Выставка в эрмитаже лейденская коллекция время работы. В Эрмитаже открывается выставка "Эпоха Рембрандта и Вермеера

С 5 сентября по 13 января в Николаевском зале Зимнего дворца проходит выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», на которой представлены около 80 произведений старых голландских мастеров XVII века, в том числе картины Рембрандта, работы Франса Халса и Яна Вермеера. Основной корпус работ принадлежит американскому коллекционеру Томасу Каплану и его супруге Дафне Реканати-Каплан. Собрание их уникально не только художественной значимостью подборки, но и своей историей: Лейденская коллекция основана только в 2003 году, а сейчас она одна из лучших в мире. The Village собрал основные факты об этом примечательном феномене, а также составил компактный гид по главным экспонатам выставки.

«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»

Где: Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)

Стоимость: 450 рублей

Коллекция

Американский бизнесмен Томас Каплан одержим голландской живописью с раннего детства. В шесть лет он впервые увидел картины Рембрандта в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в девять лет, отправившись с родителями в Европу, попросил отвезти его в Амстердам, потому что там родился художник. Свою карьеру он в итоге с искусством не связал (его компания занимает инвестициями в добычу полезных ископаемых), но увлечение не забросил, поддерживая отношения в сфере галеристов, искусствоведов, музейщиков и арт-критиков. Впрочем, до 40 лет о коллекционировании Каплан не помышлял. Как он позднее рассказывал в интервью, он был уверен, что интересующие его работы давно распределены по музеям и на арт-рынке их просто нет.

Первую работу «Портрет Дирка ван Берестейна» Геритта Дау Каплан приобрел только в 2003 году, а вот дальше коллекция росла стремительно: порядка 250 работ, включая 12 картин Рембрандта, были куплены всего за 15 лет - ничтожный по музейным меркам срок. Такого результата Каплан добился в первую очередь благодаря почти полному отсутствию азарта: за все это время он ни разу не принял личного участия в аукционах, действуя через представителей, почти не торговался, а решение о покупке той или иной работы принимал в считаные часы, благодаря чему в среде арт-дилеров добился репутации идеального покупателя.

Каталог и музейные выставки

Изначально супруги Каплан планировали сохранить анонимность, имена владельцев быстрорастущей коллекции оставались неизвестными широкой общественности. В то же время работы регулярно выставлялись - как в специально созданной для этих целей галерее, так и на музейных выставках. Однако в какой-то момент Каплан решил не просто выставлять картины для показа, но и создать , доступный для изучения студентами и искусствоведами. И в дальнейшем сохранять анонимность было уже невозможно. Следующим шагом стали крупные международные выставки, на которых Лейденскую коллекцию уже представляли как целостное собрание: показы уже прошли в Лувре, Национальном музее Китая, Пушкинском музее, а теперь добрались до Эрмитажа. Причем выставка в Петербурге проходит в самом расширенном варианте: помимо 82 работ из коллекции (в Москве подборка была такой же), на ней показывают восемь эрмитажных картин, так или иначе связанных с произведениями из собрания Каплана. Кроме раннего и зрелого Рембрандта - главных сокровищ коллекции, - посетители увидят работы его учителя Питера Ластмана, друга и соседа по мастерской Яна Ливенса, прославленного ученика и основателя собственной школы Геррита Дау, а еще рисунок Леонардо да Винчи «Этюд головы медведя» - набросок, который был использован художником для создания картины «Дама с горностаем». Никакого отношения к голландцам рисунок, разумеется, не имеет и на выставке проходит чем-то вроде бонуса.

Рембрандт

«Пациент, упавший в обморок» («Аллегория обоняния»)

В Лейденской коллекции хранятся 12 картин Рембрандта, и это почти половина всех живописных произведений великого голландца, которые находятся в частных руках. Самая ценная работа - «Минерва», созданная художником в возрасте 29 лет и, по одной из версий, написанная с молодой Саскии. Но куда любопытнее история трех ранних полотен из серии «Аллегории пяти чувств»: «Извлечение камня глупости» («Аллегория осязания»), «Три музыканта» («Аллегория слуха») и «Пациент, упавший в обморок» («Аллегория обоняния»). Последняя из них три года назад стала сенсацией: прежний коллекционер приобрел ее на маленьком аукционе в Нью-Джерси. Изначально полотно было атрибутировано неизвестному художнику, его стартовая цена составляла всего 800 долларов. Но уже в процессе подготовки торгов специалисты стали догадываться о настоящем авторстве - и в результате картина была продана за 870 тысяч долларов, превысив эстимейт более чем в тысячу раз.

Ян Ливенс

«Портрет мальчика в плаще и тюрбане»

Второй по значимости художник в собрании - современник и друг Рембрандта, в ранней молодости делившей с ним одну мастерскую в Лейдене - Ян Ливенс. Его «Портрет мальчика в плаще и тюрбане» - изображение принца Руперта Пфальцского в восточном тюрбане со страусиным пером и накидке, закрепленной золотой цепочкой, - это и кивок в сторону библейских сюжетов, и примета моды в Нидерландах и Англии того времени, когда в Европе активно развивалась торговля с Персией, а роскошь восточных посольств поражала воображение голландцев.

Геррит Дау

«Ученый, затачивающий перо»

Один из самых успешных учеников Рембрандта, создатель техники живописного письма на миниатюрных дощечках и основатель собственной школы, Геррит Дау добился непревзойденного уровня в искусстве создавать миниатюрные жанровые сценки из жизни простых голландцев. На выставке, например, представлена его работа «Ученый, затачивающий перо»: овальное изображение старика, склонившегося над письменным столом с пером и перочинным ножиком в руке, будет выставлено рядом с эрмитажной картиной Дау «Старик, рассматривающий глобус» (известна также под названиями «Географ», «Астроном» и «Гераклит»). На обоих из них изображен один и тот же натурщик, которого часто называют «отцом Рембрандта», поскольку он многократно появляется в произведениях Дау и многих других живописцев из Лейдена.

Карел Фабрициус

«Агарь и ангел»

Карел Фабрициус - другой талантливый ученик Рембрандта, мастер светотени и лирических пейзажей, проживший всего 32 года и погибший в результате взрыва на пороховом складе. Во всем мире сохранилось всего 16 его картин, одна из которых представлена в Лейденской коллекции. «Агарь и ангел» написана в 1645-м, вскоре после того, как Фабрициус окончил обучение у Рембрандта. Его влияние выражено здесь сильнее, чем в более поздних работах. Интересна история, связанная с интерпретацией сюжета. Изначально считалось, что картина изображает первую встречу Агари с ангелом в пустыне, куда та сбежала беременной от притеснения Сары. Однако во время одной из реставраций был удален потемневший слой лака в правой части картины, за которым скрывался сосуд с водой, - так стало понятно, что картина изображает более поздний сюжет скитания Агари с сыном по пустыне, когда ангел спасает умирающего от жажды Измаила, выведя его с матерью к источнику.

Фотографии: The Leiden Collection

Государственный Эрмитаж представляет шедевры голландской живописи одного из самых известных мировых частных собраний голландской живописи XVII века. Лейденская коллекция была основана в 2003 году Томасом Капланом и его женой Дафной Реканати-Каплан и включает около 250 живописных и графических работ.

Государственный Эрмитаж представляет шедевры голландской живописи одного из самых известных мировых частных собраний голландской живописи XVII века. Лейденская коллекция, названная в честь нидерландского города, где родился Рембрандт, была основана в 2003 году Томасом Капланом и его женой Дафной Реканати-Каплан и включает около 250 живописных и графических работ.

Коллекция впервые была показана миру в 2017 году в Лувре. Затем выставки с успехом прошли в Национальном музее в Пекине, Лонг-музее в Шанхае. В 2018 году шедевры Лейденской коллекции принимают в России ГМИИ им. Пушкина и Государственный Эрмитаж.

Супругам Каплан, страстно влюбленным в творения Рембрандта и мастеров его времени, удалось в наши дни, когда творения гениев классического искусства уже давно распределены между крупнейшими музеями и частными собраниями, имеющими глубокие исторические корни, успешно осуществить, казалось бы, несбыточный проект: собрать с нуля представительную и разнообразную по тематике коллекцию картин Рембрандта, Франса Халса, Яна Вермеера Делфтского и многочисленных камерных произведений лейденских мастеров - представителей так называемой тонкой живописи (fijnschilderei).

В экспозицию вошли 82 произведения выдающихся голландских живописцев из Лейденской коллекции, в том числе 12 картин Рембрандта (включая работы как раннего лейденского периода, так и более поздние), работы Франса Халса и Иоханнеса Вермеера, а также учеников Рембрандта (Геррита Дау, Фердинанда Бола и Говерта Флинка). В состав выставки вошли также два великолепных рисунка: «Отдыхающий молодой лев» Рембрандта и «Голова медведя» Леонардо да Винчи.

Выставка в Эрмитаже отличается тем, что в ее состав включены восемь эрмитажных шедевров. Картины школы тонкой живописи вступают в диалог с произведениями из Лейденской коллекции. Некоторые являются различными вариантами одного сюжета, например, изображения пожилой женщины у камина Якоба Врела или «Торговка сельдью» Геррита Дау. Некоторые из них образуют пары, например, эрмитажная картина «Разбитое яйцо» Франса ван Мириса Старшего, изображающая молодую крестьянку, вероятно, составляла пару к «Отдыхающему путнику» ван Мириса Старшего из Лейденской коллекции. Это предположение подтверждается размерами работ и зеркальностью композиций. Другие работы также имеют точки соприкосновения. Так, на одной из самых ранних картин Геррита Дау – «Старик, рассматривающий глобус» (известна также под названиями «Географ», «Астроном», «Гераклит») из собрания Эрмитажа – запечатлен пожилой мужчина. Этот старик-натурщик, условно называемый в литературе «отцом Рембрандта», неоднократно встречается в произведениях как самого Дау, так и других живописцев. Очевидно, эта же модель – старик в широком одеянии и маленькой теменной шапочке – изображена в овальной композиции Дау «Ученый, затачивающий перо», принадлежащей Лейденской коллекции.

Выставка дает уникальную возможность познакомиться с голландским искусством XVII века и с тем, как воспринимает это искусство чета Каплан, чье видение позволило сформировать подборку такого высокого уровня и такой поразительной целостности. То, что входящие в ее состав произведения будут помещены в контекст Эрмитажа, даст этой концепции второе дыхание и позволит поразмыслить о том, как взаимодействуют традиция и новаторство, о том, как по-разному может складываться полемика между художниками.

Посетители выставки познакомятся с шедеврами раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка - «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)», самая ранняя из работ, подписанных художником. Зрелый период творчества Рембрандта, связный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представлен «Портретом мужчины в красном дублете», «Девушкой в расшитой золотом накидке», «Автопортретом с затененными глазами». Зрители увидят также знаменитую «Минерву», одну из важнейших работ этого периода. Это выдающееся произведение является кульминацией серии схожих исторических картин, написанных Рембрандтом в середине 1630-х годов и изображающих героических женщин древности. К этой серии монументальных мифологических женских образов относится и находящаяся в Эрмитаже «Флора».

На выставке представлена «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского, работы которого встречаются крайне редко. В мире известно всего тридцать шесть произведений художника, и у зрителей есть уникальная возможность увидеть одно из них, поскольку творения мастера не представлены в собраниях российских музеев. Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера - «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.

Харлемский живописец Франс Халс известен в первую очередь как мастер оригинальных портретов, на которых в выразительной и свободной манере запечатлены представители различных слоев общества, в том числе купцы, священнослужители и военные. В экспозицию войдут «Портрет Самюэла Ампцинга» и «Портрет Конрада Витора».

Особый раздел выставки составляют картины лейденской школы тонкой живописи. Эти небольшие, написанные на дереве и меди живописные работы, отличающиеся особой виртуозной техникой и чистым колоритом, всегда были предметом острого коллекционерского интереса. Экспонируемые произведения представляют широкий спектр жанров голландской живописи XVII века. Помимо исторических композиций, портретов и жанровых сцен, в них нашли отражение также очаровательные анималистические композиции. Исключительно высокая сохранность этих шедевров дает возможность любоваться техническим совершенством или виртуозной живописной техникой исполнения, которой владели голландские мастера. На выставке представлены работы Геррита Дау, Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэла Метсю. Посетители увидят уникальную картину «Явление ангела Агари», написанную Карелом Фабрициусом, одну из всего лишь шестнадцати работ художника, сохранившихся до наших дней.

"Каждый почитатель Вермеера открывает его тем ключом, которым владеет.
Единой точки зрения на сокровенную суть его творчества нет, да и быть не может."

Юрий Нагибин

В Эрмитаже завершилась выставка одной картины - показывали "Географа" Вермеера. И я успела ее увидеть в последний день перед закрытием.
Этот художник, больше известный у нас в стране как Ян Вермеер или Вермеер Делфтский, представлен на афише как Йоханнес. Пусть вас это не смущает, это один и тот же Вермеер. Тот самый, что написал «Девушку с жемчужной сережкой», «Девушку с письмом у окна», «Вышивальщицу» и другие признанные шедевры мирового искусства.

В Эрмитаже прекрасная коллекция голландской живописи, есть в ней и картины мирового уровня, а вот работ Вермеера - нет ни одной. И не только в Эрмитаже, а вообще в музейных собраниях России - нет, поэтому каждая возможность увидеть картины голландского художника, не выезжая за пределы родины - уникальна и надо было успеть этим воспользоваться.

Эта выставка в Эрмитаже была третьей в серии "Шедевры музеев мира в Эрмитаже", на которой показывали работы знаменитого голландского живописца. На этот раз сотрудничество состоялось с музеем Штеделя во Франкфурте-на-Майне.

Фотографировать на выставке нельзя, я послушно ограничилась только афишей и видом на вводные тексты в зале.

Саму работу можно в деталях рассмотреть на сайте Государственного Эрмитажа, откуда и взята ссылка на изображение.

«Географ» - это одно из названий картины, принятое сегодня исследователями из-за изображенных на ней карт и глобуса. Есть и другие названия: «Математик», «Философ», «Архитектор», «Геометр», - так картину называли в разных аукционных каталогах. Художник создал это произведение в 1669 году.

Существует еще одна картина, сюжет и композиция которой заставляют предположить, что она была парной к «Географу»: это полотно «Астроном», написанная годом ранее, находится в Лувре. С 1713 года до конца XVIII века обе картины находились вместе.

Для полного понимания живописного полотна того времени необходимо знание символики изображенных на ней предметов, ни одна вещь не появлялась в картинах малых голландцев случайно, каждая имела скрытое содержание. Художник зашифровывал подлинное содержание картины с помощью изображенных на ней предметов, животных, людей, а зритель должен был расшифровать и догадаться, о чем на самом деле хотел сказать живописец.

Возможно в картинах «Географ» и «Астроном», Вермеер создавал не просто образ ученого, исследователя, но говорил зрителю о глубоких философских темах. Глобус часто встречается на «научных» натюрмортах голландских живописцев XVII века как символ универсума и связанной с ним идеи конечности земной жизни.

Точно не установлено, кто именно был изображен на парных картинах Вермеера, и был ли это именно портрет или собирательный образ. Существует гипотеза, что и заказчиком и моделью для этих полотен был Антони ван Левенгук - известный естествоиспытатель и изобретатель микроскопа, который также жил в Делфте и после смерти художника был назначен опекуном его наследства.

Кроме историко-культурной, художественной ценности, картина Вермеера «Географ» имеет интереснейшую судьбу, в которой есть и «русский след».
В 1877 году картину купил князь П. П. Демидов, получивший в наследство от своего дяди знаменитую виллу Сан-Донато под Флоренцией, но уже через три года решил продать имение со всей коллекцией произведений искусства, и картина «Географ» вместе с другими была продана на грандиозном аукционе в 1880 году.

Этот сюжет не является плодом моей собственной исследовательской работы. Я узнала историю шедевра во вводном тексте к выставке и изложила здесь, добавив несколько слов, чтобы еще раз привлечь внимание к художнику, картине и музею. Автор концепции выставки и сопроводительных материалов к ней - Ирина Алексеевна Соколова, доктор культурологии, хранитель голландской живописи, главный научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Добавлю от себя и свою гипотезу о содержании этой картины, которую, чтобы признать достойной внимания, необходимо проверить. Вряд ли я когда-либо этим займусь, но как предположение она ни на что не претендует и имеет право на существование. Воспринимайте ее как игру ума.

Какое послание зашифровал Вермеер в двух своих картинах? Кто-то увидит лишь бытовой сюжет: кабинет ученого мужа и его самого за своими интеллектуальными занятиями. Кто-то - намек на бренность бытия. А я вижу идею превосходства Божественной власти над тщетой человеческих помыслов и познания безграничной вселенной. Если совсем кратко: превосходство духа над материей.

Я исхожу из двух данных, которые не могу проверить: первое, что картины парные и написаны по единому замыслу последовательно друг за другом, второе - что они не претерпели существенных изменений (изменения в колорите в расчет не берем) и дошли до нас в своем первозданном виде.

Если разместить изображения этих двух картин рядом, мы увидим в ней некоторую последовательность, своего рода эволюцию душевного состояния героя, которое я бы назвала «от знания - к откровению».

На первой картине (известной сегодня как «Астроном») мы видим человека, сидящего лицом к окну. Вся его поза говорит об уверенности и превосходстве. Он сверху вниз смотрит на глобус - модель мира - и касается его рукой благословляющим жестом. Он обращен лицом к свету, льющемуся из окна, который можно истолковать как свет научного знания. Небольшое одностворчатое окно перед ним полностью открыто, как открыт и доступен мир за окном для человеческого ума. Вторая часть окна, наглухо закрытая, практически не видна зрителю, она растворяется в сумрачном углу комнаты.Торжество интеллекта, так можно было бы назвать эту картину, если бы она была единственной и самодостаточной.

На второй картине, написанной вслед за первой (известной как «Географ») мы видим того же человека и тот же интерьер с очень похожим набором предметов. Однако существенная перемена произошла с хозяином этой комнаты. Это уже не уверенный в себе ученый, гордый своими открытиями в постижении тайн мироздания, а растерянный, даже испуганный человек. Разбросанные вокруг него свитки говорят о душевной сумятице, неопределенный, не сфокусированный взор увидел вдруг что-то такое, что поразило ученого и сковало его страхом. Фигура его выглядит незначительной, маленькой, как будто на плечи ему навалился тяжкий груз, а сам человек предстает как слуга в покорной согбенной позе.

Ключом к пониманию содержания этих картин является, несомненно, глобус. И не случайно художник изобразил не модель земного шара, а астрономический глобус звездного неба. Проникая при помощи своего интеллекта в устройство мира человек возгордился, и возомнил себя хозяином Вселенной - это смысл первой картины. Во второй - человеку было явлено откровение, и он испугался явленного ему. Он как будто ведет диалог, и слышит голос, но голос этот не вне, а внутри его существа. Вот от этого и происходит трансцендентное впечатление от картины. Глаза ученого страшны, и, кажется, незрячи, лицо превратилось в маску. Обратите внимание, человек стоит уже не лицом к окну, а вполоборота к нему, и окно во второй картине полностью открыто и выглядит в два раза больше по площади, чем на первой картине. Занавесь на переднем плане, слегка прикрывающая окно является в этом случае эмблемой той завесы, которая скрывает от человека тайны мироздания. То, что изучал и человек, оказалось ничтожной частью огромного мира. И в эту концепцию отлично "укладывается" гипотеза о том, что на картине изображен изобретатель микроскопа Левенгук. Люди увидели целый непознанный мир под микроскопом и оказались подавлены мощью и величием той силы, что создала не только наш видимый мир, но и многие другие неизвестные нам миры.
Глобус во второй картине уже не стоит на столе, он возвышается в верхней части картины, прямо над ученым, человек сник, гордыня его наказана откровением: только Бог является хозяином и владыкой мира и в его власти человеческое знание о вселенной, а крест на глобусе, отчетливо видимый на второй картине, совершенно определенно об этом говорит.

В Эрмитаже с 5 сентября по 13 января . История этих миллиардеров из Нью-Йорка - это вам не «Щегол» Донны Тартт, а американская мечта. «Собака.ru» рассказывает о самом большом частном собрании голландцев «золотого» XVII века и ее главных шедеврах.

Сенсация - Вермеер у частников!

Дюжина Рембрандтов, один Вермеер из всего тридцати шести, известных миру, и единственный Фабрициус вне музейных стен - всего более 250 работ! Долгое время в среде искусствоведов ходили слухи, что на самом деле крупнейшая частная коллекция голландского искусства не существует вовсе, - ведь за исключением очень узкого круга лиц никто не видел ее целиком. Лейденское собрание (названное в честь родного города Рембрандта, наиболее ценного его фигуранта) не известные никому коллекционеры впервые показали миру лишь в прошлом году - на выставке в Лувре. Так произошел каминг-аут и Капланов, и их «подопечных» - и это была сенсация. Затем выставка побывала в Пекине и Шанхае. А продолжилось мировое турне в России - сначала в московском Пушкинском музее, а теперь и в Эрмитаже. Конечно, приедет не все, но и трети картин и рисунков достаточно, чтобы назвать событие грандиозным.


Кто такие Капланы?

Инвестиционный банкир и специалист по финансовому консалтингу, миллиардер Томас Каплан начал собирать голландскую живопись и графику «золотого» XVII века в 2003 году с подачи жены, внучки эмигрантов из России Дафны Реканати-Каплан (приобретавшей до этого мебель европейских модернистов), и тещи - Миры Реканати, урожденной Летичевской. Коллекционирование старых мастеров - уникальное занятие для современных ценителей прекрасного, почти поголовно предпочитающих авангард XX века и контемпорари. Ведь произведения old masters сосредоточены либо в крупнейших государственных музеях, либо принадлежат редким уцелевшим аристократическим фамилиям или семействам из категории «старых денег».

Однако супруги развернули в закрытом для посторонних сегменте арт-рынка бешеную активность. Томас Каплан вспоминает: «Для нас не было ничего необычного в том, чтобы взять на заметку и сразу же купить несколько картин за один день. Неудивительно, что мы с Дафной получили прозаическое прозвище „пылесосы“: оно отражало тот опустошительный эффект, который мы производили. На протяжении первых пяти лет мы покупали в среднем одну картину в неделю. Благодаря такому темпу Лейденская коллекция очень скоро стала вровень с некоторыми из тех собраний, которые Екатерина II скупала, задавшись целью в пределах своих владений построить нечто равноценное Лувру».


Что покажут в Эрмитаже?

Ядро коллекции - два рисунка и двенадцать картин Рембрандта Харменса ван Рейна, которым Томас Каплан, по его признанию, буквально «одержим». И это крупнейшее частное собрание лейденского гения в мире! Они и прибыли в Россию, кроме рисунка «Сидящий мужчина» 1647 года. Маленькие, написанные маслом на дереве, из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка - «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)». Амстердамский, зрелый период рембрандтовского творчества, представлен «Портретом мужчины в красном дублете», «Девушкой в расшитой золотом накидке», трогательнейшим «Автопортретом с затененными глазами», а также знаменитым полотном «Минерва», на котором римская богиня мудрости и войны выглядит как европейская августейшая особа - моделью была жена мастера, 23-летняя Саския.

Привезли в Эрмитаж и картины современников и соотечественников Рембрандта, представителей «тонкой живописи»: его учителя Питера Ластмана (довольно зловещий ванитас «Давид и Урия»), друга и коллеги Яна Ливенса, с которым он делил в Лейдене одну мастерскую, - в числе четырех представленных работ будут и удивительный автопортрет, на котором Ливенс - длинноволосый богемный юноша, и портрет принца Пфальцского, подростка в плаще и тюрбане. Не обойдется без картин Геррита Дау, одного из первых и самых известных учеников мастера, а также Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэла Метсю и знаменитого харлемского портретиста Франса Халса, запечатлевавшего купцов, прелатов и военных.


Также в коллекции - не имеющий отношения ни к Голландии, ни к первому буржуазному XVII веку рисунок Леонардо да Винчи «Голова медведя». Если использовать термин Ролана Барта, «пунктум» (неожиданный эмоциональный укол и децентрирующая деталь) пиршества североевропейской живописи, которое разразится в эрмитажных залах. А для супругов Каплан маленький, наскоро сделанный шедевр Леонардо - символ вечного, всегда продолжающегося поиска завораживающей, пугающей, никогда не тускнеющей красоты.

Текст: Артем Лангенбург

Сегодня в Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка шедевров Лейденской коллекции, которая продлится до 13 января 2019 года. Экспозиция «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» также включает полотна голландских мастеров XVII века из собрания петербургского музея.

Лейденская коллекция, названная в честь нидерландского города, где родился Рембрандт, была основана в 2003 году американским миллиардером Томасом Капланом и его женой Дафной Реканати-Каплан. В их коллекции - около 250 живописных и графических работ, включая тончайший рисунок серебряным карандашом, сделанный Леонардо да Винчи. Это - единственное произведение итальянского мастера в Лейденском собрании картин.

Премьера коллекции состоялась в 2017 году в Лувре (Франция). Затем выставки с успехом прошли в Национальном музее в Пекине и Лонг-музее в Шанхае. В этом году шедевры Лейденской коллекции выставляются в Москве и Санкт-Петербурге.

Супругам Каплан, страстно влюбленным в творения Рембрандта и мастеров его времени, удалось в наши дни, когда творения гениев классического искусства уже давно распределены между крупнейшими музеями и частными собраниями, имеющими глубокие исторические корни, успешно осуществить, казалось бы, несбыточный проект: собрать с нуля представительную и разнообразную по тематике коллекцию картин Рембрандта, Франса Халса, Яна Вермеера Делфтского и многочисленных камерных произведений лейденских мастеров - представителей так называемой тонкой живописи (fijnschilderei).

По словам Михаила Пиотровского, директора Эрмитажа, это - настоящее чудо. «Лейденская коллекция вступает в многообразный диалог с нашими голландцами золотого века. Эрмитажное собрание начиналось с Халсов. Два Франса Халса вместе с оставшимися нашими создают удивительную симфонию мастерства мазка, силы кисти и таинственного блеска краски. Изысканные мастера тонкой живописи Лейденской школы так хорошо сочетаются с нашими Герритами Дау и Франсами ван Мирисами, что кажется, будно они всегда были тут. А вот Яны Стены в Лейденской коллекции - совсем иные. Наши грубее и больше похожи на Голландию Петра Великого», - рассказал Пиотровский.

В экспозицию вошли 82 произведения выдающихся голландских живописцев из Лейденской коллекции, в том числе - 12 картин Рембрандта, включая работы как раннего лейденского периода, так и более поздние. В Эрмитаже можно посмотреть на работы Франса Халса и Иоханнеса Вермеера, а также учеников Рембрандта (Геррита Дау, Фердинанда Бола и Говерта Флинка). В состав выставки вошли также два великолепных рисунка: «Отдыхающий молодой лев» Рембрандта и «Голова медведя» Леонардо да Винчи.

Выставка в Эрмитаже отличается тем, что в ее состав включены восемь эрмитажных шедевров. Картины школы тонкой живописи вступают в диалог с произведениями из Лейденской коллекции. Некоторые являются различными вариантами одного сюжета: например, изображения пожилой женщины у камина Якоба Врела или «Торговка сельдью» Геррита Дау. Некоторые из них образуют пары: эрмитажная картина «Разбитое яйцо» Франса ван Мириса Старшего, изображающая молодую крестьянку, вероятно, составляла пару к «Отдыхающему путнику» ван Мириса Старшего из Лейденской коллекции. Это предположение подтверждается размерами работ и зеркальностью композиций.

Другие работы также имеют точки соприкосновения. Так, на одной из самых ранних картин Геррита Дау – «Старик, рассматривающий глобус» (известна также под названиями «Географ», «Астроном», «Гераклит») из собрания Эрмитажа – запечатлен пожилой мужчина. Этот старик-натурщик, условно называемый в литературе «отцом Рембрандта», неоднократно встречается в произведениях как самого Дау, так и других живописцев. Очевидно, эта же модель – старик в широком одеянии и маленькой теменной шапочке – изображена в овальной композиции Дау «Ученый, затачивающий перо», принадлежащей Лейденской коллекции.

На выставке представлена «Девушка за вёрджинелом» Яна Вермеера Делфтского, работы которого встречаются крайне редко. В мире известно всего тридцать шесть произведений художника, и у зрителей есть уникальная возможность увидеть одно из них, поскольку творения мастера не представлены в собраниях российских музеев. Эта поздняя картина предположительно написана на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера - «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.

Харлемский живописец Франс Халс известен в первую очередь как мастер оригинальных портретов, на которых в выразительной и свободной манере запечатлены представители различных слоев общества, в том числе - купцы, священнослужители и военные. В экспозицию вошли «Портрет Самюэла Ампцинга» и «Портрет Конрада Витора».

Особый раздел выставки составляют картины лейденской школы тонкой живописи. Эти небольшие, написанные на дереве и меди живописные работы, отличающиеся особой виртуозной техникой и чистым колоритом, всегда были предметом острого коллекционерского интереса.

Экспонируемые произведения представляют широкий спектр жанров голландской живописи XVII века. Помимо исторических композиций, портретов и жанровых сцен, в них нашли отражение также очаровательные анималистические композиции. Исключительно высокая сохранность этих шедевров дает возможность любоваться техническим совершенством или виртуозной живописной техникой исполнения, которой владели голландские мастера. На выставке представлены работы Геррита Дау, Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэла Метсю. Посетители увидят уникальную картину «Явление ангела Агари», написанную Карелом Фабрициусом, одну из всего лишь шестнадцати работ художника, сохранившихся до наших дней.

Специально для выставки подготовлен ряд программ, позволяющих сделать ее более доступной для людей с особыми потребностями (с инвалидностью по слуху, зрению, с особенностями психического развития, трудностями в обучении и аутизмом). К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог. Кроме того, с результатами исследований и самой Лейденской коллекцией можно познакомиться в онлайн-каталоге .

Кураторы выставки – Ирина Алексеевна Соколова, доктор культурологии, главный научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства, хранитель голландской живописи, и Лара Ягер-Красселт (куратор Лейденской коллекции, Нью-Йорк, США).




Top