Выставка молодых художников. Молодость россии

Select Language Russian Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

Новости от наших коллег

  • Владивосток. Выставка «Шкатулка Матроны. Драгоценности римской эпохи из собрания Государственного Эрмитажа». Приморская гос. картинная галерея. 29.07-29.09.2019
  • Город Сосновый Бор. Ленинградская область. Выставки, посвященные юбилею А.С. Пушкина. 06.06-07.07.2019
  • Севастополь. Неделя оренбургского пухового платка. Центральная городская библиотека им. Л. Н. Толстого. 10-18.06.2019
  • Махачкала. Члены АИС посетили просмотр на художественно-графическом факультете Даггоспедуниверситета. 31.05.2019
  • Орел. Юбилейные мероприятия в музее А.И. Курнакова и 5-летие Курнаковского пленэра. Май-июнь 2019
  • Севастополь. Выставка «Театральный и эстрадный плакат» Валерия Манина. «Русский музей: виртуальный филиал» ЦГБ им. Л. Н. Толстого. Май-июнь 2019
  • Брянск. Выставки в рамках Международного XXIV славянского фестиваля «Театр+». 15.05-16.06.2019
  • Москва. Выставка, посвященная творчеству резчика-миниатюриста Ивана Семеновича Хрустачёва (1841/42-1914). Музей имени Андрея Рублёва. 29.05-16.07.2019
  • Курск. Выставка «Дейнека. Дата». Курская картинная галереи им. А.А. Дейнеки. 21.05-14.07.2019
  • Москва. Выставка «РУССКИЕ СЮЖЕТЫ ». Галерейный центр Артефакт. 14.05-02.06.2019

Информация с листа рассылки

  • Красноярск. Конференция «Культура и искусство Сибири. К 100-летию Б.Я. Ряузова». КХМ им.В.И.Сурикова. 10-11.10.2019
  • Москва. Конференция «Классическая традиция в развитии: от античности до современности». РАХ. НИИ РАХ. 24-25.10.2019
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ОТ ЦВЕТА К СВЕТУ»: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
  • Конференция VI Чтения памяти Е.И. Ротенберга. «К 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Западноевропейская художественная культура конца XV- XVI века». ГИИ. 10.12.2019
  • Махачкала. Конференция «Этнограф Евгений Шиллинг и его наследие». «Центр культурных инициатив “Зирихгеран”» 15-17.05.2019
  • Санкт-Петербург. Конференция "Искусство скульптуры: классика и современность". Фонд "Новое искусствознание" Arts Square Gallery. 14.05.2019
  • Екатеринбург. Международная научно-практическая конференция "Вопросы экспертизы в области культуры, искусства, дизайна". УрФУ им. Б.Н. Ельцина. 06-08.06.2019

Новое в блогах

  • МУКИ МАСКИ: Рисунок одной роли (Спектакль "Мнимый больной". Малый театр; реж.-пост. Сергей Женовач)
  • МНОГОСЛОЙНЫЙ ПРОТЕЙ: (творчество художника Павла Каплевича в формате театрального высказывания)
  • ПРЕПАРИРОВАНИЕ БЫТИЯ: «Такешиз» (Takeshis", реж. Такэси Китано; Япония, 2005, 108 мин./01:48)
  • КРИЗИС ВИЗУАЛЬНОГО КОММЕНТАРИЯ И ПОИСК НОВОЙ ОБРАЗНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ: Доклад / Научн. конф. «Особенности развития техник и технологий в современном изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне» (Российская Академия художеств, 13-14.03.2013)
  • ВНЕ ТЕЗАУРУСА, или 10 СНОСОК на 200 УДАРОВ В МИНУТУ: Заметки на полях экспозиции пишущих машинок в ММСИ
  • МУДРОСТЬ МОЗАИКИ: Коллаж, как стратегия смысловых сопряжений в искусстве и литературном творчестве Анатолия Королёва
  • ПАМЕЛА ХОВАРД: НА КРАЮ ЗЕРО: Выставка «Легендарные русские женщины западной сцены: Памела Ховард» (ГЦТМ им. А. А. Бахрушина)

Войти

Поиск

Объявления

  • Вышел второй номер журнала "Русское искусство", тема выпуска: "Изобразительное искусство и кинематограф".
  • Программа. Международная научная конференция «Илья Репин в контексте русского и европейского искусства». ГТГ на Крымском валу. 06-07.06.2019
  • Вниманию преподавателей-искусствоведов. О преподавании дисциплин на кафедре арт бизнеса Synergy Art Academy.
  • Программа конференции "ФОТОГРАФИЯ КАК ИСКУССТВО. Современные тенденции изучения. История национальных школ". РАХ. ММОМА. 27-29.05.2019
  • Семинар "Реализация выставочных и издательских проектов с учетом текущего законодательства об авторском праве и правоприменительной практики".
  • Программа конференции "Пути развития православного церковного искусства сегодня: Польша (Белосток) и Россия. Региональное своеобразие при единстве художественных задач". РАХ. НИИ РАХ. 22-23.05.2019
  • Программа конференции «Сады ХХ века: от символа к реальности». Казаковский зал Большого дворца в Царицыне. 20-21.05.2019

Dernières actualités Louvre

Всероссийская творческая общественная организация
«Союз художников России»

при поддержке Министерства культуры Российской Федерации

ВСЕРОССИЙСКАЯ ВЫСТАВКА «МОЛОДОСТЬ РОССИИ»
С 22 апреля по 12 мая 2016 года. Залы № 16-19, 21-27

Всероссийская выставка «Молодость России» является продолжением многолетнего проекта, носившим в последние полтора десятилетия название «Молодые художники России». В постсоветский период она устраивается в четвертый раз. Ее особенностью является система последовательного просмотра творчества молодых авторов в регионах страны, путем проведения городских, областных (республиканских, краевых) молодежных выставок, с которых отбираются лучшие работы. В процессе подготовки большое значение имели межрегиональные экспозиции в федеральных округах страны: "Волга молодая" в Приволжье, "Южный ветер" на юге и Северном Кавказе, "Молодая Сибирь" и др., которые тоже пополнили число участников всероссийской выставки. Немалую роль в формировании разделов по видам искусства сыграли творческие группы, организованные Союзом художников России для работы в домах творчества Челюскинская" (графика) и "Академическая дача" им. И.Е. Репина (живопись). В их состав входили молодые, перспективные авторы, недавние выпускники ведущих институтов страны. Вместе с тем, выставка «Молодость России» носит открытый характер, поскольку любой начинающий профессиональный художник страны имел возможность представить свои работы на рассмотрение жюри. Это – крупномасштабный проект, позволяющий увидеть творчество живописцев, скульпторов, графиков, иконописцев, художников декоративно-прикладного, монументального, народного, театрального и кинодекорационного искусства, труды молодых искусствоведов в возрасте до 35 лет. Всего экспонируется около 2000 произведений разных видов и жанров. Современное изобразительное искусство часто меняет традиционные формы и смыслы. В данном случае зрителю предоставляется возможность увидеть весьма цельную картину развития классической линии в современном творчестве молодежи.
Всероссийская выставка «Молодость России» впервые включила в свою структуру два спецпроекта: первый – «Таврида», второй – "И все-таки я верю...", которые во многом обновляют ее традиционный формат. Спецпроект «Таврида» предоставляет уникальную возможность проанализировать: что дал художникам и скульпторам всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида», который состоялся в августе 2015 года в Крыму и на короткое время объединил более 500 молодых художников, скульпторов и искусствоведов из всех регионов страны. Главный результат – «Таврида» дала возможность участникам проявить свою индивидуальность, говорить на профессиональном языке искусства, научила работать в команде, дала шанс талантливой и инициативной молодежи из разных областей, краев и республик познакомиться друг с другом, начать активно общаться и вместе работать. В экспозиции выставки «Молодость России» спецпроект «Таврида» состоит из двух частей: кроме произведений участников форума, выполненных по мотивам пребывания на Бакальской косе в 2015 году, экспонируются работы на тему, которая в настоящее время представляется им главной - взаимоотношения между людьми, баланс между внутренним и внешним, любовь и сомнения, место человека в стремительно меняющемся мире. Второй спецпроект «И все-таки я верю» посвящён непростой, временами противоречивой, но яркой биографии Союза художников и построен на видео-документации перформанса, разнообразных архивных документах и проч. Он непосредственно связан с выступлением Н. Хрущева в Манеже на выставке 1962 года, приуроченной к 30-летию МОСХа. В спецпроекте «И все-таки я верю» задействована группа «u/n multitude», работающая на пересечении истории культуры и современного творческого процесса. Используя форму средневекового карнавального представления, художники анализируют конфликтные ситуации, связанные с интерпретацией истории искусства.
Всероссийская выставка «Молодость России» - комплексный проект. Он, также, включает в себя искусствоведческую конференцию по материалам выставки (11 мая в 13:00), Круглый стол по проблемам современного молодежного искусства (24 апреля в 12:00, 3 этаж), издание каталога и другой полиграфической продукции, проведение творческих встреч, экскурсий, практикум для молодых скульпторов. Церемония закрытия (11 мая в 12:00) предусматривает вручение наград Союза художников России авторам наиболее значительных произведений. Выставки подобного формата возможно осуществить только в пространстве крупнейших выставочных залов страны, поэтому экспозиция размещена в Центральном доме художника.

НОВОСТИ МСХ

С 15 по 29 июля с.г. в залах Московского Союза художников на Кузнецком Мосту, д. 11 и д. 20 пройдет 34-ая выставка молодых художников Москвы, где будут представлены произведения (живопись, графика, театральные и киноэскизы, скульптура) молодых членов Союза, студентов творческих ВУЗов Москвы, а так же дипломные работы, рекомендованные ГАК.

Целый ряд проектов 2017 года позволил словно пролистать страницы 85-летней истории Московского Союза. Это и выставка «Оттепель» в ГТГ, где были показаны работы художников-шестидесятников, большинство из которых были членами нашего Союза, и недавно завершившийся юбилейный проект «85 лет МСХ» в ЦДХ, и экспозиция «Художники Союза» в «Галерее Беляево», и предстоящая молодежная выставка.

Молодым есть на что равняться в своих поисках. Старшее поколение сохранило и передало им традиции московской школы, которые в современном искусстве проявляются многовекторностью творческого развития. К сожалению, в сегодняшних реалиях профессия художника, которую выбирают молодые, стала синонимом противостояния и борьбы - против отъема мастерских, против вытеснения подлинного искусства из выставочных залов, против непонимания роли культуры в развитии любого общества.

Будем надеяться, что творчество сегодняшних начинающих художников в будущем окажется достойным самых престижных музеев. Ведь у них - все впереди!

Пользуется ли сейчас спросом современное российское искусство? Аукционисты говорят, что нет. По словам Дарьи Черненко, специалиста по русскому искусству аукционного дома Bonhams, за год на его торгах продается не более двух-трех работ молодых российских художников:

«Подобные работы приобретаются в основном для оформления интерьера, существенно реже - в частные коллекции».

Менеджер московского офиса одной из международных аукционных компаний уверяет, что «на этом направлении рынок не развивается, покупок нет, разве что разовые галерейные».

Галеристы парируют: интерес к contemporary art не пропадал. «По арт-среде последнее время гуляет шутка, гласящая, что рынка нет. Конечно же, он есть, - настаивает Сергей Гридчин, владелец центра современного искусства Gridchinhall. - Просто 2015-й - это год неопределенности для многих рынков, и арт-рынок в их числе».

Как считает основатель галереи Pop/off/art Сергей Попов, если несколько лет назад можно было не следить за молодыми художниками, то теперь «погоду задают те, кому 25 лет» , и уже есть коллекционеры, покупающие именно их работы.

Кто прав, покажет время и опять-таки рынок. Пока же Forbes, представляет наиболее перспективных молодых художников, которые мало известны широкой публике, но уже представляют интерес для российских и зарубежных музеев, выставок и коллекционеров.

  • Выбор авторов проходил в два этапа.

Сначала на основе ответов от кураторов выставок и художественных премий, галеристов, директоров музеев и известных художников был составлен список имен (мы установили только ограничение по возрасту - 1982 год рождения и моложе). На этом этапе мы выясняли, сколько галерей работает с названными молодыми художниками на постоянной основе, участвовали ли они в выставках в России и за рубежом, получали ли премии и награды. В результате сформировался лонг-лист, в который вошли 35 человек.

На втором этапе мы отобрали из них 15 наиболее успешных. Они оценивались по следующим критериям: персональные выставки в России и за рубежом, участие в крупных групповых российских и международных выставках и биеннале, наличие работ в коллекциях известных музеев и галерей и в частных собраниях, наличие российских и международных премий.

В числе финалистов оказались художники с максимальной суммой присвоенных баллов. Каждый из них работает в нескольких жанрах, сочетая, например, инсталляции и живопись, видео и так называемые объекты (художественные формы вне конкретных стилей).

  • Примечательно, что только у двух финалистов есть художественное образование в его традиционном понимании.

Год рождения: 1987

Откуда родом: Ташкент

Образование: «Свободные мастерские» при ММСИ, Институт проблем современного искусства

Жанры : живопись

Количество работ : около 200

Из них в коллекциях: около 50

Коллекции: собрание директора Австрийского культурного форума Симона Мраза, музей современного искусства ПЕРММ, Центр культурных коммуникаций Клайпеды (Литва), фонд «Виктория», Stella Art Foundation, Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина, коллекция Белы Хорвата (Будапешт)

Венецианская биеннале (2014), Еврейский музей Вены (2015)

Стоимость работ: от €100

«Вообще-то я хочу, чтобы мои работы школьники смотрели и дети, чтобы выросло поколение новых людей, вместе с которыми мы построим мир с иным типом отношений, где не будет повседневной эксплуатации и унижения».


фото Евгений Петрушанский для Forbes

Год рождения: 1984

Откуда родом: Воронеж

Образование: Воронежский государственный университет (факультет философии и психологии)

Жанры: инсталляция, видео, графика

Количество работ: 70

Из них в коллекциях: 40

Коллекции: Воронежский областной литературный музей, частные российские и зарубежные коллекции

Azoikum (Büro für kulturelle Übersetzungen, Лейпциг, Германия, 2014)

Стоимость работ: €800–2000

«У меня долгий производственный цикл: собираю растения, делаю гербарные образцы, определяю, рисую. Процесс длится месяцами, и я с ними сживаюсь, как с друзьями. А с друзьями тяжеловато бывает расставаться. С другой стороны, я рад, что они у кого-то еще есть».

Дмитрий Морозов (::vtol::)


фото Евгений Петрушанский для Forbes

Год рождения: 1986

Откуда родом: Москва

Образование: Российский государственный гуманитарный университет (факультет истории искусств)

Жанры: гибридное искусство

Количество работ: 70

Из них в коллекциях: 6

Коллекции: Государственный центр современного искусства, Политехнический музей, Санкт-Петербургский музей звука, российские и зарубежные частные коллекции

Групповые зарубежные выставки: Ars Electronica (Линц, 2015), CTM festival (Берлин, 2015); The Emperor’s New Aesthetic, Emmanuel Gallery (Денвер, 2014); Cyberfest (Берлин, 2013); Rhythm Assignment, Bonnefanten museum (Маастрихт, 2013); Bent festival, Tank Theater (Нью-Йорк, 2010)

Стоимость работ: €10 000–30 000

«Продажа для меня вторична. Многие годы я работал без внимания со стороны рынка, и меня это не расстраивало. Художественная элита и критика очень консервативны в плане принятия новых стилей и форм».


фото Евгений Петрушанский для Forbes

Год рождения: 1983

Откуда родом: Кемерово

Образование: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица (факультет монументального искусства, кафедра художественного текстиля)

Жанры: инсталляция, объект, видео, графика

Количество работ: около 150

Из них в коллекциях: около 70

Коллекции : Espoo Museum of Modern Art, Pori Art Museum, Kiasma Museum (Финляндия), Московский музей современного искусства, частные российские и зарубежные коллекции

Персональные зарубежные выставки: «Инкубатор», Galerie Forsblom (Хельсинки, 2011); «Моя комната», Galerie Forsblom (Хельсинки, 2012); «Привет, мир!», Mimmo Scognamiglio Artecontemporanea (Милан, 2013)

Стоимость работ: €1000–10 000

«За день до моей первой персональной выставки на «Винзаводе» мы пришли в зал и обнаружили, что все клубки в инсталляции спутаны, а в нитках лежит дохлая крыса. Оказалось, местная кошка гоняла крысу и решила заодно поиграть клубками. Работу мы привели в порядок, а кошка появилась снова - после открытия выставки».


фото Евгений Петрушанский для Forbes

Год рождения: 1985

Откуда родом: Москва

Образование: Высшая школа экономики (бакалавр социологии, магистр философской антропологии)

Жанры: процессия (endless projects), объекты, скульптура, живопись, графика, фотография

Количество работ: 15 проектов, около 1000 артефактов

Из них в коллекциях: около 70 артефактов

Коллекции: Московский музей современного искусства, коллекция Газпромбанка, коллекция фонда «Виктория», частные российские коллекции

Групповые зарубежные выставки: «Шоссе Энтузиастов», параллельная программа XIII Архитектурной биеннале (Венеция, 2012), Киевская биеннале современного искусства (2015)

Стоимость работ: €1000–5000 (артефакты)

«Художники на самом деле ущемлены в правах на собственный труд. Ты зависишь от единичных продаж, и трудно делать сложные, странные работы, которые будут интересны через двадцать лет. Более востребованные работы дают мне возможность создавать экспериментальные. Это очень важно».


фото Евгений Петрушанский для Forbes

Год рождения: 1986

Откуда родом: Москва

Образование: Государственный академический университет гуманитарных наук (факультет политологии), Московская школа фотографии и мультимедиа им. Родченко

Жанры: фотография, видео, скульптура

Количество работ: 10 арт-проектов

Из них в коллекциях: принты 5 арт-проектов

Коллекции: Мультимедиа Арт Музей, галереи HilgerNEXT, Anzenberger, OstLicht, частные коллекции в России, Австрии, Германии, Франции, Японии

Зарубежные выставки: Kunst Im Tunnel (Дюссельдорф, 2012), галерея HilgerNext (Вена, 2014)

Стоимость работ: от €200

«Мои проекты затрагивают тему конфликта как личного, так и социального, политического. Политика - бизнес больших людей, она находится вне романтики и морали. Я исследую, как она отражается на жизни простого человека. Так или иначе ты оказываешься втянут в некий процесс против своей воли».


фото Евгений Петрушанский для Forbes

Год рождения: 1984

Откуда родом: Москва

Образование: художественная школа при Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова

Жанры: перформанс, скульптура

Количество работ: около 100

Из них в коллекциях: около 10

Коллекции: Московский музей современного искусства, частные коллекции

Персональные зарубежные выставки: PSIONICS, галерея Federica Chizzoni (Милан, 2014)

Стоимость работ: €1000–15 000

«Одним из самых счастливых моментов в моей жизни было наблюдать, как монтажники поднимают под потолок мою девятиметровую скульптуру. Это ни с чем не сравнимый восторг, от которого впадаешь в зависимость, восторг от реализации мечты, от масштаба, от красоты, которой ты даже не ожидал».

Ревизор/Маргарита Глухова

Беззаботные деревенские этюды и морские пейзажи, серьезные психологические портреты и зарисовки улиц урбанистических городов, веселые плакаты в стиле поп-арта и скульптурные реплики античных фресок. В Москве открылась выставка "Молодость России", которая не только демонстрирует всю палитру современного российского молодежного искусства, но и показывает, что у Союза художников России есть достойная смена.

Всероссийская выставка "Молодость России" - проект не новый. Еще в советский период Союз художников проводил большие вернисажи, на которых представлял лучшие работы молодых талантливых авторов из всех регионов страны. После распада СССР традиция подобных выставок была практически утеряна - в 90-е у Союза просто не было финансовых возможностей организовать столь масштабные проекты. Однако в 2001 году необходимые средства, наконец, были найдены, и свет увидела первая большая уже постсоветская выставка произведений молодых художников.

Сегодня "Молодость России" открывается для зрителей уже в четвертый раз. Выставке предшествовала серьезная подготовительная работа, рассказал председатель Союза художников России (СХР) Андрей Ковальчук. По всей стране были организованы городские, районные, краевые, региональные и межрегиональные молодежные вернисажи, на которых последовательно были отсмотрены и отобраны лучшие произведения начинающих профессиональных художников, созданные за последние несколько лет.

Но свои работы на рассмотрение выставочному комитету могли предоставить и молодые художники, не участвующие в вернисажах, подчеркнул Ковальчук. Главное, чтобы в произведениях прослеживалась академическая традиция, ведь Союз художников России продолжает именно линию классического искусства. "Мы по-прежнему ценим работы с точки зрения композиции, колорита, пропорций, не говоря уже о композиции смыслов и переживаний", - отметил секретарь СХР по работе с молодыми художниками Сергей Гавриляченко.

Интересно, что многие произведения, представленные на выставке, были отобраны жюри через интернет. Заявки на участие приходили со всей страны - от Тихого океана до Балтики. И увидеть произведение вживую, порой, просто не было возможности. Впечатлило организаторов и то количество молодых художников, которые изъявили желание участвовать в столичном выставкоме. "Работы приносили и приносили. Выставком шел несколько дней. Мы увидели много очень серьезных произведений, и поэтому выставка в ЦДХ будет интересна не только простым зрителям, но и специалистам", - сказал Ковальчук.

В экспозицию "Молодость России" вошло около 2 тысяч работ различных видов и жанров, созданных художниками в возрасте до 35 лет. Среди них образцы живописи и графики, скульптуры, монументального, декоративно-прикладного и народного искусства. Ковальчук отметил, что к участию в выставке было допущено гораздо больше произведений, но, к сожалению, экспозиционные площади Центрального дома художника просто не могут вместить все. Но даже при таких ограничениях на то, чтобы обойти выставку, зрителям понадобится как минимум несколько часов.

Проект "Молодость России" можно сравнить с лоскутным одеялом. Беззаботные тёплые деревенские и морские пейзажи сменяются здесь серьезными психологическими портретами, веселые плакаты в стиле поп-арта - геометрическими перспективами урбанистических городов, забавные бронзовые кошки и чайки - скульптурными репликами античных фресок. И все это соседствует в едином пространстве, что по словам Сергея Гавриляченко, символизирует идею соборности, присущую русской культуре.

Он также добавил, что если на первой подобной выставке в 2001 году многие полотна были посвящены исторической тематике или проникнуты чувством горечи, то сегодня характер работ изменился. "Уже во время выставкомов для меня стало очевидно, что в произведения молодых стремительно вернулась тема труда", - сказал Гавриляченко. Представлено и много работ, ориентирующихся на ценности семьи, материнства и детства, добавил секретарь СХР по народному искусству Александр Греков.

"Привет, я тебя знаю! Ты с Тавриды!"

В этом году в структуру всероссийской выставки "Молодость России" впервые были включены два спецпроекта. Один из них - "И все-таки я верю…", посвящен истории Союза художников России и представляет собой видеоинсталляции на основе архивных документов и высказываний членов СХР. Второй - знакомит с работами художников и скульпторов, ярко проявивших себя на всероссийском молодёжном образовательном форуме "Таврида-2015". Форум был организован агентством "Росмолодежь" и проходил в Крыму на Бакальской косе.

В течение недели более 500 молодых художников, скульпторов и искусствоведов из всех регионов России имели возможность не только продемонстрировать свои работы, но и познакомиться друг с другом, поговорить на профессиональном языке искусства, а главное - научиться работать в команде, рассказала руководитель специальных программ СХР Вера Лагутенкова. В результате самые талантливые и активные ребята получили шанс представить свои произведения в рамках выставки "Молодость России" в ЦДХ.

"Среди этих произведений есть те, которые были написаны под впечатлением от неиссякаемой красоты полуострова Крым и от пребывания на форуме, - отметила Лагутенкова. - Для многих ребят "Таврида" стала тем стартом, который помог им определиться в своём творческом пути. Сегодня они координируются друг с другом в социальных сетях, выигрывают гранты на реализацию творческих проектов, организуют совместные выставки и ставят спектакли по всей стране. Ты приезжаешь в любой город России, идёшь по улице и вдруг слышишь: "Привет, я тебя знаю! Ты с Тавриды!". И это самое главное и самое ценное для каждого из нас".

Лагутенкова также добавила, что экспонирование работ в рамках такой серьёзной выставки стало для молодых художников серьёзным испытанием. "Одно дело, когда ты работаешь один в мастерской, и совсем другое, когда твоя работа занимает место рядом с чужими произведениями. Либо ты выдержишь это соседство, либо поймёшь, к чему нужно стремиться", - сказала она.

В этом году "Росмолодежь" вновь планирует провести "Тавриду". Форум намечен на конец июля, и, по словам Веры Лагутенковой, организаторы собираются расширить экспертный состав - к участию приглашены представители Союза художников России, институтов им. В.И. Сурикова и им. И.Е. Репина, академии Ильи Глазунова. Будут и профессионалы в области теории искусства.

Достойная смена

Выставка "Молодость России" позволяет составить максимально полную картину того, что сегодня представляет собой российское молодёжное искусство. Здесь нет громких имён, а экспонируемые произведения не являются результатом коммерческих заказов. "Это выражение того, что сегодня волнует профессиональных молодых художников, что находится у них за душой", - отметил секретарь СХР по выставочной работе Алексей Суховецкий.

Экспозиция наполнена колоссальной энергией, без которой невозможно высокое искусство. Кроме того, как отметил почетный член Российской академии художеств Масут Фаткулин, выставка показывает, что у СХР есть настоящая достойная смена, дальнейшее продолжение мощной творческой линии.

На то, чтобы познакомиться с творчеством молодых, но уже отчасти признанных, у вас есть все майские праздники. Выставка продлится до 12 мая.

Что: Выставка "Молодость России"

Где: Центральный дом художника

Наш рейтинг молодых художников показал, что, хотя в десятку самых заметных авторов вошли уже известные персонажи, среди остальных пятидесяти есть новые и неожиданные имена. Так что в ближайшее время ждем интересных выставок и готовимся к экспансии молодежи

Редакция The Art Newspaper Russia решила изучить жизнь молодых российских художников и представляет вашему вниманию рейтинг самых заметных и перспективных авторов в возрасте до 35 лет, а также инфографику о том, в каких техниках они предпочитают работать, где живут и насколько важно для них получение высшего образования. Наше небольшое исследование приурочено к открытию V Московской международной биеннале современного искусства. Также мы включили в материал итоги анкетного опроса среди тех посетителей нашего сайта, которые считают себя молодыми художниками или действительно ими являются. Однако главной темой как нашего исследования, так и всего июньского номера The Art Newspaper Russia , стал рейтинг молодых российских художников.

Для того чтобы выяснить, кто из молодых авторов сегодня пользуется наибольшим авторитетом в профессиональной среде, мы попросили десять экспертов назвать имена десяти художников, которых они считают самыми достойными, поставив ограничение: эти художники должны были как-то проявить себя в период с января 2015-го по июнь 2016-го. Мы не давали экспертам никаких имен, все имена художников, которые участвовали в рейтинге, были названы специалистами из музеев, галерей и арт-центров.

Петр Павленский

Самый известный художник в России в 2016 году. Не замеченный в связях ни с какими художественными институциями, не стремящийся к славе галерейного автора и бросивший академическое образование, чтобы не потерять свою индивидуальность, Петр Павленский с 2012 года последовательно заявлял о себе несколькими яркими акциями в публичном пространстве. Недавно освобожденный в зале суда, где его судили за перформанс Угроза , в рамках которого он поджег двери здания ФСБ на Лубянке, Петр стал самым упоминаемым в прессе современным художником. После акции Фиксация в 2013 году, когда он прибил гвоздем свою мошонку к Красной площади, в обществе развернулось масштабное обсуждение на предмет того, искусство ли то, что он делает. Однако дальнейшие акции Павленского и его непоколебимая позиция заставили многих скептиков изменить мнение и признать, что более яркого акциониста в России за последние несколько лет не было.

Первый этап отбора состоялся после того, как мы объединили экспертные десятки. Некоторые художники, к сожалению, были упомянуты всего один раз, другие — дважды, разными экспертами, и так вплоть до самых популярных художников, имена которых включили в свои списки половина экспертов. На следующем этапе мы отобрали двадцатку художников, которых упомянули в своих списках от трех до пяти экспертов, и провели голосование внутри редакции, в результате чего сформировалась дюжина финалистов. После этого мы проанализировали упоминаемость каждого имени в избранных СМИ за период с 1 января 2015 года по 20 июня 2016 года, и тут предсказуемо вырвался вперед Петр Павленский . С его медийной популярностью не смог потягаться ни один из художников. Это заставило нас отделить Петра Павленского от остальных и упомянуть его имя вне категорий — как самого известного художника в России в 2016 году. В итоге в рейтинге лидируют художница Ольга Кройтор (показательно, что она была лидером уже на этапе экспертных десяток), Евгений Антуфьев и Евгений Гранильщиков .

1. Ольга Кройтор, 1986

Московская художница, знаменитая прежде всего пронзительными перформансами, но, помимо этого, яркий живописец и автор коллажей. В 2015 году стала лауреатом Премии Кандинского за работу Точка опоры — стояние на столбе во дворе Музея Москвы. Перформансы Ольги Кройтор всегда связаны с ее телом и его физическим присутствием в каком-то месте, будь то Очищение (2011), во время которого она на протяжении девяти дней по пять часов в день мыла своими волосами пол в галерее, или Время, которое существует (2015), когда она руками вырыла новую тропу на сопке во Владивостоке, утверждая превосходство дела над словами.


2. Евгений Антуфьев, 1986

Один из самых известных молодых российских художников не только в России, но и за границей. Лауреат Премии Кандинского (2009). В 2015 году он выступил с масштабной выставкой Бессмертие навсегда в Московском музее современного искусства, а в этом году стал одной из главных фигур европейской биеннале Manifesta в Цюрихе с проектом Вечный сад . Интерпретируя забронзовевшие образы деятелей русской культуры, от Льва Толстого и Антона Чехова до Анны Павловой и Владимира Набокова , Евгений Антуфьев создает тонкие и свежие вариации на темы личного опыта, коллекционирования, жизни, смерти и славы.

3. Евгений Гранильщиков, 1985

Художник-режиссер с 2011 года работает с видео и создает короткие экспериментальные фильмы. В начале 2016 года состоялась его выставка Без названия (После поражений) в Мультимедиа Арт Музее, посвященная мировым катаклизмам последних двух лет. Личный опыт и вовлечение самых разных медиа, включая авангардную музыку и фотографию, позволили ему создать ни на что не похожий образ нового мира. В 2013 году Евгений Гранильщиков получил Премию Кандинского в номинации Молодой художник за работу Позиции .


4. Таус Махачева, 1983

Одна из самых трудолюбивых и успешных российских художниц, лауреат Премии Кандинского (2011) и «Инновации» (2012), участница двух Московских биеннале и нескольких престижных мировых конкурсов и биеннале, включая 55-ю Биеннале в Венеции. Таус Махачева — внучка дагестанского поэта Расула Гамзатова, и многое в ее творчестве посвящено Дагестану и его культуре, несмотря на то что родилась она в Москве и училась в Лондоне. В мае 2016 года персональная выставка Таус Махачевой открылась в Центре Помпиду в Париже.


5. Recycle Group (Георгий Кузнецов, 1985, Андрей Блохин, 1987)

Группа образовалась в 2008 году, когда ставропольцы Андрей Блохин и Егор Кузнецов провели первые совместные выставки. Как следует из названия, материальные и духовные отходы современной цивилизации художники превращают в произведения искусства. Их высокотехнологичное и эффектное искусство отличают ясность образа и качество исполнения. В 2010-м Recycle Group удостоилась Премии Кандинского в номинации Проект года . Группа хорошо известна на Западе и принимала участие в Венецианской биеннале.


6. Группировка ЗИП (Василий Субботин, 1991, Эльдар Ганеев, Степан Субботин, 1991, Евгений Римкевич, 1987)

Художественная группировка, образовавшаяся в 2009 году и названная в честь краснодарского Завода измерительных приборов, ставшего базой для художников. Ядро команды — выпускники Художественно-промышленной академии Краснодарского гос-университета культуры братья Василий и Степан Субботины, Евгений Римкевич, Константин Чекмарев, а также Эльдар Ганеев. «ЗИПы» — главные ответственные за современное искусство в южном регионе России. В 2011 году они создали образовательную инициативу КИСИ (Краснодарский институт современного искусства) в выставочном пространстве «Типография».


7. Аслан Гайсумов, 1991

В 2011 году малоизвестный чеченский автор стал участником 4-й Московской биеннале современного искусства, причем сразу в основном проекте. Сегодня он уже самый молодой художник в собрании Государственного Эрмитажа, самый молодой обладатель Future Generation Art Prize , при этом он не прекращает обучения. Сейчас Аслан Гайсумов учится в Генте, а в своих новых видеоработах продолжает испытывать на прочность традиционный российский контекст.


8. Тимофей Радя, 1988

Один из самых известных оте-чественных стритартистов живет в Екатеринбурге и работает в составе команды преимущественно в родном городе. Начиная с 2010 года каждая его новая работа быстро распространяется в Интернете и становится широко обсуждаемой. Это точные высказывания что на вечные (Я бы обнял тебя , 2013), что на самые злободневные темы (Стабильность , 2012). Работы Ради номинировались на «Инновацию» и Премию Кандинского. Художник получил Премию Курехина в 2014 году и Cutlog Art Prize в Нью‑Йорке в 2013-м.


9. Саша Пирогова, 1986

Выпускница Школы фотографии и мультимедиа им. А.Родченко и мастерской «Новые медиа» живет в Москве и работает с видео и движением тела — так она называет танец. Обладательница сразу двух премий «Инновация» (2014) — в номинации Новая генерация и специального приза за проект Библимлен . Ее самобытные отношения с танцевальными практиками выводят видео-арт на новый уровень, где слагаемыми становятся не только опыт художника, но и высокое мастерство исполнения движений.


Саша Пирогова. "Агон". 2016

10. Влад Кульков, 1986

Вышедший из стен Художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица и института «Про Арте», Влад Кульков много лет сотрудничает как с московской галереей «Риджина», так и с петербургской Anna Nova . Автор десятка персональных выставок. Известность художнику принесли абстрактная живопись и графика, также он занимается скульптурой. Кульков с неопсиходелическими полотнами представляет органическое направление в современном искусстве.


Еще 50 имен от экспертов

Эксперты

Ася Филиппова , директор Центра творческих индустрий «Фабрика»
Дмитрий Ханкин , арт-директор и совладелец галереи «Триумф»
Марина Виноградова , арт-директор галереи Anna Nova
Петр Белый , художник, основатель и куратор независимого пространства «Галерея ЛЮДА»
Владимир Овчаренко , основатель галереи «Риджина» и аукциона Vladey
Елена Селина , куратор, основатель галереи XL
Ольга Шишко , заведующая отделом кино и медиаискусства ГМИИ им. Пушкина
Ирина Горлова , куратор, начальник отдела художественных программ ГЦСИ
Алексей Новоселов , руководитель выставочного отдела ММОМА
Егор Кошелев , художник, преподаватель МГХПА им. Строганова

Ниже вы найдете еще 50 имен, названных экспертами. Обратите внимание: это не рейтинг, они расположены в алфавитном порядке.

Татьяна Ахметгалиева · Антонина Баевер · Юлдус Бахтиозина · Ильмира Болотян · Павел Брат · Алексей Булдаков · Дмитрий Венков · Александр Вилкин · Александра Галкина · Иван Горшков · Илья Гришаев · Дарья Гусакова · Илья Долгов · Алиса Йоффе · Анна Желудь · Полина Канис · Дина Караман · Елена Коптяева · Кирилл Кто · Анна Курбатова · Александр Кутовой · Кирилл Макаров · Ася Маракулина · Семен Мотолянец · Иван Новиков · Александр Образумов · Денис Патракеев · Иван Плющ · Анастасия Потемкина · Марина Рагозина · Марина Руденко · Анастасия Рябова · Сергей Сапожников · «Север-7» · Елена Слобцева · Ян Тамкович · Наталья Тарр · Алена Терешко · Анна Титова · Надежда Толоконникова · Илья Федотов-Федоров · Дмитрий Филиппов · Леонид Цхэ · Валерий Чтак · Светлана Шуваева · Игорь Шуклин · «Электрозавод» · Crocodile Power · Megasoma Mars ·::vtol::

Цифры молодого искусства

Редакцией были проанализированы биографии более чем 250 отечественных художников в возрасте до 35 лет. Все эти художники активны в течение последних двух лет со времени предыдущей биеннале, и на основании полученной информации можно в общих чертах обрисовать профиль российского молодого художника. Соотношение мужчин и женщин среди молодых художников характерно для общества в целом: это 40 к 60, но в ближайшие годы на арт-сцену выйдут люди 1992-1994 годов рождения и демографическая картина еще сильнее изменится в пользу женщин. Возрастной разброс довольно широк: это и вчерашние выпускники, и приближающиеся к 35 годам «заслуженные молодые художники», которым уже тесно в юниорской лиге. Как и несколько лет назад, по-прежнему приходится делать вывод о затянувшемся взрослении молодых художников. Подавляющее большинство имеют высшее образование, среди современных художников становится все меньше самородков. Если учитывать высшее образование только в сфере искусства, то здесь лидирует Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова. Вслед за «Сурком» идет Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица, до сих пор в обиходе носящая имя «Мухи», и затем с заметным отставанием — Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Однако классической школы недостаточно для занятий современным искусством, и после нее большинство москвичей направляются в Школу современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства и в Московскую школу фотографии и мультимедиа им. А.Родченко, а петербуржцы — в институт «Про Арте». Четвертая часть художников нашего списка не ограничивается двумя образованиями, меняя институции и продолжая учиться искусству не только в России, но и за рубежом. Многим комфортно в роли вечного студента. Большинство молодых художников не ограничиваются одной техникой, а работают в нескольких. Поэтому для анализа техники разделены на четыре основные группы, не включающие инсталляцию, которая в случае молодого художника является скорее обязательной формой экспонирования искусства, чем строгим жанровым определением работы. При подразделении на техники инсталляция была отнесена к живописи с графикой, видео и фото или же к скульптуре и объекту (куда входит и работа с найденными объектами). Среди всех медиа у молодых художников лидирует видеоарт как наиболее демократичный способ создания искусства. Однако стоит заметить, что обращение к видео или фото бывает вызвано исключительно экспозиционными конвенциями, и многие продолжают работать в исторических медиа, какими являются живопись и скульптура. То же самое относится к перформансу: молодые художники обращаются к перформансным практикам, однако сложившимся жанром перформанс является только у пятой части рассмотренных авторов.

Составлено по информации «Свободных мастерских», Школы Родченко, ГЦСИ, ИПСИ, института «Про Арте», ЦСИ «Заря», КИСИ и других источников.

Анкета молодого художника

Результаты анкеты, которую редакция The Art Newspaper Russia разместила на сайте газеты, оказались неожиданными. Мы попросили всех молодых художников (до 35 лет) и тех, кто себя к таковым причисляет, ответить на несколько несложных вопросов. Опрос был анонимным. Всего в нем приняло участие 417 человек, причем женщин среди них оказалось 274 человека, мужчин — 139, а вариант «другое» выбрали 4 участника. В анкете можно было отметить несколько техник, в которых работают художники, и в результате самой популярной техникой оказалась графика. На втором месте — абстрактная живопись, на третьем — инсталляция. Самая непопулярная техника по итогам опроса — саунд-арт, второй с конца — ленд-арт. Удивительно, но 71 участник опроса ответил, что не имеет профильного образования. Выпускниками Строгановки оказались 44 человека, 26 окончили ИПСИ и 14 — петербургский институт «Про Арте». Однако самым неожиданным стал результат опроса на предмет рыночного успеха. Выяснилось, что 182 художницы и лишь 87 художников успешно продают свои работы, то есть женское искусство лидирует в области продаж. При этом живет на деньги с продаж, если верить опрошенным, только четверть из них. Несмотря на это, работы почти половины участников опроса — 196 человек — есть в частных коллекциях, а вот с галереями сотрудничают лишь 40 из опрошенных. Всего 273 участника опроса продают свои работы, и при этом 234 из них делают это без посредства галерей.




Top