Выставка армения легенда бытия. Выставка "Армения

Которая проходит в Государственном Историческом музее. Здесь посетители смогут увидеть интереснейшие экспонаты связанные с историей этой страны. Сегодня мы расскажем вам о христианском периоде в истории Армении. Христианство пришло в Великую Армению во второй половине I века н.э. Святое Евангилие в древней армянской земле проповедовали двое из двенадцати апостолов.

Фрагмент. Крест. Западная Армения. X-XII вв. Серебро, эмаль, самоцветы, дерево; золочение.


В 311 году христианская Армения в первый раз выходит на поедоносную битву за свою веру против римского императора Галерия. В 405 году ахимандрит Св. Месроп Маштоц создал армянский алфавит, положивший начало переводческой деятельности и созданию собственно армянских трудов по богословию, философии, просвещению и научной литературе.

Хачкар с надписью. 1477 г. Туф.

Хачкар в виде крылатого креста. На поверхности - датированная памятная надпись.


История возникновения хачкаров уходит корнями в ранний период христианской истории Армении и берет свое начало от крестов-монументов, которые в IV веке водружались на столбах или колоннах на месте разрушенных древних языческих святилищ в знак победы христианства. Широкое распространение хачкары получили с IX века, вытеснив другую форму мемориальных сооружений, принятую в VI-VII веках, - стелы с изображениями сакральных сцен. Сначала стелы с крестами устанавливали на перекрестках дорог для напутствия проходящих, как символ защиты и покровительства. В IX веке и позднее, когда сформировалась классическая композиция хачкаров, они были наделены разнообразными функциями. Часто они служили надгробными памятниками - их устанавливали в изножье у надгробных плит. Сооружали хачкары для «ходатайства перед Богом», «за спасение души», «для отпущения грехов», «для здравия и благополучия» и т.д.

Евангелие. Мокс, с. Пасаванк. 1447 г. Писец и художник Исраэль. Бумага.
Открыта на миниатюрах «Генеалогия» и «Жертвоприношение Исаака».


Подавляющее большинство армянских рукописных книг - это евангелия, библии и другие церковные сочинения. Большой комплекс рукописей составляют труды по философии, теологии, грамматике, истории. Со временем появились сборники, включающие одновременно памятники агиографии, труды античных авторов и отцов Церкви, а также сборники по известным в средневековье отраслям знаний: по медицине и географии, метеорологии и астрономии, математике.

Иллюстрировать рукописи начали в конце VI - начале VII века. Целиком иллюстрированные книги сохранились с IX века - в это время происходило становление системы художественного оформления Евангелия, намечались основные направления в армянской книжной живописи.

Фрагмент. Лекционарий. Арцке. 1450 г. писец Ованес, художник Минас, получатель махтеси Степанос. Бумага.


Махтеси - (армян., буквально: видел смерть, в смысле Гроб Господень) - у армян почетное звание тех пилигримов, которые посетили Иерусалим для поклонения Гробу Спасителя. У таких лиц на руках, в доказательство посещения Иерусалима, имеются татуированные знаки, изображающие разные сцены из земной жизни Спасителя.

Лекционарий - богослужебная книга, сборник фрагментов текстов Священного писания, расположенных согласно порядку церковного года, и применяемая во время богослужений для библейский чтений. Возникновение лекционариев различные исследователи относят к III - VIII вв.

Фрагмент. Посох патриарший. Смирна. 1781 г. Серебро, рубины; золочение.

Фрагмент. Сосуд для миро в виде голубя. Константинополь. 1791 г. Серебро, гранат; золочение.


Приходите в музей, и страницы истории древней страны Армении предстанут перед вами.

Выставка продлится до 13 июня 2016 года.

Адрес : Выставочный комплекс Исторического музея. Площадь революции, д. 2/3.
Режим работы : пн, вт, ср, чт, вс, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30) пт, сб, с 10:00 до 21:00 (касса до 20:00)
Цена билета : 300 рублей. Есть льготы. Подробности .
Лица, не достигшие 16-летнего возраста, вне зависимости от гражданства - бесплатно .
В последнее воскресение каждого месяца входной билет для студентов дневной формы - 10 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

  • Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 9.

    В Государственном Историческом музее проходит выставка «Аристократический портрет», который обязательно надо посетить, а мы продолжаем…


  • Открытие Артиллерийского двора Исторического музея на летний период - отчет.

    Вчера состоялось торжественное открытие экспозиции Артиллерийского двора Исторического музея на летний период. Сама экспозиция расположилась дворе…


  • Директор Исторического музея считает, что Нотр-Дам погиб безвозвратно.

    Собор Парижской Богоматери утрачен безвозвратно, возродить то, что погибло в огне, невозможно, после реставрации это будет уже новодел. Такое мнение…

  • Выставка «Коллекция «Война и мир» от AXENOFF» - отчёт.

    В Музее Отечественной войны 1812 года филиале Государственного Исторического музея открылась выставка ювелирных украшений, созданных для съемок…

  • Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 8.

    В Историческом музее продолжает свою работу выставка «Аристократический портрет», а мы продолжаем прогулку по это замечательной…

  • Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 7.

    И вот мы вновь возвращаемся в залы Исторического музея на выставку «Аристократический портрет». Сегодня мы покажем портреты семьи…

Уникальная выставка «Армения. Легенда бытия» , организованная при содействии Министерства культуры Республики Армении и Министерства культуры РФ, впервые представляет широкой российской аудитории более чем сто шестьдесят уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении: Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.

Выставка пройдет с 10 марта по 13 июня в Историческом музее на Красной площади Москвы.

Музей Истории Армении представляет на выставке богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа – со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений.

Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции – охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие – складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.

В числе экспонатов выставки – памятники Араратского царства (Урарту), могущественного армянского государства древности, расположенного на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. – II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты – высокохудожественное произведение искусства конца II – начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.

Армения – первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII–XV веков.

Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры – евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя – первого главы Армянской Апостольской Церкви. На миниатюре в «Грамматике» армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца – создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке. Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства – ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII – XIX вв. из разных уголков Армении.

Об одном из самых трагических событий истории XX века – Геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.

Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.

В Государственном историческом музее открылась выставка «Армения. Легенда бытия». Впервые широкой российской аудитории представлены уникальные экспонаты из фондов трёх ведущих музеев республики - Института древних рукописей «Матенадаран», Музея истории и музеев первопрестольного святого Эчмиадзина. Экспозиция позволяет посетителям глубже познакомиться с историей и культурой древнего народа. Открыли выставку министры культуры двух стран.

«Идея этой выставки зародилась буквально два года назад в 2014 году, когда на форум "Музеи России и Армении. Диалог культур" собрались все лидеры - директора ведущих музеев Армении и России», - комментирует министр культуры Республики Армения Асмик Погосян.

После переговоры и приезд богатейшей коллекции артефактов в Россию.

«160 экспонатов нашли своё выставочное пространство здесь, охватывающее весь период - до конца XIX века, развития армянской цивилизации», - рассказывает министр культуры России Владимир Мединский.

Возраст самых ранних экспонатов - 500 тысяч лет. Это орудия труда первобытных людей. Рядом более поздние символы - женского божества плодородия, мужчины-воина. Еще одна эпоха - древнее государство Урарту.

«Здесь представлены уникальные периоды эпохи Урарту. Эта империя построена была на оружии. Причём, самое интересное, если посмотреть на него, то мы сразу вспомним знаменитые кавказские кинжалы, которые до сих пор сохранили уникальную треугольную форму лезвия», - говорит директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Доминантой выставки называют крест с мощами Георгия Победоносца. Создан он был в 1746 году в Западной Армении.

«Очень много ювелиров и мастеров, которые занимались с металлом. И вот один из экземпляров тех мастеров, которые работали в основном в городе Ван. К сожалению, после геноцида все эти мастерские не существуют. Это школа потеряна», - рассказывает иерей Асогик Карапетян, директор музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

Но мастера пытаются вновь овладеть утраченным искусством. Армянский крест с абсолютно одинаковыми гранями. По традиции из центра исходят лучи, и получается лучезарный крест - символ Иисуса Христа.

Если переводить с армянского, в слове «хачкар» совмещены понятия креста и камня, такие памятники - этот создан в 1477 году - берут своё начало от монументов, которые в IV веке ставились на месте древних языческих святилищ. Хачкары называют символом национальной культуры Армении.

В армянской истории немало печальных страниц. Но самая чудовищная - геноцид 1915 года. Фотографии и документы напоминают о тех страшных событиях, которые живут в памяти армянского народа.

Всего 62 фото

На эту выставку я, поначалу, стремился исключительно из интереса к одному широко известному древнему артефакту, представленному в ее экспозиции - серебряному кубку из Карашамба... Я восторге от искусства торевтики - древних орнаментальных чеканных рельефных изображений на изделиях по серебру и золоту и этот кубок надо было обязательно посмотреть.... Кстати, чего, только стоила на эту тему феерическая выставка в ГИМ показанная года три назад!… До сих пор с удовольствием вспоминаю эту выставку и ее уникальные чеканные рельефы "фракийского золота".

Думая, что дело ограничится лицезрением лишь этого самого кубка из Карашамба, я, однако, был удивлен, что выставка «Армения. Легенда Бытия» оказалась комплексной, мощной, цельной и очень богатой на множество интереснейших экспонатов. Мало того - речь шла, по большому счету, не об Армении, а о земле, где творилась та самая изначальная История Древнего Мира - земле Армянского нагорья, откуда происходили самые глубокие корни человеческой цивилизации...

Короче, я «завис» на выставке часа на четыре. Фактически - все до одного экспоната представляли исключительный неподдельный интерес и понудили меня изменить свое изначальное субъективное отношение к выставке и воодушевили на подробную фотосъемку. Я получил исключительное наслаждение от общения с этими богатейшими и редчайшими археологическими находками. Как всегда, при обработке фотографий артефактов, я «вновь и по-новому» погружался в образы этих древних цивилизаций, их миры и узнавал для себя все больше нового и захватывающего. Ранее я думал, что ограничусь одним постом об этой выставке, но, постепенно, у меня сама собой вызрела идея попытаться отразить все свои масштабные впечатления об этой выставке, а это уже тянуло на целую серию постов. И дело тут даже не в желании сделать банально подробный обзор выставки и увеличить количество публикаций в ЖЖ, а в явном моем ощущении "комплексности" «выставок в выставке» - до такой степени экспозиция была насыщенной и разнообразной. К примеру, мы можем увидеть уникальнейшую коллекцию армянских рукописных книг XIII-XVIII вв., которые можно рассматривать и принимать бесконечно, поэтому я решил выложить ряд постов в логической исторической последовательности и, одновременно, выделить тематику. Таким образом, при наличии понятного оглавления читатель может сразу выбрать ту тему интересов, которая ему наиболее близка и любопытна. Ну, чего уж там говорить, - давайте же приступим к осмотру выставки «Армения. Легенда Бытия», что так нежданно пришлась мне по душе.


Основных залов на выставке - три. Есть еще два - о декоративно прикладном искусстве Армении (№4) и один узкий, центральный - о геноциде армян Османской империей в 1915-1923 гг. - прямо напротив входа в экспозиционное пространство выставки.
02.

Первое, что видит зритель, оказавшийся на выставке - далекий и недоступный заснеженный Арарат в дальнем конце этого коридорного зала.
03.


04.

Сердце, от этого вида и темно-фиолетово-чернильных стендов, слегка неосознанно сжимается от неведомой тоски… Но, сюда мы пока не пойдем, а отправимся в зал №1. Здесь все начинается с палеолита и охватывает эпоху бронзы и железа Армянского нагорья. И именно здесь находится вожделенный для меня серебряный кубок из Карашамба.

Палеолит

Собранные археологами данные позволяют наметить сценарий заселения территории Армении в палеолите. На стоянке Карахач люди с раннеашельскими индустриями жили уже 1,85-1,77 миллионов лет назад. Это древнейший на сегодня памятник ашельской культуры в Евразии.
05.

Потомки ашельских первопоселенцев с более совершенными индустриями ранне-и среднеашельского типа продолжали обитать в Армении по меньшей мере 700 тысяч лет назад. Около 500-300 тысяч лет назад здесь широко расселяются создатели позднеашельских индустрии с ювелирно отделанными рубилами - они найдены в десятках мест.

Ручные рубила. Даштадем. Ашель (500-300 тыс. лет назад). Дацит. Верхнеашельская стоянка. Северо-запад Армении. Музей истории Армении.
06.

Следы среднего палеолита в Армении менее отчетливы, что является, видимо, следствием ухудшения климата - недаром в это время начинается заселение пещер. Первые индустрии, создававшие орудия с пластинчатыми сколами, фиксируются около 100 тысяч лет назад. Появление создателей новых среднепалеолитических индустрии отмечено 35-40 тысяч лет назад, уже в верхнем палеолите, когда климат Армении стал еще менее приветливым; в этот период выявлены два интервала обитания - 24-35 тысяч лет назад и 16-18 тысяч лет назад.
07.

Нуклеус. Ани-Пемза. VIII-VII тыс. лет до н.э. Обсидиан. Нуклеус - ядрище, камень, с которого скалывались пластины - заготовки для орудий. Музей истории Армении.
08.

Ранняя бронза

В юго-западной части Армянского нагорья найдены поселения, свидетельствующие о развитии земледельческих и скотоводческих сообществ, относящихся к IX тысячелетию до н.э. Начиная с этого времени и на протяжении нескольких тысяч лет долины рек постепенно заселяются и осваиваются. В эту эпоху вся территория Армении уже представлена густой сетью поселений, относящихся к древнейшей шенгавитской, или куро-аракской, культуре. Ее памятники разбросаны как на низменностях, так и в предгорных и высокогорных районах.
09.

О монументальной архитектуре шенгавитской культуры свидетельствует ряд обнаруженных храмовых построек. Комплексы этих святилищ расположены в центре поселений, вокруг каменных или кирпичных башен. Найденные в них женские статуэтки, фигурки быков, подставки ритуальных подковообразных очагов, заканчивающиеся изображениями голов овнов, а также подставки очага в виде фигурок быков свидетельствуют, что в шенгавитском обществе были распространены культ Великой Матери и почитание животных, символизирующих плодородие.

Эпоха средней бронзы (2400/2300-1500 гг. до н.э.)

Примерно к началу третьей четверти III тысячелетия до н.э. на территориях в бассейне реки Араке и к северу от него уже не встречаются памятники, относящиеся к шенгавитской культуре. Для последующей, так называемой ранней курганной культуры характерны как находки сосудов и оружия, относящихся к предыдущему историческому периоду, так и материалов, ранее не встречавшихся. По этой причине время распространения курганов в одних случаях относят ко времени первого этапа средней бронзы, в других - к переходному этапу. Одна из основных особенностей указанного времени - резкие изменения в социальной жизни обществ, населяющих описываемый регион. Еще одна особенность - очень большие курганы с богатым инвентарем, сооруженные для захоронения одного человека.

Фигурка женщины (1). Мохраблур. Конец VI - начало III тыс. до н.э. Глина. Статуэтка символизирует женское божество, связанное с земледельческим

Фигурка мужчины (2). Шангавит. Начало III тыс. до н.э. Глина. Статуэтка относится к позднему периоду ранней бронзы, когда развитие хозяйства привело к подъему скотоводства, роль мужчины и воина приобрела особое значение.
10.

В основной части нагорья этот переходный этап формирования культурной среды заканчивается на рубеже XXIII—XXII веков до н.э. Начинается вторая волна создания древнекультурной общности, которая связана с распространением комплексов, относимых к новой, так называемой трехк-ванадзорской культуре - они также в основном представлены курганами. «Царские захоронения» трехк-ванадзорской культуры отличаются необыкновенной роскошью и свидетельствуют о появлении в регионе древнейших государственных образований.
11.

Карас. Шенгавит. Конец VI - начало III тыс. до н.э. Глина.
12.

Сосуд в виде широкобедрой беременной женщины с выступами в виде женской груди.
13.

Заштрихованные треугольники - символы плодородия и материнства. Сосуд посвящен раннеземледельческой культуре и идее плодородия и использовался в культовых обрядах, имеющих цель защитить, уберечь приплод или урожай.
14.


15.

Антропоморфная фигурка. Фрагмент очага. Арич. III тыс. до н.э. Глина. Стилизованное изваяние ритуального очага в виде головы с длинным носом. Глаза сделаны накладными с рельефными колечками с маленькой точкой в центре. Рот отмечен бороздкой.

Этот домашний идол у меня вызвал какое-то особенное волнующее впечатление - как будто он до сих пор обладает "сознанием", чувствами и что-то хочет тебе сказать...
16.

Статуэтка - часть культового подковообразного очага. Подобные очаги, относящиеся к раннему бронзовому веку, являлись жертвенниками для совершения ритуалов, связанных с земледельческими культами.


Очажная подставка. Аревик. III тыс. до н.э. Глина. Очаг и очажные подставки помещались в центре жилища и являлись символом семейного благополучия. Культ очага продолжал существовать до Нового времени.
19.

Топор-клевец является универсальным оружием и орудием, комбинирующем на обухе топор-мотыгу, и топор-кирку. Во время военных походов такое орудие пригодно как для строительства временных сооружений, так и для разрушения захваченных вражеских укреплений.
21.

Остаток деревянной рукояти с бронзовым наконечником украшен треугольными выемками и выгравированной свастикой.
24.


25.

Кубок из Карашамба

Наиболее яркий памятник эпохи средней бронзы - серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов, в прошлом чудом избежавшего ограбления.
26.

Кубок из Карашамба. XXII-XXI вв. до н.э. Серебро.
27.

Карашабский некрополь - один из крупнейших в Закавказье. Своим названием он обязан селу, расположенному на холмистом плато примерно в 30 километрах к северу от Еревана. Погребение XXII-XXI веков до н.э. принадлежало вождю мощного племенного союза. В загробный мир его сопровождали жертвенные животные и птицы, а также богатейший набор предметов: утварь, оружие, знаки царской власти, драгоценные украшения. Бронзовый кинжал и два комплекта медных лат составляли его вооружение, дополнявшееся серебряной секирой и парадным штандартом с навершием - символами власти. Но самое главное - два роскошных кубка, золотой и серебряный, подлинные шедевры древней торевтики.

Сейчас мы рассмотрим "Кубок из Карашамба" подробно, внимательно и со всех сторон.


Кубок, выполненный из тонкого серебряного листа, высотой всего 13 сантиметров. Сверху донизу, включая придонную часть и ножку, он опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции на кубке - охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие -складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.

Главная сцена верхнего фриза - охота на вепря, в тело которого вонзилась стрела. Опираясь на колено, охотник вновь натягивает лук. Раненого вепря спереди терзает лев, сзади - барс; за этой сценой следят другие львы и барсы. Позади охотника изображена собака с веревкой на шее.
29.

На втором фризе представлены три сцены: ритуальное действо, военное столкновение и пленение побежденных врагов. Главное действующее лицо первой сцены - восседающий на троне царь (или бог?). Перед ним - жертвенники с ритуальными сосудами и жрецы, подводящие к жертвеннику оленя. Изображение месяца под животом оленя символизирует жертву.
30.

Эту ритуальную сцену довершают слуги с опахалами за спиной царя и играющий на лире музыкант. Цель ритуала - вымолить победу в военном столкновении между копьеносцами и меченосцами. Третья сцена посвящена победному шествию копьеносцев, которые ведут перед собой обезоруженного пленника.
31.

На третьем фризе главное действующее лицо - царь на троне с секирой в руках. Солнечный диск над ним символизирует его божественное происхождение. Перед ним выложены военные трофеи и изображен ряд обезглавленных тел врагов. Слева - сцена обезоруживания побежденного царя, справа - ему наносится последний удар. Затем изображен ряд обезглавленных врагов, направляющихся в загробный мир.
32.

Шествие замыкает аллегорическое изображение мифического львиноголового орла Анзуда. Это фантастическое существо в древней шумеро-аккадской мифологии связывалось с войной и потусторонним миром. Следующее изображение представляет льва, терзающего козла, - этот символический образ победы отражает мощь победителя.
33.

На четвертом фризе изображен ряд следующих друг за другом львов и барсов.
34.

Пятый фриз - орнаментальный. На шестом, расположенном на ножке кубка, изображен одинокий лев и следующие за ним пары львов и барсов.
35.

По целым группам признаков (морфологических, орнаментальных и др.) карашамбский кубок - произведение искусства малоазийско-закавказского культурного круга при заметном месопотамском влиянии.
36.

Я получил удивительное впечатление - как будто неведомый мастер говорил со мной своими удивительными рельефами и сюжетами. Именно такие артефакты живут вечно...
37.


38.


39.

40.

Кувшин. Арцваберд. XIX-XVIII вв. до н.э. Глина. Сюжет росписи посвящен древнейшим астральным представлениям о небесной и земных сферах. Верхняя сфера - небесный океан, представлена волнистыми линиями, бегущими по основанию шейки. Два нижних пояса с зигзагообразными линиями и треугольниками содержат идею земли и «нижней» воды- океана.
41.

Кувшин. Аруч. XIX в. до н.э. Глина. Композиция росписи соответствует трехчастному единству Вселенной: волнистые линии символизируют молнию, дождь; свастика и птицы - солнце, треугольники - землю и горные пики.

Одно из имен Армении - Карастан, страна камней. А есть еще вариант - страна говорящих камней. Тут явно имеются ввиду хачкары. Вертикальные каменные плиты с орнаментами и крестом. Их стали устанавливать на месте будущих церквей еще в IV веке, во время укоренения христианства в этом краю. Хачкары в Армении делают до сих пор. Узнать ближе одно из древнейших христианских государств мира, увидеть уникальные артефакты прошлого позволяет выставка "Армения. Легенда бытия", она открылась в Москве, в Государственном историческом музее. Три ведущих музея Армении предоставили редчайшие свои экспонаты.

Специалисты из Матенадарана, Института древних рукописей, доставили в Москву 25 артефактов. Потемневшие от времени библии, молитвословы. Самый ценный экспонат из Музея истории Армении - серебряный кубок XXII века до нашей эры. Таких в мире единицы. Украшен в несколько ярусов - здесь сцены из жизни безымянного царя: вот он на охоте, воюет, пирует, приносит жертву богам.

"Вещь уникальная и крайне информативная. Даже по тому, сколько оружия здесь изображено, можно составлять типологию, потому что все изображено очень четко и видно, какая рукоятка и какой клинок", - рассказывает заведующий сектором отдела археологических памятников Исторического музея Александр Мошинский.

Из Музея истории Армении прибыли и вот эти миниатюрные идолы, мраморная статуя богини Афродиты конца II века до нашей эры. А эти вещи сделаны шестью веками ранее. Шлем, щит и колчан принадлежали царям государства Урарту. И доминанта выставки - крест с мощами Георгия Победоносца из сокровищницы Эчмиадзина. Реликвия 1746 года.

"Очень много ювелиров и мастеров, которые занимались с металлом. И вот один из экземпляров тех мастеров, которые работали в основном в городе Ван. К сожалению, после геноцида все эти мастерские не существуют. Это школа потеряна", - отмечает директор музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина иерей Асогик Карапетян.

О геноциде, самом страшном периоде в истории армянского народа, на выставке рассказывают фотографии и документы тех лет. На них - разрушенные и утерянные навсегда памятники архитектуры и люди, которым повезло выжить. Среди сохранившихся артефактов, которые не встретишь нигде больше - хачкары.

Если переводить с армянского, в слове "хачкар" совмещены понятия креста и камня, такие памятники берут свое начало от монументов, которые в IV веке ставились на месте древних языческих святилищ. Хачкары называют символом национальной культуры Армении.

Это и обереги, и молитва, заключенная в камень. В центре крест, концы которого - обязательно с элементами цветения. По одному из апокрифов, после распятия Христа крест дал побеги и цвел до момента смерти Иисуса. Такой символ грядущего воскресения к жизни вечной называют не иначе как армянским крестом.




Top