позже придворным художником графа П. Куэна (1881-1885). Затем учился в Академии художеств в Мюнхене (1885-1887) и академии Р. Жюльена в Париже.

С 1887 по 1922 год Муха жил в основном в Париже. Здесь достиг первого успеха. В 1894 году он выполнил афишу для спектакля "Жисмонда" по пьесе французского драматурга Викторьена Сарду (1831-1908), в котором играла знаменитая актриса Сара Бернар. Этот плакат для Театра "Ренессанс" был подчеркнуто вертикального формата, а также отличался необычной многоцветностью и детализацией. Раньше преобладали афиши с большим количеством текста и несколькими мелкими иллюстрациями, обычно в 1-2 цвета.

Абсолютно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Его афиши покрыли стены Парижа в новогоднюю ночь 1895 года. Сара Бернар была под таким сильным впечатлением от работы художника, что тут же предложила ему шестилетний эксклюзивный контракт. Для нее были выполнены плакаты: "Дама с камелиями" (1896), "Лорензаччо" (1896), "Самаритянка" (1897), "Медея" (1898), "Гамлет" (1899) и "Тоска" (1899). Муха также занимался сценографией, проектировал декорации и костюмы для Театра "Ренессанс".

Коллекции Радищевского музея принадлежат три афиши, выполненные Мухой в парижский период. Самая ранняя - "Жисмонда", "Лорензаччо" - для спектакля по пьесе Альфреда де Мюссе, "Самаритянка" - к постановке драмы Ростана, где главные роли исполняла Сара Бернар.

Муха - автор несколько серий декоративных панно: "Сезоны" (1896), "Цветы" (1898), "Искусства" (1898), "Месяцы" (1899), "Драгоценные камни" (1900) и "Звезды" (1901). Декоративные панно большого размера были выпущены ограниченным тиражом, их печатали на шелковой или плотной бумаге, пышно обрамляли и вешали на стенах или они оформляли ширмы.

На выставке представлены четыре работы из первой серии "Сезоны" - "Весна", "Лето", "Осень" и "Зима". Полностью экспонируется цикл "Цветы" - "Роза", "Ирис", "Гвоздика" и "Лилия". Центр каждой композиции - женщина в ниспадающей одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов. Пленительная и загадочная, иногда неприступно-роковая. Её прекрасная и грациозная фигура, вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок, стала фирменным знаком художника.

В это же время Муха создает эскизы для календарей и меню, разнообразные рекламные плакаты. На выставке представлены реклама сигаретной бумаги "JOB", пива "Bieresde la Meuse" ("Масс") и лист из календаря "Calendrier L`Evocation" ("Воскрешение в памяти").

В 1897 открылась первая персональная выставка художника в галерее "La Bodiniere". На следующий год - вторая, более крупная, - в Salon des Cent (Салоне Ста), а затем она объехала всю Европу. С 1898 года художник преподавал в Академии "Кармен". В это же время Муха сотрудничал с известным парижским ювелиром Жоржем Фуке. Вместе они создали коллекцию в "стиле Мухи". Художник оформил фасад и интерьер его магазина.

На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. В 1901 году вышла его книга "Декоративная документация". Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей. Многое впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы.

Во время своего путешествия по родной Моравии и Чехии (1902) Муха увлекся созданием эпических патриотических картин, изображая историю славянского народа в неоклассическом стиле. Однако они не были столь успешными, как его ранние работы в стиле "ар нуво". С 1903 года Муха совершил несколько поездок в США, где работал как живописец и педагог.

После образования Чехословацкой республики (1918) её правительство поручило Альфонсу Мухе разработать дизайн национальной валюты, первую серию почтовых марок, один из вариантов государственного герба, правительственные бланки и конверты. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги - Муниципального дома, отелей "Европа" и "Империал", создает эскиз витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.

В 1928 году Муха подарил Праге и чешскому народу большой цикл из 20 гигантских картин "Славянская Эпопея", посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов). С целью создания «русских» работ Муха предпринял поездку в Россию в год празднования 300-летия дома Романовых (1913). Художник познакомился с Санкт-Петербургом и Москвой.

В 1936 году он опубликовал свои мемуары. После вторжения немцев в Чехословакию (1939) гестапо арестовало Альфонса Муху одним из первых. Последней его работой стала «Клятва об объединении славян» (1939). Художник умер 14 июля 1939 года, похоронен на пражском Вышеградском кладбище. В 1998 году в чешской столице был открыт музей Альфонса Мухи. Интересно, что сам Альфонс Муха всячески отрицал свою близость к модерну. Для него принадлежность к какому-либо стилю в искусстве - означает потерять собственную индивидуальность. Он не хотел, чтобы его запомнили только мастером "красивых вещей". "Славянский эпос" он называл главным делом своей жизни. И тем не менее, в истории искусства Альфонс Муха остался как художник эпохи модерна.

Париж

В Парижском Музее Люксембург открылась выставка знаменитого чешского художника Альфонса Марии Мухи, одного из лидеров течения «модерн», который в разных странах называют «ар-нуво», «югендштилем», «либерти» или «тиффани». В экспозиции представлено около двухсот работ живописца, который был также декоратором, дизайнером, скульптором, плакатистом, фотографом, философом-мистиком, масоном и педагогом.

Декоративные работы Мухи пользовались колоссальным успехом во всем мире. Он оформлял интерьеры, работал для известных ювелиров, иллюстрировал книги и журналы, рисовал этикетки и виньетки, изобретал рекламу шоколада, шампанского, мыла, бисквитов, велосипедов и т.д. Все это тиражировалось в тысячах экземпляров по всему миру.

Художник-визионер видел особую миссию, подчеркивают кураторы парижской ретроспективы, в сплочении славянских народов. Он верил, что их объединению в интересах всего человечества поможет искусство, имеющее общие византийские корни. Один из главных разделов нынешней выставки - «Муха - патриот». «Художник, - говорил он, - должен хранить верность своим национальным корням».

Едва ли не своим высшим творческим достижением мастер считал «Славянскую эпопею» - масштабный цикл из двадцати картин. На них запечатлены важнейшие, с его точки зрения, эпизоды в истории славян разных стран. Центральное полотно «Отмена крепостного права на Руси» композиционно во многом повторяет суриковское «Утро стрелецкой казни». Любопытно, что финансировал этот грандиозный проект американский предприниматель-миллионер Чарльз Крейн.

Уроженец небольшого городка Иванчице в Моравии, входившей в состав Австро-Венгерской империи, Муха учился в Вене, Мюнхене, а затем в Париже. В этих городах - а потом и в Нью-Йорке - он стоял у истоков славянских ассоциаций, обществ и клубов.

В Париже Муха примкнул к «Салону ста», который собирал литературно-художественную богему - Тулуз-Лотрека, Боннара, Малларме, Верлена, изобретателей кинематографа братьев Люмьер. Какое-то время он делил свою парижскую мастерскую с нищим Полем Гогеном, который вернулся с Таити и готовил выставку последних работ. Тот же Гоген и известный чешский художник Франтишек Купка порой служили Мухе моделями.

Слава пришла к нему в одночасье. В 1895 году он написал афишу для великой актрисы Сары Бернар, которая играла в пьесе Викторьена Сарду «Жисмонда» в театре «Ренессанс». Плакатами был заклеен весь Париж. В дальнейшем Муха в течение нескольких лет придумывал афиши, костюмы и декорации для спектаклей «Медея», «Дама с камелиями», «Самаритянка», «Тоска», «Гамлет», «Лоренцаччо». Его работы, утверждали арт-критики, оказались глотком свежего воздуха для парижской сцены.

Во многом благодаря гениальному дизайнеру, в конце XIX столетия во Франции афиша заняла центральное место в изобразительном искусстве. «Я предпочитаю быть популярным иллюстратором, - подчеркивал живописец, - а не апологетом искусства для искусства». И в годы бурного расцвета авангардистских течений в Европе он неизменно выступал в защиту фигуративной живописи.

На рубеже XIX–XX веков широкой публике кружили голову так называемые «женщины Мухи». Как отмечают искусствоведы, в своих работах художник отразил славянский тип - красавиц томных, чувственных, загадочных, экзотических, с пышной копной волос. Они часто символизировали виды искусства, времена года, знаки зодиака или драгоценные камни. Их популярности способствовало и то, что в те годы Францию, напоминают искусствоведы, захлестнула волна славянофильства. Ее кульминация пришлась на визит в Париж в 1896 году российского монарха Николая II.

В России чешский мэтр получил широкую известность сразу после первой выставки работ в Петербурге в 1898 году. Тогда же волжское пароходство заключило контракт с французской фирмой Ruinart на рекламу шампанского, придуманную опять-таки Альфонсом Мухой.

В нашей стране художник побывал в 1913 году в канун празднования 300-летия Дома Романовых, собирая материал для «Славянской эпопеи». В то время великая княгиня Елизавета Федоровна Романова поддерживала «Русский православный модерн», который был так созвучен чешскому художнику. Муха посетил Петербург и Москву - Третьяковку, Троице-Сергиеву лавру, побывал в гостях у своего друга, художника Леонида Пастернака, в тот день, когда его сын Борис отмечал выход своего стихотворного сборника. В России гостя поразило то, что повсюду он видел свои афиши и плакаты.

По свидетельству очевидцев, он увидел, что в нашей стране проснулся «исконный русский дух». В дальнейшем во время голода в России в начале 20-х годов для международного общества «Помгол» («Помощь голодающим») он написал картину-плакат Russiа restituenda («Россия возродится»). На ней он изобразил молодую мать с умирающим на руках ребенком.

После оккупации Чехословакии фашистской Германией в марте 1939 года Муха попал в гестаповские списки как «опасный патриот - художник». Его арестовали в числе первых, вскоре после допроса он заболел пневмонией и умер 14 июля 1939 года, не дожив нескольких дней до своего 79-летия.

Картина «Лето» из серии «Времена года» Альфонса Мухи, на выставке в музее в Люксембургском саду Ксения Гулиа/RFI

В музее в Люксембургском саду в сентябре открылась ретроспектива одного из наиболее прославленных представителей ар-нуво Альфонса Мухи. Это первая с 1980 года парижская выставка, посвященная выдающемуся чешскому художнику - автору театральных афиш, иллюстраций, ювелирных украшений и монументальной «Славянской эпопеи», переданной в дар Праге. Организаторы выставки поставили себе целью показать все разнообразие творчества Мухи.

Первое, что бросается в глаза в биографии Альфонса Мухи, - это, конечно, череда намеков судьбы и случайностей - как трагических, так и счастливых.

Муха родился в 1860 году в городке Иванчице в Моравии, которая тогда была частью Австро-Венгерской империи. С детства он увлекался живописью, но провалил вступительные экзамены в пражскую Академию. Эта неудача не поколебала его решимость стать художников. Муха вернулся в родной Иванчице и начал изготавливать декорации и афиши для местного любительского театра.

Молодого художника скоро заметили и пригласили в Вену в качестве театрального декоратора. В 1881 году венская карьера Мухи резко прервалась - после трагического пожара в «Рингтеатре», унесшего жизни около 400 человек. Этот театр был одним из основных заказчиков мастерской, где работал Муха. Фирма понесла огромные финансовые убытки, из нее уволили Муху и еще несколько сотрудников.

Это трагическое происшествие потрясло Муху. Художник покинул Вену и отправился в моравский городок Микулов. Здесь он получил свои первые крупные заказы от графа Карла Куэна-Беласи, в том числе на роспись его дворца. Граф, восхищенный талантом художника-любителя, оплатил ему учебу в Мюнхене, а затем и в Париже, где Муха обосновался в 1887 году. В столице Франции Муха поступил сначала в художественную Академию Жюлиана, затем - в Академию Коларосси.

Однако совсем скоро, в 1889-м, из-за финансовых трудностей граф Куэн-Беласи прекратил денежные переводы своему протеже. Чешский художник остался в Париже фактически без средств к существованию. Это заставило его прервать учебу и начать зарабатывать изготовлением всевозможных иллюстраций для парижских и пражских изданий. Его мастерская находилась над кафе мадам Шарлотты на улице Гранд-Шомьер. Одно время Муха делил ее с Полем Гогеном, оказавшимся фактически без копейки после возвращения из Таити.

Настоящий прорыв в судьбе Альфонса Мухи произошел 1 января 1985 года, когда по всему Парижу появились его афиши премьеры спектакля «Жисмонда» с великой Сарой Бернар. Эту афишу театр «Ренессанс» заказал Мухе в последний момент, 26 декабря. Эта работа мгновенно прославила Муху. По воспоминаниям современников, Сара Бернар, увидев афишу, сказала: «Как красиво! Теперь вы будете работать для меня, со мной. Я вас уже люблю». Чешский художник подписал шестилетний контракт с «божественной Сарой» и делал афиши и для других спектаклей с ее участием («Медея», «Дама с камелиями», «Гамлет» и другие).


Афиши к спектаклям «Дама с камелиями» и «Жисмонда» Альфонса Мухи Siegfried Forster / RFI

Эти знаменитые плакаты с Сарой Бернар и другие иллюстрации Альфонса Мухи можно увидеть на выставке в Люксембургском саду. Всего здесь выставлено около двухсот его работ - от упаковки печенья и рекламы шампанского до больших полотен его позднего периода, когда Муха обратился к истории славянских народов. В центре творчества Мухи неизменно - женские фигуры.


«Муха понимал, что женские образы всегда привлекают внимание, - говорит в интервью RFI куратор выставки, хранительница пражского Фонда Мухи Томоко Сато. - Возможно, именно поэтому в центре его творчества женщины, которых он окружал цветами и другими природными мотивами. Именно это и стало узнаваемым декоративным „стилем Мухи“. Он часто использовал разнообразные круги, изогнутые линии, экспериментировал с этими формами, чтобы передать свой месседж. Как иллюстратор и рекламщик, он использовал эти приемы, чтобы заинтересовать широкую публику. Но эту технику он перенес и в более поздние свои работы».

Альфонс Муха прославился в первую очередь как иллюстратор и декоратор. Организаторы выставки подчеркивают, что его поздние исторические полотна пока малоизвестны, особенно во Франции. Именно им они хотели уделить особое внимание. Один из залов выставки называется «Муха, патриот». В нем, например, работа Мухи под названием «Франция целует Богемию» 1918 года, посвященная образованию Чехословакии и освобождению от Австро-Венгрии. Но самое известное позднее произведение Мухи - это серия «Славянская эпопея» - двадцать монументальных полотен, которым он отдал почти двадцать лет своей жизни. Они посвящены разным эпизодам истории и мифологии и проникнуты идеями панславизма.

«Муха родился в 1860 году, когда националистическое движение на его родине переживало подъем. Как и все представители своего поколения, Муха был националистом, - рассказывает Томоко Сато. - Независимость своей страны он считал высшей целью, и он хотел способствовать этому движению как художник. Это было сначала. Муха рос как человек, приобретал новый опыт, работал во многих местах, в Париже он познакомился с новыми идеями. Его националистические взгляды трансформировались в более гуманитарные и пацифистские идеи. Это и стало отправной точкой для создания „Славянской эпопеи“ и других его поздних работ».

Выставка работ Альфонса Мухи проходит в Люксембургском саду в Париже до 27 января 2019 года. Музей открыт каждый день, без выходных. Стоимость входного билета 13 евро. Предусмотрены скидки.

После значительного перерыва в два года Славянская Эпопея вновь представлена в Праге всем любителям искусства. В здании Муниципального дома проходит выставка, на которой представлены также и другие работы Альфонса Мухи. Двери выставки открыты с 19 августа 2018 до 13 января 2019 года. Стоимость билетов для взрослых - 250 крон, для детей старше 6 лет и студентов - 100 крон. Есть возможность приобрести входной билет на семью, куда входят 2 родителя и не более 3-х детей, за 500 крон, а также записать группу школьников по цене в 50 крон за 1 ученика. Обзор выставки с участием гида проводится группами, по 80 крон с человека. Куратором выставки назначена Магдалена Юржикова.

Славянская эпопея |


Выставочная площадка в Муниципальном доме - одно из наиболее презентабельных пространств Праги, а стиль ар-нуво как нельзя лучше подчеркивает художественный стиль, в котором писал Альфонс Муха. Неудивительно, что выставка, столь сильно отражающая славянские традиции, которыми вдохновлялся художник, проходит именно в год, когда Чехословакия отмечает 100 лет своей государственности.


Славянская эпопея |


После успеха выставки Альфонса Мухи в Национальном художественном центре Японии, где его полотна увидели более 660 тысяч зрителей, есть новая возможность для всех желающих увидеть большую часть работ известного художника в завораживающей атмосфере Муниципального дома Праги.


Славянская эпопея |


Архитектурные особенности выставочного пространства позволяют глубже понять технические стороны работ Альфонса. Организаторы постарались представить классическую коллекцию полотен с новой точки зрения, доказывая, что эпопея все также актуальна, как во времена своего создания.


Top