Выставка в кремле марте года. Выставка «Династия Мин: сияние учености» в Музеях Московского Кремля

Перекрестный год туризма России и Франции в 2017 планируется открыть выставкой сокровищ Людовика Святого. Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина в интервью ТАСС призналась, что очень ждет реализации этого большого и интересного проекта.

"2017 год - перекрестный год туризма России и Франции. Открывать его мы будем очень важным выставочным проектом, посвященным Людовику Святому и его сокровищнице", - рассказала Гагарина. По ее словам, в подготовке экспозиции, которая приедет в Кремль, будут участвовать Лувр, Национальная библиотека и многие другие французские музеи.

"Я надеюсь, что эта выставка будет очень красивой и интересной. Тот период французской истории у всех на слуху, но мало кто эти предметы видел", - считает гендиректор Музеев. Она надеется, что все намеченные экспонаты удастся привезти в Москву.

В ближайшие месяцы Музеи Московского Кремля обещают москвичам и гостям столицы еще одну экспозицию, которая, по мнению Гагариной, "будет интересна всем". "Из Японии мы привозим вечерние платья 1920-30-х годов ведущих домов Высокой моды и будем показывать их вместе с драгоценностями соответствующего периода ", - поделилась планами директор.

По ее словам, несмотря на непростые отношения России и Японии, специалистам удается договариваться и организовывать совместные культурные проекты.

Однако Гагарина признала, что тенденции мировой политики порой все же сказываются негативно на работе музеев. "Наши европейские коллеги, прекрасно понимая, какого высокого уровня сотрудники работают в Музеях Московского Кремля, с большим удовольствием пользуются нашими знаниями, но потом не всегда адекватно ведут себя в организации проектов, которые должны проходить на их территории", - констатирует гендиректор. Она подчеркивает: "В таких случаях мы заканчиваем переговоры, что абсолютно нормально". Гагарина отметила, что подобные печальные случаи произошли, например, в отношениях с организациями Австрии и Дании.

Тем не менее она рада, что при нынешних сложных международных отношениях с другими странами, напротив, удается добиться прорывов в культурной сфере. "На выставку "Рыцарские ордена Европы", где выставлялась часть коллекции Андрея Хазина, королева Елизавета прислала свои награды, часть наград своей коллекции, чего обычно не делается. Это, наверное, первый раз. Поэтому нам это очень приятно. Такой вклад в выставку ее очень украсил и обогатил, потому что лучшая часть коллекции европейских орденов - это ордена Британской империи", - сказала Гагарина.

Руководитель кремлевских музеев напомнила, именно Королева Великобритании Елизавета Вторая передала Королевскую Викторианскую цепь, которая принадлежала Николаю Второму, "в долгосрочное, то есть вечное, безвозмездное пользование Музеям Московского Кремля".

Еще один пример сотрудничества - скорое открытие выставки русского скульптора и камнереза Василия Коноваленко, эмигрировавшего в США. "Несмотря на очень сложные российско-американские отношения, в том числе в культурной сфере, музей Денвера и частные коллекционеры предоставляют на выставку все, что мы попросили", - подчеркнула Гагарина.

"Поэтому все зависит от людей... Есть одна хорошая английская пословица: "Where there"s a will there"s a way... Там, где есть желание, находятся и пути в решении вопроса", - убеждена гендиректор Музеев Московского Кремля.

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 15:00 7 января до 15:00 8 января

Успенский собор закрыт для посещения.

С 1 октября по 14 мая

Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00, Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:30. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 14 мая

экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

8 сентября 2017 года одновременно в двух городах России, Калининграде и Салехарде, откроются выставочные проекты из собрания Музеев Московского Кремля .

В Калининградском Музее Мирового Океана пройдет выставка «Покровители мореплавателей, небесные и земные» . Выставка проходит в год 320-летия начала Великого посольства и пребывания в Кенигсберге царя Петра Алексеевича , основателя российского флота, и призвана познакомить посетителей с уникальными произведениями XV - начала XIX веков из Музеев Кремля.

На выставке представлены предметы из царской казны, среди которых дипломатические дары, привезенные царю Михаилу Федоровичу от королей Англии Карла I и Якова I , от короля Дании и Норвегии Кристиана IV. Особую ценность имеют портреты императоров Петра I и Александра I , выполненные на Санкт-Петербургской шпалерной мануфактуре в XVIII-XIX вв., а также уникальный, вырезанный на янтаре портрет императрицы Екатерины II . Посетители увидят иконы XV-XIX вв., в том числе образ Богоматери «Одигитрии», который датируется последней третью XV в. В экспозиции представлены иконы, награды, холодное оружие, драгоценная посуда, монеты, медали, а также предметы из кабинета императора Александра I . Один из разделов выставки посвящен эпохе славы российского флота. Всего на выставке представлено 86 экспонатов. Более трети из них показываются публике впервые, значительная часть была специально отреставрирована для проекта.

Выставка обещает стать важным культурным событием не только для Калининграда, но и в целом для региона, и позволит посетителям познакомиться с подлинными шедеврами отечественного и зарубежного искусства, запечатлевшими становление морской славы России.

Выставка проводится в рамках совместной программы с ПАО «ЛУКОЙЛ» .

В Ямало-Ненецком окружном музейно-выставочном комплексе имени И.С. Шемановского представят выставку «Охота царей и императоров в России в XVII-XVIII вв. из собрания Музеев Московского Кремля» , посвященную одному из излюбленных развлечений русских царей и императоров - охоте, являющейся важной частью дворцового церемониала, призванного демонстрировать подданным и иноземным гостям блеск и величие, авторитет и могущество правителей.

Более восьмидесяти уникальных экспонатов выставки расскажут о разных видах охоты, о вкусах и личных предпочтениях русских царей и императоров XVII-XVIII столетий. Выставка познакомит зрителей с Оружейной палатой и Конюшенным приказом , где на протяжении нескольких столетий изготавливались и хранились церемониальные доспехи, парадное оружие и драгоценное конское снаряжение. На выставке представлено оружие, принадлежавшее правителям России, - лучшие образцы работы мастеров ведущих российских и западноевропейских оружейных центров. Экспозиция включает редкое оружие из коллекции императора Петра III , экспонаты, связанные с «парфорсной» охотой, ружья с вензелями императриц Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II . Впервые посетители смогут увидеть полосу кортика и гарду, принадлежавшую князю А.Г. Долгорукому - участнику охот императора Петра II . Сокровища государевой Оружейной и Конюшенной казны, дорожное снаряжение, лучшие образцы охотничьего оружия, принадлежавшего российским правителям, сопровождает портретная галерея царей-охотников.

Выставка представляет интерес для всех, кто увлекается русской историей, культурой и искусством, она познакомит зрителя с миром русской придворной жизни XVII-XVIII веков и уникальными экспонатами Музеев Московского Кремля .

Самые интересные выставки Москвы 2017 года по версии редакции

К концу подходит 2017 год, ставший в области культуры очень насыщенным. В 2017 году мы отмечали 100-летие Октябрьской революции, перекрестный год туризма Австрия-Россия, XIX Международный фестиваль молодежи и студентов, год Японии в России, 130-летие со дня рождения Марка Шагала, 140-летие «Лебединого озера» Чайковского и другие юбилейные даты. В этом году прошли такие важные события как 7-я Московская международная биеннале современного искусства, Триеннале российского современного искусства, 5-ая юбилейная ярмарка современного искусства Cosmoscow, 6-ая Московская международная биеннале молодого искусства.

2017 год оказался годом масштабных и ретроспективных выставок великих художников. В Москву впервые привезли таких знаменитых художников, как Хаим Сутин, Эгон Шиле, Густав Климт, Такаси Мураками, Цай Гоцян.

ArtTube составил список лучших московских выставок уходящего года. Некоторые из них можно будет посетить и в новом 2018 году!

  1. Константин Бранкузи . Скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы из собрания Центра Помпиду

Эта выставка – первая попытка показать наиболее полно феномен Константина Бранкузи (Брынкуши) и все аспекты его наследия: скульптуру, рисунки, фотографии и фильмы. Работы Константина Бранкузи стали символом нового модернистского подхода в искусстве.

Важная часть проекта - рисунки автора, в том числе знаменитые портреты Джеймса Джойса, а также зарисовки животных, карандашные наброски скульптур, портреты и автопортреты. Кроме того, Бранкузи был фотографом и автором фильмов. Фотография занимала огромное место в его творчестве. Начиная с 1914 года, он сделал несколько тысяч фотографий, на многих из которых были запечатлены его скульптуры и мастерская.

Незадолго до смерти Константин Бранкузи выразил желание передать свое наследие в дар Франции - стране, ставшей для него второй родиной. На выставке в Мультимедиа Арт музее работы художника из собрания Центра Помпиду впервые будут продемонстрированы за рубежом.

Константин Бранкузи. Спящая муза, 1910

  1. Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)

Выставка Густава Климта и Эгона Шиле, открывшаяся осенью, это совместный масштабный проект российского Пушкинского музея и венской Альбертины. Плодотворное сотрудничество Альбертины и ГМИИ им. А.С. Пушкина позволило впервые представить россиянам около 100 работ: этюды, эскизы к живописным работам, автопортреты, обнаженная натура.

Густав Климт, главный художник венского модерна, обладал талантом превосходного рисовальщика, благодаря которому стал мировым классиком. Его графичный стиль оказал огромное влияние на последующие поколения, в том числе на Эгона Шиле, который начинал карьеру, когда Климт стал уже корифеем модерна. Шиле усвоил опыт своего знаменитого учителя и вскоре обрёл свой неповторимый и уникальный стиль, который ознаменовал переход от модерна к экспрессионизму.

Работы художников попали в коллекцию Альбертины ещё при их жизни. Последующие поступления осуществлялись за счет пожертвований и завещаний коллекционеров, таких как Август Ледерер, Артур Рёсслер, Генрих Бенеш и другие. За последующие сто лет общее количество произведений Климта и Шиле составило около 350.

Выставка даёт возможность зрителю проследить стилистическую эволюцию в графике обоих художников, а также понять насколько сильно искусство стремилось к собственному раскрепощению.

Выставка рисунков Густава Климта и Эгона Шиле из собрания музея Альбертина (Вена) © ArtTube

  1. Некто 1917

Названием выставки стали слова, которыми Велимир Хлебников закончил свои вычисления о времени падения государств, опубликованные в 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу».

Эту выставку, приуроченную к годовщине революции, Третьяковка готовила три года! Тут представлены в основном произведения, созданные как раз в 1917 году. Выставка ставит вопрос о месте искусства в переломную эпоху. Целью этого масштабного проекта является попытка приближения к пониманию всей сложной обстановки, общей картины этого важного в истории России времени. «Искусство перед неизвестной реальностью» – таков выбранный кураторами девиз проекта.

В духе весеннего проекта про оттепель «Некто 1917» поделен на структуралистские разделы: «Мифы о народе», «Город и горожане», «Эпоха в лицах», «Прочь от этой реальности!», «Смутное», «Утопия нового мира», «Шагал и еврейский вопрос». Среди 147 экспонатов - большие имена: Петров-Водкин, Серебрякова, Родченко, Попова, Малевич, Кандинский, Шагал, Альтман, Юон и другие. Создатели выставки демонстрируют весь срез того времени, то, как представители разных направлений реагировали на изменения в мире. Именно это многоголосье и являлось характерной и одной из главных черт этой эпохи.

Выставка “Некто 1917” в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу

  1. Хаим Сутин . Ретроспектива

Выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива» – первая в России, максимально полно представляющая творчество художника. «Сутин – художник одновременно счастливой и чрезвычайно трудной судьбы. Творчество мастера высоко ценилось при жизни, он не был забыт и после своего раннего ухода. С каждым годом имя Сутина привлекает все больше внимания как исследователей, так и коллекционеров» , – говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Эта выставка стала примером плодотворного российско-французского межмузейного сотрудничества последних лет. Хотя ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музей Орсэ связывает многолетняя дружба, для московского и парижского музеев выставка Сутина – первый масштабный совместный проект.

Уникальность проекта состоит в том, что организаторы представили публике не только работы Хаима Сутина, но и работы старых мастеров, которые повлияли на его художественный гений, и современных художников, которые испытали его влияние – в целом, более 60 произведений. По мнению куратора выставки Сурии Садековой, Сутин обладал уникальным умением выбрать все самое революционное в каждой из эпох и каждой из школ. Невероятная экспрессивность живописи Сутина и драматизм его цветовой палитры вдохновляли художников последующих поколений американской и британской школ.

Российским зрителям предоставлена возможность увидеть шедевры классического, модернистского и новейшего искусства из крупнейших французских музеев: Музея Оранжери, Центра Помпиду, Музея современного искусства города Парижа, Лувра, Музея Пикардии.

Выставка “Хаим Сутин. Ретроспектива” в ГМИИ им. А.С. Пушкина © kudamoscow.ru

  1. «Будет ласковый дождь» Такаси Мураками

Хулиган и представитель стиля нео-поп Такаси Мураками впервые представил свой масштабный проект на территории нашей страны. Выставка охватывает несколько периодов его творчества - с начала 1990-х годов до наших дней. Впервые помещая произведения Мураками в более широкий контекст японской культуры, выставка отдает должное многолетней работе художника, который переосмысляет и объединяет художественные традиции Востока и Запада.

Выставка состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен одному из феноменов японской культуры, освоенному в художественной практике Мураками. Проект демонстрирует результаты исследования художником некоторых особенностей национальной культуры и коллективного сознания: в его работах стирается граница между «высоким» и «низким», «элитарным» и «массовым», а различные медиа существуют в едином потоке образов.

Всего на выставке представлено более 80 работ художника - живопись, графика, полнометражные фильмы и анимация из музеев Токио и Канадзавы, японская гравюра и живопись из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, различные артефакты из студии Мураками, а также фотографии и манги из Мемориального музея мира в Хиросиме.

Открытие выставки “Будет ласковый дождь” Такаси Мураками в ЦСИ “Гараж” © The Art Newspaper Russia

  1. Оттепель: лицом к будущему . Искусство Европы 1945–1968

Эта выставка была приурочена к фестивалю «Оттепель», в рамках которого были организованы выставки еще в Государственной Третьяковской галерее и Музее Москвы. Кураторы представили колоссальную передвижную выставку, приехавшую в Россию из Германии, где была создана известными кураторами Петером Вайбелем и Экхартом Гилленом. Именно благодаря этой выставке произошло долгожданное событие – признание советского андерграундного искусства как европейского. В Россию выставка приехала в немного измененном виде, уменьшилось число экспонатов, но тем не менее, под крышей Пушкинского собрали более 200 произведений ведущих художников, творивших в 1940-1960-х гг. – Герхарда Рихтера, Георга Базелица, Марка Шагала, Александра Дейнеки, Пабло Пикассо, Ива Кляйна, Люсьена Фрейда, Фернана Леже, Отто Дикса, Вадима Сидура, Отто Мюля, Элия Белютина, группы Zero, Ханса Рихтера, Армана, Макса Бекмана, Анри Матисса и др.

Выставка была посвящена одной из сложных и событийно насыщенных вех в мировой истории – первым десятилетиям после Второй мировой войны. Экспозиция была поделена на семь разделов, которые раскрывают основные этапы развития послевоенного искусства: «Конец войны», «Скорбь и память», «Холодная война», «Борьба за мир», «Новый реализм», «Новый идеализм», «Конец утопии?».

Выставка “Лицом к будущему” в ГМИИ им. А.С. Пушкина © Daily.afisha.ru

  1. Эль Лисицкий. Ретроспектива

Еврейский музей и центр толерантности + Государственная Третьяковская галерея / 16 ноября 2017 – 18 февраля 2018

Выставка «Эль Лисицкий» – первая масштабная ретроспектива художника в России и совместный проект Еврейского музея и центра толерантности и Государственной Третьяковской галереи. Эль Лисицкий – один из ведущих художников русского и европейского авангарда, во многом определивший развитие архитектуры и дизайна XX века, изобретатель нового направления в искусстве, названного им «проуны» (проун - Проект утверждения нового). Выставочный проект состоит из двух частей и проходит одновременно на двух площадках – Еврейском музее и центре толерантности и в Новой Третьяковке. Зрителям представлено около 400 экспонатов из собраний российских и зарубежных музеев, частных коллекций. Выставка воссоздает творческий путь художника и знакомит со всеми этапами и направлениями в творчестве Лисицкого.

Доавангардный период творчества Лисицкого и работы, связанные с его деятельностью в Культур-Лиге представлены в Еврейском музее. Помимо них туда вошли его графические работы, например, знаменитый плакат «Клином красным бей белых», а также проуны, фотоколлажи, типографика, фотомонтажи, рукописи и документальные фотографии.

В залах Третьяковcкой галереи выставлено около 200 работ, среди которых проуны и архитектурные проекты, эскизы проектов выставочного дизайна, фотографии из коллекции галереи. Здесь впервые в России показаны шесть живописных проунов Лисицкого из крупнейших зарубежных собраний – в отечественных музеях нет ни одной живописной работы художника. Эти произведения Лисицкий создал в Германии в начале 1920-х годов, куда он был направлен для налаживания художественных контактов, где, кстати, подружился с дадаистом Куртом Швиттером, который создавал похожие объемные коллажи.

Выставка на двух площадках представляет зрителям Лисицкого как художника-универсума, сочетающего в себе живописца, книжного графика, дизайнера, архитектора, типографа и фотографа.

Выставка “Эль Лисицкий. Ретроспектива” © Еврейский музей и центр толерантности

  1. Система дизайна в СССР

Сейчас тема советского дизайна очень актуальна, и одним из популяризаторов этой темы в России и за рубежом выступает Московский музей дизайна во главе с Александрой Саньковой. 22 ноября в Центре моды и дизайна открылась выставка «Система дизайна в СССР». Экспозиция рассказывает посетителям о деятельности различных конструкторских бюро и дизайн-служб в 1960-1980-х годах. В состав экспозиции вошли редкие фотографии из архива МИА “Россия сегодня”, выступившего генеральным информационным партнером мероприятия.

Это первая выставка, которая показывает, как функционировала система дизайна в СССР в 1960-1980-е годы, рассказывает о деятельности важнейших институтов, конструкторских бюро и дизайн-служб на заводах и фабриках, работавших в области художественного конструирования и технической эстетики, их взаимодействии и роли в развитии промышленного производства.

На выставке представлено более 500 экспонатов: мебель, посуда, одежда, книги, чертежи, плакаты, открытки, альбомы, этикетки, созданные на известных предприятиях – «Зенит», ЗИЛ, ВАЗ, ЛОМО и многих других, а также архивные материалы (фото, видеохроника, рукописи, автографы).

Выставка “Система дизайна в СССР” © МИА “Россия Сегодня”

  1. Цай Гоцян. Октябрь

Пушкинский музей в этом году был очень щедр на масштабные проекты. Выставка китайского художника Цая Гоцяна не исключение. Вдохновившись 100-летием Великой революции Цай Гоцян создал серию работ специально для Пушкинского музея. В них художник размышлял о роли личности отдельного человека в мировой истории, а также о взаимосвязях между личными мечтами и коллективными идеалами. Этот проект оказался действительно очень грандиозным, и не только потому, что художник впервые в России представил свое «пороховое» искусства. Причина в другом – академический музей позволил художнику распространить свое искусство по всему выставочному пространству, но и, в прямом смысле, вне его. Инсталляция «Осень» - первое, что видел посетитель выставки. Она располагалась у входа в музей. Это метафорическая гора, основа которой - детские кроватки и коляски, из которых прорастают десятки молодых берез. Музей выращивал деревья в питомнике специально для выставки, а кроватки и коляски музею пожертвовали жители Москвы. «Эти детские коляски символизируют мечты, детство, социалистическую утопию в сердцах людей», - говорил художник. Это был своеобразный эксперимент и очень смелый, на который пошло руководство музея.

Над главной лестницей музея Цай Гоцян растянул шелковое полотно, на котором порохом была выведена цитата из «Интернационала»: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой». Дальше художник представил инсталляцию «Земля», которая была создана из сухих растений. Советские символы были скрыты среди колосьев, но они отражались в зеркальной поверхности над ними. Эта инсталляция символизировала русскую ниву, художник хотел воссоздать ощущение тайны, которое возникало у него в детстве при просмотре советских фильмов.

По бокам от инсталляции находились два полотна, выполненные художником в его знаменитом «пороховом стиле» – «Река» и «Сад». Черно-белая «Река» символизирует поток ушедших воспоминаний. Красные маки и гвоздики на цветном полотне «Сад» расположены рядом с советскими пропагандистскими плакатами – это воплощение идеалов прошлого.

Кульминация выставки - видеопроект «Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади»: в небе над главной площадью страны один за другим взрываются огни под музыку Петра Чайковского. Завершался перформанс 100 секундами залпов, которые оставили после себя огромное белое облако, медленно уносимое ветром.

Выставка “Цай Гоцян. Октябрь” в ГМИИ им. А.С. Пушкина © Ведомости

Текст: Анастасия Бойе

Гойя, Дали, Климт, Шиле, Тициан, Гауди, Мураками, Каттелан: редакция The Art Newspaper Russia выбрала самые интересные выставки нового года в Москве и Санкт-Петербурге, которые вы наверняка не захотите пропустить

Сальвадор Дали. «„Капричос“ Гойи». Серия из 80 гравюр. «Нет». 1977. Из собрания Бориса Фридмана. Фотография предоставлена ГМИИ им. Пушкина

«Капричос». Гойя и Дали
Главное здание ГМИИ им. А.С.Пушкина
С 24 января по 12 марта

Откроет год выставка гравюр Франсиско Гойи и Сальвадора Дали , на которой 41 офорт художника XIX века соседствует с 41 гравюрой, созданной на 180 лет позднее. Лицемерие, несправедливость, лень, спящее человеческое сознание, страх — галерея пороков, облаченных в фантастические образы испанскими гениями, мало отличается от сегодняшней. Но в музее предостерегают от поспешных выводов: сам Дали на одном из офортов экспозиции изобразил предшественника в виде загадочного сфинкса, лежащего на фоне пустыни. Интерпретациям работ в экспозиции посвящена внушительная лекционная программа. Но и помимо нее каждую пару «капричос» предваряет литературный комментарий самого Гойи, поясняющего, наряду с сатирическим подтекстом, мистические истоки своих персонажей. Расположенные парами офорты затягивают в дополнительную игру: иногда Сальвадор Дали просто следует за предшественником, не вторгаясь в изображение, но нередко переводит сюжеты в другую плоскость, вводя дополнительных персонажей и новые детали.

Вид ГЭС-2. V-A-C

«Двойная помолвка». Витраж из Сент-Шапель. Франция, 1230-1248. Patrick Cadet / Centre des monuments nationaux

«Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»
Патриарший дворец Музея Кремля
С 2 марта до 4 июня

Французский король, имя которого связано с расцветом готического стиля во Франции, был увлеченным собирателем христианских реликвий. Начав с тернового венца Иисуса Христа, он собрал более 20 священных предметов: от частицы Креста Господня до Копья Судьбы. Все они хранились в Сент-Шапель — капелле-реликварии, обладающей к тому же самым полным ансамблем витражей XIII века. Часть из них демонтировали шестью веками позднее. Теперь благодаря Центру национальных памятников Франции витражи вместе с другими шедеврами готического искусства Франции из Лувра, Музея Клюни, Национальных Библиотеки и Архивов Франции можно будет увидеть в Москве.

Музей современного искусства «Гараж»

Триеннале современного искусства
Музей «Гараж»
Март

Кураторы «Гаража» исследовали города России от Калининграда до Владикавказа, чтобы найти самых заметных региональных художников и искусство, лучше всего отражающее дух времени. В экспозиции будет выделено семь направлений, отражающих одинаковые художественные тенденции на разных территориях огромной страны. Экспозиция, помимо музея, расположится и в парке Горького, а на открытие позовут всех выбранных художников, которых оказалось более 60.

Василий Кандинский. Эскиз. 1920. Бумага, акварель, тушь, кисть. Ярославский художественный музей

«До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Часть II
Еврейский музей и центр толерантности
С 30 марта по 28 мая

Проект, первая часть которого вошла в рейтинг лучших выставок года нашей газеты, в новом году представит около 100 произведений русского авангарда времен Гражданской войны, перехода к НЭПу и коллективизации. От куратора Андрея Сарабьянова снова ожидают неизвестные произведения, никогда раньше не выставлявшиеся в Москве.

Зинаида Серебрякова. «За туалетом» («Автопортрет»). 1909. ГТГ

Ретроспектива Зинаиды Серебряковой
Государственная Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
С 4 апреля по 30 июля

В Третьяковской галерее, как и петербургском Русском музее, пару лет назад уже проходили выставки художницы. Теперь посетителей ждет ретроспектива с исчерпывающим набором живописных работ не только из русских музеев, но также из парижского фонда художницы, частных английских и французских коллекций. Впервые зритель познакомится с декоративными панно Зинаиды Серебряковой для виллы бельгийского барона Жана Броуэра , которые считались погибшими во время Второй мировой войны, но чудом уцелели и нашлись в 2007 году в подвале той самой виллы. Большую галерею портретов разбавит серия картин, посвященных закулисной жизни Мариинского театра, а также пейзажи и эскизы росписей Казанского вокзала.

Джорджо Де Кирико. «Ностальгия по бесконечности». Пьяцца д"Италия

«Де Кирико. Ностальгия по бесконечности»

С 19 апреля по 23 июля

Для выставки основателя метафизической живописи и предтечи сюрреализма Джорджо Де Кирико свои экспонаты предоставили парижский Центр Помпиду, лондонский Музей Виктории и Альберта, Фонд Джорджо и Изы Де Кирико , Национальная галерея современного искусства в Риме. Творчество художника будет представлено очень широко: около 100 произведений искусства от живописи и скульптуры до театральных костюмов. Зрителям напомнят и о русском следе в творчестве мастера авангарда. Живя в Париже с русской актрисой Раисой Гуревич-Кроль , де Кирико создал костюмы к дягилевскому спектаклю «Бал» — они, а также архивные фотографии и материалы станут дополнительным украшением экспозиции.

Василий Верещагин. «Прогулка по воде». 1903. Государственный Русский музей

«Василий Верещагин. К 175-летию со дня рождения»
Русский музей
Апрель — июль

Историки шутят, что единственной принятой когда-либо Верещагиным наградой был орден Святого Георгия за оборону Самаркандской крепости. Импульсивный, эгоцентричный, любящий свободу художник-баталист обожал путешествовать и принимал участие во всех военных действиях, которые выпадали в его судьбе. На ретроспективной выставке художника покажут 220 произведений мастера, в том числе знаменитые Балканскую и Туркестанскую серии, множество пейзажей, а также этнографические зарисовки и графику. Экспозицию украсят предметы из Этнографического музея, связанные с многочисленными поездками Верещагина.

Ансельм Кифер. «Велимиру Хлебникову». 2004-2010 Phillips

«Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову»
Государственный Эрмитаж
С 31 мая по 3 сентября

О том, что «Председатель Земного шара» Велимир Хлебников вдохновляет каббалиста Ансельма Кифера , мировое сообщество узнало, когда работа Кифера «Велимиру Хлебникову. Доктрина войны: Битвы» в 2016 году была продана на летнем аукционе Phillips за £2,4 млн. Оказалось, что Кифер постоянно перечитывает переведенные на немецкий стихи футуриста. В своей фантастической инсталляции для ретроспективы в Париже и Лондоне он иллюстрировал математическую теорию Велимира Хлебникова о цивилизационных столкновениях в истории. Ее можно будет увидеть в Эрмитаже, где к ней добавится еще 18 масштабных работ.

Саграда Фамилия. Фото Bernard Gagnon

«Антонио Гауди. Барселона»
Московский музей современного искусства
С 22 мая по 10 сентября

Вместо того чтобы читать путеводитель по Барселоне, в конце весны можно будет прийти на выставку. Эскизы и макеты самых выдающихся сооружений мастера ар-нуво, а также коллекцию снимков из архива Каталонского колледжа архитектуры покажут в ММОМА. Архитектор оставил после себя 18 сооружений, и 12 из них находятся в Барселоне. Это прежде всего знаменитый собор Саграда Фамилия, над которым архитектор работал 43 года и которому в экспозиции будет посвящен отдельный раздел. Четыре других уделят внимание его жилым постройкам, созданию дворца Гуэля, истории совместной работы с главным заказчиком, промышленником Эусеби Гуэлем , и мебели, автором которой также был архитектор. Экспозицию завершит документальный фильм «Дали и Гауди» из Испанского архива кино, что закономерно, если вспомнить, что Сальвадор Дали называл архитектуру, вдохновлявшую сюрреалистов, «самым оригинальным явлением в истории искусства».

Иоганн Гроот. «Сова, сидящая на суку». 1750-е. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

«Братья Грооты: портретист и зверописец. Немецкие художники при российском дворе»
Хлебный дом Музея-заповедника «Царицыно»
С 1 июня по 17 сентября

Летняя выставка в «Царицыно» посвящена немецким мастерам портретной живописи XVIII века, связавшим свою жизнь с Россией и сыгравшим огромную роль в становлении отечественной живописи. Георг Гроот прославился прежде всего изящными портретами Елизаветы Петровны (например, в образе Флоры) и ее придворных, а его брат Иоганн оказался самым первым анималистом в Петербургской академии художеств, дав основу целой школе зверописцев. Мастерскую Иоганна Гроота посещал в восхищении весь двор — так реалистичны были изображенные им звери и птицы. Выставка в Царицыно, где покажут около 60 работ, собранных из музеев обеих столиц и частных коллекций, откроет удивительный и трогательный мир диких зверей XVIII века и домашних питомцев при дворе первых русских императриц.

Паоло Веронезе. «Аполлон и Марсий». ГМИИ им. Пушкина

«Тициан, Веронезе, Тинторетто. Золотой век венецианской живописи»
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Июнь — конец августа

Наследие венецианской живописной школы составляет одну из самых ярких страниц в истории итальянского Возрождения. Венецианцы, оказавшиеся в стороне от итальянских материковых феодальных войн, переживали радость жизни на редкость полно, перенося в свои работы чувственную красоту мира и яркий колорит. Пока что не сообщается, какие именно шедевры увидит зритель на открывающей летний сезон выставке, ясно лишь, что они отразят период от расцвета школы и до ее угасания в творчестве Тинторетто . Другой отличительной особенностью станет жанровое многообразие полотен, которых в экспозиции будет около 40 — от излюбленного венецианскими мастерами портрета до религиозных и мифологических сюжетов. Билетами, судя по всему, стоит озаботиться заранее.

Аристарх Лентулов. «Звон». («Колокольня Ивана Великого»). 1915. Фото: Третьяковская галерея

«Аристарх Лентулов. К 135-летию со дня рождения»
Театральный музей им. А.А.Бахрушина. Основное здание
Лето

Аристарх Лентулов был неутомимым экспериментатором. Писал и в духе экспрессионизма, и в стиле Сезанна , после поездки во Францию перешел к кубофутуризму, создав одну из самых известных своих картин — «Собор Василия Блаженного». Один из основателей «Бубнового валета» , художник боялся повторений, о чем и должна рассказать грядущая выставка. Ее музей планирует сделать довольно масштабной и обещает показать зрителям 24 работы периода 1910-1920-х годов.

Павел Филонов. «Коровницы». 1914. Русский музей

«Мечты о мировом расцвете»
Русский музей
Август — ноябрь

Столетие Октябрьской революции отразилось на программах большинства музеев и галерей, о чем мы уже . Петербургский Русский музей тоже решил осмыслить последствия событий 1917-го в истории искусства. В экспозицию выставки «Мечты о мировом расцвете» войдет большое количество работ Павла Филонова , посвятившего «мировому расцвету» — идее символического цветения и прорастания как в обществе, так и в живописи — целый поэтический гимн «Проповедь о проросли мировой». Кроме него, на выставке можно будет увидеть произведения Каземира Малевича, Александра Дейнеки, Александра Самохвалова и других художников из собрания музея, которые, несмотря на отличия в манере и политических взглядах, с одинаковым энтузиазмом делились своими взглядами на послереволюционное будущее.

Кузьма Петров-Водкин. «1918 год в Петрограде». Государственная Третьяковская галерея

«Некто 1917 год»
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
27 сентября — 14 января 2018

Выставка должна не просто показать иконографию образов революции, но и отразить внутренние дискуссии, напряженную борьбу художественных течений и идей начала XX века. Экспозиция задумана масштабной: узнать о том, с какими мыслями и чувствами художники встретили революцию, можно будет на примере 120 работ, среди которых полотна Нестерова, Петрова-Водкина, Серебряковой , а также Филонова, Родченко, Кандинского, Малевича. Чтобы показать контраст между живописью и реальной жизнью измученных и оголодавших людей, выставку дополнят фотографиями и кинохроникой тех лет. Чтобы рассказать об одном из самых значимых событий новейшей истории, революции 1917 года, Третьяковская галерея отбирала экспонаты не только в регионах России, но и за рубежом: в Центре Помпиду, галерее Тейт, нидерландском Стеделейк-музее, музеях Испании, Греции, Израиля.

Такаси Мураками. «Каикаи». 2000-2005. 2000-2005 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved. Private Collection. Courtesy Galerie Perrotin

Ретроспектива Такаси Мураками
Музей «Гараж»
Сентябрь

Осенью в «Гараже» можно будет познакомиться с искусством одного из самых дорогих и веселых современных японских авторов — Такаси Мураками . Это первая в России ретроспектива поп-арт-художника, оригинальным образом соединяющего мангу с современным искусством и дизайном. Работы с ушастым мистером Добом — альтер эго 54-летнего «кидалта», плакаты с самыми невероятными мультяшками и скульптурами неоновых цветов — как раз то, что понадобится в осенний сезон. Во много раз усилить воздействие такого искусства решили, сыграв на контрастах: в экспозицию войдет старинная японская живопись и гравюра из собрания Музея искусства народов Востока и ГМИИ им. Пушкина. По уже сложившейся традиции, выставка выйдет из пределов музея на прилегающую площадь Искусств, где появится монументальная скульптура Мураками. Ее название пока держится в секрете.

Телевизор Lambert («Ламберт») 21-S-502 стационарный кинескопный. Политехнический музей

«Энциклопедия телевидения»
ВДНХ, павильон № 64 «Оптика»
Сентябрь-октябрь — январь 2018

Узнать все секреты телевидения — от советского вещания до самых рейтинговых современных передач — предложат гостям осенней выставки на ВДНХ. Здесь покажут оборудование, которым пользовались первые русские телевизионщики: от камер до записывающих и проекционных установок из фондов российских музеев, телевизионных студий и телеканалов. Пока не сообщается, будет ли экспозиция интерактивной, но что можно будет увидеть и услышать однозначно, так это архивные кадры со съемок, макеты студийных декораций, а еще костюмы, реквизит, смешные фрагменты из телепередач и музыкальные темы к ним.

Эгон Шилле. «Климт в синем халате». ГМИИ им. Пушкина

Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина
ГМИИ им. Пушкина
Середина октября — середина января 2018

Венский музей Альбертина в обмен на полотна импрессионистов предоставил ГМИИ им. Пушкина 120 графических работ Густава Климта и Эгона Шиле . Последний считал себя учеником Климта, и известно, что во время их первой встречи Климт не просто согласился обменять свою работу на рисунок художника 28 годами младше, но и выкупил несколько работ, отметив: «Почему вы хотите обмениваться со мной? Вы все равно рисуете лучше». Впоследствии Климт покровительствовал художнику, знакомя его с выгодными покупателями и выставляя его произведения вместе со своими. Благодарный ученик делал его портреты и рисунки, один из них — «Климт в синем халате» — скорее всего, можно будет увидеть в экспозиции.

Маурицио Каттелан. Инсталляция на Frieze Art Fair. Photo: Timothy Schenck; courtesy of Frieze Projects

Выставка Маурицио Каттелана
Мультимедиа Арт Музей
С 30 октября по 17 декабря

Выставку скандалиста давно ждали в России, с тех пор как художник, нарушив слово о том, что навсегда уходит из искусства, выставил свои работы в Парижском монетном дворе в прошлом году. Вряд ли Мультимедиа Арт Музей выделит специальную комнату для селфи с золотым унитазом — недавним шедевром Каттелана , который сейчас находится в нью-йоркском Музее Гуггенхайма. Но можно однозначно рассчитывать на знаменитые чучела животных, застрявших головами в стене, и провокационные восковые скульптуры. Кто знает, может быть, итальянец создаст произведение специально для российской выставки.

UPD: проект отменен

Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Старое и новое» («Генеральная линия»). 1929 г. Серебряно-желатиновый отпечаток. Государственный центральный музей кино

«Эйзенштейн. Революция в искусстве»
Государственный Эрмитаж
7 ноября — 5 марта

Московские музеи посвятили в ушедшем году несколько проектов личности эксцентричного режиссера, художника и педагога. Музей «Гараж» сравнил работы Эйзенштейна с творчеством Франсиско Гойи и Роберта Лонго , а в Мультимедиа Арт Музее большим проектом с фрагментами из кинофильмов, афишами, эскизами декораций и рисунками автора открыли празднование юбилейного сезона. О том, что именно покажут на выставке в Петербурге, пока мало известно. С одной стороны, это может быть очередной проект под знаком Великой Революции с демонстрацией киноленты «Октябрь» и исследованием влияния режиссера на революционное советское кино. С другой — проект может раскрыть Эйзенштейна с его графикой, визуальными и театральными решениями как новатора, «революционизирующего» искусство как таковое. «Если бы не революция, я бы никогда не „расколотил“ традиции, только революционный вихрь дал мне основное — свободу самоопределения», — писал он в автобиографии.

Хаим Сутин. «Вид на Сере». 1921

Ретроспектива Хаима Сутина
ГМИИ им. А.С.Пушкина
11 ноября — 19 февраля 2018

Живопись одного из ярчайших представителей Парижской школы Хаимы Сутина московский зритель мог видеть в 2011 году, на выставке художников Парижской школы. На ней он был представлен наибольшим числом работ. В этом году ГМИИ вместе с парижским Музеем Оранжери готовит ретроспективу экспрессиониста, который рисовал голым, чтобы не износить одежду, и морил себя голодом, пока не нарисует натюрморты с селедками или окровавленными тушами быков.

Лазарь Лисицкий

Эль Лисицкий
Еврейский музей и Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
16 ноября — 4 февраля 2018 Популярные материалы




Top