Выставка молодых художников. Выставком – «Молодость России

Уважаемые художники! Начинаем публиковать списки произведений , отобранных выставкомом на выставку «Молодость России» путем электронного просмотра

Внимание!

14 марта 2016 года закончен прием работ для электронного выставкома всероссийской выставки "Молодость России". Списки авторов и отобранных работ будет вывешен на сайте Союза художников России (www.. Произведения, прошедшие выставком будут приниматься выставочным отделом ВТОО «СХР» строго в соответствии со списками, предоставленными выставкомом.

Всем региональным и городским отделениям Союза художников России рекомендовано провести свои (областные, краевые, республиканские) молодежные выставки и силами местных выставкомов отобрать работы на всероссийскую выставку. А также, представить в Союз художников России информацию в электронном виде о всех отобранных работах, с указанием каталожных данных!

Произведения, рекомендованные с региональных молодежных выставок будут рассмотрены на итоговом всероссийском выставкоме в Москве, который будет проводиться путём электронного просмотра. Допускается просмотр всероссийским выставкомом встречных работ.

Также информируем стипендиатов 2015 года о том, что участие во всероссийском выставкоме будет считаться отчетом за полученную стипендию.

Работы на выставком присылать на адрес электронной почты: . В письме, в строке "тема" указывать вид искусства, в 1-м прикрепленном файле (word) - личные данные, во 2-м прикрепленном файле (word) - каталожные данные, в 3-м приложении - файлы фотографий произведений не менее 4 мгбт в формате jpeg, подписанные фамилией автора.

Документы будут приниматься строго в следующем порядке:

1. Личные данные:

  1. - вид искусства

ФИО
- год рождения
- город
- телефон

2. Каталожные данные:
- название произведения, год создания
- материал, техника исполнения, размер

3. Напоминаем! Фотографии произведений высылаются в формате Jpeg (ссылки на файлообменники, фотографии в сжатых архивах не принимаются)

18.04.2016 по 13.05.2016 г. - сроки проведения Всероссийской художественной выставки «Молодость России» в Центральном Доме художника (Москва, Крымский вал, 10)

18.04.2016 по 21.04.2016 г. - монтаж выставки
22.04.2016 г. - открытие выставки

до 14.03.2016 срок предоставления сведений о рекомендованных работах из региональных отделений ВТОО «СХР», по итогам выставок и выставкомов произведений молодых художников, отбора в региональных отделениях - для рекомендации произведений на Всероссийскую художественную выставку «Молодость России» .

Поручить референтам региональных отделений контролировать процесс проведения выставкомов в региональных отделениях ВТОО «СХР» и своевременно предоставлять сведения о результатах и каталожные данные.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

16.03.2016 - 23.03.2016 и тоговый электронный выставком по работам, рекомендованными региональными отделениями ВТОО «СХР».

15.04.2016 по 16.04.2016 выставком для участников из Москвы в Выставочном зале МОСХ России (Беговая, 7-9).

Комиссия по работе с молодыми художниками

Наш рейтинг молодых художников показал, что, хотя в десятку самых заметных авторов вошли уже известные персонажи, среди остальных пятидесяти есть новые и неожиданные имена. Так что в ближайшее время ждем интересных выставок и готовимся к экспансии молодежи

Редакция The Art Newspaper Russia решила изучить жизнь молодых российских художников и представляет вашему вниманию рейтинг самых заметных и перспективных авторов в возрасте до 35 лет, а также инфографику о том, в каких техниках они предпочитают работать, где живут и насколько важно для них получение высшего образования. Наше небольшое исследование приурочено к открытию V Московской международной биеннале современного искусства. Также мы включили в материал итоги анкетного опроса среди тех посетителей нашего сайта, которые считают себя молодыми художниками или действительно ими являются. Однако главной темой как нашего исследования, так и всего июньского номера The Art Newspaper Russia , стал рейтинг молодых российских художников.

Для того чтобы выяснить, кто из молодых авторов сегодня пользуется наибольшим авторитетом в профессиональной среде, мы попросили десять экспертов назвать имена десяти художников, которых они считают самыми достойными, поставив ограничение: эти художники должны были как-то проявить себя в период с января 2015-го по июнь 2016-го. Мы не давали экспертам никаких имен, все имена художников, которые участвовали в рейтинге, были названы специалистами из музеев, галерей и арт-центров.

Петр Павленский

Самый известный художник в России в 2016 году. Не замеченный в связях ни с какими художественными институциями, не стремящийся к славе галерейного автора и бросивший академическое образование, чтобы не потерять свою индивидуальность, Петр Павленский с 2012 года последовательно заявлял о себе несколькими яркими акциями в публичном пространстве. Недавно освобожденный в зале суда, где его судили за перформанс Угроза , в рамках которого он поджег двери здания ФСБ на Лубянке, Петр стал самым упоминаемым в прессе современным художником. После акции Фиксация в 2013 году, когда он прибил гвоздем свою мошонку к Красной площади, в обществе развернулось масштабное обсуждение на предмет того, искусство ли то, что он делает. Однако дальнейшие акции Павленского и его непоколебимая позиция заставили многих скептиков изменить мнение и признать, что более яркого акциониста в России за последние несколько лет не было.

Первый этап отбора состоялся после того, как мы объединили экспертные десятки. Некоторые художники, к сожалению, были упомянуты всего один раз, другие — дважды, разными экспертами, и так вплоть до самых популярных художников, имена которых включили в свои списки половина экспертов. На следующем этапе мы отобрали двадцатку художников, которых упомянули в своих списках от трех до пяти экспертов, и провели голосование внутри редакции, в результате чего сформировалась дюжина финалистов. После этого мы проанализировали упоминаемость каждого имени в избранных СМИ за период с 1 января 2015 года по 20 июня 2016 года, и тут предсказуемо вырвался вперед Петр Павленский . С его медийной популярностью не смог потягаться ни один из художников. Это заставило нас отделить Петра Павленского от остальных и упомянуть его имя вне категорий — как самого известного художника в России в 2016 году. В итоге в рейтинге лидируют художница Ольга Кройтор (показательно, что она была лидером уже на этапе экспертных десяток), Евгений Антуфьев и Евгений Гранильщиков .

1. Ольга Кройтор, 1986

Московская художница, знаменитая прежде всего пронзительными перформансами, но, помимо этого, яркий живописец и автор коллажей. В 2015 году стала лауреатом Премии Кандинского за работу Точка опоры — стояние на столбе во дворе Музея Москвы. Перформансы Ольги Кройтор всегда связаны с ее телом и его физическим присутствием в каком-то месте, будь то Очищение (2011), во время которого она на протяжении девяти дней по пять часов в день мыла своими волосами пол в галерее, или Время, которое существует (2015), когда она руками вырыла новую тропу на сопке во Владивостоке, утверждая превосходство дела над словами.


2. Евгений Антуфьев, 1986

Один из самых известных молодых российских художников не только в России, но и за границей. Лауреат Премии Кандинского (2009). В 2015 году он выступил с масштабной выставкой Бессмертие навсегда в Московском музее современного искусства, а в этом году стал одной из главных фигур европейской биеннале Manifesta в Цюрихе с проектом Вечный сад . Интерпретируя забронзовевшие образы деятелей русской культуры, от Льва Толстого и Антона Чехова до Анны Павловой и Владимира Набокова , Евгений Антуфьев создает тонкие и свежие вариации на темы личного опыта, коллекционирования, жизни, смерти и славы.

3. Евгений Гранильщиков, 1985

Художник-режиссер с 2011 года работает с видео и создает короткие экспериментальные фильмы. В начале 2016 года состоялась его выставка Без названия (После поражений) в Мультимедиа Арт Музее, посвященная мировым катаклизмам последних двух лет. Личный опыт и вовлечение самых разных медиа, включая авангардную музыку и фотографию, позволили ему создать ни на что не похожий образ нового мира. В 2013 году Евгений Гранильщиков получил Премию Кандинского в номинации Молодой художник за работу Позиции .


4. Таус Махачева, 1983

Одна из самых трудолюбивых и успешных российских художниц, лауреат Премии Кандинского (2011) и «Инновации» (2012), участница двух Московских биеннале и нескольких престижных мировых конкурсов и биеннале, включая 55-ю Биеннале в Венеции. Таус Махачева — внучка дагестанского поэта Расула Гамзатова, и многое в ее творчестве посвящено Дагестану и его культуре, несмотря на то что родилась она в Москве и училась в Лондоне. В мае 2016 года персональная выставка Таус Махачевой открылась в Центре Помпиду в Париже.


5. Recycle Group (Георгий Кузнецов, 1985, Андрей Блохин, 1987)

Группа образовалась в 2008 году, когда ставропольцы Андрей Блохин и Егор Кузнецов провели первые совместные выставки. Как следует из названия, материальные и духовные отходы современной цивилизации художники превращают в произведения искусства. Их высокотехнологичное и эффектное искусство отличают ясность образа и качество исполнения. В 2010-м Recycle Group удостоилась Премии Кандинского в номинации Проект года . Группа хорошо известна на Западе и принимала участие в Венецианской биеннале.


6. Группировка ЗИП (Василий Субботин, 1991, Эльдар Ганеев, Степан Субботин, 1991, Евгений Римкевич, 1987)

Художественная группировка, образовавшаяся в 2009 году и названная в честь краснодарского Завода измерительных приборов, ставшего базой для художников. Ядро команды — выпускники Художественно-промышленной академии Краснодарского гос-университета культуры братья Василий и Степан Субботины, Евгений Римкевич, Константин Чекмарев, а также Эльдар Ганеев. «ЗИПы» — главные ответственные за современное искусство в южном регионе России. В 2011 году они создали образовательную инициативу КИСИ (Краснодарский институт современного искусства) в выставочном пространстве «Типография».


7. Аслан Гайсумов, 1991

В 2011 году малоизвестный чеченский автор стал участником 4-й Московской биеннале современного искусства, причем сразу в основном проекте. Сегодня он уже самый молодой художник в собрании Государственного Эрмитажа, самый молодой обладатель Future Generation Art Prize , при этом он не прекращает обучения. Сейчас Аслан Гайсумов учится в Генте, а в своих новых видеоработах продолжает испытывать на прочность традиционный российский контекст.


8. Тимофей Радя, 1988

Один из самых известных оте-чественных стритартистов живет в Екатеринбурге и работает в составе команды преимущественно в родном городе. Начиная с 2010 года каждая его новая работа быстро распространяется в Интернете и становится широко обсуждаемой. Это точные высказывания что на вечные (Я бы обнял тебя , 2013), что на самые злободневные темы (Стабильность , 2012). Работы Ради номинировались на «Инновацию» и Премию Кандинского. Художник получил Премию Курехина в 2014 году и Cutlog Art Prize в Нью‑Йорке в 2013-м.


9. Саша Пирогова, 1986

Выпускница Школы фотографии и мультимедиа им. А.Родченко и мастерской «Новые медиа» живет в Москве и работает с видео и движением тела — так она называет танец. Обладательница сразу двух премий «Инновация» (2014) — в номинации Новая генерация и специального приза за проект Библимлен . Ее самобытные отношения с танцевальными практиками выводят видео-арт на новый уровень, где слагаемыми становятся не только опыт художника, но и высокое мастерство исполнения движений.


Саша Пирогова. "Агон". 2016

10. Влад Кульков, 1986

Вышедший из стен Художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица и института «Про Арте», Влад Кульков много лет сотрудничает как с московской галереей «Риджина», так и с петербургской Anna Nova . Автор десятка персональных выставок. Известность художнику принесли абстрактная живопись и графика, также он занимается скульптурой. Кульков с неопсиходелическими полотнами представляет органическое направление в современном искусстве.


Еще 50 имен от экспертов

Эксперты

Ася Филиппова , директор Центра творческих индустрий «Фабрика»
Дмитрий Ханкин , арт-директор и совладелец галереи «Триумф»
Марина Виноградова , арт-директор галереи Anna Nova
Петр Белый , художник, основатель и куратор независимого пространства «Галерея ЛЮДА»
Владимир Овчаренко , основатель галереи «Риджина» и аукциона Vladey
Елена Селина , куратор, основатель галереи XL
Ольга Шишко , заведующая отделом кино и медиаискусства ГМИИ им. Пушкина
Ирина Горлова , куратор, начальник отдела художественных программ ГЦСИ
Алексей Новоселов , руководитель выставочного отдела ММОМА
Егор Кошелев , художник, преподаватель МГХПА им. Строганова

Ниже вы найдете еще 50 имен, названных экспертами. Обратите внимание: это не рейтинг, они расположены в алфавитном порядке.

Татьяна Ахметгалиева · Антонина Баевер · Юлдус Бахтиозина · Ильмира Болотян · Павел Брат · Алексей Булдаков · Дмитрий Венков · Александр Вилкин · Александра Галкина · Иван Горшков · Илья Гришаев · Дарья Гусакова · Илья Долгов · Алиса Йоффе · Анна Желудь · Полина Канис · Дина Караман · Елена Коптяева · Кирилл Кто · Анна Курбатова · Александр Кутовой · Кирилл Макаров · Ася Маракулина · Семен Мотолянец · Иван Новиков · Александр Образумов · Денис Патракеев · Иван Плющ · Анастасия Потемкина · Марина Рагозина · Марина Руденко · Анастасия Рябова · Сергей Сапожников · «Север-7» · Елена Слобцева · Ян Тамкович · Наталья Тарр · Алена Терешко · Анна Титова · Надежда Толоконникова · Илья Федотов-Федоров · Дмитрий Филиппов · Леонид Цхэ · Валерий Чтак · Светлана Шуваева · Игорь Шуклин · «Электрозавод» · Crocodile Power · Megasoma Mars ·::vtol::

Цифры молодого искусства

Редакцией были проанализированы биографии более чем 250 отечественных художников в возрасте до 35 лет. Все эти художники активны в течение последних двух лет со времени предыдущей биеннале, и на основании полученной информации можно в общих чертах обрисовать профиль российского молодого художника. Соотношение мужчин и женщин среди молодых художников характерно для общества в целом: это 40 к 60, но в ближайшие годы на арт-сцену выйдут люди 1992-1994 годов рождения и демографическая картина еще сильнее изменится в пользу женщин. Возрастной разброс довольно широк: это и вчерашние выпускники, и приближающиеся к 35 годам «заслуженные молодые художники», которым уже тесно в юниорской лиге. Как и несколько лет назад, по-прежнему приходится делать вывод о затянувшемся взрослении молодых художников. Подавляющее большинство имеют высшее образование, среди современных художников становится все меньше самородков. Если учитывать высшее образование только в сфере искусства, то здесь лидирует Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова. Вслед за «Сурком» идет Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица, до сих пор в обиходе носящая имя «Мухи», и затем с заметным отставанием — Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Однако классической школы недостаточно для занятий современным искусством, и после нее большинство москвичей направляются в Школу современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства и в Московскую школу фотографии и мультимедиа им. А.Родченко, а петербуржцы — в институт «Про Арте». Четвертая часть художников нашего списка не ограничивается двумя образованиями, меняя институции и продолжая учиться искусству не только в России, но и за рубежом. Многим комфортно в роли вечного студента. Большинство молодых художников не ограничиваются одной техникой, а работают в нескольких. Поэтому для анализа техники разделены на четыре основные группы, не включающие инсталляцию, которая в случае молодого художника является скорее обязательной формой экспонирования искусства, чем строгим жанровым определением работы. При подразделении на техники инсталляция была отнесена к живописи с графикой, видео и фото или же к скульптуре и объекту (куда входит и работа с найденными объектами). Среди всех медиа у молодых художников лидирует видеоарт как наиболее демократичный способ создания искусства. Однако стоит заметить, что обращение к видео или фото бывает вызвано исключительно экспозиционными конвенциями, и многие продолжают работать в исторических медиа, какими являются живопись и скульптура. То же самое относится к перформансу: молодые художники обращаются к перформансным практикам, однако сложившимся жанром перформанс является только у пятой части рассмотренных авторов.

Составлено по информации «Свободных мастерских», Школы Родченко, ГЦСИ, ИПСИ, института «Про Арте», ЦСИ «Заря», КИСИ и других источников.

Анкета молодого художника

Результаты анкеты, которую редакция The Art Newspaper Russia разместила на сайте газеты, оказались неожиданными. Мы попросили всех молодых художников (до 35 лет) и тех, кто себя к таковым причисляет, ответить на несколько несложных вопросов. Опрос был анонимным. Всего в нем приняло участие 417 человек, причем женщин среди них оказалось 274 человека, мужчин — 139, а вариант «другое» выбрали 4 участника. В анкете можно было отметить несколько техник, в которых работают художники, и в результате самой популярной техникой оказалась графика. На втором месте — абстрактная живопись, на третьем — инсталляция. Самая непопулярная техника по итогам опроса — саунд-арт, второй с конца — ленд-арт. Удивительно, но 71 участник опроса ответил, что не имеет профильного образования. Выпускниками Строгановки оказались 44 человека, 26 окончили ИПСИ и 14 — петербургский институт «Про Арте». Однако самым неожиданным стал результат опроса на предмет рыночного успеха. Выяснилось, что 182 художницы и лишь 87 художников успешно продают свои работы, то есть женское искусство лидирует в области продаж. При этом живет на деньги с продаж, если верить опрошенным, только четверть из них. Несмотря на это, работы почти половины участников опроса — 196 человек — есть в частных коллекциях, а вот с галереями сотрудничают лишь 40 из опрошенных. Всего 273 участника опроса продают свои работы, и при этом 234 из них делают это без посредства галерей.

Пользуется ли сейчас спросом современное российское искусство? Аукционисты говорят, что нет. По словам Дарьи Черненко, специалиста по русскому искусству аукционного дома Bonhams, за год на его торгах продается не более двух-трех работ молодых российских художников:

«Подобные работы приобретаются в основном для оформления интерьера, существенно реже - в частные коллекции».

Менеджер московского офиса одной из международных аукционных компаний уверяет, что «на этом направлении рынок не развивается, покупок нет, разве что разовые галерейные».

Галеристы парируют: интерес к contemporary art не пропадал. «По арт-среде последнее время гуляет шутка, гласящая, что рынка нет. Конечно же, он есть, - настаивает Сергей Гридчин, владелец центра современного искусства Gridchinhall. - Просто 2015-й - это год неопределенности для многих рынков, и арт-рынок в их числе».

Как считает основатель галереи Pop/off/art Сергей Попов, если несколько лет назад можно было не следить за молодыми художниками, то теперь «погоду задают те, кому 25 лет» , и уже есть коллекционеры, покупающие именно их работы.

Кто прав, покажет время и опять-таки рынок. Пока же Forbes, представляет наиболее перспективных молодых художников, которые мало известны широкой публике, но уже представляют интерес для российских и зарубежных музеев, выставок и коллекционеров.

  • Выбор авторов проходил в два этапа.

Сначала на основе ответов от кураторов выставок и художественных премий, галеристов, директоров музеев и известных художников был составлен список имен (мы установили только ограничение по возрасту - 1982 год рождения и моложе). На этом этапе мы выясняли, сколько галерей работает с названными молодыми художниками на постоянной основе, участвовали ли они в выставках в России и за рубежом, получали ли премии и награды. В результате сформировался лонг-лист, в который вошли 35 человек.

На втором этапе мы отобрали из них 15 наиболее успешных. Они оценивались по следующим критериям: персональные выставки в России и за рубежом, участие в крупных групповых российских и международных выставках и биеннале, наличие работ в коллекциях известных музеев и галерей и в частных собраниях, наличие российских и международных премий.

В числе финалистов оказались художники с максимальной суммой присвоенных баллов. Каждый из них работает в нескольких жанрах, сочетая, например, инсталляции и живопись, видео и так называемые объекты (художественные формы вне конкретных стилей).

  • Примечательно, что только у двух финалистов есть художественное образование в его традиционном понимании.

Год рождения: 1987

Откуда родом: Ташкент

Образование: «Свободные мастерские» при ММСИ, Институт проблем современного искусства

Жанры : живопись

Количество работ : около 200

Из них в коллекциях: около 50

Коллекции: собрание директора Австрийского культурного форума Симона Мраза, музей современного искусства ПЕРММ, Центр культурных коммуникаций Клайпеды (Литва), фонд «Виктория», Stella Art Foundation, Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина, коллекция Белы Хорвата (Будапешт)

Венецианская биеннале (2014), Еврейский музей Вены (2015)

Стоимость работ: от €100

«Вообще-то я хочу, чтобы мои работы школьники смотрели и дети, чтобы выросло поколение новых людей, вместе с которыми мы построим мир с иным типом отношений, где не будет повседневной эксплуатации и унижения».


фото Евгений Петрушанский для Forbes

Год рождения: 1984

Откуда родом: Воронеж

Образование: Воронежский государственный университет (факультет философии и психологии)

Жанры: инсталляция, видео, графика

Количество работ: 70

Из них в коллекциях: 40

Коллекции: Воронежский областной литературный музей, частные российские и зарубежные коллекции

Azoikum (Büro für kulturelle Übersetzungen, Лейпциг, Германия, 2014)

Стоимость работ: €800–2000

«У меня долгий производственный цикл: собираю растения, делаю гербарные образцы, определяю, рисую. Процесс длится месяцами, и я с ними сживаюсь, как с друзьями. А с друзьями тяжеловато бывает расставаться. С другой стороны, я рад, что они у кого-то еще есть».

Дмитрий Морозов (::vtol::)


фото Евгений Петрушанский для Forbes

Год рождения: 1986

Откуда родом: Москва

Образование: Российский государственный гуманитарный университет (факультет истории искусств)

Жанры: гибридное искусство

Количество работ: 70

Из них в коллекциях: 6

Коллекции: Государственный центр современного искусства, Политехнический музей, Санкт-Петербургский музей звука, российские и зарубежные частные коллекции

Групповые зарубежные выставки: Ars Electronica (Линц, 2015), CTM festival (Берлин, 2015); The Emperor’s New Aesthetic, Emmanuel Gallery (Денвер, 2014); Cyberfest (Берлин, 2013); Rhythm Assignment, Bonnefanten museum (Маастрихт, 2013); Bent festival, Tank Theater (Нью-Йорк, 2010)

Стоимость работ: €10 000–30 000

«Продажа для меня вторична. Многие годы я работал без внимания со стороны рынка, и меня это не расстраивало. Художественная элита и критика очень консервативны в плане принятия новых стилей и форм».


фото Евгений Петрушанский для Forbes

Год рождения: 1983

Откуда родом: Кемерово

Образование: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица (факультет монументального искусства, кафедра художественного текстиля)

Жанры: инсталляция, объект, видео, графика

Количество работ: около 150

Из них в коллекциях: около 70

Коллекции : Espoo Museum of Modern Art, Pori Art Museum, Kiasma Museum (Финляндия), Московский музей современного искусства, частные российские и зарубежные коллекции

Персональные зарубежные выставки: «Инкубатор», Galerie Forsblom (Хельсинки, 2011); «Моя комната», Galerie Forsblom (Хельсинки, 2012); «Привет, мир!», Mimmo Scognamiglio Artecontemporanea (Милан, 2013)

Стоимость работ: €1000–10 000

«За день до моей первой персональной выставки на «Винзаводе» мы пришли в зал и обнаружили, что все клубки в инсталляции спутаны, а в нитках лежит дохлая крыса. Оказалось, местная кошка гоняла крысу и решила заодно поиграть клубками. Работу мы привели в порядок, а кошка появилась снова - после открытия выставки».


фото Евгений Петрушанский для Forbes

Год рождения: 1985

Откуда родом: Москва

Образование: Высшая школа экономики (бакалавр социологии, магистр философской антропологии)

Жанры: процессия (endless projects), объекты, скульптура, живопись, графика, фотография

Количество работ: 15 проектов, около 1000 артефактов

Из них в коллекциях: около 70 артефактов

Коллекции: Московский музей современного искусства, коллекция Газпромбанка, коллекция фонда «Виктория», частные российские коллекции

Групповые зарубежные выставки: «Шоссе Энтузиастов», параллельная программа XIII Архитектурной биеннале (Венеция, 2012), Киевская биеннале современного искусства (2015)

Стоимость работ: €1000–5000 (артефакты)

«Художники на самом деле ущемлены в правах на собственный труд. Ты зависишь от единичных продаж, и трудно делать сложные, странные работы, которые будут интересны через двадцать лет. Более востребованные работы дают мне возможность создавать экспериментальные. Это очень важно».


фото Евгений Петрушанский для Forbes

Год рождения: 1986

Откуда родом: Москва

Образование: Государственный академический университет гуманитарных наук (факультет политологии), Московская школа фотографии и мультимедиа им. Родченко

Жанры: фотография, видео, скульптура

Количество работ: 10 арт-проектов

Из них в коллекциях: принты 5 арт-проектов

Коллекции: Мультимедиа Арт Музей, галереи HilgerNEXT, Anzenberger, OstLicht, частные коллекции в России, Австрии, Германии, Франции, Японии

Зарубежные выставки: Kunst Im Tunnel (Дюссельдорф, 2012), галерея HilgerNext (Вена, 2014)

Стоимость работ: от €200

«Мои проекты затрагивают тему конфликта как личного, так и социального, политического. Политика - бизнес больших людей, она находится вне романтики и морали. Я исследую, как она отражается на жизни простого человека. Так или иначе ты оказываешься втянут в некий процесс против своей воли».


фото Евгений Петрушанский для Forbes

Год рождения: 1984

Откуда родом: Москва

Образование: художественная школа при Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова

Жанры: перформанс, скульптура

Количество работ: около 100

Из них в коллекциях: около 10

Коллекции: Московский музей современного искусства, частные коллекции

Персональные зарубежные выставки: PSIONICS, галерея Federica Chizzoni (Милан, 2014)

Стоимость работ: €1000–15 000

«Одним из самых счастливых моментов в моей жизни было наблюдать, как монтажники поднимают под потолок мою девятиметровую скульптуру. Это ни с чем не сравнимый восторг, от которого впадаешь в зависимость, восторг от реализации мечты, от масштаба, от красоты, которой ты даже не ожидал».

Текст: Надежда Миндлин

Одна из главных тенденций в области современного искусства - появление качественных проектов, посвященных молодым художникам, которые доказывают, что хорошее современное искусство - это не всегда дорого и труднодоступно. Цель таких инициатив - помочь желающим начать разбираться в молодом искусстве. Ориентируясь на художников, с которыми они работают, можно сделать хороший выбор на старте карьеры художника и выгодно приобрести его работу до того, как автора заметят крупные институции. Это отличный путь для начинающего коллекционера, который не готов тратить много и только знакомится с современным искусством. Важно также не забывать, что для составления хорошей коллекции, которой будут гордиться ваши внуки, нужно соблюдать два принципа: обращаться к экспертам (в чем вам поможет эта статья), и второй, не менее важный принцип - чтобы работа обязательно вам нравилась.

Gogova Foundation Residency

Кто: Мариана Губер-Гогова

Год основания: 2017

Новый проект Gogova Foundation от основательницы Artwin Gallery Марианы Губер-Гоговой. Сильный экспертный совет, куда входят сама Мариана Губер-Гогова, искусствовед Ольга Нефедова, а также отлично зарекомендовавшие себя представители Музея современного искусства «Гараж» и ММОМА Екатерина Иноземцева и Алексей Новоселов, Джаретт Грегори, Симон Мраз и Суад Гараева, что сразу придает резиденции международный статус и серьезный вес. Профессионализм экспертного совета позволяет доверять его выбору и обратить серьезное внимание на участников резиденций. В настоящий момент, сделав две удачные выставки в Баку, резиденция переезжает в Карачаево-Черкесию, так что можно рассчитывать на нестандартные художественные решения, как, например, прошлогодний проект «Обсерватория» , сделанный совместно со Специальной астрофизической обсерваторией Российской академии наук.

Топ-художники: Ульяна Подкорытова, Владимир Абих и победители третьей резиденции Лиза Артамонова и Илина Червонная с совместным проектом

Мариана Губер-Гогова:

«Фокус фонда на развитие и поддержку молодого искусства связан с моим интересом как галериста к этой категории художников.

Заниматься продвижением начинающих художников или художников, находящихся в середине карьеры, с внушительным послужным списком, но еще в процессе развития художественной карьеры, более рискованно и увлекательно. Нам, считаю, повезло: в России необычно сильное поколение молодых художников, которые при должном менеджменте и поддержке способны конкурировать с международными коллегами. Безусловно, неопытность, незнание "правил игры" имеют свои недостатки, и если говорить о рынке искусства, то это так называемая венчурная инвестиция с вероятностью взлета и одновременно бóльшими рисками. В любом случае, когда занимаешься молодым искусством, его надо любить, быть открытым, и тогда рынок будет благосклонен. Деятельность фонда в формате резиденции направлена именно на развитие отдельных молодых художников и их художественной практики, но и более "взрослый" международный проект "Обсерватория", организованный при участии фонда в 2016 году, ждет дальнейшее развитие. Для участия в резиденции экспертный совет путем голосования выбирает лучший проект среди художников младше 35 лет из стран СНГ, Средней Азии и Ближнего Востока».


Работа Ульяны Подкорытовой

«Открытые студии» на «Винзаводе»

Кто: экспертный совет - Айдан Салахова, Елена Селина, Александр Шаров, Дмитрий Ханкин, Николай Палажченко, Андрей Паршиков, Алексей Новоселов и Софья Троценко

Год основания: 2017

Опустевшее пространство легендарной галереи «Айдан» на «Винзаводе» - к слову, фантастическое, с огромными потолками и индустриальным интерьером - превратилось в интересный экспериментальный проект, придуманный для молодых художников. «Открытые студии» на «Винзаводе» объединили главных героев современного искусства. Можно зайти в студии (они, и правда, открытые) и посмотреть на процесс работы художников, а может быть, и приобрести работы до того, как их патроны помогут сделать серьезные выставки и стоимость этих работ увеличится в несколько раз.

Топ-художники: Антон Кушаев, Кристина Стрункова и Дарья Неретина

Софья Троценко:

«Идея заниматься молодым искусством появилась от количества запросов, которые мы получали от молодых художников.

Очень быстро стала очевидной пропасть между состоявшимися художниками и возможностью появляться новым именам. У молодых практически не было возможности профессионально о себе заявить, и мы решили взять эту задачу на себя. Так появился проект "Старт". Впоследствии на "Винзаводе" были мастерские, а в прошлом году мы запустили новый постоянный проект "Открытые студии" - мастерские для молодых художников с образовательной программой и английским языком. Я думаю, проект сталкивается с общими проблемами для всех арт-институций в России. Современное искусство - максимально прогрессивная область культуры. А искусство молодых художников - это, очевидно, авангард и самая экспериментальная область нашей деятельности. И тут никогда нельзя прогнозировать результат. Критерии отбора всегда выходят за рамки представляемого художником проекта. Мы оцениваем несколько факторов, которые считаем ключевыми. Это взгляд художника на тот контекст, в котором он живет и работает, желание развиваться в профессии, проекты, которые он реализовал, планы и идеи на будущее. Участников первого сезона "Открытых студий" выбирала не лично я, а экспертный совет, в который входят представители важнейших арт-институций: руководитель выставочного отдела MMOMA Алексей Новоселов, художник Айдан Салахова, искусствовед и основатель галереи XL Елена Селина, арт-дилер и искусствовед Николай Палажченко и другие. Мне рынок молодых художников в России кажется максимально перспективным, несмотря на его молодость и новизну. В России появляется все больше художественных школ и возможностей для молодых талантов, а значит, растет и конкуренция. В связи с ростом предложения современное искусство становится чуть более доступным для тех, кого оно интересует. Расширяется круг людей, которые могут себе позволить приобщиться к коллекционированию современного российского искусства».


Работа Кристины Струнковой

Sample

Кто: Софья Симакова и Анна Наумова

Год основания: 2016

Проект очень оптимистичный и жизнерадостный, как и сами основатели, что не противоречит серьезному выбору художников. Аукцион и галерея заметно набирают обороты и становятся синонимом модного и приятного места, где можно приобрести искусство молодых художников недорого, а также весело провести время на ежеквартальных аукционах, пробуя свои силы и не рискуя большим бюджетом.

Топ-художники: Иван Лылов, Юлия Иосильзон, Ксения Драныш

Софья Симакова:

«Молодым искусством мы занимаемся, потому что и сами молоды! Но в основном, конечно, проект родился из-за нашего участия в жизни разных институтов.

Я заканчиваю Goldsmiths в Лондоне, а Аня выпустилась из Британки. В университетах можно просто гулять по студиям и отыскивать молодые таланты. Трудности в основном связаны с тем, что я параллельно работаю в галерее "Триумф", а Аня - в Пушкинском музее. Основная работа занимает много времени, поэтому часто то, что касается Sample, мы делаем по вечерам и ночам. И, конечно, финансовые сложности: в этот проект было инвестировано много любви и 150 долларов за сайт. Если бы могли взять в команду помощника, процесс складывался бы быстрее. Художников выбираем, опираясь в первую очередь на собственный вкус. А как иначе? Для нас очень важно их образование и потенциал, поэтому у Sample много художников из Royal Academy of Arts или Parsons, например, но порой можно встретить работы и тех, кто окончил менее известные университеты. Развитие рынка в России предсказать сложно, но хочется верить, что оно будет. Мы, например, мечтаем запустить резиденцию, она обязательно должна появиться».



Работа Ксении Драныш

Fragment Gallery

Кто: Сергей Гущин

Год основания: 2016

Сергей Гущин, изначально коллекционер, стартовал очень мощно, открыв камерное и интересное пространство на Патриарших прудах, за театром «Практика». Он привлек ярких молодых кураторов, построил выставочную политику как лабораторию и увлекательный творческий процесс, за которым интересно наблюдать. Эксперименты всегда риск, тем больше уважения вызывает деятельность Сергея и его команды. Открытый конкурс сначала для художников, а теперь и для кураторов придают деятельности институциональность, обеспечивают большие возможности для выбора, а участие в серьезных выставках основных художников - веру в успех и большое будущее. В результате работы за год получены призы «Лучший стенд Cosmoscow» и грант Ruinart Art Patronat.

Топ-художники: Илья Федотов-Федоров, Алексей Мартинс, Ильмира Болотян


Сергей Гущин:
«У меня молодая галерея, и ставку я решил делать именно на молодых и амбициозных. Мне интересно заниматься развитием художников, вместе с ними строить карьеру, реализовывать проекты, экспериментировать.

Плюс мы показываем срез молодого искусства, фрагмент, это слово и дало название галерее. В первую очередь многие люди не принимают современное искусство, отвергают, боятся понять и разобраться. Но я верю, что это все - временные трудности. Необходимо активно работать с аудиторией, попытаться заинтересовать ее, начать говорить на одном языке. Мы работаем с молодыми художниками в возрасте до 35 лет, но это не самое главное. В первую очередь мы обращаем внимание на проекты, которые делает художник, его послужной список. Важны и прошедшие выставки, коллекции, в которых оказались его работы, есть ли на счету резиденции, участие в биеннале и так далее - все это помогает определить, насколько художник перспективен, насколько ему важна его карьера и профессиональный рост. Также я стараюсь спрашивать совета у кураторов, с которыми мы работаем, хожу на арт-ревью выпускников арт-школ. Это планомерная работа, и должен сказать, что мы всегда находимся в поиске хороших проектов и новых художников. Уверен, что рынок будет развиваться, но это развитие невозможно без участия всех заинтересованных лиц, не только со стороны галерейного бизнеса, но и публики, культурных институций, государства в конце концов. Свои задачи я определяю как работу на продвижение и создание карьеры художников не только в России, но и за рубежом, а также взаимодействие с широкой аудиторией, которой потенциально может быть интересно современное искусство. Для этого мы используем все современные способы коммуникации: в своем инстаграме, где уже больше 100 тысяч подписчиков, я ежедневно рассказываю про искусство, бизнес, будни галериста и художника, также недавно был запущен и телеграм-канал ArtFragment , рассказывающий все главные новости из мира искусства просто, интересно и вовремя. На очереди образовательные курсы и сайт».



Работа Алексея Мартинса

ISSMAG Gallery

Кто: Дишон Юлдаш

Год открытия нового пространства: 2016

Впечатляющий необычный некоммерческий проект Дишон Юлдаш, демонстрирующий, что при большом желании, таланте и активности реализация выставочных проектов возможна и без больших бюджетов, что возможности и единомышленники появляются в процессе, а самое главное - это репутация. ISSMAG Gallery открылась в самом обычном автомобильном гараже-боксе в центре Москвы, сформировала собственную аудиторию и новое поколение художников и стала некоммерческой галереей, в которой протекают актуальные процессы и открываются новые имена. Последнее - личный выбор основателя и арт-директора Дишон Юлдаш. Проект куратора галереи Саши Буренкова «Плановое устаревание», сделанный в необычном месте (в фитнес-клубе), получил премию «Инновация» в прошлом году как лучший кураторский проект года. Новая выставочная программа откроется в марте, сейчас работает сайт и раздел Online Commissions . Знакомиться с экспериментальными тенденциями искусства и, что немаловажно, приятными людьми нужно идти туда.

Топ-художники: Дарья Мельникова, Арнольда Траутвейн, Алексей Таруц


Дишон Юлдаш:
«Уникальность художников, сотрудничающих с галереей, с одной стороны, заключается в том, что они выросли в эпоху интернета и иначе относятся к созданию, презентации и распространению изображений.

С другой стороны, особенностью их творческой идентичности является абсолютная космополитичность, сформированная в равной мере под влиянием локального контекста и мировых художественных тенденций; авторы синтезируют в своих практиках анализ эстетических, социальных и политических явлений окружающей их российской реальности. Тем самым мы налаживаем диалог с новым поколением зрителей. Проблем нет, есть постоянный опыт работы как в поиске финансовой поддержки проекта, так и в организации экспозиции и коммуникации внутри команды. Мы следим за развитием многих художников, с которыми хотели бы работать. Пообщавшись с профессиональными художниками и вкусив правильный рабочий процесс, ты не хочешь работать с теми, у кого отсутствует представление о коммуникации, как с кураторами, галереями, институциями, так и даже со СМИ. Если узкий круг элитарного общества начнет поддерживать локальную сцену молодых художников, то этот вклад и даст плодотворные результаты в будущем».



Работа Дарьи Мельниковой

Ревизор/Маргарита Глухова

Беззаботные деревенские этюды и морские пейзажи, серьезные психологические портреты и зарисовки улиц урбанистических городов, веселые плакаты в стиле поп-арта и скульптурные реплики античных фресок. В Москве открылась выставка "Молодость России", которая не только демонстрирует всю палитру современного российского молодежного искусства, но и показывает, что у Союза художников России есть достойная смена.

Всероссийская выставка "Молодость России" - проект не новый. Еще в советский период Союз художников проводил большие вернисажи, на которых представлял лучшие работы молодых талантливых авторов из всех регионов страны. После распада СССР традиция подобных выставок была практически утеряна - в 90-е у Союза просто не было финансовых возможностей организовать столь масштабные проекты. Однако в 2001 году необходимые средства, наконец, были найдены, и свет увидела первая большая уже постсоветская выставка произведений молодых художников.

Сегодня "Молодость России" открывается для зрителей уже в четвертый раз. Выставке предшествовала серьезная подготовительная работа, рассказал председатель Союза художников России (СХР) Андрей Ковальчук. По всей стране были организованы городские, районные, краевые, региональные и межрегиональные молодежные вернисажи, на которых последовательно были отсмотрены и отобраны лучшие произведения начинающих профессиональных художников, созданные за последние несколько лет.

Но свои работы на рассмотрение выставочному комитету могли предоставить и молодые художники, не участвующие в вернисажах, подчеркнул Ковальчук. Главное, чтобы в произведениях прослеживалась академическая традиция, ведь Союз художников России продолжает именно линию классического искусства. "Мы по-прежнему ценим работы с точки зрения композиции, колорита, пропорций, не говоря уже о композиции смыслов и переживаний", - отметил секретарь СХР по работе с молодыми художниками Сергей Гавриляченко.

Интересно, что многие произведения, представленные на выставке, были отобраны жюри через интернет. Заявки на участие приходили со всей страны - от Тихого океана до Балтики. И увидеть произведение вживую, порой, просто не было возможности. Впечатлило организаторов и то количество молодых художников, которые изъявили желание участвовать в столичном выставкоме. "Работы приносили и приносили. Выставком шел несколько дней. Мы увидели много очень серьезных произведений, и поэтому выставка в ЦДХ будет интересна не только простым зрителям, но и специалистам", - сказал Ковальчук.

В экспозицию "Молодость России" вошло около 2 тысяч работ различных видов и жанров, созданных художниками в возрасте до 35 лет. Среди них образцы живописи и графики, скульптуры, монументального, декоративно-прикладного и народного искусства. Ковальчук отметил, что к участию в выставке было допущено гораздо больше произведений, но, к сожалению, экспозиционные площади Центрального дома художника просто не могут вместить все. Но даже при таких ограничениях на то, чтобы обойти выставку, зрителям понадобится как минимум несколько часов.

Проект "Молодость России" можно сравнить с лоскутным одеялом. Беззаботные тёплые деревенские и морские пейзажи сменяются здесь серьезными психологическими портретами, веселые плакаты в стиле поп-арта - геометрическими перспективами урбанистических городов, забавные бронзовые кошки и чайки - скульптурными репликами античных фресок. И все это соседствует в едином пространстве, что по словам Сергея Гавриляченко, символизирует идею соборности, присущую русской культуре.

Он также добавил, что если на первой подобной выставке в 2001 году многие полотна были посвящены исторической тематике или проникнуты чувством горечи, то сегодня характер работ изменился. "Уже во время выставкомов для меня стало очевидно, что в произведения молодых стремительно вернулась тема труда", - сказал Гавриляченко. Представлено и много работ, ориентирующихся на ценности семьи, материнства и детства, добавил секретарь СХР по народному искусству Александр Греков.

"Привет, я тебя знаю! Ты с Тавриды!"

В этом году в структуру всероссийской выставки "Молодость России" впервые были включены два спецпроекта. Один из них - "И все-таки я верю…", посвящен истории Союза художников России и представляет собой видеоинсталляции на основе архивных документов и высказываний членов СХР. Второй - знакомит с работами художников и скульпторов, ярко проявивших себя на всероссийском молодёжном образовательном форуме "Таврида-2015". Форум был организован агентством "Росмолодежь" и проходил в Крыму на Бакальской косе.

В течение недели более 500 молодых художников, скульпторов и искусствоведов из всех регионов России имели возможность не только продемонстрировать свои работы, но и познакомиться друг с другом, поговорить на профессиональном языке искусства, а главное - научиться работать в команде, рассказала руководитель специальных программ СХР Вера Лагутенкова. В результате самые талантливые и активные ребята получили шанс представить свои произведения в рамках выставки "Молодость России" в ЦДХ.

"Среди этих произведений есть те, которые были написаны под впечатлением от неиссякаемой красоты полуострова Крым и от пребывания на форуме, - отметила Лагутенкова. - Для многих ребят "Таврида" стала тем стартом, который помог им определиться в своём творческом пути. Сегодня они координируются друг с другом в социальных сетях, выигрывают гранты на реализацию творческих проектов, организуют совместные выставки и ставят спектакли по всей стране. Ты приезжаешь в любой город России, идёшь по улице и вдруг слышишь: "Привет, я тебя знаю! Ты с Тавриды!". И это самое главное и самое ценное для каждого из нас".

Лагутенкова также добавила, что экспонирование работ в рамках такой серьёзной выставки стало для молодых художников серьёзным испытанием. "Одно дело, когда ты работаешь один в мастерской, и совсем другое, когда твоя работа занимает место рядом с чужими произведениями. Либо ты выдержишь это соседство, либо поймёшь, к чему нужно стремиться", - сказала она.

В этом году "Росмолодежь" вновь планирует провести "Тавриду". Форум намечен на конец июля, и, по словам Веры Лагутенковой, организаторы собираются расширить экспертный состав - к участию приглашены представители Союза художников России, институтов им. В.И. Сурикова и им. И.Е. Репина, академии Ильи Глазунова. Будут и профессионалы в области теории искусства.

Достойная смена

Выставка "Молодость России" позволяет составить максимально полную картину того, что сегодня представляет собой российское молодёжное искусство. Здесь нет громких имён, а экспонируемые произведения не являются результатом коммерческих заказов. "Это выражение того, что сегодня волнует профессиональных молодых художников, что находится у них за душой", - отметил секретарь СХР по выставочной работе Алексей Суховецкий.

Экспозиция наполнена колоссальной энергией, без которой невозможно высокое искусство. Кроме того, как отметил почетный член Российской академии художеств Масут Фаткулин, выставка показывает, что у СХР есть настоящая достойная смена, дальнейшее продолжение мощной творческой линии.

На то, чтобы познакомиться с творчеством молодых, но уже отчасти признанных, у вас есть все майские праздники. Выставка продлится до 12 мая.

Что: Выставка "Молодость России"

Где: Центральный дом художника




Top