Выставка структуры в русском музее фотографии. Формалисты ищут формулы

Проект, включающий произведения в хронологическом диапазоне от 1960-х годов до настоящего времени, обращен к понятию структуры (лат. – строение, упорядоченное строение, расположение, порядок, связь) – качеству формы, имеющему серьезные мировоззренческие следствия. Выставка позволяет развернуть в экспозиционном пространстве увлекательную и масштабную «дискуссию о формализме».
Алла Урбан. «Структура взлета – 3». 2013 Нержавеющая сталь, сланец

Арт-объект «Бабочки»
Структура - это качество формы, обладающее серьёзными мировоззренческими следствиями. Выставка в Мраморном дворце – развёрнутая дискуссия о формализме, призванная доказать актуальность «чистой» формы. В экспозицию входят объекты Кирилла Александрова, Александра Кожина, Олега и Ольги Татаринцевых, Виталия Пушницкого, Виктора Вотского и других художников из музеев и частных коллекций.

Интерпретация текста в пространстве нелинейной структуры. Преломление пространства. 2014. Картон, оргстекло (черное). ГРМ. Виктор Вотский у своего арт-объекта.

Александр Подобед. Без названия. Стик 2015
Экспозиция, призванная доказать актуальность искусства «чистой» формы, представит модели или матрицы структур, наиболее распространенных в искусстве прошлого и нынешнего столетия и превратившихся в устойчивые пластические мотивы (решетка/сетка, кристалл, цепочка, спираль и т.п.).

Глеб Гавриленков. Развертывание темы. Из серии «Объект и субъект». Холст, масло 2016
На выставке представлены произведения из собрания Русского музея, Нового музея (СПб), Музея Органической Культуры (Коломна), из частных коллекций и мастерских художников.

Виктор Вотский. Арт-объект. Фрагмент
Выставка продлится до 29 мая 2017 года.

Фото с выставки: © Александра Траубе
Фотоальбом с открытия

В анонсе статьи использован арт-объект Кирилла Александрова. «Тесcеракт (куб в четвертом измерении). Посвящение Михаилу Матюшину». 2015. Крашеное дерево. Частное собрание, Москва

По оценкам юристов Московского союза художников, помещений для работы могут лишиться около 700 художников и скульпторов
  • 30.07.2019 Один из основателей Владимирской школы живописи ушёл из жизни 30 июля 2019 после продолжительной болезни в возрасте 88 лет
  • 30.07.2019 Скоро он сыграет в фильме о Луисе Уэйне - известном в Британии иллюстраторе детских книг, авторе графических персонажей с лицами кошек
  • 18.07.2019 Программа генерации живописи разработана в пекинском исследовательском центре Microsoft Search Technology Center Asia
  • 17.07.2019 Фантазия дизайнеров розовой ветки «забуксовала» в авангарде 1910–30-х годов. Три недели назад объявили, что соседняя станция «Нижегородская» будет в стиле супрематизма, а теперь вот «Стахановская» объявлена конструктивистской
    • 26.07.2019 27 июля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона собрано 155 лотов, от редких предметов первой половины XIX века до работ, созданных нашими современниками
    • 26.07.2019 Продано 55 % лотов. Покупатели - Москва и Санкт-Петербург
    • 23.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, четыре листа оригинальной и три - печатной графики и три работы в смешанной технике
    • 19.07.2019 Продано 50 % - 10 из 20 лотов
    • 18.07.2019 В ближайшую субботу, 20 июля, АртЛитфонд представит на Винзаводе очередной аукцион современного искусства, в каталог которого вошли свыше 200 работ художников 1980-х - 2010-х годов
    • 13.06.2019 Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 04.06.2019 Не разобравшись еще с «миллениалами», профессионалы мирового арт-рынка принялись делить шкуру следующего поколения 7–22-летних - тех, кого коротко называют Gen Z. Зачем? На кону слишком большие деньги, чтобы перестать лезть к молодежи с советами
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 30.07.2019 Совместная выставка Эрмитажа и Лувра открыта в Манеже Малого Эрмитажа до 20 октября 2019
    • 30.07.2019 В корпусе Бенуа до 2 сентября открыта выставка первого зарегистрированного объединения художников русского авангарда - петербургского «Союза молодежи», просуществовавшего с 1910 по 1919 год
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.

    Резиденция для художников - это нечто вроде хостела или общежития, только непременно оборудованного мастерскими, где можно рисовать, фотографировать или, например, монтировать видео. Резиденции популярны, их становится все больше, отдельные художники иногда по несколько лет перемещаются из одной в другую, реализуя на практике известную максиму о том, что художник должен быть гол, нищ и в идеале бездомен. Как раз вот такой трансцендентальной бездомности посвящена выставка в Музее нонконформистского искусства. К участию пригласили авторов, которые в последние два года жили и работали в арт-резиденции при центре «Пушкинская-10», и предложили им поразмышлять над тем, что для них значит дом. Американские художники Андреа Станислав и Дин Лозов искали ответ на улицах в рамках своего перформанса Reflect: они бродили по Петербургу в авторских костюмах, покрытых тысячами зеркальных значков, и раздавали их прохожим взамен на фото и ответ на вопрос «Что такое дом?». А японский автор Нобушиге Коно сконструировал для музея своеобразное жилище из мусора, найденного на улицах Петербурга.

    Где: Музей нонконформистского искусства (Лиговский пр-т, 53)

    Стоимость: 100 рублей

    «Константин Сомов. Живопись и графика»

    Последний раз в России ретроспективные выставки Константина Сомова - одного из важных представителей художественного объединения «Мир искусства» - проходили в конце 60-х и были приурочены к 100-летию со дня рождения художника. С тех пор ничего подобного не было. Восполняет пробел KGallery в свойственной ей манере: в основе выставки работы из частных коллекций, плюс отдельные экспонаты предоставят музеи (например, Русский музей и Музей Анны Ахматовой). Из редкостей: все три существующие издания знаменитой «Книги маркизы» - сборника фривольных текстов с иллюстрациями Сомова, - а еще коллекция фарфора, созданная по эскизам художника, и уникальный фотоархив.

    Где: KGallery (набережная реки Фонтанки, 21)

    Стоимость: 100 рублей

    Георгий Верейский

    Одновременно с выставкой Сомова в KGallery в Русском музее будет идти большая ретроспектива Георгия Верейского - тоже, к слову, успевшего побыть мирискусником (но на поколение младше) и революцию поддержавшего. Верейский - мастер печатной графики, большую часть жизни проработавший в экспериментальной литографской мастерской ЛОСХа. Помимо графических портретов, которыми он известен в первую очередь, на выставке покажут пейзажную графику: изображения Ленинграда и Москвы, а также трогательные деревенские пейзажи.

    Где: Михайловский замок (ул. Садовая, 2)

    Стоимость: 300 рублей

    «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик»

    Где: Музей Фаберже (набережная реки Фонтанки, 21)

    Стоимость: 450 рублей

    После прошлогоднего успеха выставки работ Фриды Кало Музей Фаберже готовит новый потенциальный хит: этой весной здесь покажут ретроспективу Сальвадора Дали, которую готовят испанские кураторы из фонда «Гала - Сальвадор Дали». Фонд этот сверхактивен, регулярно открывает выставки и даже музеи-представительства по всему миру и, прямо скажем, излишне коммерциализирован. Улучшить репутацию помогают концептуальные проекты, объединенные ясной идеей. В Музее Фаберже, например, экспозиция будет построена вокруг классических мотивов в работах Дали: так, на выставке покажут серию графических иллюстраций к знаменитой автобиографии итальянского скульптора и ювелира Бенвенуто Челлини, серию иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, а также картину «Геологическое эхо. Пьета» 1982 года, в которой художник переработал знаменитую скульптуру Микеланджело, хранящуюся в соборе Святого Петра в Риме.

    «Структуры»

    В аннотации к выставке «Структуры» в Мраморном дворце Русский музей дает пояснение, переводя с латыни: «Структура - строение, упорядоченное строение, расположение, порядок, связь». Другими словами, это проект про чистую форму, формализм - то, за что в советское время можно было вылететь из Союза художников, а в современных реалиях больше соответствует критериям промдизайна, чем искусства. Так, здесь, например, покажут инсталляции Алексея Костромы из расставленных ровными рядами яичных скорлупок, геометрические композиции из разноцветного фарфора Олега и Ольги Татаринцевых и эффектную деревянную скульптуру Виталия Пушницкого.

    Где: Русский музей, Мраморный дворец (ул. Миллионная, 5/1)

    Стоимость: 300 рублей

    «„НОМ“ 30 лет. Короли Санкт-Петербурга »

    «Драматизация идиотических проявлений действительности и идиотизация драматических» - такой была идейная установка панк-группы «НОМ» на момент ее появления в конце 80-х. Помимо музыки, команда решала эту задачу и альтернативными методами: устраивала перформансы-интервенции в городскую среду, снимала игровые короткометражки и создавала рок-оперу. На выставке к 30-летнему юбилею проекта покажут фильмы, костюмы, фотографии, а еще картины примкнувшего к «НОМ» художника Николая Копейкина.

    Когда: апрель-июнь

    Где:

    Стоимость: 500 рублей

    «Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения»

    Верещагин в России не обладает такой всенародной любовью, как, например, Айвазовский, но перспектива есть. Главное - правильно расставить акценты: тут важна и специализация на батальной живописи, и личное участие в многочисленных битвах, и несколько тяжелых ранений, и героическая смерть во время морского сражения у берегов Порт-Артура. Верещагин был большой патриот, но и любитель путешествий, одно время очень увлекся Востоком, чем, по слухам, навлек на себя недовольство императора и вроде бы даже сжег после этого несколько картин. К 175-летию художника в корпусе Бенуа пройдет большая ретроспектива: покажут около 200 работ; помимо собственной коллекции Русского, будут работы из Третьяковской галереи и нескольких других российских музеев.

    Где: Русский музей (набережная канала Грибоедова, 2)

    Стоимость: 450 рублей

    «Сдвигая метафоры: Куба в эпоху перемен»

    Где: «Росфото» (ул. Большая Морская, 35)

    Стоимость: 150 рублей

    «Росфото» готовит большую выставку, посвященную кубинской фотографии. Подробностей пока нет, но в музее проект называют энциклопедичным: он, по задумке кураторов, должен описать историю островного государства с момента прихода к власти Фиделя Кастро и по настоящее время. В смысле техник выставка также будет разнообразной: она включает в себя как работы классиков документалистики, так и актуальный видеоарт.

    «Сотворенная Жизнь»

    Галерея Anna Nova с большим опозданием, но все же откроет выставку петербургской фотохудожницы Юлдус Бахтиозиной, известной благодаря своим поставочным снимкам. С их помощью она в манере глянцевых изданий и недавних блокбастеров вроде «Он дракон» (для которого Юлдус, к слову, делала постер) изучает русскую идентичность - фотографирует парней в балетных пачках, модельной внешности барышень в русских кокошниках и метросексуалов в рыцарских доспехах.

    Где: Anna Nova (ул. Жуковского, 28)

    Стоимость: бесплатно

    «Под одеждой. История дизайна нижнего белья»

    С конца апреля в «Эрарте» будет гастролировать выставка лондонского Музея Виктории и Альберта, посвященная истории нижнего белья. Покажут около 150 вещей, начиная с корсета XVIII века и заканчивая работами современных мировых брендов. Сделано это все не только ради удовлетворения любопытства, кураторы берут выше и проводят параллели между особенностями конструкции и фасонов нижнего белья и развитием общества: например, рядом с корсетом из китового уса, способным утянуть талию до 50 сантиметров, будут выставлены рентгеновские снимки деформированных им органов, способные шокировать любого.

    Где: «Эрарта» (29-я линия В.О., 2)

    Стоимость: 500 рублей

    «Маноло Бланик. Обувь как искусство»

    Где: Главный штаб (Дворцовая площадь, 2)

    Стоимость: 400 рублей

    Эрмитаж продолжает серию выставок, посвященных работам известных дизайнеров. Следом за итальянским модельером начала ХХ века Мариано Фортуни идет современный испанец Маноло Бланик - основатель одноименной компании, выпускающей дизайнерскую обувь. На выставке покажут около 200 пар туфель, созданных за 45 лет. Среди экспонатов - обувь, вдохновленная путешествиями, отдельными личностями вроде Рианны и Брижит Бардо, созданная для фильма «Мария-Антуанетта» Софии Копполы и сериала «Секс в большом городе», который, собственно, и прославил дизайнера на весь мир.

    «Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920–1930 -х годов»

    Одна из самых необычных выставок Эрмитажа, приуроченная к 100-летию Октябрьской революции, - она же и самая простая. Братьев Якова и Евгения Хенкиных события 1917 года разделили: один оказался в Ленинграде, другой - в Берлине. Оба снимали будничную жизнь горожан, в которую незаметно вторгается политика. Финал истории трагичен для обоих братьев: Яков погиб на фронте в 1941-м, а вернувшийся из Берлина в 1936 году Евгений был вскоре арестован и расстрелян НКВД. Все, что осталось, - большой и причудливый семейный фотоархив, который на выставке в Эрмитаже покажут впервые.

    Где:

    Стоимость: 400 рублей

    Новый сезон в Музее уличного искусства

    В середине мая Музей уличного искусства откроет четвертый сезон. Выставочная площадка снова полностью сменит концепцию, темой нового проекта выбрана революция. В роли кураторов выступают руководитель берлинского стрит-арт -проекта Urban Nation Яша Янг и директор музея Андрей Зайцев. Под их руководством 30 художников из девяти стран представят свой художественный манифест на тему разрушения и созидания.

    Где: Музей уличного искусства (шоссе Революции, 84)

    Стоимость: 350 рублей

    «Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову»

    Где: Государственный Эрмитаж (Дворцовая площадь, 2)

    Стоимость: 400 рублей

    Вероятно, главная выставка грядущего лета: Эрмитаж первым привозит в Россию культового немецкого художника Ансельма Кифера, последовательно, начиная с конца 60-х, изучающего феномен нацизма. Ученик концептуалиста Йозефа Бойса и поклонник неоэкспрессиониста Георга Базелица, Кифер умеет удивительным образом сочетать мрачную экспрессивную живопись с постмодернистскими техниками вроде инсталляции и перформанса. Для выставки в Эрмитаже он готовит особый проект, посвященный Велимиру Хлебникову. Для него художник создает около 20 полотен, оттолкнувшись от идеи русского поэта о бесконечной цикличности судьбоносных военных столкновений.

    изображения: обложка, 1 – Музей Фаберже, 2 – «Росфото», 3, 4 – Эрмитаж

    «Экспозиция представит модели или матрицы структур, наиболее распространенных в искусстве прошлого и нынешнего столетия и превратившихся в устойчивые пластические мотивы (решетка/сетка, кристалл, цепочка, спираль и т.п.)».

    Олег и Ольга Татаринцевы. «Хранилище», 2013. rusmuseum.ru

    «Выставка представляет собой большой проект, включающий в себя произведения, начиная с 1960-х годов до настоящего времени, который обращен к понятию "структуры" - качеству формы, имеющему серьезные мировоззренческие следствия. Экспозиция представит модели или матрицы структур, наиболее распространенных в искусстве прошлого и нынешнего столетия и превратившихся в устойчивые пластические мотивы (решетка/сетка, кристалл, цепочка, спираль и т.п.) », - сообщили в пресс-службе музея.

    Посетители увидят работы Виталия Пушницкого, Александра Кожина, Алексея Костромы, Франциско Инфанте-Арана и других художников. Всего в экспозицию войдут более 200 произведений - объектов, скульптур, живописи, графики из собраний Русского и Нового музеев, Музея органической культуры в Коломне, галерей, частных коллекций, а также из собственности авторов.

    К. Александров. «Тесcеракт (куб в четвертом измерении)».


    В. Пушницкий. «Структура вращения».

    Источник изображений: rusmuseum.ru







    Очередной — вслед за запомнившимся всем «Актуальным рисунком» 2014-го и «Новыми рассказчиками в русском искусстве» 2015 года — выставочный проект отдела новейших течений Русского музея во главе с Александром Боровским мог появиться еще в прошлом году, но открылся только сейчас. Кураторы — сотрудники отдела Ирина Карасик и Владимир Перц — собрали работы более 50 современных художников, чтобы показать искусство, определенное ими как «новый русский формализм».

    Одно из главных свойств всякой структуры — ее тотальность, поэтому в залах выставки особенно сильно ощущение тесноты. Многие художники представлены на «Структурах» таким количеством и составом работ, что может получиться маленькая персональная выставка: Кириллу Александрову, Владимиру Наседкину и Татьяне Баданиной отведено по целому залу. В других — удивляющее соседство художников разных поколений: Вячеслав Колейчук рядом с работами Ольги и Олега Татаринцевых, Тиграна Малхасяна. В таком смешении эпох, проводимом кураторами как принцип, встречаются удачи: живописи Александра Дашевского идет близкое соседство с работами Витаса Стасюнаса — это две очень различные «Недвижимости», хрущевская и новостройки последних лет, но структура отечественного домостроительства, запечатленная художниками, не изменилась. Архитекторы и художники с архитектурным бэкграундом — от Юрия Аввакумова до Гарри Файфа по алфавиту — выделяются отчетливее всего. Но все же «Структуры» стали бы гораздо яснее, если бы Игорь Шелковский с Михаилом Шварцманом не были экспозиционно оторваны от Лидии Мастерковой и Франциско Инфанте на несколько залов. Проявить структуру способна четкая хронологическая последовательность, связывающая искусство с интеллектуальными увлечениями времени — такими как структурализм тартуской семиотической школы, в конце 1970-х влиятельный в самой широкой гуманитарной среде, не исключая и художников.

    Кураторы находят исторические корни показанного искусства в творчестве Павла Филонова, Владимира Стерлигова и его школы — структура была для них прежде всего органическим явлением. Можно мысленно дополнить выставку и другими пропущенными на ней именами — русских конструктивистов и прежде всего Александра Родченко не только с пространственными конструкциями 1920-х годов, но и с фотографиями сталинских парадов. И все равно для «чистого формализма» в истории отечественного искусства очень мало места: оп-арт и минимализм не развиты и не были укоренены в традиции, концептуализм нашел свое выражение совсем в других формах, недаром получив эпитет «романтический». Впору признать, что национальное чувство формы в России противоположно структуре, точно так же, как русское социальное чувство сопротивляется любому навязанному извне порядку.



    
    Top