Выставка кандинского в пушкинском. Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и "Синий всадник"

Название выставки «Василий Кандинский и Россия» не вполне убедительное. Красочность северорусского народного творчества – только один из источников вдохновения художника. Кандинский вдохновлялся также живописью импрессионистов и фовистов, музыкой Вагнера и Шенберга, поисками новой духовности Рудольфом Штайнером и новой выразительности немецкими экспрессионистами и т.д., учился у основоположника Мюнхенского сецессиона Франца фон Штука. Постичь его живопись невозможно без понимания того, что в его «внутреннем горении», напряженном творческом поиске переплавилось многое. Можно видеть в его картинах только эмоциональную красочность, идущую от фольклора, но при этом потерять их глубокий внутренний смысл. Можно пытаться искать в абстрактных фигурах исходные предметные изображения, но это все равно, что течь вспять. Можно увидеть в «Георгие Победоносце» коня, бедро и копье всадника, но важнее ощутить мажорное звучание ярких красок, символизирующих освобождение Света от власти Тьмы. Можно, наконец, вооружившись брошюрой Кандинского-теоретика «О духовном в искусстве», анализировать его работы, исходя из написанного им текста, и разложить его живопись на части. Но исполнится ли при этом его страстное желание, чтобы зритель оказался внутри картины, а не был сторонним наблюдателем? Не уверена. По какому бы одному пути не двигаться, оказываешься в тупике. Постичь живопись Кандинского – все равно, что постичь законы мироздания.
Выставка, где собраны несколько десятков работ из музеев Петербурга, Москвы, Омска, Тюмени, Владивостока, хороша тем, что дает возможность увидеть путь, по которому двигался сам художник – от конкретного впечатления к общей идее, от «импрессий» к «импровизациям» и «композициям». Видеофильм позволяет сопоставить реальный вид Мурнау, дом, где жили Кандинский и Габриэла Мюнтер, с живописными пейзажами. И те и другие вызывают схожие ощущения резкой контрастности освещенных и затененных частей. Художник усилил контрастность, введя дополнительные цветовые акценты, что не противоречит непосредственным впечатлениям. В «импровизациях» художник как музыкант соединяет разные мотивы: часть повозки, ладью, собаку, стрелков, меняет цвет, упрощает фигуры и предметы. В «Композиции VI» намек на ладью – Ноев ковчег еще можно найти. В картине, навеянной московскими впечатлениями, тройку в верхнем левом углу не смогла увидеть, как не пыталась. Кандинский соединяет различные абстрактные живописные элементы, чтобы выразить энергии и сущности мезо- и макро- масштаба: динамизм столичной жизни, разрушение старого мира и возникновение нового. Одни из картин сумеречные, другие сияющие выражают состояние духа и мира. Черные линии агрессивно вторгаются в цветовую гармонию, разрушая ее.
Кандинский казался художником вселенского масштаба. И вдруг совершенно неожиданно в живописных работах на стекле и фарфоре проявляется его изящество. Небольшие по формату картины на стекле вызывают нежные чувства. Вероятно, сказочные сюжеты с образом прекрасной дамы навеяны женитьбой 50-летнего художника на 20-летней Нине Андреевской.
Декоративный абстракционизм, уменьшенный до размеров фарфоровой чашки и блюдца, лишенный духовного пафоса, оказывается неожиданно изысканным благодаря точно выверенному соотношению цветных абстрактных элементов и белизны фарфорового круга. После выставки зашла в магазин ИФЗ посмотреть, что сейчас выпускается в абстрактном стиле. Нет, не то. Кандинский и в дизайне Кандинский.

Василий Кандинский. Импровизация 21а. 1911

Wikimedia Commons

В 1896 году 30-летний юрист Василий Кандинский отправился в Мюнхен изучать живопись. Большая часть его ученических работ того периода не сохранилась, но уже в первых дошедших до нас импрессионистических пейзажах цвет играет гораздо большее значение, чем форма.

В 1910-1912 годах он еще использует образы реального мира, которые передает с помощью геометрических фигур, но уже называет свои работы «композициями», «впечатлениями», «импровизациями».

Постепенно отказываясь от конкретных изображений в пользу полуабстрактных композиций, в 1910 году он создает первую серию картин, демонстрирующих принципы абстракционизма. Тогда же Кандинский пишет один из главных своих теоретических трудов «О духовном в искусстве», в котором рассказывает о психологической мощности чистого цвета и связях между живописью и музыкой. «Импровизация 21а» — хрестоматийная работа периода перехода от конкретного к абстрактному искусству. Несмотря на то что картина уже выглядит как абстракция, в ее очертаниях еще мелькают реальные предметы: гора, увенчанная башней, человеческая фигура.

Альманах и объединение «Синий всадник» (1911)

Василий Кандинский. Обложка альманаха «Синий всадник». 1911

Wikimedia Commons

В 1911 году Кандинский вместе со своим другом-художником Францем ом организовал группу «Синий всадник»:

«Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников», — говорил он о названии объединения.

Его членами стали такие художники, как , Марианна Веревкина и . Первая выставка объединения прошла 18 декабря 1911 года в мюнхенской галерее Танхаузер. В мае того же года «Синий всадник» издал альманах — в нем участники сформулировали идею грядущей «эпохи Великой Духовности», которая наконец объединит все виды искусства и культуры. Правда, после выхода альманаха группа успела провести еще лишь одну выставку. Через год у состоялась первая персональная выставка в Берлине, которую публика, мягко говоря, не поняла, чем повергла художника в глубокое уныние. Когда началась Первая мировая война, он покинул Германию, и на этом период «Синего всадника» в его биографии закончился.

«Композиция VII» (1913)

Василий Кандинский. Композиция VII. 1913

Wikimedia Commons

Седьмая «Композиция» считается вершиной творчества Кандинского довоенного периода и одним из главных его визуальных манифестов. Всего художник написал семь «Композиций», первая из которых была создана в 1911 году, а последняя — в 1939-м.

Несмотря на то что сама «Композиция VII» была написана всего за четыре дня, ей предшествовали около тридцати эскизов, с помощью которых детально был представлен процесс создания работы.

Она представляет собой вихрь цветов и геометрических форм, которые концентрируются вокруг овала, рассеченного прямоугольником. Некоторые искусствоведы видят в ней пересечение нескольких сюжетов — таких как Воскрешение из мертвых, Судный день, Всемирный потоп и Райский сад. Постоянно картина экспонируется в Третьяковской галерее.

«Вибрация» (1925)

Василий Кандинский. Вибрация. 1925 год

Wikimedia Commons

В 1922 году Кандинский вместе с женой Ниной приезжает в Веймар — преподавать в новой школе искусств «Баухауз». Через два года, правда, знаменитой школе пришлось переехать из-за нападок ультраконсервативных противников нового искусства (окончательно школу закроют фашисты в 1933 году). В этот период Кандинский пишет свой фундаментальный труд о воздействии геометрических фигур на психику человека — «Точка и линия на плоскости».

В «Вибрации» мы видим именно этот «контакт между острым треугольником и кругом», который художник называет «новым Адамом», тянущимся к Богу, как у Микеланджело.

Это довольно тяжеловесная, но математически выверенная композиция. Фигуры, среди которых доминируют круги, вписаны в сложную структуру. Со временем Кандинский откажется и от этой жесткой рамки.

«Красный узел» (1936)

Василий Кандинский. Красный узел. 1936

Wikimedia Commons

В 1928 году Кандинский принял немецкое гражданство, но когда в 1933-м к власти пришли нацисты, художник эмигрировал во Францию. С 1933 года он обосновался в Париже и окончательно разорвал отношения с академизмом. Отошел Кандинский и от строгих геометрических форм предыдущего периода, предпочитая теперь «биоморфные абстракции», которые свободно плавают по поверхности холста.

«Красный узел» стал одной из первых работ «нового» Кандинского.

Вскоре он вообще откажется от геометрических фигур, но здесь они еще присутствуют. Его картины по-прежнему были беспредметными, но в них появились новые мягкие линии и формы, напоминающие простейшие организмы.

Василий Кандинский. Синий всадник. 1903

Небольшая, по сравнению с более поздними монументальными полотнами, картина «Синий всадник» была написана Кандинским в самом начале его художественной карьеры. Можно сказать, что эта работа - одна из самых важных и знаковых не только для раннего периода творчества Кандинского, но и для всего его творческого пути.

Василий Кандинский. Пейзаж с радугой в Мурнау. 1909

16 декабря 2016 года исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Васильевича Кандинского (1866−1944) - выдающегося художника, педагога и основоположника абстракционизма. Этой дате посвящена и особая выставка: 20 декабря 2016 года в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась экспозиция, которая представила публике поистине уникальные произведения Василия Кандинского, выполненные в технике живописи на стекле, а также графические произведения 1915−1920 годов.


Василий Кандинский. Железная дорога в Мурнау. 1909

На выставке представлены работы московского периода, созданные с 1915 по 1920 годы, хранящиеся в различных музеях и частных коллекциях - серия абстрактных акварелей и около 27 так называемых «стекол».

В примитивистских сценках Кандинский возвращается к предметной тематике, к манере своих ранних символистских работ 1908−1909 годов. Художник назвал их «багателями», что в переводе с французского означает «пустячки», «мелочи»; часто это название использовалось для определения малых форм музыкальных произведений.

Василий Кандинский. День Всех Святых І. 1911

В «багателях» Кандинского можно отметить неоромантические приемы: декоративность, стилизацию, обращение к средневековым мифологическим образам. Всего в состав экспозиции включены более 50 произведений Василия Кандинского.

Василий Кандинский. «Амазонка с голубыми львами» (1918). Стекло, масло. Коллекция ГРМ

Помимо произведений Василия Кандинского, в состав экспозиции вошли семь работ супруги художника, Нины Кандинской: шесть - из собрания ГМИИ и одна - из Национального музея искусств Азербайджана, которые впервые будут показаны российской публике.

Знаменитая акварель мастера «Одному голосу» (1916) была написана после первого телефонного разговора Василия Кандинского с будущей женой, Ниной Николаевной Андреевской, в мае 1916 года. В сентябре того же года Кандинский впервые встретился с ней в залах Музея имени Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Василий Кандинский. Святой Георгий и дракон. 1915

Техника подстекольной живописи ставит сложные оптические и цветовые задачи - художник пишет маслом на обороте стеклянной основы, учитывая восприятие зрителем композиции «слева направо». Старинную технику «Hinterglasmalerei» Кандинский изучил и освоил в начале 1910-х годов в Баварии. «Картинки под стеклом» на протяжении столетий были практичной и доходчивой формой для изображения религиозных и исторических сюжетов, а также сценок из повседневной жизни.

Василий Кандинский. «Амазонка в горах» (1918). Стекло, масло. Коллекция ГРМ

Из девяти произведений малого формата в технике живописи на стекле и аппликации, хранящихся в собрании ГМИИ, шесть работ связаны с именем супруги Кандинского.

Ее опыты в этом жанре связаны с домашним семейным кругом, с совместными творческими занятиями. Зрители увидят первую работу Нины «Прогулка», которая, согласно оставленной Кандинским надписи на обороте, была выполнена 2 апреля 1917 года. Некоторые живописные стекла были сделаны ею по ранним рисункам мужа. Будет представлен фарфор с росписью по эскизам Василия Кандинского, созданный в 1920-х годах, а также образцы народного творчества, оказавшего большое влияние на художника: лубки, деревянные игрушки, подстекольная живопись из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина и частных коллекций.

Василий Кандинский. «Иматра». 1917. Бумага, акварель.

В 1917 году после свадьбы Василий и Нина Кандинские отправились в Финляндию, в местечко Иматра, известное своим водопадом. Под впечатлением от поездки Кандинский написал акварель «Иматра», которая также будет представлена на выставке в ГМИИ им. Пушкина.

Василий Кандинский. «Дама с цветком» (1917). Стекло, масло.
Коллекция Национального музея искусств Азербайджана

Среди участников проекта - Государственный Русский музей, Вятский художественный музей им. В.М. и А. М. Васнецовых, Яранский краеведческий музей, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века», Музей Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, Национальный музей искусств Азербайджана. Для самых любознательных посетителей поготовлено иллюстрированное издание со статьями научных сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина- Наталии Автономовой и Алексея Петухова. Также в издательстве «Искусство - XXI век» готовится к выходу в свет книга Нины Кандинской «Кандинский и я» в переводе Марины Изюмской.

Василий Кандинский. Эскиз к композиции «Красное с черным» (1915)
Бумага, акварель. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых

Выставка «Багатели» Василия Кандинского» в ГМИИ им. Пушкина будет открыта для публики до 12 февраля 2017 года.

Василий Кандинский. Красочная жизнь. 1907

Премия Кандинского - названы лауреаты

Рассказывая о Кандинском и новой выставке его уникальных работ, устроенной в честь юбилея, будет уместно сообщить читателям и о победителях десятого, юбилейного конкурсного года Премии Кандинского, имена которых объявили 14 декабря 2016 года. Из 9 финалистов победителями в трех номинациях стали:

Новые лауреаты Премии Кандинского - Таус Махачева, Виктор Мизиано, Андрей Кузькин.

«Проект года» - Андрей Кузькин, за проект «Право на жизнь». «Молодой художник. Проект года» - Супер Таус (Таус Махачева), за видеодокументацию перформанса «Без названия-2», исполненного персонажем-супергероем. «Научная работа. История и теория современного искусства» - Виктор Мизиано, за альбом-монографию «Виноградов и Дубосарский», выпущенного издательством «Авангард».

В Русском музее открывается выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Василия Васильевича Кандинского , художника, стоявшего у истоков абстрактного искусства. Это уже вторая в этом году выставка, приуроченная к юбилею: российские музеи, и каждый со своей «оптикой», подступаются к наследию Кандинского, пристально исследуя все его грани. Третьяковская галерея весенней выставкой искала созвучия и «противозвучия» двух знаменитых и значимых произведений художника, написанных в 1913 году: «Композиции VII» и «Композиции VI». Последняя хранится в Русском музее, кураторы которого изучают Кандинского под несколько другим углом. Их интересуют национальные истоки в искусстве теоретика беспредметности, выходца из купеческой семьи потомков сибирских каторжан.

«Импровизация 11»
1910

Поэтому для сравнения, наряду с живописными и графическими произведениями мастера, образцами авторского фарфора, на выставке будут представлены работы его знаменитых современников: Ивана Билибина, Елены Поленовой, Сергея Малютина, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Казимира Малевича, Давида Бурлюка, Алексея Явленского, Марианны Веревкиной и др.

Судьба Кандинского, стоит напомнить, сложилась необычно: на протяжении довольно долгой жизни (1866–1944) он был гражданином трех стран: России, Германии и Франции. Прабабушка художника была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец - представителем древнего забайкальского рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества.

«Синий гребень»
1917

В искусство Кандинский попал не сразу. Студент юридического факультета Московского университета увлекся этнографией и совершил экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.

В тридцать лет доцент-профессор отправился учиться живописи в Мюнхен, где вместе с художником Францем Марком создал группу экспрессионистов «Синий всадник». В 1914 году художник в Москве. После революции искренне пытается ужиться с новой властью, но абстрактное искусство названо упадочническим, а Кандинский - «приспешником буржуазии». Приняв очень своевременное предложение, сделанное немецким архитектором Вальтером Гропиусом, о преподавании в новой школе Баухауз в Веймаре, уезжает в Европу, где становится всемирно известным художником.

«Два овала»
1919

«Черное пятно (I)»
1912

«Амазонка в горах»
1917 — 1918

Михаил Ларионов
«Близ лагеря»
1910-1911

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Багатели», приуроченная к 150-летию со дня рождения художника. С 20 декабря 2016 года по 12 февраля 2017 года ее можно посетить в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.

Для юбилейной выставки собрали уникальные и редко выставляемые работы из самых разных музейных и частных собраний. На ней представлены графические работы московского периода (1915-1920 гг.), а также пожалуй самые необычные работы Кандинского, созданные в технике живописи по стеклу.


“Амазонка с голубыми львами” 1918

Технику создания живописных «стёкол» Кандинский изучил в Баварии. Он называл такие работы багателями, что в переводе с французского означает «безделушки» или «пустячки». Техника состоит в том, что художник пишет маслом на оборотной стороне стеклянной основы, учитывая оптические и цветовые особенности восприятия.

“Амазонка в горах” 1918

Творчество художника сформировалось на основе национальных традиций двух культур – русской и немецкой. Выставка в Пушкинском музее посвящена московскому периоду Василия Кандинского, который с началом первой мировой войны как гражданин России вынужден был покинуть Германию (он проживал там с 1896 года).

Все произведения московского периода Кандинский вынужден был оставить на временное хранение во II Музее новой западной живописи перед отъездом в Германию в декабре 1921 года. После принятия художником немецкого гражданства, произведения были национализированы и распределены между советскими музеями.


“Белое облако” 1918

Помимо произведений Кандинского в состав экспозиции также вошли семь работ его супруги, Нины Кандинской, которые впервые представлены российскому зрителю. Художником Нина Николаевна не была, но живя рядом с гением, решилась попробовать себя в этом – копировала работы мужа и экспериментировала с техниками.


“Одному голосу” 1916

Многие работы художника связаны с его супругой. Представленная на выставке знаменитая акварель «Одному голосу» (1916), была написана под впечатлением от первого телефонного разговора Василия Кандинского с будущей женой Ниной Николаевной Андреевской в мае 1916 года. Голос Нины его очаровал. В сентябре того же года Кандинский впервые встретился с ней в залах Музея имени Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). В 1917 году после свадьбы молодожены отправились в Финляндию, в местечко Иматра, известное своим водопадом (в результате поездки была написана акварель «Иматра» (1917)).




Top