Выставка название зодчество дерево церкви. О деревянном зодчестве рассказывает выставка в музее имени щусева

Экспозиция в анфиладе позволяет проследить, как видоизменялась деревянная архитектура в России на протяжении истории, как развивалось изучение деревянного зодчества, как приходило осознание необходимости его сохранения, консервации и реставрации. Деревянная архитектура стала неотъемлемым символом русской культуры, и интерес к исследованию её истории и перспективам развития с каждым днем возрастает.

Дом Е.А. Ершовой. Начало XIX века. С Ястребово, Великоустюжский район, Вологодская область. Макет, 1980.

Открытие русского деревянного зодчества как художественного направления произошло во второй половине XIX века. Усилившийся в российском обществе интерес к собственной истории, осознание особого исторического пути России в реде славянофилов активизировали в середине XIX века развитие новой науки - Истории русского искусства и ее особой части - Истории отечественной архитектуры.

Ветряная мельница-столбовка. XVII век. С. Щелкова, Кирилловский район, Вологодская область.

Ветряная мельница-столбовка (столбянка) - сооружение для размола зерна, конструктивной основой которого служил центральный неподвижный столб, вкопанный в землю. Устойчивость конструкции придавали рамы, столбы, «ряжи», «срубы». Вокруг центрального столба вращалась клеть амбара с мельничным оборудованием, включающим бревенчатый горизонтальный вал, крылья-махи на 4, 6, 8 лопастей, «воротила» (брёвна, при помощи которых клеть амбара поворачивается вокруг столба). Стенки амбара рубили из брусьев, обустраивали двускатную кровлю, снижая тем самым вес мельничного помещения. В зависимости от вида опоры мельницы-столбовки подразделяли на мельницы «на рамах», «на столбах», «на срубах», «на ряже» (ряж - деревянный сруб, заполнявшийся вязкой глиной или булыжником, служивший фундаментом всего сооружения). Срубная конструкция фундамента могла соединяться с фундаментом «в режь».

Успенская церковь. 1774. г. Кондопога, Карелия. Макет, 1980. Автор В.И. Садовников. Дерево, камень, металл, стекло, опилки, окраска.


Неподдельный интерес к древнерусской архитектуре, к русскому деревянному зодчеству был обсловлен желанием российских исследователей обратиться к историческим корням русской культуры. Ученые стремились обрести представление о подлинно русском искусстве, определить «черты его самобытности», отрешившись от произведений, созданных в европейских стилях, которые пришли в Россию после Петровских преобразований.

Фрагмент главы церкви Иоанна Богослова на Ишне, 1687 г. с. Богослов, Ростовский район Ярославская область. Копия. 1950-е годы.
Автор Б.В. Гнедовский. Дерево, резьба, столярная работа, лемех.

Лемех — кровельный материал в виде небольших деревянных пластин. В современном храмовом строительстве и в зодчестве Древней Руси использовался для покрытия куполов, бочек, кокошников, луковичных главок православных храмов. Изготовляется из осиновых дощечек, концы которых заостряются в виде ступенчатого клина (городчатый) либо имеют округлое или треугольное завершение. Профиль лемеха имеет выпуклую форму (сообразно покрываемой поверхности), что значительно усложняет его изготовление и повышает требования к качеству древесины. Длина одного элемента — до 50 см. Прибиваются рядами, внахлёст. Назван «лемехом» благодаря всё той же выпуклой форме, по аналогии с плугом.

Троицкая церковь. 1727. С. Нёнокса, Приморский район, Архангельская область. Макет. 1977.
Авторы: В.И. Садовников, В.В. Суслов (обмеры). Дерево, опилки, пластик, тонировка.


Изучая вновь обнаруженные произведения русского деревянного зодчества, делая их зарисовки, обмеры, фотографии, ученые второй половины XIX -начала XX века пытались определить специфику дерева как строительного материала, делали первые шаги в определении архитектурных особенностей русских деревянных храмов, выявляя основные типы сооружений.

Д.П. Сухов. Троицкая церковь. 1727. С. Нёнокса, Приморский район, Архангельская область.
Перспектива. 1925. Бумага на картоне, акварель.


Один из залов анфилады практически полностью отведен проектам выставочных павильонов. Начиная с Всемирной выставки в Париже 1867 года, начала практиковаться постройка национальных павильонов, что стало особой профессиональной задачей для российских архитекторов. Такое проектирование вырывалось из канвы каждодневной работы зодчих, вольно или не вольно переводило их творения в разряд временных объектов, родственных театральным декорациям.

М.Н. Чичагов. Императорский павильон на Политехнической выставке в Москве. 1872. Фасад, план.


В начале 1870-х годов народнические идеи, активно пропагандировавшиеся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, пробудили в художественных кругах России повышенный интерес к национальной культуре, крестьянскому деревянному зодчеству и русской архитектуре XVI-XVII вв. Они способствовали появлению на Международных выставках XIX века выставочных павильонов выполненных в «русском» стиле, который отличался острой выразительностью и узнаваемостью самобытного национального образа.

И.П. Ропет при даче С. Мамонтова, близ Москвы. Главный фасад.
Из сборника «Мотивы русской архитектуры». Лист 33-34. Издание и литография А. Рейнбот, С. Петербург. 1878.

М. Кузьмин. Загородный дом. Боковой фасад.
Из сборника «Мотивы русской архитектуры». Лист 15. Издание и литография А. Рейнбот, С. Петербург. 1878.


После революции от проведения выставок не отказались, но теперь павльоны отражали дух нового времени, а не сказочные русские терема.

К.С. Мельников. Павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустано-промышленной выставке 1923 года.
Макет 1982.


«Махорка» - павильон Всероссийского махорочного синдиката - является первой моей работой, построенной в 1923 году на первой Сельскохозяйственной выставке у Крымского моста в Москве. По заданию требовалось разместить на 270 кв. м. фабрику с механизированным оборудованием, помещения для экспонатов и оранжереи.» К.С. Мельников.

А.В. Щусев. Павильон боевых трофеев в ЦПКиО им. Горького. 1941. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь, акварель.


В архитектуре нового советского государства применение дерева в качестве строительного материала носило вынужденный характер и было обусловлено отсутствием возможности масштабного каменного строительства. Большое распространение деревянная архитектура получила при возведении временных сооружений, наделенных большой смысловой нагрузкой. Мемориальные и выставочные сооружения, трибуны различного характера, общественные задния, требующие быстрого возведения, наряду с различного рода хозяйственными постройками в 1920 годы строились в основном из дерева. Этот строительный материал позволял в сжатые сроки добиться необходимого образного решения при относительной легкости конструкции.

Второй деревянный мавзолей В.И. Ленина. Май 1924 года. Архитектор А.В. Щусев. Макет выполнен А. Юрковым под руководством автора.

А.В. Щусев. Деревянный мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. Вторйо вариант. 1924 год. Перспектива. Бумага, уголь, сангина.

Строительство второго временного мавзолея В.И. Ленина на Красной площади. Обшивка деревянными панелями фасадов.
Упаковка памятника «Рабочему». (худ. Франц Лехт, 1922). Фото, весна 1924.

Первый деревянный мавзолей В.И. Ленина. Январь 1924 года. Архитектор А.В. Щусев.
Макет выполнен Музеем архитектуры. Исп. Р. Кожевников. 1970 г.

Первый временный мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. Общий вид с памятником «Рабочий» (худ Франц Лехт, 1922)
Фото, январь 1924. Пересъемка из Партийного архива.


В середине 1930-х годов отмечался размах в проектировании и строительстве новых типов общественных зданий для колхозов, и прежде всего сельских клубов. Совесткий клуб являлся одним из важнейших общественно-политических и культурных сооружений социалистичсекой деревни. Ему отводилась ведущая роль в общей планировочной композиции поселка, взамен церковной доминанты.
Новый интерес к традиционному строительному материалу - дереву - возникает в один из наиболее драматических периодов в истории нашей страны - во время Великой Отечественной войны.

Н.И. Гайгаров. Памятник на месте сожженной деревни. 1940-е. Фасад. Бумага, карандаш, тушь, акварель, гуашь.


Большие людские потери, огромное количество индивидуальных и массовых захоронений, привели к возникновению большого количества памятных знаков. Материалом для такого рода сооружений была выбрана древесина.

Н.И. Гайгаров. Памятные знаки на могилах воинов. 1940-е. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь.


Заключительный зал анфилады посвящен музеям под открытым небом, в которых сохраняются деревянные постройки. Часто российские музеи под открытым небом основывались на месте значимых архитектурных ансамблей. Иногда основной будущего музея становился памятник каменного зодчества с обширной свободной от застройки территорией или закрытый в период советской власти монастырь с большим пространством, ограниченным монастырскими стенами.

Якутский острог. 1683. Г. Якутск, республика Саха(Якутия). Макет. 1956.
Авторы: А.Т. Юрков, Н.Д. Виноградов. Дерево, нитки, пластик, тонировка
.


Наверное самый известный музей деревянного зодчества - это выдающийся памятник русской архитектуры XVIII-XIX веков, объект Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО - ансамбль Кижского погоста. Памятники острова были поставлены на охрану в 1920 году. В 1945 году территория погоста была объявлена государственным заповедником.

Погост Кижи. XVIII века. Карелия. Макет. 1947. Дерево, латунь, оргстекло, пластмасса, металл, камень, нитки, окраска, тонировка.


История практически всего русского деревянного зодчества открывается для посетителей в Музее Архитектуры. Утилитарные строения и фантазии архитекторов все переплелось в залах анфилады дворца Талызиных на Воздвиженке. Приходите в музей увидеть красоту деревянных строений и почувствовать тепло живого дерева, затейливость старых мастеров и утилитаность нового времени.

Выставка продлится до 22 ноября 2015 года.

Посвященная истории деревянного зодчества, современной архитектуре и практике сохранения храмовых построек Русского Севера. Впервые феномен русской деревянной архитектуры демонстрируется в его эволюции - от XV до XXI века. Выставка продлится до 22 декабря.


___

В Музее архитектуры имени А. В. Щусева открывается масштабная выставка, посвященная не столько деревянному зодчеству, сколько его спасению

Экспозиция позволяет проследить, как видоизменялась деревянная архитектура в России на протяжении веков, как велось изучение этого вида зодчества, как приходило осознание необходимости его сохранения, консервации и реставрации. Архитектурная графика, чертежи, макеты, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства и архивные материалы рассказывают о первых экспедициях и исследователях древнерусского зодчества, о музеях под открытым небом, о храмовой и народной архитектуре. О возрождения деревянных храмов Русского Севера говорит представленный в экспозиции опыт работы общественной организации «Общее дело» в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии. Музей архитектуры представил не только хорошо известное, как, например, знаменитую Церковь Преображения Господня в Кижах, построенную без единого гвоздя и ставшую символом всего русского деревянного зодчества, но и мало кому известное. Национальный романтизм, скажем, навеянный очарованием родных городков и весей был так люб в начале прошлого века русскому обществу. Проекты затейливых дач-теремов, сделанные лучшими архитекторами того времени, и сегодня поражают воображение. Но век их был недолог, и скоро те же лучшие архитекторы стали проектировать совсем незатейливые деревянные павильоны для выставок народного хозяйства, дворцы культуры для пролетариата и колхозников, и даже… саркофаг для усопшего вождя. В то же время, нельзя не признать, выдающимся деревянным сооружением в стиле сталинского ампира был, судя по макету, цирк в Иванове, построенный в начале 1930-х и разрушенный, к сожалению, 40 лет спустя… / По материалам СМИ


2.

«Русское деревянное». Во дворе музея


3.


4.

Мария Уткина, куратор выставки «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


5.

Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015


6.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


7.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


8.

Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015


9.

Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века"


10.

В центре проекта — храмы и часовни, многие из которых были утрачены


11.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


12.


13.


14.

Экспозиция раздела «Эпоха модерна»


15.

Церковь Флора и Лавра, 1775, Ростовский приход, Архангельской области (макет 1976, автор В.И. Садовников)


16.

Фрагмент декора крестьянского дома И.И. Мельникова второй половины XIX века, Нижегородская область


17.

Фрагмент главы церкви Иоанна Богослова на Ишне, 1687, Ярославская область (копия). Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века".


18.

Ф.О. Шехтель - павильоны России на международной выставке в Глазго, 1901 г.


19.

Успенская церковь, 1774, г. Кондопога, Карелия (макет 1980, автор В.И. Садовников)


20.

Троицкая церковь, 1727, с. Нёнокса, Архангельская область (макет 1977, авторы В.И. Садовников, В.В. Суслов)


21.

Погост Кижи, ансамбль XVIII века (макет 1947 года). Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века".


22.

Погост Кижи, ансамбль XVIII века (макет 1947 года)


23.

Макеты памятников деревянного зодчества из Архангельской и Вологодской областей и из Якутии (автор В.И. Садовников)


24.

К.С. Мельников «Павильон «Махорка» на ВСХиКП выставке 1923 года» (макет 1982 г.)


25.

Деревянное зодчество Русского Севера. Древо жизни

Музей архитектуры имени Щусева готовит масштабный выставочный проект "Русское деревянное". Как следует из названия, он посвящен русскому деревянному зодчеству. Выставка охватывает период от XV до XXI века. В трех экспозиционных залах музея рассказывается об истории русского деревянного зодчества, восстановлении деревянных храмов Севера и о практике современной архитектуры.

Русское деревянное зодчество - один из тех символов, по которым Россию узнают во всем мире. Если выбирать среди самых известных архитектурных ансамблей, то на первом месте, безусловно, окажется знаменитый Кижский погост на Онежском озере. Именно туда едут иностранцы, чтобы увидеть настоящее русское чудо - величественный храм Преображения, построенный в 1714 году, как гласит предание, без единого гвоздя. Церковь увенчана 22 главами, каждая из которых покрыта осиновым лемехом.

"Таким наиболее известным многопридельным храмом является собор Покрова на Рву на Красной площади. Мы не можем сказать, что это прямое воздействие одного собора на другой, но вот эта идея, которая существовала в одном из главных столичных соборов, безусловно, могла повлиять в какой-то степени и на создание этого сложного сооружения", - рассказывает старший научный сотрудник Музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.

В музее можно даже увидеть целую луковичную главку, привезенную специально для выставки. Но, разумеется, не из Кижей. Ансамбль является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из критериев - "совершенная гармония с окружающим ландшафтом". Это смело можно отнести ко всему русскому деревянному зодчеству.

На выставке демонстрируются макеты сразу нескольких храмов, преимущественно Русского Севера. В музее можно увидеть и примеры авангардного использования дерева в ранние советские годы: мавзолей Ленина, проект пожарной части для деревни, купальня на Москве-реке.

"В такие тяжелые годы, когда трудно было строить из кирпича и камня, после войны, перед войной, опять обратились к дереву. И оно стало использоваться, и уже были очень оригинальные решения", - комментирует куратор выставки Ирина Чепкунова.

Открытие русского деревянного зодчества не просто как бытовой среды, а как феномена мировой архитектуры состоялось лишь в конце XIX века. Именно тогда стали организовывать первые экспедиции на Север, где деревянных построек сохранилось больше всего. Тогда же Россия впервые решила использовать русское деревянное зодчество как своеобразный фирменный стиль на международных площадках. Это проекты русских павильонов в Париже и Вене. В наше время не только государство охраняет выдающиеся ансамбли наподобие Кижей. Один из разделов выставки "Русское деревянное" посвящен сохранению храмов Русского Севера благодаря усилиям волонтеров.

3 сентября 2015 года в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева стартует масштабный выставочный проект, демонстрирующий феномен русской деревянной архитектуры как на музейных, так и на современных материалах. Программа лекций, дискуссий, экскурсий и мастер-классов распланирована до конца ноября — archspeech, как всегда, выбрал самое интересное.


Понять, как случилось, что деревянное русское зодчество стало культурным явлением мирового уровня

От XV века до сегодняшнего дня — проект подобного масштаба, показывающий развитие русского деревянного зодчества и эволюцию самого отношения к нему на протяжении шести столетий, пожалуй, представляется впервые. Первая большая выставка, посвященная деревянному зодчеству, состоялась в Музее архитектуры в 1980 году, но даже за 35 лет в этой сфере произошли серьезные изменения. Многие памятники русской деревянной архитектуры на сегодняшний день безвозвратно утрачены. Осознание необходимости их сохранения, консервации и реставрации происходило постепенно, медленнее, чем хотелось бы, и сегодня, в начале третьего тысячелетия, мы, кажется, наконец готовы оценить значение деревянного зодчества в истории отечественной культуры и его перспективы в нашем ближайшем будущем.

Именно многовековой эволюции «русского деревянного» будет посвящена экспозиция в парадной анфиладе музея: как видоизменялась деревянная архитектура в России на протяжении истории, как развивалось изучение деревянного зодчества и рос интерес к нему со стороны всего мира. Архитектурная графика, чертежи, макеты, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства и архивные материалы расскажут о первых экспедициях и исследователях древнерусского зодчества, о музеях под открытым небом, о храмовой и народной архитектуре, о русских павильонах для международных выставок конца XIX — начала ХХ веков, о постройках в неорусском стиле конца XIX века и авангардных клубах 1920-1930-х годов.

Отдельного внимания заслуживает подготовленный к выставке каталог-исследование, презентация которого состоится в середине октября. В его создании принимали участие виднейшие российские специалисты по реставрации деревянного зодчества, истории архитектуры и издании книг и каталогов просветительско-культурной направленности.

Где : Анфилада ГМА им.А.В.Щусева на Воздвиженке
Когда : 3 сентября — 22 ноября 2015 — выставка «Русское деревянное. Взгляд из XXI века»;
середина октября (дата уточняется) — презентация каталога выставки.


Узнать, «где русский человек может осознать истоки своей культуры и духовного развития»

Это цитата из описания к полнометражному документальному фильму «Атлантида Русского Севера» — одного из немногих кинопроектов, полностью созданных на средства краудфандинга с помощью ресурса planeta.ru (кстати, прямо сейчас в таких же неравнодушных «вкладчиках» нуждается очередной номер архитектурного журнала archmag.ru, посвященный опять-таки Русскому Северу ). Тема, очевидно, затрагивает многих, причем в самом широком аспекте, потому что архитектурные традиции Русского Севера невозможно изучать в отрыве от уклада и характера живущих здесь людей — цитируя рецензию к вышеупомянутому фильму от журнала «Афиша», на «территории, сформировавшейся и существующей будто в параллельном мире по своим собственным неписаным законам».

В августе лента идет в широком прокате, однако у посетителей Музея архитектуры будет возможность попасть на закрытый показ. Он состоится в рамках «Деревянного уикенда» 9 октября во флигеле «Руина». И, признаться, лучшего места для знакомства с подобным фильмом не найти — открывающаяся здесь выставка называется «ВОЗРОЖДЕНИЕ. Деревянные храмы Русского Севера».

Проект куратора Марии Уткиной расскажет о деревянных храмах и часовнях Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии.

Неслучайно соорганизатором выставочного проекта «Русское деревянное» выступил Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». Кижи, Валаам, Соловки, Малые Корелы — заветные точки на карте для всех интересующихся деревянным зодчеством, которые приезжают сюда со всего света — и Старого, и Нового. Одним из таких энтузиастов стал профессор современной архитектуры из США Уильям Брумфилд, посвятивший русскому зодчеству 40 лет своей жизни.

Этим летом вышла его книга «Архитектура на краю земли», вдохновленная русскими северными красотами и местными деревянными «чудесами». Издание, рассчитанное на американскую аудиторию, — сочетание результатов многолетних искусствоведческих изысканий с мастерскими фотоработами самого Брумфилда. В конце сентября профессор лично представит свой труд московской публике, а на выставке в «Руине» будет экспонироваться целый ряд его фотографий — совсем недавно он подарил Музею архитектуры порядка 400 авторских отпечатков.

На большинстве из них — «архитектура на краю гибели»: «жемчужины» деревянного зодчества, находящиеся на грани уничтожения. Благодаря усилиям волонтеров некоторые храмы удалось восстановить и сохранить. И хочется верить, что после выставки желающих внести свой посильный вклад станет значительно больше.

Где : Флигель «Руина» ГМА им. А.В.Щусева на Воздвиженке
Когда : 9 октября, 19.00 — показ фильма «Атлантида Русского Севера»;
конец сентября (дата уточняется) — лекция Уильяма Брумфельда и презентация книги «Архитектура на краю земли»;
3 сентября — 22 ноября 2015 — выставка «ВОЗРОЖДЕНИЕ. Деревянные храмы Русского Севера»


Убедиться, что дерево — это по-настоящему авангардный материал

Ошибочно было бы полагать, что деревянная архитектура — это исключительно музеифицированная история. Дерево как строительный материал во все времена использовалось в самых передовых проектах: чего только стоят постройки для разного рода выставок всероссийского и международного масштаба — от Павильона Крайнего Севера в Нижнем Новгороде Льва Кекушева (1896) до русских павильонов Федора Шехтеля в Глазго (1901) и «Махорки» Константина Мельникова на Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве (1923).

Даже гений металлоконструкций, инженер Владимир Шухов, в определенный период своей жизни обратился к дереву. Мера была скорее вынужденной, поскольку в 20-е годы прошлого века в Советском Союзе металла катастрофически не хватало. Но Шухов однозначно опередил свое время и успешным строительством деревянных перекрытий, трубопроводов и башенных кранов наглядно доказал, что дерево не сдает позиций перед индустриальными конкурентами. А сегодня, в связи с курсом на экологичность и энергоэффективность, наиболее перспективным даже и в многоэтажном строительстве представляется возведение .

Где : Анфилада ГМА им. А.В.Щусева на Воздвиженке
Когда : 3 сентября — 22 ноября 2015 — выставка «Русское деревянное. Взгляд из XXI века»


Почувствовать «русское аутентичное» в шедеврах современного деревянного зодчества

Итак, дерево — очень востребованный и неизменно современный материал: из него строят и частные дома, и общественные сооружения, а также новые храмы, мосты, парковые павильоны, концертные и выставочные залы, гостиничные комплексы, объекты современного искусства. «Новейшую деревянную историю» на выставке представляет проект «3×3» с участием трех современных архитекторов: Светланы Головиной, Николая Белоусова и Тотана Кузембаева. Все они активно работают именно с деревом, строя офисы, дома, дачи, гостиницы и клубы и по-своему оригинально интерпретируя традиции и обращаясь к новым технологиям. В дни открытия выставки эти архитекторы будут сами представлять свои работы и участвовать в общественных дискуссиях. А во время «Деревянного уикенда» Музей архитектуры организует экскурсию в «Курорт Пирогово» — бывший советский санаторий, на территории которого по инициативе девелопера Александра Ешкова в начале 2000-х сформировалась звездная «архитектурная коллекция». В поселке, генеральный план к которому проектировал Евгений Асс, появились постройки тех же Кузембаева и Белоусова, Александра Бродского, Юрия Аввакумова, Николая Лызлова, Алексея Козыря, Бориса Бернаскони. За самобытной русской деревянной архитектурой нового поколения — однозначно сюда.


Где
Когда : 3 сентября — 22 ноября 2015 — проект «3×3»

Где : Аптекарский приказ ГМА им. А.В.Щусева на Воздвиженке
Когда : 3/4 сентября 2015, 19.00 — artist talk со Светланой Головиной, Тотаном Кузембаевым и Николаем Белоусовым

Где : «Курорт Пирогово»
Когда : 11 октября 2015, 11.00-16.00 — автобусная экскурсия с Денисом Ромодиным


Познакомиться с творчеством молодых и перспективных бюро, сделавших ставку на дерево

Фактически сразу после открытия выставки Москва будет праздновать День города, и 5 сентября Музей архитектуры приглашает всех на «Деревянный маркет». Во дворе музея молодые команды архитекторов и дизайнеров будут не только продавать готовые «дизайнерские штучки», но и изготавливать из прямо на глазах у изумленной публики. Например, студия After-Form, специализирующая на параметрическом дизайне, обещает в этот день сделать эффектную деревянную скамью. Приходите — непременно найдете для себя что-нибудь особенно «близкое к телу».

Заслуживают безусловного внимания и идеи молодежи на более концептуальном уровне. Возвращайтесь в музей через месяц — на октябрьский «Деревянный уикенд». В формате печа-куча, с короткими докладами не более 10 минут, своими проектами поделятся такие бюро, как «Народный архитектор», megabudka, Form и другие. Многие из них уже успешно реализованы, что лишний раз подтверждает актуальность дерева в современном контексте.

Где : Двор Музея архитектуры
Когда : 5 сентября 2015, 11.00-20.00 — «Деревянный маркет»;
10 октября 2015, 17.00 — печа-куча с молодыми архитекторами


Развлечь собственных детей

В День города, пока родители будут подыскивать что-нибудь деревянное для себя, детская студия музея вместе с участниками маркета устроит целый ряд увлекательных мастер-классов. Каких именно — пока секрет, но длиться они будут целый день, до закрытия экспозиции.

А во время «Деревянного уикенда» самых юных любителей деревянного зодчества ждет еще один мастер-класс — от Айрата Багутдинова и его образовательного проекта «Москва глазами инженера». Впрочем, организаторы обещают, что тематических мероприятий для детей будет гораздо больше — следите за обновлением программы!

Где : Двор Музея архитектуры
Когда : 5 сентября 2015, 11.00-20.00 — детские мастер-классы;
10 октября 2015, 13.00 — мастер-класс Айрата Багутдинова

Где : Детская комната / Анфилада, зал № 8, ГМА им. А.В.Щусева на Возвиженке
Когда : 19 сентября 2015 — мастер-класс дизайн-студии «Шуша» (другие мастер-классы в процессе формирования)


Сформировать и высказать свое мнение о месте деревянного зодчества в современном мире

В завершении выставки, 21 ноября, в Музее архитектуры состоится одноименная с ней дискуссионная панель. Список участников — так же широк, как спектр затрагиваемых проектом различных аспектов. Это и представители музея Ирина Коробьина и Ирина Чепкунова, и архитекторы — Александр Бродский, Илья Уткин, Николай Белоусов, Олег Шапиро, Антон Кочуркин, Александр Асадов. Все они представляют деревянную архитектуру — такую стилистически разную, но такую актуальную!

Где : ГМА им. А.В.Щусева на Воздвиженке
Когда : 21 ноября 2015 (время проведения дискуссионной панели уточняется)

Изображения Музей архитектуры им. Щусева

Время проведения: 15.05.2018 – 07.10.2018

Место проведения: Церковь святого великомученика Георгия Победоносца

из Архангельской области в Коломенском

Отсчет истории создания Музея деревянного зодчества начался с 1 августа 1920 года, с даты выступления основателя музея «Коломенское» и его первого директора Петра Дмитриевича Барановского на заседании ученого совета Всероссийских государственных реставрационных мастерских. Его доклад назывался «О научных задачах организации Музея русского деревянного зодчества на открытом воздухе в Коломенском».

Практически с самого начала основания музея из окрестностей Москвы и с Русского Севера в Коломенское стали привозить деревянные постройки, которые, по словам П.Д. Барановского, были «подлинными памятниками деревянного русского зодчества, лишившимися своего функционального содержания и стихийно разрушавшимися».

Выставка, подготовленная к 95-летию музея «Коломенское» и посвященная созданию музея на открытом воздухе, рассказывает об исследовательской работе сотрудников музея-заповедника по изучению и сохранению уникальных памятников русского деревянного зодчества. На выставке экспонируются старинные инструменты мастеров-строителей, многочисленные фотоизображения деревянных сооружений, их чертежи. Каждому памятнику соответствует фоторепортаж, который включает в себя рассказ о первоначальном месте нахождения памятника, о его установке и сборке на территории Коломенского. Произведения графики отражают художественный образ памятников.

Экспозиция выстроена в хронологической последовательности. Памятники представлены в соответствии с датой их поступления в Коломенское.

Первым экспонатом, перевезенным в Коломенское, стала хозяйственная постройка из села Преображенского. В 1927 году П.Д. Барановский обнаружил в окрестностях Москвы большой деревянный сарай конца XVII–начала XVIII века, сложенный из массивных бревен, которые остались от дворца Петра I в Преображенском. В том же году постройку перевезли в Коломенское и установили на территории Государева двора.

Затем в Коломенское были перевезены и тем самым спасены уникальные деревянные строения: Моховая башня Сумского острога (1931 г.), Проездные ворота Николо-Корельского монастыря (1933 г.), Домик Петра I (1934 г.), Башня Братского острога (1959 г.), церковь святого великомученика Георгия Победоносца 1685 года из Архангельской области (2008 г).

Выставка о Музее деревянного зодчества не случайно располагается в церкви святого великомученика Георгия Победоносца, которая и сама является прекрасным произведением архитектуры Севера. Ее старинный интерьер дополняет и обогащает содержание выставки.

У каждого памятника есть свои неповторимые истории. Приглашаем вас познакомиться с ними.




Top