Выставка лейденская коллекция живописи эрмитаж. В Эрмитаже можно увидеть Лейденское чудо — шедевры Рембрандта и Вермеера

Шедевры Рембрандта и Вермеера можно увидеть в Эрмитаже. В главном музейном комплексе — в Николаевском зале — разместилась Лейденская коллекция — одно из самых известных мировых частных собраний голландской живописи XVII века.

Впервые мир увидел эту коллекцию в 2017 году. Сейчас у нее, если так можно выразиться, напряженный гастрольный график. Европа, Китай, Россия, потом арабские Эмираты. Как признался Михаил Пиотровский, в Петербурге экспозиция получилась в эрмитажном вкусе. Кажется невероятным, но Лейденское чудо удалось, пусть временно, но дополнить. А вот чем — расскажет Анна Безкровная.

АННА БЕЗКРОВНАЯ, корреспондент:

«Эта выставка - можно сказать событие беспрецедентное. Ведь соединяет в себе сразу две экспозиции: одну из самых больших музейных и, пожалуй, самую крупную частную коллекцию голландской живописи XVII века, потому во временную экспозицию включили сразу 8 эрмитажных шедевров. Отличить картины можно по рамам: эрмитажные позолоченные, а привезенные - минималистично черные».

Впрочем, разница обрамления не мешает диалогу произведений. Причем, вступить в это общение некоторые полотна не могли столетиями. «Отдыхающего путника» из Лейденской коллекции и эрмитажную крестьянку разлучили. А картины, по-видимому, создавали как парные: на одной мужчина со спущенным чулком, а на второй Франц ван Мирис старший изобразил девушку с корзиной, наполненной яйцами. Одно и них разбито.

ИРИНА СОКОЛОВА, главный научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства, хранитель голландской живописи государственного Эрмитажа:

«В XVII веке яйца считались афродизиаком. Неслучайно эта картина еще в XVIII веке была описана, как аллегория утраченной невинности. Поэтому эти картины, которые кажутся простой бытовой сценой, имеют сложный символический подтекст».

Пусть и временно дополнять уже сложившиеся экспозиции — одна из целей коллекционеров. Супруги Дафна и Томас Каплан мыслят свое собрание как некую библиотеку, в которой музеи могут брать картины напрокат. Такая открытость поражает, как поражает и сама коллекция. За 15 лет, в XXI веке собрать истинные шедевры голландцев — это чудо, по-другому собрание и не называют.

ТОМАС КАПЛАН, коллекционер, владелец «Лейденской коллекции»:

«Сейчас я и моя семья верят в то, что пропаганда вечных ценностей - это очень важно. Цинизм, которого сейчас так много, это не совсем для нас, точнее, мы вообще его отвергаем. Вместо того, чтобы строить стены и сжигать мосты между людьми, мы используем самое свое самое сильное оружие - Ремрандта и страсть к тому, чтобы объединить людей.

К собирательству семья Капланов действительно подошла со страстью. Они начали покупать картины в 2000 году. И впервые 5 лет приобретали по одному полотну в неделю. Причем, некоторые из произведений с захватывающей историей. «Аллегорию обоняния» Рембранта, например, считали утраченной.

ЛАРА ЯГЕР-КРАССЕЛТ,

«Картину обнаружили во время местного аукциона в Нью-Джерси. Ее хотели продать за 800 долларов, ее описали как произведение некого европейского художника XIX века. Но арт-диллеры поняли, что это не так и предположили, что это пропавший Рембрандт. Исследования это доказали.

Сейчас в коллекции три картины из серии «аллегория чувств». Это ранний Рембарндт. Его зрелая работа величественная «Минерва» уже по-настоящему монументальное произведение. Причем, художник здесь используют не только свою оригинальную, свойственную только ему светопередачу. Он новаторски смотрит и на образ богини.

ЛАРА ЯГЕР-КРАССЕЛТ, куратор Лейденской коллекции, Нью-Йорк, США:

«В XVII веке греческих богинь изображали обнаженными, их идеализировали, они должны были возвышаться над реальностью. Но Рембрандт не делает этого. Он не идеализирует, а находит индивидуальные черты. Поэтому мы видим как будто бы обычную голландскую женщину».

Если Рембрандт стремился к некому историзму, то Вермеер запечатлел обычную жизнь. В Лейденовской коллекции есть одна его картин. Единственная в частном собрании.

ЛАРА ЯГЕР-КРАССЕЛТ, куратор Лейденской коллекции, Нью-Йорк, США:

«Мы видим на полотне простой и понятный момент, но в этом и есть его красота. Девушка сидит за верджиналем, ее руки на клавишах, вокруг простой интерьер. Вермеер как бы запечатлел момент, который произошел в течение дня. И эта мягкость и простота привлекают».

Художник всего-то оставил чуть больше 30 полотен, и ни в одном российском музее его произведений нет. Потому на «Девушку с верджиналем» публика смотрит с особым трепетом. В Эрмитаж уже не раз привозили по картине Вермеера. Но эту российская публика видит впервые.

МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ, директор государственного Эрмитажа:

Мировым в прямом смысле этого слова. Картины голландцев из американской коллекции уже были во Франции и Китае. Теперь в России. Следующий пункт — Арабские эмираты. Такой пестрый набор стран, не похожих друг на друга, еще раз доказывает: у искусства и любви к нему нет никаких границ.

В Эрмитаже 5 сентября открылась выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». 82 картины голландских художников XVII века (две главные звезды — Рембрандт и Вермеер — в названии проекта) принадлежат американскому бизнесмену Томасу Каплану и его жене Дафне и собраны всего за 15 лет.

Выставка представляет примерно треть их самого большого в мире частного собрания золотого века голландской живописи. Оно названо «Лейденской коллекцией» в честь Лейдена - родины Рембрандта и «малого голландца» Геррита Дау.

«Город 812» расспрашивал Томаса Каплан а про старую живопись и современную публику.

Справка. Томас Каплан (1962) - американский миллиардер, на июль 2018 года его состояние оценивается в один миллиард долларов. Он специализируется на инвестициях в добычу драгоценных металлов и консалтинге. Каплан — коллекционер и филантроп, основатель фонда по защите диких кошачьих. Собранная им «Лейденская коллекция» включает более 250 картин и рисунков художников, созданных между 1620 и 1700 годами.

Про живопись

— В Голландии в XVII веке вдруг появился огромный интерес к живописи. Тысячами художников были написаны миллионы картин. А знаем мы из этих тысяч немногих.

— Это был удивительный феномен творческого энтузиазма. 3-5 миллионов картин были созданы в стране, где проживали всего несколько миллионов человек.

Конечно, лишь небольшая часть всего этого на сегодня считается значимым. Но этот взрыв активности навсегда изменил мир искусства. Рембрандт, на мой взгляд, был самым главным художником того времени. Анри Мальро как-то сказал, что Рембрандт был первым художником, которому удалось затронуть душу. Это субъективное суждение, но я с ним согласен.

Рембрандт переосмыслил классическое понятие красоты и дал свободу художникам, которые с тех пор сами имеют возможность определить для себя, что есть прекрасное. Генетический посыл Рембрандта вдохновил Гойю, Ван-Гога, Пикассо, Френсиса Бэкона, современных китайских художников.

— Почему золотой век голландской живописи был таким недолгим — всего около полувека?

— Это характерно для мира живописи, появился гений, который вдохновлял многих. А потом всплески затухают. Рембрандт и Вермеер считаются сейчас главными фигурами того времени.

— Могут ли со временем сместиться акценты, появится другие имена?

— Карел Фабрициус был на пути к достижению качества Рембрандта. Это был самый талантливый его ученик. Возможность приобрести картину Фабрициуса - невероятная удача.

Ян Ливенс был равен Рембрандту, когда они делили мастерскую в Лейдене. Но 1632 году Рембрандт уезжает в Амстердам, он популярный портретист, деньги дают ему свободу и он пишет «Миневру». Она показана на выставке. Это начало его пути к величию и трансцедентности, которую мы видим на протяжении веков.

Если бы Ливенс умер молодым, то возможно о нем бы говорили как несостоявшемся Рембрандте. «Мальчик в тюрбане» из нашего собрания — тому свидетельство, Эрмитаж использует эту картину как «лого» выставки.

Но Ливенс уехал в Лондон, намереваясь стать придворным живописцем. Он стал работать в мастерской Ван-Дейка и утратил страсть и драматичность.

Про коллекционирование

— Считается, что музей, особенно государственный, более правильное место для хранения шедевров, чем частная коллекция (особенно если ее владеют наследники художника) судьба которой непредсказуема. Так ли это на самом деле?

— Скажу про нас. Наша задача — извлечь произведения искусства из таких частных собраний и сделать доступными публике.

— Если бы картины, которыми вы владеете, попали бы в большие музеи, то многие осели бы фондах, изредка появляясь на выставках? Или я не прав?

— Все зависит от музея. В Эрмитаже хватает Рембрандта, но думаю, что мои картины были бы у него в постоянной экспозиции.

— Частное собрание обычно отражает вкус владельца. Музейное, особенно если музею много лет, считается объективно отражающим историю искусства. Так ли это?

— Лейденская коллекция отражает наши вкусы, но мы глубоко погружаемся именно в это время.

— Коллекционер со временем при настойчивости и удаче может сравниться с лучшими музеями, если не по количеству, то по качеству произведений искусства?

— Это и есть наша цель, не так много музеев имеет столько картин Рембрандта и его школы. Во многих музеях нет Вермеера, Карла Фабрициуса. Это вызов для коллекционера.

Нам невероятно повезло. Удача превалировала над мудростью и другими рациональными вещами. В искусство Рембрандта я влюблен с 6 лет, когда впервые его увидел. Когда я начинал коллекционировать, не думал, что мне удастся приобрести хотя бы одну работу Рембрандта. Сейчас у нас их 14 — почти половина из того, что находится в частных собраниях.

— А вторая половина?

— Ее не выпустят из рук владельцы.

— Как вам удалось собрать столько работ Рембрандта?

— 15 лет назад мне продавали работы Рембрандта по цене меньшей, чем цена работ Энди Уорхола. При том, что в природе существует 70 тысяч работ Уорхола и всего 350 — Рембрандта. Но у нас была любовь и страсть к Рембрандту и голландцам, а у других ее не было. Мы собирали то, что нам нравится, покупали по картине в неделю. Над нами шутили — вы собираете, как Екатерина Вторая.

— Вас не подозревали в инвестировании?

— Никогда не слышал о таком мнении, и мы сами не думали так. С одной стороны, я не думал, что мы совершаем финансовую ошибку, но с другой, и не думал о покупке картин как инвестициях.

Сейчас интерес к старым мастерам стал расти. Собрать такую коллекцию, как наша, невозможно. Но можно собирать других старых мастеров.

— Кого, например?

— Удивительно, но Веласкеса до сих пор можно найти. Эль-Греко, Тициана… Есть возможность проявить себя любителям старых мастеров.

Можно ли говорить, что ваши приобретения вывели картины голландских мастеров из небытия?

— Определенную роль мы сыграли в реабилитации Яна Ливенса и более заметную роль для «тонкой» живописи — Геррит Дау, Готфрид Шелтон, Фердинад Болл. Для Карела Фабрициуса мы, конечно, сделали меньше, чем роман Донны Тартт «Щегол».

— Если к вам попросится исследователь голландского искусства, который сомневается в подлинности каких-то произведений, пустите его?

— Да, пусть работает. Чем больше мы будем знать о наших картинах, тем лучше.

Ян Вермеер. Девушка за вёрджинелом

— Коллекционирование не мешает работе? Случалось ли так, что вы заняты важным проектом, и в это время звонит дилер?

— Такое случалось. Решение принимаем сразу. Однажды я был по делам в Пекине, мне пришлось уйти с совещания, чтобы завершить сделку по приобретению картины Вермеера «Девушка за верджинелом» и автопортрета Рембрандта, которые продавались в Лас-Вегасе.

Я абсолютно уверен, что на этот звонок надо было ответить. Это единственный Вермеер в частной коллекции.

— Китайские партнеры не обиделись?

— Совсем нет.

Про публику

— Как вы думаете, зачем люди ходят в музеи?

— По разным причинам. Думаю, что одни — за красотой. Многие люди, чтобы считать себя культурными, хотят все видеть своими глазами. Некоторые вдохновение черпают в том, что видят. Наконец, некоторые ищут утешение в нашем тяжелом, временами злом мире.

Красота - это истина, которая соединяет. Я считаю, что Достоевский был абсолютно прав, когда говорил, что красота спасет мир. Это не наивная фраза. Когда Солженицын впервые услышал ее, то был удивлен и недоумевал. Но позже согласился с Достоевским.

— Ажиотаж — это хорошо или плохо?

— Думаю, что если выставка делается для того, чтобы познакомить людей с искусством, то это нормально.

Почему выставки старых мастеров пользуются большей популярностью, чем искусство даже XIX века, не говоря уже про ХХ?

— Потому что есть волшебные имена - Леонардо, Рембрандт… Публика знает, что это важные художники. Если хотите, в ДНК зрителей заложено - это то, что надо увидеть.

— Если воспользоваться вашим образом, Уорхол волшебным художником не станет?

— Слишком рано сейчас об этом говорить. Для собирателей Уорхола - он уже волшебный. Но кто знает, кем будет считать его публика через сто лет.

В золотой век голландской живописи были тысячи имен. Если выжил хотя бы один процент, то уже хорошо. Время является судьей. Рембрандт и Вермеер прошли проверку временем. Что касается Уорхола - может быть.

Питер ван Лар. Автопортрет с атрибутами занятий магией.

Мешает ли восприятию искусства старых мастеров привычка современных молодых людей жить в виртуальном мире?

— Не знаю. У меня трое детей. Младшему 8 лет, он лучше меня разбирается в новых технологиях. Я — историк по образованию, мне понятнее и ближе прошлое.

— В России стали популярными виртуальные выставки. В специально созданном пространстве показывают мультимедийную инсталляцию, представляющую например, все известные шедевры импрессионизма. В реальности собрать их вместе невозможно. Как вы относитесь к подобным проектам?

— Думаю что это правильно.

— И вы согласились бы участвовать в подобном проекте?

— Если бы наша коллекция была дополнена другими частными собраниями голландских мастеров. Например, весь Рембрандт из частных собраний.

— Как вы представляете себе идеального зрителя для вашей коллекции?

— Не думаю, что должен быть какой-то идеальный посетитель. У людей много разных причин приходить в музеи. И я не стану делить их на категории - идеальные, случайные и т.д.

Вадим Шувалов

На заставке — Рембрандт Харменс ван Рейн. Минерва. 1635

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

The State Hermitage Museum is delighted to present the exhibition “The Age of Rembrandt and Vermeer: Masterpieces of The Leiden Collection” in The Nicholas Hall of the Winter Palace, containing masterpieces from one of the world’s largest and most significant private collections of 17th-century Dutch paintings.

Hagar and the Angel
Carel Fabritius (1622–1654)
ca. 1645
Oil on canvas

Head of a Bear
Leonardo da Vinci (1452-1519)
ca. 1485
Silverpoint on pale pink preparation

All images are courtesy of The Leiden Collection

Boy in a Cape and Turban (Portrait of Prince Rupert of the Palatinate)
Jan Lievens (1607-1674)
ca. 1631
Oil on panel

All images are courtesy of The Leiden Collection

Minerva in Her Study
Rembrandt van Rijn (1606-1669)
1635
Oil on canvas

All images are courtesy of The Leiden Collection

Prayer Before the Meal
Jan Steen (1626–1679)
1660
Oil on oak panel

All images are courtesy of The Leiden Collection

Young Woman Feeding a Parrot
Frans van Mieris (1635-1681)
1663
Oil on panel

All images are courtesy of The Leiden Collection

Young Woman Seated at a Virginal
Johannes Vermeer (1632-1675)
ca. 1670-72
Oil on canvas

All images are courtesy of The Leiden Collection

The Leiden Collection, named in honour of the Dutch city where Rembrandt was born, was founded in 2003 by Dr. Thomas S. Kaplan and his wife, Daphne Recanati Kaplan, and comprises some 250 paintings and works of graphic art. The Collection made its public debut at The Louvre Museum in early 2017, an opening that was followed by highly successful exhibitions at The National Museum of China in Beijing and The Long Museum in Shanghai. 2018 marks the welcoming of The Leiden Collection to Russia – at The Pushkin State Museum of Fine Arts and The State Hermitage Museum.

Passionate admirers of the work of Rembrandt and his contemporaries, the Kaplans have succeeded in our own day to accomplish a seemingly unrealizable goal: to assemble from scratch a representative and thematically diverse collection of paintings by Rembrandt, Frans Hals, Johannes Vermeer and numerous small-scale works by painters of the Leiden School known as fijnschilders – “fine-manner painters.” Their achievement comes at a time when works by such artistic geniuses have long since been collected among leading museums and private collections with deep, often centuries-old roots.

The exhibition contains 82 works from The Leiden Collection by outstanding Dutch painters, including 12 paintings by Rembrandt (from both his early, Leiden years and his later mature Amsterdam period), works by Frans Hals and Johannes Vermeer, and also pieces by Rembrandt’s pupils (including Gerrit Dou, Ferdinand Bol and Govaert Flinck). Visitors will also enjoy Carel Fabritius’ unique Hagar and the Angel , one of just 16 works by Rembrandt’s most revered student to have survived to the present day, and the only one in private hands. The show also features two magnificent drawings: Young Lion Resting by Rembrandt and Head of a Bear by Leonardo da Vinci.

The exhibition at the Hermitage differs from previous displays in that it will include 8 of the museum’s own masterpieces from the fijnschilder school, which will enter into a dialogue with the works from The Leiden Collection. Some paintings depict different versions of the same subject, such as Jacobus Vrel’s representation of an old woman by a fireplace or Gerrit Dou’s Herring Seller. Others form pairs. For example, the Hermitage’s painting Broken Egg by Frans van Mieris the Elder was most likely a companion piece to the same artist’s Traveler at Rest in The Leiden Collection. This hypothesis is borne out by the dimensions of the works and the mirroring in the compositions. Other paintings also illuminate points of contact. For instance, one of Gerrit Dou’s earliest paintings – the Hermitage’s An Old Man Looking at the Globe (also known variously as The Geographer, The Astronomer and Heraclitus ) – depicts an elderly man. This aged model, conventionally referred to in the literature as “Rembrandt’s father”, appears repeatedly in the works of both Dou himself and other painters. Evidently the same model – an old man in loose-fitting clothing and a small skullcap – is shown in the oval composition by Dou, Scholar Sharpening His Quill , which belongs to The Leiden Collection.

The exhibition provides visitors with a unique opportunity to acquaint themselves with 17th-century Dutch art as well as with the way in which it is perceived by the Kaplans, whose vision has made it possible to put together a selection of such high standards and amazing integrity. The juxtaposition between The Leiden Collection and the Hermitage’s Dutch Golden Age paintings makes it possible to reflect on how tradition and innovation interact, and how dialogues between artists can take different forms.

Exhibition-goers will be able to view masterpieces from Rembrandt’s early, Leiden period belonging to a series of allegories of the senses: Stone Operation (Allegory of Touch) , Three Musicians (Allegory of Hearing) , and the recently discovered Unconscious Patient (Allegory of Smell) , the Master’s earliest signed painting. The mature period in Rembrandt’s career, associated with his long and fruitful work in Amsterdam, is represented by Portrait of a Man in a Red Coat , Young Girl in a Gold-Trimmed Cloak , and Self-Portrait with Shaded Eyes . Visitors will also get to enjoy the celebrated Minerva in Her Study , one of the most important works of art from this period. This outstanding picture was the culmination of a series of similar history paintings that Rembrandt produced in the mid-1630s, which depict heroic women of the ancient past. Flora in the Hermitage also belongs to that cycle of monumental mythological female images.

The exhibition also features by Johannes Vermeer of Delft, whose works are extremely rare. Just 36 paintings by the artist are known worldwide, and visitors will have a unique opportunity to see one of them. This is especially significant as this master’s œuvre is not represented in the collections of Russian museums. Young Woman Seated at a Virginal is believed to have been painted on canvas cut from the same bolt of cloth as another of Vermeer’s compositions, The Lacemaker , which is part of the permanent collection of The Louvre.

The Haarlem painter Frans Hals is known above all as a master of original portraits that capture, in an expressive, unconstrained manner, the various strata of society, including merchants, clergymen and soldiers. The exhibition will include his jewel-like Portrait of Samuel Ampzing and the larger Portrait of Conradus Vietor.

A special section of the exhibition is made up of paintings by the Leiden school of fijnschilders. These small paintings, executed on wood or copper, stand out for their virtuoso technique and pure colours. Among the most expensive works of art of their time, they have always been the object of keen interest among collectors. The works on display represent the broad spectrum of genres within 17th-century Dutch painting. In addition to history paintings, portraits and genre scenes, they also include enchanting compositions featuring animals. The exceptional preservation of these masterpieces makes it possible to admire the technical perfection or virtuoso painterly skill that the Dutch masters could command. The exhibition presents works by Gerrit Dou, Frans van Mieris the Elder, Gerard ter Borch and Gabriel Metsu.

The exhibition is accompanied by a fully illustrated catalogue with forewords by Marina Loshak, Director of The Pushkin State Museum of Fine Arts, and Prof. Mikhail Piotrovsky, Director of The State Hermitage Museum. The catalogue features essays by Dr. Thomas S. Kaplan, Dr. Lara Yeager-Crasselt, Dr. Vadim Sadkov and Dr. Irina Sokolova.

The exhibition is curated by Dr. Irina Sokolova, Chief Curator in The State Hermitage’s Department of Western European Fine Art, Keeper of Dutch Painting, and Dr. Lara Yeager-Crasselt, Curator of The Leiden Collection in New York.

The exhibition is presented with the collaboration of international exhibition organizer Arthemisia.

The exhibition “The Age of Rembrandt and Vermeer: Masterpieces of The Leiden Collection” is generously supported by Sberbank .

"Каждый почитатель Вермеера открывает его тем ключом, которым владеет.
Единой точки зрения на сокровенную суть его творчества нет, да и быть не может."

Юрий Нагибин

В Эрмитаже завершилась выставка одной картины - показывали "Географа" Вермеера. И я успела ее увидеть в последний день перед закрытием.
Этот художник, больше известный у нас в стране как Ян Вермеер или Вермеер Делфтский, представлен на афише как Йоханнес. Пусть вас это не смущает, это один и тот же Вермеер. Тот самый, что написал «Девушку с жемчужной сережкой», «Девушку с письмом у окна», «Вышивальщицу» и другие признанные шедевры мирового искусства.

В Эрмитаже прекрасная коллекция голландской живописи, есть в ней и картины мирового уровня, а вот работ Вермеера - нет ни одной. И не только в Эрмитаже, а вообще в музейных собраниях России - нет, поэтому каждая возможность увидеть картины голландского художника, не выезжая за пределы родины - уникальна и надо было успеть этим воспользоваться.

Эта выставка в Эрмитаже была третьей в серии "Шедевры музеев мира в Эрмитаже", на которой показывали работы знаменитого голландского живописца. На этот раз сотрудничество состоялось с музеем Штеделя во Франкфурте-на-Майне.

Фотографировать на выставке нельзя, я послушно ограничилась только афишей и видом на вводные тексты в зале.

Саму работу можно в деталях рассмотреть на сайте Государственного Эрмитажа, откуда и взята ссылка на изображение.

«Географ» - это одно из названий картины, принятое сегодня исследователями из-за изображенных на ней карт и глобуса. Есть и другие названия: «Математик», «Философ», «Архитектор», «Геометр», - так картину называли в разных аукционных каталогах. Художник создал это произведение в 1669 году.

Существует еще одна картина, сюжет и композиция которой заставляют предположить, что она была парной к «Географу»: это полотно «Астроном», написанная годом ранее, находится в Лувре. С 1713 года до конца XVIII века обе картины находились вместе.

Для полного понимания живописного полотна того времени необходимо знание символики изображенных на ней предметов, ни одна вещь не появлялась в картинах малых голландцев случайно, каждая имела скрытое содержание. Художник зашифровывал подлинное содержание картины с помощью изображенных на ней предметов, животных, людей, а зритель должен был расшифровать и догадаться, о чем на самом деле хотел сказать живописец.

Возможно в картинах «Географ» и «Астроном», Вермеер создавал не просто образ ученого, исследователя, но говорил зрителю о глубоких философских темах. Глобус часто встречается на «научных» натюрмортах голландских живописцев XVII века как символ универсума и связанной с ним идеи конечности земной жизни.

Точно не установлено, кто именно был изображен на парных картинах Вермеера, и был ли это именно портрет или собирательный образ. Существует гипотеза, что и заказчиком и моделью для этих полотен был Антони ван Левенгук - известный естествоиспытатель и изобретатель микроскопа, который также жил в Делфте и после смерти художника был назначен опекуном его наследства.

Кроме историко-культурной, художественной ценности, картина Вермеера «Географ» имеет интереснейшую судьбу, в которой есть и «русский след».
В 1877 году картину купил князь П. П. Демидов, получивший в наследство от своего дяди знаменитую виллу Сан-Донато под Флоренцией, но уже через три года решил продать имение со всей коллекцией произведений искусства, и картина «Географ» вместе с другими была продана на грандиозном аукционе в 1880 году.

Этот сюжет не является плодом моей собственной исследовательской работы. Я узнала историю шедевра во вводном тексте к выставке и изложила здесь, добавив несколько слов, чтобы еще раз привлечь внимание к художнику, картине и музею. Автор концепции выставки и сопроводительных материалов к ней - Ирина Алексеевна Соколова, доктор культурологии, хранитель голландской живописи, главный научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Добавлю от себя и свою гипотезу о содержании этой картины, которую, чтобы признать достойной внимания, необходимо проверить. Вряд ли я когда-либо этим займусь, но как предположение она ни на что не претендует и имеет право на существование. Воспринимайте ее как игру ума.

Какое послание зашифровал Вермеер в двух своих картинах? Кто-то увидит лишь бытовой сюжет: кабинет ученого мужа и его самого за своими интеллектуальными занятиями. Кто-то - намек на бренность бытия. А я вижу идею превосходства Божественной власти над тщетой человеческих помыслов и познания безграничной вселенной. Если совсем кратко: превосходство духа над материей.

Я исхожу из двух данных, которые не могу проверить: первое, что картины парные и написаны по единому замыслу последовательно друг за другом, второе - что они не претерпели существенных изменений (изменения в колорите в расчет не берем) и дошли до нас в своем первозданном виде.

Если разместить изображения этих двух картин рядом, мы увидим в ней некоторую последовательность, своего рода эволюцию душевного состояния героя, которое я бы назвала «от знания - к откровению».

На первой картине (известной сегодня как «Астроном») мы видим человека, сидящего лицом к окну. Вся его поза говорит об уверенности и превосходстве. Он сверху вниз смотрит на глобус - модель мира - и касается его рукой благословляющим жестом. Он обращен лицом к свету, льющемуся из окна, который можно истолковать как свет научного знания. Небольшое одностворчатое окно перед ним полностью открыто, как открыт и доступен мир за окном для человеческого ума. Вторая часть окна, наглухо закрытая, практически не видна зрителю, она растворяется в сумрачном углу комнаты.Торжество интеллекта, так можно было бы назвать эту картину, если бы она была единственной и самодостаточной.

На второй картине, написанной вслед за первой (известной как «Географ») мы видим того же человека и тот же интерьер с очень похожим набором предметов. Однако существенная перемена произошла с хозяином этой комнаты. Это уже не уверенный в себе ученый, гордый своими открытиями в постижении тайн мироздания, а растерянный, даже испуганный человек. Разбросанные вокруг него свитки говорят о душевной сумятице, неопределенный, не сфокусированный взор увидел вдруг что-то такое, что поразило ученого и сковало его страхом. Фигура его выглядит незначительной, маленькой, как будто на плечи ему навалился тяжкий груз, а сам человек предстает как слуга в покорной согбенной позе.

Ключом к пониманию содержания этих картин является, несомненно, глобус. И не случайно художник изобразил не модель земного шара, а астрономический глобус звездного неба. Проникая при помощи своего интеллекта в устройство мира человек возгордился, и возомнил себя хозяином Вселенной - это смысл первой картины. Во второй - человеку было явлено откровение, и он испугался явленного ему. Он как будто ведет диалог, и слышит голос, но голос этот не вне, а внутри его существа. Вот от этого и происходит трансцендентное впечатление от картины. Глаза ученого страшны, и, кажется, незрячи, лицо превратилось в маску. Обратите внимание, человек стоит уже не лицом к окну, а вполоборота к нему, и окно во второй картине полностью открыто и выглядит в два раза больше по площади, чем на первой картине. Занавесь на переднем плане, слегка прикрывающая окно является в этом случае эмблемой той завесы, которая скрывает от человека тайны мироздания. То, что изучал и человек, оказалось ничтожной частью огромного мира. И в эту концепцию отлично "укладывается" гипотеза о том, что на картине изображен изобретатель микроскопа Левенгук. Люди увидели целый непознанный мир под микроскопом и оказались подавлены мощью и величием той силы, что создала не только наш видимый мир, но и многие другие неизвестные нам миры.
Глобус во второй картине уже не стоит на столе, он возвышается в верхней части картины, прямо над ученым, человек сник, гордыня его наказана откровением: только Бог является хозяином и владыкой мира и в его власти человеческое знание о вселенной, а крест на глобусе, отчетливо видимый на второй картине, совершенно определенно об этом говорит.




Top