Выставка между прошлым и будущим. Рисовала, чтобы выжить: блокада Ленинграда глазами юной художницы

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

(0)

17 января в Союзе художников откроется выставка, на которую нужно приходить духовно подготовленным. Вспомнив о том, что улицы и дома нашего города хранят страдания тех, кто погибал здесь в блокаду. И о том, что пышный парадный Петербург (или для кого-то сегодня - разгульный Питер) при этом навсегда останется Ленинградом — в силу своей трагической истории.

Прочувствовать это и посмотреть на город глазами блокадной художницы Елены Марттилы, которая уверена, что именно искусство не дало ей умереть в далеком 1942-м, можно на выставке «Миг между прошлым и будущим».

Елена Марттила родилась в Петрограде 6 января 1923 года в семье военного курсанта из финского города Котка Оксара Марттила и рабочей местного завода Евдокии Васильевны. Забегая вперед, Елена Марттила сейчас и сама живет в Котке, в январе ей исполнилось 95 лет, и она продолжает заниматься творчеством, участвовать в выставках.

В предвоенную пору она одиннадцатилетней девочкой поступила в художественную школу при Академии художеств, приняв участие в конкурсе юных талантов. Но уже через несколько лет ее отец был арестован и расстрелян — а реабилитирован только посмертно в 1988-м. Тем не менее, художественную школу Елена окончила. А через два дня началась война.

Вместо Академии художеств девушка, чье здоровье признали слишком слабым для фронта, училась на курсах для медсестер. Работала в детской больнице санитаркой и медсестрой - и продолжала рисовать. В ту пору продолжало функционировать Ленинградское училище имени В. Серова на Таврической улице. И студенты приходили на занятия, перебарывая усталость, слабость и страх.

Зарисовки Марттилы воплотили ужас времени, в которое ей пришлось жить: на одной из ее гравюр изображена блокадная комната с заклеенными накрест окнами и «буржуйкой», на другой — Ленинградка на дежурстве. Изможденную женщину, прижимающую к себе ребенка, потом назовут «Ленинградской мадонной». А сама Елена, однажды почувствовав, что может не дожить до утра, из последних сил написала автопортрет, глядя в зеркало при свете масляной лампы. И подписала: «Перед смертью». Шел февраль 1942-го.

Однако, жизнь взяла верх — а уже через несколько месяцев Елена вывозила контуженную мать и соседей с маленькими детьми по Дороге Жизни. Назад в свою квартиру на Васильевском они вернулись в 1943-м. А уже в 1944-м художница написала портрет Шостаковича во время исполнения Седьмой симфонии в Филармонии.

Именно эту Ленинградскую серию (которую ей настоятельно рекомендовали уничтожить, дабы не противоречила официальной подаче информации о блокаде) и представят на выставке в Союзе художников. А еще — портреты, натюрморты, пейзажи и гравюры по мотивам романа Булгакова «Мастер и Маргарита», театральные эскизы (после войны Елена Марттила работала над театральными спектаклями) и монотипии.

Дата проведения: 18 МАЯ - 18 ИЮНЯ, 2017
Адрес: MMOMA, ЕРМОЛАЕВСКИЙ 17

КУРАТОР: ВЛАДИМИР ЛЕВАШОВ

Московский музей современного искусства представляет персональный выставочный проект Александры Митлянской «Между прошлым и будущим», который объединяет работы, созданные художницей за последние 10 лет, в масштабную видео-инсталляцию на два этажа музея.

Видео работы Александры Митлянской - между статичным кадром и движущимся изображением. Ее медитативные видео-зарисовки - предельно замедленные, либо, наоборот, интенсивные и динамичные - стирают в человеческом сознании представление о таких категориях, как «сейчас» и «всегда», создают иллюзию отсутствия времени и нарратива. При этом повседневные действия, лишенные, казалось бы, законченности, а значит и цели, обнажают новые смыслы, подчеркивая способность окружающего мира к бесконечным изменениям, адаптации и эволюции.

Главный герой произведений Митлянской, основа ее художественного поиска - время. Острота его восприятия напрямую зависит от меры движения в кадре. Чем движения меньше, чем больше оно размазано в пространстве, тем сильнее эффект безвременья. Аналогичным образом чем короче динамический цикл, тем неизбежнее «сейчас» сливается со «всегда». Демонстративное отсутствие рассказчика - еще одна особенность работ Митлянской. О присутствии камеры и, следовательно, автора догадаться почти невозможно: горизонт в кадре объективно- горизонтален и нет никаких явных ракурсов или монтажных склеек. Иначе говоря, не заметно никакого присутствия субъективного взгляда, место наблюдателя никем не занято и ничто не мешает зрителю сохранять иллюзию того, что это реальный мир, открытый ему одному. С другой же стороны, подобные картины - точь-в-точь образы сознания, которые именно так и прокручиваются у нас в голове. Цикличные образы наслаиваются друг на друга, с трудом поддаются идентификации, сменяя друг друга будто воспоминания или миражи воображаемого будущего. Таким образом, оказывается, что видеоизображения Митлянской могут восприниматься - на выбор - и как чистая фиксация фрагмента физической реальности, и как проекция внутреннего мира их зрителя со всеми нюансами его эмоционального интонирования. Именно возможности подобной эмоциональной нюансировки позволили разделить экспозицию
на пространственные зоны, совпадающие с двумя этажами музейного здания: на «верхний мир» и «нижний мир». В верхнем преобладают просветленные, идиллические «тональности», тогда как в нижнем - сумрачные интонации тревоги и эмоционального напряжения.

Выставка Александры Митлянской в MMOMA - это изучение категории времени и его соотношения с действиями человека, перевод всего многообразия свойственных ему чувств и состояний в визуальную форму. Всего в экспозиции представлено более 30 работ, каждая из которых отражает, как правило, лишь один образ, но передает его точным и ярким, как сама жизнь. Одушевленное существо, предмет, пейзаж или случай - здесь все, прокручиваясь раз за разом на экране, апеллирует к жизненному опыту зрителя, обретает новые трактовки, вызывает сугубо личные ассоциации.

Зимой 1941/42 года здоровье девушки с каждым днем ухудшалось. Постоянное чувство голода приводило к частым обморокам. Однажды, придя в сознание, она услышала, как соседи говорят матери, что Елена вряд ли переживет зиму. В один из февральских вечеров Елена и вправду почувствовала, что силы полностью исчерпаны и следующее утро для нее, скорее всего, уже не настанет. И тогда девушка начала рисовать автопортрет. "…Если я должна умереть, я сделаю это как художник - не в постели, а с кистью в руках", - написала она в дневнике в тот день.

"…Взяла листок бумаги, какую-то кисть и, увидев себя в маленькое зеркальце, решила рисовать то, что вижу. Передо мной была натура, и я рисовала… Вдруг, подняв глаза, увидела слабый свет сквозь щели в шторе. Настало утро. Утро дня, которого я не чаяла увидеть. Я победила! Я преодолела смерть и не подчинилась приказу Гитлера - умертвить всех ленинградцев. Мысль, что я не умерла, что теперь-то я не умру, буду жить, ощущалась каждой клеточкой истощенного организма и вливала силы… Мне стало весело и спокойно. Единственный хлеб, что меня спас, - моя работа и вера".

"Встреча. Март 1942". Гравюра на картоне

"В этой работе я запечатлела встречу с дорогим для меня человеком, моим любимым одноклассником Михаилом Лапшиным. Его оставили работать в военкомате города, и мы на улице случайно с ним встретились в самую-самую блокаду. Он был крайне истощен. Только сказал, что бывает в своей квартире и что "часы-то тикают". Я не стала этого делать (рисовать - прим. ТАСС) - у него в руках был кулечек сахарного песка в клетчатой бумажке математической. Ложки две, наверное, чайных. Он, не глядя мне в глаза, потому что мы не похожи были уже на себя, сказал: "Я ходил к булочной, где получают хлеб, чтобы сменять сахар на хлеб, и никто не сменял". Мы разошлись каждый в свою сторону. Это был мальчик, который больше всех мне нравился. Мне очень дорога эта работа. Это была наша последняя встреча. Он ушел на фронт и погиб под Ленинградом в 1943 году".

"Добегу. Февраль 1942". Набросок

"Это моя одноклассница Валя Ермолаева, которая осталась без родителей и жила недалеко от меня, и мы встречались иногда. Была тревога, надо было быть в бомбоубежище. Я говорю: "Валя, ты спрячься!" Она говорит: "Я добегу". И не добежала. Она умерла в апреле 1942 года. До войны мы Новый год вместе с ней встречали - тоже картинки есть. В театре были вместе. Эта картинка дорога, конечно, потому что это тоже про очень близкого мне человека".

"В Ленинградском художественном училище. 1942". Гравюра на картоне

"Здесь изображены три окна и лес мольбертов, и натурщица сидит около буржуйки, а студентов всего двое. В ноябре 1941 года я поступила туда на второй курс. Я была подготовленная - до этого училась в детской школе при Академии художеств. В результате конкурса юных дарований был набор детей со всего Союза в небольшую школу, и я туда попала в возрасте 11 лет", - рассказывает Елена Оскаровна.

"Когда мы пешком приплетались кто откуда в училище и видели, что оно цело и невредимо и Ян Константинович на посту, нас ждут и о нас заботятся, и мы - вместе, мы верили, что все это временно и что будет еще оно, будущее. Нас ждали красивые залы, мраморная лестница, витражи и зеркала, статуи", - вспоминает она.

"Перекресток. Январь 1942". Гравюра на картоне

"Это место глубоко запало мне в душу. Я проходила через этот перекресток по дороге в училище - это вход на Невский с площади Урицкого (ныне Дворцовая - прим. ТАСС). Смотрю - на въезде на Невский проспект лежит мертвый моряк в тельняшке, запорошенный снегом чуть-чуть. Я отбыла в училище, иду назад - лежит этот мальчик или мужчина. Я не подходила. Но это очень впечатлило меня, что на Невском проспекте ни один человек к нему не подошел, не убрали его. Это впечатление я зарисовала", - рассказывает автор.

"Все рисунки мне одинаково дороги - от махонького набросочка, который сейчас возмущает душу, до осуществленных гравюр, - отмечает Марттила. - Я никогда не считала, сколько у меня работ. Это как мысли. Есть такие, которые очень долго помнятся. Есть такие, которые скоро забываются. Для художника мысли - это то, что он видит и хочет отобразить".

Многих коллег художницы поражает, как ей удавалось продолжать рисовать в тяжелые дни осады города. "Удивляет то, как в ситуации блокады, голода, лишений человек сумел сохранить профессионализм, как не дрогнула рука, рисуя трагические истории страны, как не потухла душа и этот огонек творчества. Может быть, именно он и спас Елену Оскаровну от голодной смерти. Все работы графически выверенные, в них очень точно найдены образы. Здесь есть и городские ландшафты, которые как документ. Город тоже, как живой организм, был истерзан. Портретные ситуации, интерьерные - мы знаем, насколько тяжело и холодно было во всех городских квартирах и помещениях", - сказал на открытии выставки работ Марттилы заслуженный художник РФ Юрий Васильев.

Работы художницы сохранились чудом: когда-то она положила их в папку с документами своего отчима, который в те годы работал на Балтийском заводе. Затем была эвакуация, а по возвращении в 1943 году Елена нашла рисунки в полной сохранности.

Впоследствии Елена Оскаровна долгие годы искала способ, как переработать эти блокадные зарисовки в какие-то работы, пока не нашла метод гравюры на картоне. Этот способ ей показал печатник в Союзе художников. Она сделала один оттиск, и у нее просто полились слезы. "Я поняла, что это оно", - сказал она.

"Когда показываешь это блокадникам - это просто удивительно: на них ее работы имеют настолько сильное воздействие, - говорит искусствовед Ксения Афонина. - Даже англичане, которые видели произведения Марттилы в 2017 году на выставке в Кембридже, не могли сдерживать слезы".

Александра Подервянская

В Союзе художников Санкт-Петербурга (Залы Трапеция и Длинный) открыта для посетителей выставка графики Елены Оскаровны Марттилы «Миг между прошлым и будущим». Выставка посвящается 95-летию художницы и открывается накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда
18-летняя студентка Лениградского художественного училища, Елена Марттила, была в осажденном городе в страшную зиму 1941-42 гг. И не переставала рисовать, используя любые материалы, которые могла найти под рукой.
Во время блокады молодая художница написала портреты своих знаменитых современников: поэтессы Ольги Берггольц, чьи радиопередачи помогали поддерживать боевой дух жителей города, и композитора Дмитрия Шостаковича — автора знаменитой Ленинградской симфонии.
И всё же самыми волнующими работами Елены Марттилы стали её зарисовки о жизни простых ленинградцев. Вот музыкант, из последних сил тянущий на санках свою виолончель, вот водитель грузовика, эвакуирующий детей через Ладожское озеро; а вот люди, умирающие в снегу от истощения и холода.
Блокада Ленинграда, которую увидела Елена, категорически не совпадала с официальной версией властей, где будни погибающего города было принято описывать исключительно в ярких, героических сюжетах. Поэтому после войны художница получила настоятельную рекомендацию уничтожить свои зарисовки. Однако Елена воплотила наброски в полноценные картины с помощью техники литографии и гравюры на картоне. Это позволило очень точно передать настроение блокадного времени. Все образы и события, отражённые в работах художницы, видятся словно через пелену тумана. Именно так воспринимали страшную реальность ленинградцы. А теперь и мы, спустя десятилетия, благодаря уникальной графике Елены Марттилы, можем увидеть блокаду глазами тех, кто ее пережил.
В январе 2018 Елене исполнилось 95 лет, она продолжает заниматься творчеством, участвует в российских и зарубежных выставках. Ее работы хранятся в Русском музее, Театральном музее, в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, в ряде областных художественных музеев России и СНГ, а также в частных коллекциях в России, Латвии, Эстонии, Финляндии, Великобритании, США. В 2015 году Елена Оскаровна Марттила была награждена Золотой медалью Союза Художников России. В 2017 году прошла персональная выставка художницы в г. Кембридже (Великобритания).
В Выставочном центре Союза художников будут представлены работы из Ленинградской серии 1941-1942 гг.: зарисовки, гравюры на картоне и литографии, а также портреты, натюрморты, пейзажи, гравюры по мотивам романа Булгакова «Мастер и Маргарита», театральные эскизы и монотипии.




Top